ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Егорова К.В.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описывается поликультурный подход как общенаучная основа исследования, а также принципы, методы, формы и приемы данного подхода, влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова формирование, коммуникативные универсальные учебные действия, поликультурный подход, поликультурное образование, подход, младшие школьники.
Усовершенствование системы образования в России, исходя из общепринятых изменений в мире, прежде всего, должна представлять интересы российских граждан и его государства, которые тесно связаны с развитием российской общегражданской идентичности. Целостная система нововведений поликультурного образования, которая подходит к вопросу с учетом государственных интересов, этнических и национальных особенностей граждан, условий межкультурного общения и задач построения межкультурного равновесия сделает возможным реализовать этот запрос [3].
Мы рассматриваем поликультурный подход в качестве общенаучной основы формирования универсальных учебных действий младших школьников. Поликультурный подход рассматривается в опыте исследований О.Ю. Афанасьевой, Е.Ю. Никитиной, И.Ю. Макуриной, Т.В. Сысоевым и др. Проблема поликультурности [2, 6, 9] перенесла большие изменения в мировой педагогике от «слияния обучаемых» - носителей разных культурно-этнических групп. Поликультурное образование в своей основе соединяет многокультурный этнический опыт, права личности и общенациональные ценности.
Бэнкс Дж. понимает понятие поликультурное образование как процесс или явление, связанное с активной подготовкой консолидаций гражданского общества [1].
Макурина И.Ю. и др. определяет поликультурный подход в составе целостной культурной среды, в обогащении ценностно-значимыми составляющими категориями культуры в процессе взаимодействия (межкультур-
Специалист по УМР.
48 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ного диалога) и сотрудничества личности в культурном отождествлении с обществом [6].
Супрунова Л.Л. [8] и др. считает целью поликультурного образования -формирование языковой личности, способной к взаимодействию в обществе, владеющей уважительным отношением к разным культурам, способной к толерантным убеждениям и бесконфликтности с людьми различных национальностей и верований.
Для достижения цели поликультурного языкового образования необходимо решить следующие задачи [7]:
- развитие восприятия учащимися современного многоязычного мира;
- развитие социокультурной компетенции учащихся, обеспечивающее использование социально-приемлимых форм общения с партнерами по коммуникации;
- обеспечение интеркультурного творчества младших школьников с использованием педагогических средств;
- развитие у учащихся умений описания родной культуры в терминах, понятных для членов международного сообщества.
Языковое образование младшего школьника - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования - это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме [10].
В начальной школе внимание младших школьников предполагается привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных учебных действий (К.В. Егорова). В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных действий, так как учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [4].
С точки зрения методики обучения языку и речи [7, 13], базовая коммуникативная направленность уроков заключается в том, чтобы обучить умению грамотно обмениваться информацией, правильно ее понимать в контексте лингвистических и речеведческих знаний, способствующих реализации и направленности личности (А.Ю. Купалова, М.Р. Львов, С.Н. Цейтлин и др.).
Педагогические науки
49
Поликультурный подход создает воспитывающую поликультурную среду, наполняет ее общечеловеческими ценностями, национальной и индивидуальной культурой, включающей ученика в процесс познания и созидания, сотрудничества и самореализации личности в ее культурной идентификации [5, с. 100-101].
Согласимся с мнением многих языковедов и лингвистов, в частности, В.Л. Бениным, Е.М. Верещагиным и другими, занимающимися вопросами языкового обучения и воспитания младших школьников, что культура [7] представляет собой необходимую составляющую любой деятельности и ее особенностей по освоению социо-культурного опыта и способов поведения. Формирование метапредметных результатов (в коммуникативных универсальных учебных действий), осуществляется в процессе исследования младшими школьниками семиотических единиц и речевых особенностей в структуре языка.
Культура как универсальная характеристика деятельности предполагает освоение личностью способов практической реализации деятельности. Мы разделяем мнение исследователей, которые считают, что культура - это результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношение, и норма (В.Л. Бенин, Костомаров и др.)
Опытно-поисковая работа, проведенная по заданному направлению, выявила, что формирование коммуникативных учебных действий младших школьников определяется в следующем порядке: язык ^ культура ^ языковое образование ^ правила поведения в обществе ^ коммуникация на основе диалога культур ^ социокультура обучаемого ^ поликультурная языковая личность. Настоящая цепочка показывает способность ученика младших классов отображать свою социокультурную среду, определять свое место в современном поликультурном обществе. Макурина И.Ю., Соловьева В.Ю., Смирнова М.В. и др. [12] исследователи предлагают в качестве культурного самоопределения использовать различные стратегии и тактики речевого поведения в сообществе людей разных культур.
Опыт исследований последних лет доказывает, что поликультурный подход лежит в основе конструирования цели, обновления структуры и содержания процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов, а именно в развитии мультикультурной языковой личности, которая владеет коммуникативной культурой, тактичностью по отношению к другим людям, использованием и применением системы различных условий, собственных знаний и опыта для понимания родной культуры, ее обычаев, нравов и традиций с другими многокультурными сообществами, а также в освоении новых форм и ценностей социокультурного пространства на индивидуальном, национальном и общечеловеческом уровне.
Поликультурный подход раскрывает содержательные аспекты обучения русскому языку в начальной школе, позволяет актуализировать интересы,
50 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
соответствующие родному языку и культуре, способности, потребности в учебно-познавательной деятельности. Данный подход вовлекает в языковой образовательный процесс, наполненный культурным многообразием, как младших школьников, так и родителей, учителей, вспомогательный персонал и руководство образовательного учреждения.
Поликультурный подход понимается нами как способ социализации учащихся в процессе изучения языка и речи, который обеспечивает уровень понимания и осознания общечеловеческой культуры и опыта различных народностей и стран при создании положительных мотивационных установок, предрасполагающих младших школьников к участию в межкультурном диалоге, толерантному отношению к участникам этнических групп, их культурам, при сохранении собственной культурной идентичности в активном взаимодействии с многокультурным сообществом.
Педагог, планируя достижения ученика с помощью соответствующих педагогических условий в овладении коммуникативными универсальными учебными действиями, использует [10] поликультурный подход, а также принципы, методы, формы и приемы данного подхода, влияющие на формирование толерантной языковой личности, способной к диалогу культур [11, с. 114].
Анализ научной литературы (Е.Ю. Никитина, Л.П. Перфильева и др.) и педагогический опыт, собственные научные изыскания позволили зафиксировать, что [7] поликультурный подход в освоении на уроках русского языка коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствует:
- созданию определенных условий для овладения общепринятых норм общения разных народностей и этнических групп, учитывая планируемый педагогом уровень коммуникативных достижений в общении друг с другом;
- стимулирует:
• осознание учеником начальной школы себя субъектом определенного языкового коллектива и необходимостью овладения языковым кодом данного сообщества, учитывая особенности собственной и других культур;
• постижение культурной многогранности и разнообразия национального контингента ученического коллектива;
• улучшение качества изучаемого языка на индивидуальном уровне развития, привнесение этих языковых знаний и культурных особенностей в ученический коллектив;
• овладение коммуникативными универсальными учебными действиями на уровне использования языка как средства межкультурного общения и обобщения культурного наследия, защиты и его развития, в которой происходит осознание себя равноправным членом иерархической системы сообществ мира;
Педагогические науки
51
- становление языковой личности обучающегося на начальной ступени общеобразовательной школы, учитывая родства и различий систем языка; с учетом степени близости и различия языковых систем [6,7].
Обобщая проблему поликультурного образования, мы выявили важность и значимость поликультурного подхода в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учеников младшего школьного возраста на уроках русского языка, проанализировали мнение исследователей, занимающимся вопросами применения поликультурного подхода в начальном языковом образовании, уточнили понятие поликультурного подхода, а также его компоненты в исследовании, особенности и характеристики исследования проблемы начального языкового образования.
Таким образом, поликультурный подход в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает, прежде всего, становление основных черт языковой личности, способной равноценно воспринимать различные культуры, интегрироваться в межкультурное сообщество и пространство, не взирая только на ценность своей культуры, а предоставляя право другой культуре быть не менее равнозначной и ценностной.
Список литературы:
1. Banks J. Multicultural Education: Development, Dimensions and Challenges / J. Banks. - Philadelphia: Phi Delta Kappa, 1993. - 134 p.
2. Гукаленко О.В. Некоторые аспекты моделирования поликультурного образовательного пространства // Теория, практика и перспектива образования, поликультурного воспитания, карьера и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. 1-ой междун. науч.-практ. конфер. 1 апр. 1999 г. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. - С. 7-14.
3. Данилюк А.Я., Кондаков В.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Просвещение. - М., 2009.
4. Егорова К.В. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка // Образовательное пространство школы и вуза: коллективная монография / Под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2014. -С. 101-119.
5. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
6. Никитина Е.Ю. Поликультурно-текстоцентрический подход как теоретико-методологическая стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного общения в системе профессионального образования // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. V междун. науч.-практ. конфер. - Пенза, 2005. - С. 203-205.
52 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
7. Перфильева Л.П. Применение поликультурного подхода к проблеме формирования коммуникативно'-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка / Л.П. Перфильева // III Международная Ассамблея: материалы научно-практической конференции - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - С.85-89.
8. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учеб. для студентов, обучающихся по направлению подгот. «Психол.-пед. образование» [Текст] / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко; под ред. Л.Л. Супруновой. - М.: Академия, 2013. - 233 с.
9. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования [Текст] / П.В. Сысоев // Иностр. яз. в шк. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
10. Мишанова О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности [Текст]: коллективная монография. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. -С. 275-304 (2 п.л.).
11. Мишанова О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова, Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. -С. 59-63.
12. Никитина Е.Ю. Вопрос о детской языковой картине мира / Е.Ю. Никитина, Е.В. Тарасенко // Вестник Чел. гос. пед. университета. - 2009. -№ 5. - С. 113-121.
13. Никитина Е.Ю. Концепт как базовое понятие методики обучения младших школьников русскому (родному) языку / Е.Ю. Никитина, А.Н. Ко-хичко // Вестник Чел. гос. пед. университета. - 2010. - № 3. - С. 142-149.
14. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. -М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ковригина В.А.*
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
В статье рассматривается возможность включения комплексных тематических исследований, выполняемых студентами под научным ру-
* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук.