Научная статья на тему 'Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления'

Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3676
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский туризм / виды детского туризма / классификация / признак / children's tourism / types of children's tourism / classifica- tion / attribute

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович, Вапнярская Ольга Игоревна

Детский туризм является сферой, интегрирующей не только традиционные составляющие туристской индустрии, но и вовлекающей многих других участников разработки, формирования, реализации, приобретения и потребления туристского продукта и услуг. Высокая динамика современной жизни, разнообразные экономические и социальные процессы, появление новых задач в области образования и развития детей приводят к все большему расширению разнообразия феномена детского туризма. Практика показывает, что появляются новые форматы детского туризма и отдыха, туристские программы диверсифицируются по множеству оснований – длительности, стоимости, возрасту участников, тематике, доле активных занятий, связи со школьной образовательной программой и др. В таких условиях актуализируется вопрос разработки классификации, позволяющей упорядочить представление о видах детского туризма и специфике работы с ними. Целью исследования выступил анализ проблем, выявление и проработка основных направлений классификации детского туризма как сложного и многоаспектного феномена общественной жизни. Проведенные исследования показывают, что непосредственно сам детский туризм сравнительно недавно вошел в общую классификацию видов туризма как такового. Вопросы классификации отдельных видов детского туризма практически не затронуты ни в научной, ни в практической литературе. Исследователи описывают некоторые виды туризма, есть работы, посвященные изучению конкретных видов детского туризма (инклюзивного, культурно-познавательного, спортивного, экскурсионного), однако исследований, где была бы решена задача построения классификации видов детского туризма, учитывающей современные тенденции, нет. В настоящей статье приводятся основные результаты изучения подходов к классификации детском туризме. Представлен авторский подход к отбору критериев классификации и проработка. Описаны виды детского туризма, выделенные по данным критериям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S TOURISM AS THE SUBJECT OF CLASSIFICATION: THE PROBLEMS AND MAIN DIRECTIONS

Children's tourism is a sphere that integrates not only the traditional components of the tourism industry, but also involves other participants in the development, formation, implementation, acquisition and consumption of the tourist product. The high dynamics of modern life, a variety of economic and social processes, the emergence of new tasks in the field of education and upbringing of children lead to an ever greater expansion of the diversity of the phenomenon of children's tourism. Practice confirms emerging of new formats for children's tourism and recreation, diversification of tourist programs for a variety of reasons duration, cost, age of participants, subject matter, share of active occupations, links to the school curriculum, etc. In such conditions, the issue of developing a classification that makes it possible to streamline the idea of the types of children's tourism is relevant. The article is aimed at analyzing the problems, identifying and developing the main directions of classification of children's tourism as a complex and multifaceted phenomenon of social life. The conducted research shows that the children's tourism itself has recently been included in the general tourism classification. The classification of individual types of children's tourism is practically unaffected in either scientific or practical literature. Researchers describe some types of tourism, there are works devoted to specific types of children's tourism (inclusive, cultural, educational, sports, sightseeing), but there are not studies able to solve the problem of building a classification of types of children's tourism that takes into account current trends in the relevant market. In this article the main results of studying approaches to the typology of species in children's tourism are given. The author's approach to the selection of classification criteria is presented. The types of children's tourism, singled out according to these criteria, are described.

Текст научной работы на тему «Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления»

УДК 338.4

DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10303

САРАНЧА Михаил Александрович

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

доктор географических наук, ведущий научный сотрудник;

e-mail: [email protected]

ВАПНЯРСКАЯ Ольга Игоревна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник;

e-mail: [email protected]

Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления

Детский туризм является сферой, интегрирующей не только традиционные составляющие туристской индустрии, но и вовлекающей многих других участников разработки, формирования, реализации, приобретения и потребления туристского продукта и услуг. Высокая динамика современной жизни, разнообразные экономические и социальные процессы, появление новых задач в области образования и развития детей приводят к все большему расширению разнообразия феномена детского туризма. Практика показывает, что появляются новые форматы детского туризма и отдыха, туристские программы диверсифицируются по множеству оснований - длительности, стоимости, возрасту участников, тематике, доле активных занятий, связи со школьной образовательной программой и др. В таких условиях актуализируется вопрос разработки классификации, позволяющей упорядочить представление о видах детского туризма и специфике работы с ними. Целью исследования выступил анализ проблем, выявление и проработка основных направлений классификации детского туризма как сложного и многоаспектного феномена общественной жизни. Проведенные исследования показывают, что непосредственно сам детский туризм сравнительно недавно вошел в общую классификацию видов туризма как такового. Вопросы классификации отдельных видов детского туризма практически не затронуты ни в научной, ни в практической литературе. Исследователи описывают некоторые виды туризма, есть работы, посвященные изучению конкретных видов детского туризма (инклюзивного, культурно-познавательного, спортивного, экскурсионного), однако исследований, где была бы решена задача построения классификации видов детского туризма, учитывающей современные тенденции, нет. В настоящей статье приводятся основные результаты изучения подходов к классификации детском туризме. Представлен авторский подход к отбору критериев классификации и проработка. Описаны виды детского туризма, выделенные по данным критериям.

Ключевые слова:

детский туризм, виды детского туризма, классификация, признак

Феномен детского туризма на протяжении долгого времени является объектом научных исследований и сферой практической деятельности профессионалов сферы туризма. Однако в виду его сложности, многосторонности и межотраслевого характера проблематика классификации до сих пор остается слабо проработанной и не устоявшейся. Усложняется это еще и тем, что зачастую авторы классификаций данный вопрос решают «между делом», занимаясь другим предметом исследования, воспринимая классификацию как элементарное и не несущее в себе серьезные контексты. Тем самым упуская её ключевую систематизирующую суть для теории, методологи и практики.

Цель исследования - анализ проблем, выявление и проработка основных направлений классификации детского туризма как сложного и многоаспектного феномена общественной жизни. Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации №27.12954.2018/12.1

Анализ работ показал, что напрямую классификации детского туризма внимание практически не уделяется или по умолчанию он классифицируется по типичным для туризма подходам. По нашему мнению, в ряде случаев это корректно, однако если рассматривать сущность явления, его роль в обществе, тонкости организации, то возникает множество нюансов, требующих отдельного внимания. Признаков классификации детского туризма может выделено огромное множество, остановимся на основных из них, имеющим важное значение для его теории, методологии и практики (рис. 1).

В управлении и регулировании устойчивого развития детского туризма, прежде всего, необходимо четко различать его институциональный фундамент (социальные институты) - социальные образования, выступающие субъектом социальных отношений и действий, и комплекс общих социальных норм, правил и принципов, культурных об-

разцов, привычек, типов мышления и моделей поведения, определяющих сущность и устойчивость социальных явлений, обусловливающих и регулирующих социальные отношения, деятельность человека в различных областях ее приложения [13]. Данный признак классификации детского туризма важен в виду его высокой практической значимости, так как обеспечивает системность и комплексность подхода к пониманию, управлению и регулированию сферы детского туризма. В виду сложности предмета, имеется множество взглядов на его структуризацию [1; 2; 4; 6; 7; 8; 11; 12]. Классически детский туризм может пониматься с позиций следующих основных видов социальных институтов:

- экономический, связанный с хозяйственными отношениями, производством и распределением созданных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества, согласно которому детский туризм представляет собой отдельное направление сферы услуг;

- политический, согласно которому детский туризм - это сфера борьбы за власть, её осуществление и распределение, обеспечения суверенитета государства, безопасности и порядка в обществе, регулирования и управления обществом, распределения общественных благ и т.д.;

- социальный, в узком смысле, согласно которому детский туризм представляет собой сферу защиты и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в силу их (и (или) их родителей и законных представителей) возраста, состояния здоровья, социального положения и т.п.;

- семьи, согласно которому детский туризм представляет собой сферу защиты и поддержки воспроизводства населения и рода;

- культурный, согласно которому детский туризм представляет собой сферу сохранения, развития, создания, трансляции и распространения духовных ценностей, научных знаний, становления и формирования общественного сознания, культуры ресурсопользо-

вания (в том числе природопользования), обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социализации, обеспечения здорового образа жизни, удовлетворения нематериальных потребностей детей, регулирования социальных отношений, комплексного развития новых поколений и многое другое.

Данный подход к классификации особенно важен ввиду того, что в современном российском обществе, в том числе и в государственном управлении и регулировании, детский туризм массово воспринимается как экономическая категория, что очень негатив-

но сказывается на его состоянии и содержательном наполнении. Упускается, что детский туризм представляет собой действенное, универсальное и комплексное средство, обеспечивающее полноценную жизнедеятельность детей, осуществляемую за пределами места постоянного проживания. Естественно, в ходе осуществления детского туризма, могут одновременно реализовываться цели и задачи всех перечисленных социальных институтов [14; 15]. Однако приоритет в детском туризме экономических выгод напрямую нарушает политическую устойчивость государства, воспро-

Рис. 1 - Основные признаки классификации детского туризма

го

Детский туризм в рамках дошкольного образования

Рис. 2 - Классификация детского туризма с позиций сфер регулирования и управления

изводство населения и его защищенность, разрушает культурное наследие, социальные отношения и развитие общества, лишает новые поколения (детей) России действенного инструмента обучения, воспитания, социализации и оздоровления, полноценной реализации закрепленных в Конституции их прав и свобод на достойную жизнь и развитие, счастливое детство и многое другое. В социальном государстве (как закреплено в Конституции РФ) детский туризм не может и не должен первостепенно ориентироваться на экономические выгоды, он должен быть эффективным, рациональным и экологичным, прежде всего, по отношению к ребенку, при стремлении обеспечения этого в гармонии с интересами общества и государства.

С позиций организации процессов управления и регулирования важным является структурирование детского туризма на соответствующие сферы (рис. 2). Так как система является довольно сложной и рассредоточенной, из схемы имеется ряд исключений, однако работа с ней позволяет внести порядок в указанные действия и процессы.

Не менее важную роль в детском туризме играет способ его организации. Классически туризм делится на неорганизованный и организованный. Однако детский туризм по своей сути в неорганизованном варианте не должен развиваться и поддерживаться государством и обществом, поскольку несет в себе огромное количество недопустимых проблем и рисков для детей (особенно безопасности). Непосредственно организованный детский туризм подразделяется на:

- плановый - туристское мероприятие группы детей, организованное юридическим или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), являющимся инициатором туристского мероприятия и осуществляющим обеспечение его проведения на возмездной основе;

- самодеятельный - туристское мероприятие группы детей, организованное физическими лицами (за исключением индивиду-

альных предпринимателей) в порядке личной инициативы на безвозмездной основе.

Также, как и в иных видах туризма, в сфере детского туризма различны источники обеспечения приобретения туристских продуктов, согласно которым выделяются:

- социальный детский туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

- коммерческий детский туризм, обеспечиваемый родителями или законными представителями ребенка;

- спонсорский детский туризм - вид туризма, в котором участие группы детей в туристском мероприятии осуществляется за счет спонсора (стороннее физическое или юридическое лицо, предоставившее средства и (или) услуги, либо обеспечившее предоставление средств и (или) услуг для участия детской группы в туристском мероприятии).

Центральное значение имеет и классификация детского туризма по цели, которые весьма многообразны и часто могут сочетаться в рамках одного мероприятия, основные из них:

- детский культурно-познавательный туризм - туризм, имеющий целью познание и культурное обогащение человека, основанный на посещении и изучении культурных объектов, памятников культуры и истории, искусства и архитектуры, накопленного наследия и современных достижений [10, ^ 119]. К этому виду относятся археологический, этнографический, литературный, агро-, герои-ко-патриотический и иные подвиды детского туризма, связанные с познанием культуры;

- детский природоориентированный (экологический) туризм - путешествия в природную среду с целью приобщения к природе и более глубокого её понимания, познания сложившихся специфических экологических ситуаций и решения экологических проблем,

без разрушения экосистем и нарушения их равновесия;

- детский лечебно-оздоровительный туризм - имеющий целью получения детьми комплекса профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, консультационных и рекреационных услуг, предоставляемых в местностях, располагающих необходимыми для этого природными, материальными и людскими ресурсами с целью предотвращения заболеваний или реабилитации/лечения различных патологий. К этому виду можно отнести в том числе и такие подвиды, как пляжный и курортный детский туризм, связанные с рекреацией, получением оздоровительных и медицинских услуг;

- детский просветительный (образовательный) туризм - вид туризма, основной целью которого является участие в просветительной (образовательной) программе, освоение новых знаний, умений, навыков и компетенций, с обязательным наличием просветительного (образовательного) результата [10, с. 227]. Распространенным подвидом выступает детский лингвистический туризм, когда во время поездок турист совмещает отдых с изучением иностранного языка [5];

- детский краеведческий туризм предусматривает познание детьми края, в котором они проживают с целями накопления, сохранения, использования и передачи знаний о крае, культурного наследия предков для подрастающих и будущих поколений;

- детский научный туризм, как правило, тесно связан с целью просветительного (образовательного) детского туризма. Программы включают в себя занятия по углубленному изучению предметов школьной программы или метапредметных областей. Данный вид детского туризма призван поддержать и развить интерес к науке, навыки научной деятельности у детей. Это вид туризма, целью которого является целью которого является научно-поисковая и научно-практическая деятельность, направленная на получение новых знаний, умений и навыков,

проведение экспериментальных и поисковых работ, знакомство с достижениями современной науки и техники, участие в научных мероприятиях по актуальным проблемам отдельных отраслей знаний на базе научных организаций различного типа и формата, а также непосредственно в пространственной среде нахождения объекта научного интереса [10, с. 214];

- детский промышленный туризм -вид туризма, транслирующий промышленные культурные ценности, знакомящий с производственными площадками, технологиями, процессом производства, готовой продукцией, а также профориентирующий туристов и стимулирующий продажу продукции, производимой этими предприятиями через каналы туризма [10, с. 194];

- детский спортивный туризм - а) вид спорта (узка трактовка), состоящий из двух групп спортивных дисциплин: группа дисциплин «маршрут», соревнования по которым состоят в прохождении спортивных туристских маршрутов с преодолением категорирован-ных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.); группа дисциплин «дистанция», соревнования по которым состоят в преодолении дистанций, проложенных в природной среде и (или) на искусственном рельефе; б) вид туризма, целю которого является занятие спортом в форме соревнований и специальной практики подготовки ребенка к ним;

- детский физкультурный туризм, ориентированный на развитие физических способностей детей, совершенствования их двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

- детский профориентационный туризм - направлен на удовлетворение потребностей детей в информации о будущей профессии, учебном заведении, возможном трудоустройстве и переквалификации [3];

- детский MICE туризм - участие дет-

ских организованных групп в мероприятиях квазиделового формата, в т.ч. встречах, конгрессах, конференциях, ярмарках, инсентив-мероприятиях, обмены учащимися, поездки на турниры и прочее [10, с. 260];

- детский развлекательный туризм направлен на развлекательные мероприятия, удовольствия и веселое времяпрепровождение детей; и др.

Классификация детского туризма по возрасту участвующих в нем детей позволяет учитывать при создании, организации и проведении туристских мероприятий физические, психические и духовные особенности детей, а также педагогические, организационные и иные инструменты, для соответствующей работы с ними:

- детский туризм старших дошкольников, охватывающий детей возрастом от 4 до 6 лет;

- детский туризм в младшем школьном возрасте, охватывающий детей возрастом от 6 до 10 лет (1-4 классы);

- детский туризм в младшем подростковом возрасте, охватывающий детей возрастом от 10 до 13 лет (5-7 классы);

- детский туризм в старшем подростковом возрасте - подростки 13-15 лет (8-9 классы);

- детский туризм в ранней юности -подростки 15-18 лет (10-11 классы).

С позиций организации детского туризма, важное место занимают формы проведения туристских мероприятий, характеризуемые большим разнообразием, основные: экскурсия, путешествие, поход, прогулка, научно-образовательная встреча (конференция, семинар, лекторий, консультация, мастер-класс, конгресс, встреча с выдающимися людьми, занятия в музеях и т.п.), тренировочный сбор, кружки и секции, соревнование, конкурс, экспедиция, смотр готовности, слет, развлекательные стационарные (выездной вечер, фестиваль, праздник, концерт и т.п.), рекреационные стационарные, программы по обмену школьниками и студентами, лечебно-

оздоровительные стационарные, лагерь, краеведческий урок, краеведческая эстафета, игровые формы, выставочно-ярмарочная, волонтерский и др.

В рамках развития детского туризма одну из определяющих ролей играет система образования. Последние годы по мнению многих экспертов отличаются стремлением к интеграции туристской индустрии и образовательной системы. Примерами могут служить проекты «Урок в музее» Московского центра музейного развития, ведомственный проект Министерства культуры Московской области «Идем в музей» и многие другие. Опыт разработки и реализации подобных проектов показывает исключительную важность корректного определения связи туристской сферы с системой образования и ключевыми ее элементами. В этой связи по месту относительно системы образования выделяются следующие виды детского туризма:

- детский туризм в системе дошкольного образования, охватывающий старших дошкольников;

- детский туризм в рамках урочной деятельности - форма детского туризма, осуществляемая в рамках реализации основных образовательных программ через урочную деятельность;

- детский туризм в рамках внеурочной деятельности - форма детского туризма, осуществляемая в рамках реализации основных образовательных программ через внеурочную деятельность;

- детский туризм в рамках системы дополнительного образования - форма детского туризма, осуществляемая в рамках реализации дополнительных образовательных программ;

- детский туризм за пределами системы образования - форма детского туризма, осуществляемая вне государственной системы общего образования во время, свободное от школьных занятий.

В детском туризме разнообразны способы передвижения туристов (экскурсантов),

согласно признаку выделяются такие виды как: пеший, автомобильный, железнодорожный, авиационный, на индивидуальных транспортных средствах на электросиле (ги-роскутер, сигвей, моноколесо, электросамокат и т.п.), на транспортных средствах с активным способом передвижения (велосипед, роликовые коньки, самокат, футбайк, лыжи и другие средства, движимые за счет мускульной силы), круизный и т.д., в том числе комбинированный.

Качество обслуживания детей напрямую зависит от квалификации работающих с ними специалистов:

- детский туризм, основанный на обслуживании и сопровождении детей лицами, не имеющими специальной профессиональной подготовки, например, родителями, учителями и др.;

- детский туризм, основанный на обслуживании и сопровождении детей лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку (инструктор, инструктор-проводник, гид-переводчик, экскурсовод и др.

Размер организованной группы детей оказывает прямое влияние на используемые технологии, инструменты и организационные подходы работы с ними, определяет требования к единовременной пропускной способности туристских объектов, вместимости транспорта и т.д.:

- детский туризм в малых группах (6-15 чел. (в инклюзивном туризме 3-7 чел.)).

- детский туризм в средних группах (1625 чел. (в инклюзивном туризме 8-12 чел.)).

- детский туризм в больших группах (26 и более чел. (в инклюзивном туризме 13 и более чел.)).

Сезонность в детском туризме отлична от традиционного понимания высоких/низких сезонов, жизнедеятельность детей тесно увязана с их учебным режимом, в связи с этим периодичность организации туристских мероприятий для них диктует наличие таких видов детского туризма как:

- Детский туризм в каникулярное время

осуществляется в период школьных каникул (зимних, весенних, летних, осенних);

- Детский туризм во внеканикулярное время предполагает участие в туристском мероприятии в период школьного обучения (чаще всего в выходные дни).

С предыдущим признаком связана продолжительность туристских мероприятий:

- детский туризм выходного дня и праздников - на срок от 1 до 3 дней;

- краткосрочный детский туризм - на срок от 4 до 10 дней;

- среднесрочный детский туризм - детские туристские поездки на срок от 10 до 15 дней;

- долгосрочный детский туризм - детские туристские поездки на срок от 16 до 21 дней;

- сверходолгосрочный детский туризм (от 21 дней), часто приурочен к пребыванию в детских лагерях и санаторно-курортных организациях.

Физическая активность и необходимость физического развития детей диктуют требования к их физической подготовке и состоянию здоровья, позволяет выделить:

- пассивный детский туризм не предполагает значимой доли физической нагрузки в т.ч. в виде спортивных занятий в составе программы обслуживания туристов;

- активный детский туризм - форма туризма, в рамках которой целью путешествия туристов выступают виды деятельности, предполагающие интенсивную физическую активность (расширенная трактовка) или в рамках которой движение между пунктами маршрута осуществляется при помощи активных способов передвижения (традиционная трактовка);

- комбинированный детский туризм по степени активности объединяет признаки пассивного и активного детского туризма. Примером может служить размещение детской группы в детском летнем лингвистическом лагере, программа пребывания в котором включает туристский поход в горы.

Детский туризм не всегда связан с един-

ственным местом временного пребывания, в этой феномене значима маршрутная составляющая. В связи с этим по признаку мобильности организованной группы детей выделяют:

- стационарный детский туризм предполагает нахождение детской туристской группы в одном месте (месте временного пребывания) с непродолжительными выездами за его пределы;

- мобильный детский туризм предполагает активные передвижения группы по маршруту.

Важную роль в детском туризме выполняет снаряжение:

- Детский туризм без использования специального снаряжения, за исключением обязательных средств обеспечения безопасности;

- Детский туризм с использованием личного, группового и специального туристского снаряжения, необходимого для реализации цели и задач туристского мероприятия. Например, альпинистского при передвижении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по горам.

С позиций статистики и платежных балансов территорий в детском туризме большое внимание уделяется направлениям туристских потоков (выделяется въездной, выездной, внешний и внутренний туризм).

Данный перечень можно продолжать и далее, оснований (признаков) для классификации детского туризма может быть множество, поэтому, в первую очередь, встает вопрос для каких целей она осуществляется. Например, в случае государственного управления и регулирования, критически важным признаком является его институциональное осмысление, в проработке механизмов социальной поддержки - источники обеспечения приобретения турпродукта, себестоимость и цена продукта, услуг и т.д. В связи с этим, заключим, что подходя к решению тех или иных теоретических, методологических и практических задач в сфере детского туризма, к классификации стоит относиться серьезно, поскольку она обеспечивает систематизацию и корректную работу с предметом деятельности.

Список источников:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. 405 с.

2. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2018. 345 с.

3. Балынин К.А. Профориентационный туризм // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. №5(23). С. 223-228.

4. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. Социология. Минск: ТетраСистемс, 1998. 559 с.

5. Кляп М.П., Шандор Ф.Ф. Сучасн рiзновиди туризму. К.: Знання, 2011. 334 с.

6. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. М.: Анкил, 1997. 404 с.

7. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. 177 с.

8. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 464 с.

9. Омельченко В.И. О правовом регулировании в активном детском туризме // Вестник детско-юношеского туризма и отдыха. 2018. URL: http://tour-vestnik.ru/stati-vdyut/article_post/omelchenko-v-i-o-pravovom-rgulirovanii-v-aktivnom-detskom-turizme (дата обращения: 18.07.2018).

10. Платонова Н.А., Афанасьев О.Е., Бушуева И.В., Вапнярская О.И., Казакова С.А., Криво-шеева Т.М. и др. Энциклопедия туризма. М.: НП «КиТ», 2017. 496 с.

11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Владос, 1995. 189 с.

12. Самыгин С.И., Воденко К.В. Социология: социальные институты, структура и процессы. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 252 с.

13. Степин В.С., Гусейнов А.А., Семигин Г.Ю., Огурцов А.П. и др. Новая философская энциклопедия: в 4 тт., Т.2. М.: Мысль, 2010. 634 с.

14. Sarancha M.A., Batalova L.V., Okonnikova T.I. Tourist route network of the Russian Federation: the research methodology and the current situation // International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts (SGEM2015). Bulgaria, 2015. Pp. 955-961.

15. Sarancha M.A., Mosalev A.I. Tourist route network in Russia: systematization // Actual problems of economy. 2015. №7 (169). Pp. 444-453.

Mikhail A. SARANCHA a, Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

Olga I. VAPNYARSKAYA b b PhD (Dr.Sc.) in Geography, leading researcher; e-mail: [email protected]

b PhD in Economics, leading researcher; e-mail: [email protected]

CHILDREN'S TOURISM AS THE SUBJECT OF CLASSIFICATION: THE PROBLEMS AND MAIN DIRECTIONS

Children's tourism is a sphere that integrates not only the traditional components of the tourism industry, but also involves other participants in the development, formation, implementation, acquisition and consumption of the tourist product. The high dynamics of modern life, a variety of economic and social processes, the emergence of new tasks in the field of education and upbringing of children lead to an ever greater expansion of the diversity of the phenomenon of children's tourism. Practice confirms emerging of new formats for children's tourism and recreation, diversification of tourist programs for a variety of reasons - duration, cost, age of participants, subject matter, share of active occupations, links to the school curriculum, etc. In such conditions, the issue of developing a classification that makes it possible to streamline the idea of the types of children's tourism is relevant. The article is aimed at analyzing the problems, identifying and developing the main directions of classification of children's tourism as a complex and multifaceted phenomenon of social life. The conducted research shows that the children's tourism itself has recently been included in the general tourism classification. The classification of individual types of children's tourism is practically unaffected in either scientific or practical literature. Researchers describe some types of tourism, there are works devoted to specific types of children's tourism (inclusive, cultural, educational, sports, sightseeing), but there are not studies able to solve the problem of building a classification of types of children's tourism that takes into account current trends in the relevant market. In this article the main results of studying approaches to the typology of species in children's tourism are given. The author's approach to the selection of classification criteria is presented. The types of children's tourism, singled out according to these criteria, are described.

Keywords:

children's tourism, types of children's tourism, classification, attribute

References

1. Aberkrombi, N., Hill, S., & Terner, B. S. (1997). Sociologicheskij slovar' [Sociological dictionary]. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta. (In Russ.).

2. Ahinov, G. A., & Zhil'cov, E. N. (2018). Ekonomika obshchestvennogo sektora [Economics of the public sector]. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).

3. Balynin, K. A. (2015). Proforientacionnyj turizm [Professional orientation tourism]. Molodezhnyj nauchnyj forum: Estestvennye i medicinskie nauki. [Youth scientific forum: Natural and medical Sciences]: Electronic collection of articles on the materials of the XXIV international scientific student conference, 5(23), 223-228. (In Russ.).

4. Elsukov, A. N., Babosov, E. M., Danilov, A. N. & oth. (1998). Sociologiya [Sociology]. Minsk: TetraSistems. (In Russ.).

5. Klyap, M. P., & Shandor, F. F. (2011). Suchasni riznovidi turizmu [Special types of tourism]. Kyiv: Znannya. (In Russ.).

6. Kravchenko, S. A., Mnacakanyan, M. O., & Pokrovskij, N. E. (1997). Sociologiya: Paradigmy i temy [Sociology: Paradigms and themes]. Moscow: Ankil. (In Russ.).

7. Leyman, I. I. (1971). Nauka kak social'nyj institut [Science as a social Institute]. Leningrad: Nau-ka. (In Russ.).

8. Novikova, S. S. (2000). Sociologiya: istoriya, osnovy, institucionalizaciya v Rossii [Sociology: history, foundations, institutionalization in Russia]. Moscow-Voronezh: NPO «MODEHK» Publ. (In Russ.).

9. Omel'chenko, V. I. (2018). O pravovom regulirovanii v aktivnom detskom turizme [About legal regulation in active children's tourism]. URL: http://tour-vestnik.ru/omelchenko-v-i-o-pravovom-rgulirovanii-v-aktivnom-detskom-turizme (Data accessed: 18.07.2018). (In Russ.).

10. Platonova, N. A., Afanasiev, O. E., Bushueva, I. V., Vapnyarskaya, O. I., Kazakova, S. A., Krivosheeva, T. M. & oth. (2017). Enciklopediya turizma [Encyclopedia of tourism]. Moscow. (In Russ.).

11. Radugin, A. A., & Radugin, K. A. (1995). Sociologiya [Sociology]. Moscow: Vlados. (In Russ.).

12. Samygin, S. I., & Vodenko, K. V. (2016). Sociologiya: social'nye instituty, struktura i process [Sociology: social institutions, structure and processes]. Moscow: IC RIOR, NIC INFRA-M. (In Russ.).

13. Stepin, V. S., Guseinov, A. A., Semigin, G. Yu., Ogurcov, A. P., & oth. (2010). Novaya filosof-skaya enciklopediya [The new philosophical encyclopedia]. Moscow: Mysl', vol. 2. (In Russ.).

14. Sarancha, M. A., Batalova, L. V., & Okonnikova, T. I. (2015). Tourist route network of the Russian Federation: the research methodology and the current situation. International multidisci-plinary scientific conferences on social sciences and arts (SGEM2015). Bulgaria, 955-961.

15. Sarancha, M. A., & Mosalev, A. I. (2015). Tourist route network in Russia: systematization. Actual problems of economy, 7(169), 444-453.

Саранча М.А., Вапнярская О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 39-49. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10303.

Sarancha, M. A., & Vapnyarskaya, O. I. (2018). Children's tourism as the subject of classification: The problems and main directions. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(3), 3949. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10303. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.