Научная статья на тему 'Разработка методических подходов к экономической оценке транспортной доступности регионов для целей рекреации и туризма'

Разработка методических подходов к экономической оценке транспортной доступности регионов для целей рекреации и туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / рекреация и туризм / экономическая оценка региональных условий

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якунин П. Н.

Статья посвящена вопросам оценки транспортной доступности регионов Российской Федерации применительно к сфере рекреации и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка методических подходов к экономической оценке транспортной доступности регионов для целей рекреации и туризма»

2. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

3. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1. - С. 17-24.

4. Жердеева О.В. Оценка маркетингового потенциала локальной территории: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2007.

5. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

6. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-221.

7. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

8. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // Каи! - 2011. - № 2. - С. 28-32.

9. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1. - С. 9-16.

10. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

11. Воронцова, Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

© Якунин П.Н.1

г. Сланцы

Статья посвящена вопросам оценки транспортной доступности регионов Российской Федерации применительно к сфере рекреации и туризма.

1 Кандидат экономических наук.

Ключевые слова: регион, рекреация и туризм, экономическая оценка региональных условий.

В настоящее время транспорт является очень важным компонентом функционирования отрасли рекреации и туризма в регионах Российской Федерации. Использование экономических показателей и математического аппарата помогает осуществить более достоверную оценку транспортной доступности регионов РФ, позволяет точнее определить и сравнить рекреационно-туристский потенциал различных территорий.

Экономическая оценка транспортной доступности дестинации тесно связана со стоимостью перевозок. На сегодняшний день в туризме наиболее широко применяются следующие типы перевозок: авиаперевозки, ж/д перевозки и автоперевозки (автобусы, автомобили). В 2014 году на рынке транспортных услуг в России установились следующие приблизительные тарифы. Стоимость пассажирокилометра (перемещения одного пассажира на один километр) для регулярных авиарейсов составляет 4,5 рубля/километр. Цена плацкартных и купейных билетов на скорые пассажирские поезда составляет соответственно 2 руб./км и 3,5 руб./км. Отдельную категорию представляют скоростные поезда (например «Сапсан»). Стоимость билетов 2С составляет 4 руб./км, 1С - 7 руб./км. Стоимость пассажирокилометра для автобусов и маршрутных такси - 2,5 руб./км.

Туристы для перемещения в дестинацию также могут пользоваться личными автомобилями. Этот вид транспорта может быть доминирующим при посещении туристами удалённых территорий, рыбацких и охотничьих хозяйств. Стоимость пассажирокилометра в этом случае может значительно колебаться, в первую очередь в зависимости от количества пассажиров, а также от марки и модели автомобиля, типа двигателя (бензиновый или дизельный). С учётом амортизации цена пассажирокилометра для автомобиля в расчёте на одного человека, как правило, составляет 1,5-2 руб./км.

В методическом плане наиболее удобным представляется сравнение транспортной доступности территории, находящихся в одном регионе или районе. Как правило, новые туристско-рекреационные территории, находящиеся вне крупных городов, ориентированы на посещение приезжими туристами (из районного центра, центра региона, других крупных городов, иностранных государств) и мало используются местным населением. И, так как районные и региональные центры практически всегда являются одновременно и магистральными транспортными узлами соответствующих административных образований (районов и областей, республик), то подавляющее большинство туристов, даже не проживающих в данных городах, для прибытия в соответствующую дестинацию будут вынуждены транзитом проехать через них или совершить пересадку.

Поэтому методически верной представляется экономическая оценка и сравнение транспортной доступности территорий одного административно-

го образования путём оценивания их транспортной доступности по отношению к центру этого административного образования.

При этом рациональным представляется использование формулы:

п

с = Е ^ а + Rdt> (1)

1=1

где С - экономическая оценка транспортной доступности территории; / -конкретный вид транспорта (поезд, самолёт); - расстояние в километрах, преодолеваемое с помощью /-го вида транспорта; а/ - стоимость пассажиро-километра для /-го вида транспорта; t - общее время в часах, которое турист пробыл в пути (включая время ожидания при пересадках, время регистрации в аэропорте и другие задержки); ё - средний доход туриста (в расчёте за 1 час работы); К - специальный коэффициент, К = 1 при t < 8 часов, К = 1,5 при t < 16 часов, К = 2 при t > 16 часов.

Стоимости пассажирокилометра различных типов транспорта для расчёта произведений ^а были приведены нами выше. Для расчёта параметра 1 (времени проводимого туристом в пути) необходимо знать среднюю скорость движения различных видов транспорта. С этой целью можно воспользоваться следующими данными.

Средняя скорость скорого пассажирского поезда в России составляет 55 км/ч. Скорость поезда «Сапсан» - 175 км/ч.

Средняя скорость пассажирского лайнера составляет 900 км/ч. Следует учитывать, что при авиаперелётах около 2 часов занимает регистрация, взлёт и посадка самолёта. Среднюю скорость движения автобусов и автомобилей в России можно принять равной 60 км/ч.

В качестве показателя ё, как уже было сказано выше, используется средний доход туриста в расчёте за 1 час работы. Иначе говоря, это средний доход на душу населения страны за определённый срок, делённый на количество рабочих часов за тот же срок. При таком расчёте учитываются потери времени всех категорий туристов, выполняющих в обществе свои необходимые социальные функции (работающее население, домохозяйки, пенсионеры, школьники и студенты). Средний доход на душу населения в современной России составляет 10 500 рублей [2, с. 3]. Учитывая, что количество рабочих часов за месяц составляет около 180, показатель ё для российских туристов будет примерно равен 60 рублям. Если же поток в дестинацию составят преимущественно туристы из развитых стран (Италия, Германия, Финляндия, США), где доход на душу населения выше, в среднем, в 5 раз, то величина ё также должна быть пропорционально увеличена в 5 раз, до 300 рублей.

О правомерности использования параметра ё и коэффициента К в формуле (1) говорит тот факт, что авиационный транспорт начинает доминиро-

вать в перевозках туристов именно при перемещении на расстояния свыше 500 километров [1, с. 128], что составляет приблизительно 8-9 часовой путь на автобусе или поезде. Иначе говоря, продолжительность поездки до места отдыха, превышающая продолжительность среднего рабочего дня, признаётся большинством туристов утомительной. Железнодорожные, а тем более автобусные поездки на расстояния, превышающие 1 000 километров (что составляет свыше 16 часов пути при скорости автобуса 60 км/ч), считаются сверхутомительными и сравнительно редко используются в современном туризме [1, с. 130]. Именно этим фактором обусловлено введение в формулу (1) коэффициента Я и показателя ё.

Таким образом, полные издержки туриста при его перемещении в место отдыха будут складываться из стоимости проезда одним или несколькими видами транспорта и стоимости времени, проведённого в пути туристом с учётом утомляемости при сверхдальних перемещениях. Для максимизации туристских потоков данный фактор должен тщательно оцениваться предпринимателем, работающим в сфере туризма.

Если доступ на туристическую территорию может быть обеспечен с помощью различных видов транспорта, то транспортную доступность данной территории следует оценить по наиболее экономичному варианту, которым может воспользоваться турист. При этом следует учитывать, что значительное количество туристов в силу личных предпочтений, уровня доходов и других факторов при возможности выбора предпочтут воспользоваться иным, не наиболее экономичным видом транспорта. Для учёта данного фактора экономическая оценка транспортной доступности территории должна быть скорректирована. Если возможно использование двух видов транспорта денежная оценка должна быть уменьшена на 10 %, если же возможно использование трёх или более видов, то она должна быть уменьшена на 25 %.

Приведём пример расчёта транспортной доступности трёх территорий с помощью вышеописанной формулы.

Первый объект находится в 400 километрах от Новосибирска. Транспорт - поезд (купейные вагоны) без пересадок или автобус.

Второй объект находится в 700 километрах от Новосибирска. Транспорт -поезд (купейные вагоны) с одной пересадкой примерно в середине пути. Время, затрачиваемое на пересадку, составляет 1 час (прибытие первого поезда в 17:30, отбытие второго в 18:30).

Третий объект находится в 800 километрах от Новосибирска. Транспорт -авиарейс (740 километров) и поездка на автобусе (60 километров по дороге с твёрдым покрытием). Время на пересадку 1 час.

Вычислим и сравним транспортную доступность территорий для российских туристов по формуле (1):

1. Стоимость пассажирокилометра для купейных вагонов поезда составляет 3,5 руб./км. Средняя скорость - 55 км/ч. Следовательно,

С11 = 3,5 х 400 + 1 х 60 х (400 / 55) = 1400 + 436 = 1836 (рублей).

В индексе Скт к обозначает номер территории, т - вариант перемещения в место отдыха.

Стоимость пассажирокилометра для автобуса - 2,5 руб./км. Средняя скорость - 60 км/ч. Следовательно,

С12 = 2,5 х 400 + 1 х 60 х (400 / 60) = 1000 + 400 = 1400 (рублей).

Более экономичен второй вариант. Но, так как возможно использование двух видов транспорта, общая оценка составит: 1400 - 0,1 х 1400 = 1260 (рублей).

2. Так как, длительность поездки с учётом пересадки составит 700 / 55 + + 1 ~ 13,7 часов; 8 < 13,7 > 16, то Я = 1,5. Следовательно,

С2 = 3,5 х (350 + 350) + 1,5 х 60 х (700 / 55 + 1) = 2450 + 1235 = 3685 (рубля).

3. Стоимость пассажирокилометра для авиарейсов составляет 4,5 руб./км. Перелёт с учётом регистрации, взлёта и посадки лайнера займёт у туриста около 3 часов. Время на пересадку 1 час.

С3 = 4,5 х 740 + 2,5 х 60 + 1 х 60 х (3 + 1 + (60 / 60))= = 3330 + 150 + 300 = 3780 (рублей).

Итак, как мы видим, с точки зрения среднего российского туриста первый объект обладает наибольшей транспортной доступностью. Причём, если километраж до второго объекта больше километража до первого объекта в 1,75 раз (700 / 400 = 1,75), то полная оценка стоимости поездки для второго объекта больше почти в 3 раза (3685 / 1260 ~ 2,92). Это результат более высокой цены пассажирокилометра купейного вагона поезда по сравнению с автобусом, а также слишком высокой длительности поездки до второго объекта.

При небольшой разнице в расстояниях оценки транспортной доступности второго и третьего объекта для российских туристов практически совпадают.

Теперь вычислим и оценим транспортную доступность территорий для иностранных туристов (стоимость 1 часа потраченного времени возрастёт с 60 до 300 рублей).

1. С„ = 3,5 х 400 + 1 х 300 х (400 / 55) = 1400 + 2180 = 3580 (рублей);

С12 = 2,5 х 400 + 1 х 300 х (400 / 60) = 1000 + 2000 = 3000 (рублей).

Более экономичен второй вариант. Так как возможно использование двух видов транспорта, общая оценка составит: 3000 - 0,1 х 3000 = 2700 (рублей).

2. С2 = 3,5 х (350 + 350) +1,5 х 300 х (700 / 55 + 1) = 2450 + 6175 = 8625 (рублей).

3. С3 = 4,5 х 740 + 2,5 х 60 +1 х 300 х (3 + 1 + (60 / 60)) = 3330 + 150 + + 1500 = 4980 (рублей).

Итак, с точки зрения туриста из развитых стран наибольшей транспортной доступностью также обладает первый объект. Но в данном случае полная оценка стоимости поездки до второго и третьего объекта не совпадут. Несмотря на то, что расстояние от Новосибирска до третьего объекта больше расстояния до второго объекта на 14,3 %, общая стоимость поездки до второго объекта для туриста из развитых стран будет выше стоимости поездки до третьего объекта на 73 %.

Этот результат обусловлен чересчур большой длительностью поездки до второго объекта, которую для иностранных туристов не способна компенсировать разница в стоимости пассажирокилометра поезда по сравнению с авиарейсом. Этот вывод подтверждает тезис о перспективности широкого внедрения в Российской Федерации новых, высокоскоростных и современных видов транспорта для развития въездного туризма.

Список литературы:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Березин И. Распределение доходов в России и США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/berezin/income.html.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: «Издательский дом Гер-да», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.