МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
участнику финансового рынка обязательный персональный идентификационный код. Это позволит определять, от чьего имени была осуществлена операция. Особое внимание следует уделить налоговым гаваням и офшорам. В основном подобные операции происходят в двух зонах - Кипре и Латвии. При этом договоры о предотвращении двойного налогообложения также будут применяться, но только в отношении тех участников, которые предоставили о себе полную информацию.
Важным направлением в борьбе с оттоком капитала за рубеж является повышение внимания финансовыми организациями транзитным операциям и требование у клиентов документов, подтверждающих уплату налогов. Данный вопрос регулирует Центральный банк. В коммерческие банки было направлено письмо с указанием признаков транзитных операций, на которые стоит обратить внимание банкам при обслуживании клиентов. В первую очередь, подозрение должно вызвать зачисление денежных средств от многочисленных других резидентов со счетов, которые были открыты в банках Российской Федерации с их последующим списанием. Во-вторых, пристальное внимание следует уделить ситуациям, когда срок списания средств со счета клиента составляет не более двух дней после их зачисления. Отличительным свойством транзитных операций является то, что они проводятся регулярно (как правило, ежедневно) в течение длительного периода (более трех месяцев). В третьих, для транзитных операций характерно то, что деятельность клиента по зачислению и списанию денежных средств освобождает владельца от уплаты налогов или обеспечивает минимальную налоговую нагрузку. При этом уплата налогов в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности фирмы, или не осуществляется вовсе.
Таким образом, проблема незаконного вывода денежных средств за рубеж в настоящее время стоит весьма остро. Определенные мероприятия для ее решения были предприняты, однако суммы оттока капитала остаются критическими, создавая угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Для глобального решения данного вопроса необходимо повышать инвестиционный климат государства, чтобы обеспечить выгодные условия для вкладчиков внутри страны. Список использованной литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 30.12.2015) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
2. Новости RT на русском СМИ: Центробанк начал борьбу с основной схемой вывода капитала за рубеж [Электронный ресурс] // russian.rt.com URL: https://russian.rt.com/article/69810 (дата обращения: 12.02.16)
3. Совершенно секретно Крысы бизнеса [Электронный ресурс] // sovsekretno.ru URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4503/ (дата обращения 12.02.16)
4. Брокеры увели за границу 100 млрд рублей [Электронный ресурс] // slon.ru URL:
http: //slon.ru/economics/brokery_uveli_za_granitsu_100_mlrd_rubley-715355.xhtml (дата обращения: 12.02.16)
© Бахарева А. А., 2016
УДК 334.012.23
Березина Алина Эдуардовна
Российский университет дружбы народов
Москва, Россия, alinabereznyak@gmail .com
ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС Аннотация
В статье рассматриваются вопросы существования оффшорного бизнеса, опыт его организации в России и за рубежом, а также изучаются перспективы функционирования и обеспечения экономической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
безопасности оффшорного бизнеса в России и за рубежом.
Ключевые слова
Оффшор, зона, деоффшоризация, транспарентность, инвестиции, капитал, борьба, меры.
Annotation
The article deals with the existence of offshore business, the experience of his organization in Russia and abroad, and also examines the prospects of the operation and maintenance of offshore business economic security in Russia and abroad.
Keywords
Оffshore, zone, de-offshorization, transparency, investment capital, struggle, arrangements.
Постановка проблемы
Возрастающая в последние годы мобильность мирового рынка капиталов ведет к появлению возможностей массового перераспределения финансовых потоков и предпринимательских ресурсов между отдельными странами, поэтому проблема оффшорного бизнеса стала как нельзя более актуальной.
Рассматриваемая проблема касается не только иностранных государств, она актуальна и для России. РФ является единственной страной, где 90% крупного бизнеса зарегистрировано в офшорах, а 80% сделок по продаже российских ценных бумаг проводится через эти оффшорные юрисдикции. Только в 2014 г. из страны утекло 6 трлн р. По подсчетам ведущих экономистов, за последние 20 лет через оффшоры вывезено 2 трлн дол.
Оффшорные схемы позволяют компаниям, их использующим, не платить налоги в бюджет, часто на законных основаниях, что вызывает недостаток поступлений в бюджеты всех уровней. Особую актуальность эта проблема получает из-за того, что данными схемами пользуется исключительно крупный бизнес, имеющий возможности трансграничного движения капитала. [13, с.65-69]
Таким образом, негативные последствия для экономики стран, компании которых в значительном объеме используют оффшорные схемы налицо. Это и недополучение поступлений в бюджеты всех уровней и отток капитала. Для Российской Федерации особенно актуально второе. Достаточно долгое время предприятия и организации в РФ получали значительные кредиты зарубежом, в том числе и в оффшорных юрисдикциях. Это была связано с более низкими процентными ставками кредитов, предоставляемых иностранными банками по сравнению с российскими.
1. Теоретические аспекты существования оффшорного бизнеса
В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности. В основу оффшора заложены особенности налогового законодательства некоторых стран, позволяющие полностью или частично освободить от налогов компании, принадлежащие иностранным лицам. [5, с. 5978]
Во многих исследованиях, в том числе Совета Финансовой Стабильности, существуют опасения, что оффшорные зоны могут стать генератором новых финансовых кризисов. Поэтому странам необходимо проводить согласованную политику по контролю финансовых потоков и операций, включающую заключение многосторонних международных соглашений по обмену информацией о трансграничном движении денежных средств. Должны быть приняты во внимание интересы корпораций и компаний, и те выгоды, которые они получают (помимо налоговых) при регистрации своих дочерних подразделений в оффшорных юрисдикциях. Безусловно, политика России должна быть общей как для государственных корпораций, имеющих свои дочерние компании в оффшорных зонах, так и для частных предприятий.
Изучая зарубежный опыт, отметим, что борьба с искоренением оффшорных юрисдикций имеет долгую историю. [6, с. 58-66] Наиболее показателен пример данной борьбы в США. На наш взгляд, не стоит осуществлять прямой запрет на управление компаниями-нерезидентами. Важным элементом в данной борьбе против оффшоров является обмен информацией при проведении налоговых проверок, что будет способствовать информационной прозрачности и уменьшению оттока активов из страны.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
С учетом опыта зарубежных стран в борьбе с офшоризацией и на основе аналитических данных нами предложены основные мероприятия, направленные на минимизацию негативных последствий функционирования оффшорных зон в РФ:
Российские компании пользуются оффшорными схемами в первую очередь для вывоза капитала и перевода активов, а также для перевода управления компанией. [7, с. 8]
Поэтому данный закон позволит бороться с «офшоризацией» экономики только частично. Для всестороннего и полного решения данной проблемы необходима серьезная работа государственных и общественных институтов. Мы понимаем, что данная проблема многолетняя и характерна не только для России, но и для других стран, в том числе и развитых. И если она не была решена до сих пор, то маловероятно, что ее удастся решить в одночасье. Тем не менее, мы можем предложить усилить контроль за «дочерними» и «внучатами» компаниями материнской организации, если она зарегистрирована в оффшорной юрисдикции. [9, с.94-103]
Налоговый кодекс дает налоговым органам право контролировать цены по сделкам с взаимозависимыми лицами, и в случае их отклонения от среднерыночных, доначислять выручку, а значит и увеличивать прибыль для целей налогового учета (пп. 2 п. 2 ст. 40 НК РФ). Можно предложить более широко использовать эти положения НК РФ для контроля операций материнскими компаниями, расположенными в офшорах.
2. Опыт организации оффшорного бизнеса в России и за рубежом
В России для уклонения от уплаты налогов особо популярностью пользуются схемы с использованием фирм-однодневок, в которую перечисляются денежные средства за осуществление фиктивных операций, осуществления фиктивных услуг и так далее.
В каком-то смысле такое распространение данных схем в бизнес-деятельности российских предприятий связано и с культурными особенностями. В России предприниматели считают необязательным уплату налогов в бюджет страны, даже унизительным. В этом кроется поразительное отличие российских оффшорных схем бизнеса и иностранных. Иностранные авторы, изучающие данную тему, недоумевают от того, что в отличие от других стран мира в России от уплаты налогов уклоняются не только частные фирмы, но и государственные. Например, Газпром обвиняется в неуплате двух миллиардов долларов. [14, с. 59-61]
Борьбу необходимо вести не на уровне отдельных частных фирм, а на уровне государства. Необходимо перестраивать идеологию всей страны. В России граждане не понимают, зачем платить налоги. Причиной этого служит множество факторов, такие как потребительский характер экономических отношений, социальная незащищенность простых граждан, вседозволенность аппарата управления и особо богатых людей. Регулируя различные сферы жизни общества, а не только концентрируя внимание на самом факте нелегального оттока капитала, который очень трудно подсчитать, можно регулировать и экономическую сферу. [8, с.34-39]
Все сферы жизни общества глубоко взаимосвязаны и взаимозависимы. Но изменять структуру необходимо в совокупности, чтобы достичь эффективных результатов. Необходимо начать бороться с отмыванием денег на государственном уровне. Тот факт, что в России деньги отмывают государственные служащие и государственные предприятия, является просто неподдающимся пониманию. Справившись с этой проблемой, будет легче искоренять практику отмывания денег частными фирмами.
Всерьез задумались о деоффшоризации в России еще в 2011 году, когда после теракта в «Домодедово» спецслужбы не смогли найти владельцев аэропорта.
Глобальная предпосылка деоффшоризации - технологическое развитие и упрощение возможности обмена информацией. Чем легче хранить и передавать данные, тем проще становится получить к ним доступ. [3, с. 24]
Безусловно, правительство страны предпринимает меры по борьбе с оффшорами. Однако многие специалисты полагают, что оффшорные зоны останутся востребованными, ведь желание предпринимателя снизить свои издержки путем уменьшения выплаты налогов является естественным.
Так же, с точки зрения мирового хозяйства, создание оффшорных зон стимулирует развитие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
международных торговых отношений, что повышает экономическое благосостояние стран, ускоряются потоки движения денежных средств, появляются новые платежные системы.
Также в рамках борьбы с утечкой капиталов в офшоры такие страны, как США, Великобритания, Италия, объявляли амнистии для своих граждан, выводящих средства из офшоров. При амнистии государство гарантирует уклонистам избежать уголовное преследование и заплатить штраф по льготной ставке. В Италии даже не требовалось сообщать об источниках дохода. Естественно, такое направление в политике государство было установлено на определенный срок, обычно устанавливали 6 месяцев, но были случаи продления сроков. [12, с.52-67]
Таким образом, мировое сообщество обеспокоенно проявившимися проблемами деятельности офшорных центров и проявляют активное участие в их урегулирование. Но в условиях кризисной ситуации в мире, данный процесс затягивается и осложняет работу международным организациям и многим государствам в работе по противодействию негативного влияния офшоров на экономику в целом.
3. Перспективы функционирования и обеспечения экономической безопасности оффшорного бизнеса в России и за рубежом
Вносимые в российское законодательство изменения лишены последовательности и конкретизации, однако это не препятствует совершенствованию методов, обеспечивающих экономическую безопасность субъектов оффшорного бизнеса. [10, с.12-18]
Реализация новых положений приведет к увеличению транзакционных издержек российских компаний, так как им потребуются определенные усилия всех ее служб для анализа и оценки последствий финансовых рисков.
Приведенные в параграфе особенности оптимизации оффшорного бизнеса не исчерпывают вопросов безопасности экономических субъектов и требуют расширения и глубокого анализа, что может являться предметом дальнейших исследований.
Отсутствие решительных антиоффшорных механизмов в российском налоговом законодательстве можно объяснить значимостью главенствующих социальных сил - бизнеса и бюрократии, сил, которые могут влиять на принятие либо отсутствие вышеуказанных мер. [4, с. 2-6]
Позиция бизнеса ясна, а бюрократия, в свою очередь, действует с той точки зрения, что высокий уровень коррупционной составляющей дает массу возможностей, а именно оформление владения российскими компаниями на чиновников без истинной информации о бенефициарах компаний, владения собственностью и счетами за пределами Российской Федерации без разглашения сведений об истинном владельце данных активов.
Таким образом, для экономики России основополагающей задачей выступает пополнение бюджета страны посредством поступающих налогов, а соответственно, минимизация использования оффшорных схем субъектами экономической деятельности в рамках нарушения правового поля; совершенствование методов обеспечения экономической безопасности.
Тематика выявления преступлений в сфере оффшорного предпринимательства требует необходимых знаний в области мировой экономики, международного права, валютно-кредитной системы зарубежных стран, иностранных языков. В настоящее время ни один государственный образовательный стандарт не предусматривает подготовку специалистов такого уровня, что существенно снижает качество противодействия фактам незаконного вывода капитала за рубеж. [11, с.29-48]
Деофшоризацию российской экономики следует понимать двояко. С одной стороны, она представляет уменьшение числа оффшоров, которые использует российский бизнес. С другой стороны, речь идет о снижении стоимости товарно-денежных потоков, идущих в нашу страну через оффшорные юрисдикции.
С целью выявления мер по деофшоризации российской экономики, необходимо систематизировать основные причины, по которым российский бизнес активно использует оффшорные юрисдикции в своей хозяйственной деятельности [1, с. 2-6]:
- трудности ведения бизнеса в нашей стране, связанные с отношениями собственности и несовершенством налоговой системы;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
- дополнительные конкурентные преимущества, предоставляемые оффшорами российскому бизнесу;
- несовершенство и неразвитость фондового рынка в нашей стране, поскольку первичное публичное размещение акций (IPO) крупных российских компаний в нашей стране почти не осуществляется; по оценкам, за 2013-2014 гг. 80 % IPO российских компаний происходило за рубежом;
- несовершенная структура иностранных инвестиций в РФ, поскольку в форме прямых инвестиций, например, в 2015 г. поступило лишь 15 % инвестиций, тогда как 84 % (143 млрд. долл.) [2, с. 30] - в форме прочих инвестиций, которые представляют собой международный спекулятивный капитал, заключающийся в приобретении на вторичном фондовом рынке ценных бумаг; очевидно капитал, привлекаемый виде прочих инвестиций, практически сразу же уходит за границу.
Выводы
Очевидно, что такие меры, как совершенствование инвестиционного климата, совершенствование судебной системы, отношений собственности и т.п. в нашей страны являются важными с точки зрения решения проблем де- офшоризации, но все же к последней прямого отношения эти меры не имеют. Речь должна идти о следующих специальных методах и механизмах де- офшоризации, которые напрямую будут влиять на уменьшение роли оффшорного фактора в предпринимательской деятельности в нашей стране:
Поэтому положительный сдвиг в решении проблемы оффшоризации национальной экономики способен оказать прямое влияние на экспорт прямых иностранных инвестиций из нашей страны, поскольку оптимизируются процедуры вывоза капитала, увеличатся объемы легального экспорта, равно как и транспарентность их назначения. Последнее будет вести к росту эффективности инвестиционных проектов российских компаний за рубежом, что будет положительно влиять на экономический рост нашей страны. Список использованной литература:
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. с. 2-6.
2. Анимица П.Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит 2014. №12. с. 30.
3. Борисов О.И. FATCA: новый вызов для российской банковской системы // Банковское дело. 2015. № 1. с. 24.
4. Гетьман-Павлова И.В. «Российские оффшорные компании на российском рынке ценных бумаг». -Банковское право, 2014, № 5, с.2-6.
5. Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Эксперт. 28.01.2015. № 4. с. 7
6. Суглобов, А. Е., Михайлов, С. В. Использование оффшорных схем как необходимого элемента псевдолегальной минимизации налогов / А. Е. Суглобов, С. В. Михайлов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 3. с. 58-66.
7. Тимофеева, О. Ф., Крестьянинова, М. И. Офшорные юрисдикции как инструмент международного налогового планирования: мировой опыт их создания / О. Ф. Тимофеева, М. И. Крестьянинова // Мир Науки. 2014. № 1. с. 8.
8. Зеленюк А.Н. Расширение практики использования налоговых убежищ в мировой экономике. //Российский внешнеэкономический вестник. -2015. -№2-с.34-39
9. Ужгинцев А.В. Офшорные компании в современной экономике. // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №5. с.94-103.
10.Хейфец Б.А. Антиофшорное наступление мирового сообщества и российская политика. // Финансы.2012. №2. с.12-18
11.Хейфец Б.А. Деофшоризация экономики: мировой опыт и российская специфика// Вопросы экономики. 2015. №7. с.29-48
12.Хейфец, Б. Оффшорные финансовые сети российского бизнеса / Б. Хейфец // Вопросы экономики. 2013. № 1. с.52-67.
13.Чухнина Г.Я. Мониторинг способов совершенствования международных налоговых преступлений // Финансы и кредит. 2013. №36. с.65-69.
14.Эволюция оффшорного бизнеса/Воронина А.М. Финансы и кредит, 13 (217). 2014. с. 59-61
© Березина А. Э., 2016