Научная статья на тему 'Маркетинговый потенциал территорий'

Маркетинговый потенциал территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговый потенциал территории / развитие территории / маркетинговые инструменты / ресурсы территории / Ставропольский край

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Теркулова Н. Р.

Отражены актуальные вопросы формирования маркетингового потенциала территории на примере Ставропольского края; раскрыта роль маркетингового потенциала в повышении общего потенциала территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Теркулова Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый потенциал территорий»

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИЙ

© Теркулова Н.Р.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Отражены актуальные вопросы формирования маркетингового потенциала территории на примере Ставропольского края; раскрыта роль маркетингового потенциала в повышении общего потенциала территории.

Ключевые слова маркетинговый потенциал территории; развитие территории; маркетинговые инструменты; ресурсы территории; Ставропольский край.

В условиях кризисного состояния экономики страны вызывают серьёзную озабоченность проблемы обеспечения поступательного развития отдельных российских территорий [1]. Безусловно, развитие территории во многом зависит от способности её субъекта качественно использовать определенные ресурсы для того, чтобы появилась потребительская ценность, которая будет привлекать к себе различные категории потребителей. Инструментарий маркетинга территории, в данном случае является наиболее подходящим способом развития привлекательности территории [2]. Эффективное использование маркетингового подхода способствует увеличению спроса на территорию и ведет к повышению экономической значимости [3].

Внимание отечественных ученых (например, Е.В. Песоцкой, А.П. Пан-крухина и др.) привлекает вопрос развития маркетинга территории, что активизирует научный и практический интерес к изучению понятия «маркетинговый потенциал территории» [4].

Маркетинговый потенциал территории, по мнению большинства исследователей, является частью общего потенциала территории, отражающей совокупные возможности маркетинговой системы территории, гарантирующие ее конкурентоспособность на рынке геопродуктов, за счет сложившейся её рыночной привлекательности, наличие бренда и введение данного бренда на рынок территорий за счёт применения маркетинговых методов. Маркетинговый потенциал в части экономической оценки территории формируется на основе расчёта дополнительных доходов экономики бюджета территории, складывающихся за счет обоснованного применения маркетинговых методов и инструментов [5].

На наш взгляд, целесообразным является применение следующих показателей оценки качества маркетингового потенциала территории:

- прямые - применение стопроцентных показателей, отражённых в натуральных и стоимостных оценках;

- относительные - показывают отношение количества факторов привлекательности территории к величине данных значений территории конкурентов, либо территории взятой за основание оценки;

1 Студент бакалавриата (направление «Государственное и муниципальное управление»).

- шкальные - показывающие оценку с помощью шкалы баллов;

- индексные - показывающие изменения, произошедшие в течении времени [6].

В теории и практике маркетинга территорий наиболее популярными методами изучения и оценки маркетингового потенциала территории являются:

- количественные - складываются из опросов, текущих и потенциальных потребителей;

- экспертные - складываются из мнений специалистов в части определения факторов привлекательности территории и направления развития стратегии маркетинга;

- чек-листы - отражают территориальные факторы, с помощью которых складывается и создаётся портфолио-анализ «привлекательность» и «риск».

Маркетинговый потенциал территории подразумевает проведение анализа, для определения на территории совокупного потенциала различного уровня, это экономический, природно-ресурсный, экологический, политический и т.п. [7].

При определении природно-ресурсного потенциала территории, безусловно, учитывается её местоположение. В данном случае надо отметить уникальность Ставропольского края, которая заключается в конкурентоспособности, опирающейся на три компонента.

Первым из компонентов является место, роль которого определяется выгодным географическим положением территории на карте России, а также наличием транспортной доступности, удаленностью от конкурентов, невысокой себестоимостью земли. Большим плюсом для Ставрополья является близкое расположение популярных курортных зон России (Побережье Черного и Азовского морей, Архыз, Домбай). Вторым компонентом выступают мега-ресурсы. Разнообразие, количество и объём курортных и туристических ресурсов Ставропольского края не имеют мировых аналогов. Третьим компонентом является марка. Для анализируемого региона положительным моментом является наличие сформированного и достаточного известного в стране бренда - Кавказские Минеральные Воды.

Данные три компонента способны дать синергетический эффект в обеспечении конкурентоспособности данной территории [8].

Этот эффект подтверждается практикой развития туристического бизнеса, где использование маркетинговых инструментов ведет к повышению доходной части бюджета субъекта, а также обеспечения рабочих мест в области туризма.

Перечисляя благоприятные стороны туристского потенциала края, нельзя не отметить, что имеющиеся возможности предоставления качественного отдыха не используются в полной мере. Необходимое развитие туристской инфраструктуры Ставропольского края, на наш взгляд, нуждается в большей поддержке государственных органов управления и местной власти.

При организации инфраструктуры важно помнить, что туристический бизнес Ставропольского края привлекает, в первую очередь, категории туристов, прибывших с целью лечения и отдыха [9]. Тогда как для категории туристов, прибывающих с деловыми и познавательными целями, возможности маркетингового потенциала, к сожалению, используются далеко не в полной мере. Данная ситуация сложилась, в значительной мере, в связи с ассиметричным распространением информации о крае за его пределами. Уникальность бальнеологических ресурсов края привлекает туристов сильнее, чем слаборазвитая инфраструктура и качество туристического сервиса.

Одним из важных недостатков в развитии туристической индустрии края является однобокое позиционирование края о туристических возможностях. Кавказские Минеральные Воды ассоциируются с «музеем» минеральных вод, с преобладанием туристов пожилого возраста, не заинтересованных в активном и разнообразном отдыхе, что ограничивает контингент отдыхающих [10].

Существующая модель маркетингового потенциала Ставропольского края определяется следующими факторами:

- не в полной мере предоставляется информация о регионе, как о безопасном месте для пребывания туристов;

- незначительное количество информации о туристическом продукте в сети Интернет;

- не используется в полной мере организация массового туристского потока;

- не в полной мере и не во всем разнообразие используется культурно-познавательный туризм, связанный с ознакомлением с достопримечательностями края;

- слабо развито направления «туризма выходного дня»;

- низкий уровень подготовки квалификации обслуживающего персонала;

- слабое развитие событийного туризма;

- слабое продвижение на мировом и региональных туристских рынках [11].

Таким образом, только с учётом комплекса факторов на основе использования разнообразных маркетинговых инструментов возможно решение сложной задачи, связанной с изучением и развитием маркетингового потенциала территории. Что приведет, в свою очередь, к увеличению числа потребителей территории (жителей, инвесторов, туристов и т.п.), к повышению экономического благосостояния, имиджа, к укреплению позиций региона.

Список литературы:

1. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Наука-Парк. - 2011. - № 4. - С. 62-66.

2. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

3. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1. - С. 17-24.

4. Жердеева О.В. Оценка маркетингового потенциала локальной территории: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2007.

5. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

6. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-221.

7. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

8. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // - 2011. - № 2. - С. 28-32.

9. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1. - С. 9-16.

10. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

11. Воронцова, Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

© Якунин П.Н.1

г. Сланцы

Статья посвящена вопросам оценки транспортной доступности регионов Российской Федерации применительно к сфере рекреации и туризма.

1 Кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.