Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное развитие / коммуникативные умения / поликультурная среда / поликультурная образовательная среда / communicative development / communicative skills / multicultural environment / multicultural educational environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ажогина Наталия Андреевна, Кулешова Олеся Дмитриевна, Львова Анна Сергеевна

Раскрыта сущность понятий «поликультурная среда», «поликультурная образовательная среда» и «коммуникативное развитие». Проведен анализ социологических исследований о национальном составе в российских школах и влияние современных тенденций на организацию образовательного процесса, в том числе на коммуникативное развитие. Представлены результаты исследования, которые позволили определить ряд проблем в развитии коммуникативных умений в поликультурной образовательной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals the essence of the concepts «multicultural environment», «multicultural educational environment» and «communicative development». An analysis of sociological studies on the national composition in Russian schools and the influence of modern trends on the organization of the educational process, including on communicative development, was carried out. The results of the study are presented, which made it possible to identify a number of problems in the development of communication skills in a multicultural educational environment

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 37.061

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

PROBLEMS OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

АННОТАЦИЯ

Раскрыта сущность понятий «поликультурная среда», «поликультурная образовательная среда» и «коммуникативное развитие». Проведен анализ социологических исследований о национальном составе в российских школах и влияние современных тенденций на организацию образовательного процесса, в том числе на коммуникативное развитие. Представлены результаты исследования, которые позволили определить ряд проблем в развитии коммуникативных умений в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, коммуникативные умения, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда.

ABSTRACT

The article reveals the essence of the concepts «multicultural environment», «multicultural educational environment» and «communicative development». An analysis of sociological studies on the national composition in Russian schools and the influence of modern trends on the organization of the educational process, including on communicative development, was carried out. The results of the study are presented, which made it possible to identify a number of problems in the development of communication skills in a multicultural educational environment.

Keywords: communicative development, communicative skills, multicultural environment, multicultural educational environment.

Наталия Андреевна АЖОГИНА,

аспирант, ассистент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ

AzhoginaNA@mgpu.ru

Олеся Дмитриевна КУЛЕШОВА,

аспирант Института педагогики и психологии образования МГПУ, учитель начальных классов ГБОУ города Москвы «Школа № 1151» KuleshovaOD@mgpu.ru

Анна Сергеевна ЛЬВОВА,

доктор педагогических наук, заместитель директора по образовательной политике, профессор департамент педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ LvovaA@mgpu.ru

Natalia Andreevna AZHOGINA,

Graduate Student of Moscow State Pedagogical University, Specialist of the Department of Educational Process Support, Assistant of the Department of Pedagogy AzhoginaNA@mgpu.ru

Olesya Dmitrievna KULESHOVA,

Graduate Student of Moscow State Pedagogical University, Primary School Teacher at GBOU School No. 1151 KuleshovaOD@mgpu.ru

Anna Sergeevna LVOVA,

Doctor of Pedagogical

Sciences, Deputy Director

for Educational Policy

at Moscow State Pedagogical

University, Professor

of the Department of Pedagogy

LvovaA@mgpu.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Введение

В современном российском обществе наблюдается тенденция миграционных процессов. В связи с этим, во многих отраслях жизни человеку необходимо взаимодействовать с представителями иных национальностей. Это не обходит стороной и образовательную среду, где младший школьник выстраивает коммуникацию с детьми-мигрантов, представителей иных культур. Сложность в этом процессе представляют несколько факторов: недостаточная поликультурная осведомлённость младших школьников, неумение выстраивать коммуникацию, не владение знаниями в области коммуникации. Всё это затрудняет взаимодействие между представителями различных культур и не позволяет младшим школьникам осуществлять коммуникацию на должном уровне. В связи с этим, перед педагогом и образовательной организацией ставится важная задача по созданию развивающей благоприятной среды для взаимодействия всех её участников.

Система взаимосвязанных понятий в поликультурном образовании

Активные миграционные процессы современного общества остро актуализируют проблему поликультурного образования, так как закон об образовании Российской Федерации гарантирует право на получение образования независимо от национальности и языка обучающегося. Данная тенденция не только в нашей стране, но и во всем мире способствовала формированию в дидактической литературе таких понятий, как «поликультурное (мультикультурное) образование», «поликультурная среда», «поликультурная школа», «полиэтнический класс». Относительно разнообразия терминов А.Н. Джуринский отмечал, что для зарубежной педагогики более употребителен термин «мультикультурное образование», в России же принят термин «поликультурное образование», при этом они являются полностью синонимичными [4].

В контексте рассмотрения взаимосвязи понятия «поликультурная образовательная среда» с другими понятиями стоит отдельно охарактеризовать «образовательную среду». В.А. Яс-вин под образовательной средой понимает систему условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся [12]. В контексте современных процессов,

происходящих в российском обществе, приобретает смысл понятие «поликультурная среда».

По мнению Е.И. Суровцевой поликультурная среда - это среда, в которой одновременно приобретаются знания и происходит соответствующая передача более точной и совершенной информации при сохранении уважения к группам меньшинств [10]. В российском образовании становится важным понятие «поликультурная образовательная среда».

По мнению Э.В. Хомяковой поликультурная образовательная среда, являясь частью образовательной среды в целом, - это совокупность педагогических социальных и психологических условий для развития, обучения и воспитания личности человека, как носителя своей национальной культуры и человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру и язык других наций [11].

Поликультурная образовательная среда, по мнению Е.А. Пугачевой, определяется как духовно насыщенная атмосфера межличностных контактов, которая обуславливает поведение и мышление включенных в нее субъектов, а также стимулирует в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям. В более узком смысле -учреждение с многокультурным дифференцированным по возрасту, национальностям и конфессиям профессорско-преподавательским и студенческим составом, призванным удовлетворить образовательные и социокультурные потребности обучаемых [7]. Данное определение будет ключевым в данном исследовании, так как обозначает ценностный компонент.

Поликультурная образовательная среда имеет определенный педагогический потенциал: формирование толерантного отношения к национальному многообразию общества; развитие коммуникативных навыков при организации межкультурного общения; индивидуализация образовательного процесса в социокультурном аспекте.

Можно отметить, что поликультурная образовательная среда является определяющим фактором развития личности в современном обществе, так как сочетает в себе ряд социальных и педагогических условий: открытость; способность быстро реагировать на возникающие образовательные потребности социума; учет культурологической принадлежности каждого учащегося; адаптация к межкультурному общению.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Социологические исследования поликультурного состава российских школ

Согласно социологическим исследованиям поликультурного состава школьников Российской Федерации, наибольшее число представителей других этоносов приходится на Москву и Московскую область, где таких обучающихся может быть до 16% от общего количества обучающихся в школе. Из них примерно 10% приходится на начальную школу, где в некоторых районах Москвы поликультурный состав класса может составлять больше половины от количества младших школьников, для которых русский язык является родным. Москва и Московская область характеризуется самым высоким процентом детей-мигрантов в школах, так как столица и близлежащие к ней областные города притягивают мигрантов доступностью работы, значительным количеством рабочих мест, по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Несмотря на это, имеются другие факторы, которые влияют на этнический состав школ:

- степень привлекательности того или иного региона для переезда на постоянное место жительства;

- история городов, регионов и наличие в них давно сложившихся диаспор;

- географическое положение региона -близость к отправляющим странам.

В своем исследовании этнокультурного состава российских школ Д.А. Александров, В.А. Иванюшина, Е.В. Казарцева выделяют следующие категории детей-мигрантов:

1) мигранты второго поколения (родители приезжие, но дети родились в данной местности);

2) мигранты поколения 1,75 (дети, перевезенные в дошкольном возрасте);

3) мигранты поколения 1,5 (дети, перевезенные в возрасте старше 7 лет).

Стоит отметить, что доля недавно переехавших мигрантов с детьми по сравнению с мигрантами, проживающими на территории Российской Федерации, значительно больше. Именно дети, переселившиеся в иноязычный и ино-культурный регион в младшем школьном и среднем школьном возрасте, испытывают трудности с освоением школьной программы.

В Москве и Московской области, по статистике, встречаются следующие национальности: украинцы, молдаване, татары, азербайджанцы, армяне, грузины, узбеки и таджики. Состав поликультурного класса может включать

в себя одновременно обучающихся, которые являются представителями совершенно разных национальностей [1].

Исследователи поликультурного состава начальных классов московских школ Т. И. Зиновьева и Ж. В. Афанасьева описывают прослеживающиеся в столичном образовании тенденции, которые продиктованы активными миграционными процессами: первая тенденция - концентрация числа обучающихся-мигрантов в зависимости от района Москвы; вторая тенденция -концентрация обучающихся, имеющих проблемы с русским языком и адаптацией, вместе с школьниками, которые в совершенстве владеют русским языком и не испытывают проблем с социализацией и внедрением в новый русскоговорящий школьный коллектив; третья тенденция - дети мигрантов в большем своем количестве обучаются в общеобразовательных школах, в наименьшем - в специализированных школах (лицеях, гимназий, школ с профильной направленностью и др.); четвертая тенденция - сокращение числа обучающихся-мигрантов в средней школе по сравнению с начальной школой.

Таким образом, проблема возникшей новой поликультурной среды актуальна для современного российского образования и обнаруживает весомое противоречие. С одной стороны, в школах открываются широкие возможности для установления межкультурной коммуникации и развития языковой личности в контексте диалога культур, а с другой стороны, наблюдается неадаптированность современной системы образования под поликультурный состав образовательных организаций.

Проблемы обучения в поликультурной образовательной среде

Решение проблем поликультурного образования давно вышло на государственный уровень. В Российской Федерации в 2010 году была разработана концепция поликультурного образования, направленная на модернизацию существующей системы образования в поликультурную «с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России».

Одна из ведущих целей данной концепции -«формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе наци-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

ональной традиции, ценностей российской и мировой культуры».

Однако при реализации концепции система школьного образования столкнулась с трудностями: отсутствием всеобщей программы развития образования в аспекте поликультурных принципов; непроработанностью требований к содержанию учебных программ по дисциплинам этнокультурного цикла; недостаточной профессиональной подготовкой педагогического состава к работе в поликультурной среде[8].

Все педагоги, занимающиеся проблемой детей мигрантов, утверждают, что появление этой новой категории учеников стало сегодня одним из ключевых вызовов для системы общего образования.

Согласно исследованиям методистов в области обучения детей мигрантов в русскоязычной школе анализ языков семейного общения показал, что только 10,6% детей мигрантов имеют возможность говорить дома на русском языке. Это свидетельствует о том, что проблема языковой адаптации остается достаточно острой, поскольку ее решение перекладывается с семьи на иные социальные институты: школу, дополнительное образование, внесемейное социальное окружение. Учителя российских школ констатируют, что основными проблемами образовательной деятельности ребенка-мигранта являются:

- низкий уровень владения русским языком;

- несоответствие уровня знаний ребенка требованиям российской школы;

- педагогическая запущенность;

- проблемы дисциплины;

- проблемы адаптации в коллективе [3];

- коммуникативное развитие обучающихся, для которых русский язык является родным и не является родным;

- недостаточным оснащением УМК «Школа России» из ФП 2023 года заданиями, упражнениями для коммуникативного развития младших школьников (большое количество упражнений, но нет систематизации знаний; недостаток теоретической информации; мало практических упражнений);

- ограниченными возможностями образовательной организации для коммуникативного развития (родительских встреч по коммуникативному развитию младших школьников, проектов, наличием достаточного количества дополнительного образования, внеурочной деятельности, мероприятиях по воспитательной части);

- невозможностью применения теоретических знаний по коммуникации у младших школьников в жизнь (недостаточное количество коммуникативных ситуаций, применимых в жизнь) - недостаток образовательных ресурсов;

- недостаточное владение поликультурными знаниями младших школьников, что затрудняет коммуникацию среди носителей различной культуры.

В связи с этим, эффективность коммуникативного развития младших школьников затрудняется и не позволяет в полной мере осуществлять коммуникацию участникам образовательных отношений.

Данные проблемы напрямую влияют на развитие коммуникативных умений обучающихся в поликультурной образовательной среде, так как успешный процесс коммуникации не может осуществляться без знания языка и культуры другого народа. Таким образом, перед системой российского образования в условиях поликультурной среды ставится решение одних из важных задач: повышение академической успеваемости обучающихся-представителей разных национальностей и организация межкультурного взаимодействия и коммуникации [6].

Исследование коммуникативного развития младших школьников в поликультурной образовательной среде

Исследование проводилось среди вторых классов в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 1151» (ГБОУ Школа № 1151). Объём выборки составил 347 человек (младших школьников).

Анализ коммуникативного развития младших школьников начинался с исследования поликультурного состава обучающихся 2-х классов в ГБОУ Школе № 1151. Результаты исследования показали, что в образовательной организации насчитывается 49 представителей различных национальностей, среди которых: татары, армяне, киргизы, таджики, лезгины, узбеки, украинцы, дагестанцы, белорусы, буряты, грузины, молдаване, азербайджанцы. Это составляет 14% от общего числа младших школьников 2-х классов.

В 2023 году было проведено исследование среди младших школьников 2-х классов для определения уровня коммуникативных знаний. Диагностика проводилась по авторской методике

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

А.С. Львовой и О.Д. Кулешовой, которая включала 9 вопросов открытого и закрытого типов в трёх разделах - «Вежливая речь», «Общение», «Диалог». Подсчёт происходил по трём уровням: правильно ответили на 8-9 вопросов - высокий уровень, 5-7 вопросов - средний уровень, 0-4 вопроса - низкий уровень. Результаты оказались следующими: высокий уровень продемонстрировал 31% младших школьников; средний уровень -44%, низкий уровень - 26%.

Данная диагностика позволяет заключить о недостаточном коммуникативном развитии младших школьников и о необходимой работе в данной области не только в урочное время, но и в качестве дополнительного образования, внеурочной деятельности, так как данные вопросы были в основном из области знаний, которые заложены в УМК «Школа России» в том числе из ФП 2023 года по русскому языку.

Кроме того, была проведена диагностика по авторской методике проектной команды ИППС СФУ в рамках проекта ТЕМПУС АЬЬМББТ «Опросник для изучения толерантности младших школьников», который включает 3 серии вопросов («Идентичность», «Толерантность по отношению к другому», «Толерантность и окружающий мир»). Оценка происходила по трём уровням: высокий уровень - положительный ответ на 4 и более вопросов; средний уровень - положительный ответ на 3 вопроса; низкий уровень - 0-2 вопроса.

Данные показали, что высокий уровень по серии «Идентичность» показали 48% младших школьников, 28% - средний уровень, 24% - низкий уровень; по серии «Толерантное отношение к другому» высокий уровень - 48%, средний уровень - 24%, низкий уровень - 28%; по серии «Толерантность и окружающий мир» высокий уровень - 20%, средний уровень - 26%, низкий уровень - 54%.

Данные позволяют заключить о недостаточном уровне сформированности у младших школьников понятий о родной культуре, национальных праздниках и традициях, толерантном отношении к иным культурам.

Таким образом, анализ результатов диагностирования младших школьников 2-х классов по коммуникативным знаниям и поликультурной просвещённости позволяет сделать вывод о низком уровне коммуникативного развития и межкультурному диалогу и позволяет заключить о необходимости внедрения системы

знаний и дополнения урочной и внеурочной деятельности заданиями.

Особенности коммуникативного развития в образовательной поликультурной среде

Коммуникативное развитие - качественное изменения личности при взаимодействии субъектов друг с другом. Коммуникативное развитие осуществляется в деятельности, поэтому важно с первых дней погружать младших школьников в развивающую среду, которая позволит осуществлять коммуникацию всех её участников.

Коммуникативное развитие младших школьников должно опираться на факторы, которые способствуют построению эффективной коммуникации в поликультурной среде. Одним из таких факторов является коммуникативная культура, которую В.С. Садовская определяет как «гуманизм коммуникаций, обеспечение в общении семантически значимой информации», определенный уровень творчества и гуманного содержания. Под семантической информацией понимается информация, которая имеет смысл, значение. Коммуникативная культура включает ориентировку адресата и адресанта на доброжелательность, «позитивное мышление» [9].

Формирование коммуникативной культуры у младших школьников является необходимым условием поликультурной образовательной среды, так как позволяет беспрепятственно осуществлять коммуникацию не только в образовательном пространстве, но и за её пределами (связь с жизнью).

Изучение иных культур, их особенностей и закономерностей позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с ее представителями, а также может существенно изменить и отношение к собственным культурным ценностям. Среди огромного многообразия различных форм и методов обучения огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкультурного общения, такие как проживание в инокультурном окружении, учеба в мультикультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т.д. [2].

Коммуникативное развитие в многонациональном обществе возможно, если будут учтены следующие условия: 1) образовательная среда является развивающей, безопасной, обладает системностью и творческим потенциалом, позволяет совершать действия с элемен-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

тами среды; 2) каждый участник понимает и осознает личностные, культурные и ценностные особенности своего собеседника, умеет ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Заключение

В ходе анализа педагогических понятий мы можем сделать вывод о том, что поликультурная образовательная среда способствует формированию национальной идентичности, обеспечивает подготовку обучающихся к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия. Цель поликультурной образовательной среды - развитие личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональном коллективе, создание необходимых условий для развития личностных качеств обучающихся в связи с новыми тенденциями российского образования.

Развитие личности обучающегося в условиях национального разнообразия неотъемлемо связано с формированием коммуникативных навыков, которые необходимы

для построения успешной коммуникации. На развитие коммуникативных навыков в поликультурной образовательной среде влияет, во-первых, неоднородность национального состава класса (в классе одновременно могут обучаться школьники, являющиеся представителями разных этносов), во-вторых, разный уровень владения русским языком, в-третьих, недостаточность знаний о культуре и ценностях других народов.

В научном сообществе ведется обсуждение проблем коммуникативного развития в поликультурной образовательной среде. Однако, практика организации образовательного процесса в начальной школе показывает недостаток определении конкретной системы знаний, методов и подходов в развитии коммуникативных умений в поликультурном социуме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные экспериментальные данные подтверждают, что коммуникативное развитие младших школьников и толерантное отношение к представителям иных культур имеет недостаточный уровень сформированности.

Литература

1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Казарцева Е.В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России. 2015. № 2. С. 173-195.

2. ГаллиулинаА., Имамиева Л. Ребенок в поликультурной среде. - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F_53146624/Rebenok.v.polikulturnoj.srede._Galiullina.A.T._.Imamieva.L.G._.Salahova.R.A._.pdf (дата обращения: 16.11.2023 г.).

3. Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А. и др. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. 2017. № 4. С. 80-109.

4. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов / А.Н. Джуринский. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 257 с.

5. Зиновьева Т.И., Афанасьева Ж.В. Исследование поликультурного состава современной начальной школы города Москвы. М., 2015. № 1. С. 69-70.

6. 6. Михеева Т.Б., Морозова Я.С. Образовательное поликультурное пространство современной России // Язык и культура. 2021. № 55. С. 263-271.

7. Назаренк Н.Н. Педагогические проблемы полиэтнической образовательной среды. 2011. № 15. С. 53-57.

8. Парешина И.В. Актуальные проблему поликультурного образования // Наука и образование. 2022. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-polikulturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2023).

9. Садовская В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для вузов / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. - 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 169 с.

10. Суровцева Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 162-164.

11. Хомякова Э.В. Сущностные черты поликультурной образовательной среды // Челябинский гуманитарий. 2018. № 4(45). С. 7-10.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

12. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.

References

1. Aleksandrov D.A., Ivanjushina V.A., Kazarceva E.V. Jetnicheskij sostav shkol i migracionnyj status shkol'nikov v Rossii, 2015, no. 2, pp. 173-195.

2. Galliulina A., Imamieva L. Rebenok v polikul'turnoj srede. - URL: https:// kpfu.ru/portal/docs/F_53146624/Rebenok.v.polikulturnoj.srede._Ga liullina.A.T._. Imamieva. L.G._.Salahova.R.A._.pdf (data obrashhenija: 16.11.2023 g.)].

3. Deminceva E.B., Zelenova D.A. i dr. Vozmozhnosti adaptacii detej migrantov v shkolah Moskvy i Podmoskov'ja, 2017, no. 4, pp. 80-109.

4. Dzhurinskij A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume: uchebnik i praktikum dlja vuzov / A.N. Dzhurinskij. - 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2023. 257 p.

5. Zinov'eva T.I., Afanas'eva Zh.V. Issledovanie polikul'turnogo sostava sovremennoj nachal'noj shkoly goroda Moskvy. M., 2015, no. 1, pp. 69-70.

6. Miheeva T.B., Morozova Ja.S. Obrazovatel'noe polikul'turnoe prostranstvo sovremennoj Rossii. Jazyki kul'tura, 2021, no. 55, pp. 263-271.

7. Nazarenko N.N. Pedagogicheskie problemy polijetnicheskoj obrazovatel'noj sredy, 2011, no. 15, pp. 53-57.

8. Pareshina I.V. Aktual'nye problemu polikul'turnogo obrazovanija. Nauka i obrazovanie, 2022, no. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-problemy-polikulturnogo-obrazovaniya (data obrashhenija: 16.11.2023).

9. Sadovskaja V.S. Osnovy kommunikativnoj kul'tury. Psihologija obshhenija: uchebnik i praktikum dlja vuzov / V.S. Sadovskaja, V.A. Remizov. -2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2021. 169 p.

10. Surovceva E.I. Polikul'turnaja obrazovatel'naja sreda kak fenomen sovremennoj duhovnoj zhizni. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 7, рp. 162-164.

11. Homjakova Je.V. Sushhnostnye cherty polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy. Cheljabinskij gumanitarij, 2018, no. 4(45), рp. 7-10.

12. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001. 368 p.

Статья поступила в редакцию 02.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 02.12.2023;

accepted for publication 25.12.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.