Научная статья на тему 'Некоторые методологические аспекты сохранения музыкального наследия Курского края'

Некоторые методологические аспекты сохранения музыкального наследия Курского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология музыкознания / источниковедение / история музыки / музыкальное краеведение / наследие Курского края / methodology of musicology / source study / history of music / musical study of local lore / heritage of Kursk area

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Космовская М. Л.

В статье как самая насущная проблема музыкального регионального краеведения рассматривается задача сохранения музыкального наследия. Методология, методы и возможные практические формы решения задач сбережения информации о фактах музыкальной жизни прошлого и настоящего предлагаются в публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Космовская М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODOLOGICAL ASPECTS OF MUSICAL HERITAGE PRESERVATION OF KURSK AREA

The aim of musical heritage preservation is considered in the article as the urgent problem of musical regional study of local lore. Methodology, methods and possible practical forms of solution of information saving‟ tasks about the facts of musical life of the past and present are proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые методологические аспекты сохранения музыкального наследия Курского края»

УДК 781 (908)

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КУРСКОГО КРАЯ [1]

© 2008 М. Л. Космовская

доктор искусствоведения, профессор кафедры МПМиИИ Курский государственный университет

В статье как самая насущная проблема музыкального регионального краеведения рассматривается задача сохранения музыкального наследия. Методология, методы и возможные практические формы решения задач сбережения информации о фактах музыкальной жизни прошлого и настоящего предлагаются в публикации.

Ключевые слова: методология музыкознания, источниковедение, история музыки, музыкальное краеведение, наследие Курского края.

Сохранение и сбережение полученного от предыдущих поколений богатства -естественное устремление любого homo sapiens. Эволюционность исторических процессов обусловливается постоянным и систематическим накоплением интеллектуального багажа и реализацией новых целей и задач на базе полученного наследия.

Исследование историографии краеведения показывает, что и в XIX, и в ХХ веке стремление «остановить прекрасное мгновенье» уходящего еще не столь далекого прошлого выливалось в создание статей, брошюр, книг. Зафиксировать и сохранить -цель благородная и абсолютно оправданная. Но какими методами это осуществляется? Почему публикации об истории, к примеру, Курского края, пестрят ложными датами и фактами, искаженными фамилиями, не говоря уж об опечатках и чисто редакторских недоработках? Отчего авторские статьи при выходе из печати преображаются до неузнаваемости?

Выделив только одно направление региональных исследований - музыкальное краеведение, приведу пример.

Ида Юрьевна Татарская. Педагог (по сути, создатель историко -теоретического отделения Курского музыкального училища), музыковед, просветитель (постоянный участник теле- и радиопередач), подлинный летописец музыкальной культуры Курского края второй половины ХХ века. В ее критических статьях сохранились не только факты истории, но и оценка жизни региона с 1958 года до наших дней. Заслуженно включая ее имя в словник первого тома новой Большой Курской энциклопедии, главный редактор Ю.А. Бугров дал мне задание написать статью о моем учителе. По выходу энциклопедии, материал оказался совершенно иным. Для сравнения следует привести две статьи: исходный вариант [2] и итоговый.

ОПУБЛИКОВАНО БЫЛО СДАНО В РЕДКОЛЛЕГИЮ

Татарская Ида Юрьевна (25.10.1934, Витебск, БССР), музыковед. Окончила Курское музыкальное уч-ще Татарская Ида Юрьевна (25.1У.1934, Витебск БССР) -преподаватель, музыковед, музыкально-общественный деятель, член Союза журналистов РФ (1997). В Курск переехала вскоре после Великой Отечественной войны. По завершении двух курсов Курского музыкального училища поступила в Киевскую консерваторию (1953-1958), окончив, начала работать в Курском музучилище и в том же, 1958 году была назначена зав.

и Киевскую

консерваторию (1958). С 1958 по 1992 - зав историкотеоретическим отделением Курского музыкального училища. Краевед, журналист, член

Союза Журналистов. Заслуженный работник культуры РФ (2001).

Почетный работник культуры Курской области (2000).

историко-теоретическим отделением, которое и возглавляла по 1992 год. Среди учеников И.Ю.Татарской два доктора наук (педагогических - Т.Вендрова и искусствоведения -М.Космовская), шесть кандидатов (Н.Синянская, Е.Легостаев,

Н.Щуровская, Е.Кирносова, З.Гладких, воспринявших в юности импульс творческого незаурядного педагога.

Постоянный поиск новых тем, работоспособность, удивительная контактность слушательской аудиторией - черты,

А.Бубнов), горения у

уникальная с любой выделившие

И.Ю.Татарскую в ведущего музыковеда Курского края, обусловившие поистине грандиозный объем созданного: по черновым подсчетам - около 1000 публикаций, почти 40 передач по телевидению, более 200 радиопередач (см. «И музыка звучит для нас...» / Интервью с И.Ю.Татарской // КП. -1999. - 23 апр.). Музыкальное прошлое соловьиного края и события современности, будь то гастроли в Курске исполнителей мирового масштаба (С.Рихтера // КП. - 1959, 12 сент., Э.Гилельса // КП. - 1970. - 5 сент., В.Горностаевой // КП.

- 1974. - 12 дек.., Б.Штоколова // КП. - 1968. - 24 сент., К.Кондрашина // КП. - 1971. - 5 марта. и мн. др.) или неординарные явления в музыкальной жизни города -ежегодные отчетные концерты музыкальных коллективов Курска и области (Истинно русские / Об оркестре русских народных инструментов преподавателей Льговской музыкальной школы под руководством А.В.Селезнева // МГ. -1988. - 28 июня; Школа и ее директор / О Железногорской школе искусств, открытой в 1961 году // КП. - 1990. - 11 сент.), деятельность филармонии (Осень дарит музыку / Открытие сезона // КП. - 1988. - 3 нояб.. Филармония ждет вас / Обзор и интервью с О.В.Макаровой // КП. - 1992. - 17 окт.. Порыв к счастью дошел до цели / О закрытии филармонического сезона // КП. - 1998. - 7 июня. Мелодии Италии и Нового Света / О симфоническом концерте нашего оркестра // КП. - 1998. - 16 июня) выступления курских артистов (Звучит классика / Об отчетном концерте Н.Пикуль, М.Хаина, В.Хмелевского // КП. -1988. - 16 июня, Особое звучание / О концерте инстр. трио (Л.Веревкина (скрипка), В.Ковалева (виолончель), А.Москаленко (синтезатор) и группе «Фладж» (В.Шелкунов, Д.Фатьянов, В.Колотов, Л.Шелкунова // КП. - 1989. - 12 нояб.); педагогические размышления (Вот стоял бы здесь дворец. // МГ. - 1988. - 4 июня; Искусство воспитывать // МГ. - 1978. -20 мая; Запоют дети - запоют все / Реформа школы: практика, опыт, проблемы // КП. - 1986. - 23 дек.; Вера. Надежда. Любовь // КП. - 1987. - 10 апр. Уроки классики / Государственный квартет Московской филармонии в школе-интернате №2 и Обояни // КП. - 1988. - 26 нояб.), статьи к юбилейным датам (Гений русской музыки / М.П.Мусоргскому 150 лет и чествование его памяти в Курске // КП. - 1989. - 21 марта; Печаль на тему Рахманинова // КП. - 1993. - 25 мая; Илья и Модест / 150 лет со дня рождения И.Е.Репина // КП. - 1994. - 6 авг. и др.), сообщения об авторской песне в Курске (Мелодии сердца // КП. - 1986. - 17 янв.; Вечера откровений / Об

А.Кивине и А.Лобановском // КП. - 1987. - 20 дек.; Фестиваль самодеятельной песни // КП. - 1988. - 6 апр.) или заметки о творческих встречах с иностранцами (Первые «ласточки» из Шартра / О приезде делегации из Франции // КП. - 1997. - 5 авг.) - независимо от темы, на первое место в публикациях И.Ю.Татарской выходят образы незаурядных личностей, составляющих интеллектуальный потенциал эпохи. Судьбы людские - так можно было бы назвать не только одну из рубрик ее статей (см.: Пусть будет мирное небо / О К.И.Орловой (Булатниковой) // МГ. - 1986. - 4 мая; На сделки с совестью не шла / О психиатре Р.С.Брагинской // КП. 1996. - 26 нояб.; Второе дыхание комсорга / О главвраче Бесединской районной больницы Ю.Б.Степанове // МГ. - 1986. - 12 июня; Малая родина большого художника / О М.Е.Чепцове и его музее // КП.

- 1991. - 3 авг. и др.), но и главную линию всего публицистического наследия.

И.Ю.Татарская - музыкальный критик, за 40 лет постоянной корреспондентской работы в областной периодической печати (дебют состоялся 25 октября 1958 года в Курской правде статьей о Жорже Бизе), создавшая своими статьями летопись музыкальной жизни города; лектор, подарившая общение не только слушателям филармонических концертов, но и жителям самых отдаленных уголков Курского края - для выступлений перед аудиторией Ида Юрьевна преодолевает любые расстояния; исследователь-краевед, насытившая курскую периодическую печать 1990-х годов статьями о музыкальном наследии нашего края: о памятных местах, музыкальных учебных заведениях (Музыка через годы, музыка через века / Музыкальному образованию в Курском крае - 150 лет // ГИ. - 1993. - 4 дек.), о творчестве как всемирно известных (Музыка, вместившая душу народа / К 75-летию Г.Свиридова // КП. - 1990. - 12 дек., Талант и неволя / Земляки в истории отечества. С.А.Дегтярев // КП. - 1990. - 19 сент., Классик песенного жанра / О М.И.Блантере // КП. - 1991. - 12 июня. и др.), так и забытых композиторов (Слепой музыкант / Земляки в истории культуры. О А.Д.Жилине // КП. - 1990. - 22 сент., Сердце, отданное песне / О Г.А.Матухине // КП. - 1991. -6 мая, Не уступал Прокофьеву / О А.Н.Рославце // ГИ. - 1992. -19 мая. - №57, «Забытый» композитор / О Николае Обухове // КП. - 1992. - 11 сент., Почитатель и. гость Грига / О Г.С.Жиляеве // КП. - 1993. - 4 июня.) и исполнителей (Крепостной графов Шереметевых / О Г.Я.Ломакине // КП. -1992. - 3 июня, Дёжкин карагод // Не хлебом единым (Курск). -1994. - Май. - №5 (10), В гости к Плевицкой // КП. - 1994. - 25 окт.), родившихся или трудившихся на курской земле. Ряд очерков связан с историей гастрольной жизни в Курске (И Шульженко пела, и Вертинский! / К 60-летию Курской филармонии // ГИ. - 1996. - 20 авг.), литературно-

музыкальными параллелями (статьи об А. Фете, Ф. Достоевском, Ю. Деткове, Е. Носове).

Краеведческие изыскания И.Ю. Татарской получили обобщающее воплощение в исторических книгах (Песня на все времена // История Великой Отечественной войны в

документах и судьбах / По материалам Курской области. -Курск, 1995. - С.150-158; Курское музыкальное училище /Культурная и духовная жизнь Курского края // Курская биофабрика. К 100-летию биологической промышленности России. - Курск, 1996. - С.591-603) и учебных пособиях (Музыкальная жизнь Курского края // Курский край: история и современность. - Курск, 1993. - С.219-220; Музыкальная жизнь Курского края // Курский край: история и современность. Изд.2-е, переработанное и дополненное. - Курск, 1995. - С.234-252). В соавторстве с Ю.Ш. Темногород издан библиографический справочник: Самодеятельные композиторы _____________________Курского края. - Курск, 1993._______________________________

Элементарное сравнение показывает, что статья (написанная, кстати, в 1999 году, отчего не все факты биографии в нее вошли), сданная в редколлегию, опубликована не была, а дан вариант, весьма далекий от первоначального. Причем у энциклопедической заметки появился и еще один автор - А. Ю. Друговская [3].

Отчего же это произошло, почему полная и развернутая статья не была принята редколлегией? При этом отказались не только от текста, но и от характеристики основных направлений деятельности И. Ю. Татарской, оставив только - «музыковед» из всей многогранной ее работы!

Главной, базовой, основной методологической причиной видится тот очевидный факт, что значение музыки, а соответственно и всех тех, кто посвятил жизнь этому виду искусства, и сегодня понимается лишь в роли приправы к радостям бытия. А отсюда - небрежение сохранением памяти об их делах и свершениях. Глубинное же осознание звука как первоосновы существования жизни на Земле, ее альфы и омеги, без которых невозможно нормальное существование человеческой личности, - налицо. А ведь еще А. Блок говорил: «Музыка творит мир, она есть духовное тело мира.» [4]. Удивительно, но эта мысль поэта подтверждается сегодня уже и физиками, разрабатывающими теорию струн и суперструн и говорящими, что в основе микрочастиц лежит микроструна, из сонма коих создается оркестр Мироздания.

От искривления понимания значимости первооснов нашего бытия видится целый ряд методических «оплошностей», которые и ведут к искажению истории региональной культуры.

Во-первых, архивы, которые для любого исследователя являются первоосновой. В Государственном архиве Курской области почти нет материалов о музыкантах. Впрочем, это понятно. Если музыка - способ усладить слух, порадовать в минуты отдыха, то нет ничего страшного в ее несохранении, ведь «новые песни придумает жизнь». Именно такое отношение к этому виду искусства и превалировало в советское время, поскольку идеологически принятый материализм проповедует: «Бытие определяет сознание». Вот и сохранялись «главные» факты этого бытия -собрания политических деятелей, которые возглавляли идеологическую борьбу. А может ли борьба, битва, драка привести к созиданию. Доборолись, допартийничали. Пора расставить все по своим местам, без диктата, руководствуясь разумом. Хотя с категорией «сознание», вследствие десятилетий борьбы, стало весьма туго! Кстати, это проявляется не только в росте преступности, наркомании и прочих пороков. И в педагогике отмечается падение уровня обучаемости детей новых поколений.

Так вот, если звук, музыка - основа Мироздания, то ее несохранение ведет к тому, о чем поэтическим языком сказано: «Прервалась связь имен.» И

восстановлению эта связь, увы, почти не подлежит, пока мы не осознаем, что утрата звуковой интонации как структурной единицы существования ведет к гибели. Пока не воцерковимся и не проникнемся духовностью православных песнопений, уравновешивавших столетиями безудержанность народных песен и плясок.

От непонимания значения звука - халатное отношение к личным архивам курских музыкантов. Поколение за поколением уходят они в Лету, не оставляя потомкам никакой документальной основы, помимо упоминаний в официальных документах. Именно они-то и могли бы лечь в основу специальной программы по сохранению документальной базы музыкального наследия Курского края.

Можно выделить три направления архивных поисков в этой работе.

1. Документы и материалы о музыкантах XIX - начала ХХ века уже собрать, увы, не удастся. А вот о 1920-1930-х годах еще можно найти достоверные свидетельства. Например, о Г. Л. Болычевцеве, создавшем и на протяжении 10 лет руководившем Народной консерваторией в Нижнем Теребуже Щигровского района Курской области: с 1918 по 1928 годы. В сельской школе и по сей день бережно хранят его письма! А ведь это - уникальный пример бескорыстного служения искусству и создания консерватории в провинции, причем не в областном центре, а в деревне. О том, что письма Г. Л. Болычевцева в Нижний Теребуж не единственное свидетельство его деятельности, говорит, к примеру, интервью с И. Ю. Татарской [5], в котором она сообщает, что и у нее есть его письма. Так как же собрать их вместе и обеспечить государственный надзор за сохранностью?

2. Архивы второй половины ХХ века. Частные коллекции музыкантов, недавно ушедших из жизни: Л. И. Ингоря, В. А. Щербакова, Ф. В. Гольцева. Эти имена особо дороги курянам. А национализированы ли их личные коллекции: документы, дневники, переписка, рукописи нот и проч.? Увы, нет. Если в ближайшие годы не будут собраны материалы об их деятельности и музыке, ими написанной, то и о них историки уже одно-два десятилетия спустя будут строить предположения на уровне «так могло бы было быть».

3. История создается сегодня. Десятки, если не сотни музыкантов города и области составляют весьма активную и неповторимую музыкальную жизнь региона. В Санкт-Петербурге и Москве описи частных коллекций выдающихся деятелей составляются еще при их жизни ,и после их кончины они закономерно, согласно завещанию, как правило на безвозмездной основе, передаются на госхранение. Почему же этот закон в Курске не действует? Что мы знаем о личной коллекции И. Ю. Татарской или К. П. Ароновой, о творческих «заначках» композиторов (Ю. К. Пятковского, М. Ю. Артемова и др.)? А об исполнителях? О Л. С. Переверзевой, о Н. Г. Пикуль, о И. Ф. Стародубцевой. И это только вокалисты. А инструменталисты, хоровики, оркестранты. Названные имена - наиболее известны курянам. Но ведь рядом с ними работает очень много талантливых курян и они составляют в целом музыкальную жизнь Курского края уже в начале XXI столетия.

Работа по этим направлениям, особенно по третьему, с анкетированием музыкантов и учителей музыки, не только способствовала бы сохранению музыкального наследия, но и дала бы мощный импульс к эволюции музыкальной жизни области.

Во-вторых, выполнение элементарного требования, которое предъявляется к любым научным исследованиям: факты до их обнародования тем или иным способом (в печати, по радио или телевидению) должны быть проверены и перепроверены. В противном случае краеведческие издания и дальше будут оставаться региональной второсортной продукцией, к которой нельзя относиться всерьез, несмотря на громадный труд, который затрачивается при их подготовке.

Вернемся к материалам об И. Ю. Татарской. Почему в энциклопедии изменен месяц ее рождения? Почему апрель заменен на октябрь? Музыковеды Курска хорошо помнят и чтут 25 апреля как день рождения Иды Юрьевны. По какому же произволу изменена дата? Если есть основания - они должны быть особо оговорены.

Еще один пример. В статье о Нине Александровне Синянской, первом в нашей области кандидате искусствоведения, не только сокращены факты жизни и деятельности, но и изменена фамилия: вместо Синянской, она стала Синявской [6].

История, столь кардинально пересматриваемая с начала перестройки нашего общества, по-новому поставила требования к историческим работам: планка запросов фактологической основательности поднята на небывалую высоту, поскольку только факты могут быть переосмыслены новыми поколениями. Хотя подлинными историками это понималось всегда. Приведу лишь слова одного из создателей фундамента для научных исследований по истории русской музыки дореволюционной эпохи Н. Ф. Финдейзена: «С каждым поколением меняются художественные вкусы публики и взгляды критики; неизменными остаются факты исторического анализа» [7].

Ложные даты, искаженные имена, отсутствующие списки заслуг и публикаций, неуказание источников приводимых сведений (да и можно ли их указать, если документов-то в архиве нет) - все это ведет не к эволюции гуманитарной науки, а к ее деградации.

Многих оплошностей можно было бы избежать, если бы в Курской области действовала постоянная программа выпуска в свет научно-популярных краеведческих изданий. И это - третье предложение. В программу должны быть включены не только фундаментальные труды, в коих избежать ошибок вряд ли удастся, но и целые серии брошюр. Причем если речь будет идти о музыкантах, то с обязательным звуковым приложением на СБ.

Выработка взаимосвязи читатель - издательство - автор, при выходе подобных изданий, даст возможность оперативной корректировки допущенных автором оплошностей, а при современном уровне множительной техники каждое издание может быть ограничено несколькими десятками экземпляров. И делаться это должно не столько для определения читательского спроса (что само по себе немаловажно), сколько для исключения замеченных «ляпов» в следующем издании, если оное будет востребовано. Это может быть достижимо при реализации продукции в специализированных магазинах (например, в Детской школе искусств № 1 такой магазин успешно работает уже не один год) и нотно-музыкальных отделах, возможно с анкетированием постоянных покупателей и их советами-рекомендациями. Заинтересованных людей очень много. Особенно в сфере музыкального краеведения. Вот и работать надо сообща. Не ради доходов, а на благо духовного развития народов России.

Что может лечь в основу программы? Предложения курских краеведов с обязательной оценкой научного потенциала курскими учеными, наиболее прогрессивными в каждой отрасли исторической науки.

По музыкальному краеведению определенная работа уже ведется в Курском государственном университете. Позволю привести выходные данные брошюр, изданных за последние четыре года аспирантами, соискателями и преподавателями кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств:

1. Брежнева Т. А. Матвей Петрович Гердличко - организатор музыкального образования в Курске. «Рысь» Кавалерийский марш. - Курск: Изд-во Курск. гос. унта, 2003. - 15 с.

2. Лукьяновский В.В. Прислушайтесь к сердцу: Сборник песен / Ред.-сост., предисл М.Л. Космовской. - Курск: КГУ, 2004. - 16 с.

3. Брежнева Т. А., Горлинская С. Е. Аркадий Максимович Абаза «Гимн Святым братьям Кириллу и Мефодию». - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - 13 с.;

4. Брежнева Т. А., Горлинская С. Е. Музыкально-общественная деятельность Аркадия Максимовича Абазы. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - 141 с.

5. Брежнева Т.А., Горлинская С.Е., Космовская М. Л. Музыкальные деятели Курского края: Петр Андреевич Щуровский: Монография. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та,

2005. - 118 с.

6. Ермакова Н.В. Старинная курская свадьба (село Плёхово Суджанского район). -Курск, 2005. - 193 с.

7. Брежнева Т.А. Музыкальные деятели Курского края: Юлий Михайлович Штокман.

- Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2006. - 36 с.

8. Яковлева Е.Н. История деятельности отделения «Руководитель народного хора» (1985 - 2005) / Вст. статья М.Л. Космовской. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2006. - 56 с.

9. Брежнева Т.А. Роль Курского музыкального кружка в истории профессионального музыкального образования в Курской губернии. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та,

2006. - 36 с.

10. Шевцов В. Н. Дорогою любви: Романсы / Проект и предисл. М. Л. Космовской. Ред.-сост. С. Е. Горлинская. Техн. осуществл. проекта Ю.В. Некрасов. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. - 26 с. Звуковое приложение.

Простой перечень работ говорит о том, что сделано уже немало. Однако все работы изданы в учебной множительной лаборатории университета без права продаж. Они идут в библиотеки и обеспечивают учебный процесс, расходясь за 2-3 года. Хотелось бы, чтобы были они переизданы с дополнениями и исправлениями в издательствах, обеспечивающих поступление тиража в широкую розничную сеть, чтобы учителя музыки и любители могли приобрести заинтересовавшую их литературу.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что в плане работы Лаборатории музыкальных технологий нашего университета стоит подготовка к выходу в свет не только «бумажной» продукции, но и ее электронных вариантов на лазерных носителях. Первый опыт - подарочное издание Т. А. Брежневой к 160-летию музыкального образования о М. П. Гердличко с записанным на синтезаторе А. А. Шатырко Маршем «Рысь», единственным найденным на сегодняшний день сочинением основоположника музыкального образования в нашем городе. Замысел вполне оправдал себя: читатель не только знакомится с фактами, но и слушает созданную им почти два столетия тому назад музыку в аранжировке, приближенной к временным условиям его жизни.

Второй опыт - электронное издание романсов В.Н. Шевцова, включающее десять его сочинений, ноты и краткую вступительную статью о композиторе-исполнителе. Для обеспечения сохранения авторских прав, эта работа прошла регистрацию в ФГУП НТЦ «Информрегистр» федеральном депозитарии электронных изданий и ей выдано регистрационное свидетельство № 7107 с присвоением государственного № 0320501543.

В плане работы Лаборатории - выпуск музыкальных приложений к уже увидевшим свет брошюрам, продолжение рубрики «Курские авторы» (В.В. Лукьяновский и В.Н. Шевцов) и учреждение серии «Курские исполнители». Первый выпуск последней планируется на 2007 год работой о жизни и деятельности И.Ф. Розенман с приложением музыкальных фрагментов из опер и романсов в ее исполнении 1958, 1973 и середины 1980-х годов, бережно сохраненных мужем певицы на бобинах и уже перенесенных на электронный носитель со всеми предоставляемыми современной техникой возможностями по обработке звука (работа А.А. Шатырко).

Привлечение к воспоминаниям об И. Ф. Розенман музыкальной общественности города показало, сколь востребована будет эта работа: каждый, кому посчастливилось встретиться с этим человеком на жизненном пути, хочет вновь услышать ее голос, узнать факты ее биографии, увидеть фотографии дорогого и любимого человека, безвременно покинувшего нас.

Будет ли реальная возможность приобретения всеми желающими книги с CD-диском, во многом зависит от администрации города и области. Своими же силами мы можем лишь зарегистрировать эту работу и издать в количестве 50 экземпляров для внутриуниверситетского пользования.

И такая участь постигла уже все вышеперечисленные брошюры и ожидает последующие, а список имен людей, память которых надо сохранить, растет с каждым годом.

Особо следует остановиться на проблеме, связанной с работой курских издательств. Почему они допускают выход в свет некачественной продукции? И до каких пор они будут выполнять функции типографий, при этом еще требуя от автора оплаты предоставляемых услуг! Ведь во всем мире издательская деятельность - одна из доходнейших. Может, причина кроется в качестве выходящих под их эгидой материалов?

Хотелось бы выделить несколько аспектов, которые могут способствовать устранению существующего ныне положения дел в работе издательств, поскольку именно они, совместно с автором, несут ответственность за качество выпускаемой продукции. Сейчас же они зачастую лишь присваивают свое имя выходящей книге, не заботясь о ее качестве и занимаясь чисто множительной работой.

1. Научное издание предполагает обязательные ссылки на первоисточник приводимых сведений, выполненные с соблюдением требований ГОСТа оформления библиографических ссылок. Это - закон, который соблюдается и в научно-популярной литературе. Если же речь идет о художественной прозе, то ответственность за факты ложится исключительно на автора эссе, повести или романа.

2. Почему в провинции и по сей день хотят работать по-старинке. Получив лицензию и обеспечив себя множительной техникой, многие просто не задумываются об ответственности, которая налагается на редактора издательства возложенными обязанностями. К чему изобретать колесо? Аналогичные столичные учреждения работают по сложившейся системе, с обязательными этапами, которые проходятся после заключения Договора с автором: научное редактирование - техническое редактирование (филологическая работа) - рецензирование.

3. Об авторской правке. Работа как редакторов, так и рецензента завершается очередной вычиткой текста автором. То есть три авторских проверки-правки-вычитки текста оригинал-макета обязательны. Разве не были бы замечены приведенные «опечатки» (назовем их так) в статьях о И. Ю. Татарской и Н. А. Синянской, если бы упомянутый в конце статьи автор увидел их хотя бы один раз?!

Исправления же, сделанные на каждом этапе работы, вносятся в созданный ранее вариант не самим автором, а специалистом-компьютерщиком, поскольку каждый должен заниматься своим делом. Автор зачастую просто не в состоянии ввести в книгу рациональные предложения в силу собственного непрофессионализма в сфере наборнотипографского дела.

Созданная не одно десятилетие тому назад система работает весьма успешно, и не дело отказываться от нее из-за мнимой «удаленности от центра». А издательства, работающие как типографии, не целесообразнее ли просто закрыть? Повторяю еще раз, в противном случае ошибок и вранья в краеведческой литературе просто не избежать, поскольку центральные издательства очень редко принимают в работу книги и брошюры региональной тематики.

Не отказываясь участвовать в работе по каждому из предложений, напомню, что сохранение памяти о прошлом хотя и является персональной обязанностью каждого из нас, поскольку, как писалось когда-то в «Русской музыкальной газете», «в этой памяти мы познаем себя» [8], но все же прежде всего это - долг по сохранению культурного наследия государства и администрации, его представляющей. Только государственными программами с надлежащим финансированием (по любой из статей, будь то бюджет или гранты) можно восполнить уже зияющий пробел документальной базы по музыкальному краеведению и сохранить память о ярчайших моментах музыкальной жизни одного из самых звучащих регионов России - Курского соловьиного края.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исследования по теме «Музыкальные деятели Курского края: Словарь. 1917-1941 годы» ведутся при поддержке гранта РГНФ № 08-04-72405 а/Ц (руководитель Т.А. Брежнева.

2. Приводится с сокращением только приложений (статьи И.Ю. Татарской и печатные материалы о ее деятельности), поскольку статья написана как проспект для последующей брошюры о жизни и деятельности педагога, музыковеда, критика, лектора, исследователя-краеведа.

3. Друговская, А. Ю., Космовская, М. Л. Татарская Ида Юрьевна // Большая Курская энциклопедия. Т.1. Книга третья: С-Я / гл. ред. Ю.А. Бугров. - Курск : КГУ, 2005. -С. 90.

4. Блок, А. Записные книжки: 1901-1920. Запись от 29 июня 1909 г. / сост., подг. текста, предисл. и прим. В.Н. Орлова. - М., 1965. - С. 150.

5. «И музыка звучит для нас.»: Интервью М. Л. Космовской с И. Ю. Татарской // Курская правда. - 1999. - 23 апреля.

6. Там же. - С. 41.

7. Финдейзен, Н. Ф. Заметки, планы, наброски. Разрозненные записи. 6 сент. 1891 -17 фев.1920 г. // ОР РНБ. - Ф. 816. -Оп. 1. -Ед. хр. 375. - Л. 211 об.

8. Компанейский, Н. И. Много званных, но мало избранных // РМГ. - 1906. - №1З. -Стб. 335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.