Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капитанова Надежда Валентиновна

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации преподавателей высших учебных заведений к цифровой модернизации образования. Важнейшей проблемой профессиональной адаптации преподавателей является растерянность в определении социальной роли педагога в новых образовательных условиях. На основе анализа нормативно-правовой документации, результатов теоретических и эмпирических исследований в области социологии образования автором предложена собственная компетентностная модель современного преподавателя высшей школы. Делается вывод о том, что овладение новыми, цифровыми компетенциями и уверенное пользование ими в профессиональной деятельности позволит педагогу выстроить образовательный процесс в соответствии с требованиями современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капитанова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF HIGHER SCHOOL TEACHERS TO THE CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the problems of social adaptation of teachers of higher educational institutions to the digital modernization of education. The most important problem of professional adaptation of teachers is confusion in determining the social role of a teacher in new educational conditions. Based on the analysis of regulatory and legal documentation, the results of theoretical and empirical research in the field of sociology of education, the author proposes his own competence model of a modern high school teacher. It is concluded that mastering new, digital competencies and confident use of them in professional activities will allow the teacher to build the educational process in accordance with the requirements of modern society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37в

DOI 10.23672/b7562-3960-3312-c

Капитанова Надежда Валентиновна

аспирантка,

Нижегородский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 900nnovgorod@mail.ru

Nadezhda V. Kapitanova

Graduate Student,

Nizhny Novgorod Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 900nnovgorod@mail.ru

Особенности адаптации

преподавателей высшей школы к условиям цифровой образовательной среды

Features of adaptation

of higher school teachers to the conditions of the digital educational environment

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации преподавателей высших учебных заведений к цифровой модернизации образования. Важнейшей проблемой профессиональной адаптации преподавателей является растерянность в определении социальной роли педагога в новых образовательных условиях. На основе анализа нормативно-правовой документации, результатов теоретических и эмпирических исследований в области социологии образования автором предложена собственная компетентностная модель современного преподавателя высшей школы. Делается вывод о том, что овладение новыми, цифровыми компетенциями и уверенное пользование ими в профессиональной деятельности позволит педагогу выстроить образовательный процесс в соответствии с требованиями современного общества.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, цифровая образовательная среда, цифровизация, образование, преподаватель высшей школы, профессиональные компетенции, компетентностная модель преподавателя, информационные технологии.

Annotation. The article deals with the problems of social adaptation of teachers of higher educational institutions to the digital modernization of education. The most important problem of professional adaptation of teachers is confusion in determining the social role of a teacher in new educational conditions. Based on the analysis of regulatory and legal documentation, the results of theoretical and empirical research in the field of sociology of education, the author proposes his own competence model of a modern high school teacher. It is concluded that mastering new, digital competencies and confident use of them in professional activities will allow the teacher to build the educational process in accordance with the requirements of modern society.

Keywords: adaptation, social adaptation, digital educational environment, digitalization, education, higher school teacher, professional competencies, teacher competence model, information technology.

В настоящее время все мы являемся непосредственными участниками цифровой революции, неотъемлемыми элементами которой стали объединение естественного и искусственного миров, соперничество интеллекта машинного и человеческого, смена социализации на технологично-машинное обучение, а социальности человека на его гаджетальность (обусловленность гаджетами). Цифровизация, став неотъемлемым элементом социального бытия, оказывает значительное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе на образование. Это важно осознать особо, так как именно в системе образования целенаправленно формируется мировоззрение и сознание молодого поколения, расставляются жизненные приоритеты, образуется система ценностных ориентиров и образцов поведения. Особенное внимание в контексте анализа системной трансформации общественных

отношений следует уделить социальному институту высшего образования, который оказывает влияние на становление профессионально-значимых качеств современной личности и способствует обеспечению прогрессивного развития общества.

Проблема адаптации педагогических работников к цифровой реальности уже нашла свое раскрытие в ряде исследований таких ученых, как И.С. Батракова, Д.В. Галицкая, Е.Н. Глубокова, Д.В. Голо-ухова, Л.А. Гриневич, Е.И. Кузьмина, А.В. Нос-кова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. В целом, работы в данной области утверждают необходимость для современного преподавателя менять характер своей многогранной профессиональной деятельности, включающей педагогический, научно-исследовательский, организационно-исследовательский и воспитательный компоненты, в соответствии с новыми условиями

образовательного процесса, активизировать свой творческий потенциал в направлении овладения новыми средствами обучения при бережном отношении к традиционным. При этом формирование нового востребованного образа преподавателя остается одной из актуальных проблем современного высшего образования и требует уточнения и развития.

Цель данной статьи заключена в определении особенностей адаптации и основных характеристик модели преподавателя высшей школы в условиях цифровой среды образования.

Для достижения поставленной цели мы, опираясь на принципы диалектики социального познания, осуществили анализ нормативно-правовых актов, регулирующих процессы цифровизации образования в России, результатов теоретических и эмпирических исследований в области социологии образования. В работе был осуществлен синтез полученной информации, использован метод социального моделирования с опорой на эмпирические данные, полученные путем проведения вторичного анализа эмпирических данных.

Некоторые аспекты цифровой модернизации образовательного процесса уже нашли отражение в государственных нормативных актах, определяя обязательный характер цифровых трансформаций отечественной системы образования и соответствующие требования к квалификации педагогических кадров.

Так, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [12] предписывает образовательным организациям при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий создавать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные, образовательные и телекоммуникационные технологии и ресурсы.

О необходимости подготовки специалистов в области информационных технологий, в том числе, педагогических работников в сфере информационных технологий, а также - о повышении цифровой грамотности населения говорится в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» [9]. О развитии информационной инфраструктуры и сети «Интернет», использовании при реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе, дистанционного и электронного обучения говорится в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [7].

В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10] реализуется Национальный проект «Образование», приоритетными направлениями которого являются создание современной, безопасной и доступной цифровой образовательной среды,

раскрытие талантов и способностей обучающихся, усиление конкурентоспособности российской высшей школы [5].

В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [11], определяющем цифровую трансформацию как одну из национальных целей развития Российской Федерации, говорится о том, что образование, как жизнеобеспечивающая отрасль, должно достичь «цифровой зрелости» к 2030 году.

В соответствии с указанными документами, целенаправленный и планомерный процесс трансформации образовательного пространства идет параллельно с адаптацией педагогических работников к новым условиям цифровизации образования. Заметим, что использование информационных технологий в ежедневной практике порождает внутренние противоречия в педагогической среде. Так, с одной стороны, сформировалось убеждение в том, что среди современных компетенций преподавателя одной из ключевых является информационная, т.е., способность применять новейшие технологические средства и цифровые ресурсы в учебном процессе для развития в современных условиях мыслительных способностей студентов, а не просто способности запоминания [4]. С другой стороны, педагогические работники испытывают когнитивный диссонанс при использовании цифровых ресурсов в обучении, демонстрируя непринятие процесса преподавания в виртуальной среде [6, с. 9]. Именно отсутствие необходимых профессиональных качеств у педагогов обусловливает рост их востребованности в современных общественных условиях и включение в модель педагога, работающего в техносреде.

По мнению В.А. Заиченко, как особый вид социальной адаптации человека в условиях техногенного общества следует рассматривать информационно-технологическую адаптацию, поскольку сформированные на предыдущих исторических этапах механизмы и алгоритмы поведения перестают обеспечивать успешное протекание инновационной деятельности. Новый вид адаптации (информационно-технологическая) будет представлять собой приспособление и преодоление именно информационных и технологических барьеров техногенного общества, преодоление которых приведет к повышению информационной культуры и ускорению протекания профессиональной адаптации соответственно [3, с. 5-7].

Результаты исследования, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, свидетельствуют о том, что в начале всемирной пандемии весной 2020 года многие преподаватели вузов психологически не были готовы к работе в дистанционном формате, ставя под сомнение качество образования в онлайн среде и отдавая предпочтение традиционной форме обучения и преподавания [8]. В контексте нашей работы, важно указать на то, что проблемы профессиональной

адаптации преподавателей в большей степени, как демонстрируют результаты выделенного нами исследования, связаны с недостаточными техническими навыками и выходом педагогов из «зоны комфорта», из их привычного образа жизни. Важнейшая адаптационная проблема педагогических работников связана с их растерянностью в определении социальной роли и утратой образа профессии в новых образовательных условиях, что лишает педагогическую деятельность смысловой наполненности и аксиологической значимости, формируя ощущение уязвимости и профессиональной несостоятельности педагогов перед лицом учеников, коллег и родителей. Если раньше профессия учителя подразумевала некую «априорную непогрешимость, запрет на критику» ввиду возраста и педагогического опыта, то преподавание в контексте цифровиза-ции подразумевает снижение учительского авторитета и возможность внешней критики. Принятие этой «префигуративной культуры» [1] представляется также важным элементом в новой модели преподавателя в цифровой среде, становление которой происходит в современной науке.

Так, отметим коллективную работу А.В. Носковой, Д.В. Голоуховой, Е.И. Кузьминой, Е.И. Галицкой, в которой определены следующие категории преподавателей в зависимости от их установок на инновационное развитие собственной профессиональной деятельности и роли в производстве изменений: инноваторы - производители новых образовательных практик, популяризаторы - легко и активно, но неоднозначно реагирующие на изменения среды, рутинёры - не приемлющие цифровых инноваций в образовании и новых требований к своей работе [6]. Естественно, инновационное развитие отечественного образования требует формирования в педагогической среде необходимых качеств, которые, в свою очередь, нуждаются в определении.

Мы солидарны с позицией Л.А. Гриневич, которая, проводя анализ проблем подготовки педагогических кадров к трансформациям в сфере образования, актуализирует потребность в становлении таких качеств современного педагога, как настроенность на изменения, высокий уровень профессионального и социального оптимизма, наличие цифровых компетенций, готовность перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменившимися запросами общества, владение новыми методиками обучения и вовлечения в деятельность [2].

В целом, отметим, что формирующиеся требования к компетенциям современного преподавателя генерируются в ответ на потребности среды и социальных институтов. Реализация

Литература:

1. Бекарев А.М. Цифровая компетентность и возраст преподавателя в условиях префигуративной культуры / А.М. Бекарев, Г.С. Пак // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 1 (65). С. 74-81.

федеральных образовательных стандартов, положения нормативной документации, результаты проведенных исследований требуют от высшей школы (да и всего образования) профессионально подготовленных, разносторонне развитых и успешно адаптированных к новым условиям работы преподавателей, которые способны не только виртуозно разрабатывать, внедрять и использовать современные технологии при организации образовательного процесса, но и брать ответственность за результаты этого использования.

Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что для успешной адаптации к новому формату профессиональной деятельности педагогическим работникам необходимо формировать у себя новые профессиональные компетенции, соответствующие современным общественным реалиям. Их совокупность образует модель преподавателя как цели и ценности профессиональной адаптации и совершенствования.

Нам представляется, что модель современного преподавателя высшей школы, соответствующая требованиям цифрового образовательного пространства и уровню развития общества, должна включать следующие элементы:

- профессиональные качества (научная и цифровая компетентность, профессиональный оптимизм, готовность к постоянному увеличению знаний в области преподаваемых дисциплин, способность и готовность к изменению своей ежедневной профессиональной деятельности в соответствии с изменяющимися требованиями общества);

- личностные качества (способность к самооценке, готовность к самоотдаче избранному делу, эмоциональное равновесие, креативность, наличие творческих способностей и нестандартного гибкого мышления, организаторская и коммуникативная компетентности).

Их дальнейшая разработка, определение индикаторов и критериев достижения видится нам необходимым направлением развития научных исследований, имеющих важное практическое значение. Считаем, что сочетание определенных нами профессиональных качеств и сформированных личностных характеристик будет способствовать успешной адаптации преподавателя к новым условиям образования. Овладение цифровыми компетенциями и уверенное пользование ими в профессиональной деятельности позволит педагогу выстроить образовательный процесс в соответствии с требованиями современного общества.

Literature:

1. Bekarev A.M. Digital competence and the age of a teacher in the conditions of prefigurative culture / A.M. Bekarev, G.S. Pak // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2022. № 1(65). P. 74-81.

2. Гриневич Л.А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика / Л.А. Гриневич // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 242-248.

3. Заиченко В.А. Информационно-технологическая адаптация как механизм техноэволюции : ав-тореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / Заиченко Владимир Александрович. Пятигорск, 2011. С. 25.

4. Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Н. Ким // Власть книги: библиотека, издательство, вуз. 2018. Вып. 18. URL : https://www.dvfu.ru/library/almanac-power-books-/ аг^с^-а1тапас-18-2018/Ким.рс^ (дата обращения 22.06.2022).

5. Ключевые результаты Национального проекта «Образование» по итогам 2019-2021 годов http://edu.gov.ru (дата обращения 18.07.2022).

6. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования / А.В. Носкова [и др.] // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 159-168.

7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203. URL : http://www.garant.ru/hot-law/federal/1 110 145/ (дата обращения 21.06.2022).

8. Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн. Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL : https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-min-isterstva/21584 (дата обращения 14.07.2022)

9. Распоряжение Правительства РФ от 01 ноября 2013 г. № 2036-р Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. (с изменениями и дополнениями). URL : https:// base.garant.ru/70498122/ (дата обращения 21.06.2022).

10. Указ Президента от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (Дата обращения: 7.06.2022).

11. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 21.06.2022)

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.06.2022).

2. Grinevich L.A. Digitalization of higher education in modern Russia: theory and practice / L.A. Grinevich // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2021. № 57. P. 242-248.

3. Zaichenko V.A. Information technology adaptation as a mechanism of techno-evolution : abstract. dis. ... cand. of philos. sciences: 09.00.11 / Zaichenko Vladimir Aleksandrovich. Pyatigorsk, 2011. P. 25.

4. Kim I.N. Formation of the basic components of the professional competence of a university teacher / I.N. Kim // The power of the book: library, publishing house, university. 2018. Iss. 18. URL : https:// www. dvfu.ru/library/almanac-power-books-/articles-alma-nac-18-2018/Кмм.pdf (date of the application 22.06.2022)

5. Key results of the National Project «Education» based on the results of 2019-2021. URL : http:// edu.gov.ru (date of the application 18.07.2022).

6. Digital competencies of teachers in the system of academic development of higher education: empirical research experience / A.V. Noskova // Higher education in Russia. 2022. Vol. 31. № 1. P. 159-168.

7. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 20172030: Decree of the President of the Russian Federation of May 09, 2017 № 203. URL : http://www.gar-ant.ru/hot-law/federal/1110145 (date of the application 21.06.2022).

8. Teachers expressed their opinion about the forced transition of the educational process to online. Website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL : https://mino-brnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-minister-stva/21584 (date of the application 14.07.2022)

9. Decree of the Government of the Russian Federation № 2036-r of November 01, 2013 On the Approval of the Strategy for the Development of the Information Technology Industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the Future until 2025 (with amendments and additions). URL : https://base .garant.ru/70498122 (date of the application 21.06.2022).

10. Presidential Decree № 204 of May 07, 2018 «On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 43027 (date of the application 07.06.2022).

11. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 «On National development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030». URL : http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45726 (date of the application 21.06.2022).

12. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 № 273-FZ. URL : http://www.consultant.ru (date of the application 21.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.