Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС ВУЗА МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ МВД РОССИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович, Горбачев Владимир Викторович

Современный образовательный процесс, осуществляемый в образовательных организациях на территории Российской Федерации, представляет собой непрерывную целенаправленную деятельность уполномоченных субъектов по воспитанию и обучению лиц, получающих образование. Как и всякий процесс, заведомо предполагающий развитие и совершенствование всех участвующих в нем субъектов, непрерывное образование невозможно без постоянного интегрирования в него инновационных технологий и методик, определяющих его актуальность и эффективность. К их числу надлежит отнести цифровые и гуманитарные технологии, активно внедряемые в воспитательную и обучающую деятельность современных образовательных организаций высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Исследование посвящено анализу результатов внедрения цифровых и гуманитарных технологий в процесс образовательных организаций высшего образования, выявленных при этом проблем и путей их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович, Горбачев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATING DIGITAL AND HUMANITARIAN TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The modern educational process carried out in educational organizations on the territory of the Russian Federation is a continuous purposeful activity of authorized entities for the education and training of persons receiving education. Like any process that obviously involves the development and improvement of all subjects involved in it, continuous education is impossible without the constant integration of innovative technologies and techniques into it that determine its relevance and effectiveness. These include digital and humanitarian technologies that are being actively introduced into the educational and training activities of modern educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The research is devoted to the analysis of the results of the introduction of digital and humanitarian technologies into the educational process of educational institutions of higher education, the identified problems and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС ВУЗА МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 343.97

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-186-193

Проблемы интегрирования цифровых и гуманитарных технологий в воспитательно-обучающий процесс вуза МВД России

Супрунов Александр Германович1, Васильев Вячеслав Вениаминович2, Горбачев Владимир Викторович3

1 2 3Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия 2Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород, Россия 1suprunov1@mail.ru 2vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru 3gvv021277@mail.ru

Аннотация. Современный образовательный процесс, осуществляемый в образовательных организациях на территории Российской Федерации, представляет собой непрерывную целенаправленную деятельность уполномоченных субъектов по воспитанию и обучению лиц, получающих образование. Как и всякий процесс, заведомо предполагающий развитие и совершенствование всех участвующих в нем субъектов, непрерывное образование невозможно без постоянного интегрирования в него инновационных технологий и методик, определяющих его актуальность и эффективность. К их числу надлежит отнести цифровые и гуманитарные технологии, активно внедряемые в воспитательную и обучающую деятельность современных образовательных организаций высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Исследование посвящено анализу результатов внедрения цифровых и гуманитарных технологий в процесс образовательных организаций высшего образования, выявленных при этом проблем и путей их разрешения.

Ключевые слова: интеграция, педагогические технологии, цифровые технологии, образовательный процесс, вуз МВД России, обучающиеся

Для цитирования: Супрунов А. Г., Васильев В. В., Горбачев В. В. Проблемы интегрирования цифровых и гуманитарных технологий в воспитательно-обучающий процесс вуза МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 4 (60). С. 186—193. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-186-193.

Original article

Problems of integrating digital and humanitarian technologies into the educational and training process of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Alexander G. Suprunov1, Vyacheslav V. Vasiliev2, Vladimir V. Gorbachev3

1 2 3Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation

linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

1suprunov1@mail.ru

2vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

3gvv021277@mail.ru

Abstract. The modern educational process carried out in educational organizations on the territory of the Russian Federation is a continuous purposeful activity of authorized entities for the education and training of persons receiving education. Like any process that obviously involves the development and

© Супрунов А. Г., Васильев В. В., Горбачев В. В., 2022

improvement of all subjects involved in it, continuous education is impossible without the constant integration of innovative technologies and techniques into it that determine its relevance and effectiveness. These include digital and humanitarian technologies that are being actively introduced into the educational and training activities of modern educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

The research is devoted to the analysis of the results of the introduction of digital and humanitarian technologies into the educational process of educational institutions of higher education, the identified problems and ways to solve them.

Keywords: integration, pedagogical technologies, digital technologies, educational process, University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, students

For citation: Suprunov A. G., Vasiliev V. V., Gorbachev V. V. Problems of integrating digital and humanitarian technologies into the educational and training process of the University of the Ministry of InternalAffairs of Russia. Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 4 (60), pp. 186—193. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-186-193.

Условия реализации образовательного процесса в период ограничений и запретов, обусловленных пандемией коронавирусной инфекции, потребовали от образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, их педагогических работников максимально оптимизировать интеграцию как общегуманитарных, так и цифровых технологий в воспитательно-обучающую деятельность. В данном исследовании мы предполагаем подвергнуть анализу отдельные педагогические аспекты такой интеграционной деятельности, выявить и обосновать ее положительные и негативные стороны.

Учитывая многовидовой и многоуровневый характер российского образования, считаем необходимым обратить внимание на педагогические особенности внедрения цифровых и гуманитарных технологий в систему высшего образования, реализуемого образовательными организациями высшего образования вообще и вузами системы МВД в частности.

Прежде всего, отметим, что понятие «технология» имеет иностранное происхождение. Оно является производным от древнегреческого «т^п» — мастерство и «Л6Yog» — смысл. По мнению составителей тематического словаря философии науки и техники, под технологией необходимо понимать систематизированное единство средств и методов, задействуемых субъектом деятельности для получения желаемого им результата [1]. Как отмечают авторы-составители одного из известнейших англоязычных энциклопедий — Британники, в широком понимании термин «технология» может толковаться как использование для решения различных практикоориентированных задач научных познаний в определенной научной сфере [2]. В более узком понимании технология предстает определенного рода методом трансформации

информационных данных в процессе их творческой переработки, получения нового продукта, проведения различных видов контроля качества, а также администрирования [3].

Введение термина «технология» в научный оборот и в учебный процесс высшей школы был осуществлен Й. Бекманом в середине второй половины восемнадцатого века в университете г. Геттен. Именно так он озаглавил свой авторский курс [4].

С точки зрения М. Гиберт, несмотря на то, что история технологии имеет долгую историю, термин «технология» достаточно нов и многогранен. Его полнообъемная трактовка постоянно видоизменяется вследствие перманентного совершенствования и расширения его смысла. Технологии с развитием общества проникают в те области, которые либо ранее для них были закрыты, либо вовсе не существовали, как например цифровые технологии [5].

Приступая к непосредственному рассмотрению проблем и особенностей интеграции технологий цифрового характера в образовательный процесс правоохранительной (системы МВД России) высшей школы, следует указать, что условия жестких ограничений, внесенных в воспитательно-обучающий процесс вузов руководством страны и субъектов Российской Федерации, имеющих под собой санитарно-эпидемиологическую природу, поставили образовательные организации высшего образования в крайне жесткие рамки. До введения пандемийных ограничений вузы использовали дистанционные образовательные модели и технологии как одну из возможных составляющих образовательного процесса. Резкий рост числа заболевших повлек за собой императивный перевод всего воспитательно-обучающего процесса в удаленный формат, возможный лишь с полноформатным задействованием «цифровых», — компьютерных

технологий. Проанализируем данный процесс «цифровизации образования» с педагогической точки зрения.

По мнению Н. П. Гончарук, Е. И. Хромовой, осуществляемый в настоящее время процесс имплементации цифровых технологий в образовательную деятельность вузов представляет собой одно из обязательных условий, от успешности реализации которого напрямую зависит модернизация системы образовательных организаций высшего образования и их соответствие вызовам нового дня [6].

Рассуждая о роли педагогического работника в процессе внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза, Н. Ш. Козлова высказывает суждение о коренном изменении «предназначения» преподавателя. В условиях цифровой среды процесса воспитательно-обучающей деятельности педагогический работник, по ее мнению, из обладателя информации и транслятора на обучающихся имеющихся у него и вуза набора знаний, умений и навыков претерпевает трансформацию в определенного рода «штурмана». В качестве основной задачи такого «штурмана» Н. Ш. Козлова определяет помощь обучающемуся лицу в получении умений и навыков автономного ориентирования в банках информационных данных, расположенных, прежде всего, на цифровых носителях и в «облачных» хранилищах [7].

По результатам проведенного исследования прикладных вопросов задействования цифровых технологий в воспитательно-обучающем процессе образовательных организаций высшего образования И. В. Карабельская приходит к умозаключению, что реализация образовательной деятельности с активным в нее внедрением электронных образовательных технологий дает образовательной организации и ее педагогическим работникам реальную возможность максимально эффективно выстроить темп подачи обучающимся информации и восприятия ими учебного материала. Кроме того, исследователь обосновывает способность цифровых технологий, имплементируемых в образовательный процесс вуза, значительно улучшить мотивационную составляющую обучающей деятельности [8].

С учетом всех существующих мнений и концепций внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями, мы полагаем, что имевшие место до начала пандемийных ограничений, введенных в 2020 году, дискуссии о возможности, равно как и о необходимости

такой интеграции, утратили свою актуальность. Вместо постепенного внедрения таких технологий образовательные организации и педагогическое сообщество были императивными указаниями поставлены перед необходимостью использования их в качестве единственно возможных и допустимых.

Полнообъемное внедрение дистанционного образования, реализуемого на базе цифровых технологий, выявило ряд проблем не только материально-технического, но и педагогического характера.

Прежде всего, образовательные организации высшего образования столкнулись с отсутствием действенного отечественного «программного продукта», позволяющего ре-ализовывать дистанционное обучение без использования зарубежных цифровых технологий. Иностранные, прежде всего разработанные в США, цифровые платформы, используемые для организации «удаленного обучения», в рамках пользовательского соглашения априори оговаривают возможность фиксации и передачи информационных данных в штаб-квартиры разработчиков «цифровых продуктов». Речь идет как о компьютерных операционных системах, так и программах видео-конференц-связи (имеются в виду программы типа Zoom, Microsoft Teams и пр.).

Преподавание дисциплин гуманитарного блока, не содержащих сведений, ограниченных в доступе, и сведений, не содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, с использованием таких технологий мы полагаем допустимым лишь для отдельных категорий гражданских вузов. Однако учебный материал, несущий в себе информацию, ограниченную в распространении, в системе дистанционного обучения на базе «открытого» иностранного, равно как и отечественного программного продукта преподаваться в образовательной организации МВД России не может и не должен. Еще одну проблемную особенность использования иностранных цифровых технологий в образовательном процессе вузов мы видим в том, что компании-разработчики «программного продукта» находятся под юрисдикцией своих государств. В связи с этим они вынуждены соблюдать санкционные ограничения, вводимые руководством данных государств. Более того, современная политика IT-компаний, позволяющих себе руководствоваться внутренними корпоративными нормами, разрывать или приостанавливать действующие контракты, прекращать деятельность распространяемых

бесплатно интернет-продуктов и прочее, ставит под угрозу безопасность и стабильность дистанционного обучения на базе цифровых технологий. В ходе своей встречи с главой Министерства просвещения Российской Федерации Президент России В. Путин указал на необходимость скорейшего внедрения в образовательный процесс полностью отечественных цифровых образовательных технологий и «программных продуктов» [9].

Следующей проблемой интеграции цифровых технологий в образовательный процесс является фактическая невозможность проведения занятий, предполагающих наработку и совершенствование навыков практической деятельности. Это касается не только медицинской сферы (полагаем затруднительным формирование у будущего врача навыка введения интракардиальной инъекции), но и иных областей практического применения знаний, получаемых в вузе (в частности, навыков ведения огня из огнестрельного оружия, применения боевых приемов борьбы, приобретаемых в вузе МВД России).

При всех возможных проблемах имплемен-тации цифровых технологий в образовательный процессе вузов нельзя не отметить ее несомненный положительный эффект:

— только с использованием данных технологий в жестких условиях изоляции и самоизоляции граждан может осуществляться дистанционная модель образовательной деятельности;

— цифровые технологии позволяют на качественно новый уровень вывести обучающие возможности различного рода симуляторов и полигонных комплексов, конструирующих ситуационные модели, максимально приближенные к штатным и нештатным ситуациям профессиональной деятельности выпускника вуза МВД России;

— цифровые технологии дистанционного получения знаний позволяют лицам, обучающимся в удаленных от вузов Москвы и Санкт-Петербурга образовательных организациях высшего образования, виртуально присутствовать на занятиях ведущих педагогических работников отечественной высшей школы;

— именно цифровые технологии, электронные базы научных и энциклопедических знаний, «облачные» хранилища информационных данных дают возможность обучающимся незамедлительно получать учебные, методические и иные электронные данные, необходимые как при первоначальном приобретении высшего образования, так и в ходе получения

дополнительного профессионального образования. Таким образом, как отмечает Е. А. Вызу-лин, вуз в полном объеме реализует концепцию непрерывного образования [10], идея которого обусловлена действующим Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации;

— применение цифровых технологий в рамках моделей дистанционного или смешанного очно-дистанционного дополнительного профессионального образования позволяет педагогическому работнику в режиме реального времени получать информацию об объеме и качестве освоения обучающимся учебного материала, времени, затраченном им на самостоятельное изучение материала. Кроме того, «цифровая оболочка» не позволит обучающемуся перейти к изучению следующей темы или раздела учебного материала, пока им не будет успешно пройден промежуточный контроль по изученному ранее материалу.

Наряду с цифровыми технологиями в современный образовательный процесс высшего образования активно внедряются и технологии гуманитарного характера.

Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к исследованию вопросов внедрения гуманитарных технологий в образовательный процесс, можно назвать С. А. Крупник, которая в своей энциклопедической статье дает свое видение природы гуманитарной технологии в сфере образования. В качестве нее она понимает метод, задействуя который возможно осуществить единовременную организацию составных частей образования, их систематизацию и пространственно-временную упорядоченность [11].

Говоря о педагогических составляющих возможности и необходимости постоянного внедрения в образовательный процесс технологических инноваций гуманитарного характера, необходимо, прежде всего, определить, что именно в настоящее время понимается под такими технологиями. По мнению профессора В. П. Соломина, в качестве педагогических технологий надлежит рассматривать инновации, внедряемые в процесс образования. Целью инновационных образовательных процессов В. П. Соломин закрепляет «использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе» [12].

Преломляя проблематику природы гуманитарных технологий применительно к прикладным вопросам подготовки образовательными организациями «современного специалиста»,

Л. Н. Беляева под такими технологиями понимает систематизированное единство средств и методов, которые задействуются исследователями, представляющими гуманитарный профиль научных технологий. К числу таких гуманитарных технологий указанный автор относит совокупность методов, направленных на непосредственное формирование знаний у обучающихся в ходе воспитательно-обучающей деятельности, а также комплекс способов, используемых педагогическим работником в процессе формирования у лиц, проходящих обучение, различного рода компетенций, включая профессиональные [13].

А. Е. Митин и С. О. Филиппова указывают, что первоначально гуманитарные технологии создавались не для образовательной, а для политической деятельности. С постепенным усилением в образовательной деятельности личностно-ориентированного подхода к процессам воспитания и обучения гуманитарные технологии были восприняты в образовательной сфере [14]. В результате исследования процесса трансформации гуманитарных технологий из инструмента политической сферы в систему методов, применяемых в образовательной деятельности, авторы формулируют собственную трактовку понятия гуманитарных технологий в образовательном процессе, под которыми авторы понимают определенного рода алгоритм действий, предпринимаемых педагогическим работником для разрешения той или иной ситуации, возникающей в процессе обучения. Данная последовательность действий преследует цель достижения максимальной эффективности совместной воспитательно-обучающей деятельности педагога и обучающегося и решения предполагаемых педагогических задач [14].

Следует отметить, что нами приведен далеко не полный перечень российских авторов, исследовавших проблематику возможности и рациональности использования гуманитарных технологий в процессе воспитательно-обучающей деятельности, осуществляемой образовательными организациями высшего образования. В этой связи можно отметить значительное количество публикаций по данной тематике, авторами которых являются педагогические работники Санкт-Петербургского государственного педагогического университета [15—17]. Ряд авторов, увидев в термине «гуманитарные технологии» своеобразный модный научный тренд, в своих трудах уделяли основную смысловую нагрузку буквальному прочтению понятия «гуманитарный» (человеческий). На эту проблему

указали А. Е. Митин, С. О. Филиппова и Е. А. Ми-тин, обосновав некорректность столь расширительного понимания гуманитарных технологий как методов, осуществляющих воздействие на все сферы деятельности, имеющие отношение к человеку [18]. С их научной позицией сложно не согласиться. Представляется близкой позиция С. А. Гончарова, который по результатам анализа применения гуманитарных технологий в образовательной сфере приходит к выводу, что педагог, задействующий такие технологии, должен рассматривать обучающегося «как ценностное сознание, которое формируется в системе многомерных коммуникаций с постоянно изменяющейся жизненной средой» [19].

К числу гуманитарных технологий, активно интегрируемых в настоящее время в образовательный процесс не только в высших учебных заведениях, но и образовательных организациях, осуществляющих реализацию образовательных программ среднего образования, мы должны отнести инклюзивное образование. Суть его гуманитарной составляющей образуется в осуществлении минимум двух гуманитарно-социологических направлений:

— социализация лиц с ограниченными физическими возможностями через вовлечение их в образовательный процесс вместе со своими «ординарными» сверстниками;

— практическое привитие обучающимся навыков толерантного отношения к лицам с ограниченными физическими возможностями и формирование у них расширенных границ понимания социального единства.

При всех несомненных положительных гуманитарно-социальных составляющих внедрения данной гуманитарной технологии в образовательный процесс, с точки зрения педагогических работников, эффективность ее повсеместной реализации вызывает ряд проблемных замечаний и вопросов:

— фактическая невозможность ее полноценного задействования в образовательных организациях МВД России в силу повышенных требований к состоянию здоровья и физическим данным сотрудника органов внутренних дел;

— материально-техническая проблема: необходимым оборудованием и инфраструктурой, обеспечивающими все потребности в мобильности лиц с ограниченными физическими возможностям, оборудована лишь малая часть (в основном — построенные в последние 3—5 лет) зданий, в которых располагаются вузы,

— территориальная проблема. Воспитательно-обучающий процесс в образовательных

организациях высшего образования (особенно в крупных университетах с большим количеством факультетов и кафедр) априори предполагает перемещение обучающихся между различными учебными зданиями даже в пределах территории вуза. Достаточно часто учебные корпуса и иные помещения, используемые в образовательном процессе, располагаются на достаточном удалении друг от друга, что сильно затрудняет процесс обучения маломобильных граждан.

Современные гуманитарные технологии, внедряемые в образовательный процесс, нацелены на максимальное гендерное и физическое равенство обучающихся в них лиц. В образовательных организациях высшего образования МВД России, равно как и иных военизированных федеральных органов исполнительной власти, мы наблюдаем неуклонное увеличение числа обучающихся лиц женского пола. Признавая это как данность и учитывая положения Конституции Российской Федерации о невозможности на территории России любых проявлений дискриминации по половому признаку, мы полагаем необходимым отметить, что в действующем классификаторе профессий Российской Федерации существует определенный перечень профессий, работать по которым (а соответственно и проходить такого рода обучение, дополнительное профессиональное образование) могут лишь лица мужского пола. Более того, как мы отмечали, в вузах МВД России предъявляются повышенные требования к здоровью и уровню физической подготовки кандидатов на получение образования. Данные ограничения и требования не только не ограничивают конституционные права и свободы, в том числе и на получение образования, но выполняют свою социальную функцию, исключая работу женщин на наиболее сложных и опасных видах профессиональной деятельности, обеспечивая защиту населения от исполнения профессиональных обязанностей по защите государства лицами, неспособными к тому по своим индивидуальным психофизическим особенностям.

Еще одной разновидностью гуманитарных технологий, внедренных и успешно применяемых в образовательных организациях высшего образования, выступает выборность руководителя (ректора) образовательной организации и конкурсное замещение должностей педагогических работников от доцента кафедры до заведующего (начальника) кафедрой. Успешность данной технологии подтверждается тем фактом, что и в образовательных организациях

высшего образования МВД России, в которых в силу их специфичности и ведомственной принадлежности выборы руководителя (начальника) образовательной организации невозможны, конкурсное назначение педагогических работников на должности внедрено и осуществляется.

Подвергнув анализу понятие и содержание технологии, такие специфические формы ее реализации, как цифровые технологии и гуманитарные технологии, мы полагаем возможным обозначить основные, на наш взгляд, пути интеграции данных технологий в воспитательно-обучающую деятельность образовательных организаций высшего образования.

Оценивая результаты фактически стопроцентного внедрения дистанционной модели образования, реализуемой на базе цифровых технологий, мы констатируем, что такой, обусловленный объективными обстоятельствами, революционный подход к образовательной деятельности выявил ряд проблем не только педагогического, организационного, методического, а также материально-технического характера.

Внедряемые в воспитательно-обучающий процесс, реализуемый образовательными организациями высшего образования, иностранные цифровые технологии в определенной мере создают угрозу полноценному образовательному процессу в связи с возможностью их правообладателей в одностороннем порядке запретить их использование. Перед нашим государством стоит злободневная задача создания качественных отечественных цифровых технологий образовательной деятельности.

Перед российской высшей школой стоит чрезвычайно важная задача полноценного обеспечения реализации инклюзивного образования, как одной из гуманитарных технологий.

Отмечая несомненный положительный эффект от внедрения гуманитарных технологий в образовательный процесс, приходится признать, что, с точки зрения педагогических работников, практическая отдача от их повсеместной реализации без должного материального обеспечения вызывает ряд проблем применитель-ного характера. Ряд гуманитарных технологий в вузах МВД России, в силу их специфики, являются в принципе неприменимыми.

Список источников

1. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник: учебное пособие для студентов всех специальностей. М.: МИИТ, 2009. 424 с.

2. Encyclopedia Britannica. Technology. URL: https://www.britannica.com/technology/technology (дата обращения: 14.08.2022).

3. Glossary. Технология. URL: http://www.glossary. ru/cgi-bin/g l_find.cgi?ph=%F2%E5%F5%ED%EE%EB %EE%E3%E8%FF&action.x=0&action.y=0 (дата обращения: 14.08.2022).

4. Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions. Historiy of technology. 1984. Vol. 1. Pp. 113—156.

5. Gibert M. G. The Meaning of Technology. Selected Readings from American Sources. Universitat Politecnica de Catalunya. Iniciativa Digital Politecnica, 2004.

6. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4 (129). С. 32—37.

7. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1 (40). С. 83—91.

8. Карабельская И. В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017. № 1 (19). С. 127—131.

9. Путин В. В. Встреча с Министром просвещения С. Кравцовым. Обсуждались вопросы применения в российских школах дистанционного формата обучения. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/64884 (дата обращения: 14.08.2022).

10. Вызулин Е. А. Супрунов А. Г., Васильев В. В. Дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях МВД России в контексте непрерывного образования: актуальные вопросы организации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 1 (40). С. 130—132.

11. Крупник С. А. Гуманитарные технологии. Социология: Энциклопедия. М.: Книжный Дом. 2003. 1311 с.

12. Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник томского педагогического университета. 2011. № 4 (106). С. 124—127.

13. Беляева Л. Н. Гуманитарные технологии vs гуманитарные науки в аспекте подготовки современного специалиста // Вестник Герценовского университета. 2008. № 1 (51). С. 3—8.

14. Митин А. Е., Филиппова С. О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 256—262.

15. Бордовский Г. А. Гуманитарный технолог: от идеи к воплощению // Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. С. 3—5.

16. Васильева А. А. Традиции академического художественного образования и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 1 (55). С. 13—21.

17. Никифорова Л. В. Гуманитарные технологии в системе понятий инновационной образовательной программы // Вестник Герценовского университета. 2008. № 11 (61). С. 17—24.

18. Митин А. Е., Филиппова С. О., Митин Е. А. Основные положения построения гуманитарных технологий в образовании // Вестник Балтийской педагогической академии. 2009. Вып. 83. С. 29—40.

19. Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестник Герценовского университета. 2008. № 5 (55). С. 9—15.

References

1. Nekrasova N. A., Nekrasov S. I. Philosophy of Science and Technology: a thematic dictionary-reference: a textbook for students of all specialties. Moscow: MIIT Publ., 2009. 424 p. (In Russ.)

2. Encyclopedia Britannica. Technology. URL: https://www.britannica.com/technology/technology (accessed 14.08.2022). (In Russ.)

3. Glossary. Technology. URL: http://www.glossary. ru/cgi-bin/g l_find.cgi?ph=%F2%E5%F5%ED%EE%EB %EE%E3%E8%FF&action.x=0&action.y=0 (accessed 14.08.2022). (In Russ.)

4. Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions. Historiy of technology, 1984, vol. 1, pp. 113—156.

5. Gibert M. G. The Meaning of Technology. Selected Readings from American Sources. Universitat Politecnica de Catalunya. Iniciativa Digital Politecnica, 2004.

6. Goncharuk N. P., Khromova E. I. Integration of pedagogical and information technologies in the educational process. Kazan Pedagogical Journal, 2018, no. 4 (129), pp. 32—37. (In Russ.)

7. Kozlova N. S. Digital technologies in education. Bulletin of the Maikop State Technological University, 2019, no. 1 (40), pp. 83—91. (In Russ.)

8. Karabelskaya I. V. The use of digital technologies in the educational process of higher education. USNTU Bulletin. Science, education, economics. series: economics, 2017, no. 1 (19), pp. 127—131. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Putin V. V. Meeting with Minister of Education S. Kravtsov. The issues of using the distance learning format in Russian schools were discussed. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64884 (accessed 14.08.2022). (In Russ.)

10. Vyzulin E. A. Suprunov A. G., Vasiliev V. V. Additional professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of continuing education: topical issues of organization. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 1 (40), pp. 130— 132. (In Russ.)

11. Krupnik S. A. Humanitarian technologies. Sociology: Encyclopedia. Moscow: Book House Publ., 2003. 1311 p. (In Russ.)

12. Solomin V. P. Humanitarian technologies as innovation in education. Bulletin of Tomsk Pedagogical University, 2011, no. 4 (106), pp. 124—127. (In Russ.)

13. Belyaeva L. N. Humanitarian technologies vs humanities in the aspect of training a modern specialist. Bulletin of the Herzen University, 2008, no. 1 (51), pp. 3—8. (In Russ.)

14. Mitin A. E., Filippova S. O. Humanitarian technologies: substantiation of the main provisions of application in education. Knowledge. Understanding. Ability, 2013, no. 3, pp. 256—262. (In Russ.)

15. Bordovsky G. A. Humanitarian technologist: from idea to embodiment. Bulletin of the Herzen University, 2007, no. 10, pp. 3—5. (In Russ.)

16. Vasilyeva A. A. Traditions of academic art education and humanitarian technologies. Bulletin of the Herzen University, 2008, no. 1 (55), pp. 13—21. (In Russ.)

17. Nikiforova L. V. Humanitarian technologies in the system of concepts of an innovative educational program. Herzen University Bulletin, 2008, no. 11 (61), pp. 17—24. (In Russ.)

18. Mitin A. E., Filippova S. O., Mitin E. A. The main provisions of the construction of humanitarian technologies in education. Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, 2009, vol. 83, pp. 29—40. (In Russ.)

19. Goncharov S. A. Humanitarian technologies in education and social sphere. Bulletin of the Herzen University, 2008, no. 5 (55), pp. 9—15. (In Russ.)

Информация об авторах

A. Г. Супрунов — кандидат юридических наук;

B. В. Васильев — кандидат юридических наук, доцент; В. В. Горбачев — кандидат педагогических наук.

Information about the authors

A. G. Suprunov — Candidate of Sciences (Law);

V. V. Vasiliev — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor;

V. V. Gorbachev — Candidate of Sciences (Pedagogy).

Статья поступила в редакцию 01.10.2022; одобрена после рецензирования 15.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 01.10.2022; approved after reviewing 15.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.