Проблемы изучения
медитативной лирики в педагогическом
колледже
М. П. Волощук (Оренбургский педагогический колледж №1 имениН. К. Калугина)*
В статье рассматриваются проблемы изучения медитативной лирики в педагогическом колледже, возможности использования ее как в образовательном, так и в воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского восприятия художественного произведения.
Ключевые слова: медитативная лирика, философское размышление, творческое преображение, воспитание духа, живое чтение.
The Problems of Meditative Lyrics Studies in Teacher Training College
М. P. Voloshchuk
(N. K. Kalugin Orenburg Teacher Training College №1)
The problems of meditative lyrics studies in teacher training college are examined in this article. The author considers the possibilities of the use of meditative lyrics both in education and upbringing as well as in the organization of personal approach to understanding of literary texts and in solving of problems of philosophical perception of a literary work.
Keywords: meditative lyrics, philosophical reflection, creative transformation, training of spirit, live reading.
Литература в России всегда была средоточием не только высокой поэзии, но и философской мысли, она рассматривалась как важнейшее средство формирования личности человека, его интеллектуальной культуры и эстетического вкуса. В. Я. Брюсов в свое время писал о том, что «искусство никогда не воспроизводило, а всегда преображало действительность» (Брюсов, 1987: 74).
Немаловажную роль в процессе преображения человеческой души, на наш взгляд, выполняет поэзия. По словам Ю. Лотмана, «поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до конца ясна науке. Приступая к ее изучению, приходится заранее примириться с мыслью, что многие, порой наиболее существенные проблемы все еще находятся за пределами возможностей
современной науки. Более того, решение их за последнее время даже как будто отодвинулось: то, что еще недавно казалось ясным и очевидным, представляется современному ученому непонятным и загадочным» (Лот-ман, 1996: 15). Из чего следует, что сегодняшний день требует от общества «не «запрограммированного» человека, а человека-творца» (Лотман, 1988: 5).
Лирика является одним из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности студента в процессе изучения предмета литературы. В этом возрасте у учащихся с необычной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы.
* Волощук Марина Петровна — преподаватель Оренбургского педагогического колледжа № 1 имени Н. К. Калугина, аспирант кафедры русской классической литературы и методики литературы Оренбургского государственного педагогического университета. Тел.: +7 (3532) 29-67-08. Эл. адрес: [email protected]
Многие лирические произведения построены на развертывании не переживания, а размышления, при этом оно всегда окрашено. Слово «медитация» (от лат. гпе&а-гіо — размышление, обдумывание) означает умственный процесс. До XX в. этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву, а также форму философской лирики.
Медитативная лирика — жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни (Словарь..., 1974: 204). Бесспорно, медитативная лирика обогащает нравственный мир каждого человека, приобщает их к думам и чувствам поэта, гражданина и мыслителя. Хотя термина «медитативная лирика» в изучении литературы в школе сегодня мы не находим, многие авторы программ предлагают яркие произведения для размышления.
Программа колледжной подготовки сегодня стремится дать своим ученикам целостную картину мира. Без этого литература останется безмолвной, ибо в поэзии действуют другие измерения, другая логика, она опирается на целостное понимание и восприятие мира, о чем сегодня говорят многие, возлагая надежду на литературу, особенно на поэзию. Истинная поэзия всегда направляет одновременно на научное, художественное и религиозное открытие мира, что способствует просветлению ума, воспитанию души, совершенствованию человеческого духа. Еще М. М. Бахтин выделял три области человеческой культуры — науку, искусство и жизнь, которые обретают единство только в личности (Бахтин, 1979: 7).
Наследие каждого классического поэта требует от преподавателя и студента творческого подхода к его изучению; художественный мир рассматривается на фоне духовной истории человечества. Важнейшим моментом вхождения в лирический текст, на наш взгляд, является живое звучание медитативной лирики в классе. Чтение в классе действительно «является не только удовольствием, наслаждением, но даже одною из
педагогических дисциплинарных сил» (Острогорский, 1885: 18).
Размышлять вслух необходимо и нужно, но только после внутреннего раздумья. Обычно студентов привлекает возможность высказать о стихотворении собственное мнение, выразить свое суждение, оценить. При этом надо учить студента «не выносить вердикты». Одним словом, рассуждая, не осуждать, так как «многие лирические произведения не несут «приговора» конкретным жизненным явлениям» (Есин, 2008: 244).
Стоит согласиться и с мнением Л. Айзермана, который говорит, что «наши ученики все чаще и чаще берутся судить о непережи-том, непродуманном и даже непрочитанном. Мы их тому и учим» (Айзерман, 2005: 29).
Во избежание этой непоправимой ошибки нужно чаще предоставлять студентам право самостоятельного общения с поэтическим текстом.
Медитативная лирика, на наш взгляд, приглашает к размышлению не только о жизни, но и заставляет «думать над словом».
Приведем небольшой фрагмент из урока по изучению медитативной лирики И. А. Бунина — дума над словом «счастье» в стихотворениях «Вечер», «За все тебя, Господь, благодарю!»:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Вопрос: Обратим внимание на слово счастье. Как вы понимаете значение этого слова?
Ответ 1: Я являюсь частью мироздания. Если я это чувствую, понимаю, осознаю, то я по-настоящему счастлив.
Ответ 2: Я часть единого целого, земли, вселенной. Я во всем — и все во мне. В этом великое счастье.
Вопрос: Обратим внимание на слова книга, окно. Окно, книга, икона сродные — по ключу — слова, несущие значение света. Какой свет, по-вашему, излучают книга, окно, икона?
Ответ: Книга дарит нам свет знания. Через окно к нам в дом приходит солнечный свет. Икона же струит в наше сердце Свет Божественный.
Вопрос: Для чего автор, по-вашему, использует эти слова?
Ответ 1: Человек постоянно стремится к свету.
Ответ 2: Для того чтобы излить свет знания, духовный свет, свет духовной радости от ощущения счастья.
А счастье только знающим дано.
Вопрос: Почему счастье дается только знающим? Что необходимо знать человеку?
Ответ 1: Свое предназначение, кратковременность пребывания на земле.
Ответ 2: Человек никогда не должен забывать, откуда он пришел и куда идет.
Ответ 3: С великой благодарностью и любовью должен относиться ко всему. Тогда человек будет чувствовать себя счастливым.
Вопрос: Обратим внимание на то, как глубоко ощущает сам Поэт присутствие счастья и с какой любовью он передает нам свои чувствования в стихотворении «За все тебя, Господь, благодарю!»
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда,
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный
камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой.
Вопрос: Как вы понимаете выражение: «И счастлив я печальною судьбой»?
Ответ: Несмотря на то что судьба у человека печальная, он все-таки счастлив.
Вопрос: В чем же его счастье?
Ответ 1: Счастье в том, что есть ему «часть во веки и во всем, что делается под солнцем».
Ответ 2: Счастье его в познании, в постижении мудрости. «Ибо человеку, который добр пред лицом его, / Он дает мудрость и знание, и радость».
Вопрос: Так почему же все-таки печаль?
Ответ: Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Библия, 1990: 618).
При работе над словом студенты обращаются не только к словарям, но прежде всего к «Премудрости Соломона», к «Псалмам Давида», ибо в этих источниках хранится «кладезь премудрости» великой поэзии.
Из Псалма 72 зачитываем: «Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». И студенты тут же дополняют: Приставка «с» имеет значение сопричастности, значит я — часть Бога, сопричастен Ему, я счастлив, вот в чем «с-часть-я».
При таком внимании к слову у студентов вырабатывается серьезное отношение к поэзии, убеждение в том, что «слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания», великое чудо, подаренное человеку Богом, и что надо относиться к нему как к священному дару.
Диалог двух стихотворений одного и того же автора приглашает к диалогу искусств и культур преподавателя и студентов, неся в себе внутренний диалог автора и слушателя, пробуждая к духовному диалогу «Я и мир»,
что способствует осознанию себя в этом огромном мире и постоянному поиску и размышлению.
Такой подход к изучению медитативной лирики играет важную роль в становлении личности студента, в преображении его души, погруженной в раздумья от произведения и от мыслей художника и ожидающей новой встречи с процессом чтения-переживания, дающего простор для размышления о смысле жизни, о Боге, о назначении человека, о познании самого себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айзерман, Л. С. (2005) Поэзия без стихотворений и стихотворения без поэзии // Литература в школе. № 3. С. 28-31.
Бахтин, М. М. (1979) Эстетика словесного творчества. М. : Искусство.
Библия (1990) : Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Изд. Московской Патриархии.
Брюсов, В. Я. (1987) Соч. : в 2 т. Т. 2 : Статьи и рецензии 1893-1924. В кн.: Далекие и близкие. М. : Художественная литература.
Есин, А. Б. (2008) Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие. 9-изд. М. : Флинта ; Наука.
Лотман, Ю. М. (1988) В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь : кн. для учителя. М. : Просвещение.
Лотман, Ю. М. (1996) О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста. СПб. : Искусство-СПб.
Острогорский, В. П. (1885) Выразительное чтение. СПб.
Словарь литературоведческих терминов (1974) / ред. -сост. Л. И. Тимофеев. М.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Aizerman, L. S. (2005) Poeziia bez stikho-tvorenii i stikhotvoreniia bez poezii // Literatura v shkole. №3. S. 28-31.
Bakhtin, M. M. (1979) Estetika slovesnogo tvorchestva. M. : Iskusstvo.
Bibliia (1990) : Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhogo i Novogo Zaveta. M. : Izd. Moskovskoi Patriarkhii.
Briusov, V. Ia. (1987) Soch. : v 2 t. T. 2 : Stat’i i retsenzii 1893-1924. V kn.: Dalekie i blizkie. M. : Khudozhestvennaia literatura.
Esin, A. B. (2008) Printsipy i priemy analiza lit-eraturnogo proizvedeniia : ucheb. posobie. 9-izd. M. : Flinta ; Nauka.
Lotman, Iu. M. (1988) V shkole poeticheskogo slova. Pushkin, Lermontov, Gogol’ : kn. dlia uchitelia. M. : Prosveshchenie.
Lotman, Iu. M. (1996) O poetakh i poezii: Analiz poet. teksta. SPb. : Iskusstvo-SPb.
Ostrogorskii, V. P. (1885) Vyrazitel’noe chte-nie. SPb.
Slovar’ literaturovedcheskikh terminov (1974) / red.-sost. L. I. Timofeev. M.
Новые книги
Роль личности в истории : сб. науч. статей [Текст] / отв. ред. С. В. Алексеев. — М. : Нац.ин-т бизнеса, 2010. — 69 с.