Научная статья на тему 'Поликультурный подход как общенаучная основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников'

Поликультурный подход как общенаучная основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова К.В.

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описывается поликультурный подход как общенаучная основа исследования, а также принципы, методы, формы и приемы данного подхода, влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурный подход как общенаучная основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Егорова К.В.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описывается поликультурный подход как общенаучная основа исследования, а также принципы, методы, формы и приемы данного подхода, влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова формирование, коммуникативные универсальные учебные действия, поликультурный подход, поликультурное образование, подход, младшие школьники.

Усовершенствование системы образования в России, исходя из общепринятых изменений в мире, прежде всего, должна представлять интересы российских граждан и его государства, которые тесно связаны с развитием российской общегражданской идентичности. Целостная система нововведений поликультурного образования, которая подходит к вопросу с учетом государственных интересов, этнических и национальных особенностей граждан, условий межкультурного общения и задач построения межкультурного равновесия сделает возможным реализовать этот запрос [3].

Мы рассматриваем поликультурный подход в качестве общенаучной основы формирования универсальных учебных действий младших школьников. Поликультурный подход рассматривается в опыте исследований О.Ю. Афанасьевой, Е.Ю. Никитиной, И.Ю. Макуриной, Т.В. Сысоевым и др. Проблема поликультурности [2, 6, 9] перенесла большие изменения в мировой педагогике от «слияния обучаемых» - носителей разных культурно-этнических групп. Поликультурное образование в своей основе соединяет многокультурный этнический опыт, права личности и общенациональные ценности.

Бэнкс Дж. понимает понятие поликультурное образование как процесс или явление, связанное с активной подготовкой консолидаций гражданского общества [1].

Макурина И.Ю. и др. определяет поликультурный подход в составе целостной культурной среды, в обогащении ценностно-значимыми составляющими категориями культуры в процессе взаимодействия (межкультур-

Специалист по УМР.

48 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ного диалога) и сотрудничества личности в культурном отождествлении с обществом [6].

Супрунова Л.Л. [8] и др. считает целью поликультурного образования -формирование языковой личности, способной к взаимодействию в обществе, владеющей уважительным отношением к разным культурам, способной к толерантным убеждениям и бесконфликтности с людьми различных национальностей и верований.

Для достижения цели поликультурного языкового образования необходимо решить следующие задачи [7]:

- развитие восприятия учащимися современного многоязычного мира;

- развитие социокультурной компетенции учащихся, обеспечивающее использование социально-приемлимых форм общения с партнерами по коммуникации;

- обеспечение интеркультурного творчества младших школьников с использованием педагогических средств;

- развитие у учащихся умений описания родной культуры в терминах, понятных для членов международного сообщества.

Языковое образование младшего школьника - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования - это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме [10].

В начальной школе внимание младших школьников предполагается привлекать к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных учебных действий (К.В. Егорова). В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных действий, так как учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [4].

С точки зрения методики обучения языку и речи [7, 13], базовая коммуникативная направленность уроков заключается в том, чтобы обучить умению грамотно обмениваться информацией, правильно ее понимать в контексте лингвистических и речеведческих знаний, способствующих реализации и направленности личности (А.Ю. Купалова, М.Р. Львов, С.Н. Цейтлин и др.).

Педагогические науки

49

Поликультурный подход создает воспитывающую поликультурную среду, наполняет ее общечеловеческими ценностями, национальной и индивидуальной культурой, включающей ученика в процесс познания и созидания, сотрудничества и самореализации личности в ее культурной идентификации [5, с. 100-101].

Согласимся с мнением многих языковедов и лингвистов, в частности, В.Л. Бениным, Е.М. Верещагиным и другими, занимающимися вопросами языкового обучения и воспитания младших школьников, что культура [7] представляет собой необходимую составляющую любой деятельности и ее особенностей по освоению социо-культурного опыта и способов поведения. Формирование метапредметных результатов (в коммуникативных универсальных учебных действий), осуществляется в процессе исследования младшими школьниками семиотических единиц и речевых особенностей в структуре языка.

Культура как универсальная характеристика деятельности предполагает освоение личностью способов практической реализации деятельности. Мы разделяем мнение исследователей, которые считают, что культура - это результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношение, и норма (В.Л. Бенин, Костомаров и др.)

Опытно-поисковая работа, проведенная по заданному направлению, выявила, что формирование коммуникативных учебных действий младших школьников определяется в следующем порядке: язык ^ культура ^ языковое образование ^ правила поведения в обществе ^ коммуникация на основе диалога культур ^ социокультура обучаемого ^ поликультурная языковая личность. Настоящая цепочка показывает способность ученика младших классов отображать свою социокультурную среду, определять свое место в современном поликультурном обществе. Макурина И.Ю., Соловьева В.Ю., Смирнова М.В. и др. [12] исследователи предлагают в качестве культурного самоопределения использовать различные стратегии и тактики речевого поведения в сообществе людей разных культур.

Опыт исследований последних лет доказывает, что поликультурный подход лежит в основе конструирования цели, обновления структуры и содержания процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов, а именно в развитии мультикультурной языковой личности, которая владеет коммуникативной культурой, тактичностью по отношению к другим людям, использованием и применением системы различных условий, собственных знаний и опыта для понимания родной культуры, ее обычаев, нравов и традиций с другими многокультурными сообществами, а также в освоении новых форм и ценностей социокультурного пространства на индивидуальном, национальном и общечеловеческом уровне.

Поликультурный подход раскрывает содержательные аспекты обучения русскому языку в начальной школе, позволяет актуализировать интересы,

50 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

соответствующие родному языку и культуре, способности, потребности в учебно-познавательной деятельности. Данный подход вовлекает в языковой образовательный процесс, наполненный культурным многообразием, как младших школьников, так и родителей, учителей, вспомогательный персонал и руководство образовательного учреждения.

Поликультурный подход понимается нами как способ социализации учащихся в процессе изучения языка и речи, который обеспечивает уровень понимания и осознания общечеловеческой культуры и опыта различных народностей и стран при создании положительных мотивационных установок, предрасполагающих младших школьников к участию в межкультурном диалоге, толерантному отношению к участникам этнических групп, их культурам, при сохранении собственной культурной идентичности в активном взаимодействии с многокультурным сообществом.

Педагог, планируя достижения ученика с помощью соответствующих педагогических условий в овладении коммуникативными универсальными учебными действиями, использует [10] поликультурный подход, а также принципы, методы, формы и приемы данного подхода, влияющие на формирование толерантной языковой личности, способной к диалогу культур [11, с. 114].

Анализ научной литературы (Е.Ю. Никитина, Л.П. Перфильева и др.) и педагогический опыт, собственные научные изыскания позволили зафиксировать, что [7] поликультурный подход в освоении на уроках русского языка коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствует:

- созданию определенных условий для овладения общепринятых норм общения разных народностей и этнических групп, учитывая планируемый педагогом уровень коммуникативных достижений в общении друг с другом;

- стимулирует:

• осознание учеником начальной школы себя субъектом определенного языкового коллектива и необходимостью овладения языковым кодом данного сообщества, учитывая особенности собственной и других культур;

• постижение культурной многогранности и разнообразия национального контингента ученического коллектива;

• улучшение качества изучаемого языка на индивидуальном уровне развития, привнесение этих языковых знаний и культурных особенностей в ученический коллектив;

• овладение коммуникативными универсальными учебными действиями на уровне использования языка как средства межкультурного общения и обобщения культурного наследия, защиты и его развития, в которой происходит осознание себя равноправным членом иерархической системы сообществ мира;

Педагогические науки

51

- становление языковой личности обучающегося на начальной ступени общеобразовательной школы, учитывая родства и различий систем языка; с учетом степени близости и различия языковых систем [6,7].

Обобщая проблему поликультурного образования, мы выявили важность и значимость поликультурного подхода в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учеников младшего школьного возраста на уроках русского языка, проанализировали мнение исследователей, занимающимся вопросами применения поликультурного подхода в начальном языковом образовании, уточнили понятие поликультурного подхода, а также его компоненты в исследовании, особенности и характеристики исследования проблемы начального языкового образования.

Таким образом, поликультурный подход в аспекте формирования коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает, прежде всего, становление основных черт языковой личности, способной равноценно воспринимать различные культуры, интегрироваться в межкультурное сообщество и пространство, не взирая только на ценность своей культуры, а предоставляя право другой культуре быть не менее равнозначной и ценностной.

Список литературы:

1. Banks J. Multicultural Education: Development, Dimensions and Challenges / J. Banks. - Philadelphia: Phi Delta Kappa, 1993. - 134 p.

2. Гукаленко О.В. Некоторые аспекты моделирования поликультурного образовательного пространства // Теория, практика и перспектива образования, поликультурного воспитания, карьера и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. 1-ой междун. науч.-практ. конфер. 1 апр. 1999 г. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. - С. 7-14.

3. Данилюк А.Я., Кондаков В.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Просвещение. - М., 2009.

4. Егорова К.В. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка // Образовательное пространство школы и вуза: коллективная монография / Под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2014. -С. 101-119.

5. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

6. Никитина Е.Ю. Поликультурно-текстоцентрический подход как теоретико-методологическая стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного общения в системе профессионального образования // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. V междун. науч.-практ. конфер. - Пенза, 2005. - С. 203-205.

52 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

7. Перфильева Л.П. Применение поликультурного подхода к проблеме формирования коммуникативно'-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка / Л.П. Перфильева // III Международная Ассамблея: материалы научно-практической конференции - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - С.85-89.

8. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учеб. для студентов, обучающихся по направлению подгот. «Психол.-пед. образование» [Текст] / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко; под ред. Л.Л. Супруновой. - М.: Академия, 2013. - 233 с.

9. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования [Текст] / П.В. Сысоев // Иностр. яз. в шк. - 2004. - № 4. - С. 14-20.

10. Мишанова О.Г. Методика коммуникативной подготовки как инновационная стратегия начального языкового образования / О.Г. Мишанова // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности [Текст]: коллективная монография. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. -С. 275-304 (2 п.л.).

11. Мишанова О.Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников / О.Г. Мишанова, Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. -С. 59-63.

12. Никитина Е.Ю. Вопрос о детской языковой картине мира / Е.Ю. Никитина, Е.В. Тарасенко // Вестник Чел. гос. пед. университета. - 2009. -№ 5. - С. 113-121.

13. Никитина Е.Ю. Концепт как базовое понятие методики обучения младших школьников русскому (родному) языку / Е.Ю. Никитина, А.Н. Ко-хичко // Вестник Чел. гос. пед. университета. - 2010. - № 3. - С. 142-149.

14. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. -М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ковригина В.А.*

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

В статье рассматривается возможность включения комплексных тематических исследований, выполняемых студентами под научным ру-

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.