Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РАЗВИТИИ СВЕТСКО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РАЗВИТИИ СВЕТСКО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджидадаев Магомед Зайирбегович, Гамидуллаев Букар Нагметулаевич

Цель - рассмотреть проблемы развития интеграционных и инновационных составляющих светско-духовного образования, которые были бы ориентированы на национальные интересы региона, сохранение его нравственных ценностей и духовное обновление иличности. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, образовательный и педагогический эксперимент. Основой данной работы являются аналитические, учебно-методические материалы, а также материалы отечественных ученых по проблемам образования. Результат. Авторы статьи обращая внимание на состояние развития интеграционных и инновационных составляющих светско-духовного образования, выявляют положения в результате которых происходит формирование высокообразованной и духовно-нравственной личности, ориентированной на современные потребности. Обосновывают необходимость интеграционного и инновационного развития светско-духовного образования на современном этапе. На основе проведенного анализа, позволяющего определить цели такого подхода, предлагают ряд положений по совершенствованию образовательного процесса и инновационного развития. Вывод. Интеграционно-инновационное развитие светско-духовного образования не только способствует формированию современной личности с высокими нравственными и духовными качествами, но и ведет к рождению новых идей и еще более прогрессивных форм обучения и воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджидадаев Магомед Зайирбегович, Гамидуллаев Букар Нагметулаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATIVE AND INNOVATIVE COMPONENTS IN DEVELOPMENT OF SECULAR AND SPIRITUAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

The aim of the article is to consider the problems of the development of integrative and innovative components of secular and spiritual education, which would be focused on the national interests of the region, the preservation of its moral values and spiritual renewal and identity. Methods. Analysis, generalization, observation, educational and pedagogical experiment. The basis of this work is analytical, educational and methodological materials, as well as materials of domestic scientists on the problems of education. Result. The authors of the article pay attention to the state of development of integration and innovative components of secular and spiritual education, identify the provisions that result in the formation of a highly educated and spiritual and moral personality, focused on modern needs. They substantiate the need for integration and innovative development of secular and spiritual education at the present stage. Based on the analysis, which allows us to determine the goals of this approach, we propose a number of provisions for improving the educational process and innovative development. Conclusion. The integrative and innovative development of secular and spiritual education not only contributes to the formation of a modern personality with high moral and spiritual qualities, but will also bring on the emergence of new ideas and even more progressive forms of personal education and upbringing.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РАЗВИТИИ СВЕТСКО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-56-63

Проблемы интеграционных и инновационных составляющих в развитии светско-духовного образования на современном этапе

Гаджидадаев М. З. 1 2, Гамидуллаев Б. Н. 1 2

1 Дагестанский гуманитарный институт, 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: khachag@gmail.com, bukar85@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть проблемы развития интеграционных и инновационных составляющих светско-духовного образования, которые были бы ориентированы на национальные интересы региона, сохранение его нравственных ценностей и духовное обновление иличности. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, образовательный и педагогический эксперимент. Основой данной работы являются аналитические, учебно-методические материалы, а также материалы отечественных ученых по проблемам образования. Результат. Авторы статьи обращая внимание на состояние развития интеграционных и инновационных составляющих светско-духовного образования, выявляют положения в результате которых происходит формирование высокообразованной и духовно-нравственной личности, ориентированной на современные потребности. Обосновывают необходимость интеграционного и инновационного развития светско-духовного образования на современном этапе. На основе проведенного анализа, позволяющего определить цели такого подхода, предлагают ряд положений по совершенствованию образовательного процесса и инновационного развития. Вывод. Интеграционно-инновационное развитие светско-духовного образования не только способствует формированию современной личности с высокими нравственными и духовными качествами, но и ведет к рождению новых идей и еще более прогрессивных форм обучения и воспитания личности.

Ключевые слова: интеграция, инновации, образование, теология, нравственность.

Формат цитирования: Гаджидадаев М. З., Гамидуллаев Б. Н. Проблемы интеграционных и инновационных составляющих в развитии светско-духовного образования на современном этапе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. С. 56-63. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-56-63_

Problems of I ntegrative and Innovative Components in Development of Secular and Spiritual Education

at the Present Stage

Magomed Z. Gadzhidadaev 1, Bukar N. Gamidullaev 2

1 Dagestan Humanitarian Institute, 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: khachag@gmail.com, bukar85@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the problems of the development of integrative and innovative components of secular and spiritual education, which would be focused on the nationa l interests of the region, the preservation of its moral values and spiritual renewal and identity. Methods. Analysis, generalization, observation, educational and pedagogical experiment. The basis of this work is analytical, educational and methodological materials, as well as materials of domestic scientists on the problems of

education. Result. The authors of the article pay attention to the state of development of integration and innovative components of secular and spiritual education, identify the provisions that result in the formation of a highly educated and spiritual and moral personality, focused on modern needs. They substantiate the need for integration and innovative development of secular and spiritual education at the present stage. Based on the analysis, which allows us to determine the goals of this approach, we propose a number of provisions for improving the educational process and innovative development. Conclusion. The integrative and innovative development of secular and spiritual education not only contributes to the formation of a modern personality with high moral and spiritual qualities, but will also bring on the emergence of new ideas and even more progressive forms of personal education and upbringing.

Keywords: integration, innovations, education, theology, morality.

For citation: Gadzhidadaev M. Z., Gamidullaev B. N. Problems of Integrative and Innovative Components in Development of Secular and Spiritual Education at the Present Stage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 56-63. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-56-63 (In Russian)

Введение

Интересы Российского государства помимо формирования развитой личности через светское образование, сегодня требуют духовного просвещения, утверждения наряду со светскими и религиозными аспектами образования. Именно в этой связи о светских и духовных интеграционных составляющих образования в последнее время стали говорить на государственном уровне. На открытии реставрированной Московской соборной мечети 23 сентября 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал: «Уверен, что Соборная мечеть поможет объединить усилия не только мусульман, но и людей других вероисповеданий во имя благих общих дел».

На встрече с руководителями информационных агентств В. В. Путин в качестве книг, которые он мог бы посоветовать почитать детям до того, как они станут взрослыми, назвал Библию, Тору и Коран, а также заметил, что во всех мировых религиях заложены светлые гуманистические идеи и идеалы. «Библию пусть прочитают, это в любом случае пойдет на пользу, Тору прочитают пускай, Коран. Все это точно совершенно пойдет на пользу и мальчикам, и девочкам», - сказал Путин в ходе общения (6 июня 2019 г. в 18:19 - РИА Новости).

Высказывание руководителем государства своего положительного отношения к интеграции светского и духовного образования подталкивает и других чиновников тесно сотрудничать с духовными деятелями различных конфессий, обращать должное внимание на интегрирование светского, в частности, гуманитарного об-

разования, с духовным образованием. Наличие духовной составляющей в образовательном процессе является элементом государственной безопасности. А подготовка в светских вузах специалистов по теологии ориентирована на взаимодействие образовательных и просветительских процессов в обществе.

В мировой практике теология, история и классическая филология по праву считают фундаментальной базой национального гуманитарного образования [1, с. 267-272]. В университетах европейских стран, таких как Франция, Бельгия, Швейцария функционируют теологические факультеты со своими многолетними традициями и опытом. Что касается России, то и здесь светскость современного государства нельзя считать принципом нерелигиозного или же антирелигиозного характера. Принцип светскости Российского государства на современном этапе своего исторического развития подчеркивает свободу и взаимное уважение государства и религиозных объединений друг к другу. Сказанное выше подтверждает тот факт, что изучение в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является целенаправленной реализацией на практике потребности интеграции светского и духовного в образовании.

Цель исследования - рассмотрение проблемы развития интеграционных и инновационных составляющих светско-духовного образования, которые были бы ориентированы на национальные интересы региона, сохранение его нравственных ценностей и духовное обновление личности.

Методы - анализ, обобщение, наблюдение, образовательный и педагогический эксперимент. А также исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются аналитические, учебно-методические материалы, а также материалы отечественных ученых по проблемам образования и управления.

Результаты и обсуждение

Определения ключевых терминов

Ключевыми терминами являются «интеграция», «инновация», «образование». Интеграция (от лат. integration - восстановление, восполнение, аinteger - целый) -это некий процесс восполнения, объединения и развития с интенсивной взаимосвязью разрозненных частей и элементов в нечто системное и целое. Конечно, с сохранением их определённой автономности, ориентированной на более прогрессивное развитие и управление. Под инновацией (от англ. слова innovation - введение новаций, нововведение) в широком смысле понимается нововведение, возможные преобразования в различных сферах уже имеющих, как правило, практическое применение или деятельность. Применительно к образованию инновационные процессы мы рассматриваем как прогрессивные изменения, совершенствование, улучшение и внесение всего нового.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, понятию «образование» (статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) дано достаточно широкое определение, где отмечается, что «образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2]. В таком понимании образования как бы сконцентрированы определения, приводимые многими исследователями, и подчеркнута связь образова-

ния со сферами духовной и материальной жизни народов и даже ответственность за состояние общества и личности [3, с. 51].

Мы сегодня являемся свидетелями активного внедрения во многих сферах деятельности, в частности, и в сферу образования в том числе, интеграционных и инновационных процессов. Эти процессы стали двигателями, обеспечивающими ускоренное развитие науки, производства и любой другой сферы деятельности. Следовательно, мы - ученые, должны предпринять меры в образовательных процессах, которые обеспечивали бы больше пользы для обучающихся в получении знаний за короткое время.

Интеграция светского и духовного образования

Очевидно, что одним разом определить решение всех имеющихся проблем невозможно, но определить проблему и обозначить необходимые меры следует. Нами в Дагестанском гуманитарном институте (ДГИ) ведется определенная работа по внедрению и развитию интеграционных и инновационных составляющих в образовательные процессы и в процессы переподготовки кадров с элементами светско-духовного образования. Именно теологическое образование сегодня выступает связующим - интеграционным звеном светско-духовного образования, сочетающим в себе религиозное и светское образование.

Наш многолетний опыт профессорско-преподавательской работы в светских вузах и изучение опыта работы в духовных образовательных учреждениях позволяет нам изложить определенное видение проблемы. Представителями традиционных религий прилагаются большие усилия по формированию духовно-нравственного облика молодежи, чем светскими образовательными учреждениями, но все равно они не недостаточны. И, наоборот, образование в светских образовательных учреждениях поставлено значительно лучше, нежели в религиозных образовательных учреждениях. Из этого вытекает проблема необходимости соединения, взаимодействия, синтеза опыта и традиций, интеграции светского и духовного образования.

Вопросы светского компонента в религиозном образовании, в частности в исламском образовании, остаются откры-

тыми в том плане, что требуют рационального подхода к составлению учебно-методических материалов, а также к самому преподаванию тех или иных дисциплин с учетом специфики духовного образовательного учреждения. Таким образом, очевидно, что взаимодействие и сотрудничество в сфере образования светских и религиозных организаций является пока еще недостаточно действенной и слабо разработанной областью, то есть отсутствует их глубокая интеграционная составляющая. На современном этапе научный анализ светско-духовных образовательных и педагогических процессов требует применения не только специфического интеграционного, но и инновационного инструментария для совершенствования учебно-образовательных процессов и практической полезности приобретённых обучающимися знаний.

Инновации светско-духовного образования

Проблемы духовно-нравственного

воспитания, как и во многих других странах мира, в России сегодня вышли на одно из ведущих мест. «Вопросы образования в настоящее время прочно занимают главные позиции в области формирования современного человека, гармонично развитой личности. Это вопрос не местного, а глобального значения» [4, с, 86]. Рост за последние годы числа религиозных образовательных учреждений настоятельно требует подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих современным запросам, выстраивания такой системы образования конфессиональной направленности, которая отвечала бы современным требованиям.

Современное конфессиональное образование испытывает определенные трудности, особенно исламское образование, из-за отсутствия системности, концептуального подхода, единой методической базы и целостности развития образования, отсутствия анализа особенностей его формирования и развития. Сегодня существует острая нужда в адекватных инновационных технологиях, новых образовательных стандартах и моделях развития, учитывая тот исторический факт, что в Дагестане еще дореволюционного периода «мутаалимы, обучающиеся в дагестанских школах конфессиональной системы -медресе, получали хорошее представление о восточной культуре. В медресе изуча-

лись не только Коран, хадисы и дисциплины, относящиеся к религии, но и светские науки» [4, с. 287].

Теологическое образование сегодня выступает неким мостиком или связующим звеном светско-духовного образования, сочетающим в себе религиозное и светское образование, а также и высокий уровень учебно-воспитательного образования.

Именно такое сочетание с высоким инновационным содержанием осуществляется в ДГИ, где разработаны образовательные и воспитательные программы, с учетом современных требований, особенностей региона и уровня выпускников сегодняшних школ. И особенное место занимают инновационные составляющие в воспитании у студентов высоких духовно-нравственных характеристик, ибо знание без нравственно-воспитательных элементов не приносит ожидаемой пользы.

Формирование современного высокообразованного, духовно-нравственного и интеллигентного молодого человека возможно лишь при партнёрских отношениях государства и религии в сфере образования и воспитания. Справедливо замечают и подчеркивают некоторые исследователи, что «Мусульманские учебные заведения, особенно университеты, безусловно, призваны решать свою главную задачу - подготовку высокообразованных религиозных деятелей. Но, ясно, что в современных условиях такое учебное заведение как университет не может ограничиваться только подготовкой религиозных деятелей. Поэтому одной из главных задач для исламских университетов является подготовка мусульманской интеллигенции и богословов. Потому что в обществе должна появиться прослойка интеллигенции, способная нести объективную информацию об Исламе и тем самым, если и не ликвидировать полностью, то, по крайней мере, сузить почву для распространения исла-мофобских настроений и поддерживать традиции толерантных отношений» [5].

Как известно, религия не допускает проникновения инноваций в саму религию. Тем не менее, именно арабо-мусульманская культура сегодня требует ускорить процесс инноваций в соответствии с сегодняшними реалиями. Если здесь сопоставить, к примеру, Дагестан дореволюционного периода и сегодняшнего дня, то в первом случае «появление и

развитие арабо-мусульманской культуры способствовало бурному развитию науки и литературы, появлению многочисленных школ, религиозных центров, где обучались и воспитывались целые плеяды ученых-просветителей, которые приобщались к точным и гуманитарным наукам» [4, с. 39]. А сегодня отечественная богословская школа нуждается в новых подходах на национальной базе, методах организации образовательного процесса, создании или совершенствовании существующих структур, программ образования, учебно-методической работы, одним словом, внедрении всего того, что значительно усовершенствует качество образования. Иначе мы отстанем от современного мирового уровня развития. «О важности формирования прочной основы отечественной исламской богословской школы и необходимости подготовки молодого поколения муфтиев на собственной национальной базе говорил и президент России В. В. Путин в январе 2018 г. на встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководителями Болгарской исламской академии в Казани». Все вышеизложенное и проведенное исследование позволяет нам сформулировать предельно кратко интеграционно-инновационные составляющие, необходимые для качественного светско-духовного образования.

Выводы

Интеграционно-инновационные цели

Выявив и аккумулировав результаты исследования, можно сформулировать следующие инновации в организации религиозного образования, которые сводятся к необходимости:

- выстраивания единой системы образования для всех религиозных учебных заведений;

- разработки новых методик обучения, обновлённых программ, учебных планов, с оптимальным соотношением светских и религиозных дисциплин;

- использования в учебном процессе единых и обязательных учебников и пособий;

- подготовки или переподготовки действующих преподавателей на основе единых квалификационных требований для всех действующих ступеней религиозного образования;

- ориентации на многоуровневую систему образования, как в действующей светской системе образования;

- внедрения инноваций как в содержание образования, так и в организационные формы, способы обучения и управления.

А также нам удалось выделить следующие цели и результаты интеграции свет-ско-духовного обучения:

1. Интеграционные и инновационные составляющие в образовательных процессах должны быть основными составляющими и реализуемыми одновременно и ускоренно.

2. Необходимо выявить и определить области соприкосновения не только учебных дисциплин, но и через реальную человеческую связь дать обучающимся желанное представление о единстве окружающего нас мира.

3. Интегрировано - инновационное обучение должно проявляться как в развитии, так и в творческом мышлении всех обучающихся, что является особенно актуальным сегодня.

4. Интегрировано-инновационное обучение способствует через интенсификацию, систематизацию и оптимизацию учебно-образовательной деятельности качественному и широкому овладению грамотой культуры во многих аспектах (языковой, поведенческий, этический, исторический и т. д.). Ведь тип культуры, как известно, определяет тип сознания и, следовательно, интеграция, несомненно, нужна современным образовательным учреждениям.

5. Особенно важна так называемая социальная интеграция, которая проявляется в овладении совокупностью, синтезом светско-духовного образования, которое избавит обучающихся от однородности развития.

6. Интегрировано-инновационные образовательные процессы позволят избавиться от чрезмерной узковедомственной специализации и коррупционной составляющей, которые уже принесли огромный вред экономике страны.

Кроме всего изложенного выше, эффективность системы религиозного образования в современных условиях должна быть обеспечена следующими организационными и педагогическими условиями. В частности, наличием:

- правовой, организационной и методической базы;

- соответствующего материального оснащения;

- подготовленных квалифицированных педагогических кадров;

- информатизации религиозного образования и использования современной техники;

- составляющих повышения качества образования и создания эффективной системы дополнительного образования и т. д.

Заключение

Духовная жизнь нашего многонационального Отечества со всеми ее проявлениями, направлениями и сферами, несомненно, утверждалась и развивалась через традиционные религии. Традиционные религии имеют многовековой колоссальный и успешный опыт как в воспитательной, так и в образовательной работе,

Литература

1. Воденко К. В. Взаимодействие социальных институтов религии, науки и образования в современном обществе // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 6. С. 267-272.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»/СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Осипов А. И. О некоторых принципах образовательной концепции // Духовно-нравственная культура: материалы первого фестиваля духовной культуры. М., 2006. 287 с.

4. Гаджилова Ш. М. Арабоязычная дагестанская литература и творчество Фахруддина из Аргвани. Махачкала, 2007. 199 с.

5. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной России. // Теология в системе научного знания и образования: материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. М. : Изд-во ОПРФ, 2008. 114 с.

6. Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017): биобиблиографический словарь-справочник / сост. М. А. Сапронова, А. Л. Чече-вишников, А. А. Ярлыкапов. М. : Изд-во МГИМО, 2018. 82 с.

7. Воденко К. В., Мекушкин А. А. Христианство и наука: история и современность. М., 2014. 214 с.

8. Мусаев М. М. Концепции обучения богословским дисциплинам в арабских странах и возможность их применения в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-

использование которого может принести без сомнений большую пользу человеку, обществу и государству. Сегодня только через интеграцию всех созидательных сил гражданского общества возможно осуществление конкретных и реальных действий по воспитанию, образованию, и вообще формированию высоконравственной личности на благо нашей страны и Отечества.

Таким образом, бесспорно, что интеграционно-инновационное развитие свет-ско-духовного образования, кроме изложенного выше, приведет одновременно к рождению новых идей и еще более прогрессивных форм обучения, как результат формирования высокообразованной и высоконравственной личности.

образовательной конференции // Теологическое образование: проблемы и перспективы развития. Санкт-Петербургский государственный университет, Дагестанский гуманитарный институт. Махачкала, 24-25 октября, 2019. 931 с.

9. Магомедов М. И., Гаджилова Ш. М. Академик Г. Г. Гамзатов и дагестанское востоковедческое пространство (литературоведческий аспект): материалы международной научно-образовательной конференции // Казембеков-ские чтения. Санкт-Петербургский государственный университет, Дагестанский гуманитарный институт. Махачкала, 2019. 931 с.

10. Пономарев Р. Е. Сущность образования в культурном измерении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 56-66.

11. Садиков М. И. Синтез светского и религиозного - образование нового формата // Аккредитация в образовании. 2009. № 3. С. 83.

12. Шарков И. Г. Аксиологическая проблематика в высшем образовании: сборник статей по материалам годичных научных чтений Филиала РГСУ // Современные проблемы развития Ростовской области в условиях модернизации и трансформации российского общества. Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, 2013. 206 с.

13. Митрополит Волокаламский Иларион (Алфеев). Теология в светском образовательном пространстве. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/ 92784.html (дата обращения: 07.01.2020 г.)

62 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

References

1. Vodenko K. V. Interaction of social institutions of religion, science and education in modern society. Vestnik Yuzhno-Rossijskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta (No-vocherkasskogo politekhnicheskogo instituta). Seriya: Social'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Social and Economic Sciences]. 2012. No. 6. Pp. 267-272. (In Russian)

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-acii»/SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598 [Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation"//RF Collection of laws. 2012. No. 53 (part 1). St. 7598] (In Russian)

3. Osipov A. I. On some principles of the educational concept. Dukhovno-nravstvennaya kul'tura: materialy pervogo festivalya dukhovnoy kul'tury [Spiritual and moral culture: materials of the first festival of spiritual culture]. Moscow, 2006. 287 p. (In Russian)

4. Gadzhilova Sh. M. Araboyazychnaya dagestanskaya literatura i tvorchestvo Fakhruddina iz Argvani [Dagestani Arabic literature and the creative works of Fakhruddin of Argvani]. Makhachkala, 2007. 199 p. (In Russian)

5. Mukhametshin R. M. The system of Muslim education in modern Russia. Teologiya vsisteme nauchnogo znaniya i obrazovaniya: materialy slushaniy v Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii [Theology in the system of scientific knowledge and education: proceedings of hearings in the Public Chamber of the Russian Federation]. Moscow, PChRF Publ., 2008. 114 p. (In Russian)

6. Islam i musul'mane postsovetskoy Rossii v rabotakh otechestvennykh issledovateley (19922017): biobibliograficheskiy slovar'-spravochnik [Islam and Muslims of post-soviet Russia in the works of Russian researchers (1992-2017): bio-bibliographic dictionary]. Contr. : M. A. Saprono-va, A. L. Chechevishnikov, A. A. Yarlykapov. Moscow, MGIMO Publ., 2018. 82 p. (In Russian)

7. Vodenko K. V., Mekushkin A. A. Khristian-stvo i nauka: istoriya isovremennost' [Christianity and science: history and modernity]. Moscow, 2014. 214 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гаджидадаев Магомед Зайирбегович,

кандидат биологических наук, доцент, ректор, Дагестанский гуманитарный институт, Махачкала, Россия; e-mail: khachag@ gmail.com

8. Musaev M. M. Concepts of teaching theological disciplines in the Arab countries and the possibility of their application in the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Educational Conference. Teologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, Dagestanskij gumanitarnyj institute [Theological education: problems and prospects of development. Saint Petersburg State University, Dagestan Humanitarian Institute]. Makhachkala, 2425 October, 2019. 931 p. (In Russian)

9. Magomedov M. I., Gadzhilova Sh. M. Academician G. G. Gamzatov and the Dagestan Oriental Space (literary aspect): materials of the international scientific and educational conference. Kazembekovskie chteniya. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, Dagestanskij gumanitarnyj institut [Kazembekovsky readings. Saint Petersburg State University, Dagestan Humanitarian Institute]. Makhachkala, 2019. 931 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ponomarev R. E. The essence of education in the cultural dimension. Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagog-icheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education]. 2014. No. 2. Pp. 56-66. (In Russian)

11. Sadikov M. I. Synthesis of the secular and religious - a new format of education. Akkredi-tatsiya vobrazovanii [Accreditation in education]. 2009. No. 3 C. 83. (In Russian)

12. Sharkov I. G. Axiological problems in higher education: a collection of articles based on the proceedings of annual scientific readings of the RSSU Branch. Sovremennye problemy razvitiya Rostovskoy oblasti v usloviyakh modernizatsii i transformatsiirossiyskogo obshchestva [Modern problems of development of the Rostov region in the conditions of modernization and transformation of the Russian society]. Kamensk-Shakhtinsky. Novocherkassk, 2013. 206 p. (In Russian)

13. Mitropolit Volokalamskiy Ilarion (Alfeev). Theology in the secular educational space. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.pravoslavie.ru/92784.html (accessed: 20.09.2020)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Magomed Z. Gadzhidadaev, Ph. D. (Biology), assistant professor, rector, Dagestan Humanitarian Institute, Makhachkala, Russia; email: khachag@gmail.com

Bukar N. Gamidullaev, Doctor of Econom-

Гамидуллаев Букар Нагметулаевич, доктор экономических наук, профессор, помощник ректора, Дагестанский гуманитарный институт; профессор, кафедра менеджмента, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: bukar85@mail.ru

Принята в печать 03.01.2020 г.

ics, professor, assistant rector, Dagestan Humanitarian Institute; professor, the chair of Management, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: khachag@gmail.com, bu-kar85@mail.ru

Received 03.01.2020.

Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-63-66

Формирование умения проводить доказательные рассуждения

©2020 Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия: e-mail: algebr2014@yandex.ru, zula-1976@bk.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть методы формирования логического мышления учащихся на уроках математики, умения строить логические рассуждения. Методы. Анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В результате проведения целенаправленных занятий по формированию приемов умственной деятельности происходит развитие умений проводить доказательные, логические рассуждения. Вывод. Мыслительную деятельность учащихся, умение проводить доказательство необходимо так же упражнять и развивать, как и другие виды деятельности.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, доказательные рассуждения, геометрические фигуры, доказательство, достаточные признаки.

Формат цитирования: Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д. Формирование умения проводить доказательные рассуждения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 63-66. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-63-66

Formation of Ability to Hold the Proving Arguments

©2020 Madrid A. Gadzhimuradov, Zulfiya D. Gadzhieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: algebr2014@yandex.ru, zula-1976@bk.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the methods of forming the logical thinking of the students at math lessons, the ability to build the logical reasonings. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, questionnaire, pedagogical experiment. Result. Development of skills to conduct the proving, logical arguments is a result of conducting the focused classes on formation the methods of mental activity. Conclusion. It is necessary to practice and develop the pupils' mental activity and the ability to conduct the argument, like all the types of activity.

Keywords: mental activity, proving arguments, geometric configuration, proof, sufficient characteristics.

For citation: Gadzhimuradov M. A., Gadzhieva Z. D. Formation of Ability to Hold the Proving Arguments. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 63-66. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-63-66 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.