2 015' 0 6
ВЛАСТЬ
219
ФИЛИНА Елена Сергеевна — студентка кафедры прикладной политологии факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49; [email protected])
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (в исследованиях 90-х годов XX века)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы специального образования в современной России. Анализируются подходы к трансформации действующей системы образования, направленной на то, чтобы придать ей большую степень толерантности ко всем категориям обучающихся. Автор дает оценку социальной политики в области образования и исследует развитие института смешанного образования. Ключевые слова: дети-инвалиды, интегрированное образование, специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, институт смешанного образования
В современной России социокультурные условия и экономическая ситуация предполагают трансформацию государственной социальной политики в области образования, ориентируют ее на смягчение неравенства и повышение доступности форм образования для различных групп общества.
В современной России наблюдается ситуация, когда существует системный дисбаланс в развитии законодательной базы, определяющей права ребенка на образование и развитие. Кроме того, отмечается несоблюдение конституционных законов в части прав детей с ограниченными возможностями.
Актуальность проблемы можно определить усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями на совместное воспитание и обучение с остальными членами социума, а также пониманием эффективности индивидуального подхода не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам. Как показывает статистика, в России к 2015 г. насчитывается около 2 млн детей с ограниченными возможностями, что составляет 8% страновой детской популяции. Кроме того, наблюдается постоянное увеличение численности данной категории. Масштабность проблемы инвалидности указывает на необходимость принятия мер по созданию системы социальной защиты детей с ОВЗ.
Одним из решений данной проблемы может выступать интегрированное образование, т.е. совместное обучение детей с отклонениями с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, посредством создания специализированных условий. Некоторые социологические журналы, такие как «Специальное образование», «Дефектология», поднимали вопросы интегрированного образования, но там они были недостаточно полно рассмотрены [Брызгалова, Зак 2008].
По мнению ряда экспертов в области педагогики и образования, необходимо проводить анализ смешанного образования, учитывая всю специфику данного вопроса, что позволит найти пути и методы оптимизации и утверждения института смешанного образования [Голубев, Никифоров 2012: 374]. Реализация и осуществление на практике интегрированного образования выступает как альтернатива специальному обучению детей с ОВЗ и позволяет соблюдать права ребенка, такие как право на человеческое достоинство, равноправие и образование. Расширение доступности образования для детей подобных категорий приводит к увеличению возможностей для таких детей к всестороннему развитию.
Практика показывает, что дети, которые обучались и воспитывались вместе с детьми с ограниченными возможностями, больше склонны к толерантности, у них отсутствуют синдромы расизма и эгоизма. Также исследования показали, что здоровые дети принимают детей «особенных» лишь как людей, которые просто нуждаются в помощи, что, в свою очередь, способствует гуманизации отношений [Политова, Прилуцкий 2006]. В настоящее время большая часть школьников отно-
220
ВЛАСТЬ
2 01 5' 0 6
сится положительно к совместному обучению, они готовы принимать школьников-сверстников с отклонениями как равных. Несмотря на все это, интеграция детей с ОВЗ не имеет достаточно широкой практики и получила недостаточное распространение в образовательных учреждениях. Однако при этом можно говорить о том, что практика введения таких детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения проходит успешно [Зайцев 2011].
На сегодняшний день практика интегрированного обучения выдвигает ряд задач, которые уже декларированы, но до сих пор не имеют экономической, кадровой и т.д. поддержки. Таким образом, пока еще нельзя говорить о полном замещении специального образования интегрированным, т.к. еще не все дети по своему статусу и форме болезни могут быть включены в коллективы обычных детей. Несмотря на это, помещение ребенка в специализированное учреждение — это все же крайняя мера, которая, как показывает практика, не приводит к положительному результату. Необходимо разрабатывать специальные коррекционные программы для того, чтобы граница между общим и специальным образованием стала прозрачной, а общее образование в ближайшем будущем — интегрированным.
В настоящее время демократические права личности в сфере образования рассматриваются на различных уровнях социальной системы. Если рассматривать школу как отдельный социальный институт, то стоит сказать, что начальное и среднее образование делает упор лишь на знания, игнорируя при этом нужды ребенка. В современных условиях развития школьного образования, а именно классно-урочной системы, учителя делают основной упор лишь на одаренных и талантливых учащихся, способных пробиться дальше. Ученики, которые отстают в силу своих ограниченных возможностей, вынуждены оставаться без должного внимания. Образование становится культурной ценностью общества лишь тогда, когда будет участвовать в социальной интеграции индивида [Чигрина 2010].
Среднее образование делает упор лишь на знания, игнорируя нужды ребенка. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья учителя сталкиваются со многими трудностями, например, такими как повышенная межличностная конфликтность, неспособность детей усваивать материал в необходимом объеме, гиперистощаемость детей.
Сложившаяся ситуация создает необходимость трансформировать варианты модернизации системы специального образования, которая будет основана на трех принципах: интеграции, регионализации и нормализации.
Следует выделить наиболее важные причины необходимости модернизации системы российского образования:
— недостаточно высокая эффективность системы специального образования (в частности, недостаточный уровень подготовки выпускников к успешному включению в социальную жизнь);
— неполная реализация конституционных прав детей с ограниченными возможностями;
— непрерывный процесс интеграции и глобализации;
— некоторые изменения в общественном строе, трансформация социальных, экономических отношений.
До настоящего времени дифференцированное образование детей на основе уровня психофизического состояния служит фактором усиления социального неравенства, что полностью противоречит основам гражданского общества. Но в основе традиционной практики должен лежать не только уровень психофизического состояния детей, но и степень учительского внимания.
В настоящее время педагоги ставят перед собой задачу лишь транслировать учебный материал, и редко педагогической задачей является донесение знаний до ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Если педагог считает, что ребенок недостаточно быстро воспринимает учебную программу, неспособен вступать в контакт с остальными учениками, то его сразу стараются определить в специализированную школу.
Для того чтобы отправить ребенка в интернат, пользуются услугами специальных комиссий, которые, обладая определенной властью, отправляют детей в различ-
2 015' 0 6
ВЛАСТЬ
221
ные классы и школы выравнивания, где психологическое состояние ребенка сразу ухудшается. Существует множество коррекционных классов, школ-интернатов и специализированных учреждений, но, как показывает практика, ни одно из них не может успешно подготовить ребенка к полноценно адаптированному выходу во взрослую жизнь и включению в социум. Если рассматривать классы коррекци-онного образования в общеобразовательных школах, то можно констатировать, что они являются лишь имитацией интеграции. Это обусловлено тем, что в рамках российского образования дети (школьники, студенты), которые являются учениками данных классов, воспринимаются обществом как «глупые, неадекватные» и неспособные к развитию люди. Этот стереотип не способствует объединению и коммуникации таких детей как со своими сверстниками, так и с преподавателями.
В заключение следует отметить, что система специального образования функционирует неэффективно. По мнению ряда экспертов, большинство предметов, которые вводятся в специализированных учебных заведениях, вообще неконкурентоспособны на рынке труда, что значительно затрудняет дальнейший социальный лифт и осложняет жизнь в социуме детям с ограниченными возможностями.
Список литературы
Брызгалова С.О., Зак Г.Г. 2008. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями. — Специальное образование. № 3. С. 14-20.
Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. 2012. Смешанное обучение в условиях цифровой школы. — Современные проблемы науки и образования. № 6.
Зайцев Д.В. 2011. Социальные проблемы образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями. — Вестник Саратовского государственного технического университета. Т. 4. № 2. С. 320-322.
Политова Ю.М., Прилуцкий Н.И. 2006. Нравственные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. — Гаудеамус. Т. 2. № 10. С. 40-47.
Чигрина А.Я. 2010. Инклюзивное образование детей-инвалидов: отношение общества и практика распространения. — Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Сер. Социальные науки. № 1. С. 56-62.
FILINA Elena, student of the Chair of Applied Political Science, Depatrment of Sociology and Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; helenkatort@ gmail.com)
PROBLEMS OF INTEGRATED EDUCATION IN MODERN RUSSIA (according to studies of 1990s)
Abstract. The article discusses the problems of special education in modern Russia. The approaches to the transformation of the current system of education to give it a greater degree of tolerance for all categories of students are analyzed. The author assesses the social policy in the education field and explores the development of the institution of mixed education. Keywords: disabled children, integrated education, special education, institute of mixed education