Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения на селе'

Проблемы кадрового обеспечения на селе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
561
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения на селе»

Резюмируя сказанное, при разработки системы критериев идентификации эффективной структуры аграрной занятости необходимо ориентироваться на ее многоуровневый характер, среди которых многоукладно-отраслевой и территориально-отраслевой - начальные базовые уровни. Все это предполагает возможность разработки уровнеагрегированных критериев эффективности структуры занятости в сельском хозяйстве, но делает весьма проблематичной разработку единого интегрального показателя ее оценки.

Источники

1. Богдановский В.А. Новые фермеры: инвестиции и демография // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2014. - №1(18). - С.53-

2. Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studme.org/120903166270 /economika/vidy-zanyatosti

3. Кузнецов С.Г., Мухина И.И. Методология прогнозирования эффективной структуры занятости в условиях инновационного сценария макроэкономического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecfor. ru/pdf.php?id=books/sa2008/41

4. Петриков А.В. Семейные крестьянские хозяйства в современной экономике России и направления их государственной поддержки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agronews.ru/upload/docs/ Prezentsiya Petrikov.pptx

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА СЕЛЕ

Меренкова И.Н., д.э.н., доцент, зав. отд. Научно-исследовательского института экономики и организации агропромышленного комплекса ЦЧР РФ, Перцев В.Н., к.э.н., глава администрации Ракитянского района Белгородской обл.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики страны, развитие которой напрямую зависит от кадрового потенциала. Воспроизводство квалифицированных рабочих сельского хозяйства в рыночных условиях является необходимым условием успешного развития агропромышленного комплекса.

Происходящее в последнее время сужение демографической базы воспроизводства трудовых ресурсов в сельской местности создает трудности с формированием контингента молодежи для подготовки ее на рабочие места. В перспективе это окажет негативное влияние на обеспечение отрасли рабочими кадрами. Причем, проблема с кадровым обеспечением сельской местности стоит остро не только в аграрной сфере, но и в отраслях образования, экономики, медицины и многих других. Каждый третий из молодых людей в сельских районах России вообще не имеет профессии, а около половины не были профориентированы в школе на какую-либо профессию. Отсутствие профессионального образования у сельской молодежи - это подрыв качества трудового потенциала села на длительное время.

Все регионы России сталкиваются с нехваткой кадров на селе. Несмотря на активную работу по кадровому обеспечению сельских районов Белгородской области еще много остается нерешенных проблем.

В Ракитянском районе Белгородской области - стабильно развивающемся и перспек-

тивном районе проживает 35 тысяч человек, из них сельского - более 15 тысяч.

Сельская молодежь района, являющаяся основным резервом пополнения рабочих кадров сельского хозяйства, имеет низкий профессиональный образовательный уровень, удельный вес молодежи с высшим образованием находится на уровне 9%. Более 55% основных профессий сельскохозяйственных организаций находятся за пределами 40-летнего возраста, а значительная часть из них старше 50 и 60 лет.

В рамках основных инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса, потребность в кадрах в этой сфере Ракитянского района составляет 833 человека, из них с высшим профессиональным образованием - 166 человек, средним профессиональным образованием - 411 человек и начальным профессиональным образованием -626 человек. Поэтому принятие муниципальных программ по развитию сельского хозяйства направлено на стабилизацию и укрепление сельского хозяйства профессионально подготовленными кадрами.

Появление новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения вызвало к жизни более узкую область экономики - социальную сферу, состояние которой напрямую связано с развитием села.

В настоящее время в системе здравоохранения Ракитянского района работает

553 сотрудника. Обеспеченность врачами составляет 19,8 на 10000 населения, а средним медицинским персоналом - 79,2. Недостаточная обеспеченность врачебными кадрами можно объяснить отменой государственного распределения выпускников и социальной неустроенностью медицинских работников. Также отсутствие социально-бытовых условий и особенно жилья делают весьма затруднительным закрепление квалифицированных специалистов на селе.

В районе количество врачей, ежегодно проходящих аттестацию, составляет от 2 до 11 человек (от 3-16% от общего числа), средних медицинских работников 25 человек (9%). Ежегодно проходят повышение квалификации специалисты высшего и среднего звена района, что позволяет в 5-летний срок охватить обучение 100 % специалистов здравоохранения. В то же время существующая модель дополнительного профессионального образования в здравоохранении не всегда соответствует запросам заказчиков образовательной услуги. В системе дополнительного профессионального образования основными видами деятельности являются: профессиональная переподготовка (более 500 аудиторных часов для врачей и 288 часов для средних медицинских работников), повышение квалификации (144 часа). Повышение квалификации в объеме 144 часа проводится 1 раз в 5 лет с отрывом от основного места работы.

В системе социальной защиты населения Ракитянского района функционируют учреждение социальной помощи на дому, два стационарных учреждения для пожилых граждан и инвалидов, учреждение для социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В профессиональном аспекте кадровый состав учреждений социальной защиты населения состоит из специалистов следующих специальностей: социальные работники (44,6%), врачи (1,1%), средний медицинский персонал (2,7%), педагогические работники (7,8), другие специалисты (8%).

Численность работающих в учреждениях культуры Ракитянского района составляет 338 человек. Анализируя возрастной состав специалистов можно отметить, что в данной сфере работают 78 человек или 23% в возрасте до 30 лет и более 70% человек, возраст которых превышает 50 лет, что свидетельствует о преобладании лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.

Общая численность работников системы образования района - 1191 человек. Высшее образование имеют 525 человек, что составляет 44% от всех работников, 261 работник (12%) имеет средне-профессиональное образование, 145 человек (12%) пенсионного возраста, 208 человек (17%) старше 50 лет.

Наибольший удельный вес (32%) приходится на работников в возрасте от 40 до 49 лет, молодых людей в возрасте от 29 лет - 127 человек, что составляет 10 % от всех работающих, в том числе 85% от работающих женщины и 15% мужчины. Количество работников пенсионного возраста превышает количество работников возраста от 16 до 29 лет.

Количество молодых специалистов, окончивших вузы и техникумы не удовлетворяет количество востребованных вакансий, что, прежде всего обусловлено нежеланием выпускников работать в сельских школах, поэтому важно поднимать престижность профессии учитель, привлекая молодежь для работы в сельских и поселковых школах.

В целях обеспечения потребностей в высококвалифицированных рабочих и специалистах для сельской экономики на территории Ракитянского района проводится определенная работа. Координационный совет по целевой подготовке кадров определяет потребность предприятий и организаций района в специалистах и квалифицированных рабочих кадрах, проводит отбор выпускников образовательных учреждений района для направления в профессиональные учебные заведения на контрактной основе и профориентационную работу с учащимися в виде участия в ярмарках вакансий и рабочих мест, ярмарках профессионального обучения.

Для дальнейшего социально-экономического развития Ракитянского района и решения вопросов кадрового обеспечения необходим комплекс следующих мероприятий:

- проведение аналитико-прогнозной оценки кадровой ситуации в районе,

- активизация работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для экономики и социальной сферы района с учетом спроса и предложения на рынке труда;

- создание и развитие системы оценки профессиональных компетенций кадров;

- использование учебных мощностей среднетехнических учебных заведений, сельских общеобразовательных школ для подготовки квалифицированных рабочих кадров;

- формирование электронного банка данных лиц, потенциально способных к управленческой деятельности в органах мест-

ного самоуправления, экономике и социальной сфере, а также среди перспективных детей и молодежи.

Реализация намеченных мероприятий позволит сформировать целостную и эффективную систему обеспечения кадрами сельское хозяйство и социальную сферу села в соответствии с приоритетами социально-экономического развития района.

Источники

1. Меренкова И.Н. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий муниципального района / И.Н Меренкова., В.Н. Перцев. - Воро-

неж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. -166 с.

2. Перцев В.Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района. Автореферат дис. канд экон. наук: 08.00.05: - Воронеж, 2011. - 24 с. Доступно: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004839709#?page=1 (дата обращения 01.07.2015)

3. Ухоботов В.В. Проблемы формирования рабочих кадров в сельском хозяйстве / В.В. Ухобо-тов, Д.А. Варцев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул: Науч. журнал, 2008. - № 8. - С. 86-89. (всего -0,5, в том числе автора - 0,25 п.л.).

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Зазулина М.Р., к.филос.н., науч. сотр. Институт философии и права СО РАН

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-03-00605)

В 2000-е гг. процесс российской трансформации, продолжающейся к этому времени с различной интенсивностью больше десятилетия, вышел на новый этап развития, сущность которого заключается в реформировании базовых социальных политических и социальных институтов общества, сохранившихся с некоторыми изменениями со времен советской эпохи, и созданных в процессе адаптации к преобразованиям основ социально-экономической системы и высших уровней управления. В частности, существенным реформам подвергаются социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения, образования, «низовые» институты управления. Судя по масштабу и глубине преобразований, совокупность инноваций, развивающих логику и направленность постсоветской социетальной трансформации, может оказать на уровень и качество жизни рядового населения, воздействие не меньшее, чем реформы, осуществленные в начале 1990-х гг. Важной составляющей второго этапа преобразований является муниципальная реформа, основной целью реформы, призванной изменить все стороны местного самоуправления, начиная с территориальных основ и заканчивая вопросами финансово-экономического обеспечения его деятельности, следует признать реорганизацию институционально-правовых и экономических основ местного самоуправления.

Важная проблема, возникшая в ходе реформы, заключается в усложнении системы взаимодействий и связей, как вертикального (между сельскими и районными администрациями), так и горизонтального типа (между органами МСУ и организациями соцкультбы-

та, хозяйственными субъектами). Исследование показало, что основным фактором, осложняющим управление на уровне сельских поселений, является двухуровневая организация местного самоуправления предполагающая практически полную независимость местной поселковой и районной власти. Нарушение властной управленческой вертикали на самом низовом уровне существенно снижает (реальную) эффективность управления социально-экономическим развитием сельских сообществ.

Отсюда вытекает и другая проблема -неясность и неоднозначность форм и методов действий в новой институционально-правовой среде. В ситуации практически полной независимости местных муниципалитетов от властей районного уровня, каждая администрация вынуждена не только самостоятельно вырабатывать стратегию решения вопросов местного значения, но и обеспечивать техническо-организационную сторону процессов управления и правоприменения, что в определенных случаях вызывает большие трудности. Объем этих сложностей и успешность деятельности во многом зависит от такого ресурса развития муниципальных образований, как кадровый потенциал. Кадровый потенциал органов местной власти (понимаемый как совокупность способностей и возможностей представителей органов местного самоуправления, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах местного сообщества, региона и государства) - является элементом территориального социально-экономического потенциала территорий, поэтому эффективность кадрового потенциала — это обратная сторона кадрового ресурса, отра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.