Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза'

Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MULTICULTURAL COMPETENCE / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / STRUCTURAL COMPONENTS OF MULTICULTURAL COMPETENCE / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / MOTIVATIONAL COMPONENT / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL COMPONENT / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / TECHNOLOGICAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Антропова Людмила Ильинична, Тулупова Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию поликультурной компетентности студентов вуза, которое позволило определить направления и структуру данного вида компетентности, выявить четыре компонента: мотивационный, эмоциональный, когнитивный, технологический. В ходе исследования были уточнены функции поликультурной компетентности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Антропова Людмила Ильинична, Тулупова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS FOR TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of multicultural competence of university students, which made it possible to determine the directions and structure of this type of competence, to reveal four components: motivational, emotional, cognitive, technological. During the research, the functions of multicultural competence of university students were clarified.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза»

справлялись, как они осуществляли поиск правильного решения - достаточно ли помощи карточек-консультантов или нужна помощь учителя, учащихся- консультантов.

Этап 7. Для домашнего задания предлагаются задания на выбор, которые позволят продолжить коррекцию ошибок по теме «Односоставные и двусоставные предложения».

Выводы. Безусловно, реализация Дальтон-технологии требует от учителя русского языка методических усилий: нужен банк заданий, оригинальные разноуровневые и вариативные языковых упражнений базового и повышенного уровня, разработка системы самооценивания, правильная организация деятельности учителя-консультанта и обучающихся, обсуждение с обучающимися планирования индивидуальных языковых маршрутов и многое другое.

Технология Дальтон-план вполне решает задачу индивидуализации в достижении метапредметных результатов, обучающемуся предоставлена возможность овладения умениями самоконтроля, самооценивания и самокоррекции языковых знаний и умений. Использование Дальтон-плана на уроках по русскому языку гарантирует эффективность управления качеством языкового образования, формирования самостоятельности мышления учащихся [3, с. 39] в процессе креативного планирования и выполнения лингвистических и частично-поисковых упражнений.

Литература:

1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. -2008. - № 7.

2. Гусева Е.Ю. Дальтон-план как инновационный подход к преподаванию русского языка // Наука и школа. - 2008. - № 6. - С. 38-39.

3. Гусева Е.Ю. Дальтон-план в современной школе (Лабораторные занятия в VIII классе) // Русский язык в школе. - 2009. - № 6. - С. 29-33.

4. Клепец, Г.В. Лебединцев В.Б. Индивидуальные программы повторения: составление и реализация // Инновации в образовании. - 2014. - № 2. - С. 80-86.

5. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные программы для школьников // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 189 - 197.

6. Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М., 2001.

7. Хуторский А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. -2013. - № 3. - С. 95-100.

Педагогика

УДК: 378.048.2

доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминовна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); доктор филологических наук, профессор Антропова Людмила Ильинична Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Тулупова Ольга Владимировна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию поликультурной компетентности студентов вуза, которое позволило определить направления и структуру данного вида компетентности, выявить четыре компонента: мотивационный, эмоциональный, когнитивный, технологический. В ходе исследования были уточнены функции поликультурной компетентности студентов вуза.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная компетентность, структурные компоненты поликультурной компетентности, мотивационный компонент, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент.

Annotation. The article is devoted to the study of multicultural competence of university students, which made it possible to determine the directions and structure of this type of competence, to reveal four components: motivational, emotional, cognitive, technological. During the research, the functions of multicultural competence of university students were clarified.

Keywords: multicultural education, multicultural competence, structural components of multicultural competence, motivational component, emotional component, cognitive component, technological component.

Введение. Многообразие культур окружающего мира актуализирует проблему профессиональной подготовки студентов вуза в соответствии с реалиями поликультурного вектора общественного развития и обусловливает такой феномен как поликультурное образовательное пространство.

Представляется достаточно затруднительным осмыслить специфику проблем поликультурного общества и поликультурного образования, опираясь на существующие традиционные парадигмы. Четко прослеживается необходимость переосмысления отдельных культурно-образовательных положений в контексте новых вызовов и поиска новых путей решения проблем поликультурного образования, связанного с поликультурной структурой общества.

К числу наиболее актуальных проблем, в контексте поликультурного образования, нами отнесена проблема формирования поликультурной компетентности студентов вуза.

Мы разделяем точку зрения И.Д.Лельчицкого, согласно которой поликультурная компетентность обучаемого является интегративным компонентом его личностно- профессиональной готовности к осуществлению своей миссии в контексте современных тенденций цивилизационного развития [4].

Следует отметить, что проблема формирования поликультурной компетентности студентов, исследуемая в поликультурном образовательном пространстве вуза, рассматривается нами с позиций развития способностей студентов к конструктивному диалогу с носителями других культур, использования определенных стратегий, средств, методов, подходов и технологий.

Мы полагаем, что поликультурная компетентность как творческая способность, позволяет эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, создавать оригинальные коммуникативные средства, варьировать поведенческими стратегиями и тактиками, отказываться от стереотипов, преодолевать «культурный шок» и другие барьеры, затрудняющие межкультурную коммуникацию [1].

Под поликультурной компетентностью мы понимаем динамическое интегративное качество обучаемых, связанное с готовностью к межкультурному взаимодействию и творческой способностью изменения непродуктивного опыта общения, создания новых целей и путей взаимодействия, а также путем преодоления ограничений, барьеров, стереотипов, взглядов, принципов и привычек [5].

Изложение основного материала статьи. В проведенном нами исследовании на базе Магнитогорского технического университета им. Г.И.Носова с группой студентов-аспирантов, изучающих учебные дисциплины «Иностранный язык», «Педагогика и психология высшей школы», были определены направления формирования поликультурной компетентности в соответствии установлением основных видов деятельности согласно диалогизированной направленности, определяемых набором поведенческих стратегий в различных ситуациях, организации взаимодействия с представителями различных культур, а также уточнением специфики особенностей педагогического обеспечения процесса.

Одним из приоритетных направлений формирования поликультурной компетентности студентов являлось научение основам диалогизированного общения согласно требованиям поликультурного образования и межкультурной коммуникации, что предполагало соответствующую речевую закрепленность. Важным моментом, на наш взгляд, являлся учет специфики диалога как единства содержания и тематики, носящих ситуативно обусловленный характер.

Процесс формирования поликультурной компетентности студентов предполагал также ориентацию на решение таких важных задач как: знание студентами поликультурной образовательной парадигмы с включением в нее этнокультурных компонентов. Особое значение в рамках этого направления уделялось разработке и адекватному использованию диагностического инструментария, обеспечивающего результативность формирования поликультурной компетентности. В него входили: разработка специальных творческих заданий, тестов, вопросов направленных на формирование данного вида компетентности у студентов.

Концептуальным положением при разработке всех направлений формирования поликультурной компетентности студентов вуза являлась интеграция содержательно-процессуальных средств поликультурной направленности; актуальная проблематика поликультурной сферы образования; овладение поликультурными базовыми знаниями; выявление эффективных поликультурных видов деятельности в соответствии с речевым оформлением, позволяющим исключить неопределенность толкования проблемных поликультурных ситуаций, что, как отмечают исследователи, минимизует социально-педагогические риски на межнациональной основе [1].

Результаты, полученные в ходе проведенного нами исследования по формированию поликультурной компетентности студентов, позволили сделать вывод о том, что эффективность формирования поликультурной компетентности студентов определяется адекватностью и целесообразностью выбранных технологий.

В качестве основы поликультурного содержания учебного материала нами использовались разработанные Н.Д.Колетвиновой и адаптированные нами применительно к условиям образовательного процесса вуза такие технологии как: коммуникативно - деятельностная технология; коммуникативно -дифференцированная технология; коммуникативно-творческая технология; коммуникативно-оценочная технология; коммуникативно-интерактивная технология; технологии коммуникативно-речевого оформления стимулирующего взаимодействия, организационно-методического взаимодействия, регулятивно-ориентационного взаимодействия и др. [3].

В процессе работы нами учитывались параметры поликультурного информирования; конвенционального контактирования; оценочного реагирования; смыслового акцентирования; параметры национально-культурных маркеров языкового знака, изложенные в государственных нормативных документах.

В исследовании использовались параметры установления взаимодействия с различным контингентом обучающихся; параметры контекстуальной догадки; параметры ситуативной обусловленности поликультурного характера; параметры аналитического подбора речевого оформления видодеятельностной направленности, а также параметры метаязыковых средств поликультурной специализации; способов связи и реплик поликультурного взаимодействия; интенционального потенциала воспроизведения диалогизироваппого общения; выбора адекватных речевых средств для разнообразных реакций, не допускающих конфликтных ситуаций в процессе поликультурного общения студентов.

Уточненное нами понятие «поликультурная компетентность», содержательное наполнение направлений формирования поликультурной компетентности, позволили представить ее компонентный состав, а также выполняемые ею функции. Прежде всего, речь идет о мотивационном компоненте, включающем в себя направленность обучаемого на проявление коммуникативной креативности в процессе межкультурной коммуникации; готовность к продуктивному взаимодействию с представителями инокультур, к преодолению межкультурных барьеров; устойчивый познавательный интерес к изучению нового в области межкультурного взаимодействия; установку на межкультурные ценностные ориентации (взаимоприятие, взаимопонимание, взаимодополнение, толерантность, эмпатия, автономия личности).

Далее, нами подробно исследован эмоциональный компонент, представленный эмоциональным интеллектом, эмоциональной креативностью, эмоциональной культурой, определяющих адекватное понимание партнера по коммуникации, способность регулировать свои эмоции, не проявляя агрессии при столкновении с инокультурой и мобилизоваться в неожиданных ситуациях, преодолевая культурный шок.

Исследование показало, что структурно важным компонентом формирования поликультурной компетентности студентов является когнитивный компонент, включающий в себя лингвокреативное мышление, характеризующееся ассоциативностью, способностью оригинально комбинировать слова и фразы, производить и оформлять собственные мысли, метафоричностью; знания коммуникативного, лингвистического, лингвокультурного, социокультурного, психологического аспектов межкультурной коммуникации. Термин «когнитивный» трактуется как совокупность компонентов познавательной деятельности: лингвокреативное мышление, определяющее речемыслительные способности личности, знания и опыт в области межкультурной коммуникации [6]. В рамках нашего исследования, мы понимаем

лингвокреативное мышление как мышление, направленное на порождение новых языковых сущностей путём трансформации уже имеющихся единиц и позволяющее производить игровые манипуляции с языком - его лексическими, грамматическими, синтаксическими и фонетическими ресурсами. следующим компонентом иноязычной компетентности нами выделен эмоциональный.

Технологический компонент, включенный в структуру поликультурной компетентности студентов, отвечает за механизмы использования представленных выше технологий: коммуникативно-деятельностной (умение применять коммуникативные стратегии и тактики адекватно задачам и ситуациям межкультурной коммуникации); коммуникативно-творческой технологии (умение распознавать, предупреждать конфликты и управлять ими в процессе межкультурной коммуникации); коммуникативно-оценочной технологии (умение использовать приемы самооценки, результативности коммуникации, коррекции коммуникативных стратегий и тактик) и ряд других технологий.

Структура и содержание поликультурной компетентности студентов позволили нам определить ее основные функции:

- мотивационную, предполагающую стимулирование студентов к прояв-лению в процессе межкультурного взаимодействия коммуникативной активности;

- информационно-познавательную, направленную на приобретение и обогащение студентов информацией о своей и других культурах, на устранение негативных стереотипов и предрассудков, на накопление опыта;

- адаптационную, предполагающую быстрое приобщение студентов к поликультурной среде, приобретение нового коммуникативного опыта и умения пластично изменять модель своего поведения согласно ситуации с учетом культурных и индивидуальных психологических особенностей партнера;

- мобилизационную, позволяющую студентам преодолевать внезапные трудности в процессе межкультурной коммуникации, страх, стрессы, ситуации, угрожающие самоуважению, проявлять спонтанность и импровизацию в общении;

- этикетную, направленную на соблюдение студентами социальных и культурных норм и правил поведения в процессе межкультурного взаимодействия;

- процессуальную, предполагающую способность обучаемых конструктивно и адекватно действовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации, используя эффективные коммуникационные стратегии и техники и ряд других функций.

Выводы. Представленные в статье характеристика поликультурной компетентности студентов вуза, направления ее формирования, являются открытыми для уточнения и исследования компетенций, входящих в ее состав, которые могут быть положены в основу образовательных процессов, направленных на изучение различных аспектов данного феномена.

Литература:

1. Антропова Л. И. Развитие иноязычной компетентности аспирантов университета (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» // О.В.Лешер, Л. И.Антропова, О. В.Тулупова, А.В.Сарапулова, Д. А.Савинов [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / О.В. Лешер, Л. И. Антропова, О. В. Тулупова, А.В. Сарапулова, Д. А.Савинов. Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2016.

2. Дуранов М.Е. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности // М.Е.Дуранов, И.М.Дуранов, В.И.Жернов, О.В.Лешер Магнитогорск, 1996. Том Выпуск 2. 147 с.

3. Колетвинова Н.Д. Приоритетные компоненты развития профессиональной поликультурной компетенции студентов педвузов //Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы международной научно-практической конференции (Москва 28-29 сентября 2017 года). - М.: Изд-во МПСУ С. 197-202.

4. Лельчицкий И. Д. Компетентностно-антропологическая идея подготовки экспертов для сферы образования: монография / И. Д. Лельчнцкий, В. А. Ершов, С.К. Щербакова. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. — 200 с.

5. Лешер О.В., Каскина Д.К. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 81-89.

6. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко; Гл. ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 544 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Лутошкина Виктория Николаевна

Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии (г. Красноярск); старший преподаватель Коренева Вера Викторовна

Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье обсуждается проблема реализации компетентностного подхода к организации педагогического образования в вузе в контексте обновленного профессионального стандарта педагога. Рассматриваются оценочные средства как инструмент порождения самостоятельности студентов, активных в своем развитии. В статье приводится описание основных оценочных средств, используемых для оценивания результатов обучения студентов направления «Педагогическое образование» в вузе, а также критерии и шкалы, лежащие в основе описанных средств.

Ключевые слова: компетентностный подход, оценочные материалы, фонд оценочных средств, критерии и шкалы оценивания.

Annotation. The article discusses the problem of realization of competence approach to the organization of pedagogical education in high school in the context of the updated professional standard of the teacher. Estimated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.