Научная статья на тему 'Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений'

Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ИСКУССТВЕННОЕ ДОРОЖНОЕ СООРУЖЕНИЕ / МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕСТО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD ACCIDENT / ARTIFICIAL ROAD CONSTRUCTION / MECHANISM OF ROAD ACCIDENT / DANGEROUS SITUATION / PLACE OF ROAD ACCIDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болеев Александр Александрович

В статье рассмотрено понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП), представлена классификация ДТП. Проанализированы особенности ДТП на участках искусственных дорожных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болеев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic classification of the mechanism of road accident at artifical road constuction

The article deals with the concept of road accident, classification of road accident is presented. Features of road accident in the areas of artificial road constructions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений»

Болеев Александр Александрович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583181)

Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений

В статье рассмотрено понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП), представлена классификация ДТП. Проанализированы особенности ДТП на участках искусственных дорожных сооружений.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, искусственное дорожное сооружение, механизм дорожно-транспортного происшествия, опасная ситуация, место дорожно-транспортного происшествия.

A.A. Boleev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583181. Criminalistic classification of the mechanism of road accident at artifical road constuction

The article deals with the concept of road accident, classification of road accident is presented. Features of road accident in the areas of artificial road constructions are analyzed.

Key words: road accident, artificial road construction, mechanism of road accident, dangerous situation, place of road accident.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения на участках искусственных дорожных сооружений на сегодняшний очень актуальна и практически не изучена. В основном изучение причин и условий, сопутствующих ДТП, ограничивается исследованием таких участков дорожного полотна, как трасса и дорожное покрытие в условиях города. Отдельная статистика ДТП на участках искусственных дорожных сооружений подразделениями ОВД не ведется.

Однако именно на этих участках дороги последствия ДТП имеют наиболее тяжкий характер. Это в первую очередь связано с ограничением скоростного режима движения транспортных средств, несоблюдением водителями скоростного режима, отсутствием места для маневра, позволяющего водителю попытаться избежать ДТП и негативных последствий, связанных с ним.

Основными причинами ДТП на участках искусственных дорожных сооружений являются: неудовлетворительное техническое состояние искусственного дорожного сооружения, нарушение Правил дорожного движения (далее -ПДД) самим водителем, неисправное техническое состояние транспортного средства, неправильное поведение пешехода, ограниченные условия маневренности. Кроме того, к причинам ДТП на участках искусственных

дорожных сооружений нередко относят психический фактор. Так, например, в условиях замкнутого пространства (в тоннеле) водитель испытывает психологический дискомфорт, а иногда и галлюцинации, вследствие чего его поведение становится непредсказуемым и может привести к ДТП.

В соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий под дорожно-транспортным происшествием следует понимать «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения» [1].

Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственные дорожные сооружения - это «сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения)».

72

Искусственные сооружения являются технически сложной частью строящихся дорог. В зависимости от рельефа местности расходы на постройку обычно составляют до 10% общей стоимости дороги, а иногда, например в горной местности, до 25%. В период эксплуатации искусственные сооружения требуют особо тщательного надзора и ухода.

В отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.2.012-2011 приведена следующая классификация искусственных дорожных сооружений: мостовое сооружение, регуляционное сооружение, берегозащитное сооружение, тоннельное сооружение, водопропускная труба, дюкер, подпорная стена, одевающая стена, противолавинное сооружение, селепрово-дное сооружение (селедук), противокамнепад-ное сооружение, полумост, балкон, биопереход [2].

Под местом ДТП следует понимать участок дороги, а также примыкающую к нему местность, где произошло ДТП и где после самого происшествия находились объекты препятствия, оказавшие влияние на движение транспортного средства (далее - ТС) непосредственно перед происшествием, а также следы, по которым удалось установить механизм происшествия. В нашем случае таким местом является участок искусственного дорожного сооружения.

Под механизмом ДТП понимают взаимосвязь условий и причин произошедшего ДТП в совокупности с факторами, обусловившими их появление, а также промежуточных процессов и состояний, формирующих последствия для взаимодействовавших объектов в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития ДТП.

Для понимания механизма ДТП необходимо проанализировать фактическую информацию, полученную на стадии осмотра, в первую очередь это материальные следы («отпечатки» события). Следует отметить, что грамотный и всесторонний осмотр места ДТП (обнаружение, фиксация, изъятие следов) с обязательным учетом всех имеющихся следов является важнейшей составляющей, которая позволит восстановить картину события.

Важно понимать, что «ДТП обязательно сопровождается причинением материального ущерба либо телесными повреждениями или гибелью людей. Это обстоятельство отличает его от аварийных ситуаций. К ним можно отнести, например, случаи, когда автомобиль, движущийся по скользкой дороге, идет в занос, самопроизвольно разворачивается, ударяется

о снежный вал, расположенный на обочине, но не получает никаких механических повреждений, или когда ТС съезжает в глубокий водоем и после извлечения из воды сохраняет свои прежние эксплуатационные качества, а его водитель, пассажир, груз и другое имущество остаются невредимыми» [3, с. 245].

Отметим, что обязанность предотвращения дорожно-транспортного происшествия возникает не с самого момента опасности, а с момента обнаружения ее водителем или же предвидения возможности ее возникновения.

К моменту возникновения опасности относят:

1) начало опасной ситуации, которая вследствие отсутствия активных действий со стороны водителя перетекает в аварийную;

2) момент во времени, с которого водитель мог знать об источнике опасности;

3) момент во времени, когда водитель мог и должен был определить признаки источника опасности, предупреждающие о необходимости принятия активных экстренных мер;

4) начало формирования системы причинных связей из элементов «водитель - автомобиль - дорога - пешеход»;

5) действие либо бездействие пешехода на полосе движения транспортного средства на расстоянии, позволяющее водителю предотвратить ДТП, а пешеходу изменить свое местоположение для обеспечения водителю условий безопасного маневра или же проезда;

6) непосредственное взаимодействие дефектов дорожного покрытия (источник опасности в данном случае) с ТС, приводящее к искажению действий водителя при управлении ТС, а соответственно, и его неуправляемости;

7) осознание водителем выхода из строя необходимого для движения узла ТС (рулевое управление, элементы ходовой части, тормозная система); при осмотре места ДТП в данном случае необходимо выяснить, что именно неисправно, когда и по каким причинам возникла неисправность, какое влияние она оказала на дальнейшее движение автомобиля, какие действия были предприняты водителем для предотвращения ДТП.

Для аварийной ситуации характерны следующие параметры:

конкретная дорожная обстановка, в которой у водителя отсутствует объективная или субъективная возможность эффективно повлиять на ход движения ТС с целью предотвращения ДТП;

динамика движения ТС в зоне технической невозможности предотвращения ДТП;

73

расстояние (пространство) меньше остановочного пути данного ТС в сложившейся дорожной ситуации;

результат неэффективных и (или) несвоевременных действий водителя в опасной ситуации;

непредвиденные действия иных участников движения, создавшие эффект аварийности в зоне технической невозможности предотвращения ДТП, которые водитель не мог да и не должен был предвидеть.

Под опасной ситуацией понимается дорожно-транспортная ситуация, характеризующаяся следующими факторами: движение ТС; источник опасности (препятствие) на полосе движения ТС; возможность предвидения последствий при непринятии необходимых мер в ответ на возможность восприятия опасности; обязанность выполнения действий по предотвращению ДТП; нарушение ПДД участниками движения; пространственно-временная возможность водителя своевременно осознать опасность и принять меры по предотвращению ДТП.

Опасная ситуация определяется следующими пространственно-временными характеристиками: остановочный путь; опасная дистанция при однонаправленном движении; опасный интервал при попутном движении; обзорность с места водителя и степень видимости.

Остановочный путь - это совокупность времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного привода, времени замедления автомобиля до полной остановки.

Под безопасной дистанцией при однонаправленном движении понимается расстояние между следующими в попутном направлении ТС, позволяющее исключить заднее попутное столкновение с впереди идущим ТС, водитель которого экстренно тормозит.

Безопасным интервалом при параллельном движении является малое расстояние между боковыми частями ТС, исключающее боковое столкновение.

«Причины и проблемы ДТП определяются элементами системы: "водитель - автомобиль -дорога - окружающая среда'' (ВАДС). Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику, при этом безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих системы» [4].

Механизм ДТП на искусственных дорожных сооружениях в основном вытекает из механизма ДТП в целом, однако здесь элементы системы ДТП можно определить следующим

образом: водитель - автомобиль - участок искусственного дорожного сооружения - окружающая среда. При расследовании ДТП на участках искусственных дорожных сооружений важно понять, какова роль данного сооружения в произошедшем ДТП. Существуют нормы, определяющие, что габариты искусственных дорожных сооружений должны соответствовать категории дороги, на которой они располагаются, при обязательном учете полос движения и полос безопасности нормами определена высота, на которой должны располагаться путепроводы, пролетные строения мостов и т.д. Однако в действительности данные требования не всегда выполняются, о чем свидетельствует изобилие видеороликов в сети Интернет («негабарит снес мост», «взятие моста негабаритом» и т.д.), а также успешная судебная практика в сфере взыскания гражданских исков потерпевших в ДТП, причиной которой было нарушение технических норм при постройке искусственных дорожных сооружений.

Для единого учета ДТП, осуществляемого органами внутренних дел, принята следующая классификация ДТП: столкновение ТС друг с другом; наезд ТС на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.).

Самым распространенным и тяжелым видом ДТП является столкновение транспортных средств друг с другом, которое может быть лобовым, боковым, касательным, задним. Выделяют следующие виды ударов: прямой, косой, эксцентричный. Самым опасным видом столкновения является лобовое при движении ТС во встречных направлениях. Как правило, для данного столкновения характерен высокий уровень летальности и травматизма среди участников ДТП.

Боковые столкновения чаще происходят на перекрестках, когда водитель не уступает дорогу либо проезжает не на зеленый свет светофора и т.д. Касательные столкновения имеют место при однонаправленном движении ТС. Задние столкновения являются следствием нарушений безопасной дистанции между ТС. Отличительная особенность подобных столкновений заключается в вовлеченности большого количества машин в ДТП («цепная реакция»). Сначала происходит столкновение двух ТС, владельцы которых останавливаются для прояснения ситуации, затем другое ТС врезается в ТС виновника аварии сзади и т.д.

74

На наш взгляд, учитывая вышесказанное, классификацию механизмов ДТП на участках искусственных дорожных сооружений можно дополнить такими видами, как обрушение участка искусственного дорожного сооружения на ТС или под ним и столкновение ТС с элементами участка искусственного дорожного сооружения.

Так, например, по сообщению РИА Новости, в г. Красноярске имело место ДТП, причиной которого было падение на дорожное полотно опорной стены эстакады, одна из бетонных плит упала на автомобиль, где находились два человека, оба погибли. Обрушение стало результатом неисправного технического состояния искусственного дорожного сооружения.

Приведем еще один пример: по сообщению пресс-службы ГУ МЧС России, в Московской области на трассе М-10 грузовик MAN с поднятым кузовом обрушил мост.

Таким образом, классификацию ДТП на участках искусственных дорожных сооружений можно представить следующим образом:

1. Столкновение ТС:

по типу траектории удара: лобовое, боковое, заднее;

по типу положения ТС к участку ДТП: с вылетом ТС, без вылета ТС;

по характеру удара: прямое, косое, эксцентричное.

2. Наезд ТС:

по объекту наезда: препятствие (например, опора моста), пешеход, велосипедист, животное, дефект дорожного полотна (например, яма).

3. Опрокидывание ТС.

4. Обрушение участка искусственного дорожного сооружения.

5. Столкновение ТС с элементами участка искусственного дорожного сооружения, которое ввиду сложного технического устройства данных сооружений и особенностей механизма ДТП нельзя отнести к первому виду ДТП.

6. Особые ДТП (с падением ТС в воду, в обрыв и т.д.).

В заключение следует отметить, что механизм ДТП на участках искусственных дорожных сооружений, а также их классификация вытекают из механизма ДТП в целом, однако имеют свои особенности ввиду особых технических параметров. Данная проблема актуальна, в связи с малоизученностью и распространенностью подобных ДТП, поэтому нуждается в дальнейшем изучении и исследовании.

1. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 (по сост. на 4 сент. 2012 г.). URL: http:// base.garant.ru/10104820

2. Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.012-2011. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений. Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР). М, 2011. URL: http://Lawru.info/dok/2011/09/13/n188721.html

3. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: пособие для сотрудников ГИБДД. М., 2000.

4. Действия сотрудников подразделений Госавтоинспекции на месте дорожно-транспортного происшествия: метод. рекомендации. Краснодар, 2008.

1. On approval of accounting regulation of road accidents: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 29, 1995 № 647 (as amended on Sept. 4, 2012). URL: http://base. garant.ru/10104820

2. ODM 218.2.012-2011. Classification of structural elements of artificial road constructions. Federal Road Agency (ROSAVTODOR). Moscow, 2011. URL: http://Lawru.info/dok/2011/09/13/ n188721.html

3. Dmitriev S.N. Road patrol: manual for the traffic police employees. Moscow, 2000.

4. Actions of employees of Traffic police departments in place of road accident: methodical guidelines. Krasnodar, 2008.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.