Научная статья на тему 'МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ГОТОВНОСТЬ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахбанова Патимат Габибуллаевна

Целью данной статьи является рассмотреть роль межкультурного взаимодействия в формировании готовности к образовательной деятельности студентов-педагогов в полиэтничном и поликультурном мире. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе межкультурного взаимодействия происходит формирование профессионально важных качеств, характеризующих готовность к образовательной деятельности педагога. Автор предлагает на основе системности и целостности в построении процесса межкультурного взаимодействия включение инновационных технологий коллективно-творческой деятельности в педагогический процесс, что позволит сформировать образованность, общительность, нравственность, толерантность, активность, мобильность и гибкость у обучающихся как важные составляющие готовности к образовательной деятельности. Вывод. Межкультурное взаимодействие способствует формированию профессионально важных качеств обучающихся, повышению ответственности за нравственность в коммуникативном поведении и результаты деятельности. Использование инновационных технологий коллективно-творческой деятельности повышает уровень их коммуникативной и нравственной культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL INTERACTION IN MULTI-ETHNIC UNIVERSITY AS A FACTOR OF FORMATION THE READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

The aim of the article is to consider the role of cross-cultural interaction in formation of readiness for educational activities of the students-teachers in a multi-ethnic and multicultural world. Methods. Analysis, generalization, observation, survey, pedagogical experiment. Results. In the process of cross-cultural interaction, the formation of professionally important qualities that characterize the teacher's readiness for educational activities takes place. The author suggests that on the basis of consistency and integrity in building the process of intercultural interaction, the inclusion of innovative technologies of collective and creative activity in the pedagogical process, which will help to form education, sociability, morality, tolerance, activity, mobility and flexibility in students as an important component of readiness for educational activities. Conclusion. Cross-cultural interaction contributes to the formation of professionally important qualities of students, increasing responsibility for morality in communicative behavior and performance. The use of innovative technologies of collective and creative activity increases the level of their communicative and moral culture in general.

Текст научной работы на тему «МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-79-84

Межкультурное взаимодействие в полиэтническом вузе как фактор формирования готовности к образовательной деятельности

Шахбанова П. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: patimat-shahbanova@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является рассмотреть роль межкультурного взаимодействия в формировании готовности к образовательной деятельности студентов-педагогов в полиэтничном и поликультурном мире. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе межкультурного взаимодействия происходит формирование профессионально важных качеств, характеризующих готовность к образовательной деятельности педагога. Автор предлагает на основе системности и целостности в построении процесса межкультурного взаимодействия включение инновационных технологий коллективно-творческой деятельности в педагогический процесс, что позволит сформировать образованность, общительность, нравственность, толерантность, активность, мобильность и гибкость у обучающихся как важные составляющие готовности к образовательной деятельности. Вывод. Межкультурное взаимодействие способствует формированию профессионально важных качеств обучающихся, повышению ответственности за нравственность в коммуникативном поведении и результаты деятельности. Использование инновационных технологий коллективно-творческой деятельности повышает уровень их коммуникативной и нравственной культуры в целом.

Ключевые слова: полиэтнический вуз, готовность к образовательной деятельности, межкультурное взаимодействие, инновационные технологии, коллективно-творческая деятельность.

Формат цитирования: Шахбанова П. Г. Межкультурное взаимодействие в полиэтническом вузе как фактор формирования готовности к образовательной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 79-84. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-79-84

Cross-Cultural Interaction in Multi-Ethnic University as a Factor of Formation the Readiness for Educational Activities

Patimat G. Shakhbanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: patimat-shahbanova@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the role of cross-cultural interaction in formation of readiness for educational activities of the students-teachers in a multi-ethnic and multicultural world. Methods. Analysis, generalization, observation, survey, pedagogical experiment. Results. In the process of cross-cultural interaction, the formation of professionally important qualities that characterize the teacher's readiness for educational activities takes place. The author suggests that on the basis of consistency and integrity in building the process of intercultural interaction, the inclusion of innovative technologies of collective and creative activity in the pedagogical process, which will help to form education, sociability, morality, tolerance, activity, mobility and flexibility in students as an important component of readiness for educational activities. Conclusion. Cross-cultural interaction contributes to the formation of professionally important

qualities of students, increasing responsibility for morality in communicative behavior and performance. The use of innovative technologies of collective and creative activity increases the level of their communicative and moral culture in general.

Key words: multi-ethnic university, readiness for educational activity, intercultural interaction, innovative technologies, collective and creative activity.

For citation: Shakhbanova P. G. Cross-Cultural Interaction in Multi-Ethnic University as a Factor of Formation the Readiness for Educational Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 79-84. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-79-84 (In Russian)

Введение

Инновационные процессы, происходящие в современном образовании в условиях глобализации общества, ведут к реформированию высшей школы как кросскуль-турного социального института. Это позволяет рассматривать коммуникативную культуру как общечеловеческую ценность, призванную сыграть нравственно-стабилизирующую роль в профессиональной готовности будущих педагогов. В связи с этим в современном образовательном пространстве актуализируется проблема тесной взаимосвязи между культурой, наукой и образованием.

В данных условиях представляется очевидным актуальность развития межкультурного взаимодействия на уровне современных коммуникативных технологий в процессе подготовки студентов-педагогов к будущей деятельности в полиэтничном и поликультурном мире.

Перемены, происходящие в российском обществе за последние десятилетия, трансформируют в социум напряженность, провоцируют межэтнические конфликты и стимулируют межнациональные конфронтации в полиэтнических регионах современной России, что вызывает острую необходимость осознания значимости формирования культуры межнационального общения на всех уровнях образования.

Целью исследования являлось рассмотреть роль межкультурного взаимодействия в формировании готовности к образовательной деятельности студентов-педагогов в полиэтничном и поликультурном мире.

Методы - анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Результаты и обсуждение

Актуальность межкультурного взаимодействия рассматривается в современной педагогике как основа воспитания культурно-нравственных ценностей в конструктивном взаимодействии человека и групп лю-

дей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, достижение которой возможно при решении конкретных задач.

В межкультурном взаимодействии заложены механизмы единения общечеловеческого и общенационального для воспитания нравственного и эстетического в подрастающем поколении, которые обеспечивают становление поликультурного менталитета, связывают социокультурную идентичность личности с социальной, творческой и духовной жизнедеятельностью.

Межкультурная направленность педагогического процесса в современном педагогическом образовательном учреждении выражается в целостности, открытости и инновационном характере подготовки студентов на принципах гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании толерантности, которые в комплексе ориентированы на формирование таких профессионально-важных качеств, как: образованность, общительность, нравственность, толерантность, активность, мобильность и гибкость, характеризующие готовность к образовательной деятельности педагога [1 ].

С учетом этого, целью учебно-воспитательной работы ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (ДГПУ) является создание условий для развития межкультурного взаимодействия студентов разных национальностей многокультурного региона с целью формирования личности студента как человека образованного, гуманного с высокой нравственностью и моральными принципами, отвечающего современным социально-экономическим требованиям к высококвалифицированному специалисту.

В межкультурном взаимодействии студенты приобретают самые лучшие качества человеколюбия, доброты, отзывчивости, при этом оставаясь патриотом своего

народа и малой родины. Формированию таких ценностей способствуют коллективно-творческие дела, организуемые в вузе при тесном эмоциональном контакте и сотрудничестве обучающихся с разным этническим менталитетом и культурой, в результате чего будущие педагоги учатся непринужденно общаться и адекватно демонстрировать своим поведением особенности той или иной педагогической ситуации, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, толерантность в общении и в деяниях [2].

Следовательно, межкультурное взаимодействие студентов полиэтнического вуза следует рассматривать как нравственное творчество, создающее новые, неповторимые формы реализации давно известных моральных ценностей в гуманистической деятельности будущего педагога.

Анализ литературы позволяет выделить в современных формах социально-культурной деятельности методологические принципы коллективно-творческих дел, заложенные в педагогической теории А. П. Иванова. Интегративной частью всех вариантов понятия «коллективная творческая деятельность» является взаимодействие членов коллектива. Исходя из этого, нам представляется возможным определить коллективную деятельность как межкультурное взаимодействие членов коллектива в процессе достижения общей цели [5].

В рамках компетентностной парадигмы образования, инновационную образовательную среду вуза сегодня можно рассматривать как коллективно-творческую деятельность студентов и педагогов в течение всего периода обучения, в которой возрождаются тенденции воспитания народной педагогики и успешно сочетаются с современными педагогическими технологиями приобщения студентов к педагогическому творчеству [3]. Творческий характер профессиональной подготовки выражается в формировании ключевых компетенций у будущего педагога, по которым определяется уровень профессионально-педагогической культуры специалиста. Коммуникативные компетенции будущих педагогов формируются в активно-творческом общении и сотрудничестве педагогов и студентов. Вот почему так важно учить педагогической импровизации, непосредственному взаимодействию с коллективом учащихся, студентов.

Педагогическая деятельность, будучи творческой, по существу, реализуется в качестве таковой лишь при определенном сочетании объективных и субъективных факторов коллективно-творческой деятельности.

К. К. Платонов считает, что «главное требование коллектива к входящей в него отдельной личности - это подчинение личности целям, сплачивающим данную группу и превращающим ее в коллектив, и ожидание (экспектация) от каждого члена его соответствующих поступков. Это объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе и самоукрепляющий его» [4].

Целью педагогического управления формированием межкультурных отношений в коллективе является воспитание общественно-ценностных качеств личности -общественной направленности ее деятельности, активности, творчества, инициативы, коллективизма, толерантности.

Межкультурные отношения в творческом коллективе проявляются в педагогически корректируемом коллективном творческом общении и взаимодействии, в процессе которого формируется умение проводить и отстаивать определенные принципы в человеческих отношениях. Создание гуманных, коллективистских отношений между людьми в процессе общения во всех его формах способствует развитию не только взаимопонимания, взаимоуважения, но и толерантности, эмпатии, сострадания, сопереживания, стремления и желания прийти на помощь, ободрить и утешить в тяжелую минуту, разделить радости и печали. Но все это не должно подменять принципиальности в отношениях между людьми.

С учетом разнообразных научных аспектов коллективного творчества субъектов образования, мы пришли к выводу, что в полиэтническом вузе должен быть такой сводный коллектив, который бы стал генератором нужного опыта межкультурного общения в духе общности, коллективизма и творчества.

В нашем исследовании в творческий коллектив вуза входят студенческие сообщества с творческой группой преподавателей вуза, волонтеры из общественных молодежных объединений, внешние сотрудники вневедомственных организаций.

Успешное межкультурное взаимодействие студентов вуза в коллективно-творческих мероприятиях локального значения и массового назначения является условием формирования высоких профессионально-нравственных качеств личности будущего специалиста, психологической готовности работы с молодё жью, развития речевой и умственной деятельности, адекватного восприятия разнообразной информации. Мы считаем, что культурно-образовательный процесс при организации всей учебно-педагогической деятельности студентов следует осуществлять путем воспитания толерантности студентов в учебном процессе и в коллективной творческой деятельности студентов и преподавателей во внеучебное время.

Межкультурное взаимодействие на учебных занятиях организуется на принципах духовно-нравственного потенциала этнопедагогических традиций воспитания и обучения посредством включения регионального компонента в тематику лекций, семинарских занятий, тренингов, бесед, показа и обсуждения фрагментов из кинофильмов, экскурсий, культпоходов, благотворительных акций.

Содержанием внеучебной деятельности являются культурно-воспитательные аспекты разнообразных видов коллективно-творческих мероприятий, к которым относятся:

1) изучение этноэтикета народов Кавказа и России;

2) изучение этнопедагогического и культурно-исторического наследия народов и наций страны, края, республики;

3) студенческое самоуправление (коллективное планирование, подготовка и проведение собраний, диспутов, конференций);

4) сотворчество в организации воспитательной работы в школах в период прохождения педагогической практики;

5) общественно-полезная и благотворительная деятельность;

6) научно-исследовательская работа;

7) проектно-творческая деятельность;

8) культурно-массовая работа и художественная самодеятельность;

9) спортивно-массовая работа.

Существенной характеристикой указанных видов межкультурного взаимодействия является приобщение студентов к творческому общению в учебной и внеучебной деятельности, которое будет способствовать

достижению студентами достаточного уровня коммуникативной, духовно-нравственной и психолого-педагогической подготовки, чтобы они в будущем на качественном уровне могли организовать учебно-воспитательную работу в разных педагогических и производственных коллективах молодежи различного возраста и разной этногенетики, с родителями, представителями общественности.

Межкультурное взаимодействие позволяет реализовать воспитательные аспекты образовательного процесса в глубокой взаимосвязи учебной работы и социокультурной жизни студентов и преподавателей, осуществляемой в цикле изучения психолого-педагогических общекультурных и общепрофессиональных дисциплин и в организации культурно-массовой, общественно полезной, научно-методической видов деятельности. В процессе интегрированных форм учебной и внеучебной деятельности у студентов вырабатывается умение разрабатывать, обобщать и представлять учебный материал в разных формах коллективно-творческой деятельности.

Следовательно, основными задачами образовательной деятельности вуза являются:

- вовлечение студентов в поисково-исследовательскую работу;

- развитие уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

- воспитание на основе традиций; повышение интереса к организации культурно-массовых праздников различных этнических групп;

- воспитание активной жизненной позиции;

- формирование способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию.

Опыт нравственно-педагогического общения, набираемый студентами в социокультурной практике в течение всего периода обучения в вузе, носит творческо-педагогический характер, что имеет серьёзное значение в мотивационном отношении будущего педагога к образовательной деятельности. Ориентация на творчество в общении способствует воспитанию у студентов миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Особое внимание в процессе формирования межкультурной коммуникации студентов педагогического вуза также должно уделяться развитию ценностных ориентаций у студентов.

Роль ценностных ориентаций в процессе общения состоит в формировании осознанно обусловленной, индивидуальной позиции в межнациональном взаимодействии, профессиональных предпочтениях и ценностного отношения к профессии педагога как к личности, реализующего материальную, духовную и нормативную культуру в процессе общения с воспитанниками [6].

В качестве основных условий, стимулирующих, на наш взгляд, развитие межкультурного взаимодействия у студентов в образовательной деятельности, являются принципы открытости, дружелюбия и коллективизма, которые реализуются посредством усиления регионально-этнического компонента в дисциплинах психолого-педагогического цикла, создания социокультурной среды на учебных занятиях, применения коллективно-творческой деятельности студентов и педагогов во внеучебное время.

Проверка сформулированного нами предположения о развитии межкультурного взаимодействия средствами коллективной творческой деятельности проводилась на примере исторического факультета, факультетов права, управления, дагестанской филологии ДГПУ. Коллективная творческая деятельность студентов и их преподавателей создает наглядную модель такой деятельности, сочетающую проблемно-творческое обучение на аудиторных занятиях и коллективную деятельность в творческих группах, которая является как бы «эталоном» организации их будущей воспитательной работы с молодежью.

В задачи исследования входило:

1. Изучение опыта межкультурного общения студентов всех курсов указанных факультетов.

2. Проектирование инновационных занятий с применением этнорегионального компонента.

3. Планирование и проведение коллективно-творческих мероприятий с использованием этнопедагогических средств народной педагогики.

4. Изучение влияния данной методики на развитие межкультурного взаимодействия у студентов указанных факультетов.

Для решения этих задач были использованы следующие методы коммуникативной направленности: беседа, диалог, полилог, эссе, театрализованные коммуникативные ситуации, презентации, обрядовые

национальные праздники, изучение народной мудрости, фольклора.

Данные методы реализовались на занятиях общеобразовательных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Культурология», «История Дагестана», Культура и традиции народов Дагестана», «Педагогическая риторика», «История образования», Педагогические технологии», «Педагогика межнационального общения», «Психолого-педагогический практикум»; элективных курсов: «Тренинг общения», «Интерактивные методы обучения», «Культура общения и профессиональная этика учителя», «Педагогическое мастерство», «Конфликты в педколлективе: пути их решения»; во внеучебной (культурно-образовательной) деятельности студентов и в период практики в специально организованной рефлексивной среде.

В конце исследования проверялись: знания студентов об элементах культуры народов Кавказа и других регионов России; умение студентов использовать народную мудрость в общении и творческой педагогической деятельности в виде:

- материальной культуры (вид поселения, архитектура, одежда, украшения, национальная кухня, труд с учетом его специфики);

- духовной культуры (народные обычаи, обряды, праздники, народное искусство);

- нормативной культуры (общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми).

На основе проведенного эксперимента нами сделаны следующие выводы:

- творческая деятельность студентов в коллективно-групповых формах дает возможность выявить наиболее значимые для межкультурного взаимодействия параметры, а именно - внимание к национальным особенностям воспринимаемого в процессе творческой деятельности материала и идентификация по национальному признаку других участников творческого коллектива;

- системная организация межкультурного взаимодействия в интеграционных формах инновационных занятий и коллективно-творческой деятельности студентов и педагогов во внеурочное время способствует формированию умений по использованию этики и эстетики взаимоотношений дагестанских наций и других этносов России;

- в проектировании творческого продукта в совместной творческой деятельности происходит погружение участников процесса в пространство национальной культуры другого народа не только на уровне знания, но и на уровне перцептив-

1. Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике: монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 119 с.

2. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд-во ЛУ, 1970. 114 с.

3. Назаренко Н. Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей в полиэтнической образовательной среде. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Белгород. 2011. 24 с.

munikacii: ot teorii k praktike: monografiya [Intercultural communications: from theory to practice: monograph]. Belgorod, BelSU Publ., 2003. 119 p. (In Russian)

2. Kuzmina N. V. Metody issledovaniya ped-agogicheskoj deyatel'nosti [Research methods of teaching activities]. Leningrad, LU Publ., 1970. 114 p. (In Russian)

3. Nazarenko N. N. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya u budushchih uchitelej v polietnicheskoj obrazovatel'noj srede. [Formation of a culture of interethnic communication among future teachers in a multiethnic educational environment]. Author's Abstract of diss. ... of Ph. D. (Pedagogy). Belgorod, 2011. 24 p. (In Russian)

ного, эмоционального постижения. В то же время бытовой уровень идентификации себя и своих коллег по национальному признаку заметно нивелируется и практически не привлекает к себе внимания.

4. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие. М. : Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 276 с.

5. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография. М. : Педагогический вестник, 1997. 244 с.

6. Сахаров В. А. Сахарова Л. Г. Эмоциональные аспекты духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике. Киров, 2010. 156 с.

lichnosti: uchebnoe posobie [Formation of ethno-cultural personality: manual]. Moscow, MPSU Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2006. 276 p. (In Russian)

5. Ryndak V. G. Nepreryvnoe obrazovanie i razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelya (teoriya vzaimodejstviya): monografiya [Continuing education and development of creative potential of the teacher (theory of interaction): monograph]. Moscow, Pedagogicheskiy Vestnik Publ., 1997. 244 p. (In Russian)

6. Sakharov V. A. Sakharova L. G. Emocion-al'nye aspekty duhovno-nravstvennogo vospitani-ya lichnosti v otechestvennoj pedagogike [Emotional aspects of spiritual and moral education of the person in domestic pedagogy]. Kirov, 2010. 156 p. (In Russian)

Литература

References

1. Kozhemyakin E. A. Mezhkul'turnye kom- 4. Pankin A. B. Formirovanie etnokul'turnoj

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Принадлежность к организации Affiliation

Шахбанова Патимат Габибуллаевна, Patimat G. Shakhbanova, Ph. D. of Peda-

кандидат педагогических наук, старший gogy, senior lecturer, the chair of Legal Disci-

преподаватель, кафедра правовых дисци- plines and Methods of Teaching, Dagestan

плин и методики преподавания, Дагестан- State Pedagogical University, Makhachkala,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ский государственный педагогический уни- Russia; e-mail: patimat-shahbanova@mail.ru верситет, Махачкала, Россия; e-mail: patimat-shahbanova@mail.ru

Принята в печать 25.10.2019 г.

Received 25.10.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.