имеющие безнадежную, невозможную к взысканию дебиторскую задолженность) в четырех АО-энерго составляет оценочно свыше 30% от ее общего размера. Превышение кредиторской задолженности по отношению к дебиторской является совокупным следствием тарифной недостаточности и отсутствия должной финансовой дисциплины в предыдущие годы.
Литература:
1. Гринкевич Р.Н., Тенденции мировой электроэнергетики // Вестник ФЭК России. - 2003. - №3. -С. 22.
2. Хузмиев И.К., Основы регулирования естественных монополий и энергоменеджмент. - М. : МПА, 2001,-С. 136.
3. Джангиров В.А., Принципы совместной работы энергокомпаний в условиях электроэнергетического рынка //Электричество. - 2015. - №6. - С.11.
4. Каргинов К.Г., Концепция реформирования электроэнергетического комплекса Республики Северная Осетия-Алания. - Владикавказ : Ремар-ко, 2015.-С.138.
5. Карлик А.Е., Региональное регулирование деятельности предприятий - субъектов естественных монополий. - СПб. : СПГУЭФ, 1999. - С. 7.
О си
ь-
Q-<
си си
STA TE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY OF STA VROPOL REGION Fursov Victor Alexandrovich, DSc of Economics, Professor, Department of Service, Don State Technical University E-mail: fursov.va@mail.ru
Lazareva Natalia Viatcheslavovna, DSc of Economics, Professor, Department of Service, Don State Technical University E-mail: laz_nigirambler.ru
Chimonina Irina Victorovna, PhD of Biological science, Associate Professor, Department of Service, Don State Technical— University i ^
E-mail: servis-kafedra/S>yandex.ru A
Semenova Lih'ya Viatcheslavovna, PhD of Economic sciences, Associate Professor, Department of Service, Don State Technical University, Stavropol E-mail: servis-kafedra@yan dex. ru
The article analyzes the current state of the tourism industry of the Stavropol territory, the perspectives for the development of regional tourism, as well as the possibility of intensification of use of tourist potential of the region by attracting investments in development of tourist areas.
Keywords: tourist industry; tourist territory; investments; investment project; regional economy.
E
187
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
В статье анализируется современное состояние туристской индустрии Ставропольского края, рассматриваются перспективы развития регионального туризма, а также возможности интенсификации использования туристского потенциала региона путем привлечения инвестиций в развитие туристских территорий.
Ключевые слова: туристская индустрия; туристская территория; инвестиции; инвестиционный проект; региональная экономика.
УДК 94(470.6).01 ВАК РФ 08.00.05
© Фурсов В.А., 2017 ©Лазарева Н.В., 2017 © Чимонина И.В., 2017 © Семенова Л.В., 2017
В последнее время в России большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. В распоряжении Правительства РФ "Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" говорится о необходимости формирования устойчивого роста внутреннего туризма [11].
В России немало регионов, обладающих достаточным потенциалом для развития туризма. Однако реализация инвестиционного потенциала развития туристской индустрии в России тормозится проблемами, характерными практически для каждого российского региона: недостаточная инфраструктура, кадровый потенциал, маркетинг, предпринимательская среда, законодательная база.
По оценке экспертов Ставропольский край является одним из самых перспективных регионов России для развития туризма. Как отмечают Центр информационных коммуникаций "Рейтинг" и жур-
# *
$ X
UJ £
О UJ
X
О X
о tc со
188
ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь (игвоу. va@mail.ru
ЛАЗАРЕВА Наталья Вячеславовна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь laz_n@rambler.ru
ЧИМОНИНА Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь
servis-kafedra@yandex.ru
СЕМЕНОВА Лилия Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, Ставрополь servis-kafedra@yandex.ru
нал "Отдых в России" в рейтинге туристской привлекательности регионов РФ, их туристскому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов Ставропольский край занимает 12-е место (рис. 1).
Рисунок 1 - Региональная структура внутреннего туристского потока в РФ в 2015 г. (по федеральным округам)
Туристский поток в Ставропольском крае в 2015 году показал положительную динамику и увеличился на 6,6% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив около 1 миллиона 300 тысяч человек (рис. 2) [10]. На курортах Кавказских Минеральных Вод отдохнули более 930 человек, что на 6% больше показателя предшествующего года. По прогнозным оценкам в 2016 году туристский поток в Ставропольский край увеличится на 7,7%. Ожидаемые объемы оказанных санаторно-курортных и туристских услуг в 2015 году составят порядка 20 млрд. рублей.
В туристкой отрасли Ставропольского края функционируют более 40 туроператоров, порядка 300 турагентств, функционирует 443 коллективных средства размещения, в том числе 138 здравниц общей емкостью на 34,6 тыс. мест. [8] Ставропольский край является лидером в Российской Федерации по объему оказанных санаторно-оздоровительных услуг, доля которых составляет 17% в объеме са-наторно-оздоровительных услуг страны.
Рисунок 2 - Количество обслуженных туристов в Ставропольском крае в 2005-2015 гг., тыс. чел.
В настоящее время Минеральные Воды самый крупный бальнеологический курорт в Европе. На сравнительно небольшой площади в 5,3 тыс. кв. км на КМВ сконцентрировано более 100 источников минеральной воды тридцати различных типов, а также расположено уникальнейшее месторождение лечебной грязи - озеро Тамбу-кан (табл.1)
Курортно-туристский комплекс региона Кавминвод представляют 138 санаторно-курортныхучреждения на 34,6тыс. мест размещения, свыше 70 отелей и гостиниц на более чем 4,5 тыс. мест размещения. Лечебную базу здравниц составляет оборудование ведущих фирм Австрии, Германии, США, Финляндии, Швеции и Японии. Сред-
негодовая загрузка ряда санаториев, работающих в коммерческом сегменте, составляет 8090%. [1,2].
Таблица 1 - Сравнительная характеристика оздоровительных курортов
Характеристики кмв (Россия) Карловы Вары (Чехия) Баден-Баден (Германия)
Популярность Высокая (престиж с советских времен) Высокая (качественный сервис) Высокая (высокий уровень сервиса)
Профиль Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нервной системы, почек, мочевыводящих путей, системы кровообращения, эндокринной системы, кожных и гинекологических заболеваний Заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварительного тракта, нарушения обмена веществ, онкологические заболевания Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, почек и желудочно-кишечного тракта, нарушение кровообращения и сердечной деятельности, обмен веществ, ослабление иммунитета
Лечебные факторы Лечебно минеральные воды, илово-сульфатные грязи озера Тамбукан, разнообразие клима-топогодных факторов, широкий спектр медицинских услуг в рамках одного санатория Минеральные источники различных температур Термальные источники
Качество услуг Выше среднего (преобладает старый фонд, наличие некате-горийных средств размещения, при этом существует ряд высококачественных объектов) высокий уровень квалификации медицинского персонала, наличие современных высокоэффективных методик лечения и реабилитации Высокое (преобладают катего-рийные средства размещения, в основном небольшие гостиницы 3-5*) Высокое (преобладают категорийные средства размещения, в основном небольшие гостиницы 3-5*)
Наличие дополнительных услуг Предложение есть, но на низком уровне, морально и технически устаревшее оснащение Гольф, теннис, верховая езда, лыжный спорт, велоспорт Гольф, теннис, верховая езда, лыжный спорт , велоспорт
Дополнительные виды отдыха Познавательный, спортивный, экологический, религиозный туризм и т.д. Экскурсионный, экологический туризм Экскурсионный, экологический туризм
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленным рейтинговым агентством ВАЕХ ("Эксперт РА") по направлению Инвестиционный потенциал российских регионов в 2015 году", Ставропольский край в Российской Федерации занимает 22 место, по направлению "Инвестиционный риск российских регионов в 2015 году" 25 место, плюс 6 мест по сравнению с 2013 годом. [16]
Анализ состояния туристской индустрии в Ставропольском крае свидетельствует о высоком потенциале для развития въездного и внутреннего туризма. Однако вклад туризма в экономику региона малозначительный и сдерживается рядом факторов.
В стратегии социально-экономического развития Ставропольского края поставлена цель до 2025 года - создание ведущих в России
и признанных в мире лечебно-оздоровительных итуристско-рекреационных комплексов на основе имеющегося природного и культурно-исторического потенциала Ставропольского края и его уникальной территории - региона Кавказских Минеральных Вод. [12]
В настоящее время в Ставропольском крае предлагается к реализации ряд инвестиционных проектов: конгресс-центр "Капельная балка", туристко-рекреацион-ный центр "Гранд СПА Юца", спортивно-оздоровительный комплекс "Новопятигорское озеро" и др.
Одной из проблем, по: нашему мнению, является отсутствие туристско-рек-реационной экспертизы в качестве обязательного этапа в практике отбора наиболее значимых для региона инвестиционных проектов. [7]
В целях создания условий для устойчивого развития эффективной и конкурентоспособной туристской индустрии Ставропольского края с 2011 года действовала краевая целевая программа "Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20122016 годы". [6] В настоящее время утверждена государственная программа Ставропольского края "Культура и туристско-рекреационный комплекс", со сроком реализации 2016-2021 гг. [5,8] Общий объем финансирования Программы составит 7834040,18 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 4794825,25 тыс. рублей (40%).
В настоящее время в Ставропольском крае продолжают реализовываться 19 инвестиционных проектов санаторно-курортной и туристской направленности с общим объемом инвестиций 11,2 млрд руб., с создаваемым числом рабочих мест -1878 ед. Дополнительно между министерством экономического развития Ставропольского края и инвесторами заключено 5 соглашений о намерениях по реализации инвестиционных проектов с общим объе-
О си
к
0-<
си си
кк" С
Ё
189
# *
$
X
ш £
О ш
X
О X
о со
190
мом внебюджетных инвестиций более 2 млрд рублей. Также Правительством Ставрополья совместно с Минкавказом проведен ряд мероприятий по формированию медицинского кластера в Ставропольском крае, предусматривающих начало строительства в 2016 году крупнейшего на Юге России медицинского центра, с общим объемом бюджетных инвестиций 5,5 млрд руб. [3,9]
По нашему мнению, практика показала, что Ставропольский край имеет огромный потенциал для развития туризма, причем, не только на Кавминводах, но и других районов края. [13,14]
Привлечение инвестиций в экономику Ставропольского края требует формирования благоприятного инвестиционного климата Ставропольского края, стимулирующего деловую активность и обеспечивающего беспрепятственную реализацию инвестиционных вложений субъектов инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края в экономику Ставропольского края.
Кроме общефедерального законодательства на территории края работает также ряд краевых законов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Муниципальные образования региона Кавказских Минеральных Вод осуществляют собственные меры по стимулированию инвестиций, инноваций и развитию предпринимательства в рамках существующей нормативно-правовой базы Ставропольского края.
Таким образом, в крае сформирована комплексная система механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, которая предусматривает формы субсидирования, государственные гарантии, налоговые льготы, механизмы залогового фонда и регионального фонда венчурного финансирования.
В Ставропольском крае инвесторам предоставляются преференции по налогам. Например, если инвестор вкладывает в проект более 300 млн рублей, он освобождается от местных налогов. Правительство Ставропольского края также помогает в реализации инвестиционных проектов и разделяет риски с частными инвесторами. [15,16] Если инвестор заходит в проект и у него недостает финансовых средств для реализации, Правительство дает гарантию для получения банковского кредита при условии, что собственные средства инвестора составляют не менее 30% объема финансирования проекта. Администрация края берет на себя обязательства по продвижению туристских ресурсов и объектов, представляя их на международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом (табл. 2).
Таблица 2 - Меры государственной поддержки
инвестиционной деятельности в туристской индустрии, реализуемые в Ставропольском крае
Меры НПА, документ Результат
Сопровождение ин-вестпроекта по принципу «одного окна» Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2012 года Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае» ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»
Поддержка малого предпринимательства Приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 26 января 2011 года» Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»
Субсидирование ин-вестпроектов в сфере туризма ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» ФЦП «Юг России (2014-20120)» КЦП «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20122016 годы» ГП СК «Культура и туристско-рекреационный комплекс» ГП «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» Реконструкции и расширения санаторного комплекса «Машук Аква-терм» Национальный парк «Кис-ловодский» Многофункциональный выставочный комплекс Минвод ыЭКСПО
Предоставление поручительств по обязательства субъектов предпринимательства ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» Предоставление поручительств гарантийным фондом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности Законы Ставропольского края «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О налоге на имущество организаций», «О прядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края», «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае», «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках» Инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности
Подготовка кадров ФЦП «Подготовка кадров в сфере туризма» ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» Содействие переподготовке специалистов в области гостиничного, ресторанного и туристского профиля.
Сейчас в Ставропольском крае инвестируют в основном российские бизнесмены. У
иностранных инвесторов остается много вопросов по безопасности, ведь это Кавказ. Средний срок окупаемости отелей в районе Кавказских Минеральных Вод - 5 лет, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 7-8 лет.
Таким образом, для привлечения инвесторов в туристский комплекс Ставропольского края необходимо осуществить качественные изменения, затрагивающие туризм региона в целом, включая методическое обеспечение туристской деятельности Ставропольского края, развитие кадрового потенциала в сфере туризма, формирование маркетинговой политики в отношении туристского продукта и развитие приоритетных для Ставропольского края видов туризма, туристских кластеров.
В то же время необходимо уделить особое внимание привлечению как иностранных, так и российских инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплексов Ставропольского края и особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Мы считаем, что основой для привлечения инвесторов в регион должно стать формирование положительного имиджа Ставропольского края как безопасного туристского региона на внутреннем и международном туристских рынках путем проведения рекламно-информационных компаний как на территории России, так и за ее пределами.
Поэтому стимулирование инвестиционного процесса развития туризма в Ставропольском крае целесообразно проводить в 2 этапа:
1. Повышение туристского потока, повышение рентабельности отрасли, стимулирование предпринимательской инициативы.
2. Поддержка туризма как "самодостаточной" отрасли.
Подводя итог, нам представляется правомерным сделать вывод о том, что в последнее время растет количество и качество разрабатываемых инвестиционных проектов. Однако денег на комплексное становление туризма у Правительства РФ в настоящее время нет, возможна только точечная поддержка отрасли. Мы считаем, что ответственность за развитие туризма должен взять на себя регион, фокусируясь, прежде всего, на собственных жителях и российских туристах. При этом внимание необходимо уделять не только кластеру Кавказские Минеральные Воды, но и городам, которые являются логистическими пунктами и туристскими дестинациями региона.
Литература:
1. Жидков В.Е., Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Кластерный подход к управлению развитием туризма как
фактор повышения конкурентоспособности региона // Вопросы туризмоведения. - 2012. - № 1.
2. Жидков В.Е., Воропаева Л.В., Чимонина И.В. Анализ и перспективы развития придорожного сервиса в России // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2-частях / под общ. ред. В.Е. Жидкова. - Ставрополь : Ставролит, 2014. - С. 21-25.
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №617-п [электронный ресурс]. URL: htpp://www.russiatourism.ru/ upload/iblock/89b
4. Государственная программа "Развитие СевероКавказского федерального округа" на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №2408-р. [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ programs/235/events/
5. Государственная программа Ставропольского, края "Культура и туристско-рекреационный ком-* плекс", утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2015 года №5б9-п [электронный ресурс]. URL: http:// www.mincultsk.ru/doc/
6. Краевая целевая программа "Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 20122016 годы", утвержденная Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.07.2011 года №287-п [электронный ресурс]. URL: http:// www.sta vi nvest. ru/u pl oa d/fi le/
7. Лазарева H.В., Фурсов В. Формирование системы мониторинга предпринимательской среды регионального рынка транспортных услуг // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 1,- С. 184.
8. Мониторинг реализации государственной программы "Культура и туристско-рекреационный комплекс" за I полугодие 2016 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.mincultsk.ru/doc/
9. О развитии туризма в Российской Федерации: доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации, 2015 [электронный ресурс]. URL: htpp://www.c-inform.info/userdata/files/
10. Отчет о ходе реализации государственной программы Ставропольского края "Туристско-рекреационный комплекс" за 2015 год [электронный ресурс]. URL: http://www.mincultsk.ru/doc/
11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 года №941-р [электронный ресурс]. URL: htpp://www.russiatourism.ru/upload/i block/928
12. Стратегия развития туристско-рекреационно-го комплекса Ставропольского края до 2020 года [электронный ресурс]. URL: http://www.stavinvest. ru/upload/file/
13. Семенова Л.В. Влияние факторов маркетинговой среды на развитие регионального туристического рынка // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2-частях /
под общ. ред. В.Е. Жидкова. - Ставрополь: Ставролит, 2014. - С. 31-35.
14. Семенова Л.В. Тенденции и перспективы развития маркетинга туризма на Ставрополье // На-укаПарк. - 2014. - № 2-2 (22).- С. 100-105.
15. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2011 года №644-р [электронный ресурс]. URL: htpp:// www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost
SOME FEA TURES OF BUILDING PRODUCTS BRANDS Khan Roxana Sultanovna, PhD of Economical science, Associate Professor, Department of Economics, Management and Logistic in Construction, Academy of Construction and Architecture, Don State Technical University, Rostov-on-Don
E-mail: primery@rambier.ru
Surkov Valeriy Victorovich, Senior Professor, Department of Public relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don
E-mail: vvsurkovigilist.ru
The article is devoted to the analysis of brands of the building objects. The specifics of branding in the construction industry, as weii as analyses the identity of existing brands of residential complexes are discussed.
Keywords: marketing of construction; brand of the building object; brand identity; brand of the residential complex.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ БРЕНДОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Статья посвящена проблематике брендов строительных объектов. В статье рассматривается специфика брендинга в строительной сфере, а также проводится анализ идентичности ряда существующих брендов жилых комплексов. Ключевые слова: маркетинг строительства; бренд строительного объекта; идентичность бренда; бренд жилого комплекса.
В настоящее время практика брендинга распространилась настолько широко, что практически невозможно найти ни одной сферы экономической жизни, где бы не создавались и не применялись в той или иной степени бренды. При этом различия между этими сферами диктуют также и различия в приемах создания, масштабах и специфике использования брендов. Отрасль строительства не является здесь исключением.
Понятие "продукция строительной отрасли" весьма многогранно и включает в себя как непосредственно строительные объекты жилого, промышленного, коммерческого и иного назначения, так и многообразную строительную продукцию - от строительных до отделочных материалов.
Очевидно, что специфика использования маркетинговых инструментов в полной мере зависит оттого, для какого конкретного строительного продукта они предназначены.
Так, объекты капитального строительства, в зависимости от своей принадлежности к той или иной категории, имеют значительную разницу, как в продвижении, так и в формате организации самого строительного процесса. Однако в рамках данной статьи мы обратимся только к маркетинговой стороне вопроса и тем ее аспектам, которые в наибольшей степени влияют на коммуникации.
С точки зрения осуществления коммуникаций основополагающее значение имеют параметры цикла продаж. Так, цикл продаж
16. Федеральная целевая программа "Юг России (2014-2020 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1297 [электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/
17. Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Управление рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - № 1 (52).-С. 103-108.
УДК 339.138 ВАК РФ 08.00.05
©Хан P.C., 2017 © Сурков В.В., 2017
ХАН Роксана Султановна,
кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики, менеджмента и логистики
в строительстве, Академия
строительства
и архитектуры, Донской
государственный
технический университет,
Ростов-на-Дону
primery@rambier.ru
СУРКОВ Валерий Викторович, старший преподаватель, кафедра Связи с общественностью, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону vvsurko v@iist. ru