Научная статья на тему '«Музыкальные деятели Курского края XIX начала ХХ века: словарь» как источниковая база истории провинциальной музыкальной культуры'

«Музыкальные деятели Курского края XIX начала ХХ века: словарь» как источниковая база истории провинциальной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3222
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история русской музыки / музыкальное краеведение / методология и методика составления регионального словаря музыкальных деятелей / словарь / history of the Russian music / musical study of local lore / methodology and methods of compiling / regional dictionary of musical figures / dictionary

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л., Брежнева Т. А.

Впервые в истории музыкального краеведения Курского края представляются методология и методика составления и 14 статей из словаря «Музыкальные деятели Курского края XIX начала ХХ века». Особая ценность видится в том, что материалы словаря базируются на строгой документальной базе: архивных материалах и документах Курского областного государственного архива, архивохранилищ Москвы и Санкт-Петербурга, а также материалах дореволюционной периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Космовская М. Л., Брежнева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICTIONARY OF THE MUSICAL FIGURES IN KURSK TERRITORY AS A SOURCE BASE OF THE PROVINCIAL MUSICAL CULTURE’S HISTORY

Methodology and methods of compiling and 14 articles from the Dictionary of the musical figures in Kurskprovince are presented for the first time in the history of the musical study of local lore in Kursk territory. Materials in the Dictionary are based on a strict documentary base (what is of great value): archival and documents not only from the Kursk Regional State Archives, but also from Moscow and Saint-Petersburg, and also on the materials of the pre-revolutionary periodical press.

Текст научной работы на тему ««Музыкальные деятели Курского края XIX начала ХХ века: словарь» как источниковая база истории провинциальной музыкальной культуры»

УДК 78.03

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ КУРСКОГО КРАЯ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА: СЛОВАРЬ»

КАК ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИСТОРИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ1

© 2008 М. Л. Космовская, Т. А. Брежнева

Впервые в истории музыкального краеведения Курского края представляются методология и методика составления и 14 статей из словаря «Музыкальные деятели Курского края XIX - начала ХХ века». Особая ценность видится в том, что материалы словаря базируются на строгой документальной базе: архивных материалах и документах Курского областного государственного архива, архивохранилищ Москвы и Санкт-Петербурга, а также материалах дореволюционной периодической печати.

Ключевые слова: история русской музыки, музыкальное краеведение, методология и методика составления регионального словаря музыкальных деятелей, словарь.

Составление словарей и энциклопедий - это, по меткому выражению С.А. Венгерова2, «регистрация духовных сил общества» [Венгеров 1915: 3]. Именно стремлением сохранить память о лучших представителях человечества руководствовались их создатели во все времена: с древности (к примеру, античный Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях») и средневековья (Сым Цянь в «Исторических записках», собравший биографии китайских династийных историй, или ибн Якут, в начале XIII века составивший оригинальный словарь арабских литераторов и ученых VII-XII веков) до своеобразного собрания биографий канонизированных христианской церковью духовных и светских лиц под общим названием «Жития святых» и многотомных собраний начала ХХ века (вспомним словарь Исторического общества).

В тысячах биографических словарей, составляемых во всем мире, старательно фиксируются как факты далекого прошлого, так и уходящие сегодня в Лету сведения. Показательным в этом отношении являются зарубежные словари типа «Who’s who», дающие краткие справки о современниках со сведениями о лицах живущих. Подобные издания часто переиздаются, наряду с лаконичными, составленными по твёрдой схеме биографическими данными, дают адреса и телефоны. В мировой лексикографической практике уже есть международные, региональные и национальные, универсальные и отраслевые словари этого типа. Как сообщает Большая советская энциклопедия, «из международных наиболее известен издающийся раз в два года в Великобритании “International who's who” (L., 1935-прод.). В США фирма Маркуис также издает конкурирующий словарь “Who's who in the world”. 1972-73-1974-75 (Chi., 1971-73). Словари типа “Кто есть кто” континентов и региональные: “Who's who in Europe”. 1964-65-196667, Brux., 1964-67 (отмечает деятелей только капиталистических стран Европы); “The Asia who's who”, Hong Kong, 1960-; “Who's who in Arab world”, 1974-75, Beirut, 1974-; “Who's who in Latin America...”, Stanford, 1935-. Национальные словари “Кто есть кто” имеются во многих странах (многие страны используют английское название “Who's who” для наименования своих словарей) (впервые национальный “Who's who” начал выходить в 1849 в Великобритании). Часто дают сведения не только о национальных деятелях, но и об эмигрантах и иностранцах, оставивших след в культуре страны. В не-

1 Исследования по теме «Музыкальные деятели Курского края XIX- начала ХХ века: Словарь» ведутся при поддержке гранта РГНФ № 06-04-72401 а/Ц

2 Венгеров Семен Афанасьевич (1855-1920) - историк литературы, библиограф, обществ. деятель. Псевдонимы: А. Ф. Сергеев, Фауст Щигровскаго уезда, С. Веди, Л. Долин, Лев Долина, С. Лубенский; также подписывался: С. В-в, С. В.

которых странах (в Великобритании, США) публикуются многолетние сводки о лицах умерших - “Who was who”».

Опыт создания таких словарей мог бы быть крайне полезен для регионального краеведения: кому как не современникам собрать и сберечь факты яркого проявления творческой личности?

Отраслевые музыкальные биографические словари - явление не столь распространенное, как в иных сферах человеческой деятельности и даже видах искусства.

В XIX веке составление различных региональных словарей и справочников различных направлений было широко распространено (см. например [Павловский 1912; Смирнов 1896-1917]. Среди них есть и специализированные музыкальные издания, например «Иллюстрированный словарь современных русских музыкальных деятелей» (Вып. 1-2. Одесса: Прил. к журн. «Музыкальное образование», 1907-1908); «Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей» (СПб.: А. Битнер, 1879) и др. Наиболее полную характеристику этих работ дает И.Ф. Петровская в ее фундаментальном источниковедческом труде, не только перечисляя их названия, но и давая краткую характеристику каждому [Петровская 1989; Петровская 1983].

Среди современных исследований можно выделить С.Е. Беляева - автора истории музыкальной культуры Урала [Беляев 1996], который выпустил региональный био-библиографический словарь-справочник [Беляев 1999].

Для становления и развития музыкального краеведения, всестороннего и подлинно научного изучения истории музыкальной жизни любого региона необходимо сохранение памяти не только о знаменитых земляках (а для Курска это только по избранному для словаря периоду - С.А. Дегтярев, А.Д. Жилин, Г.Я. Ломакин, Н.В. Плевицкая и др.), но и о тех, кто составлял художественный быт эпохи. Как совершенно справедливо отмечали авторы одного из интереснейших словарей ХХ века, «развитие музыкальной культуры определяется усилиями не только ее выдающихся представителей, но и “рядовых”, подчас забытых тружеников. Это особенно отчетливо выявляется при изучении музыкальной культуры провинциальных городов и областей» [Бернандт 1979: 3 ]. Исторически назрела необходимость концентрации исходных данных о музыкальных деятелях Курского края в одном издании. Объективная историческая предпосылка для такой работы, благодаря подвижнической деятельность краеведов, есть. Собраны сведения о деятельности композиторов и исполнителей, музыкально-общественных деятелей и педагогов.

Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что опыт научного издания такого специализированного биографического словаря уже есть. Он охватывает четырехсотлетнюю историю развития архитектуры Курского края [Холодова 2003].

Словарь курских музыкальных деятелей - это первое специальное справочное биобиблиографическое издание о музыкантах-курянах дореволюционной поры. Конкретная адресная направленность справочника (рассчитан на музыкантов-профессионалов, преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений, любителей музыки) обусловливает стиль статей (научно-популярный) и стремление редакции к максимальной насыщенности биографий только достоверной, проверенной по различным источникам информацией, которую можно дополнительно проверить благодаря источниковедческому приложению, дающемуся к каждой статье.

Редакционная коллегия словаря ставит перед собой цель: представить имена земляков-музыкантов, составляющих гордость Курской земли, подготовивших атмосферу, взрастившую музыкального гения ХХ века - Г.В. Свиридова, собрав воедино разрозненные сведения об их деятельности, с принципиальной опорой на первоисточники. Очень немногие свиридовские предшественники-куряне получили должную ис-

торико-музыковедческую оценку и отсюда осознание значимости приводимых сведений об архивных материалах и библиографии, на основе которых впоследствии можно будет говорить о вкладе каждой личности в создание музыкальной культуры края.

Поэтому словарь включает в себя имена как профессиональных музыкантов, так и учителей музыки и пения, музыкально-общественных деятелей и лиц, которые писали о музыке в периодической печати Курской губернии. Поэтому в состав словника включены все упоминающиеся в многочисленных источниках имена музыкантов, чьи судьбы так или иначе были связаны с Курским краем.

Словарь состоит их двух разделов: в первом собраны сведения о лицах, родившихся или работавших в Курской губернии, во втором - о тех гастролерах, которые посещали Курск с концертами и были существенными слагаемыми художественной атмосферы эпохи.

Статьи размещаются по алфавитному принципу. Иностранные фамилии даются по принятой в печати того времени транскрипции, по возможности указывается оригинальное написание. В случаях нескольких имен у иностранных музыкантов, они указываются по возможности все, причем основное имя выделяется разрядкой. В тексте статьи имена и отчества заменяются инициалами.

Псевдонимы и инициалы, которыми авторы подписывали свои работы, расположены также в алфавитном порядке (иностранные приводятся после русского списка) и воспроизводятся в том виде, в котором они публиковались: без перестановок.

Все имена воспроизводятся в современной орфографии.

Большая часть статей состоит из двух разделов: биографической справки и справочного материала.

Биографии первого раздела включают сведения, выстроенные в следующем порядке: фамилия, имя, отчество; число, месяц, годы рождения и смерти (по старому стилю - до 1/14 февраля 1918 года, по новому стилю - факты послереволюционной деятельности музыкантов); место рождения и смерти (в соответствии с административным делением того времени, отраженным в архивных документах); факты об образовании (общем и музыкальном); информация о формах и видах музыкальной работы и связях с Курским краем. Дата около названия сочинения, как правило, указывает на время его создания. Отсутствие в биографии каких-либо сведений означает, что установить их не удалось. Если год рождения или смерти не установлен, ставится вопросительный знак, либо дается пометка о том, что год неизвестен («неизв.») или приблизителен («ок.» -около).

В списках музыкальных сочинений (рубрика «Соч.») произведения перечисляются в порядке значимости для творческого наследия композитора или в традиционном жанровом порядке: «Оперы, балеты, оперетты, музыкально-сценические, вокальносимфонические, симфонические произведения, камерные ансамбли, сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели и т.п., камерные вокальные произведения, музыка для театра» [Музыкальная энциклопедия 1973: 1: 11-12]. В случае получения достоверных сведений об издании нот, они также приводятся рядом с названием сочинения (в скобках, следом за годом его создания).

В перечне музыкально-литературных работ (рубрика «Лит. соч.») в хронологическом порядке приводятся названия книг и важнейших статей автора.

Источниковая база (рубрика «Источники») - фундамент дальнейших исследований жизни и деятельности музыкантов Курского края - подразделяется на три подруб-рики: архивные материалы (Государственного архива Курской области, Государственного Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве, архива Г осударственного Дома-Музея им. П.И. Чайковского в Клину Московской области, отдела рукописей Российской национальной библиотеки и архива Российского института

истории искусств в Санкт-Петербурге; государственных архивов Орла, Тулы, Харькова, Киева и др.); книги и статьи, каждая из которых отделяется абзацем. Общий хронологический принцип перечня библиографических работ нарушается только в том случае, когда в список включается несколько работ одного автора. В этом случае устанавливается «внутренняя» хронология на его публикации и они приводятся все подряд. Перечень трудов и публикаций дается со сквозной нумерацией для каждого автора.

Во втором разделе словаря дается перечень курских дореволюционных гастролеров, составленный по материалам периодической печати. Как и в первом разделе, справки состоят из кратких биографий (о роли исполнителя в истории музыкальной культуры России), сведений о пребывании в Курске (анонс, характеристика по рецензиям, отзывы современников) и выходных данных информации, включая не только газеты и журналы, но и справочные издания, монографии, статьи и проч., в которых есть сообщения о нашем крае.

Основополагающим для условных обозначений при составлении списков источников и литературы является ГОСТ библиографического описания документа 7.1-84.

В словаре применяется система сокращений, наиболее сложные из которых перечислены в конце тома. Общепринятые Госстандартом сокращения (в. - век, вв. - века, г. - год, ок. - около, М. - Москва, СПб. - Санкт-Петербург и проч., а также названия месяцев) в список не включены.

Условные сокращения, принятые в словаре, приводятся в названиях русских периодических изданий и списке названий справочников, которые также даны в конце книги.

Для удобства пользования в конце итогового варианта словаря планируется ряд приложений: указатель концертных и театральных помещений, организаций и антреприз и музыкальная библиография периодической печати Курской губернии XIX - начала ХХ веков.

Цель первого приложения - собрать информацию о концертно-театральных помещениях, адресах, сохранности на начало XXI века.

Второе приложение - выстроенный по годам перечень статей рецензий, заметок, объявлений о музыке, составленный по светским периодическим изданиям, выходившим в Курской губернии в обозначенный период. Редакция стремится возможно более полно иллюстрировать издание. Однако сохранилось очень мало материалов по истории музыкальной культуры Курской губернии и они, в основном, все также включаются в приложение к словарю.

В подготовке статей принимают участие преподаватели и аспиранты кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства, которые и составляют редакционную коллегию. В связи с тем что сведений о музыкантах предшествующих веков сохранилось немного, решено было отступить от сугубо справочного изложения материалов в пользу авторского стиля в рамках предлагаемой в целом структуры.

Часть статей готовится редакционно. Статьи небольшого размера и краткие заметки даются без указания фамилии автора и являются, как правило, работами инициатора и автора-составителя словаря Т.А. Брежневой.

Остановимся на основных проблемных моментах, затрудняющих составление словаря.

Терминология основывается на современном музыкознании. Обобщающим словом - музыкант - называются все, кто тем или иным образом имел отношение к музыке: профессиональные исполнители, певцы, композиторы, дирижеры оркестров и хоров, а также помещики -организаторы музыкальных салонов, владельцы оркестров и театров и музыканты любители из разных сословий.

Первый этап работы над словарем - составление списка имен. Критерием отбора служили два параметра.

Во-первых, это музыканты, которые так или иначе связаны с Курским краем (родились, учились, работали, писали о Курске, гастролировали) и внесли определенный вклад в развитие музыкальной культуры губернии и страны в целом.

Во-вторых, люди одной профессии, вернее, принадлежности к одному виду искусства - музыке: это и композиторы, и исполнители, и учителя, и преподаватели музыки и пения, и музыкально-общественные деятели, и мастера музыкальных инструментов, и создатели музыкальных магазинов, издательств, типографий и проч.

«Во всяком случае, по отношению к словарю нужно совершенно оставить ненаучное деление на крупных и маленьких писателей», - справедливо отметил в свое время С.А. Венгеров. Этим соображением редколлегия и руководствовалась.

Из числа советских музыкальных деятелей в словарь вошли имена тех, кто начинал свой творческий путь до начала революции октября 1917 года.

Проблема территориального охвата имен курян-музыкантов не столь проста, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что история возникновения и трансформации административно-территориальных образований на курской земле исчисляется уже более чем двумя сотнями лет. Курская губерния как самостоятельная административная единица Российской империи появилась на карте России в 1779 году, когда на территории Курского края в 46,5 тысяч квадратных километров проживало 2 миллиона 750 тысяч человек. Согласно царскому указу, 23 мая 1779 года город Курск был впервые назван не только главным городом Курской губернии, но и утвержден центром Курского наместничества, включавшего также Орловскую губернию. 12 декабря 1796 года институт наместничества был упразднен, и Курская губерния вплоть до 1925 года включала в себя 15 уездов (Курский, Белгородский, Грайворонский, Дмитриевский, Коро-чанский, Льговский, Новооскольский, Обоянский, Путивльский, Рыльский, Старооскольский, Суджанский, Тимский, Фатежский, Щигровский), в том числе и территории современной Белгородской области. Именно это административное деление решено было положить в основу территориальных границ при составлении словника. Поэтому такие композиторы, как С.А. Дегтярев или А.Д. Жилин, родившиеся в 1766 году на территории тогдашней Белгородской губернии и большую часть жизни прожившие хотя и на той же земле, но ставшей Курской губернией, включены в словарь.

Напрямую с вопросом территории связана и проблема хронологических рамок исследовательско-словарной работы. Они определены с учетом двух оснований - временного существования Курской губернии и исторических изменений в государстве: это вторая половина XVIII в. - 1917 год, время социально-экономических изменений в государственном устройстве, которое повлекло глобальные изменения в системе образования и укладе жизни.

Источниковой базой служили памятные книжки и адрес-календари Курской губернии, исследования дореволюционных ученых (к примеру, А.А. Танкова) и историков ХХ века (к примеру, Ю.А. Бугрова и И.Ю. Татарской), а также губернская периодическая печать.

Источниками биографических сведений являются также био-библиографические словари, персональная библиография, различного рода указатели, сборники, альманахи, календари, временники, некрополи, собрания некрологов, родословные книги, словари псевдонимов, мемуарная и эпистолярная литература, картотеки (Б.Л. Модзалевского, С.А. Венгерова, Б.В. Саитова и др.). Особую трудность вызвала необходимость расшифровки псевдонимов, так как музыкальные деятели в словаре псевдонимов И.Ф. Масанова представлены крайне мало. Более полную информацию дал словарь

«Кто писал о музыке?» Г.Б. Бернандта и И.М. Ямпольского. Однако целый ряд имен так и остался нерасшифрованным.

Фактологическая противоречивость источников энциклопедического плана вновь и вновь убеждает редакционный коллектив в необходимости постоянной перепроверки фактов. Так, к примеру, только вокруг имени А.М. Абазы, благодаря справочникам ХХ века, создан целый сонм «мифов», которые, впрочем, легко развеиваются при историческом поиске фактов.

Первый такой «миф» - дата его рождения.

Второй - о принадлежности его Музыкальных классов к ИРМО и открытии им в Курске отделения этого Общества еще в начале 1880-х годов, тогда как учреждены они были лишь в год смерти А.М. Абазы в 1915 году.

Один из спорных вопросов, на который должна была дать ответ редколлегия при выработке методологии составления словаря, - чему отдать предпочтение: созданию биографии или представлению исходного справочного материала. На наш взгляд, приоритетным должна быть опора на архивные материалы. Примером выработки алгоритма построения статьи послужила анкета, разработанная А.С. Фаминцыным [Фаминцын 1894], а стиль изложения - статья Л.С. Ласочко [Ласочко 2002: 66-70]. Как показали первые годы работы, структура словарных статей все же не может быть единой для всех имен, поскольку нет и не может быть одинаковой схемы к деятельности подлинной творческой личности.

Редакция словаря испытывает большую признательность и благодарность ко всем учреждениям и лицам, которые помогали в работе своими консультациями, рецензиями, советами, особенно к нашим предшественникам в музыкальнокраеведческой работе: президенту Курского краеведческого общества Ю.А. Бугрову и

летописцу музыкальной жизни города и области [И Ю. Татарской, историку-краеведу Ю.В. Озерову и др.

Для первой публикации материалов словаря из более чем 700 имен словника (на сегодняшний день - 317 курян и 418 гастролеров) выбрано только 14 курских музыкальных деятелей. Гастролеров решено не включать в этот краткий обзор, поскольку их личности более известны, чем имена провинциальных музыкантов.

Поскольку предлагаемый словарь является первым опытом издания регионального музыкального словаря, то, естественно, он не может претендовать на исчерпывающую полноту. Дальнейшие изыскания выявят новые факты: имена, документы, материалы, неизбежно расширят и уточнят биографические и библиографические сведения, которые можно будет дать дополнительно. Редакция будет признательна за все замечания и дополнения к словарю и просит направлять их по адресу: 305004 Курск, ул. Радищева 33, Курский государственный университет, кафедра методики преподавания музыки и изобразительного искусства (ауд. 4) или по электронной почте: [email protected],

Библиографический список

Беляев, С. Е. Деятели музыкальной культуры Урала XVII - начала XX вв. : био-библиогр. словарь-справ. / С. Е. Беляев. - Екатеринбург, 1999.

Беляев, С. Е. История музыкальной культуры Урала. XVIII - начало XX вв. / С. Е. Беляев - Екатеринбург, 1996.

Бернандт, Г. Б. Кто писал о музыке? : биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Г. Б. Бернардт, И. М. Ямпольский. - М. : Советский композитор, 1971-1979. - Т.1. - А-И.

Венгеров, С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых /

С. А. Венгеров. - 2 изд. - Т.1. - Пг. : Т-во Худож. печати, 1915.

Ласочко, Л. С. Ю.М. Штокман - педагог, музыкант, член Курской губернской ученой архивной комиссии / Л. С. Ласочко // События и люди в документах курских архивов - Курск : МУ Издательский центр ЮМЭКС, 2002. - С. 66-70.

Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М. : Сов. энциклопедия, 1973. - Т. 1. - А-ГОНГ.

Петровская, И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII / И. Ф. Петровская. -2 изд. - Л. : Музыка, 1989. - 319 с.

Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII - начала ХХ века / И. Ф. Петровская.. - М.: Музыка, 1983. - 214 с.

Смирнов, А. В. Уроженцы и деятели Владимирской губ., получившие известность на различных поприщах общественной пользы : (материалы для био-

библиографического словаря) / собр. и доп. А. В. Смирнов. Вып. 1-5. - Владимир : Тип. Губ. правл., 1896-1917.

Холодова, Е. В. Зодчие Курского края XVII-XX веков : иллюстрированный биографический словарь / Е. В. Холодова. - Курск : Изд-во Курск гос. ун-та; ООО «Крона», 2003. - 280 с.

Фаминцын, А. С. [«Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей»] Материалы: «Щуровский П.А. [Биографическая анкета, 1894]» / А. С. Фаминцын // ОР РНБ. - Ф. 805. - Оп. 1. - Д. 323. - Л. 111-113, 343.

СЛОВАРЬ Абаза Аркадий Максимович (30.07.1843 Свердликовщина ??? - 16.01.1915, Курск)

- музыкальный педагог, композитор, общественный деятель. Родился, как это следует из Метрической книги села Свердликовщина Суджанского уезда Курской губернии, в семье помещика «подполковника Максима Андреевича сына Абазы и законной его жены Наталия Петровны. Оба православного вероисповедания». Закончил Харьковские музыкальные классы ИРМО, СПб. консерваторию. В 1977 году основал Музыкальные классы в Сумах. Директор Курских музыкальных классов (1882-1915), преподаватель вокала, игры на фортепиано, сольфеджио, теории композиции, истории музыки, хорового пения (1893-1894), руководитель бесплатного класса хорового пения, а также «обязательных музыкальных предметов» (1889).

Работал в общеобразовательных учебных заведениях: учителем пения в прогимназии г-жи Оранской (1888), Курском реальном училище (в начале 1880-х годов), руководил хором в Курской женской Мариинской гимназии. В феврале 1888 года в хроникальной заметке сообщалось, что А.М. Абаза дал согласие на сотрудничество с этой гимназией, причем на безвозмездной основе. Как новация была введена общая молитва гимназисток перед уроками в рекреационном (актовом) зале.

Уроки по фортепиано и вокалу, организация и преподавание в бесплатном классе хорового пения, лекторская практика, репетиции с хором в женской Мариинской гимназии, деятельность распорядителя на музыкальных вечерах в реальном училище, работа в Курской ученой архивной комиссии, участие в подготовке выпуска первых сборников Трудов Курской ученой архивной комиссии; работа в качестве рецензента в рубрике «Театр и зрелища» в ряде газет губернии - такова сфера интересов, но создание и руководство музыкальным учебным заведением в Круске - один из основных видов его деятельности.

Впервые об А. М. Абазе (биография и обзор творчества) сообщается в энциклопедии Г. Римана: «Абаза, Аркадий Максимович, родился в 1848 в Суджанском уезде, Курской губернии, музыкальное образование получил в Харьковском музыкальном

училище ИРМО и Санкт-Петербургской консерватории (фортепиано, пение). В 1877 Абаза основал в г. Сумах музыкальную школу, которой заведовал 4 года, после чего был приглашен в Курск. Здесь Абаза, при содействии местной администрации, основал Курские музыкальные классы (Отделение ИРМО), которыми заведует по сие время. Абаза написал более 20 романсов и более 30 фортепианных пьес (фуга, сонаты, вальсы, мазурки)». Таким образом, фактологическая ошибка об Отделении ИРМО в Курске и принадлежности к этому учреждению музыкальных классов А.М. Абазы идет с первой энциклопедической справки о нем. Фонд 408 ИРМО в ЦГИА СПб не содержит документов, подтверждающих принадлежность А.М. Абазы к этой организации.

Соч.: 1. Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию. Для четырехголосного хора (смешанных голосов). -М.: А. Гутхейль, 1885. - 4 с.;

2. Романсы А.М. Абазы. - М.: А. Гутхейль, 1885: «Одно мне в жизни утешенье», «То не ветер ветку клонит», «Тебя забыть», «Зачем», «Погубили меня твои черные глаза», «Желал бы я», «Не скажу ни кому», «В минуту жизни трудную», «Мгновенья», «Утро туманное».

Лит. соч.:

Музыкальные классы // КЛО. - 1882. - 10 янв. - № 3.

Концерт // КЛО. - 1882. - 18 апр. - № 10.

Концерт // КЛО. - 1882. - 8 авг. - № 42.

Курские музыкальные классы. // КЛО. - 1882.- № 3.

Музыкальный вечер Курского реального училища // Курский листок. - 1883. - 5 мая. - № 32. Музыкальные классы // Курский листок. - 1884. - № 64;

Объявление о концерте музыкальных классов // Курский листок. - 1886.- 23 марта.- № 24.

Курские музыкальные классы // Курский листок. - 1886. - № 39.

Курские музыкальные классы //Курский листок - 1886. - 7 сент.- № 71.

Хроника: Годичный акты в женской прогимназии // Курский листок. - 1887. - 14 июня. - № 47; Хроника // Курский листок. - 1888. - 25 фев. - № 16,

О музыкальном образовании в точном смысле / Речь, произнесенная 5 фев. на акте музыкальных классов // КГВ. - 1889. - № 11. - 7 фев.

О музыкальном образовании в точном смысле / Речь, произнесенная 5 фев. на акте музыкальных классов // КГВ. - 1889. - № 12.

Об Антоне Рубинштейне. Речь Абазы // КГВ. - 1889. - № 89.

Класс хорового пения А.М. Абазы // КГВ. - 1890. - 12 окт. - № 78.

Курские музыкальные классы // КГВ. - 1891.- 12 янв. - № 4.

Концерт Луизы Никита // КГВ. - 1891. - 16 янв. - № 5.

Концерт Гофмана // КГВ. - 1903. - 10 янв. - № 7.

Театр и музыка / Концерт Осипа Габриловича // КГВ. - 1903. - 13 нояб. - № 243.

Театр и музыка / Концерт Альмы Фострем // КГВ. - 1903. - 26 нояб. - № 253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концерт Пабло- де Сарсате // КГВ. - 1904. - 28 янв. - № 22.

Речь директора Курских музыкальных классов А.Абазы о М.И. Глинке по случаю 100-летней годовщины со дня рождения композитора // КГВ. -1904. - № 93/94.

Концерт Л.Г. Яковлева и Н.А. Большакова // КГВ. - 1905. - 16 марта. - № 59.

Театр и музыка / О концерте В.К. Шевченко и В. Йодко // КГВ. - 1905. - 20 марта. - № 63.

К учащимся музыки // КГВ. - 1905. - № 145.

Концерт пианиста виртуоза Льва Сироты // КГВ. - 1906. - 25 фев. - №44.

Концерт М.И. Долиной //КГВ. - 1906. - 19 марта. - № 63.

Ю. М. Штокман (к полугодию со дня кончины) // КГВ. - 1906. - № 117.

Концерт Л.С. Ауэра // КГВ. - 1906. - 10 нояб. - № 242.

Концерт пианиста Льва Сироты // КГВ. - 1906. - 13 дек. - № 266.

Концерт Гофмана // КГВ. -1907. - 8 фев. - № 30.

Концерт певицы В.Ф. Анджиолетти // КГВ. - 1907. - № 209.

Концерт С.Н. Гладкой и И.Н. Неурова // КГВ.- 1907. - № 213.

Концерт капеллы А.А. Архангельского // КГВ. - 1907. - № 237.

Духовный концерт (с уч. Радкевича, барона Розена и др.) // КГВ. - 1908. - № 38.

К вопросу о пополнении музыкального отдела в Курском историко-археологическом музее // КГВ. -1908. - № 39 .

В оркестре Общественного клуба // Справочная газета. - 1910. - №183.

К вопросу о пополнении музыкального отдела в Курском историко-археологическом музее // Труды Курской Архивной комиссии. Вып.1. - Курск, 1911. - С.169-171.

Источники:

Арх.: Отчет попечителю Харьковского учебного округа от 31 августа 1888 года (за № 34801) / Списки прошений о приеме на работу преподавателей прогимназии // ГАКО. - Ф. 183. - Оп. 2. - Д. 73. -Л.134;

Метрическая книга, данная из Суджанского Духовного Правления Суджанского уезда села Свердли-ковщины в Успенскую церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1843 год. Ч. 1 О родившихся // ГАКО. - Ф. 217. - Оп. 3. - Ед.хр. 4194. - Л. 92; Исповедальные ведомости с. Свердликовщина Успенская церковь / Исповедальные ведомости церквей Суджанского уезда за 1867: Курская Духовная консистория // ГАКО. - Ф.217. Оп.2. -Ед.хр. 60. - Л. 166;

Абаза А.М. Письмо в редакцию «Русской музыкальной газеты» на бланке «Курские музыкальные классы». 2 марта 1899 г. // ОР РНБ. - Ф.816. - Оп.1. - Ед.хр.44. - 1 л.;

Энц.: 1. Риман. - С.1; 2. Бернандт. - С. 9; 3. МЭ. - Т.1. - Стб.14; 4. МЭС. - С.11.

2. Музыкальный альманах и справочная книжка на 1891 / Сост. Н. М. Лисовский - СПб.: Изд. музыкальной торговли. - М. Бернард. - 1890.

Лит.:

Некрологи

1. Некролог // Курская быль. - 1915. - 5 янв. - №4.

2. Памяти Абазы // Курская быль .- 1915. - 6 янв. - №5.

3. Абаза Аркадий Максимович // РМГ. - 1915. - №6-7. - Стб. 133-134.

Воспоминания

4. Салтанова В.Памяти А. М. Абазы // Курская быль. - 1915. - 19 янв. - №17.

5. Рославец Н. А.М. Абаза (1848-1915) // Музыка. - 1915. - №208. — 24 янв. С.70-71.

Исследов ания

6. Абаза Аркадий Максимович // Стародубцев Г. Ю., Щавелев С. П. Историки Курского края. -Курск, 1998. - С.10.

7. Бугров Ю. А. Абаза Аркадий Максимович // Курск. - С.1.

8. Бугров Ю. А. «Идеальный образ учителя...» // КП. - 1990. - 7 янв.

9. Бугров Ю. А. Вы помните «Утро туманное»? // ГИ. - 1993. - 7 декабря. - №№ 185/186.

10. Бугров Ю. А. Под стать консерватории // КП. - 1993.-18 июня - С.4.

11. Бугров Ю. А. А. М. Абаза // Гордость земли курской / Сост. М. Шехирев - Курск, 1992. - С.6-8. - 207 с.

12. Бугров Ю. А. А. М. Абаза // Курские встречи. - Воронеж,1991.- С. 118-126.

13. Бугров Ю. А. Наши знаменитые земляки. Композитор А.М. Абаза // Курская неделя. - 1980. -22 авг .- №34.

14. В. [Веймарн П.П.]. Абаза А. М. // Риман Г. Музыкальный словарь / Пер. с 5-го нем. изд. Б. Юр-генсона, доп. русским отделом, составленном при сотрудничестве П. Веймарна, А. Преображенского, Н. Финдейзена и др. Пер. и все доп. под ред. Ю.Энгеля. - М.-Лейпциг: П. Юрген-сон, 1901. - С. 1.

15. Гельфанд А., Татарская И. Художники воистину немалые // КП. - 1995. - 8 декабря. - С.4.

16. Краткий отчет Курских музыкальных классов за 1893-1894 учебный год. - Курск, 1894.

17. Краткий отчет Курских музыкальных классов за 1894-1895 учебный год. - Курск: типография губ. правления,1895.

18. Космовская М. Л. Первая музыкальная школа // Молодая гвардия. - 1983. - 15 ноября.

19. Космовская М. Л. Проблемы музыкального краеведения в деятельности Н. Ф. Финдейзена и «Русской музыкальной газеты» / Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра. -Курск: КГПУ,1999. - С. 57-60.

20. Космовская М. Л. Проблемы источниковедения истории музыкальной культуры Курского края // Диалог истории и искусства. Российская провинция: опыт, проблемы, решения Курск: КГПУ,2000. - С. 41-49.

21. Космовская М. Л. Факты, первоисточники и музыкальное краеведение Курского края / Курский край: Культура и культурно-историческое наследие. Научно-популярная серия в 20-ти томах. Том XV. - Курск: Изд. ООО Учитель, 2002. - С. 402-416.

22. Краеведческие материалы при изучении отечественной культуры: Курщина музыкальная // Актуальные вопросы изучения отечественной истории. Ч.2. - Курск, 1993. - С.12-22.

23. Марченко Л.А. Редкий дар его оценил Абаза. / Сеймские берега // ГИ. -1993- 14 дек. - №191

24. Марченко Л. А. Профессиональное музыкальное образование в Курской губернии 1843 - 1922 / К 75-летию образования Курского музыкального училища // Культурное наследие Курского края: Сборник докладов областной научно-практической конференции. - Курск, 1998. - С.28-29.

25. Свидетели минувших дней // Не хлебом единым. - 1993. - № 3.

26. Татарская И. Ю. Идеальный образ учителя // Курск. - 2002. -24 апр. -№14. - С.18.

27. Татарская И. Идеальный учитель // ГИ. - 2003. - 14 авг. - С.7.

28. Татарская И. Ю. Кто же истинный автор «Утра туманного»? // КП. - 2000. - 31 март. - №8. -С.17.

29. Татарская И. Ю. Первые наши композиторы / Музыкальная жизнь Курского края // История и современность Курского края: Региональное учебное пособие - Курск: ИПК и ПРО, 1998. - С. 626-627.

30. Татарская И.Ю. Музыкальная жизнь Курского края // Курский край: история и современность.

- Курск, 1995.

31. Татарская И. Ю., Мандрик Л. В. Надежды маленький оркестрик // КП .-1994. -№7 янв. -№4.;

32. Татарская И., Токмакова О. Они были первыми // КП. -1993. -6 ноября.

33. Татарская И., Безуглова Т. Музыка через года, музыка через века // ГИ. - 1993. - 4 дек. -№193.

34. Татарская И. Ю. Очерки музыкальной жизни Курского края. - Курск, 2006. -

35. Тонин Ю. Гитары томное звучанье. Сеймские берега // ГИ. -1993. -9 дек. - №187-188.

36. Шафер Н. Незабываемое «Утро» // Музыкальная жизнь. - 1997. - №23. - С.

37. Это начиналось так... // Не хлебом единым. - 1993. - № 3 (ноябрь).

Т.А. Брежнева

Арнольди К.П. - землевладелец в имении «Кучеров хутор» Улановской волости Суд-жанского уезда и общественный деятель.

Учредил сельскохозяйственную школу, в которой был организован оркестр народных инструментов в составе 12 человек. Он считал, что «нельзя с утра до вечера работать да работать и что здравая педагогика рекомендует правильное чередование труда и отдыха даже в будни». Выбор такой формы работы с учащимися был неслучаен. К.П. Арнольди считал, что «приучение моей учащейся молодежи к инструментальной музыке даже желательно. Все знают, как музыкален наш народ, наши лучшие русские оперы, можно сказать, сотканы из народных мотивов. Но музыкальность его исключительно вокальная. В селах наших поют, но не играют. В старину у нас существовали гусли, свирели, кобзы и бандуры. Все это теперь выветрилось. У других славянских народов совсем не то. В каждой деревне там существуют свои сельские оркестры, играющие на свадьбах, народных гуляньях или тавернах. О чехах говорят, что каждый из них появляется на свет с тромбоном или кларнетом в руках. Я был бы очень доволен, если бы мои ученики, приохотившись к музыке, на выходе из школы попутно, без ущерба своим прямым обязанностям потом распространяли игру на народных струнных инструментах в темной среде, где им придется жить. Все эти домбры и балалайки по цене своей более доступны для крестьян и научиться играть на них гораздо легче, чем на скрипке и тромбоне». Оркестр выступал в Курске.

Ист.: Л-в М. Народный оркестр в Судже // КГВ.- 1904. - 11 апр. - № 77.

Т.А. Брежнева

Балашов Иван Осипович - преподаватель Курских музыкальных классов А.М. Абазы: игра на смычковых инструментах (скрипка и виолончель, младшие курсы, 1884-1891), руководитель бального оркестра Общественного клуба (1882). Учился в музыкальной школе М.П. Гердличко.

Ист.: Абаза А. Музыкальные классы // КЛО. - 1882. - 10 янв. - № 3; Курские музыкальные классы / Личный штат // Курский листок. - 1885. - 15 авг. - № 64; Музыкальный альманах и справочная книжка на 1891 / Сост. Н. М. Лисовский. - СПб.: Изд. музыкальной торговли М. Бернард, 1890.

Гердличко Матвей Петрович (1758 (1759)?- ?.10 1869 г. Курск) -содержатель Музыкальной школы для обучения музыке крепостных мальчиков в Курске на Сергиевской улице с 1842 по 1861 гг.

Богемец по происхождению, подполковник, участник Отечественной войны 1812 года, учился у Дж. Фильда, Ж. Роде, П. Байо. Педагогическую деятельность начал в середине 20-х годов XIX века. Много лет был капельмейстером и заведовал музыкой целого корпуса, в отставке не переставал быть учителем. Жил в Смоленске, где женился на дочери бывшего губернатора Вонлярлирского.

Первоначально объявление об открытии музыкального учебного заведения М.П. Гердличко опубликовал в Харькове в 1839 году. В августе 1842 года он дал объявление об открытии музыкальной школы уже в Курске в Прибавлении к Московским губернским ведомостям.

Объявление М.П. Гердличко, опубликованное 5 июня 1843 года в неофициальной части Курских губернских ведомостей, раскрывает целую программу деятельности музыкального учебного заведения в городе. Судя по этому уставу, оно во многом было похоже на учебные заведения военного типа: все ученики должны были иметь единообразную форму, содержаться в строгой нравственности, находиться на полном пансионе и получать общее образование. «Воспитанники сверх изучения музыки будут обучаться российской грамоте, арифметике, пению с соблюдением строжайшего надзора за их нравственностью». Все расходы покрывались за счет оплаты обучения (600 руб. в год). Музыкальное учебное заведение могло также помочь помещикам «усовершенствовать» имеющихся у них музыкантов. Располагалось на Георгиевской улице в доме Тимонова (ныне ул. Гайдара).

Именно со дня первой публикации этого сообщения и ведется музыкантами Курского края отсчет истории профессионального образования в Курске.

24 сентября 1849 года в зале Благородного собрания во время дворянских выборов был дан концерт, о котором сообщалось, что «любители музыки, воспользовавшись съездом многочисленной публики, в знак признательности и внимания к заслуженному артисту М.П. Гердличко дали концерт в его пользу. В нём приняли участие оркестр И.О. Хорвата, А.К. фон Рутцен; К.О. Рутцен, княжна З.А. Багратион, Е.Д. Офросимова. Все пьесы были исполнены с большим успехом и доставили истинное наслаждение всем. Приятно поразила всех отчетливая и верная игра юной пианистки, девятилетней ученицы М.П. Гердличко девицы Варвары Заханевич, обещающая в ней будущую артистку». Редактор КГВ писал: «От души благодарим всех участвовавших в концерте за приятный вечер, который надолго останется в памяти всех ценителей прекраснейшего таланта и благородной цели».

Есть упоминания о концертной деятельности самого М.П. Г ердличко в Курской губернии. В рецензии на благотворительный концерт «в пользу одного бедного семейства на Кавказе», устроенный 5 февраля 1850 в зале Благородного собрания по инициативе князя Н.Б. Голицына, куда «публика поспешила в большом количестве», читаем: «По окончании программы концерта М. П. Г ердличко совершенно неожиданно одарил публику Вариациями своего сочинения на Русские песни, полные прелести».

В 60-е годы XIX века, несмотря на преклонный возраст, Матвей Петрович Г ерд-личко продолжает свою педагогическую деятельность, давая частные уроки и концерты своих учеников. В 1863 году 12 декабря вместе с сыном и двумя малютками-учениками М.П. Гердличко и сам участвовал в концерте. В рецензии отмечалось: «От имени всех ценителей прекрасного благодарим как нашего заслуженного ветерана артиста М.П. Г ердличко за образование в здешней губернии многих замечательных музыкаль-

ных талантов, так и гг. Булгакова и Мешкова. Он по справедливости может быть назван патриархом Курского музыкального образования».

Из сочинений сохранился кавалерийский марш «Рысь», изданный в Москве в 1840 году с подзаголовком-посвящением: «Для кавалерийской музыки, его высокопревосходительству Алексею Петровичу Никитину, господину генералу от кавалерии, инспектору резервной кавалерии Чугуевского уланского полка с чувством глубочайшего почтения посвящает М. Гердличко».

Гердличко был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище, недалеко от могилы И.Ф. Богдановича. Место захоронения ныне утеряно.

Соч.: Гердличко М. Рысь. - М.: К. Венцель, 1840. - 5 с.

Ист.: Объявления: о музыке // Прибавление к КГВ. - 1842. - 25 июля. - №30. - С.306; Объявление отставного подполковника М.П. Гердличко // КГВ. - 1843. - 5 июня. - №23; Головашенко А. Дворянские выборы // Курские губернские выборы. - 1849. - 8 окт. - № 41; А.Г. Благотворительный концерт // КГВ. - 1850. - 11 февраля. - № 6; Гердличко М. П. Объявление / Около 25 лет занимаясь приготовлением молодых людей к музыке. // КГВ. - 1849. - 4 июня. - № 23; Несколько слов по поводу концерта 12 декабря, данного 9-летним пианистом Николаем Гердличко // КГВ. - 1863. - 28 дек.- № 52; Кулжинский. Некролог подполковника Гердличко // КГВ. - 1869

- 10 окт. - № 77; Некролог // Современные известия. - 1869. - 21 нояб. - № 320.

Лит.:

Космовская М.Л. Первая музыкальная школа // Молодая гвардия. - 1983. - 15 сентября. - №112. Татарская И.Ю., Безуглова Т. Музыка через годы, музыка через века / Музыкальному образованию в Курском крае - 150 лет // Городские известия. - 1993. - 4 декабря.

Татарская И.Ю. Жил долго и с пользой для отечества / О М.П.Гердличке // Городские известия. -2002. - 23 мая.

Брежнева Т. А. Матвей Петрович Гердличко - организатор музыкального образования в Курске. «Рысь» Кавалерийский марш. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 15 с.

Татарская И.Ю. Основатель курского музыкального просвещения / О М.П.Гердличко // Городские известия. - 2006. - 3 октября

Т.А. Брежнева

Г ердличко Николай Матвеевич - сын М.П. Г ердличко, один из немногих известных по фамилии учеников М.П. Г ердличко. В детстве выступал как пианист.

Ист.: Несколько слов по поводу концерта 12 декабря, данного 9-летним пианистом Николаем Гердличко // КГВ. - 1863. - 28 дек.- № 52.

Г нучев Николай Андреевич - потомственный дворянин, активный участник Курского музыкального кружка, где занимал различные должности: член комитета Курского музыкального кружка (1894), член распорядительного комитета Курского музыкального кружка (1895), заведующий делами комитета (1896), библиотекарь - в 1911 году. Рекомендован в директора отделения ИРМО в Курске, но не был утвержден. Лишь в 1916— 1917 годах вошел в состав Дирекции. Сохранившийся в фонде 408 ИРМО в ЦГИА СПб экземпляр Устава Музыкальных классов ИРМО надписан: «Н.А. Гнучев», то есть это -его экземпляр.

Ист.: 1.Об открытии отделения в г. Курске (5 сентября 1911 - 17 декабря 1915) // ЦГИА. - Ф. 408. - Оп. 1. - Д. 671. - Л. 1-2.

2.ПК на 1894. - С. 100.

Т.А. Брежнева

Дзуника Карл Николаевич (? - 4.11.1911, Курск) - капельмейстер 123 пехотного Козловского полка. Преподавал в 1895-1896 игру на деревянных и духовых инструментах в Музыкальных классах Курского музыкального кружка, был дирижером оркестра. Погребен на Римско-католическом кладбище.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ист.: Курский музыкальный кружок // КГВ. - 1895. - № 187; Дзуника К.Н. // Озеров Ю.В. Курский некрополь. - http://www.old.kurskciti.ru

Т.А. Брежнева

Климентова Мария Николаевна (по мужу Муромцева) (4.01.1857, Курская губ. -

25.01.1946 Париж) - русская оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Артистка Большого театра.

Родилась в Курской губернии в семье купца. Окончив Киевскую гимназию, обучалась пению в Московской консерватории (в 1875-1880 гг., класс Д. Гальвани), которую окончила с малой серебряной медалью. Позднее совершенствовалась у Д. Арто в Париже. В 1879 выступала в премьерной постановке «Евгения Онегина» в партии Татьяны (консерваторский спектакль п/у Н. Рубинштейна). В 1880-1889 годах была солисткой Большого театра. Дебютировала в партии Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно. В 1889 году вместе с П.Хохловым гастролировала в Праге, где с успехом выступила в «Демоне» А. Рубинштейна и «Евгении Онегине». Из-за конфликта с дирижером И. Альтани и дирекцией была вынуждена в расцвете таланта уйти со сцены Большого театра. Обладала прекрасным голосом красивого тембра, особенно в среднем регистре (по густоте и силе) и широкого диапазона, который позволял исполнять не только колор. и лирико -драматические, но и меццо-сопрановые партии. Исполнение отличалось тщательной фразировкой, изяществом, естественностью выражения чувств.

Участвовала в ежегодных концертах в пользу «Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета» и концертах Кружка Любителей русской музыки. В камерном репертуаре особенным мастерством исполнения отличались произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана и П. Чайковского. Исполняла сольные партии в оратории «Легенда о св. Елизавете» Ф. Листа (1883), Реквиеме по Миньоне (на сл. И. Гете) Р. Шумана (1881), 9-й симфонии Л. Бетховена (1884, 1886).

Композитор П.А. Щуровский посвятил певице романс «Яркие трели ночных соловьев» (1881).

С 1890 года профессор Московской консерватории. В 1891-1893 вместе с Н. Коргановой (Дариали) возглавляла в Москве вокальные курсы, где занимались молодые русские, армянские и грузинские певцы. Позднее открыла частную школу. Для постановок с учениками отрывков из опер приглашала известных режиссеров, в том числе и К. Станиславского. В 1897-1898 годах он поставил сцену у монастыря из «Жизни за царя». Среди учеников выделяются Н. Миронов, Е. Хренникова.

Вместе со Станиславским принимала участие в любительских спектаклях у С. Мамонтова в Абрамцево. В круг друзей входили П. Чайковский (композитор посвятил ей фп. произв, оп. 9), А. Чехов, Н. Лысенко, С. Мамонтов, В. Поленов, И. Репин. Была знакома с С. Танеевым, А. Скрябиным, С. Рахманиновым, Р. Глиэром, И. Буниным, Л. Толстым.

Сохранились портреты певицы кисти И.Е. Репина (1878, 1883; Кировский художеств. музей; Ереван, Музей изобразительных искусств)

С 1920 года жила в Париже, где и умерла.

Соч.: О задачах вокального искусства // Театр. - 1899. - № 173,174.

1-я исполнительница партий: Татьяны («Евгений Онегин»),

Оксаны (« Черевички»),

Ренаты («Тарас Бульба» В. Кашперова),

Жанны (« Мария Бургундская»);

в Большом театре - Марии Мнишек («Борис Годунов» 2-я ред.).

Партнеры: А. Антоновский, А. Барцал, А. Додонов, Л. Донской, Б. Корсов, М. Медведев, Н. Са-

лина, П. Хохлов, Д. Усатов, О. Фрюрер, А. Крутикова.

Пела п/у: У. Авранека, И. Альтани, П. Чайковского Ист. Пружанский А.М. Отечественные певцы. - С.222-223.

Лит-ра: Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики: В 3 т. - М.,1956.- Т.3. - С. 201;Кашкин Н. Очерки истории русской музыки. - М., 1908. - С. 203-204; Немировская М.А. Портреты И.Е.Репина. - М.,1974. - С. 32; Направник Э.Ф.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. - Л.,1959. - С. 324- 326;Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. - М.-Л., 1940. - С. 152, 154, 156, 346;

А.М. Пружанский

Копчинский Владислав Антонович - преподаватель (учитель скрипичной игры и капельмейстер) Курских музыкальных классов А.М. Абазы (1911), преподаватель музыки в Курской мужской гимназии (1911-1916), реальном училище, духовной семинарии. Жил в собственном доме на улице Ртищевской (ныне Советская, 28)

Соч.: Курский вальс. Посвящается всем дамам. - Курск: Муз магазин Н.А. Красильникова, б.г. -

2 с.

Ист.: АК на 1910-1914; Летопись. В.4. - Молодая гвардия. - 1991. - С. 7.

Т.А. Брежнева

Нейман Розалия Николаевна - занималась в Курске частной музыкальной практикой в 80-е годы XIX века.

Ист.: Объявления / Уроки музыки желает преподавать Розалия Николаевна Нейман // КЛО. -1880. - 14 сент. - № 38; Повтор: - 21 сент. - № 39; - № 41;- № 42; - 30 дек. - № 53.

Павловский Лев Владиславович - инженер путей сообщения, вошел в состав дирекции Курского отделения ИРМО в 1915 году. В 1916-1917 - товарищ председателя. Дирекция Курского отделения ИРМО 22 сентября 1916 направила официальное письмо за №1 в Главную дирекцию: «Лев Владиславович Павловский пожертвовал отделению 1000 рублей. Просим грамоту на звание пожизненного действительного члена ввиду перевода по службе». Звание присвоили 7 октября 1916, о чем было сообщено в официальном представлении за № 254.

Ист.: Журнал Главной Дирекции. 13 дек.1915 // ЦГИА СПб. - Ф. 408. - Д. 671. - Л. 69.

Т.А. Брежнева

Павловский Николай Николаевич - член суда, председатель распорядительного комитета Курского музыкального кружка в 1911 году. Был членом Дирекции Курского отделения ИРМО (утвержден 22 декабря 1911 года).

Ист.: Об открытии отделения в г. Курске (5 сентября 1911 - 17 декабря 1915) // ЦГИА СПб. -Ф. 408. - Оп. 1. - Д. 671. - Л. 1-2; Разрешение Главной Дирекции ИРМО об открытии отделения 22 декабря 1911 года // ЦГИА СПб - Ф. 408. - Оп. 1. - Д. 671. - Л. 24.

Т.А. Брежнева

Халанский Михаил Георгиевич (1857-1910) - филолог-фольклорист. Уроженец с. Расховец Щигровского уезда, сын священника, окончил Харьковский университет. С 1895 года профессор этого университета. Исследовал песенное творчество в уездах Курской губернии. Первые 167 песен собрал в студенческие годы. Записаны 22 песни в селе Козине. Сборник «Русские народные песни, записанные в Щигровском уезде М. Халанским», «37 свадебных, 85 хороводных (карагодных) и 45 тягательных (протяжных) песен». Первые публикации относятся к 1879 году. Фундаментальный труд «Народные говоры Курской губернии», вышедший в 1904 году, дает тексты 468 песен. Соч.: Халанский М. Г. Народные говоры Курской губернии. - СПб, 1904.

Ист.: Руднева А.В. Курские танки и карагоды. - М.,1975. - С. 16.

Шмидгоф Максимилиан Карлович - драматический актер и учитель музыки. Осенью 1866 года опубликовал в справочном листке «Курских губернских ведомостей» объявление о том, что он «имеет честь предложить свои услуги желающим брать у него уроки пения и музыки на скрипке». Подробные условия на страницах печати он не дает и предлагает «спросить в гостинице Тихонова», где, вероятно, останавливался. Программа его бенефиса в 1866 году: «:...в Дивертисменте он исполнит 10 соло на флейте, 2) соло на скрипке, 3) пение куплетов, 4) сцену сочинения Шмидгофа “Сумасшедший композитор”». Сетуя на уровень развлечений (цирк, восковой кабинет, рулетка, садовая музыка), житель Курска сообщает: «Господин Шмидгоф, как любитель и знаток музыки, имеет намерение устроить музыкальный кружок с целью составления дуэтов, квартетов, концертов и вообще поддержания музыкального знания и дилетантизма. Эта новая Филармония-гармония будет, конечно, уже не в Лазаретном саду, в котором окончательно невезет г-ну Шмидгофу, но в каком-нибудь доме, где есть большая зала, а может быть, и в зале Дворянского собрания, если это будет разрешено. Впрочем, об этом предмете мы будем еще иметь случай поговорить обширнее».

Ист.: Театральное обозрение / Максимилиан Шмидгоф, музыкант-скрипач, бенефис // КГВ. -1866. - 30 апр. - № 18. Объявление // КГВ - 1866. - 8 окт. - № 41; И Б [Бесядовский И.] Хроника общественной жизни // КГВ. - 1866. - 20 июля.

Т.А. Брежнева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.