Научная статья на тему 'Проблемы источниковедения при изучении музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» Курской областной государственной филармонии)'

Проблемы источниковедения при изучении музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» Курской областной государственной филармонии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ КУРСКОГО КРАЯ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / АНСАМБЛЬ "РУССКАЯ МОЗАИКА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бычков Д. В.

Недостаточность документальной основы для научной оценки истории отечественной региональной музыкальной культуры закладывается повседневной практикой. На основании сложившейся в музыкальном источниковедении ситуации делается вывод о необходимости научного изучения творческой жизни музыкантов-современников уже в процессе их активной музыкально-просветительской практики. В статье к этому выводу приходим на основе анализа деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» Курской областной государственной филармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы источниковедения при изучении музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» Курской областной государственной филармонии)»

УДК839.85.008 + 785

ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности

АНСАМБЛЯ СОЛИСТОВ «РУССКАЯ МОЗАИКА»

КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ)

© 2013 Д. В. Бычков

аспирант каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Недостаточность документальной основы для научной оценки истории отечественной региональной музыкальной культуры закладывается повседневной практикой. На основании сложившейся в музыкальном источниковедении ситуации делается вывод о необходимости научного изучения творческой жизни музыкантов-современников уже в процессе их активной музыкально-просветительской практики. В статье к этому выводу приходим на основе анализа деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» Курской областной государственной филармонии.

Ключевые слова: отечественная история, история культуры Курского края, источниковедение музыкальной культуры, ансамбль «Русская мозаика».

Изучение истории региональной музыкальной культуры, как правило, начинается post-factum - по прошествии столетий, в лучшем случае десятилетий, после того как завершается жизненный путь исполнителей или композиторов, а также целых коллективов и их деятельность уже может быть подвергнута объективной оценке с определенной исторической перспективы.

Однако опыт изучения истории музыкальной культуры Курского края говорит о том, что архивы провинциальных музыкантов не сохраняются: не отработана в регионах система прижизненного обращения к выдающимся деятелям культуры. Так, только за последнее десятилетие, канули в Лету архивы десятков курских музыкантов. Приведем примеры двух богатейших коллекций: летописца музыкальной культуры Курского края второй половины ХХ века - И.Ю. Татарской и композитора Ф.В. Гольцева. Не будучи своевременно систематизированы и переданы на государственное хранение, материалы личных архивов вскоре после кончины музыкантов были уничтожены родственниками, которые не придали значения кипам запылившихся бумаг.

Отсюда можно сделать вывод о том, что историю, особенно региональную, надо писать в процессе деятельности современников. Именно в создании прецедента на региональном уровне и видится значение предлагаемой работы, актуальность которой состоит также и в том, что исследование исполнительской работы «Русской мозаики» дает возможность сохранения ярчайшей страницы истории музыкальной культуры Курской областной государственной филармонии (далее КОГФ).

Ансамбль «Русская мозаика» - один из ключевых коллективов современной музыкальной культуры Курского края, хорошо известный далеко за пределами региона (в Туле, Орле, Белгороде, Старом Осколе и Воронеже, в Краснодарском крае и в Осетии) и страны (в Германии, Швейцарии, Франции и на Мальте), его выступления каждый раз становятся художественным событием для слушателей. Так, к примеру,

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

говорилось в прессе в ноябре-декабре 2000 года, когда «Русская мозаика» стала лауреатом Межрегионального фестиваля профессиональных коллективов и исполнителей концертных организаций, входящих в ассоциацию «Черноземье» (г. Тула), и была удостоена диплома «За высокий профессионализм в пропаганде отечественного исполнительского искусства»: «Потрясающий успех имела наша “Русская мозаика”. Не зря она называется “ансамбль солистов”. И собственные номера, и аккомпанемент были на высочайшем уровне. А аранжировки делал руководитель ансамбля Юрий Ткачев. Ансамбля, подобного “Русской мозаике”, в нашем регионе больше нет. Не случайно именно “Мозаика” завершала финальный гала-концерт и зритель долго не отпускал ее со сцены» [Третьякова 2000].

«Для становления и развития музыкального краеведения, всестороннего и подлинно научного изучения истории музыкальной жизни любого региона необходимо сохранение памяти не только о знаменитых земляках [...], но и о тех, кто составлял художественный быт эпохи» [Брежнева, Космовская 2008: 111], - читаем совершенно справедливое мнение курских краеведов, возглавивших научное изучение музыкальной культуры региона. А в нашем случае речь идет уже о выдающемся художественном явлении. Эмоциональный подъем, испытываемый от концертов этого курского коллектива, и высочайший профессионализм (по современному исполнительству на русских народных инструментах стоящий на уровне лучших мировых ансамблей - без скидок на региональность-провинциальность) привели к первой попытке научного анализа деятельности ансамбля «Русская мозаика» [Бычков 2010, 2011, 2011а, 2012, 2013].

Основным методом исследования стал научный историзм, понимаемый как непредвзятое следование фактам во всей их множественности и совокупности, обращение к разнообразным первоисточникам информации для достижения наиболее объективной оценки. Поэтому создавалась источниковая база, которая нашла отражение в целом ряде систематизаторов: в хронографе деятельности солистов и ансамбля «Русская мозаика»; перечне публикаций о концертах артистов в России и за рубежом (около 150 наименований); в трех репертуарных списках (трио «Ирина» (предыстория ансамбля - 48 произведений), ансамбля за первое - 1994-2003 (155 сочинений) и второе - 2004-2013, еще не полное (148), десятилетия); в перечне тематических концертов; в систематизации программ, фото, аудио- и видеоматериалов.

Для создания такой источниковой базы привлекались пять групп источников, каждая из которых порой вызывала ощущение недостаточности и неполноты сохранившейся информации. Проанализируем каждую из этих групп для выявления причин этого явления и возможного недопущения их впоследствии.

Во-первых, архивы трех уровней. Первый уровень составили столичные или общероссийские архивы (Москва: Российский государственный архив древних актов -Малороссийский приказ Ф. 229; архив Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки - фонды Н.Ф. Финдейзена Ф.87 и 275; Санкт-Петербург: Отдел рукописей Российской национальной библиотеки - фонды

Н.И. Привалова, Ф.615 и Н.Ф. Финдейзена, Ф.816; Клин Московской области: архив Государственного дома-музея П.И. Чайковского - фонд Н.Ф. Финдейзена, Ф.33, Ю1-Ю4), они дали информацию об общем состоянии процесса изучения истории инструментальной музыкальной культуры в России, особенно в дореволюционный период и первое десятилетие советского периода.

Второй уровень - Государственный архив Курской области, преимущественно фонд Курской областной государственной филармонии - Ф.Р-3159. К сожалению, по материалам и документам, переданным в этот архив, составить полную хронологию деятельности артистов «Русской мозаики» нельзя из-за того, что летописи, хотя бы на

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Бычков Д. В. Проблемы источниковедения при изучении музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика»

Курской областной государственной филармонии)

уровне фиксации фактов музыкальной жизни, не сохранилось. Но и отдельные документы были весьма важны для изучения темы. Например, сохранился «Протокол заседания художественного совета Курской областной филармонии от 25 августа 1986 г.» с регистрацией первого факта обращения в филармонию будущего руководителя «Русской мозаики», а тогда еще молодого выпускника Харьковского института искусств им. И.П. Котляревского.

Ввиду значимости документа, приведем его полностью:

«Присутствовали: И.Н. Барбашин, Г.С. Львович, Н.А. Рязанцева, Л.Н. Буйневич.

Повестка дня: прослушивание репертуара баяниста Ткачева Юрия Николаевича на предмет оформления на работу в Курскую филармонию.

Слушали: репертуар баяниста Ткачева Юрия Николаевича.

Выступили:

Львович Г.С.: Юрий Николаевич приехал к нам по направлению из Киевской консерватории. Сейчас Юрий представил на просмотр свой репертуар. Наша задача определить его пригодность для работы и в каком направлении. Мое мнение: репертуар у артиста на первый случай есть. Надо сейчас подключить его к группе для освоения программы.

Сольные номера: 1. Гридин. Вариации на тему укр. нар.п. «Ехал казак за Дунай». 2. Обр. Р.Н.П. «Калина красная». 3. Шахнов. Карусель. Вполне приемлемы.

Постановили: принять Ткачева Юрия Николаевича как солиста-

инструменталиста с разовой ставкой 11 рублей за концерт.

Председатель худсовета И.Н. Барбашин

Секретарь Н.А. Рязанцева» [Протокол 1986]

Третий уровень - текущий архив факультета искусств Курского государственного университета. Источник, увы, ставший ускользающим: последнее решение администрации университета о хранении выпускных квалификационных работ только за последние пять лет уже сегодня наносит большой урон музыкальному краеведению. Анализ дипломных работ кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства, выпускающей студентов по специальности 050100 (030700) - музыкальное образование, показал, что с 2001 по 2012 годы написано более 70 исследований, вносящих существенный вклад в музыкальное краеведение.

Особо отметим, что исследование музыкальной культуры Курского края под руководством преподавателей кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств КГУ не ограничивается областным центром. Беловский, Глушковский, Золотухинский, Курский, Курчатовский,

Льговский, Мантуровский, Медвенский, Обоянский, Поныровский, Рыльский, Суджанский, Черемисиновский, Щигровский районы (14 из 28 районов Курской области) уже изучаются в плане истории и практики музыкального просвещения и образования, а также музыкальной жизни прошлого и современности. Первые научные обобщения стимулируют деятельность краеведческих центров в учебных заведениях и музеях региона. При этом они дают существенную информацию о повседневной работе музыкантов области в целом, что немаловажно для роста музыкальной культуры Центрального региона России и роста уровня восприятия профессиональных инструментальных коллективов.

Сравнительный анализ архивов различных уровней показал, что наиболее полную информацию, причем с гарантированной ее сохранностью, дают только центральные архивы. Даже Государственный архив Курской области не обеспечивает полноту информации, так как сюда передаются только отдельные, причем разрозненные, материалы и документы.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Во-вторых, периодическая печать с публикациями о народных инструментах, их исполнителях, анонсы и рецензии концертов, среди которых особо существенную для изысканий группу составили статьи об ансамбле «Русская мозаика» и аналогичных коллективах.

Обширный перечень публикаций с упоминанием ансамбля отнюдь не обеспечивает разносторонней информации о нем. Есть интересные рецензии, интервью, но в основном - это лишь упоминания об участии «Русской мозаики» в том или ином событии современности. То есть простая констатация.

Очень мало удалось найти публикаций о деятельности «Русской мозаики», принадлежащих перу не курских корреспондентов. Так, к примеру, сохранилось лишь четыре сообщения из Германии с полными выходными данными [Stadtler 1992; Kursker Trio 1993; Edelstein im Tafelmusik-Kollier 2003; Kaisertafel 2003]. Остальные заметки из личных коллекций артистов представляют собой лишь вырезки из газет и журналов без указания места и даты публикации.

В третьих, личные документы артистов «Русской мозаики»; собранные ими в их частных коллекциях материалы, связанные с деятельностью ансамбля: звукозаписи исполненных произведений; видеоматериалы, привезенные после гастролей и сделанные во время концертов, радио- и телепередачи о «Русской мозаике», прошедшие в эфире курских СМИ интервью с членами коллектива.

В четвертых, весьма субъективный, но очень интересный источник сведений о работе курских музыкантов - личные беседы и рассказы об их деятельности, деятелей региональной культуры и искусства о впечатлениях после концертов «Русской мозаики», отзывы любителей музыки и курских школьников.

К таковым можно отнести беседы с художественным руководителем ансамбля «Русская мозаика» заслуженным артистом России Ю.Н. Ткачевым и солистами ансамбля В.Н. Ткачевой, Ю.Н. Вродливцем, О.В. Овчаренко; с дирижером оркестра русских народных инструментов Курской областной филармонии и бывшим директором Курской областной филармонии П.Н. Горбуновым и действующим директором А.И. Коноревым; с многочисленными любителями и почитателями народного искусства и другими категориями граждан города Курска.

Эта работа со старожилами филармонии была начата руководителем ансамбля «Барокко» Ю.Е. Красниковым при написании им выпускной квалификационной работы на факультете искусств, и ее следует продолжать, так как живой голос артистов, их мнение, воспоминания, оценка для воссоздания истории очень важны.

В пятых, еще один важный и современный источник - интернет-ресурсы, которые можно отнести к наиболее обширной и информационно точной и полной группе: фиксация фактов в глобальной мировой паутине происходит очень оперативно. Именно сайты Интернета с полными подшивками региональных газет («Курская правда» - с 1 января 2003 года, «Друг для друга» - с 7 января 2003 года, «Городские известия» - с 1 сентября 2008), выход непосредственно на выступления - то есть на живое звучание в видеовариантах таких произведений, как Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» Н. Будашкина [Будашкин], «Ехал казак за Дунай» и «На арене» В. Гридина [Гридин], «Приокские наигрыши» Е. Дербенко [Дербенко] и другие [Мокроусов, Елецкий] дают достаточно полное представление об уровне таланта солистов «Русской мозаики» и обеспечивают достоверность приводимых фактов.

Таким образом, анализ источниковой базы для исследования истории деятельности ансамбля солистов Курской областной государственной филармонии «Русская мозаика» вновь отразил те же процессы, о которых писала М.Л. Космовская

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Бычков Д. В. Проблемы источниковедения при изучении музыкально-краеведческих исторических тем (по итогам исследования деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика»

Курской областной государственной филармонии)

пять лет тому назад, но уже на уровне нашей современности: «Исследование историографии краеведения показывает, что и в XIX, и в ХХ веке стремление “остановить прекрасное мгновенье” уходящего еще не столь далекого прошлого выливалось в создание статей, брошюр, книг. Зафиксировать и сохранить - цель благородная и абсолютно оправданная. Но какими методами это осуществляется? Почему публикации об истории, к примеру, Курского края, пестрят ложными датами и фактами, искаженными фамилиями, не говоря уж об опечатках и чисто редакторских недоработках...» [Космовская 2008: 208]. Небрежение фактами истории, причем ежедневное и процессуальное, приводит к утрате информации об интереснейших страницах истории музыкальной культуры.

Однако уже сегодня, отчасти как следствие проведенного изыскания, активизировалась работа руководителя и участников ансамбля по регистрации фактов собственной деятельности, по сбору информации об их активно продолжающейся творческой работе. Выработанная в процессе первоначального научного исследования система работы по сбережению информации будет действовать не только в этом коллективе, но распространится на другие творческие объединения Курской государственной областной филармонии, что даст возможность более полного исследования их творческой деятельности, а впоследствии и воссоздания истории деятельности этой главной концертной организации Курского края.

Источники и литература

Архивные материалы

Протокол заседания художественного совета Курской областной филармонии от 25 августа 1986 г. // ГАКО. Ф.Р-3159. Оп.№1. Ед.хр. 151. Л.18.

Публикации

Бычков Д. В. История создания ансамбля «Русская мозаика» Курской областной филармонии // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): материалы междунар. науч.-практич. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская; отв. ред. С.Е. Горлинская, Л.А. Ходыревская. Курск:. Курск. гос. ун-т, 2010. С. 235-237.

Бычков Д. В. Виртуоз Курской земли // Музыка и время. 2011. №7. С. 26-27.

Бычков Д. В. Двадцать лет вместе // Курская правда. 2011. 29 марта.

Бычков Д. В. История развития ансамбля народных инструментов «Русская мозаика» // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогики та теорії і практики освіти. Вип. 33 / ХНУМ ім. І.П. Котляревського. Украина. Харків, : Видавництво НТМТ, 2011. С.356-364.

Бычков Д. В. «Русская мозаика» ансамбль солистов Курской областной государственной филармонии // Малая курская энциклопедия / ред.-сост. Ш.Р. Гойзман. URL: http://www.mke.su/ (дата обращения: 01.06.2012).

Бычков Д. В. История народной инструментальной музыкальной культуры Курского края сквозь призму деятельности ансамбля солистов «Русская мозаика» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №2 (6). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/030-009.pdf (дата

обращения: 20.09.2013).

Жекова А. Й. Народные таланты на родной земле // Курск. 2007. 19 декабря.

Космовская М. Л. Методология сохранения культурного наследия как центральная проблема современного музыкального краеведения // Труды 1-й международной краеведческой конференции «Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи». Ч. 2. Курск: КурОНКО, 2006. С. 112-116.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Брежнева Т. А., Космовская М. Л. «Музыкальные деятели Курского края XIX-XX века: Словарь» как источниковая база истории провинциальной музыкальной культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. №1 (5). С. 111-125. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/005-19.pdf (дата обращения: 20.09.2013).

Космовская М. Л. Некоторые методологические аспекты сохранения музыкального наследия Курского края // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 2 (6). С. 208-216. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/006-26.pdf (дата обращения: 20.09.2013).

Третьякова Л. П. Тульский губернатор предпочел курян // Городские известия. 2000. 30 декабря. С. 12.

Иностранные источники

Stadtler E. Rursken «Trio Irina» im Historischen Ratssaal: Im Zwischenbereich von volkstumlicher Ballade und Kunstmusik // Speyerer Tagespost. 1992. 12 juni. №135.

Kursker Trio: Balladen aus der Heimat // Tagespost. 1993. 5/6 juni.

Edelstein im Tafelmusik-Kollier / Musiker und Modeschopfer aus Kursk begeistern Publikum // Die Rheinpfalz. 2003. Montag, II. August.

Kaisertafel: tagsuber «pfui» - abends und nachts «hui» // Speyerer Morgenpost. 2003. Montag, II. August.

Интернет-источники:

Видеоматериалы:

Будашкин Н. Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая». Солист Алексей Вродливец. URL:

http://video.yandex.ru/search?text=%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D 0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% B2%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0 %BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0&filmId=e6dgShqo8gE (дата обращения: 20.09.2013).

Гридин В. «Ехал казак за Дунай». URL:

http://video.yandex.ru/search?text=%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D 0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% B2%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0 %BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0&filmId=kXwDo6mA8gE. (дата обращения: 20.09.2013).

Гридин В. «На арене». URL:

http://video.yandex.ru/search?text=%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D 0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0% B2%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0 %BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0&filmId=q0hdaEu28gE. Солист Дмитрий Соломатин (дата обращения: 20.09.2013).

Дербенко Е. «Приокские наигрыши». URL:

http://video.yandex.ru/search?filmId=dbdDcdVY8gE&where=all&text=%D0%9A%D1%83%D0%

BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A1.%20%D0%AE%D1%80%D

0%B8%D0%B9%20%D0%A2%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%3A%20%C2%

AB%D0%92%20%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BC%20%D0%B0%D0%BD%D

1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%20%

E2%80%93%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B%C2%BB

или http://video.mail.ru/mail/psbox86/kgf/63.html?autoplay=1 (дата обращения: 20.09.2013).

Мокроусов Б., Елецкий В. «Хороши весной в саду цветочки». URL: http://video.mail.ru/mail/33140/4/3784.htmlb (дата обращения: 20.09.2013).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.