МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
- расчет недоимок, переплат и доначислений;
- учет сведений по камеральной проверке.
Создание простой компьютерной программы, способу оказать существенную помощь при противодействии фирмам-однодневкам. Сущность предлагаемой схемы - банки ежеквартально, но не позднее 10 дней после окончания каждого квартала, представляют в налоговые органы по месту учета своих клиентов - юридических лиц, по соответствующему запросу налоговых органов, информацию о движении по всем счетам этих юридических лиц в электронном виде. Дальше после представления ими бухгалтерской и налоговой отчетности программа в автоматическом режиме сравнивает суммы, выручки, отраженные в налоговых декларациях и суммой денежных средств, поступивших на счета налогоплательщика. В случае их несоответствия налоговые органы уже располагают информацией о возможном правонарушении и более пристально проверяют данного налогоплательщика. В целях усовершенствования данной программы предлагается более тщательно проверять организации, зарегистрированные в течение последнего года.
Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации - безусловно главная задача налоговых органов Российской Федерации.
Как показывает практика, в системе организации камеральных налоговых проверок еще есть существенные недочеты которые заслуживают внимания и они получили отражение в данном исследовании. Но впрочем, зачастую эффективность камеральной проверки зависит от профессионализма кадрового состава и грамотной организации работы на местах и слаженной работы всех элементов налоговой системы Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. URL: http://www.consultant.ru
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru
3. Налоговые споры: теория и практика. 2011. №7. С. 8-12. 18
4. Голищева Л.Е., Бровко Л.И., Голищев А.В. Налоговый контроль - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009. - 156 с.
5. Иванова И.Т., Вайс Е.Н. и. др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - СПБ: Питер, 2010 - 167 с.
6. Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС №3(30) 2015 Вронская М.В. «Обход закона» в гражданском праве: форма злоупотребления правом или самостоятельная юридическая конструкция
© Чеканова В.И., 2016
УДК 334
В.И. Чугунов
К.э.н., доцент кафедры «Финансов и кредита» ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
В.В. Начаркин студент 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н. П. Огарёва"
А.В. Захаров
студент 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н. П. Огарёва" г. Саранск, Российская Федерация
ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация
Сегодня, в условиях, когда государственные интересы России требуют ужесточения налоговой
283
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
дисциплины и пресечению незаконного вывоза за рубеж национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в стране являются одними из самых актуальных. И от их успешного решения во многом зависит национальная экономическая безопасность.Увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности. Значительную роль в этом играет создание свободных экономических зон (СЭЗ).Наряду с собственно свободными экономическими зонами, в мировой практике существуют особые - оффшорные зоны (ОЗ). А особенности и все новые возможности оффшорного бизнеса заслуживают постоянного внимания.
Ключевые слова
Оффшор, оффшорный бизнес, правое обеспечение, деоффшоризация, специальные экономические зоны.
За последние 30 лет оффшорный бизнес стремительно развивается. Это связано, в первую очередь, с постоянным движением капиталов в рамках глобализации мировой экономики, что в настоящее время выражается в появлении и развитии оффшорных территорий как важного фактора привлечения иностранных инвестиций, проведения экономических реформ и модернизации механизмов управления и регулирования национальных экономик.
В определенные периоды своего развития многие государства, в большей степени островные, не имеющие каких-либо природных и иных ресурсов, объявили о своем оффшорном статусе, а с течением времени оффшорный бизнес приобрел черты хорошо отлаженного механизма с постоянно совершенствующимися методами, способами и инструментами ведения предпринимательской деятельности. Однако развитие оффшоров вызвало также и обеспокоенность многих государств, международных организаций о криминальном характере такого бизнеса, его использовании в антидемократических целях, направленных как на дискредитацию моральных, этических ценностей, так и на откровенное финансирование терроризма и иную «подрывную» деятельность. Россия также столкнулась с данными проблемами и как и все развитые страны пытается с ними бороться.
Само понятие «оффшор» возникло в конце 50-х годов XX века в одной из газет восточного побережья США. В газетной статье было рассказано о финансовой компании, которая избежала контроля правительства США с помощью того, что она переместила свою деятельность на территорию другой страны, которая имела более привлекательное и выгодное налоговое законодательство. Так и сформировалась суть данного термина. Оффшор - это финансовый центр, который привлекает иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Использование оффшоров является одним из самых известных и эффективных методов налогового планирования [4].
Основная первопричина появления и быстрого развития оффшорного бизнеса явилось противоречие возникшие между государством и гражданами. Государство хотело полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории, а гражданене хотели быть подконтрольными государству и отдавать часть своей прибыли в виде налогов [5].
В настоящее время существенно увеличилось число государств, резиденты которых активно стремятся надежно сберечь от посторонних глаз принадлежащие им активы или деятельность и не имеют желания делиться с государством. Так же значительно расширился диапазон их имущественного состояния и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес. Все это связано с большим числом преимуществ оффшоров.
Многие экономисты выделяют следующие преимущества оффшоров: 1. отсутствие необходимости в бухгалтерской отчетности или упрощенная ее форма; 2. низкие или нулевые ставки налога на прибыль; 3. простая процедура регистрации компании; 4. возможность сохранить в тайне информацию о бенефициарах компании; 5. конфиденциальность операций оффшора; 6. во многих оффшорах нет требований к размеру уставного капитала; 7. возможность рассматривать судебные споры в оффшорной юрисдикции.
Несмотря на все явные преимущества, оффшоры имеют и свои недостатки: 1. отсутствие договоренности об избежании двойного налогообложения, что может привести к проблемам с налоговыми органами того государства, где осуществляется деятельность фирмы; 2. классические оффшоры занесены в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
черный список многих стран, среди которых есть и РФ; 3. нужно заранее говорить партнерам, что вы работаете из классического оффшора, поскольку многие предпочитают не иметь дел с таким компаниями; 4. многие банки отказываются открывать счета для классических оффшоров из-за плохой репутации таких зон; 5. все больше государств принимают законы, противодействующие деятельности классических оффшоров на том основании, что такие юрисдикции используют для отмывания денег и ухода от налогов [2].
В любом случае оффшоры несут вред государствам, так как они сокращают финансовые возможности банков, отдельных регионов страны, а также сокращают размер налоговых поступлений в бюджет. Сокращение доходов в бюджет сокращают возможности государства для реализации социальной и экономической политик страны. Поэтому следует вести «борьбу» с оффшорами через законодательные меры в виде законов, указов, через проведение политики деоффшоризации.
Общее регулирование предпринимательской деятельности оффшорных компаний на территории России происходит в соответствии с Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации. Можно сказать, что по общему правилу все иностранные инвесторы (в том числе оффшорные) руководствуются одинаковым правовым режимом:
- Закон от 09 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» регулирует иностранные инвестиции, а также устанавливает ряд гарантий: (ред. от 05.05.2014);
- Закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует валютные операции с участием нерезидентов: (ред. от 29.06.2015);
- Закон от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» осуществляет общее регулирование в сфере внешней торговли: (ред. от 13.07.2015);
- Закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» регулирует иностранные инвестиции в кредитные организации, создание филиалов иностранных банков. Кроме того ст. 28 Закона устанавливает особый порядок банковских операций с банками офшорных зон.список которых определен в Указании ЦБ РФ. (ред. от 13.07.2015) и т.д.
24 ноября 2014 года вели поправки в федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)". Данная поправка в НК РФ вступала в силу с 01.01.2015 года и распространяет свое действие на доходы, получаемые «контролируемыми иностранными компаниями» российских налоговых резидентов, начиная с 2015 финансового года. В Законе впервые были введены НК РФ:
- правила признания иностранных компаний налоговыми резидентам РФ и подчинив деятельность таких компаний нормам о необходимости налогообложении прибыли таких компаний на территории РФ;
- понятие «контролируемых иностранных компаний» и механизм их налогообложения путем включения нераспределенной прибыли КИК в налогооблагаемую базу контролирующих лиц;
- ограничивает действие международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
- уведомление налогового органа со стороны физ.лиц и юр.лиц об участии в иностранных компаниях более чем на 10%;
- необходимость декларирования иностранными компаниями, владеющими недвижимостью на территории РФ своих участников в налоговые органы;
- необходимость декларирования наличия КИК, порядок уплаты налогов с доходом таких компаний и ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей [1].
Этот список нормативных актов не является исчерпывающим. В целом можно сказать, что российское законодательство не предусматривает для нерезидентов каких-либо ограничений или обременений. Иностранные компании в целом пользуются национальным режимом благоприятствования. При этом, несмотря на возможность государства получать информацию о своих резидентах доходы все равно уходят, из-за чего бюджет недополучает миллиарды долларов.Так, согласно рисунку 1 можно увидеть, что свыше 200 млрд. долларов ушли в оффшорные зоны, то есть государство в 2014 году недополучило как минимум 40 млрд. долларов (налогами), что по курсу весны 2015 года около 2,7 трлн. рублей или 1 - 1,1 % ВВП России.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
■ Британские-Виргинские
острова ($61,5 млрд.)
Швейцария ($48,4 млрд.}
31,6 % 30,5%
1 ■ Кипр ($19,4 млрд.)
4,3% ■ Нидерланды ($8,7 млрд.)
9,6% 24,0%
Другие страны
Рисунок 1 - Структура Российских инвестиций за рубеж (2014г.) - 201,6 млрд. долл. США
Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее. Это мы и видим на рисунке 1. Считается, что в России оффшорные зоны пользуются немалым успехом у различных представителей бизнеса. И это не случайно, ведь если предприниматель регистрирует свое предприятие на территории оффшорной зоны, ему предоставляются экономически привлекательные условия налогообложения, а также высокий уровень предотвращения утечки какой-либо информации и полная независимость от валютного контроля государства.
Несмотря на пропаганду деоффшоризации российской экономики, мы видим яркие примеры бездействия правительства. Например, ситуация с приватизацией порта Ванино. Государственный пакет порта был куплен металлургической компанией «Мечел» и в течение месяца продан трем оффшорным компания Кипра. Несмотря на выраженное недовольство со стороны ФАС, премьер-министр А. Дворкович подтвердил законность этой сделки, а пресс-секретарем президента Д. Песковым лишь сделано замечание о том, что такая сделка вредит идее деоффшоризации экономики.
Не только частный российский бизнес пользуется оффшорными схемами, но и компании, полностью принадлежащие государству. К примеру, у «Роснефти», согласно официальным данным, имеется 11 дочерних предприятий, зарегистрированных на территории юрисдикций с льготным налогообложением и оффшор, из них 5 на Кипре, 1 в Голландии, 1 в Ирландии, 1 в Великобритании, 1 в Люксембурге и 2 на о. Джерси [6]. Другой пример - компания «Ростехнологий», часть активов которой находятся заграницей. Так, в 2012 году она подписала Соглашение с альянсом Renault-Nissan о создании нового совместного предприятия, получившего название AllianceRostecAuto, а также контрольный пакет акций АвтоВАЗ.
Вывод один, следует продолжить развитие законодательства и расширять меры по предотвращению утечки средств. Сотрудничество приносит свои плоды, но пока это малозаметно. Еще одним вариантом можно бы стать создание в рамках своей страны «подобия» оффшорной зоны, чтобы утечка средств стала минимальной.
Так, в России насчитывается несколько территорий, в которых инвесторам предоставляются льготы по налогообложению. Предприятия, которые работают в таких зонах по правовому статусу и форме организации схожи с зарубежными оффшорными компаниями. Но между российскими оффшорами и зарубежными аналогами существует одно главное отличие - предприятия не освобождаются от налогов полностью, а лишь от местной составляющей налогообложения.
К преимуществам российских оффшоров можно отнести:
- российская «оффшорная» фирма по сравнению с зарубежными компаниями имеет положительную репутацию;
- оффшорное предприятие России может воспользоваться соглашениями об исключении двойного налогообложения;
- деятельность российского оффшора не подпадает под влияние Инструкции Государственной налоговой инспекции № 34, касающееся налогообложения прибыли и дохода иностранных юридических
286
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
лиц. При этом уровень налогообложения оффшорной компании значительно снижается;
- любой оффшор, зарегистрированный в «оффшорной» зоне РФ, имеет такие же возможности по ведению хозяйственной деятельности, как и любое предприятие на территории России, чего не скажешь об иноземных оффшорах.
Основной мотив создания оффшоров - это стимулирование и развитие экономики малопривлекательного для бизнеса региона. Раньше, как известно, в число оффшорных зон Российской Федерации входило несколько регионов, среди которых Калмыкия, Чукотка и прочие. Однако с начала 2004 года Совет Федерации РФ отменил инвестиционные льготы по налогу на прибыль, и тогда в списке оффшорных зон остался лишь один регион. Сегодня единственным оффшором на территории России является Калининградская область.
«Подобиями» оффшорных зон являются специальные экономические зоны, которые по принципам своего функционирования являются аналогами зарубежных оффшоров. Список псевдооффшорных зон России состоит из 25 территорий. Все они разделены на 4 вида в зависимости от того, на какие именно направления экономики будет делаться основной акцент в развитии и стимулировании бизнеса в конкретном регионе:
1. Промышленно-производственные. Представлены 5 зонами: Алабуга, Липецк, Титановая долина, Тольятти, Моглино.
2. Технико-внедренческие. Также в наличии 5 территорий: Дубна, Томск, Зеленоград, Санкт-Петербург, Иннополис.
3. Туристско-рекреационные. Наибольшее количество — 12 территорий: Ворота Байкала, Куршская Коса и т. д.;
4. Портовые. Созданы всего 3 зоны: Мурманск, Ульяновск, Хабаровск.
Исходя из всего вышесказанного, можно рекомендовать следующие пути оптимизации по сокращению оттока российского капитала в оффшоры: расширение числа специальных экономических зон и их отраслевой принадлежности. Мы считаем, что тут следует развивать метод «кнута и пряника» в таком направлении, чтобы предприниматели понимали, что за уход от налогообложения и сокрытие дохода ведет к серьезным последствиям, включая, как нам кажется уголовную статью за особо крупное сокрытие, а если ты успешно и без обмана работаешь государство предоставляет тебе различные льготы, в том числе выход на международный уровень, если ты экспортер.
Еще одной из мер может стать сокращение числа наличных операций, так как безналичные операции легче контролировать. Практика сокращения оттока капитала данным косвенным методом нашла широкую перспективу во всех развитых странах мира. В РФ также есть ограничения по работе с «наличкой», но они незначительны и связаны в большей мере с большими суммами и направлены на юридических лиц. Важной мерой является дальнейшая детализация законодательства РФ, которая позволит пресечь все меры предпринимателей избежать налогообложения в РФ: ужесточение мер, размеров штрафов, детализация операций и действий, которые ограничат действия по вывозу капитала в оффшоры.
Таким образом, на сегодняшний день в России взят «курс на деоффшоризацию» - часть общемирового тренда по стремлению властей вернуть деньги на родину. Всерьез задумались о деоффшоризации в России еще в 2011 году. Глобальная предпосылка деоффшоризации - технологическое развитие и упрощение возможности обмена информацией[2]. Чем легче хранить и передавать данные, тем проще становится получить к ним доступ. Безусловно, правительство страны предпринимает меры по борьбе с оффшорами. Однако многие специалисты полагают, что оффшорные зоны останутся востребованными, ведь желание предпринимателя снизить свои издержки путем уменьшения выплаты налогов является естественным. В целом, будут деньги оставаться в стране или уйдут за границу непосредственно зависит от состояния экономики страны в целом и законодательства данной страны. Если данные элементы находятся в хорошем состоянии, то и деньги останутся в стране.
Список использованной литературы: 1. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) //
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Гарант: [сайт информ. - правовой компании]. - М., 2014. - Режим доступа: http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171241/.
2. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах / М., 2006. - 185 с.
3. Офшор [Электронный ресурс]// wikipedia.org [Свободная библиотека]. - 2015. - Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Офшор
4. Преимущества и недостатки использования оффшоров [Электронный ресурс] // ibc-offshore.ru. - 2015. -Режим доступа: http://ibc-offshore.ru/preimushhestva-i-nedostatki-ispol-zovaniya-offshorov/.
5. Трифонова И. В. Оффшоры в наши дни: проблема оттока капитала из России // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра, 2015. - С. 61-64.
6. Шоры на оффшоры [Электронный ресурс] // «Молодая Сибирь - Новая Сибирь». - № 14 (1176). - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org /wiki/%D0%9E%D1%84%D 1%88%D0%BE%D 1%80
© Чугунов В.И., Начаркин В.В., Захаров А.В., 2016.
УДК 339.56.055
П. А. Чупахина
студентка
Оренбургского Государственного Университета, г. Оренбург, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация
Целью данной статьи является определение важности, степени, участия и роли таможенных органов РФ в деле защиты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова
Внешнеэкономическая деятельность, интеллектуальная собственность, контрафактная продукция, экономическое состояние России, роль таможенных органов, административные правонарушения.
Интеллектуальная собственность-результат интеллектуальной деятельности человека либо юридического лица, который по своему свободному усмотрению может разрешать либо запрещать использование личного объекта или же иным образом распоряжаться правами на данный объект своей деятельности.
Важно понимать, что защищая интеллектуальную собственность, общество признает ту выгоду, которую она может принести, а также стимулирует развитие инноваций и расширение знаний.
В настоящее время вопрос защиты прав интеллектуальной собственности становится все более актуальным, поскольку грамотное использование прав собственности становится важнейшим компонентом современной экономики и бизнеса, и, как следствие, должно привести к росту состояния граждан.
Переход России к экономике, в основе которой лежат инновации, объективно требует от государства создания условий для охраны исключительных прав тех лиц, кто непременно создает или финансирует создание научно-технических достижений.
Общее влияние нелегальной торговли поддельных товаров приносит огромные потери российской экономике, что, безусловно, сказывается на уровне отечественной промышленности, на создании рабочих мест. Существенный вред фальсифицированная продукция наносит и здоровью населения. По предоставленным Федеральной Таможенной Службой (ФТС) данным, доля контрафакта на рынке