Научная статья на тему 'Развитие транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республики Абхазия'

Развитие транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / АВИАПЕРЕЛЕТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОТРАССА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / THE REPUBLIC OF ABKHAZIA / AIR / RAIL / HIGHWAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бганба Т. С., Заркуа Т. Р.

В статье проанализировано современное состояние внешней и внутренней транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республики Абхазия. Выявлены преимущества и недостатки различных способов трансфера туристов. Обоснован вывод о том, что географическое положение Абхазии имеет преимущество сочетания как быстрых, так и грузоподъемных видов трансфера, однако реализация данного преимущества пока находится на недостаточно высоком уровне. Сформированы рекомендации по повышению качества различных видов транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE THE TOURISM INDUSTRY OF ABKHAZIA

The paper analyzes the current state of the external and internal transport infrastructure the tourism industry of the Republic. Advantages and disadvantages of different methods of transfer of tourists. It is concluded that the geographical position of Abkhazia has the advantage of combining both fast and lifting of a transfer, but the implementation of the benefits is still not well developed. Generate recommendations for improving the quality of different types of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республики Абхазия»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Бганба Т.С.

Заркуа Т.Р.

В статье проанализировано современное состояние внешней и внутренней транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республики Абхазия. Выявлены преимущества и недостатки различных способов трансфера туристов. Обоснован вывод о том, что географическое положение Абхазии имеет преимущество сочетания как быстрых, так и грузоподъемных видов трансфера, однако реализация данного преимущества пока находится на недостаточно высоком уровне. Сформированы рекомендации по повышению качества различных видов транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, Республика Абхазия, авиаперелет, железнодорожный транспорт, автотрасса.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE THE TOURISM INDUSTRY OF ABKHAZIA

Bganba T.

Sarkua T.

The paper analyzes the current state of the external and internal transport infrastructure the tourism industry of the Republic. Advantages and disadvantages of different methods of transfer of tourists. It is concluded that the geographical position of Abkhazia has the advantage of combining both fast and lifting of a transfer, but the implementation of the benefits is still not well developed. Generate recommendations for improving the quality of different types of transport infrastructure.

Keywords: transport infrastructure, the Republic of Abkhazia, air, rail, highway

В настоящее время туристская отрасль Республики Абхазия является необычайно перспективной. Это обусловлено целым рядом факторов, определяющих как рекреационный потенциал Абхазии, так и благоприятную рыночную конъюнктуру для его реализации. К базовым эндогенным факторам рекреационного потенциала Абхазии можно отнести:

- уникальный комплекс природно-климатических условий;

- удобство территориального расположения для российских туристов;

- русскоговорящее население;

- наличие ряда исторических памятников;

- невысокая стоимость проживания.

Ключевыми факторами внешней среды, определяющими выгодную конкурентную позицию туристкой отрасли Республики Абхазия в настоящий момент, являются:

- приближение Олимпиады в г. Сочи, которая вызовет существенное повышение туристских потоков в регионе и будет способствовать росту международной известности Республики Абхазия;

- долговременное обострение социально-политической нестабильности в ряде стран, являющихся традиционными центрами международного туризма, что детерминирует повышение интереса к альтернативным туристическим маршрутам [1]. Это способствует формированию благоприятной внешней среды для развития туристского бизнеса Республики Абхазия. Однако реализация благоприятных условий в полном объеме невозможна без развития соответствующей инфраструктуры. Необходимо проанализировать современное состояние рынка туристских предложений, обусловленное соответствующими инфраструктурными факторами, соотношение их цены и качества, а также обосновать пути развития инфраструктуры для реализации дополнительного потенциала перенаправления туристских потоков. Качество туристского предложения начинается с удобства и стоимости трансфера, поэтому транспортная инфраструктура имеет особое значение.

На сегодняшний день существует два способа добраться до Республики Абхазия:

1) самолётом до г. Сочи (далее местным транспортом до границы);

2) возобновившим курсирование лишь в июле 2011 года беспересадочным поездом Сухум - Москва (отдельным поездом № 628/ 627 Сухум - Адлер, далее - в составе поезда № 76/75 Адлер - Москва. Таможенный досмотр проходят в поезде). Пассажирам предлагается проезд в купейных и плацкартных вагонах, с 21 августа 2011 г. (отправлением из Москвы) - в вагоне СВ. Поезда курсируют с мая по октябрь и во время новогодних праздников ежедневно, в остальное время года через день. Стоимость проезда на железно-

дорожном транспорте варьируется в зависимости от комфортности. На март 2013 года на одного человека она составляла:

а) плацкартный вагон - 2426 руб.;

б) купейный вагон - 4278 руб.;

в) вагон класса «люкс» - 8267 руб.

Продолжительность поездки составляет 42 часа [2].

Длительность поездки в некоторой степени компенсируется тем,

что железнодорожное полотно зачастую проложено непосредственно вдоль берега, что позволит наблюдать окружающие живописные пейзажи. Однако после пересечения абхазской границы встречается много следов боевых действий. Общая продолжительность путешествия туда и обратно (более 3 суток) делает железнодорожный транспорт запретительно дорогим в плане расходования времени отпуска для большинства традиционных отечественных туристов, чьи турпоездки продолжаются половину отпуска (обычно

- 14 дней), поскольку это сокращает рекреационный период на четверть. Однако само наличие альтернативного авиаперелету наземного маршрута дает ряд дополнительных возможностей, прежде всего, связанных с возможностью перевозки разного рода крупногабаритного снаряжения. Это предоставляет дополнительные возможности как лицам, чья рекреационная деятельность немыслима без снаряжения (в частности, фотографам-анималистам, поскольку оборудование для фотографирования живой природы, особенно птиц, имеет значительные габариты, затрудняющие его провоз в салоне самолета, и при этом высокую стоимость и хрупкость, делающие почти невозможным его перевоз в багаже), так и долговременно заезжающим в Абхазию туристам (например, на весь летний сезон).

Стоимость авиаперелета зависит, как правило, от финансовых возможностей путешественника, а также от того, насколько заранее планируется поездка. Многие авиакомпании предлагают очень выгодные тарифы на полёты в г. Сочи, однако подобные акции проводятся либо за несколько месяцев до предполагаемой поездки, либо, наоборот, «горячие» - за несколько дней. Соответственно, разброс цен огромен. Выборочные возможные варианты на март 2013 года, при условии, что поездка планируется на июнь 2013 года, стоимость полёта «туда - обратно», включая все сборы, приведены в таблице 1.

При планировании бюджета необходимо учитывать не только основной пункт затрат (билеты на самолёт), но и второстепенные транспортные расходы, которые могут оказаться значительными. Они, как правило, включают в себя: трансфер до аэропорта (см. таблицу 2) и трансфер из аэропорта в Сочи до места назначения. Отдельно нужно отметить, что первые три вида трансфера недоступны в ночное время. На анализ конкурентной позиции турпред-ложений Абхазии данная величина не имеет существенного влия-

Таблица І. Диапазон стоимостей на авиаперелет Москва - Сочи

Класс Стоимость, руб Авиакомпания Борт Время

Эконом (Л) 7450 «Якутия» Boeing 737 2:25/2:15

Эконом (Т/Ж) 9033 «Трансаэро» Boeing 737 2:15/2:20

Эконом (X) 9850 «Вим-Авиа» Boeing 757 2:10/2:20

Эконом (1ч[) 11050 «Сибирь» Boeing 737 2:25/2:25

Эконом (Т) 11300 «Аэрофлот» Airbus A320 2:25/2:25

Эконом (К) 24120 «Сибирь» Airbus A319 2:25/2:25

Бизнес(Б) 50690 «Якутия» Boeing 737 2:25/2:15

Таблица 2. Трансфер в аэропорт Москвы (в одну сторону)

Вид Стоимость Время

Аэроэкспресс 320 руб. 30-45 мин (в зависимости от аэропорта)

Маршрутное такси от станции метро 100 руб. + 10 руб. место багажа от 35 мин (в зависимости от пробок)

Автобус от ст. метро 25 руб. от 35 мин (в зависимости от пробок)

Такси от дома от 900 руб. от 1 часа (в зависимости от пробок)

ния, т.к. она является практически одинаковой для предложений подавляющего большинства курортов, трансфер в которые возможен только авиаперелетом.

Особо следует сказать о трансфере до места назначения после прибытия в аэропорт «Сочи». Аэропорт «Сочи» занимает в стране 8-е место по пассажирообороту (2,12 млн пассажиров на 2012 год). Строительство нового суперсовременного аэровокзального комплекса было закончено в 2010 году, однако вскоре работы были продолжены в связи с подготовкой к Зимним Олимпийским играм 2014 года, поэтому на данный момент он обладает высокоразвитой и комфортной инфраструктурой, делающей пребывание пассажиров в нем даже в случае задержки рейсов необременительным.

На данный момент существует достаточно налаженная схема движения маршрутных такси от аэропорта до абхазской границы. Стоимость проезда незначительно варьируется (примерно от 70 до 100 рублей). Турист, прибывший поздно вечером либо ночью, может попасть в затруднительную ситуацию, однако у него будет два выхода: дождаться утра в комфортабельных залах ожидания или воспользоваться услугами частных такси.

Частные такси доступны и днём, цены колеблются от 300 рублей до 1500 руб., что обусловлено существенной информационной асимметрией и низкой транспарентностью рынка транспортных услуг для приезжих, а также возможными высокими издержками в случае существенного промедления с поиском транспорта.

При переходе через границу туристов ждёт пешеходная зона в несколько сотен метров, местные жители с тележками предлагают свои услуги по перевозу багажа (50-100 руб.).

После оформления своего пребывания на территории Абхазии необходимо добраться до места назначения. Внутриабхазский общественный транспорт практически полностью держится на маршрутных такси (микроавтобусы типа «Газель»). Стоимость проезда от границы до Гагр примерно 70-100 рублей и увеличивается пропорционально расстоянию.

В целом стоимость трансфера такого типа составляет от 150 до 2000 руб., в среднем около 400 руб., что является незначительным по сравнению с прочими составляющими транспортных издержек туриста.

Существует ещё один вариант добраться до Абхазии после прибытия в аэропорт Сочи: до Гагры, Гудауты, Нового Афона и Сухума курсирует комфортабельная электричка (пригородный электропоезд), которая отправляется ежедневно 1 раз в сутки в 07.30 со станции Адлер, время в пути до г. Сухум (включая остановки) составляет четыре часа. От Адлера до Гагры в пути 2 часа 20 минут с учетом таможенного контроля. Таможенный досмотр и пограничный контроль проводятся непосредственно в вагонах. Этим электропоездом также удобно возвращаться в Адлер. Отправление из Сухум в 17.45 ежедневно. Стоимость проезда Адлер - Сухум составляет 200 рублей, стоимость проезда Адлер - Гагра - 140 рублей.

Таким образом, общая величина транспортных издержек туриста практически полностью определяется ценой авиаперелета, поскольку остальные транспортные издержки составляют менее 10% даже от его минимальной стоимости. Общая стоимость трансфера

«туда - обратно» может быть оценена от 5 тыс. руб. (поезд, плацкарт «туда - обратно») и от 17-20 тыс. руб. (авиаперелет).

При этом необходимость по прилету в Сочи добираться до границы на такси или же маршрутках является серьезным негативным фактором не столько ввиду увеличения стоимости трансфера, сколько ввиду необходимости предпринимать самостоятельные действия после прилета, связанные с поиском варианта перемещения, и соответствующими потерями времени.

В 18 км от столицы Республики Абхазия расположен Сухумский международный аэропорт им В.Г. Ардзинба, рассчитанный на приём широкофюзеляжных пассажирских лайнеров и транспортных самолётов грузоподъёмностью до 200 т, а также вертолётов всех типов. Протяженность взлетной полосы - 3,6 км. В настоящее время прямой трансфер в данный аэропорт не применяется по различным причинам, однако в будущем именно открытие прямых рейсов в г. Сухум должно явиться одним из важнейших факторов качественного скачка в развитии транспортной инфраструктуры туризма.

Что касается внутреннего транспорта в Республике Абхазия, то основным по объему пассажиро- и грузоперевозок является автотранспорт. Длина автодорог республиканского значения - 473,8 км, местного - 1830,9 км. Большая часть автопарка сильно изношена, что увеличивает соответствующие риски, особенно при вождении по горным дорогам.

Общая протяженность железнодорожных путей в Республике Абхазия - 221 км: ветка от пл. Псоу на границе с Россией до пл. Ингур на границе с Грузией по побережью Черного моря, а также грузовая ветка Очамчыра - Ткуарчал. В настоящее время перевозка пассажиров осуществляется лиш на эликтрифицированном участке пути от Псоу до Сухума.

В целом можно сделать вывод о том, что потенциально расположение Республики Абхазия является чрезвычайно выгодным для российских туристов. Это обусловлено целым рядом факторов: близостью энергично развивающегося в преддверии Олимпиады региона Сочи, доступностью различных вариантов трансфера, как быстрых (авиаперелет), так и позволяющих перевезти значительный объем груза (железнодорожный или личный автотранспорт). Однако современное состояние транспортной инфраструктуры Республики Абхазия не в полной мере отвечает потребностям туристской отрасли. Необходимо развивать два основные направления. Первое - это сокращение сроков и затрат на трансфер в Абхазию. Радикальным решением вопроса может явиться открытие прямых авиарейсов в г. Сухум, а промежуточным - повышение уровня организации и информационной транспарентности деятельности маршрутных такси, осуществляющих перевозку Сочи - Гагры и далее. Второе - это развитие внутриабхазской транспортной инфраструктуры. Необходимо продолжить проведение реконструкции основных дорог, что же касается состояния транспортного парка - то с притоком туристов из России и соответствующим повышением доходности частные перевозчики будут иметь возможность его обновления, а со стороны государства необходимо разработать программу повышения требований к техническому состоянию пассажирского автотранспорта и вкладывать средства в централизованную инфраструктуру его ремонта.

Реализация разработанного комплекса мер позволит существенно повысить качество функционирования транспортной инфраструктуры туристской отрасли Республика Абхазия, и, как следствие

- успешно реализовать потенциальные возможности усиления конкурентной позиции как мирового туристического центра.

Литература:

1. Египет за год лишился трети туристов: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.travel.ru/news/2012/01/16/197351.html.

2. Интернет-портал РЖД: Электронный ресурс // Режим доступа: http://ticket.rzd.ru/.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Назарычев М.Ю., аспирант, федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

В статье рассматриваются направления стратегического развития многопрофильного предприятия. Предложена аналитическая карта стратегий развития многопрофильного предприятия, отражающая альтернативные направления диверсификации. Карта является источником информации для основных процедур стратегического анализа - формирования, выбора и реализации.

Ключевые слова: стратегия развития, диверсификация.

ANALYTICAL MAP OF ALTERNATIVE STRATEGIES FOR MULTI-ENTERPRISE

Nazarichev M., the post-graduate student, Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «Financial University under the

Government of the Russian Federation»

The article deals with strategic development versatile enterprise. An analytical strategies for multi-card companies, reflecting the diversification of alternative directions. Map is a source of information for strategic analysis of key procedures - the formation, selection, and implementation.

Keywords: strategy development and diversification.

Введение

Развитие многопрофильного предприятия на основе стратегического менеджмента, как правило, ориентируется на своевременные инновации, направленные на достижение намеченных целей в долгосрочной перспективе.

Ретроспективный анализ показывает, что большинство компаний обычно придерживаются определенной стратегической ориентации в течение ряда лет, прежде чем предпринимают существенные изменения в направлении развития [1]. Отсутствие стратегического подхода к управлению может привести к следующим негативным последствиям:

• предприятие не будет иметь долговременных ориентиров для принятия решений по планированию ассортимента продукции, по развитию рынков сбыта и расширению сети поставщиков;

• возникновение центробежных тенденций в отделениях и филиалах предприятия при отсутствии единого взгляда персонала на цели предприятия, которое формируется при наличии стратегии развития предприятия;

• разнонаправленное развитие различных подразделений предприятия, приводящее к снижению эффективности бизнеса.

Жизненно важным вкладом в стратегический процесс является систематический (стратегический) анализ, основные процедуры которого - формирование, выбор и реализация решений. В данной статье представлена аналитическая информация, которая позволяет идентифицировать, классифицировать и понимать принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям по развитию многопрофильного предприятия.

Направления стратегического развития

В настоящее время в научном и бизнес-сообществе нет согласия относительно определения корпоративной стратегии. В то же время все определения бизнес-стратегии подразумевают важнейшие действия, включающие последовательность, интеграцию и согласованность решений. Следует отметить, что стратегия предприятия представляет собой определенный баланс между стратегическими намерениями предприятия и его стратегическими ресурсами.

Многопрофильное предприятие потенциально может реализовать следующие варианты стратегического развития.

1) Стратегия внутреннего роста (внутренняя диверсификация) представляет собой развитие рынка или продукта, либо то и другое одновременно или последовательно за счет использования ресурсов предприятия. Для предприятия, ориентированного на внутренний рост, существуют следующие основные направления стратегии: более глубокое проникновение на рынок (концентрация); развитие рынка; разработка новых продуктов; обновление.

2) Стратегия внешнего роста (внешняя диверсификация)

Стратегия внешнего роста реализуется за счет приобретений, слияний, вертикальной интеграции и диверсификации (распределения усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой). При этом стратегия внешнего роста может иметь характер горизонтальной интеграции, вертикальной интеграции, концентрической диверсификации (родственная диверсификация), конгломератная диверсификация (неродственная диверсификация).

3) Стратегии слияния и приобретения

Неотъемлемыми процессами любой рыночной экономики являются стратегии слияния и приобретения. Слияние осуществляется путем перемещения операций и активов двух или нескольких компаний под контроль руководства новой компании, находящейся в совместном владении акционеров исходных компаний. Целью консолидации предприятий через слияние и поглощение является повышение ценности объединенного предприятия по сравнению с суммарной стоимостью отдельных частей, из которых оно состоит. Приобретения и слияния могут иметь формы горизонтальной и вертикальной интеграции или диверсификации.

4) Стратегии международного развития

На выбор компанией международного варианта развития бизнеса оказывают влияние две группы факторов:

• факторы выталкивания, которые порождаются недостатком возможностей для развития бизнеса на местном рынке в связи с низкими ценами на продукцию или ограничениями со стороны правительства;

• факторы втягивания, обусловленные лучшими условиями для развития бизнеса за рубежом.

Организация может осуществлять международное развитие с учетом указанных групп факторов, реализуя приведенные ранее стратегии внутреннего и внешнего роста.

Аналитическая карта стратегий

Составим аналитическую карту стратегий развития многопрофильного предприятия, отражающую направления диверсификации по альтернативным стратегиям, условия успешности реализации стратегий, мотивы реализации альтернативных стратегий и влияние факторов на выбор развития бизнеса (табл. 1.1).

Данную карту предлагается использовать как источник информации для основных процедур стратегического анализа - формирования и выбора стратегии, реализации стратегии - которые являются составляющими модели процесса стратегического управления.

Целесообразна реализация процедуры формирования и выбора стратегии с применением шести процессов [3]:

• перевод стратегии на операционный уровень;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.