Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / АДЪЮНКТСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАЩИТА КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ИЗ ВОЙСК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

Проанализированы источники комплектования высших военно-учебных заведений научно-педагогическими кадрами. Основное внимание уделено анализу деятельности адъюнктуры военного вуза. Предложен ряд мероприятий по совершенствованию работы научно-педагогических коллективов военных вузов в плане подготовки выпускников докторантуры и адъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохин Василий Федорович, Митрофанов Михаил Валерьевич, Лаута Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FINDING RESEARCH AND TEACHING STAFF FOR MILITARY UNIVERSITIES AND LIKELY WAYS OF DEALING WITH THEM

The paper analyzes the sources of research and teaching staff for military universities. The focus of attention is on analyzing the activity of the military university postgraduate departments. It suggests a number of measures for improving the work of military university research and teaching collectives with regard to training attendees of doctoral and postgraduate courses.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Проблемы комплектования

военных вузов научно-педагогическими кадрами и возможные пути их решения

Генерал-майор запаса В.Ф. САМОХИН, доктор педагогических наук

Полковник М.В. МИТРОФАНОВ, кандидат технических наук

Подполковник О.С. ЛАУТА, доктор технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проанализированы источники комплектования высших военно-учебных заведений научно-педагогическими кадрами. Основное внимание уделено анализу деятельности адъюнктуры военного вуза. Предложен ряд мероприятий по совершенствованию работы научно-педагогических коллективов военных вузов в плане подготовки выпускников докторантуры и адъюнктуры.

The paper analyzes the sources of research and teaching staff for military universities. The focus of attention is on analyzing the activity of the military university postgraduate departments. It suggests a number of measures for improving the work of military university research and teaching collectives with regard to training attendees of doctoral and postgraduate courses.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военные вузы, адъюнктская подготовка, защита кандидатской диссертации, публикационная активность, подготовка и переподготовка офицеров из войск.

Military universities, postgraduate training, presentation of candidate thesis, publication activity, training and retraining of troop officers.

ОДНИМ из решающих условий укомплектованности Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) высоко подготовленными специалистами является эффективно действующая система подготовки военных кадров. Существующая на сегодняшний день сеть военно-учебных заведений страны в целом позволяет обеспечить удовлетворение потребностей ВС РФ в специалистах различных уровней подготовки. Вместе с тем принятие на вооружение новейших образцов боевых и обеспечивающих систем требует постоянного совершенствования этой сферы деятельности.

Обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в ввузах страны можно только при

условии их качественного укомплектования научно-педагогическими кадрами (НПК). Поэтому состояние дел

по организации укрепления кадрового потенциала и подготовке профессорско-преподавательского состава ввузов является предметом постоянной заботы руководства Вооруженных Сил, командиров и начальников всех степеней.

На сегодняшний день можно определить основные источники комплектования научно-педагогического состава ввузов. Это выпускники адъюнктур и докторантур военных вузов; лица, получающие ученые степени в порядке соискательства; офицеры из войск (к ним можно отнести офицеров, окончивших высшие военно-учебные заведения, военные кафедры или учебные центры гражданских вузов, а также проходящих военную службу в различного рода научно-исследовательских учреждениях).

Одними из основных источников комплектования военных вузов научно-педагогическими кадрами, что отмечено выше, являются адъюнктура и докторантура. Именно их выпускники — кандидаты и доктора наук, являясь специалистами высшей квалификации, становятся преподавателями и научными сотрудниками ввузов.

Необходимо иметь в виду тот факт, что численность докторантур в военных вузах в настоящее время является небольшой (в лучшем случае 8—10 человек). Ежегодный выпуск докторантур всех ввузов МО РФ не превышает 40—45 человек. При этом докторантура является в каком-то смысле обособленным подразделением ввуза. В ней нет как такового образовательного процесса, а в основу деятельности ставится индивидуальная работа докторанта при научном консультировании со стороны ведущего специалиста по определенной специальности (отрасли науки). В докторантуру поступают, как правило, уже сложившиеся специалисты, ее выпускники назначаются на должности не ниже профессора кафедры,

заместителя начальника кафедры, что является совершенно оправданным. Выпускник докторантуры — это действительно специалист высшей квалификации, способный поставить новый учебный курс (дисциплину), возглавить определенное направление научных исследований.

Адъюнктура военных вузов из системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров была переведена на один из уровней высшего образования и остается таковой до настоящего времени, несмотря на, пожалуй, всеми признанное несовершенство такого подхода. При этом совершенно отчетливо видно, что в программе адъюнктской подготовки нет целевой установки на подготовку и защиту кандидатской диссертации, что абсолютно неправильно. Предлагаются какие-то косметические меры, которые вроде бы должны способствовать защите диссертации в отведенное для адъюнктской подготовки время, но это не решение проблемы.

У выпускника адъюнктуры снизилась мотивация не только к защите диссертации в период адъюнктской подготовки, но и к защите диссертации вообще. Понимая, что по выпуску из адъюнктуры офицер все равно будет назначен на соответствующую должность, он пасует перед трудностями в плане разработки и защиты диссертации и просто перестает работать в этом направлении. Фактически никакие административные меры принять к нему нельзя, так как он успешно выполняет программу адъюнктской подготовки, а защита диссертации — это вроде бы дело второе, можно даже считать — дело личное1.

Не способствует своевременной защите диссертации значительное увеличение образовательной составляющей в программе адъюнктской подготовки. Так, за период подготовки адъюнкт в соответствии с учебным планом2 должен отработать

180 зачетных единиц (з. е.) (6480 часов учебных занятий). В этот бюджет учебного времени входят базовая и вариативная части учебной программы трудоемкостью в 9 и 21 з. е. (324 и 756 часов соответственно). Адъюнкт должен отработать 2 дисциплины в рамках базовой части, 11 дисциплин в вариативной части, в том числе факультатив по учебной дисциплине профильной кафедры объемом 2 з. е. Шесть з. е. выделяется на педагогическую и научно-исследовательскую практики. Государственная итоговая аттестация забирает из бюджета времени 9 з. е. (324 часа). Что мы имеем в итоге? Непосредственно на научные исследования в соответствии с направленностью подготовки, которые должны завершиться разработкой диссертационной работы, выделяется всего 135 з. е. (4860 часов). Как показывает опыт последних лет, для качественной разработки диссертации значительной частью адъюнктов этого времени недостаточно. Такое положение дел привело к тому, что серьезно сократилось количество диссертационных работ, защищаемых в последний год адъюнктской подготовки и даже в течение одного-двух лет после ее окончания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что адъюнктская подготовка в настоящее время сопряжена с целым рядом трудностей, не способствующих своевременной подготовке и защите кандидатской диссертации, т. е. достижению главной цели, к которой стремится соискатель. Ведь ни для кого не секрет, что офицер поступает в адъюнктуру с главной целью — разработать и защитить диссертацию для присуждения ему ученой степени.

В Минобороне РФ и вузах других органов исполнительной власти России существует еще одно специфическое требование, заключающееся в том, что в соответствии с их дорож-

ными картами для получения оценки «отлично» в течение года после окончания адъюнктуры должно быть защищено не менее 90 % диссертаций. Доля докторантов, успешно защитивших диссертации на соискание ученой степени доктора наук, должна составлять не менее 50 % от их набора. Такого жесткого требования нет для выпускников гражданских вузов, защищающих диссертации в течение года после окончания аспирантуры с показателем 13—14 % успешных защит. Возникает естественный вопрос: каким образом можно добиться выполнения обозначенного выше требования?

Тем не менее ежегодно ввузы МО РФ выпускают из своих стен 320— 340 специалистов, назначаемых на различные преподавательские должности и должности научных сотрудников. При этом возникает проблема трудоустройства тех выпускников адъюнктур, которые не смогли защитить диссертации на специализированных советах в установленные сроки, либо хотя бы представить диссертации в совет для принятия решения о сроках защиты.

Проблемы адъюнктской подготовки в военных вузах были подробно рассмотрены авторами статьи3. Тем не менее, на наш взгляд, будет оправданным привести и здесь ряд выводов с характеристикой имеющих место барьеров в адъюнктской подготовке.

В ходе проведенного опроса адъюнктов Военной академии связи и анализа полученных результатов было выявлено, что основной целью поступления в адъюнктуру 40 % опрошенных считают желание получить ученую степень, 13 % — быть преподавателем вуза. При этом 31 % из них имеют желание заниматься саморазвитием. Полученные результаты весьма интересны. Это проявляется в том, что процент тех, кто основной целью поступления в адъюнктуру считает

получение ученой степени, ожидался большим. Вместе с тем видно, что значительная доля адъюнктов любит не себя в науке, а науку в себе, что положительно. Радует и тот факт, что 31 % опрошенных желают заниматься саморазвитием, а это значит, что они будут продолжать научные исследования, и это потенциальные кандидаты на защиту в дальнейшем докторской диссертации.

Интересны и исследования по вопросам, посвященным критериям, по которым адъюнкты выбирают кафедру обучения и научного руководителя. На вопрос: «По какому критерию вы выбирали кафедру для разработки диссертации?» 30 % опрошенных ответили, что она близка им по профилю занимаемой должности; 27 % считают, что выбранная ими кафедра наиболее близка по специальности, указанной в дипломе; 24 % отмечают, что выбрали кафедру потому, что на ней проводятся интересные и перспективные научные исследования. Полученные результаты вполне укладываются в наши представления и ожидания и свидетельствуют об осознанности действий адъюнктов при выборе кафедры и научного руководителя.

Адъюнктская подготовка в настоящее время сопряжена с целым рядом трудностей,

не способствующих своевременной подготовке и защите кандидатской диссертации, т. е. достижению главной цели, к которой стремится соискатель. Ведь ни для кого не секрет, что офицер поступает в адъюнктуру с главной целью — разработать и защитить диссертацию для присуждения ему ученой степени.

Заставляющие задуматься данные получены в ходе ответов адъюнктов на вопрос: «Какие проблемы возникали у вас в процессе обучения?». Почти 36 % опрошенных в качестве основной проблемы назвали большой отрыв от основной деятельности на наряды, дежурства и другие работы; 30 % — отрыв от работы над диссертацией из-за большого количества занятий и отчетностей. Не в этом ли корень проблемы, заключающейся в несвоевременном окончании научных исследований и представлении диссертации в ученый совет? Что касается потери времени при разработке диссертации из-за большого количества занятий и отчетностей, то эта проблема может быть решена при условии фактического возврата к прежней системе адъюнктской подготовки, когда учеба в адъюнктуре не считалась одной из ступеней высшего образования.

Только 7 % опрошенных в качестве одной из проблем в адъюнктской подготовке называют финансовую нестабильность, что исключительно положительно, поскольку аспиранты гражданских вузов называют финансовую проблему в качестве одной из основных. Стабильное финансирование вооруженных сил позволяет адъюнктам чувствовать уверенность в завтрашнем дне и не думать о том, как обеспечить свою семью, как заработать дополнительные денежные средства, а можно полностью сосредоточиться на работе над диссертацией.

На вопрос: «Какие проблемы возникали у вас с научным руководителем?» почти 51 % опрошенных заявили, что в этом плане нет никаких проблем, что, безусловно, положительно. В то же время почти 12 % опрошенных считают, что их руководители имеют низкую мотивацию к осуществлению научного руководства. Это несколько не понятно, потому что руководителям вроде бы

создаются все условия. Но тем не менее такой факт есть. Более 17 % адъюнктов говорят о том, что их руководители перегружены учебными занятиями, другими видами работ и не уделяют достаточного времени адъюнктам. А вот это совсем не понятно, так как если возникает такая ситуация — то это прямая вина начальников кафедр, не понимающих важности адъюнктской подготовки и подготовки научно-педагогических кадров в целом. В этом плане должны приниматься серьезные и оперативные меры со стороны руководства кафедр.

На вопрос: «Какие проблемы возникали у вас в период завершения диссертационной работы?» большинство (50 %) опрошенных ответили, что в этом плане проблем практически не было. Вместе с тем нельзя мириться с тем фактом, что более 21 % адъюнктов испытывают трудности с публикациями своих научных результатов по специальностям раздела 20.00.00 «Военные науки». Это серьезная проблема, требующая также оперативного решения. 14 % адъюнктов заявили, что испытывают трудности в публичных выступлениях. Мы считаем это также большой недоработкой со стороны научных руководителей и научно-педагогических коллективов в целом.

Отвечая на вопрос о том, кто помогал адъюнктам во время завершения и защиты диссертационной работы, 42 % назвали своего научного руководителя, почти 23 % — профессорско-преподавательский состав кафедры и почти 16 % — адъюнктов старших курсов обучения. Все это, безусловно, положительно, но в то же время процент помощи со стороны научного руководителя остается крайне низким. Весьма отраден тот факт, что 7 % опрошенных благодарны помощи со стороны членов специализированных диссертационных

советов, а 5 % благодарят за помощь в получении различного рода консультаций председателей и ученых секретарей диссертационных советов.

По результатам проведенного анализа можно предложить ряд мероприятий, реализация которых поможет активизировать работу научно-педагогических коллективов военных вузов в плане совершенствования адъюнктской подготовки.

По мнению авторов статьи, серьезные изменения необходимы в процессе отбора кандидатов для зачисления в адъюнктуры вузов. Опыт последних лет показывает, что конкурс в адъюнктуру не превышает 2,0—2,5 человека на место. Это небольшой конкурс, и проблема состоит в том, а имеем ли мы достойных кандидатов для зачисления в адъюнктуру, и как из этого количества отобрать наиболее достойных. Порой получается так, что по целому ряду объективных показателей значительная часть кандидатов не соответствует предъявляемым требованиям. Но план отбора должен быть выполнен, поэтому приходится, образно говоря, «отбирать лучших из худших». Поэтому в последние годы многие вузы идут по пути сопровождения своих выпускников, проявивших в годы учебы заинтересованность в научных исследованиях, успешно окончивших учебу и способных к творческой деятельности. Такой подход во многом способствовал бы повышению качества научных исследований, проводимых адъюнктами, и своевременной защите диссертаций. Но и в этом плане возникает серьезная проблема. Суть ее в том, что далеко не все командиры воинских частей согласны отпустить своего офицера на учебу. Ведь, как правило, выпускник, успешно окончивший учебу в вузе, демонстрирует высокие показатели и в служебной деятельности в войсках. Поэтому командир (начальник)

рассуждает примерно так: «Вот отпущу я на учебу толкового офицера, а сам с чем останусь?» Выходом из такого положения будет поддержание тесных связей вузов с войсками, понимание командирами частей важности проблемы подготовки специалистов высшей квалификации для определенного вида ВС РФ, рода войск и т. д. Большую помощь войскам могут оказать вузы, направляя в соединения и части различного рода изданные пособия, методические разработки по изучению техники, ее боевому применению, организации технической эксплуатации и ремонту.

Много споров в вузах при организации вступительных экзаменов в адъюнктуру вызывает такой показатель, как средний балл кандидата. Здесь мнения порой противоположные: одни считают, что нет смысла ориентироваться на средний балл, другие предлагают ставить его чуть ли не во главу угла. Где истина? Она, наверное, где-то посередине. Вместе с тем многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что средний балл кандидата, поступающего в адъюнктуру, должен быть не ниже 4,3—4,5 балла. Подтверждается этот вывод тем, что в настоящее время значительно повысились требования к качеству диссертационных работ, прежде всего в вопросах математического обоснования, теоретической доказательности предлагаемых решений. Поэтому кандидату с низкой общетеоретической подготовкой будет исключительно сложно соответствовать предъявляемым требованиям, а повышать этот уровень во время учебы в адъюнктуре будет неоправданной потерей драгоценного времени.

Нуждается в совершенствовании и порядок зачисления кандидатов в адъюнктуру. Как правило, при принятии решения на зачисление учитываются прежде всего результаты вступительных экзаменов, и только

потом происходит прикрепление уже адъюнктов к кафедрам, научным подразделениям и назначение научных руководителей. На наш взгляд, в подборе адъюнктов должны принимать участие научные руководители, а идеальным было бы, чтобы именно научный руководитель вел кандидата от момента окончания последним вуза, до службы в войсках и последующего поступления на учебу в адъюнктуру. Такого рода механизм до н. в. не отработан, но потребность в этом очевидна.

Одной из проблем в ходе адъюнктской подготовки является организация образовательного процесса с адъюнктами. Даже в случае принятия положительного решения о возврате к ранее существовавшей системе подготовки адъюнктов образовательная составляющая останется. Необходимо будет отработать целый ряд дисциплин с установленными видами отчетностей. При этом определяющую роль играет подбор преподавателей. Это должны быть, во-первых, профессионалы своего дела; во-вторых, яркие и творческие личности; в-третьих, исключительно ответственные люди, работающие не по приказу, а по призванию. Особенно хотелось бы выделить преподавателей по такой основополагающей дисциплине, как «Теория и методика организации и проведения научных исследований», так как именно она дает адъюнктам методологию исследования сложных процессов и явлений, основы принятия решений и количественной оценки полученных результатов.

На своевременность разработки диссертации большое влияние оказывает возможность соискателя опубликовать свои научные результаты. В последнее время значительно ужесточились требования к опубликованию материалов диссертации в целом ряде так называемых легитимных изданий, под которыми понимаются

издания из перечня ВАК. В соответствии с требованиями Минобрнау-ки, научные результаты соискателей должны публиковаться в изданиях ВАК, «прикрывающих» конкретную специальность и отрасль науки. Следовательно, публикации адъюнктов военных вузов будут засчитываться только при размещении их в изданиях по специальностям 20.00.00 «Военные науки». Эта проблема уже рассматри-валась4. Предложен ряд конкретных мер по выходу из создавшегося положения с повышением публикационной активности соискателей ученых степеней и ученых званий.

Что касается подготовки соискателей ученых степеней из числа педагогических, научных и инженерных кадров академии, то следует иметь в виду их загруженность по основному месту деятельности. Поэтому успешность подготовки и защиты диссертации будет определяться строгим выполнением индивидуального плана подготовки соискателя, четким руководством со стороны научного руководителя, предоставлением соискателю времени для работы над диссертацией. Руководство структурных подразделений должно понимать, что подготовка диссертации соискателем является не только его личной проблемой, но и показателем деятельности подразделения.

Важным источником комплектования ввузов педагогическими и научными кадрами, что также отмечалось выше, является назначение на указанные должности офицеров из войск, различного рода научных, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, других органов исполнительной власти России. Этот источник использовался вузами всегда, но подход на разных этапах был различным.

Так, например, фактически до начала 2000-х годов военные кафедры ввузов, имеющие тактическую

Серьезные изменения необходимы в процессе отбора кандидатов для зачисления в адъюнктуры вузов. Опыт последних лет показывает, что конкурс в адъюнктуру не превышает 2,0—2,5 человека на место. Это небольшой конкурс, и проблема состоит в том, а имеем ли мы

достойных кандидатов для зачисления в адъюнктуру, и как из этого количества отобрать наиболее достойных. Поэтому в последние годы многие вузы идут по пути сопровождения своих выпускников, проявивших в годы учебы заинтересованность в научных исследованиях, успешно окончивших учебу и способных к творческой деятельности.

и оперативно-тактическую направленность, комплектовались военнослужащими практически из расчета 50 на 50, т. е. на каждого военнослужащего, имеющего ученую степень (ученое звание), приходился один военнослужащий, не имеющий ученой степени, но получивший большой практический опыт в период службы в войсках. При этом военнослужащие из войск назначались практически на все должности, начиная с должности преподавателя до начальника кафедры включительно. Пожалуй, только единственная должность — должность профессора кафедры укомплектовывалась лицами, имеющими ученую степень, и, как правило, доктора наук. Такого рода подход был во многом оправдан и показал свою состоятельность. Военнослужащие, имевшие ученую степень (звание), консультировались по многим вопросам с офицерами, прибывшими из войск, в плане учета в образовательном процессе специфики действия частей, соединений и объединений, управления ими, всестороннего обеспечения в различных видах боя (операции). Офицеры из войск изу-

чали специфику преподавания той или иной дисциплины, порядок разработки документов планирования и обеспечения образовательного процесса, организации методической и научной деятельности. Налицо был, что называется, взаимовыгодный обмен между различными категориями преподавателей в плане достижения единой цели — качественной организации образовательного процесса. Военнослужащие, прибывшие из войск, в своем большинстве становились затем соискателями ученых степеней, защищали диссертации и тем самым повышали степень укомплектованности учебно-научных подразделений учеными.

Затем такого рода подход был несколько изменен. Стало практически невозможным назначить офицера из войск на должность старшего преподавателя и выше. Это привело к тому, что на должности старших преподавателей, а порой и доцентов кафедр, стали назначаться военнослужащие, фактически не имеющие опыта службы в войсках на «серьезных» должностях, но получившие ученую степень, т. е. во главу угла было поставлено наличие ученой степени у кандидата на преподавательские должности и должности научных сотрудников. Поэтому фактически произошел разрыв опыта войск и образовательного процесса вузов. Если в значительной степени этот подход был оправдан для технических кафедр, то кафедры оперативно-тактической направленности попали в сложное положение. Это особенно отчетливо проявилось в ходе образовательного процесса по программам магистерской подготовки. Так, применительно к Военной академии связи, на учебу поступают офицеры в воинских званиях майор-подполковник с должностей начальник штаба, командир батальона связи бригад управления, старшие офицеры отделов связи армий, офи-

церы Главного управления связи ВС РФ и т. д. Их опыт практической деятельности по организации связи и руководству ею часто превышает опыт ряда преподавателей кафедр. Это не может не сказаться отрицательно на качестве образовательного процесса.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время проблема назначения на преподавательские должности офицеров из войск получила дальнейшее развитие. Так, в апреле 2020 года Министром обороны Российской Федерации подписан приказ о создании комиссии по рассмотрению офицеров, проходящих военную службу в войсках (силах), рекомендуемых к назначению на вакантные должности профессорско-преподавательского состава в военные образовательные организации высшего образования МО РФ. В данном документе изложены рекомендуемые подходы при рассмотрении офицеров к назначению на вакантные воинские должности профессорско-преподавательского состава ввузов МО РФ. Это дает возможность подбирать кандидатов из числа офицеров, проходящих военную службу, для зачисления в кадровый резерв и последующего назначения практически на все вакантные должности профессорско-преподавательского состава ввузов. Определены четкие критерии, которым должен соответствовать кандидат для назначения на ту или иную должность. Хотелось бы верить, что из войск будут приходить в ввузы на преподавательские должности подготовленные, прежде всего в вопросах практической деятельности выпускников в войсках, офицеры, и проблема укомплектованности военных образовательных учреждений научно-педагогическим составом будет решена.

Важную роль в становлении на преподавательских и научных должностях офицеров из войск играют

факультеты переподготовки и повышения квалификации (ФППК) ввузов. После назначения на преподавательскую должность офицер по прибытии в ввуз проходит обучение по программе профессиональной переподготовки военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы. Так, в Военной академии связи на эту дисциплину выделяется 522 учебных часа, из них 328 часов занятий с преподавателем. Отрабатываются такие учебные дисциплины, как: «Нормативные правовые основы системы образования», «Психология и педагогика высшей военной школы», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Предметная область дисциплины профильной кафедры» и др. По результатам подготовки сдается итоговый междисциплинарный экзамен, который фактически является одной из ступеней допуска преподавателя к самостоятельной деятельности.

Как следует из вышеизложенного, в ввузах отработана и действует целая система подготовки офицеров из войск, назначенных на научно-педагогические должности. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее эффективной формой скорейшего становления офицера на преподавательской должности является кураторство или наставничество. Суть этого метода состоит в том, что за каждым молодым преподавателем закрепляется опытный преподаватель, осущест-

вляющий образовательную деятельность, как правило, по аналогичным дисциплинам. В этом случае опытный преподаватель фактически является отцом-наставником для молодого преподавателя, которому можно задать любые, может быть, на первый взгляд странные для основной части преподавателей вполне очевидные вопросы, рассказать о трудностях, с которыми встретился, попросить практической помощи. Такая система подготовки на всех этапах деятельности высшей школы показывает свою эффективность, широко используется и будет использоваться всегда.

Рассмотренные в статье проблемы комплектования вузов научно-педагогическими кадрами актуальны не только для вузов МО РФ, но и для вузов практически всех органов исполнительной власти России, да и для гражданских вузов в части подготовки ученых через докторантуру и адъюнктуру. Безусловно, в совершенствовании нуждается как организация подготовки НПК через докторантуру и адъюнктуру, соискательство, так и подбор и назначение на преподавательские должности и должности научных сотрудников офицеров из войск. Вместе с тем при правильной организации работы по указанным выше направлениям проблема укомплектования вузов научно-педагогическими кадрами может быть решена в полном соответствии с предъявляемыми к данному показателю требованиями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Самохин В.Ф. и др. Особенности адъюнктской подготовки в военных вузах / В.Ф. Самохин, С.А. Багрецов, М.В. Митрофанов, О.С. Лаута // Электросвязь. 2020. № 8. С. 13—16.

2 Учебный план подготовки адъюнктов по направлению подготовки: 56.07.01

Военные науки (очная форма обучения). СПб.: ВАС, 2018. 6 с.

3 Самохин В.Ф. и др. Особенности адъюнктской подготовки в военных вузах.

4 Дудко С.М., Дворников С.В., Самохин В.Ф. Барьеры на пути получения ученых званий в военных вузах // Военная Мысль. 2020. № 8. С. 112—116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.