ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 275 апрель 2002
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Редакционный совет обращает внимание читателей и авторов на изменение названия этого раздела журнала - ранее он назывался «Проблемы университетского образования». Мы пошли на подобное изменение названия раздела потому, что помещаемые в нем материалы касаются проблем образования не только в вузах, в том числе в классических университетах. В присылаемых в редакцию статьях рассматриваются проблемы довузовского (школьного и специального среднего) и поствузовского (повышение квалификации, получение второй специальности и т.д.) образования, проблемы дистанционного обучения, проблемы подготовки будущих абитуриентов к поступлению в вуз и адаптации первокурсников к новой системе занятий, проблемы преемственности образовательных программ разного уровня и т. д. Помещаемые в настоящем выпуске статьи этого раздела подтверждают правильность уточнения его названия. Новое название раздела отражает сложившуюся в Томском государственном университете (да и в других вузах тоже) практику проведения исследований по педагогике, методологии и методике обучения, когда рассматриваются все стороны этих очень важных для развития образования вопросов.
УДК 372.8
Т.А. Сазанова, А. Ф. Терпугов
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Информационные технологии в обучении предоставляют ряд возможностей для оптимизации процесса обучения. Однако это не снимает некоторых проблем: проблему выбора методов обучения, проблему целей, проблему урока и учебника. В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации этих вопросов.
В контексте происходящих изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением информационных технологий, одной из актуальнейших задач является осознание того, что необходимы существенные перемены в традиционных образовательных системах и технологиях и соответственно разработка новых путей их развития. Какой должна стать система образования в информационном обществе? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Прежде чем предлагать к внедрению ту или иную образовательную модель, надо иметь ясное представление о среде, для которой она создается. Так как речь идет об информационном обществе, то следует рассмотреть те его особенности, которые косвенно влияют на систему образования, а именно: появление новой экономики; наличие виртуальных субстанций; появление новых видов деятельности; свобода в выборе профессии и места работы. Особое значение приобретает уровень информационной культуры как отдельного человека, так и определенного социума.
В информационном обществе настоящая мощь спрятана не в самих технологиях, а в процессе глобализации; глобальных коммуникациях, глобальном обучении, глобальном обмене информацией, глобальных знаниях. Процесс глобализации обучения не имеет границ, на него практически не могут влиять политическая обстановка в стране, идеологическая ориентация, правительство. Так, в высшем образовании наметилась тенденция роста объема обучения на базе Web-технологий. Среднегодовой рост количества этих технологий в мире составляет 86 %.
Новые информационные технологии (ИТ) изменяют не только структуру любой деятельности, но и приводят к интеграции различных видов деятельности. Появляются новые профессии. Изменению подвергается и само понимание образования. Если рань-
ше оно определяло уровень образованности человека, развитости его интеллекта, то сейчас образование является основой получения на рынке труда работы и соответствующего материального обеспечения. Система образования должна быть мобильной и ориентироваться на потребности рынка труда. В этих условиях важно каждому учебному учреждению выбрать правильную стратегию и тактику в разработке образовательных программ.
Наиболее перспективным для образовательных учреждений является путь мобильной интеграции как по вертикали, так и по горизонтали, который должен привести к созданию интегрированного образовательного пространства на базе компьютерных технологий. Практическая реализация этого пути возможна только при наличии концепции непрерывного образования, начиная с младшей школы и заканчивая разнообразными образовательными программами на уровне постдипломного образования. Технологической базой такой концепции должны стать современные компьютерные технологии.
Новая концепция образования не может ложиться на старую структуру. Понадобятся и здесь кардинальные преобразования. Образовательная система должна быть гибкой, ориентироваться на потребности рынка труда и динамично перестраиваться.
Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интересы и потребности учащихся.
В последнее десятилетие целевые установки нашей системы образования существенно изменились, о чем свидетельствует новый закон об образовании,
провозгласивший наивысшей ценностью личность учащегося, его самобытность, самоценность, предоставивший каждому педагогу возможность конструировать свой курс по собственному усмотрению, и множество разработок новых (и обновленных старых) образовательных моделей, их внедрение и т.д. Целью образования в настоящее время является создание условий развития личности учащихся, их самореализации, разрешение проблем личности средствами образования.
В последнее время мир активно шагает в информационное общество. Основная масса учащихся по собственному разумению, с помощью родителей и окружающих, средств массовой информации образовывается в области информатики и информационных технологий вне школьной программы. Это приводит к резкой разноуровневости образования детей, его отрывочному или поверхностному содержанию и не может служить основой для формирования информационной культуры. В обучении необходимы:
- учет интересов и целей каждого учащегося на основе личностного целеполагания, рефлексии и осуществления проектной деятельности;
- конструирование многообразного и многофункционального содержания учебного курса, что позволяет учесть особенности и потребности каждого ребенка; участие самого ребенка в построении личностно-значимого содержания обеспечивается возможностью свободного выбора элементов (модулей) и их нелинейной комбинации;
- создание продуктивного образовательного поля, возможностей для творчества, активности, самостоятельности, самоуправления;
- преемственность в обучении, возможность учета ситуативных моментов и расширение его границ с использованием субъективного опыта учащихся;
- использование проектного метода как основной технологи в преподавании, что создает условия для самоуправления, поиска информации, самоутверждения в образовательной среде.
Совместная деятельность всех участников личностно-ориентированной модели образования реализуется через сотрудничество, когда все отношения партнерские, а все участники деятельности переходят в позицию субъекта. Сотрудничество - условие выращивания диалогичности и самоизменения каждого субъекта образовательной деятельности.
Важнейшим условием и ведущим фактором, определяющим успешность учебной деятельности школьников с использованием компьютерных технологий, является готовность учеников к продуктивной деятельности в дидактической компьютерной среде. Большинство исследователей в области педагогической информатики отмечают существование противоречия между представлениями современной гуманитарно-личностной парадигмы образования и существующей системой обучения с узкопредметной ориентацией, не обеспечивающей готовность ученика к учебной деятельности с использованием компьютерных методов получения и преобразования информации.
Становится очевидным, что концепции использования в учебном процессе информационных технологий эволюционируют от технократических парадигм в
направлении усиления роли социокультурных факторов, учета нравственного и интеллектуального потенциала личности. Овладение эффективными методами и средствами поиска, обработки и использования учебной информации дает возможность не только интенсифицировать образовательные процессы, но и развивать познавательные интересы учащихся, стремление к продуктивной, творческой деятельности.
Центральной задачей учителя считается формирование личностных качеств ученика, обеспечивающих успешность учебной деятельности в компьютерной среде: наблюдательности, критичности, самостоятельности, умения рационально использовать методы поиска и преобразования информации в учебной деятельности. Компьютерные программы обеспечивают не только изучение информатики, но могут быть использованы при изучении других естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Одна из основных задач, стоящих перед курсом информатики, заключается в формировании у учащихся умений и навыков применения информационных технологий, использования идей формализации и информационного моделирования, являющихся неотъемлемыми компонентами информационной культуры. Заметим, что информационные технологии изучаются в курсе «Информатика», поскольку информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда - компьютер.
Изучение информационных технологий осуществляется в рамках отдельной содержательной линии курса информатики. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- узнать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера (постановка задачи, построение модели, разработка и использование алгоритма, анализ результатов);
- пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
- пользоваться простым графическим редактором;
- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
- осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления;
- применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
- получить представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
- познакомиться с возможностями мультимедиа-технологий.
Следует отметить, что при изучении информационных и коммуникационных технологий в курсе информатики, с одной стороны, должны получить развитие и конкретизацию все основные содержательные линии курса информатики (информационных процессов, представления информации, алгоритмов, формализации и моделирования, ИТ, телекоммуникаций), с другой стороны, эти содержательные ли-
нии выступают научной основой изучаемых информационных технологий, при этом важнейшим методическим приемом изучения информационных технологий является их рассмотрение как совокупности реализующих их алгоритмов (программ).
Заметим, что изучение информационных технологий может способствовать выполнению ряда важнейших задач образования: формированию мировоззрения, развитию мышления, подготовке к труду и продолжению образования. Кроме того, изучение информационных технологий играет важную роль в реализации дидактического принципа межпредметных связей.
Переход современного общества к информационной эпохе развития выдвигает в качестве одной из основных, стоящих перед системой образования, задачу формирования информационной культуры личности, являющейся неотъемлемой частью общей культуры человека. Результатом решения этой задачи должны стать успешная адаптация и востребованность личности в информационном обществе XXI века.
Решение проблемы формирования мировоззренческой компоненты информационной культуры личности предполагает изменения в целях и содержании обучения. В качестве цели можно рассматривать целостную готовность личности к освоению нового образа жизни на информационной основе. Это включает построение человеком собственной картины мира, определение им своего места в быстроменяю-щейся, все более взаимосвязанной инфосреде, накопление знаний о глобальном информационном пространстве и возможностях его познания и преобразования. Изменение содержания предмета предполагает включение в него тем, связанных с изучением основ социальной информатики: основных тенденций процесса информатизации общества, его социальнопсихологических, эко-этических проблем, а также ориентация учащихся на интеллектуальные компьютерные программы и игры, на образовательные, познавательные, культурные ресурсы в сетях.
Как правило, опыт совместной работы преподавателей математики и информатики в основном связан с использованием современных информационных технологий в процессе обучения.
Вместе с тем достаточно интересным и перспективным представляется несколько иное направление интеграции - выявление факторов, влияющих на научное мировоззрение учащихся. Для этого существует целый ряд оснований:
- настоящее время характеризуется как переход к новому постиндустриальному (информационному) обществу, картина мира в котором строится на триединой основе вещества, энергии и информации;
- первоочередной задачей образования является подготовка к жизни в этом обществе и, следовательно, формирование целостного мировоззрения, базирующегося на информационном подходе к действительности;
- значительная роль в образовании, таким образом, отводится изучению информатики, в первую очередь основным элементам ее теоретической составляющей;
- информатика становится интегрирующей дисциплиной, ее понятийный аппарат связывает в единую
системную картину знания как естественно-научных, так и гуманитарных дисциплин в образовании.
Информатика в теоретической ее части «выросла» из математики и активно использует математический аппарат. Многие темы курса информатики являются чисто математическими: основы математической логики, системы счисления, элементы теории вероятностей и математической статистики, теория графов, теория алгоритмов, элементы теории систем, основы математического моделирования и некоторые другие.
Можно выделить три направления для формирования целостного научного мировоззрения учащихся:
- создание межпредметных связей курсов математики и информатики (параллельное изучение отдельных тем теоретической информатики и математики);
- продолжение работы по использованию СНИТ в обучении математике;
- развитие коммуникативных навыков учащихся при создания ими тестов, докладов, проектов по математике и информатике.
Математика - элемент общечеловеческой культуры. Изучение математики является проверенным временем и наиболее действенным способом умственного развития человека. Не менее важно и то, что математика - основа профессиональной культуры, поскольку без нее невозможно изучение специальных дисциплин. Отсюда вытекает идея использования системы прикладных задач с профессионально-ориентированным содержанием и решения их с помощью компьютеров. Решение задач с профессиональноориентированным содержанием - не только средство реализации межпредметных связей, но и методологический подход, позволяющий продемонстрировать значение математики как в современном мире, так и в будущей конкретной профессиональной деятельности. А поскольку такие задачи решаются с помощью компьютеров, то возрастает заинтересованность в изучении математики не только как инструмента, позволяющего проводить необходимые вычисления, но и как средства моделирования реальных производственных и других процессов.
На каждом занятии трудность профессиональноориентированных задач, как и любых других задач, должна несколько превышать достигнутый уровень трудности. Это учит понимать чужие рассуждения и рассуждать самостоятельно, так как важен сам процесс поиска решения; истина, открытая самостоятельно, гораздо лучше запоминается; самостоятельное открытие вызывает интерес к математике.
Современная школа стоит перед задачей разработки методов преподавания, которые позволят вырастить творчески активную личность, подготовленную к обучению в течение всей жизни.
Основной целью учителя сейчас является формирование стабильного интереса учащихся, создание и поддержка мотивационного обучения. Для решения этой задачи можно использовать групповую проектную деятельность учащихся, в которую входит исследовательский метод. Уникальность метода опирается на использование идеи проектной работы. Цель метода - организация технологического процесса в рамках школьного образования.
Данный метод может быть успешно использован на разных уровнях: в урочной, факультативной, кружковой работе, в дополнительных платных образовательных услугах.
Основными умениями и навыками являются: сравнение, аналогия, классификация, анализ и синтез. Если принять условное деление учащихся на пользователей, производителей и аналитиков по отношению к информационному пространству, то для уровня пользователя достаточными будут являться сравнение и аналогия, уровень производителя дополняется классификацией, а аналитики приобретают навыки анализа и синтеза.
Основные задачи метода:
- развивать каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения и способного решать проблемы; сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества; творческую личность;
- прививать учащимся умение оценивать работу с точки зрения этических ценностей;
- стимулировать развитие ряда коммуникативных навыков, которые необходимы при реализации проектов;
- развивать способности «эстетизации» окружения;
- развивать умение учащихся кооперироваться в группы для работы;
- развивать социальную ответственность учащихся;
- поощрять приобретение структурных знаний, применяемых при решении практических или технологических проблем, выражающихся через процессы анализа, синтеза и реализации.
Основная идея метода состоит в том, что учащиеся приобретают знания и навыки в процессе деятельности, которая связана с реализацией творческих проектов. При работе над проектом учащиеся приобретают следующие навыки:
- сбора, анализа, использования и хранения различной информации;
- совершенствования созданных объектов;
- проектирования, конструирования и опытной проверки новых объектов;
- предпринимательства.
В рамках метода предполагаются различные формы обучения:
- фронтальная - синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом;
- групповая - учащиеся выполняют работу над совместным проектом - сбор литературно-исторического материала для работы над проектом, поиск интересных композиционных решений в печатных изданиях, «энциклопедии» различных шрифтов, создание библиотеки иллюстративного материала (фото, символика, зооморфные и антропоморфные изображения);
- индивидуальная учебно-исследовательская работа по межпредметным связям;
- дизайн-анализ.
Создание и реализация обучающимися творческих проектов могут дать следующие результаты:
- повышение качества знаний;
- развитие творческих способностей учащихся (создание собственных проектов воспитывает индивидуальную ответственность за принимаемое решение и развивает навыки коллективной работы);
- воспитание информационной культуры;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- формирование операционного стиля мышления, включающего в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: планирование своей деятельности, поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, проектирования и построения информационных моделей;
- приобщение школьников к новым информационным технологиям - телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологий мультимедиа;
- приобретение навыков самообразования с помощью доступа к мировым базам знаний.
В настоящее время традиционное обучение и классно-урочная система не всегда удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. Средняя школа не обеспечивает достаточную подготовку школьников для поступления в вуз. Процесс обучения не работает на творческое развитие личности. С другой стороны, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии.
Основной задачей средней школы является подготовка школьника к вхождению в жизнь общества как полноценного члена экономических взаимоотношений. Проанализируем различные методики преподавания математики и информатики в школе. Целями обучения математике являются:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование пространственного, логического, алгоритмического и аналитического мышления.
Развитие познавательного интереса в компьютерном образовании - сложный динамический процесс, который необходимо рассматривать с позиций основных подходов, принятых в педагогических исследованиях (системного, личностного, деятельностного), представлять как эволюцию субъектно-сти ученика в дидактической системе, связывать с этапами становления личностного опыта. Такой анализ позволяет выявить динамику развития познавательной деятельности, особенности процесса формирования познавательного интереса на разных этапах развития в специфических условиях компьютерного образования и на этой основе отобрать наиболее рациональные методы развития познавательного интереса при обучении с использованием компьютерных технологий.
Системный анализ даёт возможность выделить структуру взаимодействующих элементов системы -субъектов и объектов образовательного процесса, установить характер связей и механизмы эволюции системы. Основополагающими в личностно-развивающем компьютерном образовании являются принципы полисубъектности и единства дидактической цели, определяющие системообразуюший фактор -
развитие личности. Ученик развивается не только в общении с учителями и другими учениками, но и при самостоятельной продуктивной деятельности в компьютерной среде, в опосредованном общении с разработчиками программного обеспечения.
Полисубъектный подход ни в коей мере не умаляет роли учителя - субъекта, управляющего дидактическими процессами, но позволяет выявить роль и других субъектов, влияющих на процессы формирования познавательного интереса. Движущими силами развития дидактической системы является ее внутреннее противоречие: каждый из субъектов имеет свои ценности и цели, которые реализуются в их совместной деятельности, в обмене опытом. По мере приближения к результату в процессе деятельности цель и мотивы меняются, и ранее запланированный результат не соответствует новой цели, что порождает движение к новому результату, новому уровню знаний. Дидактическая система компьютерного образования рассматривается как целостность, выделенная из среды, но постоянно связанная со средой, а через нее - с другими системами, она не изолирована от внешних воздействий, следовательно, она не замкнута, не закрыта для информационного обмена.
Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы он мог свободно работать на персональном компьютере как пользователь. Эта потребность продиктована временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неправильно.
Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Хорошо, когда он является для ребенка Событием в цепочке познания, или точнее, исследования окружающего мира. Ударения в функциях современного урока можно расставить следующим образом: вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности, и т.д.
Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориен-
тированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.
В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты.
Основными целями и задачами урока являются:
- адаптация обучаемого к компьютерной среде;
- изучение элементарных основ компьютерной грамотности;
- формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
- формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
- формирование представлений об информации: свойствах; способах получения и передачи; кодировании; организации хранения; о единицах измерения и о количестве;
- пропедевтика таких понятий, как моделирование, множества, массивы;
- развитие понятия алгоритма: линейного, циклического, с ветвлением;
- формирование навыков работы с различными исполнителями.
Индивидуализация и дифференциация обучения -одна из основных методических целей использования ИТ в качестве средства обучения. Способ организации учебного процесса, суть которого - выявление и учет индивидуально-типологических особенностей личности (способностей, склонностей, особенностей интеллектуальной деятельности), - есть дифференциация. При таком подходе индивидуализация обучения рассматривается как цель, а дифференциация - средство достижения цели. В настоящее время психологи и педагоги все чаще обращают внимание на необходимость учета индивидуальных познавательных стилей в обучении, в частности когнитивных (индивидуально-своеобразных способах переработки информации). В восприятии и переработке информации может помочь электронный учебник, который имеет ряд общеизвестных преимуществ и преследует цель развития умственной деятельности учащихся. Структура умственной деятельности включает в себя следующие компоненты: интуитивный, пространственный, метрический, логический, конструктивный, символический и т. д.
Интуитивный компонент включает в себя развитие интуиции на образы, конструкции, свойства, методы построения и доказательства, «бесконечность». В электронном учебнике может быть представлен полный набор чертежей, причем имеется возможность проследить процесс построения чертежа, рас-
смотреть различные ракурсы в их расположении. При правильной организации процесса обучения учитель имеет возможность с помощью изображения создать проблемную ситуацию, предложить ученикам выдвинуть гипотезу и, используя манипуляции с чертежом, подтвердить или опровергнуть ее. В данном случае будут учтены когнитивные стили: импульсивность, аналитичность, полизависимость.
Пространственный компонент предполагает наличие: обобщенных, подвижных и устойчивых представлений; умения анализировать и синтезировать геометрические образы; пространственного воображения. Учебник предполагает готовый набор прекрасных многофункциональных чертежей. Однако для развития этого компонента учителю необходимо давать учащимся задания на самостоятельное предварительное построение изображений с последующей сверкой с компьютерными изображениями. При этом учитываются стили: полинезависимость, аналитичность - синтетичность, рефлексивность и т.д.
В метрический компонент входят умения вычислять значения геометрических величин при реше-
нии задач. В электронном учебнике желательны различные виды самостоятельных работ. Деятельность учителя заключается в обеспечении учащихся работой на соответствующем уровне трудности, самостоятельности, самоконтроля и самокоррекции.
Электронный учебник предоставляет возможность формировать у учеников символический компонент (понимание и запоминание геометрических символов, операции с ними), причем различные варианты работы с символьными моделями позволяют охватить все когнитивные стили. Учебник позволяет учесть также и индивидуальные особенности восприятия информации.
Широкое внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методологических приемов, стимулирует познавательную деятельность, особенно при самостоятельной работе. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда, качества обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.
2. Дружинин В.Д. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
3. Новые педагогические и информационные технологии: Сборник статей / Под ред. Е.С. Полат. М.: Academia, 1999.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-пресс, 1984.
5. 11-я конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов. Ч. 2. М.: МИФИ, 2001.
Статья представлена кафедрой прикладной информатики факультета информатики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию номера 3 декабря 2001 г.