Научная статья на тему 'Конкурентоспособность региона'

Конкурентоспособность региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батчаева Ф.С.-М

В статье исследуется теоретическое значение конкурентоспособности региона и практические аспекты ее формирования на примере Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность региона»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

© Батчаева Ф.С.-М.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье исследуется теоретическое значение конкурентоспособности региона и практические аспекты ее формирования на примере Ставропольского края.

Ключевые слова регион, маркетинг территории, конкурентоспособность региона, управление региональной конкурентоспособностью.

В условиях глобализации экономики, повышения международной конкуренции на рынках сбыта продукции, а также с учетом требований международной стандартизации особенно важным становится целенаправленное управление конкурентоспособностью регионов. Это продиктовано также быстрыми изменениями внешней среды, возникновением трудно предсказуемых финансово-экономических ситуаций, характерных для кризисного развития экономики. От конкурентной политики во многом зависит реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [1].

Под конкурентоспособностью регионов, как правило, понимают готовность отвечать на вызовы глобальной среды, способность адаптироваться к ее изменениям, умение находить и защищать локальные конкурентные преимущества, поддерживать и улучшать экономические позиции региона [2]. Конкурентоспособность становится мощным фактором устойчивого опережающего развития, что особенно актуально для российских регионов.

Управление региональной конкурентоспособностью можно рассматривать как комплекс стратегических решений, обеспечивающих ее долгосрочное развитие. Такой комплекс становится основой поступательного развития всей территориальной социально -экономической системы. Эффективность стратегического управления конкурентоспособностью региона зависит от правильного выбора приоритетных направлений его развития [3].

Комплексный системный подход в данном случае предполагает учет внешних и внутренних региональных факторов в их динамике. При этом конкурентоспособность региона рассматривается как сложная саморазвивающаяся открытая система, имеющая структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду. Реализовать такой под-

* Студент кафедры Государственного и муниципального управления.

ход позволяет создание системы управления региональной конкурентоспособностью, которая обеспечит региону более высокую результативность и эффективность в достижении главной цели - повышения уровня жизни населения [4].

Рассмотрим конкурентные преимущества Ставропольского края. В первую очередь, это развитая законодательная база, которая обеспечивает налоговые преференции для новых предприятий. Согласно Закону Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз «О налоге на имущество организаций» вновь созданные предприятия, работающие в Ставропольском крае, не платят налог на имущество до тех пор, пока не окупятся затраты на запуск проекта. Новые предприятия у нас платят налог на прибыль не по базовой ставке, которая составляет 20 %, а по ставке 15,5 % [5].

В крае действуют два больших индустриальных парка в Невинномыс-ске и Буденновске. Причем Невинномысский парк входит в тройку лучших индустриальных парков по России. В этих экономических зонах, кроме налоговых преференций, инвесторы получают земельные участки под строительство производственных линий, снабженные всей необходимой инфраструктурой: газовой, электроэнергетической и водной. От инвестора здесь требуется минимум усилий: нужно подать заявку на технологическое присоединение, получить условия и от границы участка до самого промышленного объекта подвести газопровод или водопровод [6].

При этом стоимость аренды участков для строительства производственных линий в индустриальных парках на Ставрополье самая низкая в России -3 тысячи рублей в год за гектар, а в настоящий момент готовятся изменения в нормативно-правовые документы и вовсе уменьшающие плату до нуля. При необходимости инвесторы могут выкупить арендованные участки по льготным ценам [7].

В целом, условия для инвесторов в Ставропольском крае похожи на условия во многих других регионах. Преимущество Ставрополья в том, что многие субъекты только начинают работать в этом направлении, а у нас такие индустриальные парки уже готовы.

В Невинномысске действует многоотраслевой индустриальной парк, но большинство запущенных там предприятий - представители стройиндуст-рии, где производят строительную арматуру, сэндвич-панели, а в скором времени откроется цех по производству вентиляционного оборудования, будет достроено производство сухих строительных смесей. Создан логистический центр.

Индустриальный парк Буденновска в большей степени ориентирован на переработку полимеров, главным образом полиэтилена и полипропилена, которые производятся на заводе «Ставролен».

Свободные площадки для строительства новых предприятий еще остаются в индустриальных парках Невинномысска и Буденновска. Однако мы заранее строим планы по расширению за счет новых проектов.

Невинномысский индустриальный парк прирос гектарами за счет «Не-винномысского Азота», который приобрел этот участок под строительство опытной теплицы для презентации своих удобрений [8].

Министерство промышленности Ставропольского края работает в основном со средним и крупным бизнесом, и проектов такого масштаба в крае много. Все инвестиционные проекты можно разделить на две группы:

1. Проекты, связанные с модернизацией и техническим перевооружением действующих предприятий промышленности за счет их собственных инвестиционных программ или инвестиционных программ головных вертикально-интегрированных компаний. Один из наиболее значимых и крупных - это инвестпрограмма компании «Лукойл» по развитию завода «Ставролен», в которую до 2021 года будет вложено более 143 миллиардов рублей. Эта программа в настоящее время реализуется - уже построена новая электростанция ГУ-135 стоимостью более 9 миллиардов рублей.

2. Новые инвестиционные проекты. Крупнейший из них - строящийся автомобильный завод «Ставропольавто», который, по информации инвестора, будет запущен в 2016 году. Проектная мощность первой очереди завода - 100 тыс. автомобилей в год с дальнейшим увеличением до 200 тыс. Завод будет выпускать преимущественно автомобили китайских марок. Ожидаем, что запуск нового завода даст толчок развитию промышленности автокомпонентов в крае и как следствие появлению новых малых и средних предприятий в данной отрасли [9].

Еще один крупный проект - завод «Ставсталь», выпускающий 350 тысяч тонн строительной арматуры в год. Первая очередь производства запущена в июне прошлого года. К середине 2016 года должно закончиться строительство второй очереди, где расположится электросталеплавильный цех производственной мощностью 500 тысяч тонн в год. Этот проект откроет более 900 рабочих мест для жителей Невинномысска и Кочубеев-ского района [10].

На территории Ставрополя действует индустриальный парк «СевероЗападный», где компания «Вита» планирует запуск производства готовых лекарственных форм и антибиотиков. В запуск проекта будет инвестировано более 12 миллиардов рублей. Сейчас компания готовит документы, чтобы заявиться на проектное финансирование и другие меры государственной поддержки по линии Минпромторга РФ.

Планирует расширить производство компания «Монокристалл», которая является одним из крупнейших производителей синтетических сапфиров в мире. На мировом рынке доля производства компании составляет 27 % [11].

По нашему мнению, для масштабного привлечения инвестиций с целью ускоренного инновационного развития Ставропольского края необходимо разработать стратегические цели развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, создать региональную систему управления инвестиционным процессом, предусматривающую скоординированную деятельность органов исполнительной власти Ставропольского края. А так же, необходимо позаботиться о построении целостной системы коммерциализации передовых научно-технических разработок.

Таким образом, в Ставропольском крае имеются необходимые ресурсы и потенциал для формирования конкурентоспособной позиции на современном рынке российских территорий. Необходимым фактором ее достижения являются совместные усилия всех субъектов, заинтересованных в продвижении территории края.

Список литературы:

1. Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия «Экономика». - 2015. - № 1.

2. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

3. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

4. Момотова О.Н., Воронцова Г.В. Стратегия диверсификации как приемлемый вариант развития региональных социально-экономических систем / О.Н. Момотова, Г.В. Воронцова // Кап! - 2011. - № 2. - С. 28-32.

5. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

6. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

7. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

8. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

9. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 9-16.

10. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

11. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Нау-каПарк. - 2011. - № 4 (5). - С. 62-66.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

© Вейкнис И.Н.*

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрены основной порядок формирования цен на строительную продукцию в согласовании позиций сторон согласно абсолютно всем составляющим цены и принятии аргументированного согласованного заключения о величине данной цены.

Ключевые слова договорная цена, строительная продукция, методы, стоимость, сметы, затраты.

В международной практике строительства, а кроме того на сегодняшний день и в Российской Федерации, генподрядчик на строительство объекта, как правило, формируется на конкурсной основе путем проведения торгов. В данных условиях состав сметы создается заказчиком с разбивкой сводного сметного расчета в отдельные части с выделением отдельных объектов либо типов строительно-монтажных работ, с целью исполнения которых заказчик планирует пригласить отдельных подрядчиков. Подобные деятельность называют лотом.

В соответствии с задачей заказчика проектировщик либо непосредственно заказчик, подготавливая тендерную документацию, разбивает проект на отдельные лоты. Данное имеют все шансы являться как отдельные сооружения, так и отдельные типы работ (земельно--скальные, бетонные и др.).

* Студент кафедры «Организация строительства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.