Научная статья на тему 'Влияние медитативной лирики на духовное развитие студентов (на примере поэзии Б. Л. Пастернака)'

Влияние медитативной лирики на духовное развитие студентов (на примере поэзии Б. Л. Пастернака) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА / ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДУХА / ЖИВОЕ ЧТЕНИЕ / "ДУМА НАД СЛОВОМ" / PHILOSOPHIC REFLECTION / MEDITATION / CREATIVE TRANSFORMATION / GOSPEL TRUTH / TO TRAIN / TO INCREASE THE MORALE / ALIVE READING / THINKING OVER THE WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волощук М. П.

В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в педагогическом колледже, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MEDITATIVE LYRICS ON THE STUDENTS' SPIRITUAL DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF PASTERNAK'S LYRICS)

The article considers the studying specificity of meditative lyrics in the Teacher's Training College, as well as the possibilities of using the lyrics in the educational and developing process, in organizing a personal approach to understanding works of art, in solving the problems of philosophic perception of any artistic work and the life itself that makes you reflect on the life's sense and promotes the creative man's transformation.

Текст научной работы на тему «Влияние медитативной лирики на духовное развитие студентов (на примере поэзии Б. Л. Пастернака)»

УДК 82:1

ВЛИЯНИЕ МЕДИТАТИВНОЙ ЛИРИКИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ Б. Л. ПАСТЕРНАКА)

©2009 М.П.Волощук

Оренбургский педагогический колледж №1 имени Н.К.Калугина

Статья поступила в редакцию 27.07.2009

В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в педагогическом колледже, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.

Ключевые слова: медитативная лирика, философское размышление, творческое преображение, воспитание духа, живое чтение, «дума над словом».

Лирика является одним из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности студента в процессе изучения предмета литературы. Она как один из ярких видов искусства пробуждает интерес к внутреннему миру человека, рождает стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Лирика помогает осваивать внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее глубоко и живо. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания, а размышления, окрашенного определенным чувством. Такая лирика называется медитативной.

Слово «медитация» (от лат. те<!йайо — размышление, обдумывание) - умственный процесс. До XX века этот термин обозначал просто глубокое размышление, концентрацию на проблеме, внутреннюю молитву, а также форму философской лирики. Медитативная лирика - жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни1. Медитативная лирика обогащает духовно-нрав-ственный мир каждого человека, приобщает его к думам и чувствам поэта, гражданина и мыслителя. Размышлять вслух необходимо, но только после внутреннего раздумья. При этом надо учить студента «не выносить вердикта». Одним словом, рассуждая, не осуждать,

так как «многие лирические произведения не несут

2

«приговора» конкретным жизненным явлениям» .

При изучении медитативной лирики результативный путь - от чтения стихотворений - к постижению поэта и его поэтического мира со стороны духовного содержания, философских и нравственных проблем, с учетом формирования нравственного самосознания личности. Важнейшим моментом «вхождения» в ли-

Волощук Марина Петровна, преподаватель кафедры филологических дисциплин, аспирант. E-mail: [email protected]

1 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова. - М.: 1987. - С. 214.

2 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произ-

ведения: Учеб. пособ. - 9-е изд. - М.: 2008. - С.9.

рический текст является живое звучание медитативной лирики в классе. Немаловажную роль при этом играет взаимосвязь живого лирического слова с другими видами искусства. Прежде чем разбирать произведение или толковать его смысл, необходимо дать студенту почувствовать красоту этого стихотворения, помочь ему испытать наслаждение, положительную эмоцию.

При анализе медитативной лирики значительную роль выполняет «функция самовыражения». Искренность и непосредственность читательского контакта с автором при этом занимают главное место, так как восприимчивая творческая личность способна соприкоснуться с духом самого поэта и уловить самые сокровенные тайны медитативной лирики. При изучении лирики раздумья необходимо постоянно «учитывать субъективность», чтобы не «потерять богатство человеческого содержания, а заодно, и само искусст-во»3. Рассмотрим некоторые фрагменты проведенного нами занятия по изучению медитативной лирики Б.Л.Пастернака на тему: «Поэтическая тетрадь Доктора Живаго».

Эпиграфами к уроку послужили слова Тассо: «Никто не заслуживает называться Творцом, кроме Бога и Поэта» и слова самого Б.Л.Пастернака: «... искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь».

Целью нашего занятия была необходимость определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа. Перед преподавателем и студентами ставились серьезные задачи -создание обстановки для размышления, способствующей соприкоснуться с таинственным поэтическим миром поэта, миром красоты, звуков, красок, Живого слова, духовной радости. При этом были использованы разные формы работы: лекция с элементами беседы, живой диалог, чтение наизусть, выразительное чтение, рассуждение, частичный анализ стихотворений. Во время занятия были использованы мультимедиа, портрет Поэта, слайды, фотоиллюстрации на те-

3 Палиевский П.В. Литература и теория. - М.: 1978. - С.

му: «Природа во все времена года», классическая музыка, «живой» голос Поэта из коллекции Лукьянова. Анализ поэтического текста сопровождался лексической работой со словами «Поэт», «поэзия», «творчество».

Урок начался вступительными словами преподавателя: После смерти главного героя романа остается поэтическая тетрадь, которую автор как бы завещает своему читателю, вселяя веру в бессмертие. Стихи Юрия Живаго - это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его души и души самого автора, который понимал свое творение как исполненную миссию: «Я окончил роман, - писал Пастернак, - исполнил долг, завещанный от Бога». По воспоминаниям современников, Пастернак любил читать Псалмы, «последние слова своего любимого 90-го псалма повторял как дитя, а не как философ»4. Следующий этап занятия - обращение к псалму 90, чтение и размышление.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Говорит Господу: «прибежищем мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями

Своими осенит тебя, И под крыльями

Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение мое».

Вопрос: Почему Пастернак любил этот псалом? Ответ: Потому что он был одинок. Когда от него отвернулась почти вся Россия, ему оставалось уповать только на Бога, особенно в последние дни жизни.

Ответ: Этот псалом содержит размышление о Господе, о поэте, о каждом человеке в отдельности.

Слово преподавателя: Медитативная лирика берет начало от псалмов. Как утверждает Н.М.Карамзин, истинная всемирная поэзия начинается от псалмопевца Давида5.

Псалом - песнь, хвалебный гимн, размышление о жизни и смерти, прославление Бога. Каждый человек находит в псалмах утешение и размышление, а тем более Поэт. Лирика Пастернака позволяет преподавателю сделать установку на раздумья о жизни, о смерти, о смысле жизни, о Боге, о поисках истины.

По мнению В.Г.Маранцмана, дар творчества, данный Поэту свыше, является катализатором жизни, и только благодаря творчеству достигается катарсис, преодоление трагедии бытия. Художник призван восстановить «порвавшуюся цепь времен» и вернуть жизни смысл и гармонию, в этом заключается сверх-

4 Колесова О.С. Сейте разумное, доброе, вечное...: О русской классике в свете Евангелия. - СПб.: 2003. - С.187.

5 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэт. текста. - СПб.: 1996. - С. 274.

задача искусства, которой посвятил свое творчество Б.Л.Пас-тернак и его герой Юрий Живаго. Ключом к такому пониманию его образа является стихотворение «Гамлет», открывающее поэтическую главу романа6. Звучит стихотворение «Гамлет»:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва, Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Вопрос: Какие ипостаси имеет лирический герой в данном стихотворении?

Ответ 1: В стихотворении лирический герой имеет несколько ипостасей. Он - подобен Гамлету, призванному восстановить «цепь времен», это подчеркнуто названием.

Ответ 2: Он - участник драмы жизни, актер в спектакле, «срежиссированном» Богом.

Ответ 3: Он уподоблен Христу упоминанием молитвы в Гефсиманском саду. Это подобие вынесено в название романа: «Имя Живаго восходит к выражению из церковнославянского текста Евангелия: «Сын Бога Живаго» (Матф. 16: 16; Иоанн 6: 69)7.

Ответ 4: Это сам Борис Леонидович Пастернак с его трагической и гордой судьбой.

Вопрос: Почему стихотворение заканчивается словами: «Жизнь прожить - не поле перейти»? Как вы понимаете эти слова?

Ответ 1: Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей: «Жизнь прожить - не поле перейти». Жизнь значительна во всех своих проявлениях, больших и малых.

Ответ 2: Предметом поэзии является сама жизнь.

Вопрос: Почему роман завершается сборником стихотворений Юрия Живаго?

Ответ 1: Поэзия противопоставлена прозе как вечность времени. Стихотворения свидетельствуют, как причудливо сочетаются в жизни человека мимолетные впечатления частной, индивидуальной судьбы и вневременное, нетленное, вечное.

Ответ 2: Стихи Юрия Живаго - это бессмертие героя, это завещание Поэта читателю.

После частичного анализа стихотворения «Гамлет» переходим к стихотворению «Март», которое воспевает пробуждение жизни природы. Мы испытываем удивление и восторг перед очередным чудом жизни. Каждое явление природы одухотворено, наполнено высшим смыслом. «И всего живитель и виновник» воспринимается в высшем смысле. Нет ниче-

6 Литература. 11 кл.: Учеб. для общеобраз.учрежд.: в 2 ч. / Под ред. В.Г.Маранцмана. - М.: 2004. - С. 353.

7 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М.: 1990. - С.1032; 1137.

го низменного, все и во всем смысл и высшее назначение. Жизнь прекрасна в своем обновлении. Переходим к стихотворению «На страстной»:

И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух вселенной, Что только- только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.

... и делаем вывод, что с обновлением жизни воскресает природа и «Смерть можно будет побороть // Усильем Воскресенья». В этом великий смысл жизни человека, смысл романа «Доктор Живаго». Жизнь Вечная через Воскресенье.

Затем звучат стихотворения: «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Объяснение», «Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето», «Свадьба», «Осень», «Сказка». Во всех стихотворениях прослеживается самоценность бытия, гармония и постоянное возобновление, пробуждение природы и человеческой жизни. Несмотря на то, что «Жизнь ведь тоже только миг» и «Душа во власти сна и забытья», человеку дается великое чудо - надежда на жизнь Вечную. Жизнь человека по сравнению с вечностью как миг, «мгновение ока» и вечность. «Вся жизнь есть сон», но есть великое пробуждение - Преображение.

В следующем стихотворении «Август» показан путь к преображению души человеческой через Преображение Господне:

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество и чудотворство».

Это стихотворение дает возможность провести лексическую работу со словами «Поэт», «поэзия», имеющими в переводе с греческого языка значения -творец, творчество. Отсюда следует вывод: преображение души происходит через творчество и чудотворство Художника и Бога.

Затем звучит стихотворение «Зимняя ночь», построение которого отражает воспоминание о любви: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Студенты подмечают, что в этом произведении все глаголы употреблены в прошедшем времени, и образ «свечи» на фоне «метели» усиливает впечатление воспоминаний, боль которых ощущается в следующих стихотворениях - «Разлука» и «Свидание»: Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет?

«Рождественская звезда» несет в себе особое предназначение и заслуживает должного внимания, ибо

является не только евангельским символом «возрождения души человеческой», но и в самом сборнике проливается Божественный Свет, именно, после этого стихотворения. И, не случайно, звучит новое обращение к Господу в следующем стихотворении «Рассвет»: И через много-много лет Твой голос вновь меня встревожил. Всю ночь читал я Твой завет И как от обморока ожил.

Обращаем внимание на само название стихотворения и проводим словообразовательную работу со словом «рассвет». Приходим к выводу: само слово содержит в себе духовное значение, ибо «Бог есть Свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Иоанн 1: 5)8.

В стихотворении «Чудо» еще раз убеждаемся в том, что «чудо есть Бог». Отсюда «чудотворство» является Божественным творчеством, способствующим человеку выполнить свой «долг», не забывая о своем «призвании», мотив которого звучит в стихотворении «Земля»:

Зачем же плачет даль в тумане, Игорько пахнет перегной? На то ведь и мое призванье, Чтоб не скучали расстоянья, Чтобы за городскою гранью Земле не тосковать одной.

Последние четыре стихотворения: «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II» и «Гефсиманский сад» уже полностью переводят лирического героя в плоскость вечности. Эти произведения заслуживают особого внимания, рассуждения и анализа. Анализируя стихотворения Пастернака, нельзя не вспомнить о его метафоре, которая, по словам Е.Эткинда, является своеобразной скорописью человеческого духа, вызванной необходимостью для поэта «написать целую вселенную», то есть восстановить в своем творчестве нарушенную целостность мира и весь этот мир вме-

9

стить в поэзию .

В процессе изучения лирики раздумья студенты подмечают, что «Поэтическая тетрадь» начинается стихотворением «Гамлет», а заканчивается «Гефси-манским садом». И это не является случайностью: Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

8 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М.: 1990. - С. 1218.

Страданиями, сомнениями «Гамлета» - Христа открывается цикл и в «Гефсиманском саду» заканчивается твердым решением: «пострадать за все человечество» во имя великой Любви. Все уже написано в «книге жизни». Поэт стремится к целостности и полноте, отразившейся в образе Христа. Показательно, в сборнике переплетаются два сюжета, взаимопроникающих и взаимообогащающих друг друга: первый автобиографичен, а второй ориентирован на Священное Писание. Чудо жизни, воспринимаемой с чувственной непосредственностью, и тайна благой Вести оказываются в стихотворениях Юрия Живаго явлениями рядоположенными. Рядоположенными оказываются страдания человеческие и Страсти Христовы. Более того, часто грань, отделяющую будничную жизнь от священнодействия, в стихотворениях Живаго прочертить невозможно.

В заключении обращаемся к эпиграфам, размышляя над словами Тассо и Пастернака. Приходим к выводу: Чудо преображения, недоступное в жизни, свершается в поэзии. Душа, воплотившаяся в слове, торжествует над временем и утверждает себя в вечности. Творчество, оплодотворенное Божественной Любовью, стало чудотворством10.

Такой путь изучения медитативной лирики играет важную роль в становлении личности студента, в развитии его духовного мира, в преображении его души, «вопрошающей» от произведения и от художника раздумья о смысле жизни, о Боге, о назначении человека, о духовной сущности самого себя.

9 ЭткиндЕ.Г. Разговор о стихах. - СПб.: 2004. - С. 127.

10 Литература. 11 кл.: Учеб.....- С.357.

THE INFLUENCE OF THE MEDITATIVE LYRICS ON THE STUDENTS' SPIRITUAL DEVELOPMENT (BY THE EXAMPLE OF PASTERNAK'S LYRICS)

© 2009 M.P.Voloshuk

Orenburg pedagogical college 1, named after N.K.Kalugin

The article considers the studying specificity of meditative lyrics in the Teacher's Training College, as well as the possibilities of using the lyrics in the educational and developing process, in organizing a personal approach to understanding works of art, in solving the problems of philosophic perception of any artistic work and the life itself that makes you reflect on the life's sense and promotes the creative man's transformation.

Key words: philosophic reflection, meditation, creative transformation, gospel truth, to train, to increase the morale, alive reading, thinking over the word.

o

Voloshuk Marina Petrovna, Lecturer of the Philological disciplines department, Postgraduate student. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.