Педагогика
УДК 378.1 + 372.881.111.1
соискатель, старший преподаватель Васильева Эльмира Раисовна
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (филиал) (г. Октябрьский)
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация. В системе высшего образования наблюдается быстрый рост культурного и этнического разнообразия, а также увеличение количества занятий. Поскольку культура напрямую влияет на организацию и обучение в группе, преподаватель должны понимать и поддерживать культуры своих студентов. Кроме того, поскольку образовательные системы не являются культурно нейтральными, преподаватели в различных культурных условиях должны интегрировать компьютерную культуру, этику и предпочтения студентов в обучении. Для удовлетворения потребности компетентных в технологическом отношении поликультурных преподавателей, программы педагогического образования должны сначала определять поликультурную среду, а также культурную и компьютерную компетентность. Изучив взаимодействие между поликультурностью и технической средой вуза, в статье анализируются некоторые важные компоненты культурной и технологической компетентности для создания поликультурной образовательной среды. В статье автор предпринял попытку рассмотреть вопрос о поликультурном образовании студентов технического вуза, исходя из концепции поликультурной компетентности. Автор приходит к выводу, что обучение в контексте поликультурной парадигмы обладает высоким личностным развитием потенциала будущего специалиста. Наконец, данная статья указывает на необходимость проведения дальнейших исследований взаимодействия культуры и технологий в мультикультурной образовательной среде.
Ключевые слова: лингвистические и экстралингвистические средства, поликультурная компетентность, поликультурная среда, профессиональная деятельность, технический вуз, теоретический аспект.
Annotation. In the system of higher education is the rapid growth of cultural and ethnic diversity, as well as the increase in the number of lectures. Since culture directly affects the organization and learning in the group, the educator must understand and support the students' cultures. In addition, since educational systems are not culturally neutral, educators in different cultural settings must integrate the computer culture, ethics and students' preferences in learning. To meet the needs of technologically competent multicultural educators, educator education programs must first determine the multicultural environment, as well as cultural and computer competence. Having studied the interaction between the multiculturalism and the technical environment of the university, the article analyses some important components of cultural and technological competence for creating a multicultural educational environment. In the article the author has made the attempt to consider the issue of multicultural education of a technical university, proceeding from the concept of multicultural competence. The author comes to the conclusion that training in the context of a multicultural paradigm has a high personal development potential of a future specialist. Finally, this article points to the need for further research on the interaction of culture and technology in a multicultural educational environment.
Keywords: linguistic and extra linguistic means, multicultural competence, multicultural environment, professional activity, technical university, theoretical aspect.
Введение. В XXI веке наблюдается усиление конкурентных отношений в профессиональной среде, требующих формирования таких личностных качеств, как быстрая и эффективная обучаемость, гибкость и динамичность в освоении новых возможностей в профессиональной деятельности, эффективная коммуникация с непосредственным и опосредованным окружением в деловой среде как на русском, так и на иностранном языках, высокая производительность труда, способность созидательно решать возникающие стандартные и нестандартные задачи. В качестве существенных компетенций, которыми должен овладеть современный высококвалифицированный специалист, выступают способность работать с информацией в компьютерных глобальных сетях, владеть одним из иностранных языков не ниже разговорного уровня, способность самостоятельно взаимодействовать в поликультурном социуме.
Практика и проведенные наблюдения в многонациональных студенческих группах технического вуза свидетельствуют о том, что студенты начального этапа обучения не подготовлены к взаимодействию в поликультурной среде вуза, в студенческих группах возникают психологически напряженные и даже конфликтные ситуации, а также случаи пренебрежительного, неуважительного отношения к ценностям и историческому наследию других культур и этносов. Таким образом, возникает целый комплекс проблем, связанных с формированием личности будущего специалиста, сочетающего в себе признаки нравственно зрелого человека и способного воспринимать многообразие и культурные особенности других народов, характеристиками конкурентоспособного специалиста, готового к конструктивному профессиональному и личностному взаимодействию в условиях поликультурного социума, способного оптимально организовывать как свое поведение, так и профессиональную деятельность.
Формулировка цели статьи. Формирование поликультурной компетенции у студентов начального этапа обучения в техническом вузе, а именно будущих инженеров, на протяжении всего вузовского обучения актуально и способно повлиять на становление моральных/нравственных отношений в их будущей профессиональной деятельности. Следовательно для осуществления профессиональной деятельности в рамках интеграционного взаимодействия необходимо формировании высококвалифицированного специалиста нефтегазовой отрасли, обладающего поликультурным мышлением и социальной устойчивостью, способностью практически применять полученные знания и умения.
Изложение основного материала статьи. По мнению И. Чудинова, среда любого образовательного учреждения представляет собой «пересечение взаимодействующих субкультур (разновозрастных, разнопрофильных, разносоциальных и как структурных единиц культуры, следовательно, она может быть рассмотрена как поликультурная» [14].
Аналогичной точки зрения придерживается Е. Суровцева, которая считает, что «в современном мире среда любой образовательной организации представляет собой спектр этносов, субкультур, соответственно, при определенном укладе можно говорить о ней как о поликультурной образовательной среде» [13].
Поликультурная образовательная среда способствует успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные.
А. Буттаева под поликультурной образовательной средой понимает определенную «форму и продукт деятельности людей различных культур, совокупность условий жизнедеятельности индивида, главную детерминанту его потребностей» [5].
А. Богданова поликультурную образовательную среду характеризует как среду, которая «способствует пониманию ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры разно культурными индивидами внутри самой среды и способствует адаптации личности к культуре посредством образования» [4].
О. Колоницкая подчеркивает, что поликультурная образовательная среда - это «часть образовательной среды, представляющая совокупность условий, влияющих на формирование личности, ее готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, пониманию других культур и этнокультур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов» [9].
Поликультурная образовательная среда, по мнению Е. Пугачевой, определяется как духовно насыщенная атмосфера межличностных контактов, которая обуславливает поведение и мышление включенных в нее субъектов, а так же стимулирует в них потребность приобщения к национальным и общечеловеческим духовным ценностям. В более узком смысле - это учреждение с многокультурным дифференцированным по возрасту, национальностям и конфессиям профессорско-преподавательским и студенческим составом, призванным удовлетворить образовательные и социокультурные потребности обучаемых [12].
В научных исследованиях можно встретить и такое определение поликультурной образовательной среды как «сложный многофакторный процесс, представляющий собой единство территориально-предметной и смыслопорождающей деятельности». В целом, поликультурная образовательная среда, представленная как система отношений субъектов образовательного учреждения, может создавать условия для развития личностных качеств обучающихся в совокупности с осознанием им этнической принадлежности, способствовать диалогу между разно этническими общностями и по определению стремящаяся к эффективному межнациональному взаимодействию, общению и диалогу [3].
Автор статьи рассматривает поликультурную образовательную среду как систему условий и влияний посредством образования с целью создания толерантности и готовности к действенной межэтнической и межкультурной согласованности, что может выражаться в наличии коммуникаций и коллабораций с представителями других культур, также осознания необходимости сохранения национальной идентичности и понимания важности культурного многообразия как новых форматов развития культуры в целом».
По мнению Е. Суровцевой, именно поликультурная среда может сфокусировать внимание на согласованных проявлениях чувств, мышления и поведения человека, при этом выстраивается понимание того, что поликультурная образовательная среда не только развивает отдельные личности, но и общество в целом, позволяя ему брать из каждой культуры лучшие ее составляющие. А личность «не только вступает в коммуникации, но и оценивает окружающую действительность, что-то принимает, а что-то отвергает, при этом ощущая приращения в собственных культурных проявлениях, размышляет над происходящими изменениями» [13]. Основными характеристиками поликультурной среды в образовании являются:
- открытость образования;
- поиск межкультурных взаимосвязей;
- синтез культур как основа для обеспечения подлинного диалога;
- поддержание культурного различия как условия взаимного развития;
- сохранение существующих ценностей и формирование новых ценностей через диалог культур;
- приверженность принципу активной коммуникации и творческой деятельности [1].
В настоящее время в системе высшего технического образования происходят сущностно-содержательные (развитие новой социально-педагогической ситуации, что заключается в востребованности иностранными студентами российских технических вузов, а это в свою очередь наличие различных культурных, национальных и социальных групп, и связанных с этим определенных вопросов, к примеру многонациональность и поликонфессиональность Республики Башкортостан) и структурно-организационные изменения, направленные на повышение качества профессиональной подготовки инженеров, а именно, создание многоуровневых университетских комплексов, которые включают в себя непрерывность и преемственность подготовки современных специалистов [2]. Устанавливаются технические вузы-лидеры (федеральные, национальные исследовательские, опорные региональные), где в качестве одной из ключевых задач которых является повышение качества образования в них.
Таким образом специфика поликультурного образования в пространстве технического вуза автор научной статьи рассматривает в качестве:
- новой фазы гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса;
- новый фактор организации соответствующей поликультурной образовательной среды, способствующий формированию толерантной позиции студентов к другой культуре и другому менталитету;
- условия конкурентоспособного инженера;
- одного из основных средств предотвращения национализма, сепаратизма, радикализма и ксенофобии, участниками которых нередко становится студенческая молодежь.
К задачам поликультурного образования специалистов нефтегазовой отрасли автор научной статьи относит:
- формирование представлений о многообразий культур в мире и в России;
- глубокое и всестороннее овладение студентами основами межэтнической культуры, что является условием интеграции в другие культуры;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающего прогресс человечества, способствующего самореализации личности;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание студентов, будущих специалистов нефтегазовой отрасли в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;
- воспитание человека как субъекта культуры, обладающего широким кругозором, открытым
мышлением, способностью к диалогу;
- формирование позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию мира и России;
- формирование способности студентов к личностному культурному самоопределению и росту;
- формирование культурной (этнической) идентичности и др.
Выводы. В развитии современной цивилизации особое значение приобретает многокультурное (поликультурное) образование, отражающее взаимосвязь образования и культуры в формировании личности, общества и государства. Не существует одинаковых национальных культур, и отсутствуют одинаковые образы сознания, отображающие идентичный культурный объект. Если бы культурный субъект был перенесен из одной национальной культуры в другую, то чувственный образ должен не идентичный, поскольку для его формирования используются данные восприятия, содержащие концептуальную культуру по своей природе и знаниям. Интеллектуальный образ этого предмета (перенесенный из одной культуры в другую) несет в себе элементы национальной и культурной специфики.
Влияние национальных особенностей менталитета языкового культурного сообщества на процессы обучения не могут быть уменьшенным. Таким образом, исследование должно иметь контрастный характер, когда мышление и коммуникация, сравниваются с чужим этносом, язык которого изучается или описывается. Формирование поликультурной компетенции зависит от национальной культуры этноса, в частности, ценность представляет коммуникативное поведение людей. Мы вполне согласны с мнением И. А. Стернина, который говорит, что коммуникативное поведение имеет национальные и специфический характер и выступает в качестве аспекта проявления в общении языковой личности. Неадекватное восприятие коммуникативного поведения одного человека другим создает «зону непонимания», нарушает общение и даже может привести к возникновению межличностных и межэтнических конфликтов. Поликультурная компетенция характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение по трем аспектам: общие культурные нормы, ситуационные нормы, индивидуальные нормы.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что преподавателям иностранных языков следует расширить индивидуальную картину мира обучаемых (процессы развития); объяснить образ жизни иностранной культуры и присущие ей поведенческие модели (процессы знаний); использовать лингвистические и экстралингвистические средства в аутентичных ситуациях межкультурного общения. Таким образом, обучение в контексте поликультурной парадигмы обладает высоким личностным потенциалом развития.
Но, к сожалению, хотя понятие мультикультурного (поликультурного) образования принято, но оно не работает. Не существует полной концепции и стратегии развития образования с поддержкой этнокультурного компонента и принципа полиэлемента культуры именно в техническом вузе. Минимальные требования к содержанию учебных программ в объектах этнокультурного цикла не разработаны, существует множество нерешенных вопросов, касающихся лицензирования и аккредитации национальных учебных заведений, в новом профессиональном стандарте отсутствует список компетенций, отражающих поликультурную грамотность будущих учителей. В то же время очевидно, что будущее в поликультурном образовании и, прежде всего, оно противостоит негативным аспектам глобализации и выдвигает на первый план необходимость разработки новой модели поликультурного образования, призванной обеспечить конструктивное развитие и взаимодействие культур на принципах диалога, консенсуса и стабильности. Результатом поликультурного образования, отражающим качественные личностно-профессиональные характеристики будущего инженера является развитие поликультурной компетентности.
Литература:
1. Ардашкин И.Б., Макиенко М.А., Погукаева Н.В., Чмыхало А.Ю. Формирование поликультурной среды как условие повышения конкурентоспособности российских вузов. Вестник науки Сибири. 2015. № 1 (16) С. 55-62.
2. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 228 стр. 1 CD ROM. ISBN 978-5-906001-02-3.
3. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Поликультурная образовательная среда: понятие, сущность, содержание. Педагогические науки. Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
4. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113-115.
5. Буттаева А. М. Специфика духовного бытия человека в условиях поликультурной среды: дис....
канд. филос. Наук: 09.00.11. Махачкала, 2003.
6. Ганиева Й.Н., Нурутдинова А.Р. Анализ социолингвистических и лингвокультурологических факторов в систему высшего языкового образования. Общественные науки. 2017. № 1. С. 65-73.
7. Ганиева Й.Н., Нурутдинова А.Р. Межкультурная коммуникация в системе высшего языкового образования при профессионально-ориентированном обучении (анализ факторов). Общественные науки. 2016. № 6-2. С. 65-73.
8. Дмитриева Е.В., Нурутдинова А.Р. Межкультурная коммуникация в обучении иностранным языкам в системе высшего образования: культурологический компонент. В сборнике: Иностранные языки в современном мире. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.С. Тахтаровой, А.В. Фахрутдиновой. 2016. С. 28-33.
9. Колоницкая О. Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе // Эйдос. 2010. 10 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm.
10. Нурутдинова А.Р., Исаева Л.Б. Лингвострановедческий материал в экстралингвистическом контексте (соотношение языка и культуры изучаемого языка). учебное пособие. Казань, 2011. С. 109.
11. Нурутдинова А.Р., Панфилова Е.В. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка студентов инженерных специальностей: критерии содержания и отбора материала. Индустрия перевода. 2013. № 1. С. 445-449.
12. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.
13. Суровцова Е. И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С.162.
14. Чудинов И.А. Развитие у подростка навыка эффективной коммуникации в поликультурном пространстве школы // elib.sfu-kras.ru>bitstream/handle/2311/6962/s013-...
15. Шайдуллина А.Р., Нурутдинова А.Р. Система иноязычной межкультурной коммуникации: анализ методических направлений в обучении речевой деятельности: неязыковые вузы. Общественные науки. 2016. № 6-1. С. 6-12.
16. Ganiyeva Y.N., Nurutdinova A.R. Cross-cultural communication in the system of the higher language education at the professional focused training (the analysis of factors). Social Sciences. 2016. № 2. С. 65.
17. Grigoreva E.V., Nurutdinova A.R. English for science and technology: philosophy and approach (case study: educating future engineers). Social Sciences. 2016. № 3. С. 183.
18. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V. New mode of magistracy: the "integrated" control set-ups to advance and upgrade of professional communicative and sociocultural competencies (creative forms of professional activity). International Journal of Advanced Studies. 2017. V. 7. № 3. Р. 9-25.
Педагогика
УДК: 378
старший преподаватель кафедры искусств Великородных Ксения Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматривается проблема недостатка дизайнерского мышления, как одного из важных элементов эффективности выпускника ВУЗа. Автором анализируется возможность формирования дизайнерского мышления в процессе обучения.
Ключевые слова: дизайнерское мышление, творческое мышление, методы дизайн-проектирования, проектная деятельность, метод и методика в дизайне.
Annotation. The article deals with the problem of reducing the cognitive interest of students in learning. The author analyzes the possibility of increasing cognitive interest with the help of project technology.
Keywords: design thinking, creative thinking, methods of design, project activity, method and methodology in design.
Введение. В сегодняшнем обществе выпускнику ВУЗа ежедневно приходится жить и работать в условиях многозадачности, реагируя при этом на постоянную динамику развития ситуации. Современному человеку необходимо обладать творческим, нестандартным, критическим и конструктивным мышлением. Формирование условий для развития такого мышления - одна из основных задач современного педагогического процесса. В условиях становления дизайна как третьей культуры и, в частности, общеобразовательной дисциплины, все более актуальным становится поиск эффективных средств развития дизайнерского мышления. Это является одной из важных составляющих проблемы повышения качества художественно-педагогической подготовки в системе высшего образования.
Однако, сегодня в современной педагогике намечается переход к индивидуальным формам обучения, к использованию в различном сочетании всевозможных методов и средств обучения. В высшей школе и, в частности, на художественно-графических факультетах педагогических институтов подобные тенденции выражаются не только в замене одних методик другими,- идет коренная перестройка учебных планов и программ, более того - меняется взгляд на всю систему формирования специалиста в целом.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у студентов особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.
Дизайн является синтезом многих видов искусств, охватывает огромное поле деятельности: от проектирования отдельных вещей до проектирования процессов жизнедеятельности, служащего и формированием, и освоением новых культурных потребностей современного общества. А это значит, что дизайнерское мышление следует толковать уже не только в качестве мышления, обслуживающего проектную деятельность, - такое мышление становится залогом самой возможности комфортного существования человека в современном мире. Для наиболее четкого определения дизайнерского мышления необходимо исходить из особенностей мышления специалиста, позволяющие ему успешно, на высоком уровне выполнять профессиональные задачи.
Понятие дизайнерского мышления необходимо связывать с двумя задачами художественного творчества, тесно взаимосвязанными между собой. К первой задаче относится осмысление окружающей действительности в специфических образцах промышленного искусства и определяется субъективное отношение к какому-либо явлению, дается ему идейно-эстетическая оценка. На этой основе складывается идея дизайнерского творческого замысла. Вторая задача предполагает выбор выразительных средств, композиционных структур, колористическое, стилевое, пластическое решение, которое отвечало бы замыслу автора. Первый тип мыслительных процессов в искусстве принято называть исследовательским мышлением художника, а второй - техническим мышлением. Этими двумя понятиями и определяется сущность термина «художественное мышление». Мыслительная деятельность предполагает активное участие дизайнера в преобразовании предметного мира, в решении конкретных практических задач.
Дизайнерское мышление опирается на естественную (и развиваемую) человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально