УДК 351.811
Мартынюк Сергей Николаевич
Martynyuk Sergey Nikolayevich
адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России,
преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И АНАЛИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Postgraduate student, Department for Administration and Management of National Road Traffic Safety Inspectorate, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PROBLEMS OF CLASSIFICATION AND ANALYSIS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS
Аннотация:
В статье раскрывается содержание понятия «дорожно-транспортное происшествие». Особое внимание уделяется проблемам классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий. Приведена классификация ДТП по степени тяжести последствий, перечислены основные причины ДТП. Утверждается, что от грамотных действий сотрудника полиции по квалификации ДТП, сбору и составлению необходимых материалов зависит ход дальнейшего расследования и вынесение объективного решения по делу.
Ключевые слова:
дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, органы внутренних дел, классификация, столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, падение пассажира, прочие происшествия.
Summary:
The article deals with the concept of "road traffic accident." Particular attention is paid to the problems of classification and analysis of road traffic accidents. The author presents a classification of road traffic accidents according to the level of graveness of consequences. The main causes of the road traffic accidents are listed. It is argued that the competent actions of police officers regarding road traffic accident classification, acquisition and preparation of the necessary materials determine the course of further investigation and rendering of an objective decision on the case.
Keywords:
road traffic accident, vehicle, police, classification, collision, overturning, collision with stationary vehicle, passenger fall, other accidents.
Учитывая анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности, можно сказать, что на сегодняшний день уровень дорожно-транспортного травматизма на территории Российской Федерации остается довольно высоким.
Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1]. Вышеуказанное определение не совсем раскрывает характерные признаки и особенности ДТП. На практике имеются различия в толковании понятий «транспортное средство», «легкий вред здоровью потерпевшего», «средней тяжести вред здоровью потерпевшего», «дорожно-транспортное происшествие» и некоторых других понятий применительно к УК, КоАП, ПДД и Правилам учета ДТП.
Многие события, связанные с использованием ТС, имеют лишь внешнее сходство с ДТП, что на практике приводит к путанице при определении квалификации, классификации и учете данных событий. В связи с этим существенно затрудняется аналитическая и практическая деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), а также органов предварительного следствия, экспертов и специалистов. Не случайно до 15 % первичной информации о ДТП, поступающей из разных регионов России в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации, не отражает действительных условий, степени тяжести и механизма возникновения происшествий. В этом случае сказывается отсутствие прямого указания в действующих нормативах на специфические признаки ДТП и принципы формирования массива сведений о событиях, подлежащих и не подлежащих включению в государственную статистическую отчетность.
По данным статистики в период с 2011 по 2015 г. на территории Российской Федерации было совершено около 960 тыс. ДТП, в которых погибло более 129 тыс. чел. и пострадало около 1 211 тыс. чел. [2]. Исходя из этого можно сделать вывод, что для снижения аварийности, которая существует сегодня на дорогах России, органы внутренних дел (ОВД) Российской Федерации
должны стремиться к созданию и совершенствованию различных форм и методов административной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ административной практики ОВД в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволяет увидеть, что качество рассмотрения материалов сотрудниками ГИБДД по фактам ДТП остается на достаточно низком уровне и является неудовлетворительным, что вызывает большое количество обоснованных жалоб. Также низким качеством отличаются большинство материалов, составленных сотрудниками ОВД по фактам происшествий, повлекших причинение материального ущерба, легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевших. Негативное влияние на решение данной проблемы оказывает недостаточный профессионализм сотрудников ОВД и экспертов в данной сфере.
Анализ состояния аварийности на дорогах России заключается в выявлении причин их возникновения, ведь от того, насколько правильно сотрудник полиции определит причину возникновения ДТП, зависит дальнейшее расследование ДТП. В настоящее время на практике используются количественные, качественные и топографические методы анализа ДТП.
Современная практика свидетельствует о том, что дела, связанные с расследованием ДТП, в основном обладают относительно высокой степенью сложности, требуют от сотрудников особой профессиональной подготовки, наличия достаточного опыта и оперативности выполнения неотложных действий на местах происшествий, уменьшения времени реагирования на сообщения о них, развитой экспертно-технической поддержки, своевременной фиксации обстановки в зонах возникновения ДТП и снижения затрат на производство расследований. Причем, несмотря на повсеместное действие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», требования к качеству составляемых полицией материалов остаются очень высоки [3]. Для их выполнения сотрудникам полиции предоставляется право использования некоторых приемов оперативно-разыскной деятельности и прямого обращения к оперативным учетам общегосударственного уровня. Предварительно они получают профессиональную подготовку по вопросам криминалистики, трасологии, теории движения авто-мототранспортных средств и другим соответствующим дисциплинам.
Все дорожно-транспортные происшествия, которые происходят в стране, можно подразделить на девять видов: наезд на стоящее транспортное средство, на препятствие, на гужевой транспорт, на пешехода, на велосипедиста, столкновение, опрокидывание, падение пассажира, прочие происшествия [4]. Определить вид ДТП для сотрудника полиции на первый взгляд не представляется трудным, но, как показывает практика, в различных дорожных ситуациях часто возникают сложности. От того, насколько правильно сотрудник полиции классифицирует ДТП, грамотно соберет и составит все необходимые материалы, установит свидетелей и очевидцев, причины и обстоятельства ДТП, зависит дальнейшее расследование и вынесение объективного решения по делу.
Наиболее распространенными причинами ДТП остаются: недисциплинированность водителей и пешеходов, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, недостаточная квалификация водителей, грубое нарушение Правил дорожного движения, плохие дорожные условия, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технически неисправное состояние ТС и др.
По степени тяжести последствий все ДТП подразделяются на следующие категории: с материальным ущербом, повлекшие легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней тяжести, тяжкие телесные повреждения, смерть потерпевшего и с особо тяжкими последствиями - к ним относятся все ДТП, в результате которых погибло более трех человек или ранено более четырнадцати человек.
ДТП с материальным ущербом являются самым распространенным видом. Материальный ущерб от данного вида ДТП может складываться из стоимости: ремонтных работ на восстановление ТС, оказания медицинской помощи пострадавшим, возникших потерь от остановки движения ТС и т. д. Что касается остальных ДТП, повлекших различной степени тяжести телесные повреждения, а также смерть людей, то они остаются самыми опасными видами. При вынесении заключения судмедэкспертизы о степени тяжести вреда здоровью эксперты руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации № 522 от 17.08.2007 [5].
Все вышеперечисленные виды ДТП схожи по механизму возникновения и в большинстве случаев стереотипны по составу и последовательности выполнения неотложных действий на месте ДТП. Исходя из этого оперативная квалификация ДТП чрезвычайно затруднена, так как участники и последствия не всегда очевидны. Учитывая практику расследования ДТП, можно сказать, что для получения полной информации о них необходимо руководствоваться не только тяжестью последствий, возникших при ДТП, но и сложностью установления правильного механизма происшествия, выявления его причин и всех сопутствующих факторов, что позволит составить правильное заключение и вынести объективное решение по делу о виновности участников происшествия.
По мнению В.Н. Цындри, своевременное привлечение сотрудников ГИБДД МВД РФ к проведению административного расследования ДТП является одним из основных способов выполнения задач по реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения [6].
Сегодня аварийность на дорогах Российской Федерации остается одной из самых высоких в мире, что является демографической и социально-экономической проблемой государства, представляющей собой реальную угрозу национальной безопасности страны. В связи с этим от успешного решения данной проблемы путем предупреждения и снижения аварийности, а также совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения зависят дальнейшее развитие экономики страны, жизнь и здоровье граждан.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники ГИБДД в ходе выполнения оперативно-служебных задач на дорогах страны, возникают внезапно в результате различных дорожных ситуаций. От того, насколько качественно сотрудники ГИБДД установят причины и последствия ДТП, проанализируют полученную информацию, зависят дальнейшее расследование и привлечение к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности виновных участников ДТП.
Ссылки:
1. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Ст. 2.
2. См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (архив) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/ (дата обращения: 22.03.2016).
3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств : федер. закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015).
4. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба : пособие для сотрудников ГИБДД. М., 2000. С. 245-247.
5. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (с изм. и доп. от 24.03.2011, 17.11.2011).
6. Цындря В.Н. К вопросу о перспективах предоставления административных услуг органами внутренних дел // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (29 мая 2015 г.) / редкол.: В.В. Грицай, В.В. Денисенко, О.В. Шкеля, М.Е. Труфанов, А.С. Шиенкова. Краснодар, 2015. С. 206-209.
References:
1. Road Safety: feder. Law of 10.12.1995 no. 196-FZ 1995, art. 2.
2. See: Information on the terms of the road safety (archive) 2016, retrieved 22 March 2016, <http://www.gibdd.ru/stat/archive/>.
3. On compulsory insurance of civil liability of owners of vehicles: feder. Law of25.04.2002 no. 40-FZ (ed. by 28.11.2015) 2015.
4. Dmitriev, SN 2000, Road Patrol: A Handbook for the traffic police, Moscow, p. 245-247.
5. Approval of the Regulation determining the severity of the harm caused to human health: Decree of the RF Government of 17.08.2007 no. 522 (from amendment on 24.03.2011, 17.11.2011) 2011.
6. Tsyndrya, VN 2015, 'To a question about the prospects of providing administrative services to the organs of internal affairs', Proceedings of the IV All-Russian scientific-practical conference (29 May 2015), Krasnodar, p. 206-209.