УДК 339.7
ЮП. Григорьева РОЛЬ ОФФШОРНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ
ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Аннотация. Оффшоризация российской экономики стала развиваться по причине неблагоприятного инвестиционного климата в стране. Настоящая статья посвящена анализу проблем использования оффшорных юрисдикций во внешнеэкономических связях России. Выявлены преимущества и проблемы использования предпринимателями оффшорных схем.
Ключевые слова: оффшорная юрисдикция, деоффшоризация, оффшорные схемы, налоговая система.
YuHa Grigoryeva ROLE OF OFFSHORE JURISDICTIONS
IN THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN COMPANIES
Annotation. The impact offshore to the Russian economy began to develop because of the adverse investment climate in the country. This article is devoted to the analysis of problems of use of offshore jurisdictions in the foreign economic relations of Russia. Benefits and problems of use by entrepreneurs of offshore schemes are revealed. Keywords: offshore jurisdiction, deoffshorization, offshore schemes, taxation system.
Формирование оффшорных компаний в России началось в 1991 г., когда швейцарская компания RWG (Riggs Walmet Group) сообщила о собственном намерении выходить на рынок СССР с целью организации оффшорного бизнеса [8]. В этом случае предполагалось создание компаний такого рода «под ключ», помощь советскому бюджету финансовыми средствами, поддержка в организации делопроизводства, учреждение съезда акционеров в ежегодном порядке, составление бухгалтерских балансов, а также составление плана. В тот период стоимость услуг по образованию оффшорных компаний была довольно высокой по сравнению с международными расценками. С развитием оффшорных схем ведения бизнеса в РФ, стоимость уменьшилась в несколько раз.
Данное направление начало развиваться еще в 1989 г., однако из-за препятствования отдельных органов государственного аппарата, так и не получила особой поддержки и распространения. Тем не менее, свободные экономические зоны (СЭЗ) со сниженными налогами на территории РФ в период 1990-х - начала 2000-х гг. действительно были созданы. Однако следует уточнить, что оффшорные зоны как одна из специальных форм СЭЗ несколько отличаются от них, поскольку в первом случае льготы предоставляются не за ведение внешнеэкономической деятельности на их территории, а за ее пределами. В данном ключе были созданы оффшорные зоны в Калмыкии, Бурятии и Горном Алтае. Поэтому на территории РФ в тот период возможно было создание двух видов оффшоров: «классических», деятельность которых совершается за государственной границей, и «внутренних», что ведут деятельность за пределами субъектов РФ, в которых зарегистрированы. Например, в Республике Калмыкия с 1994 г. действовал Указ «О снижении до 5 % ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет республики для отдельной категории налогоплательщиков». С юридической точки зрения, это первый в РФ случай, когда в числе получающих льготы компаний упомянута категория «нерезидент». Благодаря этому в республике разрешена практика оффшора, наиболее близкая к традиционной.
Однако уже с 2004 г. в рамках пока еще только набирающей размах деоффшоризации российской экономики Советом Федерации РФ была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, упраздняя тем самым «внутренние» оффшоры. В настоящее время органы местной власти
© Григорьева Ю.П., 2016
ограничены в полномочиях устанавливать льготное налогообложение на территории субъектов РФ. Из оффшорных зон осталась лишь Калининградская область, в которой Налоговый кодекс установил льготы в отношении резидентов особых экономических зон. Примечательно, что в рамках политики деоффшоризации экономики создание оффшорных зон или «неклассических» оффшорных банков по типу швейцарских не предусматривается.
Оффшоризация российской экономики по существу началась в 1990-е гг., когда в стране проходила масштабная приватизация государственной собственности, цель которой - создание эффективной частной собственности - так и не была выполнена. Следующим шагом стали организованная под контролем А. Чубайса система залоговых аукционов, в результате которых большая часть государственной собственности перешла в руки олигархического капитала (в частности, компания «ЮКОС», оцениваемая в 6,2 млрд долл., была продана за 353 млн долл.; «Лукойл» - за 700 млн вместо 16 млрд; «Норильский никель» - за 300 млн против 30 млрд долл. Также приватизация коснулась 133 тыс. более мелких предприятий, за приватизацию которых страна получила в 1992-1999 гг. 9,25 млрд долл. [4]) Главным же последствием ваучерной приватизации стало то что она не достигла своей цели: не создала эффективного института частной собственности, а малый и средний бизнес не получил необходимой правовой, экономической основы для своего развития.
Именно в результате такой несправедливой приватизации начала развиваться широкомасштабная оффшоризация. Мотивация же оффшоризации высоким уровнем налогообложения в данном случае совсем неуместна, поскольку в нашей стране налоги значительно ниже, чем в развитых странах. В итоге в настоящее время большая часть российской крупной частной собственности оформлена на, как правило, неизвестные малые фирмы, зарегистрированные за рубежом в оффшорных зонах, география которых довольно обширна. Соответственно на это влияет множество причин и многие предприниматели считают просто необходимым вывод своего производства в оффшорные зоны.
Необходимо также отметить, что на оффшоризацию российской экономики прежде всего влияет плохой внутрироссийский инвестиционный климат. В свою очередь, крупнейшие отечественные компании предпринимают все усилия, чтобы противостоять деоффшоризации. Для российской экономики существенно важно, принимая во внимание, в том числе и политические факторы, воспрепятствовать оттоку отечественного капитала, направив тем самым выгодные вложения средств на нужды родной страны, а не на процветание бизнеса в теневом секторе экономики. Однако следует принимать во внимание следующее: то, что выгодно предпринимателям отрицательно сказывается на экономике страны, из которой компания уходит в оффшорные зоны. Основную долю от совокупного объема коррупционных средств из России, которые оседают за рубежом, составляют средства в виде «откатов» в рамках государственного заказа, а также средства, напрямую похищенные из бюджетов разных уровней. При этом нельзя говорить о том, что сам факт существования оффшоров наносит в любом случае ущерб национальной экономике, но они формируют благоприятные условия для процветания дальнейших злоупотреблений в нашей стране, поскольку доходы, полученные преступным путем, вывозятся за рубеж, где намного сложнее отслеживать, при каких обстоятельствах и кем они были получены.
Если рассматривать проблему налогового реформирования, которое столь важно для России, то оно должно отвечать задачам структурного реформирования экономики и инновационного развития, однако многое здесь зависит также от качества институтов государства. Например, в известном рейтинге восприятия коррупции (CPI - Corruption Perceptions Index), составленном международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией (Transparency International), Россия в 2015 г. заняла 119 место из 168 стран, участвовавших в этом рейтинге [10, с. 7]. Иными словами, государственная власть поощряет широкое использование оффшорных юрисдикций государственными компаниями, что наносит значительный ущерб национальному бюджету.
Таким образом, Россия относится к ряду стран, в которых вывод капитала осуществляется из-за недоверия к политической и экономической системе государства. По статистике, до 70 % крупных ТНК, ведущих свою деятельность на внутреннем рынке РФ, зарегистрированы резидентами страны в оффшорных зонах. По данным Global Financial Integrity (GFI) [11], нелегальный вывод капитала из России в 2004-2013 гг. составил в совокупности 1,05 трлн долл., т.е. в среднем 105 млрд долл. в г. Сравнимые с Россией большие объемы капитала ежегодно выводятся только из Китая (около 140 млрд долл. в г.). Бегство капитала как сравнительное новое в международном движении капитала явление вызвано специфическими внутренними (в национальной экономике) и внешними (на уровне мирового хозяйства) процессами, которые оказывают значительное влияние на развитие страны в целом и отдельных ее регионов. В России оно обусловлено, прежде всего, отсутствием возможностей для инвестиций и неблагоприятной ситуацией инвестиционной деятельности и бизнеса.
Так, Лопашенко Н.А. в исследовании причин бегства капитала из России через оффшорные зоны [5, C. 87-89] отмечал, что участники оффшорного бизнеса преследуют такие интересы как стремление сохранить и приумножить свои капиталы, правильно вложить их за пределами РФ; уйти от налогообложения прибыли от основной деятельности; легализовать свои финансовые средства через внешнеэкономические операции; получить более высокий доход с капиталов, чем это представляется возможным на территории страны. Эти причины в конечном итоге привели к бегству капитала из России. По примерным оценкам, около 70-80 % выведенного капитала направлялось в оффшоры, и по мере развития оффшорного бизнеса объемы оттока капитала возрастали.
Наибольшее развитие в РФ приобрела практика учреждения оффшорного бизнеса в виде компаний с международными инвестициями. Формировались дочерние компании и филиалы в составе крупнейших отечественных финансовых корпораций и промышленных групп. При осуществлении повседневной финансово-хозяйственной деятельности крупные корпорации применяют множество компаний-оффшоров.
На сегодняшний день для российских компаний характерен самый высокий уровень оффшоризации в мире [3]. Большая часть производственных активов нашей страны принадлежат компаниям, зарегистрированным в оффшорах, а это значит, что экономика России недополучает огромные потенциальные объемы налоговых поступлений (по независимым оценкам, в оффшорах находится около 50 % крупнейших российских компаний). Вопрос о том, где осуществляется бизнес, только на первый взгляд кажется не таким важным, техническим, однако на самом деле это не совсем так. Экономическое могущество страны во многом зависит от ее возможностей экспортировать свою продукцию другим странам. Если страна умеет наладить экспорт и постоянно совершенствовать производство конкурентного продукта, она всегда сможет импортировать те товары, которые ей необходимы.
В западных странах сложилось такое понятие, как «оффшорный миллиардер» (offshore billionaire), т.е. миллиардер, который строит свой бизнес в оффшоре. Парадоксально, однако на самом Западе таких оффшорных миллиардеров не очень много (например, Б. Гейтс зарегистрировал корпорацию Microsoft не в оффшорной зоне, а в США, и владеет ей не через оффшор, а напрямую - как американское физическое лицо). Если бы он, подобно российским олигархам, в целях «оптимизации бизнес-процесса» вывел головную структуру корпорации в оффшор, то все заграничные продажи происходили бы, минуя США. Соответственно это привело бы к снижению источников валютных поступлений у США, а значит - и к снижению темпов экономического роста.
Несмотря на то, что в развитых странах есть предприниматели, учреждающие компании в оффшорных зонах с целью оптимизации прибыли, для сокрытия своих капиталов и тайн их происхождения, однако именно в России проблема оффшоризации экономики стоит наиболее остро, поскольку ни в одной стране мира нет такого бегства капитала из-за учреждения российских компаний в оффшорных зонах. Это свидетельствует о том что, ведение бизнеса в России не интересно пред-
принимателям. В России почти все миллиардеры - оффшорные. Например, В.Потанин владеет компанией «Норильский никель» через оффшор Bonico Holdings. О. Дерипаска приобретал акции этой компании оформлял их на свой оффшор Gershvin Investments Corp. Ltd. У М. Прохорова акции этой же компании были оформлены на оффшор Coverico Holdings. Оффшор Millhouse Capital представляет интересы Р.Абрамовича. В Люксембурге находятся Gazprom International SA, Evraz Securities SA, Promsvyaz Finance SA, Mobile TeleSistem Finance SA, Petrocommerce Invest Finance SA. В этой же стране есть свои оффшоры у «Сбербанка» и «Внешторгбанка» [2].
Указанные факты свидетельствуют о невыгодности ведения бизнеса в нашей стране, поэтому предприниматели стремятся вывести свои предприятия в оффшорные зоны для получения более выгодных условий при ведении их предпринимательской деятельности. Соответственно, чтобы разобраться в причинах, по которым российские предприниматели ведут свой бизнес в оффшорах, необходимо выделить основные факторы сдерживающие бизнес в России. В первую очередь здесь играет свою роль слабый инвестиционный климат в России (отсутствие перспективных проектов, высокое налогообложение производства, излишнее бюрократическое давление на бизнес, коррупция). Неблагоприятно сказываются недостатки в инфраструктуре для ведения бизнеса в России. Немаловажное значение в этом вопросе имеет инфляция, которая также сказывается на возможности благоприятного ведения бизнеса. Также к факторам, сдерживающим бизнес в РФ нужно отнести: слабый уровень образования трудовых ресурсов, воровство, нестабильность курса рубля и недостаточная восприимчивость и способности к инновационному развитию. Следовательно, к основным причинам, по которым российские юридические лица учреждают свой бизнес в оффшорах можно отнести: 1) возможность перемещать финансовые потоки в экономически стабильные страны и иметь свободный доступ и управление своими денежными средствами; 2) стремление избежать высоких налоговых выплат; 3) гарантии конфиденциальности информации коммерческого плана; 4) отсутствие валютного контроля или наличие валютных ограничений; 5) низкие требования к открытию и ведению бизнеса; 6) разнообразный налоговый режим; 7) плохое финансовое развитие в своей стране; 8) экономическая нестабильность в родной стране; 9) рейдерство.
Многие зарубежные компании, как и российские, ведут бизнес в оффшорах. Следует заметить, что вывод финансовых компаний в оффшоры вовсе не является российским изобретением. Судя по всему, на сегодняшний день компании, в том числе и государственные, не торопятся вкладывать деньги в российскую экономику. Поэтому зачастую, вместо инвестирования в производство, они активно вкладывают деньги в выкуп собственных акций на рынке для повышения собственной капитализации, что стало весьма популярным в России явлением.
Активы предпринимателей, ведущих свой бизнес в оффшорах, не контролируются (операторы иногда предоставляют только статистическую форму деклараций). Пользуясь этим, бизнесмены переводят деньги в оффшор за якобы поставляемый из этих стран товар, а банку предоставляются поддельные товарно-транспортные накладные.
У компаний России самый высокий уровень оффшоризации в мире, и, если правительство создаст условия для инвестиций, то они охотно вернутся в страну. Следует признать все же, что власти уже предприняли некоторые меры, которые могут отразиться на притоке инвестиций. Во-первых, Центробанк перешел к более-менее плавающему курсу рубля, чем отпугнул спекулянтов от валютного рынка России. Во-вторых, вступление в всемирную торговую организацию, привело к введению международных стандартов в российские правила ведения бизнеса.
В целом, высокий уровень оффшоризации российского бизнеса представляет собой экономическую форму невидимой эксплуатации российской экономики со стороны транснациональных корпораций (ТНК) и российских оффшоризированных бизнес-групп. Оффшоры способствуют перенаправлению денежных потоков за рубеж, являясь угрозой государственного суверенитета. В нашей
стране сложился широкий спектр операций оффшорного типа, в частности: использование корпоративных кредитных и дебетовых карточек в расчетах за рубежом и в России; получение доступа к зарубежным кредитным ресурсам крупных транснациональных банков; получение доступа к мировому рынку услуг по управлению инвестициями, рисками и капиталом, и к международному рынку депозитов. Интенсивно развивающимся направлением оффшорного бизнеса представляются: разработка разных схем и стратегий на мировом рынке ценных бумаг; формирование транснациональных систем, где оффшорные компании постепенно встраиваются в систему зарубежных филиалов отечественных компаний.
Особую роль для российских компаний играет налоговое планирование [7, С 29], которое полностью неотделимо от производственного и финансового планирования фирмы. Оффшорные компании одновременно представляют собой как инструмент налогового планирования, так и средство управления рисками и повышения эффективности и надежности капиталовложений. В оффшорном бизнесе реализация базового принципа налогового планирования заключается в том, что доход от операционной деятельности в разных регионах мире уходит в центр прибыли (оффшорную компания), расположенный в «налоговой гавани». Механизм оффшорного бизнеса характеризуется как осуществление международных финансовых операций на основе использования трансфертных цен.
Также активно происходит посредством оффшоров и реинвестирование капитала в экономику России, чем российский бизнес пользуется не столько и не только ради того, чтобы сэкономить на налогах и скрыть экономические неналоговые преступления. В большей степени это происходит из-за желания защитить свою собственность и спасти ее от недружественных слияний/поглощений. Также это делается, чтобы сделать более удобными операции с активами (например, если речь идет о наследовании бизнеса, передаче прав с использованием траста, поскольку данный институт (траста) из российского права). Эксперты указывают, между тем, на то, что если предприниматели западных стран выводят в оффшорные зоны преимущественно прибыль, то российские предприниматели -вдобавок активы и резервный капитал [1].
Большая часть инвестиций в экономику России приходится на оффшорные зоны. Тот факт, что доля оффшоров в инвестициях в последние годы снизилась, только свидетельствует о том, что отечественные компании стали намного осторожнее в применении открытых оффшорных схем и все активнее используют как промежуточные звенья компании из респектабельных, не оффшорных государств. Также весьма показателен факт, что свыше четверти поступающих инвестиций пришлось на финансовую сферу; в нее поступают инвестиции из Люксембурга и Швейцарии, что в очередной раз подтверждает то, что при построении финансовых структур и проведении финансовых операций российский бизнес обращается к данным юрисдикциям.
Реализация оффшорных схем бизнес-деятельности предпринимателями не всегда оказывает положительное влияние на развитие экономик стран, посколькуо чаще всего используются нелегальные механизмы ведения бизнеса, связанные со стремлением укрыться от уплаты налогов, а также (что еще опаснее), со стремлением легализовать доходы, полученные преступным путем. Этот аспект скрывает в себе опасность не только экономического характера, но также и сугубо общественного, поскольку непосредственно связан с коррупцией, торговлей оружием, наркотиками. Однако данный сектор мировой экономики развивается быстрорастущими темпами. И чем более открытыми в сфере экономического взаимодействия становятся страны мира, тем большие обороты набирает этот вид бизнеса. Остается только бороться с нелегальным использованием этого канала бизнеса.
Применительно к России следует подчеркнуть, что существуют самые распространенные способы ухода от налогообложения с помощью использования следующих оффшорных схем. Чаще всего российские компании осуществляют данные схемы, используя оффшорную компанию в качестве посредника для проведения бизнес деятельности. Данные схемы являются законными по своей сути.
Однако предприниматели могут использовать данные схемы для уклонения от налогов и нелегальных переводов денежных средств. Осуществляются данные схемы следующим образом. Использование оффшорной фирмы в качестве посредника для нелегального перевода денежных средств. При этом российская фирма перечисляет денег больше для покупки какого-то товара за рубежом, чем это требует поставщик. Таким образом, разница остается в оффшорной компании. Российское предприятие выступает продавцом товара и полученная от зарубежного покупателя оплата за товар остается в зарубежном банке, а в Россию переводится лишь часть денег. Эти схемы нашли широкое применение в практике крупных предприятияй, которые таким образом снижают свою налогооблагаемую прибыль и, следовательно, уменьшают размеры выплачиваемых налогов в бюджет страны.
В России для уклонения от уплаты налогов особой популярностью пользуются схемы с использованием фирмы-однодневки, в которую перечисляются денежные средства за осуществление фиктивных торговых операций или оказание фиктивных услуг. Затем деньги «обналичиваются» и возвращаются прежнему владельцу - организатору данной схемы. Также используются схемы со сменой собственника, когда бизнес переходит в руки оффшорной компании (на деле продажа фирмы, возможно, и вовсе не осуществлялась). Кроме того, часто используются схемы под прикрытием фиктивного невозврата кредита или неоплаты за проданные товары и оказанные услуги [9].
В России предприниматели весьма необязательны в отношении уплаты налогов. Иностранные авторы, изучающие данную проблематику, недоумевают от того, что, в отличие от других стран мира, в России от уплаты налогов уклоняются не только частные фирмы, но и государственные (известен случай с компанией «Газпром», обвиняемой в неуплате налогов на сумма 2 млрд долл.).
Российский бизнес начал использовать оффшоры при страховании, осуществлении трастовых, лизинго-комиссионных и прочих разновидностях договорных взаимоотношений при проведении трудных финансовых операций. Оффшорные компании, учрежденные российскими юридическими лицами, в настоящее время используются при долгосрочном и текущем финансировании отечественных бизнес-проектов из-за границы. В схемах подобного вида, как правило, задействуются оффшорные компании в зоне налоговых льгот. В последнее время российские финансово-кредитные учреждения применяют оффшорные схемы исполнения работы с ценными бумагами на мировом рынке. Основные условия, стимулирующие формирование российского оффшорного бизнеса - налоговое бремя, недостаток эффективности фискальной политики и благоприятного инвестиционного климата, наличие важных мотивов для экспорта капитала за границу.
По мнению экспертов, экономический эффект от закрытия оффшоров огромен [6], поскольку, не имея возможностей вывода капитала за рубеж, олигархи будут вкладывать его в национальную экономику, что позволит решить проблему модернизации промышленности, роста выпуска, завоевания новых рынков сбыта, решения многих социальных проблем.
Библиографический список
1. Гагарин, П. Деоффшоризация экономики / П. Гагарин // Экспертный канал «Экономическая политика». -21.02.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-39-38/2012-04-05-13-40-11/555-deoffshorizatsiya-ekonomiki (дата обращения : 08.04.2015).
2. Потанин не готовит с Прохоровым никаких сделок по акциям «Норникеля» и «Полюс золота» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20080807212037.shtml (дата обращения : 12.05.2014).
3. Катасонов, В. Ю. Ограбление России. Новый мировой порядок. Оффшоры и «теневая» экономика. Финальная экспроприация началась! / В.Ю. Катасонов. - М. : Книжный мир, 2014. - 96 с. - ISBN: 978-591447-080-4.
4. Кричевский, Н. Гидра обналички уже поглотила половину наших банков [Электронный ресурс] / Н. Кри-чевский // АиФ - Деловая среда. - 2013. - № 48. - Режим доступа : http://www.aif.ru/opinion/1033275 (дата обращения : 15.07.2014).
5. Лопашенко Н. А. Проблемы бегства капитала из России и пути его возвращения: Монография / Н. А. Ло-пащенко - М. : САРАТОВ, 2002. - 168 с. - ISBN 5-87057-374-2.
6. Никитчук, И. И. Закрытие оффшорных зон / И. И. Никитчук [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nkoperm.ru/17210-mnogie-ekspertyekonomisty.html (дата обращения : 15.03.2015).
7. Горбунов, А. Р. Оффшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы. Схемы. Методы / А. Р. Горбунов. - М. : ДС ЭКСПРЕСС, 1997. - 364 с. - ISBN 5-86217-075-8.
8. Оффшоры в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ofxt.ru/offshores-in-russia/ (дата обращения : 22.05.2015).
9. Чухнина, Г. Я. Мониторинг способов совершенствования международных налоговых преступлений / Г. Я. Чухнина // Финансы и кредит. - 2011. - № 36. - С. 65-69.
10. Corruption Perceptions Index Report 2015. - Transparency International, 2015. - 20 p.
11. Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004-2013 - Global Financial Integrity, October 2015. - 57 p.