УДК 342
ББК 67.4
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10091
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Павел Анатольевич БЫШКОВ, доцент кафедры муниципального права Юридического института Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы информационного обеспечения муниципального контроля и его влияния на проведение контрольных мероприятий органами местного самоуправления в Российской Федерации. Дается обзор целей и задач информационного обеспечения внутримуниципального контроля. Одним из методов улучшения работы организации контрольной деятельности органов местного самоуправления, исполняющих управленческие функции, представляется использование новых способов контролирования, основанных на принципах оценивания рисков подконтрольных объектов и возможных убытков, что невозможно без введения новых и передовых информационных систем и внедрения их в информационные системы муниципалитетов.
Применяя новые технологические процессы в собственной деятельности, муниципалитетам необходимо создавать персональные интернет-страницы инспекторов и контролируемых объектов, поддерживающие большие базы данных, способные делиться информацией о контрольных мероприятиях, об итогах своей работы как внутри информационных систем, так и на внешних серверах. Органы муниципального контроля для целей информационного обеспечения муниципального контроля в последующем должны создавать и учитывать не только текущую информацию на своих ресурсах, но и предоставлять возможность обжалования в административном и судебном порядках итогов контрольных мероприятий, информация о которых содержится в открытых базах данных.
Ключевые слова: муниципальный контроль, местное самоуправление, информационное обеспечение, информационные технологии, органы местного самоуправления, риск-ориентированный подход.
Annotation. The article deals with topical issues of information support of municipal control and its influence on the implementation of control measures by local governments in the Russian Federation. An overview of the goals and objectives of information support within municipal control is given. One of the methods for improving the performance of control activities of local self-government bodies performing administrative functions is the use of new control methods based on the principles of risk assessment of controlled objects and possible losses, which is not possible without the introduction of new and advanced information systems and their introduction into information systems of municipalities .
Applying new technological processes in their own activities, municipalities need to create personal Internet pages of inspectors and monitored objects that support large databases that can share information about control activities and the results of their work, both inside information systems and on external servers. The bodies of municipal control, for the purposes of informational support of municipal control, should subsequently create and take into account not only current information on their resources, but also provide an opportunity to appeal administrative and judicial procedures for the results of control activities, information on which is contained in open databases.
Keywords: municipal control, local government, information support, information technology, local government, risk-oriented approach.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
Целью информационного обеспечения муниципального контроля является достижение неукоснительного соблюдения фундаментальных принципов осуществления муниципального контроля, установленных нормативными правовыми актами на федеральном, региональном и местном уровнях.
Участниками реализации приоритетной программы реформирования контрольной и надзорной деятельности и улучшения ее технологического сопровождения [9, с. 47—48] при планировании мероприятий по развитию информационных систем на 2018 г. предусмотрено приоритетное финансовое обеспечение мероприятий по автоматизации контрольно-надзорной деятельности. Особенно актуальной для контрольно-надзорных ведомств всех уровней является координация действия с программой цифровизации экономики.
Контрольные органы активно используют в своей работе новые технологии, а именно, формируют личные кабинеты инспекторов и проверяемых лиц, с помощью которых они смогут обмениваться информацией о контрольно-надзорных мероприятиях, их результатах. А в дальнейшем должны быть предусмотрены сервисы самооценки, самодекларирования и обжалования результатов проверки.
Для совершенствования существующего информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности органов местного самоуправления [8, с. 129—130] необходимо в первую очередь детально описать процессы межведомственного взаимодействия и механизмы интеграции информационных систем, не ограничиваясь формальным описанием этих систем. К таким выводам пришел экспертный совет при Правительстве РФ, рассмотрев проект доклада Минэкономразвития РФ с предложениями по развитию информатизации госконтроля. Разработка таких предложений предусмотрена дорожной картой по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
Совершенствование информационных систем — одно из важнейших направлений реформы контрольно-надзорной деятельности; такая задача сформулирована в соответствующем национальном проекте, параметры которого были одобрены на президентском совете.
Планируется, что в 2018 г. современные информационные технологии будут использоваться в 70% видов контроля и надзора, а в 2021 г. — уже в 90%.
Эксперты считают необходимым проанализировать, достаточны ли функциональные возможности существующих информационных си-
стем, и описать цели и задачи информатизации муниципальных услуг, создать реестры нормативной информации [6, с. 41] и, в частности, муниципального контроля. Речь идет о таких системах, как реестры услуг, ГАС «Управление», Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый реестр проверок в ведомственных информационных системах.
Контрольные ведомства обладают большими объемами информации о подконтрольных субъектах [7, с. 15], однако обобщать и анализировать эти данные крайне затруднительно из-за несовершенства информационной составляющей.
Для оценки зрелости той или иной ведомственной информационной системы Экспертный совет предлагает предусмотреть соответствующую методологию и перечень минимальных требований к функциональным возможностям, таким, как интеграция с бумажным документооборотом, автоматизация назначения проверок, использование облачных решений для органов контроля и надзора, автоматизированный обмен данными между ведомствами. Для проведения такой оценки предлагается привлекать экспертное сообщество, общественные советы при ведомствах [10, с. 108], деловые объединения.
Одна из основных задач информатизации — повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов и ее оптимизация.
Без внедрения современных информационных технологий невозможен переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, отмечается экспертами [5, с. 19]. Поэтому эксперты считают необходимым предусмотреть такие направления оптимизации информационной составляющей госконтроля, как информационное обеспечение систем управления рисками, размещение обязательных требований в открытом доступе, сбор аналитической информации по результатам контрольных мероприятий и т.д.
Экспертный совет также предлагает включить в предложения по информационно-аналитическому обеспечению контрольно-надзорной деятельности модуль формирования перечней обязательных требований, соблюдение которых оценивается контролерами с использованием информационно-аналитической платформы.
Чтобы облегчить автоматизацию контроля, по мнению экспертов, нужно рассмотреть хотя бы несколько практических примеров использования информационных технологий в деятельности отдельных контрольно-надзорных ведомств.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
Оптимизация информационных систем в сфере контроля и надзора должна распространяться на региональный и муниципальный уровень, указывают эксперты. Это, в том числе, позволит получать от местного уровня полный объем данных о результатах контрольных мероприятий. Типовое решение для региональных и муниципальных систем должно опираться на специальную организационную модель муниципального контроля.
Для информационного обеспечения проведения муниципального контроля (надзора) должны быть созданы базовые государственные и муниципальные информационные системы в области муниципального контроля (надзора), а также профильные государственные информационные системы в области муниципального контроля (надзора), координирующие взаимодействие между государственной, муниципальной властью и обществом.
Основными задачами государственных и муниципальных информационных систем в области муниципального контроля (надзора) должны стать:
■ информационное сопровождение задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в сфере муниципального контроля;
■ информационное сопровождение научно-методической поддержки муниципального контроля;
■ сбор данных по каждому подконтрольному субъекту;
■ освещение планов по муниципальному контролю на сайтах органов местного самоуправления;
■ освещение информации о результатах про-
водимых проверок контрольными органами местного самоуправления;
■ изучение и анализ итогов деятельности контрольных органов местного самоуправления.
Созданный реестр должен содержать все необходимые сведения согласно специальному закону [1] и подзаконным актам [2; 3] и базироваться на принципах, среди которых особо выделим следующие:
■ доступность данных в национальных информативных базах данных в сфере муниципального контроля;
■ отсутствие дискриминации допуска к данным, содержащимся в национальных ин-
формативных режимах в сфере муниципального контроля;
■ целостность, подлинность, важность данных и оперативность в ее размещении в национальных информативных базах в сфере муниципального контроля;
■ одноразовость ввода схожих данных в контрольной сфере в национальные информативные базы с дальнейшей системой передачи такого рода данных с другими национальными информативными базами;
■ применение справочной, научной, технической информации, требующейся для проведения муниципального контроля;
■ использование общих справочных данных для применения в национальных информативных базах при проведении муниципального контроля;
■ применение уникальной подписи электронного типа при размещении данных в национальных информативных базах в сфере муниципального контроля для совершения важных операций;
■ применение открытости и унификации форматов взаимодействия национальных информативных баз в сфере муниципального контроля и государственного надзора при их совместимости с другими национальными информативными базами;
■ беспрерывность и исправность функционирования национальных информативных баз в сфере муниципального контроля;
■ безопасность программного обеспечения информативных баз в сфере муниципального контроля;
■ предоставление государственной защиты в процессе формирования, модернизации и эксплуатации национальных информативных баз в сфере муниципального контроля.
Следует отметить, что основные национальные базы информации в сферы муниципального контроля включают стандартные сведения в сфере муниципального контроля [4, с. 68], а, кроме того, сведения, создаваемые и применяемые в случаях учреждения и исполнения муниципального контроля вместе с некоторыми органами государственного контроля и надзора.
Оптимизация информационных систем необходима для повышения качества осуществления контрольных и надзорных функций, полу-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
чения с регионального и местного уровня полного объема данных о результатах контрольных мероприятий, анализа и сопоставления результатов эффективности проведения различных видов муниципального контроля.
Одним из способов совершенствования деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные функции, является применение новых подходов контроля, основанных на просчитывании категорий риска и ущерба от него. Очевидно, что организация эффективной системы оценки рисков невозможна без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
В рамках внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности необходимо предусмотреть следующие направления оптимизации информатизации контрольно-надзорной деятельности:
■ порядок размещения, актуализации обязательных требований, проверяемых в ходе контрольно-надзорной деятельности, в открытом доступе;
■ информационное обеспечение систем управления рисками (формирование профилей риска, сбор данных о фактах нарушения требований, ведение истории взаимодействия с объектами контроля, ведение реестра объектов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов), выбор формы контрольных мероприятий, оценка целесообразности такого выбора на основании предварительной информации;
■ порядок досудебного (внесудебного) обжалования, разрешения споров, возникающих в ходе и по итогам проведения контроля;
■ требования к проведению, результатам профилактических мероприятий, их связь с периодичностью проведения контрольных мероприятий, сбор аналитической информации по результатам контрольных мероприятий (оценка эффективности действий как отдельных инспекторов, так и контрольно-надзорного органа в целом, интегрированные показатели результативности контрольной деятельности, стоимость одной проверки, средний предотвращенный ущерб каждой проверки, эффективность профилактических мер и другие характеристики, по-
зволяющие анализировать состояние контрольной отрасли в разрезе профиля рисков, видов деятельности, региона подконтрольных субъектов и взаимоотношений с контрольными органами).
Первоочередной задачей развития информационного пространства муниципального контроля, позволяющей обеспечить выполнение функции муниципального контроля, является бесперебойное функционирование всех ведомственных информационных систем публичной власти с единым реестром проверок. При этом следует особое внимание обратить на совершенствование правил использования реестра и содержащихся в нем баз данных. Обоснованной является проблема согласования внеплановых проверок и обмен данными между ведомствами, а также необходимость ведомственного импортирования документов.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ // Парламентская газ. 2008. № 90. 31 дек.
2. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» // СЗ РФ. 2015. № 19. Ст. 2825.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Информац. бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2014. № 1.
4. Гречина Л.А., Закружная Е.А. Дискуссионные вопросы проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. 2016. № 1 (62).
5. Зубарев С.М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Ку-тафина. 2018. № 1 (41).
6. Калинина А. Э, Соколов А.Ф. Организационное, институциональное и информационное обеспечение функционирования многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг // Вестник ВолГУ. Сер. 3: Экономика. Экология. 2013. № 2.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018
7. Пархоменко И.В. Использование электронных государственных информационных ресурсов при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. № 2.
8. Семенов С.В., Чаплинский А.В. О совершенствовании правового регулирования системы государственного и муниципального контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4.
9. Трегубова В.М, Куржунова Л.В., Рязанова ЕЛ, Мхран К. Современные технологии в предоставлении государственных услуг // Соц.-экономические явления и процессы. 2016. № 2.
10. Холопов В.А. Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / A.M. Багмет, В.В. Бычков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 343 с.
Раскрыты понятия и системы правоохранительных органов и органов дознания, рассмотрены особенности взаимодействия следователя с данными органами при раскрытии и расследовании конкретных видов преступлений.
Пособие подготовлено на основе федеральных, ведомственных и межведомственных нормативных актов с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 2017 г.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018