Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / ENVIRONMENT / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зембатова Лариса Тамерлановна, Наниева Фатима Викторовна

В статье поднимаются вопросы, связанные с проблемой подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению поликультурного образования школьников, раскрывается сущность понятий «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», цель, задачи, принципы и функции этих понятий. Авторы кратко представляют собственное видение решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES FOR IMPLEMENTATION OF POLYCULTURAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article raises issues related to the problem of multicultural education, reveals the essence of the concepts of "multicultural educational environment", "multicultural education";, its purpose, objectives, principles and functions of these concepts. The authors briefly present their own vision of a solution to this problem.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

5. Международная олимпиада «MUSICUS IUVENIS» [Электронный ресурс]. -Режимдоступа:https://шrfb-dш.rШrШrШcbntests/iii mej-dunarodnaya art olimpiada/

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвер-жденная Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/

7. Олимпиада «Эрудит» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://smartolimp.ru.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление от 23 мая 2015 г. № 497. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71044750/

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, доцент, профессор Зембатова Лариса Тамерлановна

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ), «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); аспирантка кафедры педагогики Наниева Фатима Викторовна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с проблемой подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению поликультурного образования школьников, раскрывается сущность понятий «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», цель, задачи, принципы и функции этих понятий. Авторы кратко представляют собственное видение решения данной проблемы.

Ключевые слова: среда, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, адаптация.

Annotation. The article raises issues related to the problem of multicultural education, reveals the essence of the concepts of "multicultural educational environment", "multicultural education";, its purpose, objectives, principles and functions of these concepts. The authors briefly present their own vision of a solution to this problem.

Keywords: environment, multicultural environment, multicultural educational environment, adaptation.

Введение. «...Глобализирующее движение, как становится очевидно, уже сейчас приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явиться одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим» [2]. На сегодняшний день поликультурный социум, который становится не единым (монокультурным), а разным, «характеризующийся высоким уровнем конфликтогенности профессиональной среды», формирует сложные условия для профессиональной деятельности специалистов. В связи с этим, содержание подготовки будущих специалистов в области образования, должно готовить их к плодотворному функционированию в таких условиях.

Такая подготовка будет способствовать быстрой интеграции в поликультурную образовательную среду единого культурного и образовательного пространства России. Именно поликультурная образовательная среда сегодня приобрела особую значимость в педагогическом пространстве наряду с другими функционирующими средами, такими как информационная, социальная, культурная, образовательная и другие.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем раскрывать сущность понятия «поликультурная среда», необходимо раскрыть понятие «среда». В словарях понятие «среда», в общем значении трактуется как совокупность природных критериев, в которых протекает деятельность человеческого общества. И.П. Подласый говорит о понятии среды как действительной реальности, в условиях которой происходит становление человека.

В педагогике понятие «среда» определяется как совокупность обстоятельств, которые максимально влияют на становление и формирование в сознании личности ценностей, интересов, потребностей, возможностей, причем основной акцент, всегда делается на окружение, в котором происходит социализация человека.

В связи с этим можно сделать вывод, что среда является неотъемлемым фактором развития личности и играет определяющую роль в модификации поведения. Среда органично включена в процесс жизнедеятельности человека и служит важным фактором регуляции его поведения. Среда, с одной стороны, через свои структурные компоненты воздействует на личность, с другой - личность, вступая во взаимодействие с окружающими людьми, предметами и явлениями, создает эту среду, придавая ей определенное качество [2].

Что же означают поликультурная среда и поликультурная образовательная среда?

Буттаева А.М. в своей работе дает следующее определение поликультурной среды - это социальное пространство, где происходит процесс развития общества, эффективное функционирование путем развития культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.). Взаимодействие личности и поликультурной среды не стоит рассматривать как чисто самопроизвольный процесс. Оно поддается и управлению, и сознательной регулировке, поэтому необходимо его более глубокое исследование [3].

Исходя из работ М. Гордона, Т.В. Болотиной Е.Д. Нелуновой, А.М. Буттаевой можно сделать вывод о том, что поликультурная среда - это социальное окружение, где люди всевозможных национальностей взаимодействуют друг с другом, несмотря на то, что у каждой социальной группы свой язык, вероисповедание, культура, традиции и обычаи.

Такие учёные как О.Л. Колоницкая, И.Ф. Яруллин, И.П. Подласый, Г.Н. Волков, Ю.Н Галакузова.,

A.Я. Данилюк., В.М. Еремина,. Зембатова Л.Т., Ф.Х. Киргуева., Т.Т. Камболов., Р.Б. Сабаткоев.,

B.А. Сластенин и др. занимались вопросами развития и функционирования поликультурной образовательной среды. В работах выдвинуто суждение об образовательной среде, где поликультурность учитывают как часть

социальной и образовательной среды, которая знакомит с разными культурами и формируют позитивное отношение к другим национальностям.

Мнение Суровцовой Е.И. является более развернутой, так как поликультурная образовательная среда, у автора - это определённая система условий и влияний на личность (при помощи образования) с целью формирования толерантного отношения к иным культурам, готовности к действенному межкультурному и межэтническому взаимодействию, умение общаться с адептами иных культур, понимания значимости культурного обилия, обязательности сохранения национальной идентичности, новейших форматов формирования культуры, в общем [5].

Главной целью поликультурного образования является снятие противоречий между нормами и системами обучения и воспитания различных субкультур и Господствующей культурой, этнических меньшинств и доминирующими нациями. Второстепенные цели многоступенчаты. Началом формирования уважения к другим культурам выступает толерантность, затем следует активная солидарность, взаимозависимость и взаимообмен.

Задачами поликультурного образования являются:

- воспитание уважения и толерантного отношения к культуре, традициям, религии народов, проживающих на территории одной страны;

- формирование ценностных качеств личности обучаемого;

- создание поликультурной образовательной среды как необходимого условия взаимодействия представителей разных культур и вероисповеданий.

Анализ научной и методической литературы свидетельствует о том, что сущностью поликультурной образовательной среды является сомоидентификация личности и культивирование толерантности как нравственный идеал, через процесс ознакомления обучающегося с иными культурами в условиях диалога, развитие культурного плюрализма и расширению культурного пространства обучающегося.

Основополагающими функциями поликультурной образовательной среды являются:

- развивающая функция, способствует профессионально - личностному развитию;

- коммуникативная функция, способствует облегчению процесса взаимодействия между субъектами образовательного учреждения, как внутри так и вне его, приводящая к главной цели - мирному диалогу, как отдельных личностей с разной культурой так и разных субкультур;

- регулятивная функция, помогает регулировать деятельность субъектов общества на основе общепринятых правил и норм организации жизнедеятельности.

На основе исследований можно выделить принципы поликультурной образовательной среды: принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип учета национальных и культурных факторов принцип диалога и взаимодействия культур; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых ценностей; принцип профессиональной направленности; принцип разноуровневости и результативности.

Исходя из структуры, функций и принципов поликультурной образовательной среды можно дать следующее определение поликультурной образовательной среды - это совокупность воспитательно -образовательных и рефлексивно - коммуникативных ресурсов, освоение которых гарантирует обучающемуся успешную социализацию в обществе, благодаря обогащенному духовному опыту и расширению и принятию поликультурного пространства в сознании обучающегося.

Сегодня государство требует от системы образования и от учителя, в частности, воспитания личности, знающей историю и культуру своего народа и народов, проживающих по соседству, толерантную во взаимоотношениях с окружающими, посредством передачи ей знаний, обогащения ее духовно, личность, умеющую мыслить и анализировать происходящее.

Способен ли и готов ли студент педагогического вуза к осуществлению такой деятельности? Способен ли он воспитать необходимые качества у младших школьников? Возможность ответить на эти вопросы у нас была при проведении нашего исследования на этапе констатирующего эксперимента. Были опрошены студенты по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование»

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (112 человек). Обработка полученных данных осуществлялась на основе методик, которые были адаптированы к условиям нашего исследования (Г.С. Абрамовой, Д.В. Григорьева, М.Н. Калининой). Выбор методик обосновывался нами их соответствием критериям, показателям и уровням готовности студентов к осуществлению поликультурного образования младших школьников. При этом, готовность будущих учителей к осуществлению поликультурного образования учащихся рассматривалась как устойчивая характеристика личности, определяемая единством критериев: мотивационно-ценностного (отношения), когнитивно-содержательного (знания), операционно-технологического (компетенции, умения, навыки), рефлексивно-оценочного (самооценка, самоанализ, рефлексия).

Показателями критерий были определены следующие:

- мотивационно-ценностный критерий: наличие устойчивого интереса студентов к педагогической деятельности, к освоению инновационными технологиями обучения;

- когнитивно-содержательный: знание будущими учителями начальных классов особенностей организации работы по осуществлению поликультурного образования учащихся на уроках и во внеурочное время; знание технологий, форм, методов и приемов работы, направленных на поликультурное образование детей;

- операционно-технологический: владение навыками разработки конспектов занятий с поликультурным содержанием, технологиями их проведения; умением подбирать дидактический и методический материал к занятиям, умением использовать соответствующие средства, формы и методы работы;

- рефлексивно-оценочный критерий: наличие сформированной способности к самооценке и самоанализу.

Остановимся подробнее на реализации когнитивно-содержательного блока авторской дидактической модели. Общеизвестно, что дисциплины подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» обладают огромным потенциалом в решении поставленной цели - подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению поликультурного образования младших школьников. В

первую очередь проанализировали учебные планы, с целью определения возможности поликультурного образования как дисциплин, входящих в базовую часть, так и в его вариативную часть.

Анализ показал, что в основном предметы, направленные на подготовку будущих педагогов начальной школы, характеризуются гуманитарным уклоном. Учебным дисциплинам свойственен значительный дидактический потенциал в подготовке учителей к осуществлению поликультурного образования младших школьников.

В ходе исследования нами был разработан алгоритм подготовки студентов к осуществлению поликультурного образования младших школьников.

Первый шаг - освоение знаний. Освоение теоретических знаний студентами о поликультурном образовании возможно за счет обновления содержания изучаемых дисциплин. Необходимо введение в дисциплину модуля, способствующего формированию представлений об особенностях исторического развития каждой нации, проживающей на территории республики Северная Осетия, постичь культуру, народный уклад , народные обычаи, традиции и т.д.

Второй шаг - эмоциональное переживание. Данный шаг направлен на формирование чувства любви к Родине, малой Родине, гордости за принадлежность к конкретной нации, близости к родному краю, ответственности за его будущее.

Третий шаг - создание поведенческих этнических моделей. Используя в качестве примеров тексты художественных произведений, в которых описывается героизм персонажей, жизнь выдающихся людей, отстаивавших интересы родного народа, защищавших его моральные и культурные ценности, всю народную культуру, можно создать базу народных поведенческих моделей.

Выводы. Итак, в основе каждого шага подготовки будущих учителей к осуществлению поликультурного образования младших школьников лежало содержательное наполнение учебных предметов. При этом мы учитывали национальный состав, уровень развития обучающихся и специфику их умственной деятельности.

Если личность не самоидентифицировалась, она не способна уважительно относиться к другим культурам, также не способна принять и ценности культуры отдельно взятых людей, значит, не способна и к открытому, мирному диалогу с представителями иной национальной культуры. Поликультурное образование воспитывает каждого человека как представителя (носителя) своей национальной культуры и языка, знающего свои корни, уважающего их и принимающего культуру других людей, толерантно относящегося к их традициям и обычаям.

Литература:

1. Башмакова, Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды / Н.И. Башмакова, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceeducation.ru/117-13459 (дата обращения: 19.10.2019).

2. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115. https://elibrary.ru/item.asp?id=15501378

3. Буттаева А.М., Специфика духовного бытия человека в условиях бар поликультурной среды [Текст]: трос автореф. дис. на соиск. учен. канд. философ. наук / А.М. Буттаева, 09.00.11. Махачкала, 2003, 162 с.

4. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», №5 (72), 31 октября, 2018, С. 169-171.

5. Суровцовой Е.И. Поликультурная среда образовательной организации как феномен современной духовной жизни общества [Текст] / Е.И. Суровцова // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 162-164

Педагогика

УДК 372.32

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «социальная интеракция», указаны виды социальной интеракции, рассмотрены составляющие эффективной интеракции, представлены стадии развития социальной интеракции у детей дошкольного возраста, описаны особенности и сферы межсубъектного взаимодействия детей в дошкольные годы, перечислены отличительные особенности интеракции детей дошкольного возраста со сверстниками, дана характеристика детскому коллективу, раскрыто значение и влияние детского коллектива на становление личности ребенка.

Ключевые слова: социальная интеракция, межличностное взаимодействие, сферы взаимодействия, дети дошкольного возраста, сверстник, детский коллектив.

Annotation. The article describes the essence of the concept of «social interaction», lists the types of social interaction, considers the components of effective interaction, presents the stages of development of social interaction in children of preschool age, describes the features and areas of interpersonal interaction of children in preschool years, lists the distinctive features of interaction of children , the characteristic of the children's collective is given, the meaning and influence of the children's collective on the formation of the child 's personality are revealed.

Keywords: social interaction, interpersonal interaction, spheres of interaction, preschool children, peer, children collective.

Введение. С момента своего существования человек находится в окружении других людей. С первых секунд своей жизни он становится субъектом социума, участником межличностного взаимодействия, который приобретает первичные навыки коммуникации задолго до того, как начнет разговаривать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.