9.3. ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Морозов П.Е., к.ю.н., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Ку-тафина
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Научная статья посвящена проблемам классификации источников международного трудового права в условиях глобализации. В последнее время на уровне международных организаций формулируются новые подходы к классификации международных актов, являющихся источниками международного трудового права, что определяется вызовами глобализации.
Ключевые слова: международное трудовое право, источники права, классификация, глобализация, трудовые права, акты МОТ, акты ООН
PROBLEMS OF CLASSIFYING OF THE SOURCES OF INTERNATIONAL LABOR LAW IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Morozov P.E., associated professor of labor law and social security law chair of MSLA after O.E. Kutafin
Annotation: The scientific article is devoted to the problems of classification of sources of the international labor law in the context of globalization. Recently, at the level of international organizations new approaches are formulated to the classification of the sources of international labor law that is determined by the challenges of globalization.
Keywords: international labor law, sources of law, classification, globalization, labour rights, ILO acts, UN acts
Под источником международного трудового права (МТП) следует понимать международный правовой акт, содержащий нормы этого права. В последнее время на уровне международных организаций формулируются новые подходы к классификации международных актов, являющихся источниками международного трудового права, что со всей неизбежностью создает проблемы, особенно, в процессе научного анализа отношений входящих в его предмет: 1) отказ от классической систематизации источников; 2) неопределенность в типологизации актов МОТ (нет ясности относительно критерия классификации, то есть как необходимо группировать акты - по статусу; по предмету или по статусу и предмету.
Представители традиционной( классической) школы( Аметистов Э.М1.,Киселев И.Я2) считали, что классификация источников МТП должна производится по юри-
1 См.:Аметистов Э.М. Международное право и труд. М: Международные отношения, 1982 .
- См.:Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М.: Проспект, 2005
дической силе - акты ООН, акты МОТ, региональные акты. Вместе с тем, Международная организация труда разработала собственную классификацию источников международного трудового права, которая имеет официальный характер, отражающий ее позицию. Она размещена на сайте специализированного органа МОТ - Бюро по деятельности работников3 (иногда в переводной литературе используется термин «по деятельности трудящихся»; однако, на наш взгляд, он устарел вследствие вступления в силу ТК РФ с 1 февраля 2002 года, где используется дефиниция «работник»). Все источники МТП подразделяются на глобальные (всемирные) и региональные. Основой данной классификацией является сфера их действия - в масштабах всего мира либо в рамках конкретного региона. В свою очередь, глобальные источники можно также разделить на две группы - акты МОТ и акты ООН (примечательно, что в соответствии с официальной позицией первое место отдается как раз нормативным актам МОТ; обосновывается подобный подход тем, что МОТ - это основной субъект международного трудового права, в то же время как трудовая правосубъектность ООН является лишь частью ее общей правосубъектности как субъекта международного публичного права). Региональные же источники, в свою очередь, классифицируются на 6 видов - акты Совета Европы; акты Европейского союза; акты иных региональных европейских организаций: Американские (Северная и Южная Америка) международные акты; Африканские акты; акты Юго-Восточной Азии
Актами МОТ являются: 1) Устав организации; 2) Конвенции, Рекомендации; 3) Декларации;4) Пакты.
Устав МОТ4 от 1919 года( с изменениями и дополнениями) содержит ряд принципов международноправового регулирования труда: регламентация рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регламентация набора рабочей силы; борьба с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защита рабочих от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защита детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защита интересов трудящихся, занятых за границей; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признание принципа профсоюзной свободы; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий.
В Декларации относительно целей и задач Международной организации труда от 1944 года также ,в частности, отмечается, что: 1) труд не является товаром;
2) свобода слова и профсоюзной деятельности является необходимым условием постоянного прогресса;
3) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; 4) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия благосостоянию.
Основными актами МОТ выступают Конвенции и Рекомендации принимаемые на заседаниях Генеральной
3 Internationa! Labour Law URL:http://actrav.itciio.org/actrav-engiish/ teiearn/giobai/iio/iaw/iabiaw.
4 Устав МОТ URL:http:// avia3000.narod.ru/0rg/
Морозов П.Е. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
Конференции. Они выступают формой выражения международных трудовых стандартов (международных трудовых норм). Следует также сказать, что, по своей юридической силе Конвенции отличаются от Рекомендаций. Так, они представляют собой акты, порождающие международные обязательства для государств, которые их ратифицировали. Конвенции устанавливают основные принципы правового регулирования. В тоже время как, Рекомендации не носят юридически обязывающего характера и, в общем и целом дополняют Конвенции путем определения основных направлений реализации их основных положений. Необходимо отметить, что МОТ предлагает несколько видов классификации Конвенций и Рекомендаций: 1) по значимости - основные; приоритетные; не обладающие статусом основных и приоритетных; 2) по предмету регулирования.
Административный совет МОТ определил 8 Конвенций этой организации в качестве основных, исходя из того обстоятельства, что в них закреплены основополагающие принципы и права в сфере труда, такие как: свобода объединения и эффективное признание права на ведение коллективных переговоров, ликвидации всех форм принудительного или обязательного труда; эффективное упразднение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. В систему основных Конвенций входят: Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 год); Конвенция № 87 о свободе объединения и защите права объединяться в профсоюзы (1948 год); Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 год); Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 год); Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 год); Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 год); Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 год); Конвенция № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 год). Следует отметить, что в научной литературе по данному вопросу нет общего мнения относительно того, как правильно называть данные Конвенции - основными или основополагающими. Однако, представляется более целесообразным использовать термин « основные», так как на официальном сайте Бюро МОТ в Москве их поместили в раздел под названием «Основные конвенции МОТ». Кроме того, нет единства также и по вопросу названия принципов, закрепленных в этих актах - либо фундаментальные либо основополагающие. На наш взгляд, боле уместным будет термин « основополагающие», так как Декларация МОТ 1998 года называется «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Кроме того, необходимо разграничивать понятия «принцип» и «право» исходя из того, что принцип также предусматривает в своей структуре и гарантию реализации субъективного права. Административный Совет МОТ охарактеризовал также 4 Конвенции как приоритетные, тем самым, призывая государства-члены ратифицировать эти акты, учитывая их значение для функционирования системы международных трудовых норм: Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле, 1947 ( № 81); Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве, 1969 (№129; Конвенция о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы), 1976 (№144); Конвенция о политике в области занятости 1964 года (№122).
Важной проблемой является также отсутствие определенности относительно оснований классификации актов МОТ. Так ряд ученых5 считают, что Конвенции и Рекомендации МОТ нужно классифицировать в современных условиях, прежде всего, по статусу. Вместе с тем, вряд ли можно согласиться с данной позицией ввиду того, что на официальном сайте МОТ систематизация проводится по такому признаку как «предмет и статус». Кроме того, классификация по статусу имеет факультативный, дополнительный характер и рассматривается как составная часть классификации по предмету, так как не существует самостоятельно.
По предмету регулирования все Конвенции и Рекомендации МОТ в соответствии с официальной позицией6 можно классифицировать на 22 вида: 1) о свободе объединения и праве на коллективные переговоры: Конвенция № 87 о свободе объединения и защите права объединяться в профсоюзы (1948 год); Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 год); 2) о запрете принудительного труда (Конвенция №105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 год); 3) запрет детского труда(Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 год);Конвенция № 182 «Об устранении нетерпимых форм детского труда» (1999 год); Рекомендация о минимальном возрасте при приеме на работу от 1973 года № 146); 4) обеспечение равенства в сфере тру-да(Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 год); 5) трехсторонние консультаций Конвенция о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы), 1976 (№ 144); 6) регулирование вопросов труда ( Конвенцией МОТ № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» от 1978 года; 7) политика занятости (Конвенция МОТ 1964 года о политике в области занятости № 122); Рекомендация МОТ 1984 года о политике в области занятости ( дополнительные положения) ( № 169); 8)профессиональное обучение( Рекомендация МОТ 2004 года о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров, и непрерывное обучение ( № 195); 9)страхование от безработицы( Конвенция МОТ 1982 года о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя ( №158); 10) заработная плата ( Конвенция МОТ 1949 года об охране заработной платы (№ 95); 11) рабочее время (Конвенция МОТ 1994 года о работе на условиях у неполного рабочего времени (№ 175); 12) охрана труда (Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле, 1947 (№ 81); Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве, 1969 (№ 129); 13) социальное обеспечение (Конвенция МОТ 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102); 14) защита материнства (Конвенция МОТ 1952 года относительно охраны материнства (№ 103); 15) социальная политика (Конвенция МОТ и Рекомендация № 167 1982 о сохранении прав в области социального обеспечения (№157); 16) труд мигрантов( Конвенция МОТ 1949 г. о работниках- мигрантах ( № 97) и одноименная рекомендация( № 86); 17) труд моряков (Конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве); 18) труд рыбаков (Конвенция МОТ 1959 г. о трудовых договорах рыбаков (№ 114); 19) труд портовых рабо-
5 См.:Лютов Н.Л.Трансформация современного международноправового регулирования труда Журнал "Российское право в Интернете". Номер 2009 (05) Спецвыпуск
6 INTERNATIONAL LABOUR STANDARDS BY SUBJECT URL: http://www.iio.org/iioiex/engiish/subgect
чих (Конвенция 1973 г. о социальных последствиях новых методов обработки грузов (№ 137); 20) труд коренных народов и народов ведущих племенной образ жизни (Конвенция МОТ 1989г. о коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (№ 169); 21) труд особых категорий работников (Конвенция МОТ 1978 г. защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (3151) и Рекомендация (№ 159); 22) редакционная деятельность (Конвенция МОТ N 116).
Особыми видами актов МОТ являются Декларации и Пакты. К наиболее значимым Декларациям относятся: Декларация относительно целей и задач Международной организации труда от 1944 года; Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 1998 года; Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации от 2008 года.
Необходимо отметить, что принципы, на которых базируется международно-правовое регулирование труда, закрепляются также и в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 1998 года. К ним, в частности, относятся: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; и недопущение дискриминации в области труда и занятий. Особо в данном акте определяется механизм его реализации, цель которого состоит в том, чтобы поощрить предпринимаемые государствами - членами Организации усилия по содействию соблюдению основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ и Филадельфийской декларации. Данный механизм имеет две стороны - 1) ежегодные меры ,касающиеся нератифицированных основополагающих Конвенций; 2) глобальный доклад. Реализация первого аспекта будет основываться на докладах, запрашиваемых у государств - членов. Формуляры докладов будут составлены таким образом, чтобы получать от правительств, которые не ратифицировали одну или более из основополагающих Конвенций, информацию, касающуюся всех изменений, которые могли иметь место в их законодательстве и практике, Эти доклады, в том виде, как они будут обработаны МБТ, будут рассматриваться Административным советом. В свою очередь, основная цель глобального доклада состоит в том, чтобы дать в динамике общую картину по каждой из категорий основополагающих принципов и права за предшествующий четырехлетний период и создать основу для оценки эффективности предоставленной Организацией помощи, а также для определения приоритетов на последующий период в форме планов мероприятий по техническому сотрудничеству, имеющих целью, в частности, привлечение внутренних и внешних ресурсов, необходимых для их выполнения.
Доклад будет охватывать ежегодно одну из четырех категорий основополагающих принципов и прав в порядке очередности.
Деятельность же МОТ в форме Пактов активизировалась в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Так, в июне 2009 года был принят Глобальный Пакт о рабочих местах. К актам ООН как источникам международного трудового права следует отнести: 1) Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года; 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года; 3) Ме-
ждународный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года; 4) Конвенцию «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» от 1969 года; 5) Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 1979 года; 6) Конвенцию «О правах ребенка» от 1989; 7) Конвенцию «О статусе беженцев» от 1954 года.
Во Всеобщей декларации прав человека7 отмечается , что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; без какой-либо дискриминации право на равную оплату за равный труд; каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов; каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск; каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
В свою очередь, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах8 закрепляется право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: 1) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; 4) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. Кроме того, в Пакте предусматривается право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации, а также право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.
В Международном пакте о гражданских и политических правах9 от 1966 года содержится принцип запрета принудительного труда - никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во
^Всеобщая декларация прав человека URL: http://www.un.org/ russian /documen/
8 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах URL: http:// www.un.org/russian/documen/
9 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19бб URL:http://www.un.org/documen/
Морозов П.Е. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
всех их видах; никто не должен содержаться в подневольном состоянии; никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Вместе с тем, принудительным или обязательным трудом не является какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозноэтническим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам; какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
Следует отметить, что в Международной конвенции ООН «О ликвидации всех форм расовой дискриминации»10 от 1965 года указывается на необходимость применения мер для предотвращения дискриминации в тех сферах деятельности, где реализуются следующие права-право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение; право создавать профессиональные союзы и вступать в них; право на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание.
В конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»11 от 1979 года отмечается, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: право на труд как неотъемлемое право всех людей; право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку; право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы; право на социальное обеспечение, в частности в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск; право на охрану здоровья и безопасные условия труда
В Конвенции ООН «О правах ребенка»12 от 1989 года содержится норма в соответствии, с которой государства-участники: 1) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на рабо-
10 Международная конвенция ООН «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» от 1965 года URL: http://www l.umn.edu /humanarts/
—Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»
— от 1979 года http:// www.un.org/russian/documen/
12 Конвенция ООН «О правах ребенка» от 1989 URL:http://www. un.org/russian/documen/
ту; 2) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда; 3) предусматривают соответствующие виды наказания или санкции.
Правовой статус беженцев определяется Конвенцией ООН «О статусе беженцев» от 1951 года. В него включаются следующие права: 1) вознаграждение за труд, включая пособия на семью, если такие пособия являются частью вознаграждения за труд, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, ограничения работы на дому, минимального возраста лиц, работающих по найму, ученичества и профессиональной подготовки, труда женщин и подростков и пользования преимуществами коллективных договоров, поскольку эти вопросы регулируются законами или распоряжениями или контролируются административной властью; 2) социальное обеспечение (законоположения, касающихся несчастных случаев на работе, профессиональных заболеваний, материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы, обязанностей в отношении семьи и других случаев, которые согласно внутренним законам или распоряжениям предусматриваются системой социального обеспечения) со следующими ограничениями: может существовать надлежащий порядок сохранения приобретенных прав и прав, находящихся в процессе приобретения; законы или распоряжения страны проживания могут предписывать социальный порядок получения полного или частичного пособия, уплачиваемого полностью из государственных средств, и пособий, выплачиваемых лицам, не выполнившим всех условий в отношении взносов, требуемых для получения нормальной пенсии.
Таким образом, можно со всей уверенностью утверждать, что традиционные подходы к классификации источников международного трудового права оказались в новых условиях устаревшими и не способными решить проблемы, вызванные глобализационными процессами, и именно это обстоятельство определило, в конце концов, необходимость выработки новых критериев систематизации международных актов.
Список литературы:
1. Аметистов Э.М. Международное право и труд. М: Международные отношения, 1982.
2. Всеобщая декларация прав человека URL: http://www. un.org/russian/documen/
3. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М.: Проспект, 2005.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 URL: http:// www.un.org/russian/documen/
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах URL: http:// www.un.org/russian/documen
6. Конвенция ООН « О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»1 от 1979 года http:// www.un.org/ russian/documen
7. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 1989 URL: http://www.un.org/russian/documen/
8.Устав МОТ URL:http:// avia3000.narod.ru/0rg/
References:
1. Ametystof EM International law and labor. M: International Relations, 1982.
2. The Universal Declaration of Human Rights URL: http://www. un.org/russian/documen/
3. Kiselev IJ Comparative labor law. M.: Prospekt, 2005
4. International Covenant on Civil and Political Rights of 1966 URL: http:// www.un.org/russian/documen/
5. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights URL: http:// www.un.org/russian/documen
6. The UN Convention "On the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women" from 1979http:// www.un.org/russian /documen
7. The UN Convention "On the Rights of the Child" from 1989 URL: http://www.un.org/russian/documen/
8. The ILO Constitution URL: http:// avia3000.narod.ru/Org/
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Морозова Павла Евгеньевича на тему: «Проблемы классификации источников международного трудового права в условиях глобализации».
Актуальность темы научной статьи Морозова П.Е. не вызывает сомнений в связи с тем, что традиционные подходы к классификации источников международного трудового права оказались в новых условиях устаревшими и не способными решить проблемы, вызванные глобализационными процессами, и именно это обстоятельство определило, в конце концов, необходимость выработки новых критериев систематизации международных актов. Все эти обстоятельства достаточно подробно рассмотрены в работе, что можно оценить в качестве ее положительной стороны.
Следует согласиться с мнением автора о том, что под источником международного трудового права (МТП) следует понимать международный правовой акт, содержащий нормы этого права. В последнее время на уровне международных организаций формулируются новые подходы к классификации международных актов, являющихся источниками международного трудового права, что со всей неизбежностью создает проблемы, особенно, в процессе научного анализа отношений входящих в его предмет: 1) отказ от классической систематизации источников; 2) неопределенность в типологизации актов МОТ (нет ясности относительно критерия классификации, то есть как необходимо группировать акты - по статусу; по предмету или по статусу и предмету.
Определенный интерес вызывает вывод автора о том, что Международная организация труда разработала собственную классификацию источников международного трудового права, которая имеет официальный характер, отражающий ее позицию. Она размещена на сайте специализированного органа МОТ -Бюро по деятельности работников (иногда в переводной литературе используется термин «по деятельности трудящихся»; однако, на наш взгляд, он устарел вследствие вступления в силу ТК РФ с 1 февраля 2002 года, где используется дефиниция «работник»). Все источники МТП подразделяются на глобальные( всемирные) и региональные. Основой данной классификации является сфера их действия - в масштабах всего мира либо в рамках конкретного региона. В свою очередь, глобальные источники можно также разделить на две группы - акты МОТ и акты ООН (примечательно, что в соответствии с официальной позицией первое место отдается как раз нормативным актам МОТ; обосновывается подобный подход тем, что МОТ - это основной субъект международного трудового права, в то время как трудовая правосубъектность ООН является лишь частью ее общей правосубъектности как субъекта международного публичного права).
ВЫВОД: научная статья доцента Морозова П.Е. соответствует предъявляемым требованиям к работам
подобного уровня и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.
Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина, академик РАСН, профессор, д.юн. К.Н. Гусов