ВЫВОДЫ
Разработанная и научно обоснованная технология повышения точности штрафных бросков квалифицированными баскетболистами является эффективной и педагогически целесообразной, так как за короткий отрезок времени позволяет существенно улучшить как индивидуальную, так и командную соревновательную результативность выполнения штрафных бросков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маньшин, Б.Г. Повышение точности бросков мяча в баскетболе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 34-36.
2. Пельменев, В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов : учеб. пособие / В.К. Пельменев ; Калинингр. ун-т. - Калининград : [б.и.], 2000. -162 с.
3. Притыкин, В.Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Притыкин В.Н. - Омск, 2003. - 22 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796/799 + 378.189.6
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика
И. П. Павлова
Аннотация
В статье проанализированы проблемы вузовской физической культуры на примере СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Рассмотрены возможные пути модернизации физической культуры, укрепление позиций кафедры физического воспитания.
Ключевые слова: физическая культура, кафедра физического воспитания, образовательный процесс.
PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION QUALITY AT NON-CORE UNIVERSITY AND SOME WAYS OF COPING WITH IT
Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University
Annotation
The article analyzes the problems of university physical education on the example of St.-Petersburg Pavlov State Medical University. Possible ways of modernization of physical culture have been presented both with the issue of strengthening the position of the Department of Physical Education.
Keywords: physical culture, Department of Physical Education, educational process.
Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
В профессиональной деятельности врача знания и умения, полученные на занятиях физической культурой, необходимы не только для грамотных рекомендаций пациентам по выбору режима двигательной активности, но и для успешности в профессии. «Врач должен иметь свежий цвет лица и здоровое крепкое тело, ибо о худощавом и вялом думают, что он ни себе, ни другим помочь не в силах» [3].
Новый ФГОС ВПО третьего поколения выделяет «Физическую культуру» в от-
дельный раздел и даёт надежду на то, что всё время, отведённое для занятий, будет реализовано в качестве аудиторных занятий. Отраден тот факт, что в стандарте прописано -«обязательные аудиторные занятия по физической культуре», т.к. ранее в медицинских вузах из 408 часов дисциплины «Физическая культура» лишь 272 часа были аудиторными, а 136 часов отводились на самостоятельную работу.
В случае студентов медицинских вузов нельзя согласиться с предлагаемым стандартом третьего поколения учебным планом, где занятия по физической культуре распределены на пять курсов при одном занятии в неделю. Сформировать у студентов младших курсов потребность в двигательной активности при одном занятии в неделю невозможно, даже двух занятий в неделю недостаточно для полноценного выполнения принципа систематичности и регулярности занятий [1].
С другой стороны, студенты-медики, начиная с третьего курса, основное время занятий проводят на клинических базах, расположенных иногда в достаточно удалённых от СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и учебно-оздоровительного комплекса (УОК), где проходят занятия по физической культуре, районах города. Предположить, что после занятий в клинике студенты пятого приедут в Университет на занятия по физической культуре, в настоящее время сложно. Для студентов старших курсов на кафедре физического воспитания и здоровья предоставлено достаточно других, помимо учебных занятий, возможностей для удовлетворения потребностей в двигательной активности: занятия в спортивных секциях, оздоровительных группах и элективные курсы. Поэтому, учитывая вышеизложенное, целесообразно планировать занятия следующим образом: два раза в неделю на 1 и 2 курсе и 1 раз в неделю на третьем, что в общей сложности составит 360 часов, прописанных в ФГОС, как «объём практической подготовки». Оставшиеся 40 часов - это лекционные и методические занятия, которые могут быть размещены по расписанию всех курсов с учётом загруженности на других дисциплинах и соблюдение максимального недельного объёма аудиторных занятий.
В ФГОС ВПО третьего поколения по всем медицинским специальностям по дисциплине «Физическая культура» выпускники должны знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; принципы здорового образа жизни; уметь разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения и владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания.
Специалист по направлению «Лечебное дело» в своей профилактической деятельности должен осуществлять мероприятия по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих; к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности; распределение пациентов на группы для занятий физической культурой и спортом с учётом их состояния здоровья; привлечения прикрепленного контингента к активным занятиям физической культурой и спортом.
Дисциплина «Физическая культура» в соответствии со стандартом третьего поколения способствует формированию ряда общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), например, ПК12: «Выпускник по специальности «Лечебное дело» с квалификацией врач-лечебник должен быть способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возраста, пола и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными взрослыми и подростками».
Даже небольшой экскурс в стандарт третьего поколения демонстрирует насколько органично связана дисциплина «Физическая культура» с процессом подготовки специа-
листов-медиков и с их будущей профессией. Такое внимание в законе должно обеспечить соответствующее внимание и в реализации дисциплины непосредственно в учебном процессе. К сожалению, существуют отдельные проблемы, решение которых могло бы значительно улучшить качество учебного процесса.
Качество образования по физическому воспитанию определяется результатом взаимодействия студента и преподавателя на занятиях.
Современный же студент имеет слабую мотивацию к занятиям физической культурой либо она полностью отсутствует [7]. Это первая проблема. Как показывает мониторинг студентов первого курса, лишь незначительная часть из них активно занималась физической культурой до вуза и, как правило, привычка эта сформирована в семье, а не в школе. Поэтому начало успешного процесса обучения связано с формированием положительного отношения к занятиям, осознанием их необходимости для сохранения здоровья и формирования хорошего уровня физического развития. И, если в процессе занятий удается добиться того, что двигательная активность становится в дальнейшем жизненной необходимостью, то поставленная задача решена на отлично. Но, к сожалению, это достаточно небольшой процент занимающихся. Качество образования по физической культуре зависит, в первую очередь, от желания студента овладеть необходимыми навыками, от его дисциплинированности и работоспособности.
Следующая составляющая образования - преподаватель. Качество его деятельности определяется уровнем компетентности, потребностью и способностью заниматься преподавательской деятельностью, способностью устанавливать контакты с внешней и внутренней средой, творческим отношением к работе [8]. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы [2]. К сожалению, уровень заработной платы преподавателя вуза настолько низок, что сделать эту работу привлекательной, с материальной точки зрения, не может [2,5]. Это вторая проблема. Появляется необходимость дополнительной работы, что не может не сказаться на качестве основной работы: перемещения по городу в транспорте, планирование других занятий, да и просто дополнительная физическая нагрузка, как неотъемлемая особенность труда преподавателя по физической культуре. В некоторой степени на помощь приходит внебюджетная деятельность кафедры по организации платных оздоровительно-образовательных услуг. Удается приобрести дополнительный заработок, избежать транспортных перемещений, но физическая усталость и затраты времени остаются, поэтому далеко не все преподаватели кафедры могут использовать эту возможность. Молодым преподавателям на кафедре предоставлена возможность реализовать свои творческие наклонности: разработать авторскую методику, ввести в учебную программу альтернативные традиционным видам занятия: фитнес в различных его проявлениях, танцевальные занятия, спортивные единоборства, дартс, прикладное плавание и др. Это помогает удержать молодых преподавателей в коллективе.
Трудно объяснить, что заставляет людей работать при таком уровне заработной платы. Немаловажную роль в выживаемости в коллективе как ветеранов, так и молодежи, по-видимому, играет увлечённость профессией и традиции кафедры: взаимовыручка и взаимозаменяемость, добрые межличностные отношения, умение понимать друг друга. Преподаватели занимаются со студентами физической культурой, потому что им ЭТО НРАВИТСЯ ДЕЛАТЬ. Но, к сожалению, иногда жизненные обстоятельства оказываются сильнее, и кафедра теряет высококлассных специалистов, вынужденных переходить на работу не по специальности, но за более высокую заработную плату.
Проблема третья - необходимость самостоятельно оплачивать курсы повышения квалификации. Курсы по педагогике, проводимые в нашем Университете на бесплатной основе, не могут обеспечить преподавателя теми современными знаниями непосредственно в области физической культуры, которые преподаются на курсах в Национальном государственном Университете им. П.Ф. Лесгафта. Выход из ситуации - обмен опытом с
кафедрами физической культуры других вузов города, когда преподаватель в течение достаточного времени без отрыва от основной работы является бесплатным стажером в другом вузе. О хорошем уровне повышения квалификации в данном варианте говорить сложно. Очень своевременным является открытие в прошлом учебном году в нашем Университете аспирантуры по специальности «Теория и методика физической культуры»: молодые преподаватели кафедры получили возможность продолжить образование в стенах родного Университета.
Два вышеописанных субъекта - преподаватель и студент - вступают во взаимодействие в образовательном процессе по физической культуре. Условием, необходимым для начала этого процесса, является медицинский осмотр студентов с целью определения медицинской группы - основной, подготовительной, специальной или ЛФК. Знание состояния здоровья и уровня физического развития и физической работоспособности студента способствует организации качественного процесса обучения, адекватного возможностям занимающихся. Иногда медицинский осмотр студентов становится четвертой проблемой. Неудачно составленный график медосмотра студентов первого курса, очереди в поликлинике, необязательность студентов затягивают прохождение медицинского осмотра на неопределенный срок. А ведь на кафедре физического воспитания и здоровья тоже существует УМК, программа занятий, учебный и поурочные планы [1, 5].
Качество образования по физической культуре неотъемлемо связано с состоянием баз для занятий и их оснащённостью. Наш Университет в отличие от многих других располагает отличной собственной базой для занятий физической культурой. Но проблема номер пять - затянувшийся ремонт в помещениях УОК. И хотя причины возникновения проблемы объективны и должны быть разрешены в ближайшее время, учебный процесс испытывает достаточные трудности. Существующая система госзакупок и недостаточное финансирование делает практически невозможным своевременное приобретение спортивного инвентаря, спортивной формы, оснащения для спортивных помещений УОК.
К числу позитивных событий для кафедры необходимо отнести планируемое строительство учебно-спортивной базы в пос. Васкелово, отвечающей всем самым современным требованиям. В арсенале спортивных сооружений предусмотрены круглогодичные занятия в крытых помещениях и на свежем воздухе по различным видам спорта.
Реализация нового стандарта вселяет надежду, что физическая культура не только займет свое заслуженное место в системе вузовского образования, но и получит должную материальную поддержку. Ведь физическая культура - это основное немедикаментозное средство сохранения и поддержания здоровья, формирования и развития физических, интеллектуальных, эстетических и психологических качеств человека [2]. Возможности физической культуры и круг решаемых с ее помощью задач сложно перечислить. Физическая культура, если хотите, может творить чудеса!!!
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачёв, О.К. Физическая культура : учебное пособие / О.К. Грачёв. - М., Ростов-на-Дону : Изд. центр «Март», 2005. - 461 с.
2. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В. И. Григорьев, Д. Н. Дави-денко, В.А. Чистяков // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
3. Коростелев, Н. Времена Мудрова / Н. Коростелев // Медицинский вестник. -2007. - № 31 (416). - С. 25-28.
4. Педагогика в медицине / Кудрявая Н.В. [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
5. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
6. Структура и основные особенности труда преподавателя кафедры физического
воспитания высшей школы / Д.Н. Давиденко [и др.] // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 71-75.
7. Харламов, Е.В. Физическая культура и здоровье : учеб.-метод. пособие / Е.В. Харламов, О.К. Грачёв. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рос. гос. мед. ун.-та, 2005. - 69 с.
8. Акмеология физической культуры и спорта : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Хозяинов [и др.]. - М. : Академия, 2005. - 208 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.15
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Яна Вадимовна Сираковская, аспирант, мастер спорта по спортивному ориентированию,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка, Московская область
Аннотация
В статье рассматривается роль игрового метода в технико-тактической подготовке юных ориентировщиков на начальном этапе обучения, в аспекте анализа результатов специфических для спортивного ориентирования тестов и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, начальный этап обучения в спортивном ориентировании, технико-тактическая подготовка, тесты «Фрагмент карт», «Выбор пути движения», игровой метод, соревновательная деятельность.
TECHNIQUE AND TACTICAL PREPARATION OF ORIENTEER'S RUNNERS AT
THE INITIAL TRAINING STAGE
Jana Vadimovna Sirakovskaja, the post-graduate student,
Master of sports on sports orienteering,
Moscow State Academy of Physical Culture,
Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article considers the role of game method in technique and tactical preparation of young orien-teer’s runners at the initial training stage, within the aspect of the analysis of results of tests specific for orienteering sport and competitive activity.
Keywords: sport orienteering, initial training stage in sports orienteering, technique and tactical preparation, tests «Fragment of cards», «way Choice», game method, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
На начальном этапе подготовки в спортивном ориентировании совершенствование технико-тактических действий юных спортсменов занимает основное место в тренировочном процессе. Технико-тактическая подготовка в свою очередь успешна настолько, насколько используемые методы соответствуют естественным потребностям детей определённого возрастного периода [2], в этой связи особо следует выделить игровой метод.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
В эксперименте приняли участие 16 юных спортсменов-ориентировщиков. Были образованы две группы - контрольная и экспериментальная, по 8 человек в каждой группе. Контрольная группа занималась по общепринятым методикам подготовки юных ори-ентировщиков [1]. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, на основе игрового метода, включающей в себя спортивные, психотехнические,