ТАЦРИЗ. КИТОБИЁТ ОБЗОРЫ.РЕЦЕНЗИИ SURУEYS.REУIEWS
УДК 8.801.7
ББК 83,3 (0)6 М. МИРЗОЮНУС (ХОДЖАЕВА)
О ВИДОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
Аскар Хаким. Видовые особенности лирической поэзии (на материале таджикской лирической поэзии второй половины ХХ века.- Душанбе, 2017.-486 с.
Исследование вопросов лирики в современном таджикском литературоведении представляется весьма значительным не только потому, что они недостаточно изучены, но и потому, что лирика, как наиболее динамичный и подающейся трансформации род литературы, на каждом этапе своего развития приобретает специфические особенности. Современный этап ее развития со всем многообразием жанров и стилей и имеющихся исследований, как по конкретным жанрам, так и по творчеству отдельных поэтов, не стал еще предметом серьезного и фундаментального монографического труда. По сегодняшний день наиболее актуальными считались идейно-содержательный, тематический, жанровый, стилевой аспекты лирики, а видовые особенности лирики все еще оставались вне поля зрения ученых.
Среди литературоведов, исследующих вопросы современной поэзии, Аскар Хаким является одним из немногих, кто последовательно и преданно занимается таджикской поэзией не только как ученый-критик, но и как поэт, т.е. человек, знающий поэзию изнутри. Заслуживает признания и то, что для автора данной монографии исследование поэзии - не временное увлечение, а объект многолетних и систематических поисков, о чем свидетельствуют его монографии и многочисленные статьи, опубликованные как в Таджикистане, так и за ее пределами. Уже с первых статей и монографических исследований, в том числе изданных в виде отдельных книг «Поэзия и время. Проблемы развития современной таджикской поэзии»(1), «Во владениях слова. Литературные портреты»(2), «Творцы созвучий. Мотивы восточной поэзии»(3) Аскар Хаким заявил о себе как о серьезном ученом, литературоведе-критике. Быть критиком в наше время - это не только большая ответственность, но и готовность к борьбе с псевдолитературой. Это значит идти против течения и быть готовым к ответным ударам. Другими словами, критика удел лишь самых смелых и бескомпромиссных литературоведов. Аскар Хаким с присущим ему тонкой наблюдательностью и дипломатией решил принять эту участь. Однако, он стал не только ведущим литературоведом страны, но и видным поэтом, ибо судьба одарила его не только аналитическим умом, но и творческим, поэтическим вдохновением. Критик, занимающийся поэзий и пишущий стихи, в нашей стране несет двойную ответственность, он должен на примере собственного творчества доказать и показать, какой должна быть поэзия. Но в нашей поэзии, где уже достигнуты самые непокоренные вершины, где есть такие гениальные поэты, как Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Мавлави, Саади, Хафиз, Джами, борьба за завоевание первенства практически бессмысленна. Утешает лишь то, что всегда есть возможность сказать что-то новое, попытаться к новаторству в форме, в жанрах и стиле.
В динамике развития поэзии всегда происходят какие-то явно заметные и подспудные, с виду незаметные течения. Почувствовать и наблюдать эти изменения может лишь профессионал с вооруженным глазом и умом. Этими способностями одарен и автор книги «Видовые особенности лирической поэзии», в которой на материале таджикской лирической поэзии второй половины ХХ века рассматриваются особенности медидативных, медидативно-изобразительных, описательно-изобразительных, персонажных и повествовательных видов лирики. На вопрос, почему объектом анализа стала лирика второй половины ХХ века, автор отвечает, что «именно в этот период таджикская поэзия претерпела значительное преобразование, как по содержанию, так и по художественной форме, отражая реалии нового времени в своих творческих исканиях, которые рассматриваются в данной работе в историко-литературном, теоретико-типологическом ракурсе» (4, 2).
Прежде всего, следует отметить, что книга написана вдохновенно, с большой любовью к поэтическому слову, с прекрасным знанием не только поэтического материала, но и работ ученых-теоретиков, посвященных данной проблеме. Эта монография - первая в таджикском литературоведении серьезная попытка новаторского подхода к анализу поэтического текста на основе
видовых особенностей. Именно такой подход даст возможность выявить функциональные качества, которые определяют закономерности формирования поэзии. В этом и заключается актуальность исследуемой темы, изучения теоретической и практической проблемы видовых особенностей таджикской современной лирической поэзии второй половины ХХ века.
Эта работа - действительно новаторская, ее научная новизна заключается в том, что в ней впервые исследованы видовые особенности таджикской лирической поэзии, не только в теоретическом, но и в историко-литературном аспекте, ибо она охватывает широкий круг поэтического материала второй половины ХХ века. Автор впервые в современном таджикском литературоведении проанализировал особенности таджикской лирической медитативной, медитативно - изобразительной, описательно - изобразительной, персонажной и повествовательной поэзии второй половины ХХ века в творчестве наиболее ярких представителей этого периода М. Турсунзаде, А. Шукухи, Г. Мирзо, М. Каноата, К. Кирома, Л. Шерали, Б. Собира, Фарзоны. Монография включает как родовые особенности лирики, так и видовые разнообразия, связанные с повышением роли личности, соотношением лирической интроспекции с интровертным взглядом, углублением философских мотивов, эмоциональными размышлениями субъекта, обогащением арсенала художественных средств, расширением диапазона элементов реального мира и т.д.
Структура работы соответствует заданной исследовательской задаче - осмыслению теоретических, историко-литературных и идейно-эстетических видовых особенностей таджикской лирической поэзии второй половины ХХ века и анализу соответствующих способов отображения эмоций и раздумий субъекта во всем жанровом многообразии. Она, на наш взгляд, правильно задумана и четко составлена, ибо каждая глава последовательно и логично раскрывает одну из поставленных задач автора, что позволяет автору добиться поставленной цели и сделать выводы, не вызывающие сомнений. Следует отметить и тот факт, что в структуре работы, в целом традиционной, наблюдается и нетрадиционный подход, проявившийся в том, что главы не разделяются на разделы, хотя в каждой главе нетрудно выделить отдельные параграфы, ибо поэтический материал дается в хронологическом порядке, начиная от Мирзо Турсунзаде до Фарзоны. В каждой главе в хронологическом порядке - от старшего поколения до младшего рассматривается качественное изменение стиха, причем творчество поэтов рассматривается не только поэтапно, но и персонифицированно с их индивидуальными особенностями. Таким образом, книга состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Каждая из разновидностей лирики - медитативная, медитативно - изобразительная, описательно-изобразительная, персонажная, повествовательная выделяется в отдельную главу, и в качестве объекта исследования диссертант берет творчество особо отличившихся по своему стилю поэтов второй половины ХХ века: М. Турсунзаде, А. Шукухи, Г. Мирзо, М. Каноата, К. Кирома, Л. Шерали, Б. Собира, Фарзоны.
Во введении автор обосновывает не только актуальность темы и степень ее изученности, а прежде всего правомерность использования того или иного термина в исследовании. Начав с толкования слова «поэзия» и истоков возникновения теории поэзии, самое древнее определение которой принадлежит Аристотелю, Аскар Хаким приводит квинтэссенцию его мысли, основой которой является подражание жизни(5, 40). Теория о трех родах литературы - лирическом, эпическом и драматическом также берет начало с его «Поэтики». Останавливаясь на трактатах Фараби, Ибн Сино, Насируддина Туси, а также опираясь на исследования Мухаммада ибн Умара Радуяни, Рашида Ватвата, Низами Арузи самарканди, Шамса Кайса Рози, Махмуда Хусайни, автор утверждает, что именно Ибн Сино удалось тонко подметить принципиальное отличие восточной поэзии от западной, заключающейся в том, что «арабы создавали стихи только для удивления и изумления», а греки «хотели посредством слова побудить людей к какому-нибудь действию или остановить». Говоря о поэзии Востока, автор отмечает, что истина на стороне Ибн Сино, отметившего, что большинство классических поэтов творило «только для удивления и изумления». Какова литература, такова и ее наука, в чем одна из основных причин того, что персидско-таджикское литературоведение в основном занималось исследованием формы художественных средств литературы, мало проявляя интерес к изучению ее содержания»(4, 10). Исследуя вопрос о синкретизме первобытных времен, о литературном термине «джинс» и ее замены термином «навъ», о лирике, именуемом в современном литературоведении как «шеъри лирикй» или «шеъри тиной», об исконных связях лирики с музыкой, о проблеме субъекта в лирической поэзии, об уточнении границ при использовании терминов «субъект лирики», «лирический персонаж», «лирический герой», «лирическая личность», «личность поэта», «автор», «повествователь», об уместности употребления слова «шахс» (личность) вместо «субъекта», слова «шайъ» вместо «объекта», Аскар Хаким в каждом конкретном случае свои доводы подкрепляет неоспоримыми научными аргументами.
В первой главе - «Таджикская лирическая медитативная поэзия второй половины ХХ века» автор рассматривает способы выражения субъективных размышлений и чувств. По его мнению, поэт постигает свой внутренний мир через те чувства и мысли, которые появляются у него в соприкосновении с реальной действительностью. Он считает, что «со второй половины ХХ века размышления, эмоции и сам облик субъекта лирики становятся более индивидуализированными, что объясняется изменением статуса личности в обществе, становившейся более значимой» (4,37). В этой главе Аскар Хаким отмечает существование двух способов изображения в медитативной поэзии: абстрактного и предметно-чувственного. При этом при доминировании абстрактного способа, прослеживаются лишь некоторые детали материально-бытовой жизни поэта, а в случае преобладания чувственно-предметного, на первый план выступают частности бытовой жизни. Этот тезис автор обосновывает посредством анализа конкретных стихов Мирзо Турсунзода, Аминджона Шукухи, Гафора Мирзо, Мумина Каноата, Кутби Кирома, Бозора Собира, Лоика Шерали и Фарзоны. Нам импонирует подход автора к творчеству этих поэтов, ибо обращаясь к поэзии каждого из них, он говорит об их творческом и стилевом своеобразии в соответствии с направлением чувств и раздумий поэта - вглубь души или во внешний мир. В связи с этим интересна мысль ученого об интровертном и экстравертном взгляде поэта. Скрупулезный анализ целого ряда стихов названных поэтов убеждает в том, что действительно субъект лирики выступает в различных ипостасях, связанных с его размышлениями, рефлексией и самоанализом.
Вторая глава книги посвящена таджикской лирической медитативно - изобразительной поэзии второй половины ХХ века. В этом виде лирической поэзии эмоциональные размышления субъекта поэзии воссоздаются изобразительно-выразительными языковыми и художественными средствами. Объекты и детали реального мира, проходя через эмоции и индивидуальное сознание, выходят за рамки обыденности и становятся поэтическими образами. Так, на примере конкретных стихов автор показывает как у Мирзо Турсунзаде элементы природы - земля, река, гора, дерево, у Аминджона Шукухи - оконные шторы, у Гафара Мирзо - продавец цветов, у Мумина Каноата -белый лебедь, у Кутби Кирома - образ ягнобского парня-патриота, у Лоика Шерали - образ матери, у Бозора Собира - образ коня, у Фарзоны - весна не только определяют идейно-художественную позицию автора, но и способствуют более четкому и выпуклому выражению его мысли.
Третья глава посвящена описательно-изобразительной поэзии второй половины ХХ века. Характеризуя этот вид, Аскар Хаким отмечает, что в данном виде поэзии наблюдается повышение роли предметного мира, главным образом пейзажа, города, зданий и т.п., способствующих выражению эмоций поэта. Мы солидарны с его мнением о том, что описательно-изобразительное стихотворение имеет тесную, нерасторжимую связь с творческой направленностью каждого поэта. Если в творчестве поэта преобладают философские, социальные, духовные, нравственные, эстетические проблемы, то изображение и пейзаж служат более яркому, выпуклому, конкретно-чувственному выражению этих идей. Описание картин природы, в частности конкретных ее деталей, например, горной вершины, осеннего листопада, родников и ручейков, долины, миндального дерева и т.п. в творчестве исследуемых поэтов подтверждает мысль о том, что детали природы превращаются в художественные символы, выражающие идею поэта. Экспрессивность в этом виде лирики выражается посредством изображения движения, при помощи языковых изобразительных средств. Используя средства художественного выражения, как метафоры, уподобления, эпитеты и т.п., поэт добивается более яркого выражения чувств.
Анализируя по нескольку стихов из творчества исследуемых поэтов, автор монографии определяет существенные особенности каждого стиха и творческого стиля каждого поэта. Так, на примере анализа стихотворения Кутби Кирома «Конец зимы», он подчеркивает значение динамики действий: распускания листьев и разветвления колючего кустарника, выхода сурка из конуры, ползания муравьев по полям, способствующие усилению эмоций.
В четвертой главе рассмотрена таджикская лирическая персонажная поэзия второй половины ХХ века. В ней исследуются стихи, в которых человек, предмет и событие становятся объектом лирических чувств и раздумий. Действие в них сжато и в основном связано с переживаниями поэта. Анализ стихов Мирзо Турсунзаде, посвященные В.Маяковскому, Зульфие, Гафуру Гуляму, Расулу Гамзатову, Мумина Каноата о Рудаки, Фирдоуси, Асими, Лоике, Олжасе Сулейманове, стихи Кутби Кирома о Сергее Есенине, стихи Лоика о Борбаде, Абуабдулло Рудаки, Абуали ибн Сино, Абулькасыме Фирдоуси, Омаре Хайяме, Ахмаде Донише и других, персонажной лирики Бозора Собира и Фарзоны убеждает в том, что большинство лирических персонажных стихов современных поэтов посвящены ученым, поэтам, деятелям искусства, выдающимся личностям истории и современности.
Завершающая, пятая глава посвящена лирической повествовательной поэзии. В этом виде поэзии предмет, событие и личность показываются в статичном или движущемся состоянии. Отличительной собенностью повествовательной поэзии является то, что в ней присутствие рассказа обязательно, хотя чувства и раздумья занимают первостепенное место. На основе анализа отдельных стихов поэтов второй половины прошлого века автор убедительно говорит о смешении литературных родов, о том, что в эпических произведениях наблюдаются лирические свойства, а в лирических -эпические. Присутствие рассказа в лирике, т.е. наличие сюжета в ней является подтверждением сказанного, однако преобладание субъективного начала позволяет отнести подобные стихи к лирике. В этой главе интересна также мысль о лирических повествовательных стихах с реалистическим, романтическим, иносказательным сюжетом и разнообразии субъектов - лирической личности, автора, третьего лица, повествователя.
Результаты исследования подытожены в заключении. Выводы ученого находят свое полное подтверждение в главах, обстоятельно и скрупулезно представляющих широкий теоретический и практический материал.
Все сказанное аргументирует высокую оценку рецензируемой монографии и убеждает, что перед нами основательное и фундаментальное исследование, в котором проявлен яркий литературоведческий талант, способность аналитической мысли, тонкой наблюдательности и убедительных выводов диссертанта.
При всей серьезности и значительности исследования, на наш взгляд, некоторые положения требуют определенных корректировок:
В монографии нет материала о том, как в других литературах, например, в русской, иранской и других рассмотрен исследуемый вопрос, т.е. на какие виды разделена лирика других литератур и какие особенности присущи этим видам. Освещение этого вопроса могло бы более выпукло показать теоретическую значимость данной работы.
Думается, виды современной таджикской лирики не ограниваются названными и исследованными в книге пятью видами лирики, на что намекает и сам автор. Однако в работе нигде не перечисляются другие виды лирики. Вполне понятно, что в пределах одной работы исследовать все виды невозможно, однако название других видов, т.е. видовая дефиниция лирики, на наш взгляд, могла бы повысить научное значение исследования. Достижению еще большего успеха могло бы способствовать и краткое прослеживание трансформации видов в истории таджикской поэзии.
Вошло в добрую традицию в завершение каждого раздела и каждой главы подытожить высказанные мысли. Такой подход позволяет исследователю более четко сформулировать окончательные выводы. В рецензируемой работе в некоторых главах этот принцип не соблюден (например, главы вторая, третья, четвертая ).
Выбор поэтического материала для анализа из творчества М. Турсунзаде, А. Шукухи, Г. Мирзо, М. Каноата, К. Кирома, Л. Шерали, Б. Собира, Фарзоны, конечно, вполне оправдан. Однако, думается, обращение к творчеству и других видных поэтов, в том числе Гулрухсор, Гулназара, Низома Косима, Зульфии, Камола Насрулло, Рахмата Назри, Сиявуша, Суруша, Озарахша, Адибы и других могло бы более широко продемонстрировать общую панораму таджикской поэзии второй половины ХХ века.
И последнее, было бы замечательно, как во всех фундаментальных работах, и эта книга была бы снабжена справочниками - списками использованных имен поэтов и ученых.
Указанные недочеты не умаляют достоинства рецензируемой работы, представляющей значительный вклад в науку. Монография Аскара Хакима - серьезный труд о современной поэзии и ее видовых особенностях, восполняющий существующий пробел в нашем литературоведении.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Хакимов, Аскар. Поэзия и время. Проблемы развития современной таджикской поэзии/ Аскар Хакимов.- Душанбе: Ирфон, 1978. - 256 с.
2. Хакимов, Аскар. Во владениях слова. Литературные портреты/ Аскар Хакимов.- Душанбе: Ирфон, 1982. - 224 с.
3. Хакимов, Аскар. Творцы созвучий. Мотивы восточной поэзии/ Аскар Хакимов.- Москва, Советский писатель, 1988. - 256 с.
4. Хаким, Аскар. Видовые особенности лирической поэзии (на материале таджикской лирической поэзии второй половины ХХ века). / Аскар Хаким.- Душанбе, 2017.- 486 с.
5. Аристотель. Поэтика/ Аристотель.- М.: Художественная литература, 1967.-184 с.
REFERENCES:
1. Hakimov, Askar. Poetry and Time. Problems of Modern Tajik Poetry Development/ Askar Khakimov .Dushanbe: Cognition, 1978. - 256 p.
2. Hakimov, Askar. In the Domain of the Word. Literary Portraits / Askar Khakimov .- Dushanbe: Cognition, 1982. - 224 p.
3. Hakimov, Askar. Creators of Sonorous Harmony. Motives of Oriental Poetry / Askar Khakimov . - M., Soviet Writer, 1988. - 256 p.
4. Hakim, Askar. Species Peculiarities of Lyrical Poetry (based on the materials of the Tajik lyrical poetry of the second half of the 20-th century). / Askar Khakim .- Dushanbe, 2017.- 486 p.
5. Aristotle. Poetics / Aristotle .- M .: Imaginative Literature, 1967. - 184 p.
Дар бораи вежаги^ои анвои шеъри гиной
Вожщои калидй: шеъри гиной, навъ, шеъри гиноии андешауои отифй, андешауои отифии
тасвирй, тавсифию тасвирй, шахсиятй, уикоятй Дар такриз монографияи Аскар Хаким «Дар бораи вежагщои шеъри гиной (Дар мисоли шеъри гиноии тоцикии нимаи дуюми садаи ХХ)» ба риштаи тщцщ кашида шудааст. Сухан дар бораи моуият ва зарурати баррасии масъалауои шеъри гиной, дарацаи омузиши он, сохтори асар ва навоварии муаллифи он меравад. Муаллифи такриз таснифи анвои гиноиро аз цониби Аскар Хаким баррасй ва асоснок намуда, шеъри гиноии андешщои отифй, андешщои отифии тасвирй, тавсифию тасвирй, шахсиятй ва уикоятиро аз назари мууакКЩ мавриди омузиш карор додааст. Дар такриз ба баъзе навокиси цузъй ишорарафтааст. Дар мацмуъ китоби мазкур уамчун асари арзишманд ва навоварона дар адабиётшиносии муосири тоцик арзёбй шудааст.
О видовых особенностях лирической поэзии
Ключевые слова: лирика, вид, медидативный, медидативно-изобразительный, описательно-
изобразительный, персонажный и повествовательный В рецензии анализируется монография Аскара Хакима «Видовые особенности лирической поэзии (на материале таджикской лирической поэзии второй половины ХХ века)». Оценивается актуальность проблемы, степень ее освещенности, структура работы, ее новаторство. Обосновывается разделение лирики на виды: медидативный, медидативно-изобразительный, описательно-изобразительный, персонажный и повествовательный. Указываются на некоторые незначительные упущения, имеющиеся в монографии. Делается вывод о ценном вкладе автора в современное литературоведение.
On the Species Peculiarities of Lyrical Poetry
Key words: lyrics, view, meditative, meditative-figurative, descriptive-figurative, personageal and narrative
The review dwells on Askar Hakms monograph entitled "Species Peculiarities of Lyrical Poetry (on the materials of Tajik lyrical poetry referring to the second half of the XX-th century) ". The reviewer assesses actualness of the problem, degree of its elucidation, structure of the work, innovation. She substantiates the division of lyrical poetry into the following types: meditative, meditative-figurative, descriptive-figurative, personageal and narrative. Certain minor omissions possessing in the monograph are pointed out by the reviewer. In a nutshell, she comes to the conclusion about the author's valuable contribution into modern literary criticism.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Мирзоюнус Матлуба (Хоцаева), доктори илмуои филологй, профессори кафедраи адабиёти муосири Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров(Чум%урии Тоцикистон, шХуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Мирзоюнус Матлуба (Ходжаева), доктор филологических наук, профессор кафедры современной таджикской литературы Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:
matluba. khojaeva@gmail. com Information about the author:
Mirzoyunus Matluba (Khodjayeva) Dr. of Philology, Professor of the department of modern Tajik literature under Khujand State University named after acad. B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]