Научная статья на тему 'Развитие малых предприятий в сфере международного бизнеса'

Развитие малых предприятий в сфере международного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТЕХНОПАРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина Ольга Владимировна, Ермилов Игорь Сергеевич, Порошин Юрий Борисович

В статье анализируется практика экспортной деятельности предприятий Саратовской области с акцентом на развитие малого предпринимательства как важной составляющей становления отечественной экономики. Выявлено, что в 2016 г. 73% объема экспорта предприятиями Саратовской области обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья. Продукция химической промышленности составила 47% стоимостного объема экспортных поставок в общей структуре экспорта предприятиями Саратовского региона.Проанализированы факторы, влияющие на развитие внешнеторговой деятельности предприятий малого бизнеса, к числу которых следует отнести меры поддержки со стороны государственного аппарата и увеличение спроса на малый бизнес на основе организационной подготовки. Отмечено, что эффективность экспортно-импортной деятельности предприятий и создание импортозамещающих производств возможно за счет применения таможенных процедур, предусматривающих льготы и упрощения. Кроме того, выделены преимущества современных информационных таможенных технологий, которые позволяют ускорить совершение таможенных операций путем осуществления выпуска декларации на товар без непосредственного участия таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малых предприятий в сфере международного бизнеса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

II

Olga Vladimirovna Alyokhina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Igor Sergeyevich Ermilov,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Yury ^ Borisovich Poroshin,

Doctor in Economics,

professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338

Ольга Владимировна Алёхина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

olgal978kowsw2012@yandex.ru

Игорь Сергеевич Ермилов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

i-ermilov@marya.ru

Юрий Борисович Порошин,

доктор экономических наук, профессор кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

1>2<» poroshin@ssea.runnet.ru

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

В статье анализируется практика экспортной деятельности предприятий Саратовской области с акцентом на развитие малого предпринимательства как важной составляющей становления отечественной экономики. Выявлено, что в 2016 г. 73% объема экспорта предприятиями Саратовской области обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья. Продукция химической промышленности составила 47% стоимостного объема экспортных поставок в общей структуре экспорта предприятиями Саратовского региона.

Проанализированы факторы, влияющие на развитие внешнеторговой деятельности предприятий малого бизнеса, к числу которых следует отнести меры поддержки со стороны государственного аппарата и увеличение спроса на малый бизнес на основе организационной подготовки. Отмечено, что эффективность экспортно-импортной деятельности предприятий и создание импортозамещающих производств возможно за счет применения

таможенных процедур, предусматривающих льготы и упрощения. Кроме того, выделены преимущества современных информационных таможенных технологий, которые позволяют ускорить совершение таможенных операций путем осуществления выпуска декларации на товар без непосредственного участия таможенных органов.

Ключевые слова: экспорт, таможенные процедуры, малые предприятия, импортозамещение, технопарки.

DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL BUSINESS

The article analyzes export activity of enterprises in the Saratov region with an emphasis on the development of small business as an important component of the growth of the Russian economy. It is concluded that in 2016 trade with non-CIS countries accounted for 73% of the exports of enterprises of the Saratov region. Chemical industry accounted for 47% of the value of exports in the total export structure of enterprises in the Saratov region.

The authors analyze factors that stimulate the participation of small businesses in foreign trade including measures of state support and increase in demand for small business through organizational training. It is noted that better efficiency of export-import activities and growth of import-substituting industries can be achieved through using customs measures such as preferential customs treatment and customs privileges. In addition, the advantages of using modern information technologies that streamline and speed up customs operations by issuing customs declarations without direct involvement of customs authorities are highlighted.

Keywords: export, customs procedures, small enterprises, import substitution, technoparks.

В последние годы динамика развития малого бизнеса оставляет желать лучшего, а его доля в экономике страны снижается. В развитых странах вклад малых предприятий в экспорт довольно значителен и составляет до 35%, а в Китае - более 50%. В современных условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры, обострения геополитических проблем возникает необходимость повышения экономической безопасности страны [7, с. 99]. Хотя топливно-энергетические товары составляют более 50% национального экспорта, сырье постепенно замещается металлами, продукцией химической промышленности и сельского хозяйства, машинами и оборудованием. В настоящее время пищевая и фармацевтическая промышленность, а также сельское хозяйство являются наиболее конкурентоспособными отраслями российской экономики на мировом рынке.

Анализ экспортной деятельности предприятий Саратовской области показал следующее. Во-первых, география экспортных поставок ориентирована не только на рынки стран СНГ, но и на страны дальнего зарубежья. Так, за первое полугодие 2017 г. объем экспортных поставок предприятий Саратовской области в страны дальнего зарубежья составил более чем 550 млн долл., а в страны СНГ - 257,6 млн долл. с учетом взаимной торговли Российской Федерации со странами ЕАЭС. 73% объема экспорта обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья. В число основных экспортеров в 2016 г. вошли следующие предприятия: АО «Апатит», ООО «Саратоворгсинтез», АО «Аткарский МЭЗ», ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-Спб», АО «Рузхиммаш», ООО «Бош Пауэр Тулз», ЗАО «Плайтерра», АО «Жировой Комбинат», ООО « Роберт Бош Саратов», ООО «Волжский Терминал» и др.

Во-вторых, соотношение основных групп товаров в товарной структуре экспорта выявило, что 47% стоимостного объема экспортных поставок предприятиями Саратовской области, Пензенской области и республики Мордовия составила продукция химической промышленности, продовольственные товары и сырье -27%, машины, оборудование и транспортные средства - 15%, металлы и изделия из них - 5%, древесина и

целлюлозно-бумажные изделия - 2%. По сравнению с 2015 г. объем экспорта товаров 28-40 группы ТН ВЭД ЕАЭС (продукция химической промышленности) уменьшился на 24%, экспорт продовольственных товаров и сырья - товары 01-24 группы ТН ВЭД, наоборот, увеличился на 27%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств уменьшился на 45%, экспорт металлов и изделий из них (товары 72-83 группы ТН ВЭД) уменьшился на 6%, экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий уменьшился на 3% [4].

В-третьих, анализ деятельности предприятий-экспортеров показывает, что поставки в страны дальнего зарубежья сопряжены с необходимостью подтверждения соответствия производства и продукции требованиям международных стандартов, а также со значительными организационными затратами, что является тормозом, в частности, для малых предприятий, не рассматривающих экспортную деятельность как основную, ввиду ее высокой стоимости. Поэтому большинство мелких экспортеров поставляют продукцию в страны СНГ, у большинства малых предприятий нет стабильного роста.

Малое предприятие нуждается и в поддержке существующей инфраструктуры, и в поддержке со стороны государства. В настоящее время основные усилия в сфере поддержки экспортной деятельности малых предприятий направлены на обеспечение эффективной работы единого института поддержки экспорта - акционерного общества « Российский экспортный центр». Дальнейшее формирование инфраструктуры поддержки экспорта на региональном уровне осуществляется через центры координации поддержки экспорта [10]. Этого недостаточно для активного развития малого предпринимательства.

Малые предприятия не стремятся к проведению эффективных операций ВЭД, осуществляя в основном только прямые поставки на внешний рынок. Необходимо стимулировать предприятия к использованию таких форм осуществления ВЭД, в том числе с использованием механизмов международной кооперации, которые позволят учитывать преимущества, предоставляемые новым таможенным законодательством ЕАЭС.

Как показывает мировая практика, налоговое стимулирование и поддержка несырьевых отраслей дает возможность встроить отечественный средний и малый бизнес в глобальную производственную цепочку, что положительным образом влияет на рост объема экспорта отечественных товаров.

Использование экономических таможенных процедур и современных таможенных технологий позволяет значительно снизить затраты на осуществление внешнеэкономических операций и сократить время на их осуществление. Анализ деятельности Саратовской таможни показал, что наибольшее количество деклараций подается при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления - более 70%, второе место традиционно занимает таможенная процедура экспорта - чуть менее 30%. Наименьший удельный вес в совокупности занимают такие таможенные процедуры, как: временный ввоз, переработка вне таможенной территории, таможенный склад, реэкспорт и реимпорт, беспошлинная торговля и др.

Повысить эффективность экспортно-импортной деятельности предприятий и способствовать созданию импортозамещающих производств возможно за счет таможенных процедур, предусматривающих льготы и упрощения: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз.

Стимулировать ввоз импортного оборудования возможно через использование таможенной процедуры временного ввоза (допуска) для ввоза технологического оборудования и использования его в производственных целях. В современных условиях международный лизинг в России - это реальная форма финансирования обновления основных фондов предприятий [3, с. 10]. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза предприятие уплачивает 3% суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

По данным министерства промышленности и энергетики Саратовской области производство сыров в Саратовской области на 100% обеспечено местным сырьем, а удовлетворение необходимого объема спроса на сыр у местных потребителей в расчете на душу населения только на 20% обеспечивается за счет готовой продукции (сыра) местного производства. На примере договоров международного финансового лизинга рассмотрим применение таможенной процедуры временного ввоза при поставках импортного оборудования для молочной промышленности.

С целью сокращения доли импорта сыра в общем объеме потребления необходимо техническое переоснащение производственных мощностей сыродельных заводов, так как импортозамещение - это снижение импорта товаров за счет увеличения их производства в стране.

Рассчитаем примерные расходы по таможенным платежам при приобретении лизинговой компанией либо самим производителем импортного оборудования с учетом помещения под таможенную процедуру временного ввоза по договору международного финансового лизинга на примере импорта оборудования по изготовлению молочных продуктов под процедурой временного ввоза. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте).

Молочное оборудование относится к товарным позициям 8419 и 8434 ТН ВЭД ЕАЭС. В примечаниях к 84-й товарной группе сказано, что положения Основного правила интерпретации 2а применимы к машинам, перемещаемым через таможенную границу отдельными партиями. К машинам для обработки молока относятся гомогенизаторы, аппараты для пастеризации, стассанизации или стерилизации, аппараты для производства сгущенного и сухого молока, машины для формования масла с целью придания ему товарного вида, сыродельные машины охладители молока, сепараторы молочные, фильтр-прессы и прочее оборудование.

Оборудование линии для производства полутвердых сыров является технологическим оборудованием, ввоз которого освобождается от уплаты НДС. При помещении иных товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 8434200000, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления величина подлежащих уплате таможенных платежей составит 2 575 080 руб. при стоимости оборудования 300 000 евро и валютном курсе 1 евро = 57 руб. при ввозе оборудования.

При помещении под таможенную процедуру временного ввоза сумму таможенных платежей можно разбить на 34 месяца рассрочки и выплачивать сумму НДС ежеквартально по 75 000 руб. в месяц, что является значительной экономией денежных средств инвестора при уплате таможенных платежей и в последующем налоговых платежей за оборудование, поставляемое по договорам международного финансового лизинга. Кроме того, преимуществами применения лизинговых схем являются налоговые льготы по уплате налогов на прибыль и налога на имущество [9, с. 25].

Процедура переработки иностранной продукции на таможенной территории могла бы стать важным направлением и механизмом стимулирования и развития производственного и экспортного потенциалов отечественных предприятий машиностроения [8, с. 71].

Таким образом, в целях сокращения величины уплачиваемых таможенных платежей при ввозе импортных товаров, в том числе в целях развития импортозамещающих производств участникам ВЭД рекомендуется расширить применение экономических таможенных процедур, в том числе временного ввоза и возможности пользования временно ввезенным оборудованием с минимальными материальными затратами, с рассрочкой уплаты таможенных платежей. Выбор и применение разных вариантов по заявлению таможенного режима способствует созданию условий для оптимального передвижения товаров через таможенную границу с минимизацией временных и денежных затрат участника ВЭД [1, с. 41].

Основные усилия таможенных органов в настоящее время направлены на применение прогрессивных информационных технологий, фактические показатели по переходу на 100%-ное электронное таможенное декларирование товаров достигнуты к 2014 г. в полном объеме [2, с. 104]. Автоматический выпуск товаров -это современная технология, применяемая в таможенной сфере, которая позволяет ускорить совершение таможенных операций путем осуществления выпуска декларации на товар без непосредственного участия таможенных органов [5, с. 32].

Алгоритм технологии автоматического выпуска можно представить следующим образом:

1. Электронная декларация поступает в таможенный орган.

2. Устанавливается возможность применения автоматического выпуска.

3. Проверяется уплата всех необходимых таможенных платежей.

4. Происходит проверка с использованием системы управления рисками. В случае невыявления рисков, программа автоматически запрашивает все необходимые для выпуска документы.

5. После предоставления участником ВЭД всех документов производится сопоставление сведений, указанных в декларации, со сведениями товаросопроводительных документов и осуществляется выпуск.

В странах Европы и США технология автоматического выпуска широко распространена и применяется уже продолжительное время. К примеру, в США доля автоматического выпуска составляет 61%.

В ходе анализа был произведен ряд экспериментов по применению технологии автоматического выпуска товаров и сделаны следующие выводы:

1) в автоматическом режиме без участия таможенных органов могут быть выпущены только товары, помещаемые под процедуру экспорта без взимания экспортных пошлин и применения запретов и ограничений, и в отношении которых не сработала СУР (примерно 30% всего объема деклараций);

2) благодаря технологии автоматического выпуска таможенные органы могут фокусировать свое внимание на рисковых поставках.

До 2015 г. предполагалось увеличение автоматического выпуска деклараций на 40-50% и сокращение время оформления в несколько раз к 2015 г. Но согласно статистическим данным, представленным на 2016 г. Федеральной таможенной службой РФ, в таможенных органах с применением технологии автоматического выпуска в 2015 г. было выпущено 1399 экспортных электронных деклараций, что составляет менее 1% от общего количества выпущенных деклараций в 2015 г. [4].

26 декабря 2016 г. на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни была подана декларация на товары, помещаемые под таможенную процедуру « Выпуск для внутреннего потребления», которая по факту проверки программным средством впервые в России была автоматически зарегистрирована и выпущена.

Ранее, в 2016 г., на Саратовской таможне была внедрена автоматическая регистрация и автоматический выпуск экспортных деклараций. За 12 месяцев прошедшего года было автоматически зарегистриро-

вано более 7 тысяч экспортных ДТ, что составляет более 50% от общего количества поданных деклараций на вывозимые товары. Причем в 4-м квартале он достиг уровня 70%.

При законодательно отведенных на регистрацию ДТ 2 часах автоматическая регистрация ДТ проходит менее чем за минуту, а автоматический выпуск экспортных ДТ составляет 4 минуты, что при отведенных 4 часах сокращает временные затраты в 60 раз.

Внедрение новых технологий позволяет участникам внешнеэкономической деятельности многократно сократить непроизводственные временные и материальные издержки, увеличивает прозрачность таможенных операций. Это позволят таможенным органам осуществлять свои функции в соответствии с действующими в таможенной сфере мировыми стандартами.

Необходимо также стимулирование развития производственных площадей для выпуска высокотехнологичных и импортозамещающих продуктов, ориентированных, в том числе на экспорт. Развитие таких производств возможно на базе технопарков. Разработка указанных продуктов является важным условием внедрения в практику ВЭД прогрессивных форм. В этой системе малые предприятия могут выступать в качестве субконтракторов крупных предприятий с использованием свободных мощностей и технологий крупных производителей. Создание технопарка на базе предприятий электронного машиностроения с организацией малых инновационных предприятий позволит повысить экспортный потенциал региона и увеличить размер высокотехнологичного экспорта.

Чтобы привлечь дополнительные средства со стороны иностранных инвесторов, государству необходимо повышать эффективность инвестиций в рамках территорий опережающего социально-экономического развития. Привлечение инвестиций в ТОЭСРы является ключевой задачей правительства РФ и территориальных органов государственной власти в современных экономических условиях. Для ТОЭСР предусматриваются виды экономической деятельности, при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОЭСР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности. Для управления территории опережающего развития создается управляющая компания в форме ОАО со 100%-ным государственным капиталом. Компетенция этой компании предусмотрена максимально широкая: застройщик территории, обеспечение функционирования инфраструктуры, оказание услуг, необходимых для деятельности резидентов, в том числе бухгалтерских, юридических, таможенных и услуг многофункциональных центров, а также технического подключения к сетям общего пользования и другие полномочия. Согласно закону, в ТОЭСР предусмотрен широкий спектр льгот, в том числе и налоговых. Вместе с тем, несмотря на предлагаемый в ТОСЭР широкий спектр льгот, все еще остается ряд некоммерческих рисков, которые тормозят развитие малого и среднего предпринимательства на данных территориях.

На территории Саратовской области действует более 3 тысяч малых предприятий, что составляет 7% от общего количества мелких предприятий Приволж-

ского федерального округа. Это значительно меньше, чем, например, у Самарской и Нижегородской областей. Вклад малого бизнеса в экономику существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран.

Предприниматели продолжают сталкиваться с огромным количеством проблем, таких как: недоступность кредитов, сложность бюрократических процедур и др. Это свидетельствует о том, что еще недостаточно активно государство участвует в организации развития малого предпринимательства. Основными факторами развития малого бизнеса может быть увеличение спроса на малый бизнес на основе организационной подготовки [6, с. 160]. Именно рост спроса на предпринимательскую деятельность сможет поднять отечественную экономику. Необходимо создать систему организационных условий развития малого бизнеса с использованием информационно-сервисной инфраструктуры. С целью более активного развития предпринимательства руководителям регионов и страны необходимо пересмотреть функции министерств и ведомств, наделив их обязанностью разработки предложений по развитию предпринимательства и оценивать их работу по реализации программ развития. Программы предложений по развитию предпринимательства должны разрабатываться на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом). Основным элементом такой программы должны быть предложения по производству продукта (услуги) и его частей с указанием основных технических и коммерческих характеристик продукта: наименование продукта, цена, объем потребления на рынке и др. Необходимо представить эту информацию в открытом доступе, например на базе Портала малого и среднего предпринимательства Саратовской области, сайта Министерства экономического развития, Министерства промышленности или на основе Бизнес-навигатора корпорации МСП, где аккумулируется статистическая информация по субъектам малого бизнеса. Разработанный проект по производству продукции необходимо рассматривать на заседаниях экспертных групп соответствующих министерств и ведомств с предоставлением мер поддержки.

Но для обеспечения непрерывного развития малого бизнеса во внешнеэкономической сфере необходимо перейти от хаотичного, монетарного к системному, целенаправленному, организованному подходу развития малого бизнеса на основе создания системы организационных условий развития малого предпринимательства с использованием информационных технологий. Основным элементом этой системы являются предложения по производству продукта (услуги) с указанием технических, коммерческих и прочих характеристик данного продукта (услуги). А для предприятий, выходящих на внешний рынок, необходимо иметь информацию о стране экспорта/импорта и коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Разработка таких предложений производится соответствующими министерствами, ведомствами ТПП и таможней с использованием их ресурсов и широким привлечением специалистов предприятия и вузов.

Оценка деятельности министерств и ведомств должна осуществляться по показателям развития

малого предпринимательства в данной отрасли. Разработанные предложения помещаются на соответствующий информационный портал, что обеспечит их открытый доступ для желающих заняться предпринимательской деятельностью. Такой подход обеспечит спрос на малый бизнес. А потребности у людей есть, необходимо лишь обеспечить организационные условия развития предпринимательства.

Именно рост спроса на предпринимательскую деятельность сможет поднять отечественную экономику. При таком подходе предприниматель будет работать более целенаправленно, сможет объективно оценить свои возможности по производству продукта (услуги), по кооперации с поставщиками и потребителями. А привлечение к разработке предложений специалистов, инженеров позволит повысить престиж инженерной деятельности, создаст условия развития для развития спроса на конструкторов и технологов. Разговоров о престиже инженерных специалистов много, но они не подкрепляются конкретными делами, мы не включаем их в процесс предпринимательской деятельности. Предпринимателю необходима не столько монетарная поддержка его начинаний, сколько организационная поддержка со стороны исполнительных органов власти.

1. Алёхина О.В. Выбор таможенного режима участником внешнеэкономической деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 4. С. 39-41.

2. Алёхина О.В. Маркетинговый мониторинг рынка таможенных услуг // Научная мысль и современный опыт в решении системных проблем развития: сб. науч. тр. по итогам науч.-исслед. работы ученых Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» по итогам 2013 года / Н.С. Яшин (отв. ред.). Саратов, 2014. С. 114.

3. Алёхина О.В. Международный финансовый лизинг как метод финансирования деятельности российских предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2005.

4. Алёхина О.В. Финансирование инвестиционной деятельности на основе лизинга. Саратов, 2003.

5. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.

6. Ермилов И.С., Порошин Ю.Б. Организационные условия развития малого предпринимательства // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 1 сентября, 2017 г.). Чебоксары: Интерактив-плюс, 2017. С. 77-79.

7. Игнатьева Г.В. Таможенное регулирование как инструмент экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 99-105.

8. Смирнова И.А., Круглов В.С. Таможенное регулирование и поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 69-72.

9. Травкина Е.В., Капитанец М.Э. К вопросу об устойчивости банковского сектора в современных условиях // Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 4. С. 75-83.

10. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. иР1_: Ь|Нр://сиз1отз.ги/1п<ех.рЬ|р?орйоп=сот_соп1еп1&у1е \«=Э|1ю1е&й=22484:2016-01-26-08-06-36&саШ=40:2011-01-24-15-02-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.