WAYS OFINCREASING FOREIGNECONOMICPOTENTIAL OF THESTAVROPOL TERRITORY
BelaklnnaAlexeevna,Student,StavropolState Agrarian University,Stavropol E-mail: [email protected]
In article discusses effective ways to increase the capacity of the Stavropol Territory in foreign trade activities. Keywords: foreign economic potential; exports; im ports; foreign trade; economy.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО УДК 332.1
ПОТЕНЦИАЛА СТАВРОПОЛЬСКОГОКРАЯ
ВстатьерассмотреныэффективныепутиповышенияпотенциалаСтаврополь- © БелакИ.А.,2014
ского края во внешнеэкономической деятельности.
О
гч
і
2
х
Ключевые слова: внешнеэкономический потенциал;экспорт; импорт; внешняя торговля; экономика.
I
Внешнеэкономическая деятельность занимает важное место в экономическом развитии Ставропольского края. В настоящее время Ставропольский край торгует со 100 странами мира. Наиболее активно - с Читаем, Азербайджаном, США, Турцией, Бразилией, Германией, Индией, Италией и Кореей, на долю которых приходится 60% от всего краевого внешнеторгового оборота.
В сравнении со среднероссийскими показателями внешняя торговля в крае развита недостаточно, однако этому есть объективные причины: основу российского экспорта составляют нефть, газ и цветные металлы - продукция, нехарактерная для ставропольской экономики, основной экспортной продукцией здесь является продукция химической промышленности [5, 24]. Недостаточная диверсификация экспорта - серьезная проблема, для решения которой региональные власти содействуют вовлечению во внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий: организуется их участие в зарубежных выставках и бизнес-миссиях за рубеж. Только за прошедший год состоялись визиты делегаций края в Армению, Азербайджан, Абхазию, Польшу, Германию, Китай и США [1, 28].
Одновременно создается целостная система поддержки малых и средних предприятий - экспортеров. На Ставрополье действует механизм субсидирования предприятий, участвующих в выставках за рубежом. Субсидируется и получение сертификатов, необходимых для экспорта товаров. На базе Торгово-промышленной палаты создан Евро Инфо Корреспондентский Центр, где предприятия могут получить бесплатную информационно-консультационную поддержку, касающуюся экспорта своей продукции в европейские государства. Кроме того, в текущем году будет создан Центр поддержки экспорта Ставропольского края, недавно Минэкономразвития РФ одобрило соответствующую заявку [3,12-15]. Проводимая в регионе работа будет способствовать удвоению числа предприятий, вовлеченных во внешнеторговуюдеятельность, которых в настоящее время в регионе насчитывается немногим более 200.
Для дальнейшей активизации внешнеэкономических процессов Ставропольского края необходимо решить целый ряд задач, а именно: повышение конкурентоспособности продукции химической промышленности и АПК; поиск новых рынков сбыта для имеющейся продукции, а также поиск и разработка новых конкурентоспособных товаров; привлечение передовых технологий; создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата; совершенствование форм привлечения иностранного капитала и инфраструктуры инвестиционной деятельности; использование
і
23
БЕЛАК Инна Алексеевна,
студентка, Ставропольский государственныйаграрный университет, Ставрополь [email protected]
0
1
о
¥
r\
24
природного и культурного потенциала региона для развития иностранного туризма; обеспечение участия в общероссийских международных и внешнеэкономических программах и мероприятиях, включение в общероссийские информационные системы [3,8-13]. Кроме того, стоит более детально проработать вопрос, касающийся создания на территории региона новых предприятий с участием иностранного капитала, продолжить разработку правовых основ ВЭД региона, совершенствовать региональную организационно-структурную модель управления ВЭД, а также выравнивать внутрирегиональную территориальную дифференциацию социально-экономического развития.
Ставропольский край обладает достаточно высоким внешнеэкономическим потенциалом. На его территории было создано значительное число промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства, а также предприятий химической промышленности, кроме того край обладает значительными посевными площадями. Однако вследствие отсутствия денежных вливаний, многие предприятия со временем обанкротились. Государственная поддержка указанных предприятий станет толчком для создания конкурентной продукции, что позволит повысить эффективность использования внешнеэкономического потенциала края.
Внедрение инновационных технологий при производстве конкурентоспособной продукции играет ключевую роль. Инновации и внешнеэкономическая деятельность неразрывно связаны друг с другом. Мировой рынок в настоящее время заполнен высококачественными товарами и услугами, что предопределяет необходимость использования изобретений и нововведений. Только производитель, идущий в ногу со временем, сможет найти рынок сбыта за рубежом [4, 21-26]. В свою очередь, уровень инновационной активности сложно повысить без развитой сферы внешнеэкономических отношений, международного сотрудничества. Таким образом, экспорт является инициатором положительных структурных сдвигов экономике.
При этом новая парадигма регулирования ВЭД в регионе должна быть построена на основе развития и более полного использования экспортного потенциала территории. Основные положения:
1. Расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности, определяемое термином регионализация ВЭД, является одним из важных фак-
торов", оказывающих влияние на развитие экономики России. Расширение экспортного потенциала способствует улучшению экономического положения регионов.
2. Ничем не ограничиваемый рост импорта оказывает негативное воздействие на отечественную промышленность, наличие сильного аграрного протекционизма. Увеличение ввоза продовольственных товаров в Ставропольском крае до 23% создает угрозу продовольственной безопасности региона. Для того чтобы избежать такого негативного последствия в масштабах всего государства, необходимо сформировать достаточно гибкую систему регулирования ВЭД.
3. Необходим ряд мероприятий по совершенствованию управления системой ВЭД Ставропольского края. Среди них:
- разработка и реализация концепции развития регионального экспорта, а также в ее рамках проведение структурной промышленной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, учитывающий уровень развития предприятий края;
- формирование профиля международной специализации края, рассчитанного на использование возможностей мирового разделения труда;
- оптимальное сочетание федеральных, региональных и предпринимательских интересов с целью удовлетворения потребностей региона;
- усиление позиций края в системе международных конкурентных связей [3,52-58].
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе развития ВЭД в России крайне важна поддержка государства. Это касается не только финансовых вложений, должна быть также создана теоретическая и практическая база исследования данного процесса, выработана определенная базовая стратегия в вопросе повышения внешнеэкономического потенциала. Рыночная экономика появилась в нашей стране сравнительно недавно. Вследствие этого отечественные производители не адаптировались в полной мере к рыночным механизмам, недостаточно опыта и знаний, и решающая роль здесь принадлежит государству.
Примечания:
1. Воробьева Н.В., Михайлова К.Ю., Сериков С.С. Особенности экспортного потенциала Ставропольского края // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №9. - С.47-48.
2. Воробьева Н.В., Мамукова В.Ю. Специфические аспекты экспорта Ставропольского края // Сибирская финансовая школа.
- 2013.- №2(97). - С.34-36.
3. Воробьева Н.В. Формирование и оценка экспортного потенциала аграрного региона (на примере Ставропольского края) // Вестник АПК Ставрополья. — 2012.- №3.- С. 66-69.
4. Воробьева Н.В., Сериков С.С., Яловой А.А.Перспективы и условия для развития благоприятного инвестиционного климата
Ставропольского края // Проблемыэкономики.- 2012.- №1. - С.31-34.
5. Воробьева Н.В., Козел И.В. Перспективы развития экспортного потенциала Ставропольского края. - Ставрополь: АГРУС, 2013-60 с.
PROBLEMS OF THE CONTROL OF OFFSHORE BUSINESS IN THERUSSIAN FEDERATION Chomaeva Mariyam Huseynovna, Students Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
In articlediscusses the problems of control of offshore business in the Russian Federation and presented measures to getthe economy out of "offshore shadows".
Keywords: offshore zones, free trade zones, tax haven.
ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА УДК 339.9
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены проблемы контроля оффшорного бизнеса в Российской Федерации и представлены меры для выводаэкономики из "оффшорнойтени" Ключевыеслова: оффшорныезоны; свободныеэкономическиезоны; налоговаяга-вань.
В современных условиях российской экономики, когда государственные интересы России требуют ужесточения налоговой дисциплины и пресечения незаконного вывоза за рубеж национального богатства, проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, в стране являются одними из самых актуальных. Оффшоры представляют собой важнейший элемент современного механизма мировой экономики. Под оффшорами понимаются страны, а также территории государства или их части, в пределах которых для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельностьосуществляется вне пределов этого государства.
Оффшорные зоны имеют следующие особенности: обеспечение конфиденциальности деятельности иностранныхфизическихиюри-дических лиц, зарегистрированных в пределах этих стран; освобождение от государственного контроля валютных операций; обеспечение благоприятного налоговый режим для нерезидентов в виде низких или даже нулевых налоговых ставок ("налоговые гавани").
Оффшорны - основные центры, через которые проходят финансовые и инвестиционные потоки мировой экономики. Следует отметить, что оффшоры - не только точки, через которые проходят мощные финансовые потоки. Они по-прежнему являются центрами, из которых происходит управление предприятиями и компаниями многих стран. Иногда эти центры управляют экономикой целых стран [1].
В настоящее время существует около 3 млн оффшорных компаний, из которых около 60 тысяч российских (но за пределами самой России), в последние годы во всем мире, в том числе в России, стремятся к оффшорной прозрачности. Однако оффшоры необходимы для российской экономики и развития местного бизнеса, но, с другой стороны, они нанесли ей значительный ущерб. Согласно информации, предоставленной в докладе Счетной палаты РФ, в прошлом
© ЧомаеваМ.Х.,2014
гё-
у
25
ЧОМАЕВА Мариям Хусейновна, студентка, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь [email protected]
KANT № 2(11), июнЬ 2014