Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ "ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ" СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ "ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ" СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашевский Станислав Леонидович, Капитанова Надежда Валентиновна

В статье актуализирована проблема цифрового образования при подготовке специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности. В работе определены особенности цифровизации современного профессионального образования. Представлен анализ использования цифровых технологий в деятельности специализированных образовательных организаций МВД России. Определены положительные и отрицательные стороны образовательного процесса с использованием цифровых новаций, возможности освоения обучающимися специальных знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной практической деятельности по защите экономических интересов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашевский Станислав Леонидович, Капитанова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF “DIGITAL EDUCATION” OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF ECONOMIC SECURITY

The article actualizes the problem of digital education in the training of specialists in the field of economic security. The paper defines the features of digitalization of modern vocational education. The analysis of the use of digital technologies in the activities of specialized educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented. The positive and negative sides of the educational process with the use of digital innovations, the possibility of mastering by students of special knowledge and skills necessary for the implementation of successful practical activities to protect the economic interests of our country are identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ "ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ" СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научная статья

УДК 378.016

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-194-198

Особенности «цифрового образования» специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности

Ивашевский Станислав Леонидович1, Капитанова Надежда Валентиновна2'3

1 2Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия

3Нижегородский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижний Новгород, Россия

1dr.isl@yandex.ru

2900nnovgorod@mail.ru

Аннотация. В статье актуализирована проблема цифрового образования при подготовке специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности. В работе определены особенности цифровизации современного профессионального образования. Представлен анализ использования цифровых технологий в деятельности специализированных образовательных организаций МВД России. Определены положительные и отрицательные стороны образовательного процесса с использованием цифровых новаций, возможности освоения обучающимися специальных знаний и навыков, необходимых для осуществления успешной практической деятельности по защите экономических интересов нашей страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, подготовка специалистов, цифровизация, цифровое образование, цифровые технологии, дистанционное обучение, высшее учебное заведение МВД России

Для цитирования: Ивашевский С. Л., Капитанова Н. В. Особенности «цифрового образования» специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России 2022. № 4 (60). С. 194—198. https://doi. org/10.36511/2078-5356-2022-4-194-198.

Original article

Features of "digital education" of specialists in the field of economic security

2,3

Stanislav L. Ivashevsky1, Nadezhda V. Kapitanova

1 2Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia 3Nizhny Novgorod Institute of Management — branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia 1dr.isl@yandex.ru 2900nnovgorod@mail.ru

Abstract. The article actualizes the problem of digital education in the training of specialists in the field of economic security. The paper defines the features of digitalization of modern vocational education. The analysis of the use of digital technologies in the activities of specialized educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is presented. The positive and negative sides of the educational process with the use of digital innovations, the possibility of mastering by students of special knowledge and skills necessary for the implementation of successful practical activities to protect the economic interests of our country are identified.

Keywords: economic security, training of specialists, digitalization, digital education, digital technologies, distance learning, higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia

© Ивашевский С. Л., Капитанова Н. В., 2022

For citation: Ivashevsky S. L., Kapitanova N. V. Features of "Digital education" of specialists in the field of economic security. Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 4 (60), pp. 194—198. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-4-194-198.

Развитие в российском обществе процессов, связанных с построением «цифровой экономики», создает условия для формирования новых вызовов правоохранительной системе нашей страны. Стремительная цифровизация многих сфер экономической жизни при общей неподготовленности общества к осознанному и квалифицированному функционированию в обновляющихся реалиях привела к росту цифровой преступности. В таких условиях проблема совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности приобрела особенное значение. Стоит признать, что вопросы масштабного внедрения цифровых технологий в процесс высшего образования и формирования с их помощью у обучающихся цифровых компетенций стоят уже давно. При этом, на наш взгляд, качественных изменений, связанных с переходом к цифровому образованию, как совокупности обучающих и воспитывающих процессов, целенаправленно подготавливающих к активному функционированию в цифровом мире, не происходит.

Современные научные дискуссии преимущественно сконцентрированы вокруг проблемы оценки цифровизации отечественной образовательной среды. Среди мнений специалистов можно выделить как те, в которых отстаивается позиция признания в целом позитивного значения цифровых новаций, утверждается важность и необходимость широкого использования 1Т-технологий в образовательном процессе, так и те, что сводятся к утверждению преобладания в цифровизации проблемных аспектов, потенциально разрушающих традиционные устои российского образования. Нежизнеспособность цифрового образования часто обусловливают отсутствием в нем возможности непосредственного живого общения преподавателя со студентами, замещением традиционных каналов и способов трансляции учащимся норм и ценностей профессиональной культуры, отсутствием возможности внутригруппового общения студентов [1]. Признавая необходимость формирования аргументированной оценки цифровизации, включая выявление ее проблем и недостатков, все же необходимо признать, что она уже вошла в нашу жизнь, отменить ее невозможно. Образование, ориентированное на приоритеты цифровой

экономики, не может оставаться «бесцифровым». Но вот каким оно должно стать, вопрос, слабо проработанный современной наукой.

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации образовательного процесса, специализирующейся в данном направлении образовательной организации — Нижегородской академии МВД России.

Очевидно, что катализатором цифровых преобразований в образовательных организациях стала ситуация, сложившаяся в начале 2020 года в связи с пандемией COVID-19. Все образовательные организации вынуждены были прибегнуть к дистанционному обучению с активным использованием цифровых технологий. Анализ этого этапа жизни отечественного образования демонстрирует сущностные аспекты развернувшейся цифровизации, обнажая ее преимущества и недостатки. Переходя в новый режим работы, мало кто из сотрудников профессорско-преподавательского состава или же курсантов Нижегородской академии МВД России имел возможность предположить, что будет представлять из себя образовательный процесс в специализированной образовательной организации, имеющей практическую направленность, никто не знал ни о многих грядущих проблемах, ни о преимуществах работы в информационной среде. Однако, пройдя через этот лабиринт дистанционного обучения, на сегодняшний день мы можем делать выводы о перспективах.

Рассмотрение преимуществ и недостатков дистанционного формата обучения в образовательной организации системы МВД следует начать с особенностей организации занятий лекционного типа, которые проходили посредством использования различных интернет-платформ, позволяющих проводить удаленные групповые конференции. Типично это выглядело следующим образом: преподаватель создавал конференцию по соответствующей плану теме, курсанты подключались к назначенному времени проведения занятия, и начиналась лекция с использованием освоенных педагогом возможностей цифрового ресурса.

Первой ощутимой особенностью такого формата проведения лекций стало повышение

уровня мобильности всех участников образовательного процесса. Преподаватели и обучающиеся получили возможность без каких-либо затруднений включаться в ход занятия вне зависимости от места нахождения. Это резкое отличие от привычной аудиторной формы организации занятий получило преимущественно положительные оценки, как в большей нежели ранее степени соответствующее интересам личности, получающей возможность использовать свое время более рационально [2]. То время, которое было бы затрачено участниками образовательного процесса, например, на дорогу до образовательного учреждения и обратно, теперь можно было реализовывать более эффективно — занимаясь спортом, наукой, самоподготовкой по учебным предметам и т. д.

Еще одной особенностью и преимуществом проведения лекций в онлайн-режиме стала активизация цифрового посредничества — использования преподавателями наглядных материалов в виде презентаций или видео. Если же до этого при очном обучении зачастую преподаватели пренебрегали иллюстрационными материалами, полагаясь на собственное ораторское искусство и достаточность аудиальной информации, то теперь, для полноты передаваемых знаний обучающие стали чаще прибегать к визуализации учебного материала. При цифровом посредничестве обучаемые получили большую степень свободы, что, к примеру, позволило в процессе презентационных мероприятий обмениваться ролями с другими обучающимися и с преподавателем.

С другой стороны, дистанционное образование сразу вскрыло проблему нехватки технических средств, обеспечивающих доступ преподавателей и обучающихся к совместной деятельности в интернет-пространстве. Если ранее доступ к техническим средствам обучения был полностью обеспечен информационно-технической инфраструктурой образовательной организации, то теперь это оказалось самой настоящей трудностью для целого ряда курсантов и преподавателей. В дополнение к названной проблеме следует сказать и о том, что для многих обучающихся, которые покинули место дислокации учебного заведения и проводили карантин в стенах родного дома, проблемой стало отсутствие надлежащего качества интернет-связи. С неполадками сети в основном столкнулись жители «глубинок», где традиционно качество связи имеет менее устойчивый характер. Лекции, проходящие в формате видеоконференций, часто «зависали», а иногда и вовсе

не было возможности их прослушивания. Опыт дистанта дал понять, что цифровое образование доступно не в равной степени всем обучающимся, находящимся в разных уголках страны, а лишь тем, кто имеет достойное техническое оснащение и устойчивую интернет-связь.

Специфичной проблемой именно для вуза системы МВД, стала проблема преподавания «секретных дисциплин». Работа с материалами, составляющими охраняемую законом тайну, предполагает использование специальных технических средств, способных защитить секретные данные. Как следствие, лекции, проводимые курсантам в период пандемии, могли содержать только те материалы, преподавание которых не нарушило бы закон. Таким образом, был извлечен еще один урок — цифровое образование, в зависимости от профиля, предполагает и наличие специальных качественно разработанных платформ для передачи «закрытой» информации.

Еще одним пробелом дистанционного режима образования стала недостаточная подготовленность преподавателей к работе с техническими ресурсами. И если при традиционном формате обучения это часто компенсировалось опытом и талантами педагогического работника, то в цифровом формате невозможно чем-либо заменить технику [3, с. 238]. Технические навыки педагога в цифровом образовании, как показал опыт, начинают играть определяющую роль при проведении учебных занятий. Преподаватель как личность, как кладезь знаний и опыта, «теряется» в экране компьютера, уступая позиции ярким возможностям цифровых ресурсов.

Анализируя особенности семинарских и практических занятий, отметим, что внешне они организовывались традиционным способом в формате онлайн решения практических заданий или же бесед преподавателей и курсантов по заданным темой семинарским вопросам. И если учебные занятия, достижение целей которых возможно посредством методик классических семинаров, вполне успешно реализо-вывались в дистанционном режиме работы, то вот на занятиях, предполагающих практическую деятельность по освоению навыков и приобретению опыта профессиональной деятельности, возникли серьезные проблемы, обусловленные как вполне понятной в условиях ограничений невозможностью использовать имеющееся необходимое оборудование и полигонную базу учебного заведения, так и отсутствием реальных альтернатив практическим занятиям в

доступном цифровом пространстве образовательной организации.

Особенно ярко эти проблемы проявились при организации занятий по специальной физической и огневой подготовкам. Большая роль в системах образовательных программ данных учебных модулей отводится практике — реальной отработке боевых приемов борьбы, практической стрельбе из огнестрельного оружия и отработке нормативов. Цифровая образовательная среда, организованная на дистанционном обучении, с задачей практической деятельности не справлялась. Занятия в период карантинных ограничений, к сожалению, были направлены преимущественно на формирование теоретических знаний в рамках учебных дисциплин. Как следствие, вернувшись к обыденному очному режиму, курсанты и педагоги столкнулись с дополнительными трудностями по восполнению недополученного, несделанного при дистанционном обучении.

Контроль и итоговая оценка работы обучающихся в период дистанционного обучения осуществлялись в формате выполнения тестовых заданий на базе цифровой учебной платформы, выбранной образовательной организацией. Тест стандартно содержал в себе ряд вопросов соответствующих заданной теме, ответы представлены в виде четырех вариантов, из которых традиционно один был верный. Обработка полученных ответов осуществлялась с помощью технических средств. Главным преимуществом такой работы, обычно признают тот факт, что труд учащегося оценивается быстро и объективно, исключая так называемый «человеческий фактор». Вместе с тем опыт дистанционного обучения показал ограниченность тестовой проверки качества образования. Невозможно оказалось при имеющихся ресурсах проверить сформированность практических навыков обучающегося, стандартизировать ответы на творческие задания. Большой проблемой при таком формате работы стало определение степени самостоятельности выполненных заданий, организация контроля за самой процедурой тестирования. В целом нельзя вести речь о том, что посредством тестирования, как формы организации учебных занятий в образовательных организациях системы МВД России, решаются все три наиболее важные функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.

Последняя вызвала особенно много вопросов к своему статусу в цифровой образовательной среде у педагогов. Говоря о реализации воспитательной функции в рамках дистанционного

обучения в целом, мы солидарны с мнением С. Р. Аблеева и С. И. Кузьминской, которые считают, что электронная образовательная среда не способна в должной мере выполнять воспитательную функцию, хотя это крайне важно, потому как «классическая русская педагогическая традиция всегда предполагала не столько простую передачу знаний новому поколению, сколько его всестороннее духовное воспитание или встраивание в культурно-историческую и ценностную парадигму российского общества» [4, с. 232].

В. В. Васильев и В. В. Горбачев, также считая воспитание неотъемлемой частью любого образования, в том числе и дистанционного, предлагают сразу после непосредственного принятия решения о введении дистанционной модели образования по той или иной дисциплине, модулю, специальному курсу планировать ее воспитательную составляющую. По каждому направлению образовательного процесса, полагают ученые, должен быть разработан типовой план воспитательной работы с обучающимися в период освоения ими учебного материала в дистанционном формате [5].

Таким образом, следует признать, что динамика развития современного общества делает цифровое образование неотвратимым этапом модернизации всей образовательной системы, а анализ имеющегося опыта работы посредством цифровых ресурсов показывает основные направления этой модернизации. Прежде всего, в этом процессе необходимо исходить из того, что образование (и цифровое в том числе) является единым целенаправленным процессом обучения и воспитания. В своей профессиональной составляющей современное образование обязательно должно содержать богатую совокупность способов формирования опыта практической деятельности. Неотъемлемыми от него являются и сформированные у учащихся ценностные установки профессиональной деятельности. Для сотрудника ОВД, специалиста в сфере обеспечения экономической безопасности особенное значение имеет возможность гармоничного развития в интеллектуальном, физическом и духовном планах. Попытка же простой трансформации привычной для вузов модели деятельности в режим удаленного доступа делает невозможной реализацию данных принципов. Образование, в имеющемся опыте дистанционного формата существования, собственно не стало цифровым, а лишь вынужденным обратиться к новым для себя техническим средствам, которые оказались не вполне

органичны действующей образовательной модели, а потенциал которых не достаточно осознан и, соответственно, не трансформирован в конкретные новационные формы образовательной деятельности. Считаем, что качественная подготовка специалиста в цифровом формате работы образовательного учреждения возможна, но только при наличии сформированной модели цифрового образования, где системно будут преобразованы содержательные аспекты учебного процесса, педагогические методы и технологии, организационные и управленческие механизмы, усовершенствована и приведена в соответствие решаемым задачам материальная база, определены пути решения воспитательных задач образовательного процесса.

Список источников

1. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49—58.

2. Ворохобов А. В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологиче-ские проблемы: Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 1 (49). С. 220—221.

3. Федосеева О. И. Образовательный потенциал и риски цифровизации в вузе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 1 (49).

4. Аблеев С. Р., Кузьминская С. И. Цифровые технологии в системе образования: проблема дегуманизации // Юридическая наука и практика: Вестник Ни-

жегородской академии МВД России. 2020. № 1 (49). С. 231—233.

5. Васильев В. В., Горбачев В. В. Проблемы повышения роли воспитательной составляющей процесса дистанционного образования сотрудников территориальных органов МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 1 (49). С. 240—241.

References

1. Zborovsky G. E. Is it possible to be together while being apart: students and teachers at the university. Sociological research, 2018, no. 9, pp. 49—58. (In Russ.)

2. Vorokhobov A. V. Digitalization of education: current trends and philosophical and methodological problems. Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (49), pp. 220—221. (In Russ.)

3. Fedoseeva O. I. Educational potential and risks of digitalization in higher education. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (49). (In Russ.)

4. Ableev S. R., Kuzminskaya S. I. Digital technologies in the education system: the problem of dehuman-ization. Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (49), pp. 231—233. (In Russ.)

5. Vasiliev V. V., Gorbachev V. V. Problems of increasing the role of the educational component of the process of distance education of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (49), pp. 240—241. (In Russ.)

Информация об авторах

С. Л. Ивашевский — доктор философских наук, профессор; Н. В. Капитанова — без ученой степени.

Information about the authors

S. L. Ivashevsky — Doctor of Sciences (Philosophy), Professor; N. V. Kapitanova — no academic degree.

Статья поступила в редакцию 31.08.2022; одобрена после рецензирования 10.11.2022; принята в публикацию 01.12.2022.

The article was submitted 31.08.2022; approved after reviewing 10.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.