ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ
Елкина О.С., д.э.н.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Современные тенденции развития Российской Федерации связаны с инновационным развитием. Однако, существует ряд проблем, с которыми сталкивается инвестор, реализуя инвестиционные проекты в России.
Первая проблема, с которой сталкивается инвестор - это отсутствие единого документа, регулирующего инновационную деятельность.
В настоящее время в России действуют следующие нормативно-правовые акты в сфере инноваций:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Указанный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. В данном документе, прежде всего, предлагаются положения, регулирующие научную и (или) научно-техническую деятельность. Необходимо отметить, что данный закон также содержит определения понятий «инновация», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность», которые были рассмотрены нами в первой главе.
В качестве основных источников финансирования фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований данный закон называет средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
В указанном законе есть целая глава, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:
- предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
- предоставления образовательных услуг;
- предоставления информационной поддержки;
- предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
- формирования спроса на инновационную продукцию;
- финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
- реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
- поддержки экспорта;
- обеспечения инфраструктуры;
- в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В законе приводится информация о порядке определения эффективности использования выделенных бюджетных средств, а также средств внебюджетных источников. Общую оценку эффективности вложенных средств, универсальную для любого инвестора, закон не предлагает. Причем в тексте закона лишь предлагаются направления оценки эффективности использования полученных средств (например, проверка документов на измеримость поставленных целей и задач).
Министерством экономического развития РФ был разработан Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев».
Правилами устанавливается оценка эффективности использования бюджетных средств получателями, являющимися институтами инновационного развития и не являющимися таковыми; подробно описываются процедуры оценки и устанавливаются критерии эффективности использования средств государственной поддержки инновационной деятельности. В Правилах делается акцент на том, что при оценке необходимо учитывать особенности инновационной
деятельности - высокорисковый характер, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов. В качестве критерия целевого характера использования средств государственной поддержки получателями бюджетных средств, не являющихся институтами инновационного развития, является соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, актам и поручениям Правительства Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Также в Правилах устанавливается перечень документов, целям и задачам которых должна соответствовать деятельность института инновационного развития, ее достигнутые и плановые (прогнозные) целевые и промежуточные результаты, что является критерием целевого характера использования средств государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой институтом инновационного развития.
Таким образом, принятие данного постановления приведет к более эффективному использованию бюджетных средств, а также средств, выделяемых из внебюджетных источников. Но каким образом оценить эффективность средств, вкладываемых частными инвесторами или непосредственно самими предприятиями в осуществление инновационной деятельности, в постановлении не указывается.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», статья 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ, Федеральный закон от 10.07.2012 N 100-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».
Указанные законы регулируют отношения, возникающие в результате функционирования инновационного центра «Сколково», а также устанавливают льготы, связанные с налогообложением деятельности участников этого проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
Указ Президента РФ от 18.06.2012 N 878 «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России».
Устанавливает факт образования Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию (вместо Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).
Устанавливает цели, правовые основы функционирования, задачи Совета, права, состав, порядок работы, а также организационно-техническое обеспечение.
Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».
В соответствии с указанным Постановлением государственная поддержка малых предприятий в сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности признается одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти. Данный документ устанавливает комплекс мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, а также формы государственной поддержки. Согласно Постановлению приоритетными считаются такие отрасли, как: машиностроение и металлообработка; микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли промышленности; электронная промышленность; деревообрабатывающая промышленность; стройиндустрия (промышленность строительных материалов и строительство); пищевая промышленность, переработка, хранение и упаковка сельскохозяйственной и пищевой продукции; производство товаров народного потребления.
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Стратегия инновационного развития России предназначена для преодоления вызовов и угроз, существующих в инновационной сфере. Данный документ определяет цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает
долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.
В рамках первой проблемы считаем целесообразным отметить необходимость качественной законодательной охраны результатов инновационной деятельности. Разработка инновационной тематики берет начало в трудах экономистов. Но в настоящее время становится актуальным вопрос о комплексном характере данной области знаний. В связи с этим инновационную деятельность нужно рассматривать с разных сторон, в том числе и с точки зрения её юридического регулирования. Экономическая наука должна определять сущность инновационной деятельности. Задачей же юриспруденции должно быть осмысление правоотношений в инновационной сфере, а также разработка рекомендаций о формах и способах их регулирования.
В отличие от обычных товаров результаты интеллектуальной деятельности, если они не обеспечены эффективной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам ожидаемые от их осуществления выгоды. Отсутствие охраны позволяет любому члену общества использовать результаты интеллектуальной деятельности в своих целях, например, для извлечения прибыли. Не эффективная охрана приводит к значительным финансовым и иного рода потерям не только у отдельных лиц, занимающихся разработкой инновационной продукции, но и у предприятий, реализующих эту продукции, и страны в целом. Поэтому очень важно, чтобы в государстве был создан сильный правовой механизм, способный охранять права разработчиков на результаты их творческой деятельности.
Под охраной законодательства находятся не все результаты инновационной деятельности. Для того чтобы стать объектами охраны, инновации должны отвечать ряду требований, которые содержатся в нормативно-правовых актах. Инновации, которые охраняются законом, относятся к объектам интеллектуальной собственности.
От уровня охраны интеллектуальной собственности зависит положение страны в мире. Данный фактор стимулирует научные исследования, развитие культуры, литературы и искусства, практическое применение достижений науки и техники, международный обмен [Охрана]. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ охрана интеллектуальной собственности является обязанностью государства.
На сегодняшний день основным документом, содержащим положения об охране результатов интеллектуальной деятельности, является Гражданский кодекс РФ. С введением в действие четвертой главы ГК РФ утратил свою законную силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные результаты интеллектуальной деятельности: Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и другие.
Появление четвертой части в ГК РФ позволило систематизировать нормы права об интеллектуальной собственности, что стало существенным шагом в развитии регулирования правовых отношений в данной сфере.
Четвертая часть ГК РФ устанавливает особый правовой режим в отношении результатов интеллектуальной деятельности - режим исключительных прав. Данный режим предполагает, что в течение установленного в законе срока без согласия правообладателя (за изъятиями, установленными в законе) нельзя каким-либо образом использовать результат интеллектуальной деятельности. Также в четвертой главе ГК РФ раскрываются положения, регулирующие правовые отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Охрана результатов интеллектуальной деятельности также обеспечивается иными нормативно-правовыми актами, например, Федеральным законом «О коммерческой тайне», Федеральным законом «О государственной тайне» и другими.
Кроме национального законодательства, в основе охраны и защиты интеллектуальной собственности лежат положения международного законодательства. В настоящее время Россия придерживается следующих официальных документов: Конвенция об учреждении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности; Международные соглашения по охране промышленной собственности: Парижская Конвенция по охране промышленной собственности;
Договор о Патентной Кооперации; Региональные конвенции и соглашения: Конвенция о выдаче европейского патента; Евразийская Патентная Конвенция.
Результаты интеллектуальной деятельности должны быть объектом не только охраны, но и защиты. Охрана создает барьер, предотвращающий преступные посягательства, а защита, в свою очередь, предусматривает наказание за нарушение прав и восстановление социальной справедливости.
В результате нарушения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности возникает ответственность, которая в соответствии положениями российского законодательства может быть гражданской, уголовной либо административной. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с положениями гражданского, уголовного или административного законодательства.
Также необходимо отметить, что усиление внимания к интеллектуальной собственности способствовало изменению в судебной системе. Раньше иски по поводу прав, связанных с интеллектуальной собственностью, рассматривались судами общей юрисдикции, а, начиная с 2011 года, данные споры вошли в юрисдикцию арбитражных судов. В 2013 году начал свою работу суд по интеллектуальным правам, который является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Вторая проблема следует из таких особенностей инновации, как риск и неопределенность экономической выгоды от осуществления инновационной деятельности, неопределенные сроки реализации инновационного проекта. Наличие у инновации данных особенностей усложняет оценку стоимости инновационных товаров, работ, услуг, а также процесс определения стоимости, по которой данные объекты будут поставлены на учет, и оценку эффективности инновационных проектов.
Сложность оценки результатов инновационной деятельности заключается в первую очередь в том, что они не имеют материального выражения. При проведении оценки результатов интеллектуальной деятельности первостепенное значение имеют творческая составляющая, уникальность труда и получаемого продукта. В этом случае отсутствует прямая связь между затратами и результатами, затраченным временем, интеллектуальными усилиями и значимостью продукта. Неоднозначными элементами при оценке стоимости объекта интеллектуальной собственности являются не адекватная интеллектуальным затратам исследователя оплата труда, а также неограниченная возможность реализации результата интеллектуальной деятельности.
Кроме вышеназванных проблем, оценку результатов интеллектуальной деятельности осложняет такая их особенность, как конфиденциальность, о которой мы говорили ранее.
При определении стоимости объектов интеллектуальной собственности анализируются его научно-технические, коммерческие и правовые характеристики, цели, условия и результаты использования, полученные посредством маркетинговых и патентных исследований. В связи с большим количеством факторов, вовлеченных в оценку объектов интеллектуальной собственности, применяют различные методы оценки, которые зависят не только от самого объекта интеллектуальной собственности, но и от стратегии его использования в дальнейшем.
В России основные положения о проведении оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности определяются Приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 № 385 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)».
В указанном федеральном стандарте выделяются следующие подходы к оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности:
Доходный подход предусматривает дисконтирование денежных потоков (будущих экономических выгод), генерируемых объектом оценки, или капитализацию годового чистого дохода (выгоды, эффект) от объекта оценки, включая доходы от возможного возмездного предоставления другим лицам доступа к экономическим выгодам от использования объекта оценки; затратный поход основан на определении затрат, необходимых для приобретения объекта оценки, его воспроизводства или замещения с учетом износа и устаревания, то есть затрат на создание или приобретение объекта идентичного оцениваемому либо объекта с аналогичными свойствами; затрат на разработку или приобретение материалов, необходимых для отражения специфических свойств оцениваемого объекта; а также затрат, отражающих экономическую выгоду разработчика объекта оценки; сравнительный подход основан на сравнении объекта оценки с аналогами, по которым известна цена из уже совершенных сделок или цена предложения, и на выявлении ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов-аналогов.
Каждый из рассмотренных подходов имеет свои преимущества и недостатки.
Затратный подход позволяет оценить минимально возможную стоимость объекта интеллектуальной собственности в текущих условиях использования, однако он не учитывает будущих выгод от использования этих объектов в хозяйственной деятельности, которые могут значительно превысить понесенные расходы. Сравнительный подход, или рыночный, позволяет определить вероятную рыночную стоимость объекта интеллектуальной собственности, но не учитывает тот факт, что стоимость оцениваемого объекта может отклониться в результате изменившихся рыночных условий. Наконец, доходный подход позволяет определить прогнозируемую максимально-возможную стоимость объекта интеллектуальной собственности на текущий момент, однако риск оценки стоимости объекта выше, чем при применении затратного или рыночного подхода, в связи с большей неопределенностью производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их рыночной среды.
Из всей совокупности методов оценки в рамках указанных выше подходов для оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности чаще всего применяются следующие:
монопольное ценообразование; от затрат; смешанный подход.
Метод монопольного ценообразования заключается в определении стоимости объекта интеллектуальной собственности исходя из позиции монополиста. Владелец научного знания, имеющего правовую охрану, выступает монополистом на рынке и может продать свой товар по той цене, которую сочтет приемлемой. Однако в реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену.
Метод оценки «от затрат» предусматривает расчет стоимости исключительно из величины затрат на проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также получение патентных прав. При этом применение метода «от затрат» может быть реализовано тремя основными способами: метод стоимости замещения; метод восстановительной стоимости; метод исходных затрат.
Смешанный подход основан на использовании обеих стратегий. При оценке снизу выбирается затратная стратегия, а при оценке сверху - в стоимости технологии учитывается реальная прибыль при введении объекта интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
При использовании в хозяйственной деятельности результаты интеллектуального труда ставятся на учет в качестве нематериальных активов. В связи с этим хозяйствующим субъектам следует использовать положения Приказа Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)».
В ПБУ 14/2007 устанавливается, что нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету. При этом под фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.
В ПБУ 14/2007 приведены открытые перечни расходов, которые относятся к расходам на приобретение или создание нематериального актива, например: невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива; расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется; расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору, а также отчисления на социальные нужды и т. д.
Таким образом, отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской финансовой отчетности информации о результатах инновационной деятельности как нематериального актива, не учитывает особенностей инноваций - фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива включает только реальные материальные расходы и совершенно не учитывает нематериальные, творческие затраты на создание инновации.
Литература
1. Бирагова Р. Т. Проблемы оценки объектов интеллектуальной собственности / Р. Т. Бирагова //
Общество и право. - 2010. - № 3 (30). - С. 79-82.
2. Бирюков В.В. Economy of Omsk region : priorities of development strategy - Omsk, 2007.
3. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 9. - С. 48-55.
4. Елкин С.Е. Дистанционное обучение в системе управления человеческими ресурсами // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14. - С. 25-32.
5. Елкин С.Е. Достоверность бухгалтерской отчетности как элемент безопасности экономической политики // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2005. - № 1. - С.100.
6. Елкин С.Е., Елкина О.С. О функциях управления // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2006. - № 3. - С. 7-10.
7. Елкин С.Е., Калинина Н.М.. Чижик В.П. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов // Омск. Изд-во Омского института (филиала) РГТЭУ. 2010. С.257.
8. Елкин С.Е., Метелев С.Е. Корпоративный менеджмент и управление процессом изменений // Человек и труд, № 2, 2010. - С.62-63.
9. Елкина О.С. Основные закономерности стратегий экономического поведения работников на рынке труда //Вестник Омского университета. 2007. № 1. С. 89-96.
10. Елкина О.С. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности - Омск, 2012.
11. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Влияние экономических кризисов на развитие банковской системы России. - Омск, 2008.
12. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Деньги, кредит, банки. - Омск, 2007.
13. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Современный инновационный менеджмент. - Омск, 2014.
14. Идченко Н.В., Елкин С.Е. Эффективные методы оценки интеллектуального капитала // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9566 (дата обращения: 05.07.2013).
15. Инновационные подходы к развитию предприятий, отраслей, комплексов /Фадеева И.Г., Куликов А.В., Метелев И.С., Нужнова Ю.А., Фирсова С.Ю.: Монография в двух книгах -Одесса, 2015. Том Книга 1.
16. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью / А. Квашнин. - М.: ЦИПРАН, 2006. - 392 с.
17. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубенская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. - Москва, 2006.
18. Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Природа и основные направления минимизации коррупции //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 1 (63). С. 136-144.
19. Метелев С.Е. Менеджмент экономической безопасности - Омск, 2010.
20. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 69-76.
21. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент - Омск, 2011.
22. Метелев С.Е., Метелев А.Е. Теоретические основы инновационно-кластерного развития //Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 368-375.
23. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. - Омск, 2013.
24. Научные ответы на вызовы современности: экономика /Загорная Т.О., Елкина О.С., и др. -Одесса, 2016. Том Книга 2.
25. Новые подходы к развитию экономики и корректировки современных хозяйственных систем / Гагарина Г.Ю., Зульфугарзаде Т.Э., и др. - Тамбов, 2014. Сер. Выпуск 9 Университетские научные школы.
26. Окороков В. Р., Тимофеева А. А. Принципы и методы оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности в инновационной экономике / В. Р. Окороков, А. А. Тимофеева // Инновации. - 2011. - № 3 (149). - С. 51-55.
27. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12151067/
28. Федотов С. С. Вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности в России / С. С. Федотов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 4 (151). - С. 91100.