Научная статья на тему 'Образная система цикла «Стихи Юрия Живаго» Б. Пастернака'

Образная система цикла «Стихи Юрия Живаго» Б. Пастернака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5197
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образная система цикла «Стихи Юрия Живаго» Б. Пастернака»

Н.А. Мазурова, Д.А. Краснов

Лесосибирк

Образная система цикла «Стихи Юрия Живаго» Б. Пастернака

Образная система цикла «Стихи Юрия Живаго» сконцентрирована вокруг лирического героя. Лирического героя невозможно рассматривать вне контекста романа. Перед нами тот уникальный случай, когда герой лирического цикла является главным героем эпического повествования. Герой романа проходит трудный жизненный путь. О внутреннем пути мы узнаём из лирического цикла. Как отмечает Б. Гаспаров, «имя Живаго восходит к выражению из церковнославянского текста Евангелия: «Сына Бога Живаго» (Мтф. 16: 16, 6:69). Переживаемая героем «драма» оказывается воплощением сакрально) сюжета, и этот её глубинный смысл раскрывается в стихотворениях доктора Живаго... Фамилия Живаго является новым воплощением своего сакрального источника» [1].

Эстетический сюжет цикла уже рассмотрен исследователями. Так, Д Бетеа утверждает, что лирический герой есть «квинтэссенция русского и христианского характера» [2]. В лирическом цикле отражаются основные этапы становления русского христианского характера. От «Гамлета» до «Гефсиманского сада» воссоздаётся путь человеческой души ко Христу.

Интерпретаторы стихотворения «Гамлет» сошлись в том, что лирический герой в данном стихотворении находится на распутье, ему необходимо сделать выбор. Однако суть выбора и итог понимаются по-разному. В. Альфонсов, например, считает, что трагедия пастернаковского Гамлета - это трагедия долга, предназначения. Герой совершает свой выбор, хотя и под давлением высшей силы и оказывается в «жертвенном» положении [3]. Не отрицая целиком подобного толкования, скажем, что нам представляется, окончательный выбор герою ещё предстоит сделать. Лирический герой, несмотря на принятие божественной воли и замысла, всё же отказывается от своего предназначения. Однако, ощущение предопределённости всего сущего в мире, в том числе и своего пути не оставляет лирического героя.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути,

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти [4]

Дело не в том, что, предчувствуя предопределённость даже этого

момента в судьбе, он находит оправдание своей слабости в одиночестве среди лицемерного, ханжеского мира. Лирический герой оставляет за собой право совершить выбор в другой раз, потому что ещё не готов принять решение, и никто и ничто не может ему в этом помочь: ни шекспировский Гамлет, ни тот «далёкий отголосок», который он пытается уловить, чтобы понять свою судьбу. Все интерпретации и апелляции - фарисейство, решение каждый принимает |сам и в одиночку. И поэтому «жизнь прожить - не поле перейти».

Только пройдя путь мытарств и страстей, лирический герой осознаёт своё духовное предназначение и принимает его.

И через много-много лет

Твой голос вновь меня встревожил.

Всю ночь читал я твой завет,

И как от обморока ожил (428).

Состояние обморока - это состояние, когда героя увлекли земные страхи. В этот период состояние души лирического героя тесно связано с состоянием природы. Времена года имеют особую символику в христианстве: «Зима символизирует собою время, предшествующее крещению Христа, весна - это время крещения обновляющего человека на пороге его жизни... весна символизирует воскресение Христа. Лето - символ вечной жизни. Осень -символ последнего суда» [5].

Для лирического героя весна - время обострённого ощущения жизни всего земного. «Солнце греет до седьмого пота», «дробь капелей к середине дня», «пахнет свежим воздухом навоз». Весенняя природа динамична, она кипит страстью, и врывается в жизнь людей, пробуждаю дремлющие силы: «В московские особняки врывается весна нахрапом». Весенняя природа переживает казньХриста

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград.

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога. (402).

И вторит воскресению Христову.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья (403).

Весна - это период таяния снегов, поэтому она становится стихией воды. Водная стихия сопутствует страстям Христовым («На Страстной»), ливнем обрушивается на знойный город, очищая его, сопутствует любовной страсти («Хмель»). Особое символическое значение образ воды приобретает в стихах евангельской тематикой. Река становится символом духовного пути человечества («Гефсиманский сад»).

В цикле весну сменяет лето - знойная пора, которая царит в городе. Лето - стихия зноя, огня, грома и молнии («Лето в городе», «Объяснение»). Городское лето сменяется деревенской осенью, полной житейских забот и хлопот Для лирического героя это время ностальгии и уныния. Необыкновенное время в цикле - зима. Мир в хаосе, а лирический герой обретает настоящую, одухотворённую любовь («Зимняя ночь»). Зима - время Рождества Христова, самого радостного праздника. В морозную ночь явилось чудо, дающее надежду на спасение («Рождественская звезда»).

Евангельская тематика в цикле связана с духовным рождением лирического героя и осмыслением, переживанием событий из жизни Христа. Стихотворения «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина», «Гефсиманский сад» посвящены основным событиям жизни Христа - рождеству, чудотворству и последним дням.

Образ Христа в цикле - образ страждущего Бога. Последние дни его жизни полны тоски, горечи и одиночества. Горечь и печать наполнили сердце от того, что его Слово прошло мимо человечества. Одиночество и горько предчувствие возникают от того, что вскоре, хотя и те немногие, что были с ним, отрекутся. Обида и горечь изливаются на случайно увиденную смоковницу. Евангелистами по-разному интерпретируется встреча Иисуса со смоковницей. Матфей в этом эпизоде показывает силу веры. Марк соотносит его со временем последнего суда. Лука представляет встречу со смоковницей как притчу Иисуса. У Иоанна раскрывается глубокий духовный смысл этой встречи.

Лирический герой осмысливает евангельский сюжет в приложении к человеческой жизни:

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох (430).

В воображении лирического героя возникает поэтическая сцена «общения» Христа со смоковницей, причём всё направлено на раскрытие внутреннего мира богочеловека: души, страданий, чувств. И само чудо описано подробнее, оно осовременено в сознании лирического героя:

По дереву дрожь осужденья прошла,

Как молнии искр по громоотводу (430).

Евангельский смысл стихотворения не утрачен. Лирический герой извлекает ту же истину, что была заложена Христом: «И всякий человек, предающийся удовольствиям в настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса» [6]. Лирический герой соотносит священное событие с собственным прошлым. Смоковница - символ его прошлого, той безумной жизни, когда не было места даже мыслям о духовном. Тогда, когда водоворот гибельных страстей захватил героя, чудесным образом вмешался Бог и дал ему второе «рождение».

Однако, есть в образе смоковницы, как нам представляется, ещё один смысл. Исследователи не вполне уловили, в чём же, по Пастернаку, заключается само чудо. Через образ Христа поэтом осмысливается вопрос о предназначении человеческой жизни и жизни вообще. Казалось бы, в чём

назначение бесплодной смоковницы? Но её существование имеет свой смысл: этот высокий смысл придала её встреча с Христом, которая оправдала её бесплодие. Это и есть чудо, которое настигает врасплох.

Смоковница - часть природы, и в раскрытии образа Христа природа играет немаловажную роль. Если как человек Христос раскрывается через множество обычных деталей, как чувствующий и переживающий свойственные человеческому естеству, то как Бог Христос изображается в отношениях с природой. Природа - «вторая книга» Бога, она покорна и смиренна перед ним. Всё трепещет перед ликом Христа: «Колеблется земли уклад», потому что, вопреки законам земли Бог не стал прахом. В Священном Писании о божественном происхождении Христа всегда свидетельствовала природа. В момент борений последней молитвы природа единственная принимает Христа («Гефсиманский сад»), она вторит страстям Христовым («На Страстной»), сопровождает одинокого Христа («Чудо»).

Сквозным мотивом цикла является мотив одиночества. В стихотворении «Дурные дни», где показаны последние дни богочеловека на земле, Христос одинок. В последнее мгновение жизни Христа человечество превратилось в безумную толпу, наслаждающуюся зрелищем. Образ Христа перед толпой - образ Бога, знающего начало и конец. Видения земной жизни Христа - это молчаливый упрёк обезумевшей толпе, упрёк, воспринятый и понятый лирическим героем.

Невыносимо одинок страждущий Христос в «Гефсиманском саду». В своей скорби о приближающейся смерти и страдании он подобен человеку. Но в Г ефсиманском саду он скорбит не только о мимопронесенности чаши, но и о своих учениках.

Из тех, кто был рядом, кто остался предан до конца, - Магдалина. Через образ Магдалины дано чувственное, эмоциональное переживание смерти Христа. «Магдалина I» и «Магдалина П» представляют собой страдания евангельской блудницы. О Магдалине мало сказано в Евангелии, что церковью она признана равноапостольной Святой. Магдалина являет собой архетип не только кающейся блудницы, но и кающегося человечества. В Евангелии она одна из немногих грешников, вставших на путь истинный.

Образ Магдалины в цикле воссоздан ярко, экспрессивно, как образ кающейся, возлюбившей и обретшей воскресение души. В первом стихотворении все сконцентрировано на покаянии, очищении и любви, а вместе с любовью - на великой скорби утраты и страдании. Во втором стихотворении скорбные чувства достигают апогея. Эпизод встречи Магдалины и Иисуса необычайно в сравнении с библейским повествованием. После очищения и прощения в миг скорби Магдалине даровано предвидение. В момент распятия страдание Магдалины достигает наивысшей точки Брошусь на землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста (435).

Образ распятого Христа - символ любви к миру, любви неизмеримой, необъятной. Но горечь страдания, утраты, душевное потрясение вскоре будут

вознаграждены.

Но пройдут такие трое суток,

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту (436).

Смерть Христа принесла в мир Воскресение, и нет большей радости для человечества. Лирический герой на своём христианском пути тоже «дорастает» до идеи Воскресения. Словами «чаю воскресения из мёртвых» заканчивается Православный Символ Веры, Воскресением оканчиваются земные дела Христа, светлой идеей Воскресения человечества заканчивается цикл «Стихотворения Юрия Живаго»:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи к каравану,

Столетья поплывут из темноты (438).

Лирический герой цикла прошёл духовный путь от смятения, мытарств до покаяния, духовного очищения, до веры и Воскресения. Примечания

1. Гаспаров Б.С. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3. С. 240.

2. Бетеа Д.Н. Мандельштам, Пастернак, Бродский: иудаизм, христианство и создание

модернистской поэтики / Русская литература XX века. Исследования американских учёных СПб., 1993. С. 382.

3. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

4. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М., 1988. С. 400. Далее цитируется по этому изданию. Страницы указываются в скобках после цитаты.

5. Лихачёв Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 438.

6. Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа болгарского на Святое Евангелие: 2ч.Ч. 1.М, 1992. С. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.