Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия'

Проблемы информационного обеспечения системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Елена Юрьевна

Россия, как и развитые страны, использует экспортоориентированную модель развития экономики. По степени открытости экономики Россия соответствует мировым стандартам. Однако российский экспорт имеет сырьевую направленность, в то время как в мировом экспорте доля высокотехнологических товаров за 20 лет возросла с 20 до 30%. Одна из основных проблем, с которыми сталкивается предприятие при выходе на внешний рынок это недостаточное информационное обеспечение. Поэтому в статье рассмотрены вопросы о том, какую информацию хотят получать предприятия и как это можно реализовать на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидорова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия»

УДК 338.24

Е.Ю. Сидорова

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Россия, как и развитые страны, использует

экспортоориентированную модель развития экономики. По степени открытости экономики Россия соответствует мировым стандартам.

Однако российский экспорт имеет сырьевую направленность, в то время как в мировом экспорте доля высокотехнологических товаров за 20 лет возросла с 20 до 30%. Одна из основных проблем, с которыми сталкивается предприятие при выходе на внешний рынок - это недостаточное информационное обеспечение. Поэтому в статье рассмотрены вопросы о том, какую информацию хотят получать предприятия и как это можно реализовать на практике.

E.Yu. Sidorova

INFORMATION SUPPORT OF FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY MANAGEMENT

OF AN ENTERPRISE

As many developed countries Russia uses export-oriented model of economy growth and development. Russia meets the world standards on the level of economy openness. However, export from Russia consists mainly of raw materials, while during the past 20 years the share of the advanced technology goods in world export has risen from 20% to 30%. One of the main problems enterprises face while entering the world market is the lack of information support. The paper gives an overview what information the enterprises look forward to get and the ways it could be realized.

Для развития внешнеэкономической деятельности группа промышленно развитых стран используют политику открытости экономики. Необходимо отметить, что Россия также избрала этот путь и в качестве модели развития использует экспортоориентированную модель. Данные утверждения нашли воплощение в таких известных программных документах, как «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» (Фонда «Центр стратегических разработок»), «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и др.

Основными показателями, характеризующими степень открытости экономики, являются экспортная, импортная и внешнеторговая квоты. В 1913 году экспортная квота России (иными словами, процентное отношение товарного экспорта к ВВП) составляла 10,4%. В советские годы, когда СССР практически самоизолировался, она упала до 0,5%. А сегодня поднялась почти до 15%. Импортная квота, в свою очередь, достигла почти 12%. Это означает, что через товарообмен с внешним миром проходит почти треть российского ВВП. Соответствующий показатель для развитых стран - 42%, для стран с

переходной экономикой - 32%. Таким образом, по степени открытости в экономике Россия соответствует мировым стандартам. Однако не все так хорошо на практике. Основная проблема - это сырьевая направленность российского экспорта, в то время как в мировом экспорте доля высокотехнологических товаров за 20 лет возросла с 20 до 30%. Для России характерно увеличение доли экспорта минеральных продуктов с 57,8% (в 2004 г.) до 64,0% (в 2007 г.), за этот же период доля машин, оборудования и транспортных средств сократилась на 2,2% и составила 5,6% в 2007 г. В 2007 году на минеральные продукты и металлы, драгоценные камни и изделия из них приходилось 78,2%. Ситуация в Саратовской области несколько хуже, чем в целом по стране. Так, минеральное топливо и нефтепродукты в 2006 г. составляли 73 % от общего объема экспорта, черные металлы -3% и оборудование и механические устройства, электрические машины и оборудование -2,6%. А общеизвестно, что наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции.

Отечественная промышленность утратила способность развивать многие современные технологии и производства. Ее доля в мировом производстве технологичной продукции ничтожно мала и не превышает в настоящее время 0,3% (США - 36%, Япония

- 30%).

Таким образом, большинство развитых стран используют теорию «технологического разрыва», которая предполагает, что развитие торговли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками.

В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это - главное, что будет определять масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей, оказывая позитивное влияние на динамику и пропорции развития как внутренней, так и внешней экономики страны. Проблема связана с формированием качественной структуры экспортного потенциала российской промышленности. Она заключается в том, что около 2/3 международного товарооборота по стоимости приходится на готовую продукцию и лишь 1/3 - на сырьевые товары, при этом сохраняется тенденция дальнейшего увеличения удельного веса готовых изделий и сокращения доли сырья в мировом производстве и международной торговле. В структуре российского экспорта наблюдается обратная динамика. Следовательно, качественный скачок в развитии экспортного потенциала должен произойти именно в секторе промышленных предприятий, производящих готовую продукцию.

Но не надо забывать и о том, что в ряде отраслей обрабатывающей промышленности имеется существенный экспортный потенциал, который не может быть реализован вследствие существенных торговых барьеров. Согласно официальным данным, против товаров России на мировом рынке в конце 2006 г. применялись 106 дискриминационных мер. Ежегодный прямой ущерб от них оценивался в 2 млрд. долл., а с учетом косвенных негативных последствий - почти в 4 млрд. Среди этих мер преобладают антидемпинговые пошлины (48 случаев), менее распространенными являются: технические барьеры (11), количественные ограничения (9), а также

ограничения административного характера (8) и др. Кроме того, в этот период проводились 9 новых антидемпинговых и 7 специальных защитных расследований (они могут завершиться установлением дополнительных ограничительных мер) [1].

Но это не единственные проблемы, с которыми сталкиваются экспортеры, среди основных можно выделить следующие:

1. Информационное обеспечение;

2. Инфраструктура транспорта;

3. Повышение эффективности работы таможенных органов;

4. Подготовка в области ведения бизнеса;

5. Отсутствие государственной поддержки развития экспорта.

Мировой опыт показывает, что действенной мерой по поддержке предприятий, работающих на экспорт, является оказание информационного, консультационного, маркетингового и технического содействия экспортерам, а также таможенно-тарифное стимулирование экспортной деятельности, обеспечивающее экспортерам беспошлинный доступ к необходимым ресурсам.

Остановимся более подробно на проблеме информационного обеспечения. Рассмотрим, какие институты способны предоставить необходимую информацию предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.

Во-первых, это Министерство экономического развития и торговли (далее -МЭРТ), которое является основным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования внешней торговли. На представительства МЭРТ возложены функции по оказанию методической и организационной помощи экспортерам. Однако, при проведении исследования, здесь были выявлены определенные проблемы. Например, в Саратовской области, насчитывающей около 300 предприятий-экспортеров, которые в совокупности дают объем экспорта около 1,5 млрд. долл. США в год, представительство МЭРТ состоит из двух штатных единиц специалистов. Объективно, без сложных экономических подсчетов, ясно, что в такой ситуации представительство не может в полном объеме справиться с задачей по оказанию методической и организационной помощи.

Хроническое недофинансирование, отсутствие необходимых помещений, наислабейшее информационное обеспечение, недостаточно «узаконенный» статус представительства на региональном уровне также не позволяют ему осуществлять активное стимулирование экспортной деятельности.

Во-вторых, это Торгово-промышленная палата (ТПП). Но, как показывают опросы, лишь 20% предприятий обращаются за помощью в ТПП по Саратовской области.

Статистика показывает, что в 70% случаев невозврата валютных или материальных средств из-за рубежа основной причиной является отсутствие информации о зарубежном партнере. И это тоже связано с проблемой недостаточности информации.

Кроме того, 4,4% опрошенных сталкиваются с проблемой оформления

необходимой документации и это тоже недостаточность информации. Многие предприятия среди основных проблем называют длительное и запутанное таможенное оформление - 19% опрошенных. Причина этому - недостаточная работа таможенных органов по информированию экспортеров и импортеров. Поэтому третьим органом, способным помочь в информационном обеспечении предприятия, является таможенная служба.

Но следует отметить, что информировать участников внешнеэкономической деятельности должны не только таможенные, но и налоговые органы. Согласно налоговому законодательству, участники внешнеэкономической деятельности обязаны уплачивать таможенные платежи, а статья 164 НК РФ разрешает уплачивать НДС по ставке 0% по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также товарам, помещенным под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. И здесь из-за недостатка информации возникают проблемы у 23,3% опрошенных предприятия.

Все это доказывает наличие исследуемой проблемы, но возникает вопрос о характере информирования предприятия. Как показывают опросы предприятий, они хотели бы получить помощь ТПП по Саратовской области по следующим направлениям в части информационного обеспечения:

1. Предоставление информации о тендерах - 4,5% опрошенных;

2. Предоставление информации о потенциальных потребителях продукции, потенциальных конкурентах в России и за рубежом - 5,5% опрошенных;

3. Информационные услуги - 6,7% опрошенных.

Среди видов помощи наибольший интерес представляет для предприятий - поиск партнеров, содействие в продвижении продукции, в расширении рынков сбыта - 22% опрошенных.

Здесь возникает вопрос о сборе и предоставлении информации о потенциальных зарубежных и отечественных потребителях. Многие фирмы не могут позволить себе содержать собственную маркетинговую службы и им дешевле и проще обратиться в ТПП.

Но фирмы испытывают нехватку информации о конъюнктуре мировых товарных рынков, о динамике мировых цен на отдельные товары. Важной информацией для любого предприятия являются сведения о проводимых выставках и ярмарках, тем более что ближайший наш сосед - Германия, которая создала крупную выставочную индустрию.

И особый интерес для саратовских и российских предприятий представляет выставка в Ганновере, так как именно здесь проходят крупнейшие в мире выставки в области промышленности, автоматизации и инноваций.

Поэтому для решения вышеозначенных задач возможно создание и обеспечение функционирования системы внешнеторговой информации и системы представительств совместно с МЭРТ и уполномоченными региональными органами исполнительной власти.

По мнению автора, создание системы внешнеторговой информации является важнейшим условием развития экспорта.

Эффективно работающая система внешнеторговой информации, при использовании ее промышленными предприятиями, могла бы позволить последним существенно повысить свои экспортные возможности.

Особое внимание необходимо уделить созданию федеральной базы данных (собирая и обобщая данные со всех регионов) по зарубежным компаниям, включая СНГ, которые ведут сотрудничество с отечественными предприятиями, с целью определения и контроля их надежности с точки зрения деловой репутации и выполнения договорных обязательств для накопления, анализа и распространения данных на ненадежные зарубежные компании. Для реализации этой задачи необходимо совместное эффективное взаимодействие МЭРТ и системы представительств с таможенными, налоговыми органами, уполномоченными банками, ТПП. Возможность получения предприятиями доступа к подобной базе данных могла бы существенно снизить риски экспортной деятельности.

Следует использовать имеющийся положительный опыт функционирования при представительстве МЭРТ информационно-консультационных бюро, оказывавших экспортерам различные коммерческие услуги: по поиску партнера, проверке его надежности и платежеспособности, по составлению документов, сопровождающих экспортную операцию, помощь при непоступлении валютной выручки и др. Работа в данном направлении могла бы существенно стимулировать развитие экспортной деятельности.

Помимо обеспечения публичного доступа всех заинтересованных лиц к имеющимся у государства ресурсам внешнеторговой информации, целесообразна организация адресного информирования участников внешнеэкономической деятельности о существующих коммерческих возможностях, проведение рекламно-информационных и разъяснительных акций по различным аспектам внешнеэкономической деятельности, развитие специализированных структур, оказывающих информационно-

консультационные услуги участникам внешнеэкономической деятельности с особым акцентом на малый и средний бизнес.

В сфере внешнеэкономической деятельности роль информации и информационных технологий существенно растет и усложняется, как и методы её сбора, анализа и

обработки. ВЭД предприятия получает одновременно внешнюю информацию (объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынков и их инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков и т.д.) и внутреннюю информацию (совокупность данных, возникающих на объекте в форме учетно-статистической отчетности и оперативной информации (отчеты, договоры, заявки, заказы)).

В рыночной экономике действует правило - чем больше уровень неопределенности, тем большее количество информации следует обрабатывать для достижения необходимого уровня эффективности. Это правило особенно актуально при осуществлении внешнеэкономической деятельности, так как она имеет большой спектр разнообразных рисков.

Но сложность в сборе информации заключается в следующем:

1) большое количество источников информации;

2) неадаптивность информации (она несет в себе особенности и специфические черты культуры, традиций, языка и законов страны происхождения);

3) частая несопоставимость информации из разных источников;

4) риск недостоверности информации;

5) трудности перевода информации, представленной на иностранном языке;

6) высокая скорость устаревания информации;

7) большой объем информации.

Кроме того, накопленную информацию необходимо постоянно анализировать и дополнять недостающими данными.

Важность развития информационных технологий для ВЭД заключается в:

• существенном увеличении скорости обработки и выполнения заказа;

• росте оперативной эффективности (лучшее взаимодействие подразделений при выполнении заказа);

• ускорении обмена и обработки информации и, следовательно, принятия решений;

• более быстром реагировании на изменения внешней среды;

• снижении издержек (удельные издержки на использование информационных систем значительно ниже таковых при использовании традиционных методов);

• высокой оперативности получения и размещения информации;

• доступности и простоте пользования (обращение к терминалам становится все более простой задачей, доступной пользователям в разных странах);

• широте подхода (современные информационные системы позволяют легко преодолеть территориальные и пространственные границы между государствами).

Инструментами ВЭД в данном случае являются:

- корпоративный сайт;

- лучшее взаимодействие предприятия, поставщиков и покупателей, за счёт использования новых возможностей:

«Ьштевв^о-ЬштеББ» - международные электронные биржи и тендерные площадки (е-ргосигешеп1;); сайты экспортеров и импортеров; производителей услуг, в том числе и информационных; инфраструктурных компаний (транспорта, связи, и т.д.);

«ЬштевБ^о-сопвишег» - с их помощью реализуется деятельность Интернет-магазинов, сервисных центров, а также компаний, реализующих консультационные и информационные услуги, особенно при международном обмене;

«сопБишег^о-ЬшшевБ» - оперативная информационная поддержка бизнеса, как, например, рекламные организации, аналитические центры, справочные агентства, Интернет-компании, информационные базы данных и т.п.;

- международные отраслевые ассоциации и союзы;

- доступ к всевозможной маркетинговой, правовой и иной бизнес-информации.

Особенность внешнеэкономической информации - это множественный характер ее

поступления. Можно выделить, по меньшей мере, 5 групп поставщиков информации:

1) поставщики;

2) покупатели;

3) посредники;

4) органы исполнительной и законодательной власти;

5) кредитные организации.

Важно собрать информацию в едином центре и направить ее в общую информационную систему предприятия.

На наш взгляд, идеальным вариантом является создание общей информационной системы на предприятии, а также создание локальной сети на предприятии, с помощью которой все отделы имели бы доступ к этой системе и могли обмениваться информацией друг с другом.

Основное условие - это ограничение доступа лиц к информации. Но ввод информации должен осуществляться всеми участниками информационного обмена без ограничений.

В последнее время растет интерес к использованию современных информационных технологий для автоматизации внутрикорпоративных и управленческих взаимодействий. Это обусловлено ориентацией таких систем на решение следующих актуальных проблем корпоративного управления:

• повышение эффективности достижения целей производства;

• сокращение количества бумажных документов;

• создание единой информационной среды для поддержания процессов принятия согласованных решений;

• создание условий для стимулирования деятельности каждого работника за счет групповой деятельности;

• повышение качества принимаемых решений за счет анализа множества альтернатив;

• повышение надежности исполнения принятых решений.

В корпоративную информационную систему должны быть интегрированы средства многомерного анализа данных, средства описания, анализа и моделирования бизнес-процессов. Принципиально важным при построении такой системы является системный сбалансированный подход. Такой подход позволит преодолеть недостатки существующих автоматизированных информационных систем, построенных по принципу автоматизации отдельных задач. Системный сбалансированный подход к построению автоматизированной информационной системы позволит существенно расширить возможности системы по представлению и обработке различной информации и устранит функциональные барьеры, позволяя получить более полное и адекватное представление о сложной системе - предприятии.

Говоря о физической реализации выделенных логических блоков, следует отметить, что корпоративная информационная система строится как единый комплекс программно-технических и организационных решений, охватывающих все производственные, технологические, финансовые и хозяйственные процессы, объединяя все подразделения предприятия в единое информационное пространство. Комплексная автоматизированная информационная система предприятия обязательно предполагает наличие внутри предприятия единой корпоративной сети передачи данных, связывающей все структурные подразделения.

Практически все крупные корпорации начали применять в своих управленческих процессах локальные и глобальные компьютерные сети. Появились комплексы программных средств для решения производственных задач на новом уровне. Наиболее развитые корпоративные системы объединяют в себе большую совокупность технологий управления. В их число обычно включают информационные технологии:

• согласованного синергетического управления частями корпорации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управления и средства организации работы групп менеджеров с совместно используемыми данными в рамках локальных и глобальных компьютерных сетей;

• документарно-ориентированных баз данных, позволяющих хранить информацию произвольного формата, включая текст, графику;

• управления документооборотом;

• маршрутизации документов;

• электронной почты;

• календарного планирования;

• защиты информации.

Идеальным для предприятия является вариант, когда все эти логические модули входят в состав единого программного комплекса на основе универсального хранилища данных, что позволяет различным отделам предприятия обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом. В результате интеграции всех подразделений предприятия в единой информационной системе каждый её пользователь получает преимущества, которые обусловлены не только его собственными действиями, но и работой его коллег. Таким образом, достигается синергетический эффект, который проявляется в том, что каждый получает от системы существенно больше информации, чем вкладывает сам. Следовательно, отдача от системы существенно повышается для каждого члена команды.

Другой важно проблемой является возможность автоматизации бизнес-процессов на предприятии. Для России характерны:

1) интеграция информационной системы путем объединения локальных пользовательских мест с помощью интерфейсных программ;

2) проектирование интегрированной системы с нуля, предусматривающее её внедрение общими силами предприятия и фирмы-консультанта;

3) внедрение программных пакетов корпоративных информационных систем.

В международной классификации деловых программ различаются следующие классы управленческих систем, которые в том или ином объеме представлены на отечественном рынке:

> АРМ (автоматизированное рабочее место);

> MRP (Material Resource Planning - планирование материальных ресурсов);

> ERP системы (Enterprise Resources Planning) - охватывают ресурсы в широком понимании: и материальные потоки, и денежные средства, и трудовые ресурсы.

Необходимость информационного обеспечения подтверждается и тем фактом, что 21 февраля 2008 г. в «Российской газете» появилось сообщение, что Росфиннадзор возьмет под контроль контракты по внешнеэкономическим сделкам [2]. Летом 2007 г. Росфиннадзор подписал соглашение с ЦБ об информационном взаимодействии по вопросам валютного контроля. И теперь Банк России будет регулярно направлять в службу информацию из коммерческих банков о нарушениях их клиентами валютного законодательства, а Росфиннадзор - ее обрабатывать и вычленять из общего массива нарушений. Отладить работу программного обеспечения он надеется уже к концу марта 2008 г. Таким образом, идет постепенное создание единой информационной базы по предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность на уровне государственных органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы и перспективы участия России в ВТО // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2007. № 122. С. 4.

2. Кукол Е. Росфиннадзор возьмет под контроль контракты по внешнеэкономическим сделкам // Российская газета. Центральный выпуск № 4594 от 21 февраля 2008 г. http://www.rg.ru/2008/02/21/finrazvedka.html

Сидорова Елена Юрьевна -

кандидат экономических наук, доцент Саратовского института (филиала)

Российского государственного торгово-экономического университета

Статья поступила в редакцию 22.11.07, принята к опубликованию 15.01.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.