Научная статья на тему 'Оффшорный бизнес: становление и современное состояние'

Оффшорный бизнес: становление и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2760
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОФФШОР / АНТИОФФШОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС / ОФФШОРНАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленски Нели, Асланов Дмитрий Иванович

Россия и весь мир нуждаются в ужесточении налоговой дисциплины и пресечению незаконного вывоза денежных средств за рубеж, проблемы, связанные с оффшорным бизнесом являются одними из самых актуальных, так как от их благополучного решения зависит экономическое развитие любой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оффшорный бизнес: становление и современное состояние»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 339

Зеленски Нели

студент, кафедра экономики и финансов, факультет мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Пятигорск, РФ Е-mail: [email protected] Асланов Дмитрий Иванович Научный руководитель доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры экономики и финансов, филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске

Ставропольского края

ОФФШОРНЫЙ БИЗНЕС: СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация

Россия и весь мир нуждаются в ужесточении налоговой дисциплины и пресечению незаконного вывоза денежных средств за рубеж, проблемы, связанные с оффшорным бизнесом являются одними из самых актуальных, так как от их благополучного решения зависит экономическое развитие любой страны.

Ключевые слова

оффшор; антиоффшорное законодательство; оффшорный бизнес; оффшорная зона.

Целью данной работы является выявление современного положения и проблем оффшорного бизнеса в мировой экономике, его влияния на объем международного движения капитала, а также анализ перспектив развития оффшорных зон в условиях развивающегося мирового финансового рынка.

Страны все чаще и чаще вступали в экономическое взаимодействие друг с другом, финансовый капитал стал перемещаться из государства в государство быстрыми темпами. И важнейшим показателем экономики стран и их конкурентоспособности стала система налогообложения, ведь каждая страна старалась привлечь как можно больше финансовых ресурсов. Ученые-финансисты стали использовать новый термин, чтобы охарактеризовать сложившуюся ситуацию - «глобальная налоговая паутина». Термин объясняется тем, что изменения в системе налогообложения одной страны ведет за собой переток финансовых средств, изменение предпочтений к инвестированию, то есть все страны, теперь прочно связаны друг с другом, как нити в паутине.

Выделяют следующие этапы развития оффшорного бизнеса в глобальной экономике.

Нулевой этап (до конца 1950-х гг.) - зарождения оффшорного бизнеса еще не происходило, но были примеры существования независимых образований, имеющих льготы и привилегии по сравнению с другими частями государств. Мы можем считать их «предками» оффшоров.

Первый этап (конец 1950-х - начало 1980-х гг.) - происходило зарождения оффшорного бизнеса. Хотя стран, в которых регистрировались оффшорные компании, было немного, специализация оффшоров была узконаправленная и разрабатывалась специально под каждого конкретного клиента (крупных компаний).

Второй этап (конец 1980-х - начало 1990-х гг.) - на этом этапе происходило широкое внедрение оффшорного бизнеса в экономику. Оффшорные юрисдикции расширялись, регистрировалось максимальное количество компаний, функционирование оффшоров по оптимизации налогообложения стали популярными, создавались базовые схемы деятельности безналоговых фирм. Множество малых и средних компаний стало регистрироваться в оффшорных зонах. В связи с таким «бумом» в развитии оффшорного бизнеса, страны стали разрабатывать и применять определенные меры по ограничению возможностей безналоговых компаний.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Третий этап (конец 1990-х - 2000 год) - стабилизирование оффшорного бизнеса. В течение этого периода впервые выдвигались требования по достижению большей открытости оффшоров. Сократилось количество регистрируемых компаний, усложнялись методы ведения оффшорного бизнеса. Развивалось международное антиоффшорное регулирование.

Четвертый этап (2001 - 2004 гг.) - на этом этапе происходил кратковременный спад количества оффшорных зон, вследствие резкого увеличения государственного и межгосударственного контроля. После трагических событий в США в 2001 г. резко ужесточились требования к открытости бизнеса. Неоффшорные банки и крупные консалтинговые фирмы все больше влияли на рынок.

Пятый этап (2004 г. - настоящее время) - период трансформации оффшорного бизнеса. Происходит поиск новых возможностей применения оффшорных методов (например, оффшорный аутсорсинг услуг), многие страны уходят от создания оффшоров, а страны «третьего мира » наоборот инвестируют средства в оффшорный бизнес.

Оффшорный бизнес как экономическое явление начал развиваться с середины XX в. В то время большая часть британских колоний и зависимых территорий начала получать полную или частичную независимость. Вследствие изменений в общественных сферах жизни по разным причинам в налоговое законодательство этих территорий были внесены изменения. Именно в это время получила свое распространение возможность регистрации компании, осуществляющей свою хозяйственную деятельность за пределами территории. Сами государства, в большинстве случаев, не расходовали бюджет на военные нужды и не тратили большое количество средств на содержание государственного аппарата (он был немасштабным). Такая экономия позволяла им вводить льготы в систему налогообложения.

Подводя итоги, можно сказать, что оффшорный бизнес стремительно развивался в 80-90-х гг. вследствие усилившихся процессов глобализации и интернационализации бизнеса и это было основным периодом его становления.

Страны все чаще и чаще вступали в экономическое взаимодействие друг с другом, финансовый капитал стал перемещаться из государства в государство быстрыми темпами. И важнейшим показателем экономики стран и их конкурентоспособности стала система налогообложения, ведь каждая страна старалась привлечь как можно больше финансовых ресурсов. Ученые-финансисты стали использовать новый термин, чтобы охарактеризовать сложившуюся ситуацию - «глобальная налоговая паутина». Термин объясняется тем, что изменения в системе налогообложения одной страны ведет за собой переток финансовых средств, изменение предпочтений к инвестированию, то есть все страны, теперь прочно связаны друг с другом, как нити в паутине.

Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum), созданный при поддержке Министров Финансов и глав Центральных Банков стран Большой Семерки в 1999 году, ввел классификацию финансовой стабильности оффшорных зон с учетом прозрачности и регламентированности - чем она выше, тем надежнее оффшор.

В 2009 году Форум был переименован в Совет Финансовой Стабильности (Financial Stability Board), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики, создание международных правил и стандартов для финансовых институтов.

Оффшорный бизнес определяется как предпринимательская деятельность, осуществляемая компаниями, некоторые подразделения которых находятся на территориях, где действуют налоговые, валютные, инвестиционные и иные льготы. А оффшорная компания - это та фирма, подразделения которой зарегистрированы на территории оффшорной зоны. Обычно оффшорными компаниями являются представители среднего и крупного бизнеса, потому что они могут себе это позволить. Для малого же предпринимательства регистрировать и содержать оффшорные компании является дорогим удовольствием, поэтому такие предприятия осуществляют свою деятельность в границах своей страны [2, C. 14-15].

Создание оффшоров — весьма распространенная практика. Наряду с этим популярен и другой подход, предусматривающий приобретение уже зарегистрированного предприятия. Так удастся сэкономить много времени: процедура займет не более часа. При этом расходы будут, конечно, больше, однако в экстренных ситуациях именно подобное решение — наиболее удобное [3, C. 59-62].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

При создании оффшорной компании следует учесть ряд аспектов и продумать ее форму, предполагаемую сферу деятельности (на некоторые из них определенные юрисдикции накладывают ограничения), а также размер ежегодных сборов, которые заменяют собой налоги. Поскольку именно возможность сохранить конфиденциальность является наиболее привлекательной чертой таких гаваней, необходимо узнать, насколько хорошо она обеспечивается в конкретном регионе, что лучше выяснить в беседе с практикующим юристом.

Законодательство оффшорных зон предусматривает упрощенный порядок создания компаний. При создании оффшорной компании, в регистрационный орган направляется определенный пакет документов, в который обычно входят устав, учредительный договор, протокол о назначении директоров, а также иные документы в зависимости от юрисдикции, в которой проходит регистрация.

Все документы оффшорных компаний можно условно разделить на учредительные, которые создаются и предоставляются в уполномоченный орган непосредственно при регистрации, и иные документы, создающиеся уже в ходе ведения бизнеса [1, C. 22-23].

Среди всех существующих оффшорных зон есть такие, которые отличаются конкретной направленностью и специализацией в зависимости от видов осуществляемых финансовых операций или предоставляемых услуг, имеющих отношение к финансовой деятельности зарегистрированных на их территории компаний.

К примеру, популярные в деловых кругах Британские Виргинские острова, территориально расположенные в Карибском бассейне, в основном специализируются на регистрации интернациональных бизнес-корпораций.

На территории островного государства Вануату отсутствует валютный контроль и аудиторские проверки. Помимо этого, законами данной страны защищается финансовая информация компании, за разглашение которой предусмотрено уголовное наказание.

В начале 2013 года из-за банковского кризиса на Кипре, главной налоговой гавани российских компаний, Британские Виргинские острова привлекли 31,66 млрд. долларов прямых инвестиций из России, и за I квартал их доля достигла 47% всех прямых российских инвестиций за рубеж.

Основными источниками прямых иностранных инвестиций являются кипрские компании.

Налоговые потери России в 2014 году составили не менее 50 млрд. долларов. Немаловажную роль в борьбе с оффшорными зонами играет нелегальный вывоз капитала. За последнее десятилетие из развивающихся стран было вывезено около 6 трлн. долларов [6, C. 27-28].

Проблема вывоза капитала для российской экономики стоит очень остро, Россия занимает 5 место, причем отток капитала идет в основном за счет крупных компаний. Если рассматривать период Мирового финансового кризиса, то 200 млрд. рублей из 5 трлн. рублей, выделенных руководством Российской Федерации для выхода из кризиса, были размещены на счетах в иностранных банках, в том числе и в оффшорах. Ежегодно в мире легализуется более 1,6 трлн. долларов доходов.

Особый этап в развитии антиоффшорного наступления стран ЕС начался после докладов США об использовании лазеек в законодательстве для снижения налогов компаниями, работающими в ЕС. В их числе были Apple, Microsoft, Google, Hewlett-Packard, Amazon.com и Starbucks.

Вопрос деоффшоризации российской экономики очень противоречивый. Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному собранию в 2013 году отметил, что доходы оффшорных компаний, принадлежащих россиянам, должны облагаться налогами по российскому законодательству. Компании, работающие в России и зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, не должны получать государственной поддержки и быть допущены к выполнению госконтрактов.

Юристы предостерегают, что достигнуть поставленной цели будет крайне сложно.

Во-первых, перенос части группы из оффшорной юрисдикции в Россию требует существенных затрат (перевод активов, оплата государственных пошлин и т.д.).

Во-вторых, регистрация компаний в Российской Федерации влечет за собой увеличение рисков, как для инвесторов, так и для кредиторов. В данной ситуации высока вероятность пересмотра условий долгосрочных займов и прекращение инвестиционных отношений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

В-третьих, перенос компаний может повлечь за собой длительный процесс изменения сложившейся IT инфраструктуры.

Основной чертой оффшорных компаний, через которые осуществляют свою деятельность российские холдинги, является их связь с высшими политическими кругами.

Странам необходимо проводить согласованную политику по контролю финансовых потоков и операций, включающую заключение многосторонних международных соглашений по обмену информацией о трансграничном движении денежных средств [7, C. 155-158].

Должны быть приняты во внимание интересы корпораций и компаний, и те выгоды, которые они получают при регистрации своих дочерних подразделений в оффшорных юрисдикциях. Безусловно, политика России должна быть общей как для государственных корпораций, имеющих свои дочерние компании в оффшорных зонах, так и для частных предприятий.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 25 ноября 2014 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на деоффшоризацию бизнеса.

У российских предпринимателей появился интерес к оффшорным схемам, которые работают на рынке ценных бумаг. Российский бизнес давно уже вышел на транснациональный уровень, поэтому не случаен интерес оффшорных фирм к внешним филиалам таких компаний.

К тому же они существенно могут помочь в преодолении иностранных налоговых препятствий. На сегодняшний день в России много причин для успешного развития оффшорного бизнеса. Главная причина вывода капиталов в оффшорные зоны - неблагоприятный инвестиционный климат.

Следует учесть, что имеют место определенные факторы, влияющие на расширение бизнеса в оффшорных зонах, такие как: агрессивная фискальная политика, высокая налоговая нагрузка, не совсем благоприятный инвестиционный климат, и вместе с тем, мощная поддержка со стороны государства, банковского и страхового сектора, стимулирующая экспорт капитала и природных ресурсов за рубеж, что в конечном итоге открывает возможность использования сложных корреспонденций по международным банковским счетам в оффшорных схемах для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России и отмывания доходов, в том числе полученных преступным путем.

Поскольку Россия является неотъемлемой частью мировой экономики, то все глобальные события в том числе, мировые экономические кризисы соответственно оказывают свое негативное влияние на развитие экономики страны. Соответственно проблемы контроля и функционирования оффшорного бизнеса и оттока капитала из страны в период глобального экономического кризиса для России вполне очевидна.

Основным условием «деоффшоризации» не могут быть только запретительные и карательные меры, а бизнес перестанет уходить за рубеж, в том случае, когда будут созданы эффективные меры в системе налогообложения и созданы условия благоприятного предпринимательского климата.

Предусмотрены ряд так называемых «карательных мер», в отношении банков, например, при неоднократном нарушении своих обязанностей по сомнительным сделкам своих клиентов - следует отзыв лицензии, тем, не менее, совершенно не предусмотрено, что электронным авизо имеется возможность мгновенного перевода своих активов в другой банк, и продолжение деятельность от имени другого управляющего, или провести перерегистрацию фирмы в оффшорной зоне. Однако действие данного указания не распространяется на оффшорные банки лицензированные ЦБ РФ.

Несомненно, хочется надеяться, что проводимые ЦБ РФ мероприятия по предотвращению незаконного вывоза капитала и борьбе с криминалитетом в экономической сфере будут эффективны и принесут свои положительные результаты.

Проблемы контроля функционирования мирового оффшорного бизнеса весьма актуальны в мировой экономике, в том числе и для России, так как в результате слияния различных экономических систем мирового пространства в единую глобальную экономику, правовом регулирование, законодательном регулирование, языковые барьеры - не позволяют выработать единые стандарты налогообложения, международного уголовного права, требования, принципы, ведения бизнеса в оффшорных зонах -приемлемые в полной мере ко всем странам.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, для решения проблемы управления, контроля и мониторинга оффшорного бизнеса необходимо сформировать международный консультационный и административный совет с соответствующими правами и обязанностями, международную комиссию - компетентную, высококвалифицированную в составе экспертов-аналитиков практикующих профессиональных бухгалтеров, экономистов, аудиторов, юристов международного уровня, владеющими в совершенстве несколькими иностранными языками, компетентными во многих областях экономических исследований и научных знаний [5, C. 167-169].

В последнее время индустриально развитые страны, такие как США, Швеция, Германия, придерживаются отрицательной позиции по отношения к активности развивающихся стран по созданию оффшорных компаний и зон.

Происходит распространение такого явления как вывоз капитала и легализация незаконно полученных доходов. Поэтому страны, из которых капитал активно эмигрирует в оффшорные зоны, разрабатывают антиоффшорное законодательство. Целью, которого является снижение «оттока» капитала из страны и минимальное ведение бизнеса через оффшорные зоны. Россия тоже поддерживает позицию развитых стран.

Международное сообщество уделяет большое внимание оффшорным зонам, потому что в них хранятся средства, с помощью которых бизнесмены производят экспорт и импорт, избегая уплаты соответствующих налогов [4, C. 13-15].

Средства, лежащие на счетах в оффшорных банках, не облагаются подоходным налогом и могут быть свободно реинвестированы на территорию, где основатели оффшорной схемы имеют статус резидента.

Но больше всего людей беспокоит проблема конфиденциальности, поскольку именно она, так провозглашенная в оффшорных зонах, (номинальные директора, акции, выпускающиеся на предъявителя и без уточнения номинала стоимости) привлекает «криминальный» капитал.

Как бы сильные мира сего не старались изменить положение льготных налоговых зон, оффшоры и далее проявляют невероятную законодательную гибкость. Их комфортные условия продолжают привлекать тысячи новых компаний ежегодно, и они не снижают свои темпы роста.

Если смотреть на явление оффшорного бизнеса со стороны его влияния на экономику, то существует два противоположных мнения на этот счет. С одной стороны, это способ либерализации международной экономической деятельности, с другой стороны, метод осуществления операций по легализации преступных средств, проведения банковских афер и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что в оффшорных зонах чаще всего располагаются головные офисы предприятий, когда филиалы находятся в тех странах, где владелец компании является резидентом.

Оффшорный бизнес является средством перекачивания преступного капитала для большинства стран. И на эту тенденцию не могут повлиять ни международные соглашения, ни порой созданные с целью контроля оффшоров ассоциации и сообщества.

Причиной этому служит то, что очень сложно контролировать «поток» финансов, тем более при условиях сохранения конфиденциальности информации.

Поэтому задачей антиоффшорной политики является, в первую очередь, проверка источников и регистрация основных направлений финансовых потоков компании, которая собирается зарегистрировать свое подразделение в оффшорной зоне.

Список использованной литературы:

1. Бабанин В.А. Экономические основы развития оффшорного бизнеса в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2012. №22-С.22-23

2. Воронина А.М., Воронина Н.В. Теоретические и методологические основы функционирования оффшорных юрисдикций // Финансы и кредит. 2012.-№11-С.14-15

3. Гончаров А.А. Оффшорные правовые модели и их применение//Дата сквер/-2013г.-С.192

4. Илькив И.А. Закон нуждается в совершенствовании // Финансовый контроль. 2014. №7.-С.13-15

5. Пеппер Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования - М: ИНФРА-М. -2013.С.195

6. Суэтин А. Легализация нелегальных финансовых потоков // Бизнес и Банки. 2013. №2.-С.27-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.