Научная статья на тему 'Совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов'

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1640
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
реформы / контроль / проверки / предпринимательство / предпринимательская деятельность / государственные органы / риск-ориентированный подход / законопроект / контрольная закупка / единый реестр проверок / reforms / control / inspections / entrepreneurship / entrepreneurial activity / state bodies / risk- oriented approach / draft law / control purchase / single register of inspections

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Юрьевна Фурман

В статье проводится анализ изменений в законодательстве о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Дается оценка совершенствованию контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Автор рассматривает проект изменений Правил ведения единого реестра проверок. Так, Минэкономразвития предлагает дополнить реестр информацией о проверках в отношении органов местного самоуправления и обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, предлагается включить в реестр данные о контрольной закупке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of control and supervision activities of state bodies

The article analyzes changes in the legislation on the protection of the rights of entrepreneurs in the implementation of state control (supervision) and municipal control, as well as assesses the improvement of control and supervision activities of state bodies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности государственных органов»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10218

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Татьяна Юрьевна ФУРМАН, аспирант юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета E-mail: ksfurman_93@mail.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье проводится анализ изменений в законодательстве о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Дается оценка совершенствованию контрольно-надзорной деятельности государственных органов.

Автор рассматривает проект изменений Правил ведения единого реестра проверок. Так, Минэкономразвития предлагает дополнить реестр информацией о проверках в отношении органов местного самоуправления и обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, предлагается включить в реестр данные о контрольной закупке.

Ключевые слова: реформы, контроль, проверки, предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственные органы, риск-ориентированный подход, законопроект, контрольная закупка, единый реестр проверок.

Annotation. The article analyzes changes in the legislation on the protection of the rights of entrepreneurs in the implementation of state control (supervision) and municipal control, as well as assesses the improvement of control and supervision activities of state bodies.

Keywords: reforms, control, inspections, entrepreneurship, entrepreneurial activity, state bodies, risk-oriented approach, draft law, control purchase, single register of inspections.

Научный руководитель — Н.И. Косякова, доктор юридических наук, профессор

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 316-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» был подписан 3 августа 2018 г.

Рассмотрим и проанализируем поправки в федеральное законодательство, направленные на

совершенствование контрольно-надзорной деятельности и лицензирования.

В документе получило развитие важнейшее направление реформы контрольно-надзорной деятельности — внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверок. Точечные изменения, внесенные в законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и «О лицензировании отдельных

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

видов деятельности», позволят продолжить переход на более совершенную систему государственного контроля, пока фундаментальный законопроект о государственном и муниципальном контроле находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Реформа государственного контроля направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.

«Подписанный Закон находится в контексте реформы, соответствует ее целям и задачам. Он вносит в 294-ФЗ точечные изменения, которые способствуют развитию риск-ориентированного подхода в части лицензионного контроля и в части вопросов муниципального контроля. Он совершенствует систему работы индикаторов риска, механизмов профилактики, многих направлений, которые остаются значимыми в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Эти изменения полностью соответствуют духу и букве большого закона о государственном контроле и надзоре, который еще проходит обсуждение», — сказал член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин.

В подписанном Законе уточняются понятия «федеральный государственный контроль (надзор)» и «региональный государственный контроль (надзор)». Документ закрепляет полномочия региональных властей вводить риск-ориентированный подход в отношении региональных видов контроля.

Так, перечень видов федерального государственного контроля и надзора, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, согласно документу, должен определяться Правительством РФ. А перечень видов регионального госконтроля устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом Правительство может определить виды регионального контроля и надзора, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

Критерии, по которым деятельность предпринимателей и производственных объектов относится к той или иной категории риска или классу опасности, в рамках регионального госконтроля также определяет высший исполнительный орган субъекта РФ. Общие требования к критериям может определять и Правительство.

Закон устанавливает новые требования к периодичности плановых проверок в рамках лицензионного контроля, связанные с возможно-

стью применения риск-ориентированного подхода. Основанием для проведения внеплановых проверок могут стать индикаторы риска нарушения обязательных требований, если такая возможность прописана в положении о виде федерального госконтроля.

В законодательство о лицензировании вводятся положения об особенностях осуществления лицензионного контроля с применением риск-ориентированного подхода. Порядок лицензионного контроля за конкретным видом деятельности должен устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, его утверждает Правительство. Некоторые виды деятельности могут быть освобождены от лицензионного контроля, если это прописано в положении.

Кроме того, Федеральный закон дополняет правила контроля за соблюдением обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности в 2016 г. был включен в число приоритетных проектов, которые реализуются на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В рамках реформы уже реализуются подходы, закрепляющие принципы «новой безопасности» граждан, партнерские отношения с предпринимателями и отказ от «палочной» системы проверок. Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

В феврале 2018 г. Государственная Дума ФС РФ в первом чтении приняла проект ключевого закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который закрепляет новые механизмы госконтроля. Документ разработан в формате Открытого правительства с активным вовлечением предпринимательского сообщества и экспертов. Предложения по доработке законопроекта ко второму чтению сейчас активно обсуждаются на площадке Государственной Думы. «Все идеологические подходы этого

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

документа, касающиеся в том числе риск-ориентированного подхода и профилактики, будут сохранены», — отмечают в Экспертном совете.

Кроме того, в будущем уже планируется внесение ряда изменений в законодательство, связанное с защитой прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ была введена ст. 13.3. Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

В соответствии с вышеуказанной статьей в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов был создан единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Минэкономразвития России подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации ряд изменений, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Во-первых, изменения в правила формирования и ведения единого реестра проверок.

22 августа 2018 г. Минэкономразвития внесло на рассмотрение в Правительство РФ проект постановления, в соответствии с которым в едином реестре проверок появится информация о проверках в отношении органов местного самоуправления и обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы. Документ создает базу для реализации Федерального закона от 19 февраля 2018 г. № 17-ФЗ.

Согласно данному Закону в едином реестре проверок должна размещаться информация о проверках, проводимых различными органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления. В реестр также будет включаться информация обо всех проверках Федеральной антимонопольной службы в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Последние проводятся в отношении широкого круга государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«Включение новых видов проверок — это очередной шаг к повышению значения единого реестра проверок, придания ему универсального ха-

рактера. В ближайший месяц Правительству Российской Федерации будет представлен еще один проект изменений Правил ведения реестра проверок — о включении в реестр данных о контрольной закупке», — отметил заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Постановление устанавливает состав и сроки внесения в единый реестр проверок информации о новых видах проверок.

Таким образом, информацию о возможных нарушениях законодательства местной властью можно будет получить напрямую от органов контроля.

Напомним, что вносимая в единый реестр проверок информация публикуется на сайте https://proverki.gov.ru и становится общедоступной, что позволяет любому гражданину получать информацию о возможных нарушениях законодательства местной властью напрямую от органов контроля. Это, в свою очередь, повысит ответственность органов местного самоуправления перед населением, сделает прозрачным работу государственного контроля.

Во-вторых, Правительству РФ уже представлен еще один проект изменений Правил ведения реестра проверок, в соответствии с которым в реестр будут включены данные о контрольной закупке. В списке разновидностей контрольных мероприятий в отношении бизнеса скоро появится еще один пункт — контрольные закупки. Предполагается, что сначала контрольные закупки будут осуществляться в рамках надзора в сфере защиты прав потребителей и санэпиднадзо-ра. В дальнейшем сфера применения новой формы контроля будет расширена.

Полагаем, что данный проект позволит использовать контрольную закупку в качестве альтернативы проверкам предпринимателей.

«Долгое время в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности детально регулировались только проверки. Вместе с тем проверка — это достаточно сложное по процедуре и трудоемкое для всех участников мероприятие. Она длится до 20 рабочих дней, у предпринимателя могут запрашиваться дополнительные документы и материалы, что определенным образом сказывается на его текущей деятельности. Контрольная закупка, которая проводится гораздо быстрее, частично заменит проверки. Благодаря этому мы рассчитываем снизить административные издержки бизнеса, связанные с мероприятиями по контролю», — отмечает заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Контрольная закупка — новое контрольное мероприятие. Нормы о ней закреплены в 2017 г.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

в Федеральном законе 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В 2018 г. приняты федеральные законы, которые позволяют применять контрольную закупку в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей. Для их практической реализации Правительство РФ должно установить правила проведения контрольной закупки.

Разработанный Минэкономразвития России проект постановления регламентирует порядок принятия решения о проведении контрольной закупки, а также особенности и этапы ее проведения.

В рамках контрольной закупки инспектор, выступающий в роли обычного потребителя, покупает товары (работы, услуги). После завершения сделки инспектор объявляет о состоявшейся контрольной закупке и составляет акт о ее проведении. Выплаченные в ходе контрольной закупки деньги подлежат возврату (как в наличной, так и в безналичной форме). Деньги не возвращаются, если товар пришел в негодное состояние или был закуплен для проведения исследований и испытаний.

При выявлении нарушений инспектор составляет протокол об административных правонарушениях или инициирует проведение внеплановой проверки.

Проект постановления также предусматривает возможность проведения контрольной закупки дистанционным способом.

Предполагается, что контрольные закупки в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей будут проводиться после принятия проекта постановления. В дальнейшем сфера их применения будет расширена.

С паспортом проекта и текущей версией документа можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов http:// regulation.gov.ru.

Таким образом, Минэкономразвития впервые регламентировало проведение контрольной закупки.

11 сентября 2018 г. заместитель Министра экономического развития РФ Вадим Живулин рассказал на Восточном экономическом форуме о трансформации делового климата. Механизм разработан Минэкономразвития с целью снять ограничения для ведения предпринима-

тельской деятельности. Для его реализации было создано 14 рабочих групп по основным направлениям, которые были предложены бизнесом, в частности, контрольно-надзорная деятельность, защита прав собственников, производительность труда. В состав рабочих групп вошли эксперты, предприниматели, представители заинтересованных ведомств. Они провели аудит существующих барьеров для ведения бизнеса и представили предложения по их устранению. Минэкономразвития сформировало пакет из почти 600 предложений и направило их на рассмотрение в профильные министерства.

После рассмотрения предложений Минэкономразвития подготовит и внесет в Правительство проект постановления о снятии ограничений.

С нашей точки зрения, данный механизм позволяет понимать, какие вопросы необходимо решать предпринимателям при ведении их деятельности.

Кроме того, обратная связь с субъектами предпринимательской деятельности является в последние годы важным и неотъемлемым элементом деятельности не только профильных министерств, но и государства в целом, что отражается в непрерывном взаимодействии предпринимателей и представителей органов государственной власти.

Библиографический список

1. Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» // https://proverki.gov.ru

2. Федеральный портал проектов нормативных актов // http://regulation.gov.ru

3. Система обеспечения законодательной деятельности // http://sozd.parlament.gov.ru/bill/ 332053-7

4. Федеральный закон от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 26.12.2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6249; http://www.pravo.gov.ru

5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 03.08.2018 г. № 316-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5109; http://www.pravo.gov.ru Дата обращения: 08.08.2018)

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.