Научная статья на тему 'Проблемы изучения синонимов в национальной школе'

Проблемы изучения синонимов в национальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОНИМИЯ / SYNONYMY / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ЛЕКСИКА / VOCABULARY / СЕМАНТИКА / SEMANTIC / ЯЗЫКОЗНАНИЕ / LINGUISTICS / КОНТЕКСТ / CONTEXT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдурахманова А. Г., Гамзаева Л. Б.

Статья посвящена изучению синонимов, при котором слово раскрывается как элемент словарной системы, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Для того, чтобы усвоение языка проходило более эффективно, необходимо обратить особое внимание на лексико-семантическую работу над словом. В работе над синонимами важно научить учащихся выбирать тот синоним, который наиболее точно выражает мысль говорящего и соответствует функциональному стилю высказывания. Для закрепления данных навыков следует предложить упражнения лексико-стилистического характера. Итоговой работой может служить сочинение, в котором учащиеся не должны допускать повторения одних и тех же слов, а должны заменять их синонимами, а также задания на использование синонимов в качестве скреп, в том числе и контекстуальных синонимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абдурахманова А. Г., Гамзаева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IN THE STUDY OF LEXICAL SYNONYMS IN THE NATIONAL SCHOOL

The article is dedicated to the study of lexical synonyms, where the word is revealed as an element of a dictionary system, influences the acquisition of orthographic skills as a basis for the enrichment of students'' vocabulary and development of a particular style. To ensure that the learning took place more effectively, it is necessary to pay special attention to the lexical-semantic work with words. The work on synonyms is important for teaching students how to choose the synonym that best expresses the thought of the speaker and meets functional style statements. To develop these skills teachers may offer exercises on practicing lexical and stylistic skills. The final work can have a form of an essay, in which students try not to have the same words repeated, but must replace them with synonyms. Some tasks may be oriented at using synonyms, as well as contextual synonyms, for text cohesion.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения синонимов в национальной школе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела:

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и перевоведения Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

УДК 811.161.1

Abdurakhmanova A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian Language at the National School,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Hamzayeva L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian Language at the National School,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

PROBLEMS IN THE STUDY OF LEXICAL SYNONYMS IN THE NATIONAL SCHOOL. The article is dedicated to the study of lexical synonyms, where the word is revealed as an element of a dictionary system, influences the acquisition of orthographic skills as a basis for the enrichment of students' vocabulary and development of a particular style. To ensure that the learning took place more effectively, it is necessary to pay special attention to the lexical-semantic work with words. The work on synonyms is important for teaching students how to choose the synonym that best expresses the thought of the speaker and meets functional style statements. To develop these skills teachers may offer exercises on practicing lexical and stylistic skills. The final work can have a form of an essay, in which students try not to have the same words repeated, but must replace them with synonyms. Some tasks may be oriented at using synonyms, as well as contextual synonyms, for text cohesion.

Key words: synonymy, vocabulary, vocabulary, semantic, linguistics, context, national school.

А.Г. Абдурахманова, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка в национальной школе, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

Л.Б. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. русского языка в национальной школе, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНОНИМОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена изучению синонимов, при котором слово раскрывается как элемент словарной системы, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Для того, чтобы усвоение языка проходило более эффективно, необходимо обратить особое внимание на лек-сико-семантическую работу над словом. В работе над синонимами важно научить учащихся выбирать тот синоним, который наиболее точно выражает мысль говорящего и соответствует функциональному стилю высказывания. Для закрепления данных навыков следует предложить упражнения лексико-стилистического характера. Итоговой работой может служить сочинение, в котором учащиеся не должны допускать повторения одних и тех же слов, а должны заменять их синонимами, а также задания на использование синонимов в качестве скреп, в том числе и контекстуальных синонимов.

Ключевые слова: синонимия, лексика, словарный запас, семантика, языкознание, контекст, национальная школа.

Практическое изучение лексики, и в частности синонимов, заключается в том, что её изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексических синонимов развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает в них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться словарем (толковым словарем, словарем синонимов).

Проблема овладения русской речью учащихся национальной школы всегда привлекала внимание учёных-лингвистов и методистов. Для того, чтобы усвоение языка проходило более эффективно, необходимо обратить особое внимание на лекси-ко-семантическую работу над словом. Учитывая важность осознания системности в лексике, следует показать учащимся, что одно и то же слово одновременно может выступать либо в часть, либо во все типы указанных отношений. При подборе родствен-

ных слов одновременно следует к исходному слову подобрать синонимы, антонимы, омонимы, если таковые имеются. Подобная работа позволяет практически показать, что все элементы лексической парадигмы существуют не изолированно, а находятся в системных отношениях между собой.

При изучении всех лексических понятий, в частности синонимов, считается целесообразным использовать следующие принципы:

1. Экстралингвистический. Он основан на составлении слова и реалии, означаемой данным словом. Этот принцип применим к словам с конкретным значением.

2. Лексико-грамматический. Сопоставление лексического и грамматического значений слов позволяет точнее раскрыть сущность изучаемого лексического явления, предупредить ошибки учащихся в разграничении сходных в чем-либо явлений.

3. Семантический. Слово образует лексическую парадигму. Для выяснения языковой сущности того или иного члена этой парадигмы надо сопоставить его с другими членами этой парадигмы.

4. Диахронический. Помимо этого система работы над лексическими синонимами основывается на следующих дидактических принципах: научности и доступности изучаемого материала,

систематичности, сознательности, учета и опоры на родной язык, наглядности. Этот принцип следует использовать при изучении синонимов и антонимов, синонимов и родственных слов [1, с. 92].

Знакомство с лексическими синонимами должна носить практический характер и может быть построено по следующему плану: 1) наблюдения над языком, которые подводят учащихся к пониманию явления, помогают выявить то общее, что позволяет объединить слова в один синонимический ряд, и то, что отличает их друг от друга; 2) нахождение лексических синонимов в готовом тексте, в том числе и контекстуальных;

3) наблюдения над их стилистической ролью, над их лексической сочетаемостью, над интенсивностью проявления признака, действия (неважный, плохой, дрянной, скверный, отвратительный и т. п.);

4) использование лексических синонимов в собственной речи при выполнении разнообразных упражнений.

На первом этапе работы для наблюдения и закрепления сведений о синонимах можно предложить упражнения лекси-ко-семантического характера.

1) Определите общее значение каждой группы синонимов. Составьте предложения с выделенными синонимами.

а) дом, здание, жилище; б) родина, отчизна, отечество;

в) шофер, водитель; г) отметка, оценка, балл; д) труд, работа, дело.

2) Составьте из этих слов ряды синонимов. Назовите общее значение слов-синонимов каждого ряда. Составьте предложения с однородными членами, используя слова любого ряда синонимов. Всадник, страна, метель, теснота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потемки, земля, пурга.

3) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. а) Установилась хорошая погода. б) В лес за лекарственными растениями. в) В этом году было много хороших дней.

Разбор синонимов в тексте в наибольшей мере учит школьников употреблять слово вдумчиво, учитывая тончайшие оттенки его значения, его стилистической и эмоциональной окраски, его сочетаемости.

Эти упражнения направлены на закрепление сведений о сущности синонимов.

Одной из особенностей многих синонимов является их различная сочетаемость с другими словами. Эта особенность у разных синонимов проявляется по-разному. Так слово старый вступает в сочетание со многими словами (дом, костюм, дуб, стол, квартира, друг...), его же синоним древний образует ограниченное количество словосочетаний (древний старик, древний дуб).

При изучении синонимов следует также учитывать, что многозначные слова могут иметь разные синонимы, например, слово граница имеет следующие группы синонимов: 1) граница - рубеж - пограничная линия; 2) граница - черта - грань -водораздел.

Для осознания различий в употреблении синонимов одного ряда рекомендует использовать прием сопоставления. «Особенно это важно для нерусской аудитории, т. к. сопоставление здесь

Библиографический список

носит двоякий характер: во-первых, сопоставляются синонимические явления русского языка, во-вторых - явления русского и родного языков», - подчёркивает автор [2, с. 3]. Подобная работа не только совершенствует навыки употребления синонимов в лексически сходных контекстах, но и даёт возможность практически усвоить сложные для учащихся синтаксические связи -управление и согласование. Например, синонимичность слов дорожить, ценить определяется значением «признавать что-либо важным, ценным для себя». Синтаксические конструкции: дорожить (чем?) дружбой, жизнью; ценить (что?) дружбу, жизнь. Следующий прием, очень эффективный - противопоставление синонимов в контексте: Он знал в детстве не нужду, а бедность. (И. Эренбург). Оба эти приёма направлены на формирование навыков безошибочного функционирования механизма выбора синонимов

Полученные теоретические сведения учащиеся закрепляют, выполняя упражнения лексико-семантического и лексико-грам-матического характера: 1) Подберите к выделенным словам синоним. Укажите, к какой части речи они относятся. 2) К каждому значению данных многозначных слов подберите синонимы. 3) Выберите подходящее слово из заключенных в скобки (Например, 1. Спортивные соревнования состоятся в (близком, ближнем, соседнем) городе. 2. Альпинисты добрались до (верхушки, вершина) горы. 3. День был (горячий, жгучий, знойный)).

В работе над синонимами важно научить учащихся выбирать тот синоним, который наиболее точно выражает мысль говорящего и соответствует функциональному стилю высказывания [3]. Для закрепления данных навыков следует предложить упражнения лексико-стилистического характера: например, «укажите синонимы, относящиеся к разговорному стилю. Определите, какой частью речи выражены эти синонимы. Составьте с ними предложения.

Приехать - прикатить, беседовать - болтать, кушанье -стряпня, заболеть - расклеиться.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что итоговой работой может служить сочинение, в котором учащиеся не должны допускать повторения одних и тех же слов, а должны заменять их синонимами, а так же задания на использование синонимов в качестве скреп (в том числе и контекстуальных синонимов):

В каждой паре предложений замените второе сцепляющее существительное текстовым синонимом, выбрав его из следующих слов: зверь, животное.

а) Из Беловежской Пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

б) Спустившись в лощину, мы увидели медведя. Медведь стоял как бы задумавшись.

1. Какие слова обозначают одно и то же и используются как сцепляющие слова?

Из мелколесья на поляну вышел огромный лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше. (М. Фарутин).

В дальнейшем, при изучении частей речи, понятие «синонимы» закрепляется на более сложном дидактическом материале.

1. Голованова Е.П. К вопросу о роли взаимозаменяемости при выделении и определении синонимов. Синонимы русского языка и их особенности. Ленинград, 1972 .

2. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. Москва, 1986 .

3. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. Москва, 1986.

References

1. Golovanova E.P. K voprosu o roli vzaimozamenyaemosti pri vydelenii i opredelenii sinonimov. Sinonimy russkogo yazyka i ih osobennosti. Leningrad, 1972 .

2. Aleksandrova Z.S. Slovar' sinonimov russkogo yazyka. Moskva, 1986 .

3. Bragina A.A. Sinonimy vliteraturnom yazyke. Moskva, 1986.

Статья поступила редакцию 14.05.16

УДК 811.111

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Early Learning Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Musaeva Z.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Idrissova P.G., assisting teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.