Научная статья на тему 'НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПУТЬ ОФИЦЕРА К ПРЕПОДАВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ'

НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПУТЬ ОФИЦЕРА К ПРЕПОДАВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЁНЫЕ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Дмитрий Валерьевич

Статья подготовлена в порядке дискуссии и охватывает процессы организации и становления научно-педагогической траектории офицеров медицинской службы в Военно-медицинской академии через военно-научное общество курсантов и слушателей, адъюнктуру и докторантуру. Созданная система подготовки научных и педагогических кадров представляет собой стройную систему преемственности уровней подготовки, в которой происходит становление будущих преподавателей. Эта система является основой формирования научных школ академии, веками создающими ее научную славу и успешно работающих сегодня. Курсанты академии, интересующиеся научно-педагогической составляющей своей должностной траектории, попадая в нее на первых курсах, продолжаются на более высоких уровнях до руководителей кафедральных коллективов и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT FORGETTING ABOUT CONTINUITY AN OFFICER'S PATH TO TEACHING ON THE EXAMPLE OF THE MILITARY MEDICAL ACADEMY

The article was prepared during discussion and covers the processes of organizing and developing the scientific and pedagogical trajectory of medical officers at the Military Medical Academy through the military scientific community of cadets and students, postgraduate studies and doctoral studies. The created system of training scientific and pedagogical personnel is a harmonious system of continuity of training levels, in which the formation of future teachers takes place. This system is the basis for the formation of the academy's scientific schools, which have been creating its scientific fame for centuries and are successfully working today. Academy cadets who are interested in the scientific and pedagogical component of their official trajectory, getting into it in the first years, continue at higher levels to the heads of department teams and organizations.

Текст научной работы на тему «НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПУТЬ ОФИЦЕРА К ПРЕПОДАВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ»

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Д.В. ОВЧИННИКОВ D.V. OVCHINNIKOV

НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

NOT FORGETTING ABOUT CONTINUITY

ПУТЬ ОФИЦЕРА К ПРЕПОДАВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

AN OFFICER'S PATH TO TEACHING ON THE EXAMPLE OF THE MILITARY MEDICAL ACADEMY

Сведения об авторе. Овчинников Дмитрий Валерьевич - начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ, подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: vmeda-nio@mil. ru).

Аннотация. Статья подготовлена в порядке дискуссии и охватывает процессы организации и становления научно-педагогической траектории офицеров медицинской службы в Военно-медицинской академии через военно-научное общество курсантов и слушателей, адъюнктуру и докторантуру. Созданная система подготовки научных и педагогических кадров представляет собой стройную систему преемственности уровней подготовки, в которой происходит становление будущих преподавателей. Эта система является основой формирования научных школ академии, веками создающих её научную славу и успешноработаю-щих сегодня. Курсанты академии, интересующиеся научно-педагогической составляющей своей должностной траектории, попадая в неё на первых курсах, продолжают совершенствоваться на более высоких уровнях до руководителей кафедральных коллективов и организаций.

Ключевые слова: наука, подготовка кадров, учёные, научные школы, Военно-медицинская академия.

Information about the author. Dmitriy Ovchinnikov - Head of the Department of Organization of Scientific work and training of Scientific and Pedagogical personnel of the S. M. Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Lieutenant Colonel of the Medical Service, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: vmeda-nio@mil. ru).

Summary. The article was prepared during discussion and covers the processes of organizing and developing the scientific and pedagogical trajectory of medical officers at the Military Medical Academy through the military scientific community of cadets and students, postgraduate studies and doctoral studies. The created system of training scientific and pedagogical personnel is a harmonious system of continuity of training levels, in which the formation of future teachers takes place. This system is the basis for the formation of the academy's scientific schools, which have been creating its scientific fame for centuries and are successfully working today. Academy cadets who are interested in the scientific and pedagogical component of their official trajectory, getting into it in the first years, continue at higher levels to the heads of department teams and organizations.

Keywords: science, training of personnel, scientists, scientific schools, the Military Medical Academy.

В разделе «Из опыта работы» опубликована статья В. И. Бегуна «Как стать адъюнктом. Рекомендации офицерам, планирующим поступать в адъюнктуру» (Вестник военного образования, 2020. -

№ 2 (23). - С. 67-71). Вероятно её более ранняя версия (В.И. Бегун «Рекомендации офицерам, планирующим поступать в адъюнктуру» в № 1 (15) за 2018 г. электронного журнала «Автомобиль. Дорога.

Инфраструктура», режим доступа https://www. adi-madi. ru/madi/ агШе^1е^/183) не вызвала дискуссий, т.к. опубликована в непрофильном издании. Обсудить же её на страницах журнала «Вестник

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

военного образования» представляется крайне целесообразным.

Потенциальный адъюнкт представлен беспомощным и ни к чему не способным - не знает о наборе, о кафедрах и научных специальностях и не может выбрать научного руководителя. Насколько востребован в адъюнктуре такой специалист?

Советы офицеру по поведению в своей должности прямо ставят в тупик - если ты хороший офицер, то нужен командиру и тебя на учебу не отпустят, а если ты плохой офицер, то не отпустят и подавно, т.к. это просто непорядочно.

И самое удивительное - это мнение автора о кафедрах, создаётся впечатление о полном хаосе в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров. К тому же некие «деловые контакты» с кафедрой уже до поступления позволяют начать подготовку в адъюнктуре в части научно-исследовательской деятельности.

В Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова за почти три века её существования сложилась стройная система подготовки учёных, которой мы по праву гордимся и которая является основой функционирования научных школ. Она начиналась в 1740-х годах с отбора и отправки единичных лекарей за границу для защиты диссертаций и последующего преподавания, получения права самостоятельно «возводить в докторскую степень» в 1786 году. В последующем были первая защи-щённая диссертация в 1801 году, создание в 1858 году «врачебного института» - прообраза современной адъюнктуры. В период с 1918 года в академии существовала собственная система присуждения степеней докторов медицины, а с 1922 года вполне официальная -приказами по Военно-санитарному управлению военные врачи назначались «врачами для подготовки к научно-учебной деятельности». С 1935 года Военно-медицинская академия имела свой перечень

научных специальностей, по которым могла присуждать учёные степени. В 2013-2015 годах вполне успешно и без существенных потерь перестроилась на новые правила. Подробнее эти исторические аспекты изложены в ряде наших статей.

Система подготовки научных и научно-педагогических кадров в академии начинается с Военно-научного общества курсантов, студентов и слушателей (ВНОКС). Наш ВНОКС в 2020 году отметил двойной юбилей: 29 мая исполнилось 110 лет с момента утверждения конференцией академии устава «кружка теоретической медицины», 16 августа - 70 лет официального возобновления его деятельности после Октябрьской революции 1917 года.

«Мысль об образовании кружка...», поставившего своей целью взаимное общение на почве научной медицины студентов академии, возникла у группы студентов 3-го курса ещё в начале 1910 года. К концу семестра был выработан устав кружка и подан на рассмотрение и утверждение конференции академии, причём студенты просили о назначении председателем кружка экстраординарного академика Императорской академии наук Николая Павловича Кравкова, основоположника советской фармакологии. Кружок ставил своей целью взаимное общение на почве научной медицины студентов академии, интересующихся вопросами теоретической медицины и, в частности, занимающихся в лабораториях по специальным вопросам. В целом эти ключевые положения сохранены во всех последующих положениях о ВНОКС. Как и более века назад талантливые и интересующиеся наукой курсанты и слушатели могут выбрать интересующее направление научных исследований и под руководством преподавателей кафедр осваивать азы методологии научных исследований, приобрести вкус к науке, который остаётся

с ними навсегда. На сайте академии есть раздел, посвящённый работе ВНОКС, а в начале каждого учебного года проводятся ознакомительные заседания секций, где вновь прибывшие кружковцы знакомятся с возможностями кафедр и получают научного руководителя. В академии каждая третья среда месяца объявлена днём ВНОКС, в этот день проводятся заседания секций, а другие мероприятия повседневной деятельности максимально перенесены на другие даты. Ежегодно в рамках ВНОКС проводятся научные конкурсы, где кружковцы представляют результаты своих исследований в виде конкурсных работ и статей, публикуемых в сборнике, индексируемом в РИНЦ. Победители и призёры конкурсов получают грамоты, дипломы, денежные премии и преимущественное право поступления в адъюнктуру. В течение последних лет академия предоставляет возможность наиболее перспективным кружковцам участвовать с докладами на конференциях за пределами Санкт-Петербургского гарнизона. Само общество на конкурсе студенческих научных обществ медицинских и фармацевтических вузов России в 2019 году в Казани вошло в десятку лучших.

На протяжении длительного времени именно ВНОКС был основным поставщиком адъюнктов академии, к сожалению в течение последних лет доля кружковцев среди адъюнктов сократилась, но сейчас ситуация стабилизировалась. На наш взгляд именно работа во ВНОКС позволяет и установить «деловые связи с кафедрой», и познакомиться с кафедральным коллективом, направлениями его научной деятельности, и сформировать навык научной работы с заделом в виде материала и опубликованных статей. Есть немало показательных примеров прохождения научной траектории от курсанта-кружковца через адъюнктуру

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

и докторантуру до профессора и начальника кафедры.

Такие кружковцы в академии не только сейчас, когда органами военного управления ставятся задачи по формированию реестра перспективных выпускников для последующего обучения в адъюнктуре, но и десятилетия назад отслеживались кафедрами и возвращались преподавателями через адъюнктуру, ординатуру либо сразу на должности постоянного состава, защитив диссертации в качестве соискателей учёных степеней.

Опыт, полученный курсантами во ВНОКС, позволяет им в роли адъюнктов избежать многих ошибок планирования диссертации, набора и отработки материала, выбора методологического аппарата. На практике начальный период подготовки в адъюнктуре для бывших кружковцев проходит намного проще. В академии мы стараемся выровнять базовый уровень адъюнктов, разработав и введя в действие в 2014 году учебный план по дисциплине «Методология научного исследования». Она была разработана ещё в 1970-е годы для адъюнктов, но где-то на этапе реформ 1990-х годов утрачена.

Понимая, что даже в лучшие времена доля кружковцев среди адъюнктов не достигала 100%, мы в академии исходим из следующих позиций постановки работы с адъюнктами. Подготовка преподавателя для кафедры - не частное дело адъюнкта и его научного руководителя. В этой связи адъюнкт при разработке развёрнутого плана диссертации представляет его на кафедральном совещании и не менее двух раз в год докладывает результаты работы на кафедре. Учитывая, что результат подготовки в адъюнктуре - это готовая к защите кандидатская диссертация, а личность офицера, который поступит на обучение, неизвестна заранее, кафедра должна иметь определённый уровень понимания и проработки проблемы,

а также возможность обеспечить адъюнкта достаточным объёмом материала исследования. В этой связи при формировании кадрового заказа отделом организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров (за год до набора) учитывается и наличие предварительно отобранных кандидатов из числа бывших членов ВНОКС, и наличие на кафедре перспективной к исполнению в течение 2-2,5 лет темы для диссертации. Таким образом, вся кафедра участвует в научном и педагогическом становлении своего будущего члена, а адъюнкт параллельно с обучением интегрируется в коллектив кафедры, в научную школу, принимая её традиции и принципы. Академия приветствует и активно поддерживает участие адъюнктов в научных мероприятиях, где есть возможность обмена опытом с коллегами из других научных школ и организаций, критической оценки иных взглядов на проблему, дискуссии. Именно из этих составляющих и формируется окончательная концепция диссертации, появляется уверенность в своей работе и способность её представления на самом ответственном этапе - заседании диссертационного совета. Только адъюнкты, получившие опыт обсуждения и отстаивания своих результатов перед коллегами, с разными взглядами на проблему с успехом и без больших проблем проходят этап защиты диссертации. Те же офицеры, кто не прошёл такой проверки заранее, не всегда могут грамотно сформулировать идеи и выделить главное и самое ценное в работе, построить доклад и представить его в соответствии с паспортом научной специальности.

Молодой преподаватель, пройдя первые два этапа, входит в новый уровень, становясь наставником, - ему поручается научное руководство кружковцами секции ВНОКС кафедры. Здесь происходит формирование навыка научного руководства и методического со-

провождения становления будущих учёных. Первые ученики, первое учёное звание - развивая вкус и тягу к научной работе и воспитанию новых кадров, встраиваясь в кафедральную научную школу и продвигаясь в ней как в своеобразном социально-научном лифте, выпускники адъюнктуры в значительно поредевшем составе доходят до этапа защиты докторской диссертации и формирования собственной «малой» научной школы для получения профессорского звания.

Выстроенная таким образом в Военно-медицинской академии более чем за два века система подготовки кадров высшей квалификации демонстрирует свою эффективность в различных исторических периодах и общественных фармациях и может служить ориентиром для военных образовательных организаций высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивченко, Е. В. и др. Подготовка научных и научно-педагогических кадров для медицинской службы Вооружённых Сил: история, современное состояние и перспективы // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад., 2015. № 4. С. 187-191.

2. Козовенко, М.Н. Показатели присвоения учёных степеней в Военно-медицинской академии за 40 лет (1888-1937) // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад., 2002. № 2. С. 115-121.

3. Котив, БН, Ивченко, Е.В., Зу-бенко, А. И., Овчинников, Д.В. Адъюнктура Военно-медицинской академии: история, современность и перспективы // Воен.-мед. журнал, 2013. № 12. С. 56-62.

4. Котив, Б. Н., Ивченко, Е. В., Мазур, А.Ф., Овчинников, Д.В. История и состояние отечественной и зарубежных систем подготовки кадров высшей квалификации по программе адъюнктуры (аспирантуры) // Изв. Рос. Воен.-мед. акад., 2016. Т. 35. № 3. С. 45-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.