Научная статья на тему 'Проблемы конкурентоспособности и развития территории'

Проблемы конкурентоспособности и развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карданова С.З.

В данной статье рассмотрена проблема конкурентоспособности территории, формирование и реализация конкурентных преимуществ с целью развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы конкурентоспособности и развития территории»

3. Воронцова, Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

4. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края):диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

5. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

6. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития/ Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

7. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

8. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // Каи! - 2011. - № 2. - С. 28-32.

9. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Нау-каПарк. - 2011. - № 4 (5). - С. 62-66.

10. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

© Карданова С.З.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В данной статье рассмотрена проблема конкурентоспособности территории, формирование и реализация конкурентных преимуществ с целью развития территории.

Ключевые слова: конкурентоспособность территории, конкурентное преимущество, стратегия развития.

В настоящее время конкурентоспособность территории рассматривается исследователями, как важнейший показатель эффективности территори-

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

альной и региональной экономики. Такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность традиционно применялись к категориям предприятие, товар, ветвь (рынок) [1].

В ходе рассмотрения территориальной конкуренции на уровне страны (региона) наиболее целесообразно, на наш взгляд, ассоциировать ее с возможностью государства внедрять инновации в систему экономических методов регулирования экономики, осуществлять эффективную модернизацию промышленности [2].

В согласовании с динамическим раскладом конкуренция-это процесс обнаружения вероятностей применения популярных ресурсов и открытия новых ресурсов [3].

Конкурентоспособность региона - это способность гарантирование высокого уровня жизни населения и дохода собственникам денежных средств, действенно применить имеющийся в регионе финансовый потенциал при производстве продуктов и предложений.

Исследование проблемы конкурентоспособности территорий в наименьшей степени склонна к перепадам интереса у политических деятелей и научных исследователей, чем вопросы промышленной политики, которые связаны с решением задач повышения конкурентоспособности российских товаров, отраслей экономики России, товаропроизводителей, российских регионов и экономики РФ в целом [4].

Конкурентоспособность местных предприятий считается почвой конкурентоспособности регионов. Их конкуренция и конкуренция с внешне региональными компаниями считается важным условием существования и фундаментом всей рыночной системы государства. Становление конкуренции - групповая задача, которая стоит перед системой государственной власти в целом. Угрозы конкуренции порождает активность в экономике больших фирм, которые заинтересованы в максимальной выгоде. Под конкурентным преимуществом подразумевается преимущество фирмы над ее соперниками в конкуренции. Степень наличия таких преимуществ называется конкурентоспособностью [5].

Для обеспечения конкурентного преимущества (конкурентоспособности) фирма должна предлагать покупателям продукцию, которую покупатели предпочтут продукции других фирм. Чтобы обеспечить конкурентное преимущество, фирмы используют разные стратегии. Это стратегия дифференциации, стратегия лидерства по низким издержкам, стратегия рыночной ниши. Стратегия дифференциации - это предложение продукции потребителям редкие качества через создание новых продуктов, а также хорошее качество продукции. Примером стратегии дифференциации могут быть ведущие автомобилестроительные компании мира [6].

Стратегия лидерства по невысоким издержкам базируется на том, что у компании они ниже, чем у остальных компаний отрасли. В итоге компания имеет возможность содержать невысокую стоимость на собственную продук-

цию и при данном получать экономическую прибыль. Похожей стратегии придерживаются, прежде всего, при производстве продуктов, к ценам которых потребитель особенно чувствителен, к примеру товаров питания [7].

Стратегия рыночной ниши является одной из предыдущих двух стратегий, но реализуется не на всем рынке, а на каком-либо его сегменте. Примером могут быть компании, специализирующиеся на производстве сверхдорогих автомобилей [8].

Обеспечение высокого уровня развития всех сфер жизнедеятельности и благополучия граждан в современных условиях глобализации может лишь государство, которое обладает конкурентоспособной экономикой.

В экономике регионов на развитие малого и среднего предпринимательства, повышение доли влияют условия спроса в регионе, региональный бизнес-климат, специфичность отраслевой структуры экономики региона. Региональный бизнес-климат в большей степени имеет возможность определяться политикой региональных властей, а его качество - служить одной из оценок производительности работы региональной администрации [9].

В российских регионах и предпринимательском климате слабыми сторонами является нехватка квалифицированных рабочих, инженеров, недостаток финансирования, высокие тарифы на электричество при невысокой доступности энергетических мощностей.

Рост благосостояния населения региона обеспечивает региональная экономика путем создания, модернизации новых отраслей, нового сектора экономики [10].

Следовательно, переход на стратегическое управление - это направление, которое необходимо для повышения проблемы региональной конкурентоспособности. Суть стратегического управления регионом заключается в создании и его развитии в дальнейшем на инновационной основе, оценки происходящих изменений во внешней среде и его деятельности с целью поддержания способности не только эффективно функционировать, в дальнейшем развиваться, а самое главное способность выживания в условиях нестабильности финансово-экономического упадка.

Краснодарский край занимает один из главных положений в Южном федеральном округе Российской Федерации, формируя экономический потенциал, к тому же обладает уникальными для России природно--климатическими условиями, которые сравниваются с другими странами (южная Европа, средняя Франция, северная Италия).

В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) большой вклад вносит экономика Краснодарского края, в силу чего обеспечивает региону статус одного из «опорных» субъектов РФ в решении главных задач, связанных со сферой инфраструктуры, усовершенствование экономики России, улучшении качества жизни населения.

Территория Краснодарского края хорошо приспособлена для сельскохозяйственной деятельности, а также виноделия и области рыболовства. В не-

драх Краснодарского края залегают богатые запасы полезных ископаемых, в составе минерально-сырьевых ресурсов входят больше 60 видов ископаемых.

В предгорных районах Азово-Кубанской впадины идет добыча нефти и газа. Этот район богат месторождением известняком, гравием, мрамором, песчаником, минералом барита, различными руд железными и марганцовыми, металлами ртути, меди, различных осадочных горных пород как фосфорит и мергель. Самым лучшим в строительстве сырьевым продуктом является гипс.

В Азово-Кубанском районе находится бассейн с подземной простой водой. Сравнивая с конкурирующими регионами по климатическим условиям Краснодарский край выделятся, т.к. имеет более теплый и мягкий климат, что хорошо для инвесторов по строительству и тем самым сокращается затрата на отопление производственных зданий [11].

Из природных ресурсов наиболее важными на территории Краснодарского края являются агроклиматические, водные и лесные, почвенные, а также всех видов ресурсов (рекреационные), созданные природой или человеком.

Сельское хозяйство опирается на черноземные почвы, т.к. это почва богата питательными элементами, обладает рыхлой структурой, богат гумусом, она дает хороший и плодородный урожай сельскохозяйственных структур.

По урожайности зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, плодов и ягод. Эта территория занимает одно из ведущих мест в России, что дает хороший экспорт сельскохозяйственных структур в другие территории.

Лесные ресурсы находятся на территориях муниципальных образований Крымский, Апшеронский, Туапсинский, Мостовский, Абинский, Се-верский районы, а также в городах Горячий ключ и Геленджик. Древесные материалы используются для производства строительства.

Лес состоит из дубовых и хвойных, широколиственных и других деревьев.

Удельный вес, который составляет 1 %, но они представляют огромную ценность в экономическом и экологическом отношении, древнего биоцене-за. Защитные лесные насаждения нуждаются в уходе и восстановлении [5].

К 2025 г. в основе агропромышленного комплекса в Краснодарском крае будут созданы высококачественные, перерабатывающие заводы промышленности собственного сырья и пищевой продукции.

Успех края зависит не только от богатства сырья, но и от того, насколько будет активная региональная власть.

Список литературы:

1. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // Kant. - 2011. - № 2. - С. 28-32.

2. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 9-16.

3. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

4. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Нау-каПарк. - 2011. - № 4 (5). - С. 62-66.

5. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

6. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

7. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

8. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

9. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

10. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

11. Маркетинг территорий: аспекты реализации / О.Е. Акимова, И.В. Богомолова, Ж.В. Горностаева, Т. А. Забазнова, О.В. Конина, Т.Н. Митрахович, В.Н. Островская, Е.Г. Попкова, В.Н. Правдюк, О.А. Суркова, Л.С. Шаховская. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 116 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ

© Маргиев О.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Исследуется роль регулирования рыночной экономики, обосновывается необходимость использования комплексного подхода к достижению целей региональной политики на основе применения инструментов маркетинговой политики.

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.