Научная статья на тему 'Проблемы информатизации и межпредметной связи в обучении иностранному языку (ИЯ)'

Проблемы информатизации и межпредметной связи в обучении иностранному языку (ИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротенкова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информатизации и межпредметной связи в обучении иностранному языку (ИЯ)»

В.В. Коротенкова

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЯ)

Коротенкова Валентина Владимировна, преподаватель иностранных языков Центра образования "Царицино" № 548 (г. Москва). e-mail: Kor_YG@mail. ru

Информатизация как принцип обучения ИЯ. Информатизация ИЯ - составная часть информатизации образования, задачами которой являются, в частности:

• укрепление материальной и технологической базы информационно-образовательной среды;

• организация социально-информационного взаимодействия в образовательной среде, эффективного использования информационных технологий для удовлетворения информационно-познавательных потребностей субъектов образования;

• информационное образование учеников и учителей для эффективного, рационального и безопасного использования ими средств информационной среды;

• насыщение образовательной среды необходимой информацией, информационными ресурсами.

К информатизации обучения ИЯ относится последний пункт - информационное насыщение образовательной среды, а также частично предпоследний - информационное образование субъектов обучения. Информационной обучение осуществляется в предмете информатики, ИЯ является потребителем результатов этого обучения на принципах межпредметной связи. Целью этой связи является развитие коммуникационной компетенции учащихся, которая по определению И.Л. Бим включает в себя: лингвистическую (языковую и речевую), тематическую (предметную), социокультурную, компенсаторную, учебную (умение учиться) компетенции. Причем, тематическая компетенция фактически включается ею в социокультурную. Информационное образование не является прямой целью обучения ИЯ, но является, если не условием его результата, то хорошей опорой. Тем более, что социокультурная компетенция формируется на основе экстралингвистической информации среды обучения ИЯ, получаемой из ресурсов социальной среды средствами информационных технологий, а также является целью информатики, хотя и в несколько других аспектах. Следовательно, межпредметная связь ИЯ и информатики осуществляется не только на уровне использования информационных знаний и умений или, соответственно, знаний ИЯ, но и на содержательном уровне.

Коммуникативная компетенция в ИЯ выражается в способности ученика к общению в области этого языка, в комплексе соответствующих умений и навыков, в продуктивной и репродуктивной деятельности. На уровне межпредметной связи с информатикой, погружаясь в информационную сферу, ученик также осуществляет процессы коммуникации, но уже на языке этой среды - ее средств, технологий, телекоммуникаций, Интернет. И, следовательно, ему также требуется определенная коммуникативная компетенция, формируемая на языке информации и средств информатизации.

Поскольку информатизация образования и, в частности, информатизация обучения ИЯ становятся их неотъемлемой частью, потребностью и принципом учебной деятельности, то понятия компетенции в ИЯ и информационно-технологической компетенции интегрируются в единое понятие информационной компетенции, требующее наличие соответствующей информационно-коммуникативной компетентности от субъектов обучения ИЯ - и учеников, и учителей. Поэтому существует общность между формированием коммуникативной компетенции ученика в ИЯ и его коммуникативной компетенции в области информатики, или, как принято говорить в компетентностном подходе, коммуникативной компетентностью ученика в ИЯ и информатике, которая в отличие от компетенции, выражающей объективное, необходимое, выражает ее субъективное отражение, присущее личности, достаточное или недостаточное. Интегрирующая коммуникационная компетентность ученика выражает меру его способности к

взаимодействию со средой и внутри среды, языковой, социальной, телекоммуникационной и пр. Эта компетентность постепенно переходит в качество личности, называемое информационной субкультурой, которая характеризуется как свойство человека, гражданина, способность его органичного врастания в информационную среду. Степень этой органичности определяется мерой восприятия (присвоения) учеником социокультурных и духовных ценностей среды - общества, межъязыкового пространства.

Следовательно, существует общность между обучением ИЯ и обучением информатике, взаимодополняемость содержания обучения и форм его выражения, интеграция среды обучения, которая происходит на занятиях ИЯ, информатики и других учебных предметов, в ходе расширения их сотрудничества. Межпредметные отношения между ИЯ и информатикой, начинаясь с взаимного использования их форм, продолжается в установлении общего содержания.

Для отличия коммуникативной компетентности в информатике от компетентности в ИЯ будем называть ее информационно-коммуникативной компетентностью. Эта компетентность не является целью обучения ИЯ: она необходимо ему как средство для потребления продуктов информатизации образования и развития информатизации самого обучения ИЯ. Однако, поскольку она приобретает самостоятельное значение для ИЯ, то она становится частной целью процесса обучения ИЯ. Принципом обучения ИЯ становится опора на информационно-коммуникативную компетентность ученика, приобретаемую им в информатике и расширение ее в соответствии с целями и спецификой обучения ИЯ.

Коммуникативно-технологическая компетентность является частью информационно-коммуникативной компетентности. Кроме того, как уже отмечалось выше, коммуникативная компетентность в ИЯ и информационно-коммуникативная компетентность пересекаются на социокультурном уровне по линиям предметно-тематического содержания, изучения социально-общественных отношений, духовной сферы общества - как на национальном уровне, так и на иноязычном уровне, а также на уровне межнациональных и международных отношений (на глобальном уровне).

Согласно исследованиям И.Л.Бим коммуникативный подход в обучении ИЯ сменяется коммуникативно-когнитивным (коммуникативно-познавательным) подходом или даже когнитивно-коммуникативным подходом, например, в обучении второму ИЯ (ИЯ2). Здесь когнитивность означает не столько упор на лингвистическую информацию и грамматические формы, а познание среды, обучение ИЯ через экстралингвистическую информацию, через познание межъязыковой культуры и социально-общественной действительности. То есть социокультурная компетентность ученика становится не только целью обучения ИЯ, но и средством для формирования остальных составных частей коммуникативной компетентности в ИЯ. Следовательно, необходимо введение в обучение ИЯ принципа, выражающего опору на информацию социокультурной среды, которая является, во-первых, наиболее эффективной с точки зрения достижения целей и требований обучения ИЯ, а во-вторых, наиболее рациональной с точки зрения продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся с учетом сравнительно малого времени, выделяемого, например, на обучение ИЯ2. Таким принципом является принцип филологизации, предложенный автором.

Принцип филологизации в обучении ИЯ выражается в широком использовании литературных источников, текстов, обеспечивающих соответствующее насыщение среды обучения. Филологизация способствует достижению коммуникативно-познавательных целей обучения языку через посредство соответствующей экстралингвистической информации, заключенной в литературных произведениях мультиязыковой среды.

Можно сказать, что принципы информатизации и филологизации выражают и реализуют друг друга: одной из задач информатизации образования и, в частности, информатизации обучения ИЯ, является информационное насыщение образовательной среды (среды обучения). Реализация принципа филологизации не только способствует этому насыщению, но и позволяет произвести качественный выбор информации по определенным параметрам, в соответствии со спецификой обучения.

Эффективность применения принципа филологизации и, следовательно, принципа информатизации в обучении ИЯ не всегда одинакова: во многом она зависит от профиля обучения, от специализации и познавательных интересов учащихся; от свойств их мышления -аналитического или образного, от преимущественных форм восприятия и памяти каждого конкретного ученика. Для математика принцип филологизации менее эффективен, хотя и тоже

необходим для реализации коммуникативно-когнитивного подхода и формирования социокультурной компетентности ученика.

Аналитическое мышление ученика предполагает опору на формальную информацию, абстрактные формы, работу с этими формами. То есть здесь необходимо сочетание принципа филологизации с опорой на формы представления информации и информационно-познавательные процессы, близкие, понятные и интересные ему. Следовательно, необходима определенная дифференциация информации и типов учебно-познавательной деятельности по категориям учащихся с разноуровневым мышлением. Но тогда, прежде всего, необходима дифференциация самого множества учащихся с выделением типов учеников с различными уровнями восприятия информации. Необходима информатизация обучения ИЯ с позиции абстрактных «портретов» гуманитария и математика, в которых в сравнительной форме (между двумя типами) выявляются «сильные и слабые» стороны в восприятии информации, свойственные им. Составление «портретов» - это тоже реализация принципа информатизации обучения ИЯ через дифференцированное применение принципа филологизации, а их сочетание способствует реализации коммуникативно-деятельностного и холистичнского подходов к познанию.

Информатизация обучения ИЯ в аспекте межпредметной связи. Использование средств анимации и мультимедиа при подготовке презентаций и видеофильмов в обучении ИЯ предполагает наличие соответствующего взаимодействия учителя и учеников и соответствующей компьютерной подготовки - и тех, и других. Знания учащихся формируются в предмете информатики и самостоятельных занятиях по интересам. Информационная компетентность учителя также основывается на его образовании, полученные им в школе и вузе, но во многом - на самообразовании: технологии развиваются и «старого багажа» явно не хватает. Видимо, информационной подготовке учителя ИЯ надо уделять большее внимание: технологии мультимедиа становятся жизненной необходимостью при изучении ИЯ.

В средствах мультимедиа, синхронизирующих изображение, графику, анимацию и звуковое или музыкальное сопровождение, вернее, передающие иноязычную речь в музыкально-графической анимационной иллюстрации, заложены большие возможности для обучения ИЯ. Здесь все работает на восприятие содержания - и форма выражения, и средства представления, и палитра, и дизайн, сочетание лингвистических, художественных, изобразительных и других решений. Именно они позволяют в полной мере вовлечь в процесс познания и восприятия учебной информации все органы чувств ученика и весь потенциал его мышления, осуществлять опору и на аналитическое мышление, и на образное восприятие, на все типы памяти. Мультимедиа создают эффект сравнительно большей выразительности и сбалансированности создаваемых у учеников зрительных и слуховых образов при восприятии им учебной информации. Мультимедийные программы дают значительно больше возможности для использования тактильной памяти учащихся через их непосредственное участие в информационном обмене - через интерактивный диалог с мультимедийной системой, т.е. эти программы участвуют в создании у учащихся зрительных и слуховых образов. Можно сказать, что компьютер, мультимедиа, мультимедийные учебные программы - не роскошь при обучении ИЯ (особенно у гуманитариев), а необходимое средство восприятия и познания. То есть компьютер, мультимедиа, INTERNET выполняют одинаково важную роль при обучении ИЯ и как средство поиска и самостоятельного добывания учащимися старших классов средней школы знаний, литературно-художественной и социокультурной информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), и как иллюстративное средство для подачи в наглядной выразительной форме учебного и дополнительного текстового материала.

Информационная подготовка учителя ИЯ (и не только ИЯ), закончившего вуз сравнительно давно, явно не соответствует требованиям современной школы, тем более, школы будущего. Выход «простой» - обучение и самообучение. Для того, чтобы подняться на требуемый уровень, учителю ИЯ приходится осваивать «смежную» специальность - информатику, информационные технологии, операционную систему и ее приложения, работу с обучающими программами, базами данных, средствами мультимедиа.

Конечно, в силу разных причин, учитель ИЯ не станет специалистом в области информационно-компьютерных технологий, но этого и не требуется. В создании информационно-компьютерных программ, презентаций, видеофильмов необходимы строгое планировании и разделение труда, определение стратегии и тактики. Тактика должна быть отдана ученикам: они учатся, развиваются, это входит в их профильные интересы. При необходимости они повышают уровень своей компетенции с помощью специалистов в этой области, преподавателей

информатики. Это является следствием установления межпредметных связей, результатом «обратной» связи.

Кроме того, ученику лестно почувствовать себя специалистом, которому доверяют. Он рад продемонстрировать свои способности, возможно, даже превосходство, проявляя активность в проектной работе. Поэтому учителю ИЯ не следует бояться быть не совсем компетентным в специальных вопросах. Ему даже «на руку» это действительное или мнимое превосходство, коль скоро это способствует обучению ИЯ, развивает мотивацию, а также сознательность и самостоятельность ученика. Ведь любая мультимедийная форма обретает ценность в проектной работе только при наполнении ее языковым содержанием (в правильной лингвистической форме). Можно даже немного подыграть «молодому специалисту» в свете прямой и обратной межпредметной связи - между ИЯ и информатикой. При этом, однако, надо требовать от учащихся формализации их деятельности и ее результатов, абстракции в описании процесса выполнения и устанавливаемых им связей. Это поможет и в контроле, и в лучшем понимании процессов работы учеников, а также в формализации (абстрактном описании) всего проекта и в определенной универсализации учебной деятельности.

Стратегия работы остается за учителем ИЯ:

• планирование и общее проектирование, составление общего представления, прообраза работы и ожидаемых результатов, состава планируемых действий;

• определение информации и ее источников, обработки, формального представления материала и процессов работы учащихся;

• разделение проекта на отдельные части и этапы работы над ним, разделение труда между учениками или группами учеников по интересам, способностям, возможностям;

• оценка промежуточных результатов, необходимая корректировка;

• руководство формированием целого на основании подготовленных учениками дифференцированных частей на основании установленной ранее их взаимосвязи;

Сложность и специфика проекта, наличие элементов ИЯ в его звуковом, музыкальном оформлении и сопровождении, абстрактная форма представления предполагают постоянное участие учителя в работе над ним. Но это уже специфика обучения ИЯ, осуществляемого на «информационном поле». Активная информационная деятельность учащихся не только повышает степень их восприятия учебного материала, но и развивает их интерес к ИЯ, стремление к лучшему результату. Это тоже «прямой» результат межпредметной связи.

Вообще говоря, информационная подготовка учителей ИЯ должна иметь определенную централизацию в соответствии с целями информатизации образования. Это может идти по линии курсов повышения квалификации и по линии расширения методических и практических материалов для информатизации обучения ИЯ. Поэтому, во-первых, каждая проектная работа должна быть унифицируемой (на уровне средств, методики и использования), во-вторых, быть документированной; должна обладать определеной мерой абстрактного представления информации, формализации описания, универсализации способа подготовки проекта и его исполнения. Только такая работа может претендовать на роль средства информатизации образования в качестве учебно-практического материала.

Таким образом, учитель ИЯ, полагаясь во многом на учеников в вопросах тактики, в «рутине» работы над проектом, должен повышать уровень своей информационной подготовки до способности к абстрактному моделирования процесса подготовки всего проекта, к контролю за соответствием его дифференцированных частей параметрам определенной ранее модели и к интеграции этих частей в единое целое - в систему. При этом, от учителя ИЯ требуется еще многое другое, в частности, дизайн.

Дизайн вообще играет большую роль в продуктах мультимедиа. По российскому законодательству дизайн составляет отдельный объект авторского права в продуктах мультимедиа. Это самостоятельный продукт творческого труда, требующий для своего создания определенной культуры, пространственного воображения, художественного решения и эстетики исполнения. В образовании и его информатизации дизайн играет еще большую роль, поскольку является средством обучения при надлежащим исполнении и тормозом при плохом решении. Мультимедиа, презентации, видеофильмы нужны для того, чтобы ученик лучше и полнее воспринимал содержание обучения, элементы иноязычной речи - экстралингвистическую информацию, которая, в свою очередь, нужна для лучшего восприятия лингвистической информации, грамматических форм, запечатленных в образцах иноязычной речи. То есть здесь содержание «работает» на лингвистическую форму, ее познание, осознание, образное и

аналитическое восприятие. Однако восприятие этого содержания во многом зависит от формы ее выражения - образной, выразительной, эмоциональной, эстетической. Форма учебно-познавательной информации (рисунки, слайды, таблицы), дизайн формы показа (анимация, различного рода эффекты), формы звукового, музыкального сопровождения должны соответствовать целям проекта и не должны отвлекать от главного. Поэтому учитель должен брать на себя ответственность за дизайн - контролировать, советовать, помогать. Ему приходится вникать в вопросы проектирования и оформления элементов презентаций или видеофильмов, в тактику работ и функции соответствующих технологий. За ним остается и методическое описание проекта.

Это отнюдь не умаляет роли учащихся в работе над мультимедийным проектом; они учатся планировать выполнение своей части проекта, процедуры подготовки, поиска текстовой и графической информации, формирования и оформления, абстрактного описания процесса. Они по праву могут гордиться конечными результатами работы - презентациями, видеофильмом, текстовым и звуковым сопровождением. Погружаясь в работу, во взаимодействие с информационной средой и средствами этого взаимодействия, они увлекаются ей и стараются довести до «конца», проявляя, при этом, значительно больший интерес к исходному предмету изучения - языку и его лингвистическим формам.

Одним из таких проектов является видеофильм о районе Москвы «Орехово -Борисово», создаваемый в школе «Царицыно» под руководством автора и состоящий из множества взаимодополняемых презентаций, посвященных состоянию, проблемам, достопримечательностям района, его экологии, спорту, культуре, образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.