И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
срукивн ые проявления, их пенитенциарно-субкуль-турный опыт, возможные виды деструктивных последствий пребывания в СИЗО, предопределяющие организацию психопрофилактических мероприятий.
Создание системы психологического обеспечения профилактики развивающихся в СИЗО деструкций позволит снизить психотравмирующие последствия вынужденной изоляции, трудности адаптационного периода у осужденных в исправительных учреждениях, а также будет способствовать активизации их личностных ресурсов и развитию просоциальных свойств личности.
Литература
1. Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.06. СПб., 1999.
2. Бартол К. Психологические последствия заключения // Психол. газ. 2003. № 11. С. 18—20.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
4. Бербаева И.Д. Психологические детерминанты дезадаптации личности в условиях изоляции: автореф. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004.
5. Валигура Б. Функционирование человека в условиях тюремной изоляции. М., 1973.
6. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925.
7. Ларина Т.Н. Психологические деформации смысловой сферы юношей, находящихся в условиях следственного изолятора: автореф. . канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2007.
8. Методические рекомендации по организации психологической помощи подозреваемым и обвиняемым на этапе предварительного заключения под стражу. М., 2007.
9. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-ти-пологические особенности осужденных. Уфа, 2001.
10. ЧовдыроваГ.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции. М., 2000. С. 41.
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. ВИНТАЙКИНА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Изучаются проблемы обучения студентов туристских вузов классификации в туризме. Проанализирована проблема классификации такого вида туризма, как спортивно-экологический. Ключевые слова: классификация, туризм, туристское образование.
CLASSIFICATION PROBLEMS IN TOURISM AND TOURIST FORMATION
E. V. VINTAJKINA,
post-graduate student, chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. The article touches upon the issue of pedagogical problems concerning classification in tourism. The author arrests attention to classification of sporting and environmental tourism. And on basis of the Touristic federal statute the author dives her own definition for this kind of tourism. Keywords: classification, tourism, tourist formation.
Развитие современного туризма происходит настолько быстро, что наука и образование за ним не успевают. В то же время общеизвестно, что никакое научное знание невозможно без классификации основных понятий, без введения единой терминологии. Классификация облегчает работу преподавателя высшей школы с будущими специалистами в сфере туризма. Для того чтобы профессионально продавать турпродукты, надо уметь как минимум их четко позиционировать. Среди многообразных критериев классификации туризма для нужд практики распространенным является критерий «цель путешествия». По этому критерию все виды туризма делятся на лечебно-оздоровительный, познавательный и т.д. При этом четких определений для большинства этих видов нет.
Мощный инструмент познания — классификация может стать тормозом в бизнесе и науке. Это относится прежде всего к новым видам туризма, находящимся на стыке существовавших ранее видов, в частности к спортивно-экологическому туризму. Феномен спортивно-экологического туризма появился недавно, и термин пока не устоялся. Этот вид туризма сочетает в себе элементы как спортивного, так и экологического туризма. Существует множество определений того и другого, каждое из которых в той или иной степени отражает общие принципы.
В качестве определения экологического туризма остановимся на определении Всемирного фонда дикой природы (WWF): «Экотуризм — это туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения».
Опираясь на нормы Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и на вышеизложенные аргументы и определения физкультуры и спорта, можно предложить следующее определение спортивного туризма: это временные вы-
езды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в целях развития и совершенствования физических (естественно-природных) качеств и способностей человека, осуществляемые в форме специально организованной соревновательной деятельности.
Спортивный туризм в чистом виде, в каком он процветал в СССР под именем советского массового туризма, практически выродился. Причем существовавший ранее спортивный туризм тесно переплетался с экологической деятельностью. Это и особо бережное отношение к памятникам природы, их изучение, описание, и природоохранная деятельность (тушение лесных пожаров) и пр.
В настоящее время общение с природой во всем цивилизованном мире носит организованный характер. В России эти услуги становятся прерогативой профессионально работающих на этом рынке туроператоров. Спортивно-экологический туризм — это временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в места с относительно нетронутой природой с целью развития и совершенствования физических (естественно-природных) качеств и способностей человека и получения представления о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, не подрывающие устойчивости окружающей среды.
Отличием спортивно-экологического туризма от спортивного является отсутствие соревновательной деятельности (которая главным образом остается областью деятельности турклубов и секций), а от экологического — наличие активного перемещения, предполагаемого во всех видах спортивного туризма.
Определения спортивного и спортивно-экологического туризма отражают реальное состояние туристского рынка. По мере развития рынка они будут изменяться. Способы классификации помогут как при изучении и анализе такого сложного и динамичного феномена, каким является рынок туристских услуг, так и при осуществлении спортивно-экологических путешествий.