Научная статья на тему 'Использование опыта советского массового туризма в современном туристском образовании'

Использование опыта советского массового туризма в современном туристском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ТУРИЗМ / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ТУРИЗМА / ОПЫТ / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтайкина Е. В., Кальней В. А.

Настоящая статья посвящена проблеме обучения студентов туристских вузов методике создания туристского продукта на основе опыта советского туризма. По мнению автора, современные специалисты сферы туризма должны использовать богатейший опыт советской школы туризма, особенно спортивного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование опыта советского массового туризма в современном туристском образовании»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СОВЕТСКОГО МАССОВОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.В. ВИНТАЙКИНА Аспирант РМАТ VINTAJKINA@gmail.com 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор КАЛЬНЕЙ В.А.

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме обучения студентов туристских вузов методике создания туристского продукта на основе опыта советского туризма. По мнению автора, современные специалисты сферы туризма должны использовать богатейший опыт советской школы туризма, особенно спортивного.

Ключевые слова: советский туризм, советская школа туризма, опыт, туристское образование, спортивный туризм.

USING THE EXPERIENCE OF THE SOVIET MASS TOURISM IN THE

MODERN TOURIST EDUCATION

E.V. VINTAJKINA

post-graduate student of the Russian international academy of tourism

Annotation. The present article is concerned with the problems of teaching the methodology of touristic product to the students of touristic Higher Education Universities, using the great history of Soviet experience. The problem under discussion is: modern specialists if tourism should use great Soviet touristic experience. Big importance is also attached to the problem of touristic product in sport tourism.

Key words: the Soviet tourism, the Soviet school of tourism, experience, tourist formation, sports tourism

Развитие рыночных отношений привнесло в российский бизнес новые виды деятельности, а также изменило традиционные для советского периода виды туризма. Осознание значимости индустрии туризма на государственном уровне пока носит декларативный характер. Свидетельство тому — и несовершенство нормативно-правовой базы, и, вопреки настоятельным рекомендациям Всемирной туристской организации, отсутствие программы развития туризма на государственном уровне, не говоря об общих проблемах внутренней жизни России, оказывающих негативное воздействие на развитие туризма.

В Советском Союзе существовала массовая форма туризма (точнее — массовое общественное движение): самодеятельный или спортивный, так называемый советский массовый туризм. Возникший на добровольной основе, этот вид создал отлаженную структуру, основой которой были турклубы.

В условиях административно-ком андной системы хозяйствования был, во-первых, возможен только внутренний туризм, а, во-вторых, в большинство отдаленных мест существовал ограниченный доступ по соображениям государственной безопасности. Одним из оснований для получения разрешения на посещение таких регионов являлось наличие маршрутной книжки, которая выдавалась добровольными организационными структурами самодеятельного туризма — Маршрутными квалификационными комиссиями (МКК).

Совершая туристские путешествия с все более усложняющимися препятствиями, их участники пришли к выводу, что наиболее сложные путешествия должны иметь право осуществлять лишь хорошо подготовленные туристы. Бесконтрольные походы в труднодоступные районы стали сопровождаться несчастными случаями. И тогда в недрах туристской общественнос-

ти возникло понимание необходимости предпоходных тренировок, обучению приемам обеспечения безопасности, подготовки снаряжения, передачи знаний и опыта. На добровольной основе опытные энтузиасты начали разрабатывать методику обучения, систематизировать методы предпоходных тренировок.

При турклубах стали возникать школы туризма. Позже появились школы инструкторов и руководителей походов разных категорий сложности. Особую роль приобрели МКК, куда выбирались наиболее опытные туристы. Комиссии осуществляли выпуск групп на маршрут. По завершении путешествия группы должны были представить отчет о совершенном путешествии. После защиты маршрута перед МКК участники и руководитель получали справки, подтверждающие их квалификацию. Наличие определенного опыта давало право на получение соответствующего

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

спортивного разряда по туризму вплоть до звания Мастера спорта.

Во всех регионах Советского Союза существовали Контрольно-спасательные службы (КСС) и Контрольно-спасательные отряды (КСО), состоявшие из добровольцев. Они осуществляли контроль над прохождением всех оформленных маршрутов. Отправляясь в путешествие, туристская группа посылала сообщение в КСС региона путешествия с описанием маршрута и указанием контрольных сроков выхода с него. В случае нарушения группой контрольных сроков КСС мобилизовывала спасателей.

В постперестроечной России такая деятельность была сведена к минимуму. Исчезла социальная база этого вида туризма. Практически исчезли турклубы. Правда, в последние несколько лет наметилась тенденция к их возрождению. Одновременно с этой тенденцией к практическим работникам ряда турфирм пришло понимание, что часть возникших проблем могла бы взять на себя индустрия туризма, тем более что рынок въездного, а вслед за ним внутреннего туризма стал проявлять повышенное внимание к богатейшему потенциалу российского спортивного туризма.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Однако, когда зарубежные и отечественные туристы начали обращаться в российские турфирмы за покупкой спортивных туров, обнаружилось, что профессионально продавать эти туры фирмы не умеют. Эта деятельность требует специфических знаний и специальной профессиональной подготовки. Тем не менее соблазн делать бизнес на этом виде услуг был настолько велик, что ряд турфирм поддался ему, не имея на то должных оснований. В результате начались проблемы, которые заставили несколько фирм уйти с рынка.

Те немногочисленные операторы, главным образом пришедшие в рыночную экономику из советского массового туризма, которым удалось использовать мастерство и опыт профессионалов в этом специфическом виде, сделали за несколько лет хороший задел для роста и развития своего бизнеса.

В настоящее время в спортивном туризме наметилась тенденция индивидуального подхода к каждому групповому туру, что накладывает на туроператора дополнительные требования по проектированию и формированию туристского продукта. Как правило, разработка маршрута, формирование турист-

ской группы, определение сроков путешествия и пр. лежит на заказчике. Заявки на отдельные услуги могут носить специфический характер. Так, для трансфера туристам могут понадобиться вездеход или вьючные животные; в качестве средств размещения могут потребоваться охотничьи домики, жилье местных жителей.

На российском рынке туристских услуг назрела потребность возврата на новой основе к традиционным, специфическим видам российского туризма. Что касается рынка образовательных услуг в сфере туризма, то здесь задачей является подготовка специалистов в этих видах деятельности, в том числе с опорой на богатейший опыт советского массового туризма, пока не до конца утраченный.

Литература

1. Калошина Н.В. Спортивный туризм : учеб. пособие. М., 1998.

2. Методические рекомендации по организации работы маршрутно-квал ификационных комиссий федерации туризма. М., 1980.

3. Пасечный П.С., Фадеев Б.Г. Основы организации и управления самодеятельным туризмом : учеб. пособие. М., 1980.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ КАФЕДР ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СТАНОВЛЕНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ МВД РОССИИ

И.А. ГОРШЕНЕВА,

заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат юридических наук, профессор

I_Gorhsenina@mail.ru

_13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Аннотация. В статье рассматривается роль и задачи кафедр иностранных языков в становлении морально-нравственной профессиональной культуры обучающихся вузов МВД России. Рассматривается вопрос воспитания патриотизма средствами языка, под которым предлагается понимать процесс целенаправленного формирования нравственных качеств личности на основе развития гуманистического мировоззрения и позитивного отношения к окружающим людям, разным языкам и культурам.

Ключевые слова: кафедра иностранных языков, роль, задачи, культура речи, профессиональная культура, патриотическое воспитание, мораль, нравственность.

ROLE AND PROBLEMS OF CHAIRS OF FOREIGN LANGUAGES IN FORMATION OF MORAL PROFESSIONAL CULTURE OF THE STUDENTS OF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.