Сформированность экспериментальных умений в курсе физики оценивается по порядковой шкале четырех уровней [6]: начальный, средний, достаточный, высокий.
На основе рассмотренных показателей экспериментальных умений охарактеризуем их уровни в курсах физики и информатики.
1. Применение ПК для просмотра анимации, презентации эксперимента; сам эксперимент далее выполняется посредством приборов, «вручную».
2. Активное участие в экспериментальной игре.
3. Применение готовой программы-эксперимента и ее приспосабливание.
4. Моделирование эксперимента для ПК подбором программных средств.
Компьютерные лабораторные работы по физике разделены нами на наглядно-иллюстративные, информационно-деятельностные, учебно-профессиональные, эвристические. Пример фрагмента наглядно-иллюстративной лабораторной работы, в котором показана динамика изменения давления газа на стенки цилиндра и поршень в зависимости от величины объема, занимаемого газом, представлен на рис. 2.
Самостоятельность выполнения КЭ формируется поэтапно, от одного вида работ к другому. Наглядно-иллюстративные работы позволяют иллюстрировать суть явления. Эвристические представляют собой систему стимулов для поиска информации посредством ИКТ, самостоятельного подбора оборудования, моделирования реальных процессов и других самостоятельных поисковых действий. Примером такой работы является «Расчет электрической цепи изменяемой конфигурации по законам Кирхгофа».
Учебно-профессиональная лабораторная работа предполагает решение задач, связанное с поиском информации в сети INTERNET, планирование наблюдений, экспериментальной работы с целью получения информации для решения учебно-профессиональной задачи. Компьютерные лабораторные работы можно рассматривать как межпредметные задания, позволяющие оценивать знания, умения, навыки и профессиональную компетентность в курсах физики и информатики.
Литература
1. Статуев А.А. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе сельской школы // Наука и школа. - 2007. - № 4.
2. Михайлова В.В. Новые информационные технологии в обучении физике // Наука и школа. - 2007. - № 4.
3. Большая советская энциклопедия, изд. 2. - М., 1958. -т. 48.
4. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты: Методические рекомендации для студентов и учителей предметов естественнонаучного цикла. - Челябинск: ЧГПУ, 1983.
5. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. - Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002.
Рис. 2
УДК 378.147 ББК 74.58
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ (ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ ПОДГОТОВКУ) ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ
Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры аудиовизуальных технологий обучения Московского педагогического государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются научно-обоснованные инновационно-методические принципы работы преподавателя со студентами-гуманитариями (музыкантами) при изучении мультимедиа-технологий.
Ключевые слова: компьютерный язык, компьютерно-языковое аннотирование, глоссарий, психолого-педагогические подходы, принцип наглядности.
SCIENTIFICALLY-METHODICAL PRINCIPLES IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TEACHING OF HUMANITARIAN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF COMPUTER KNOWLEDGE DURING MULTIMEDIA-
TECHNOLOGIES' INVESTIGATIONS
Saukova N.M.
Scientifically and innovative methodical principles of teacher's work with students of humanitarian (musical) specialties during multimedia-technologies investigation are observed in this article.
Keywords: computer language, computer language annotation, glossary, psychological and pedagogical approaches, the principle of visual aids.
Психолого-педагогические подходы к совершенствова- тельностью преподавания, обладают неустранимым свойст-нию учебного процесса в современной образователь- вом демонстративности. Преподаватель, демонстрируя свою ной среде должны определять условия, ориентирую- деятельность перед учащимися (которая является по содер-щие индивида на приобретение и развитие компетенций, спо- жанию познавательной, а по форме - демонстрационной), собствующих его профессионализации. формирует канал прямой связи. Учащийся, выполняя учеб-
Ю.В. Карякин [1], характеризуя субъектов - участников ные действия, создаёт необходимые условия для функциони-учебного процесса, отмечает, что и учащиеся, и преподава- рования канала обратной связи. Для обеспечения принципа тель, объединяющие две формы деятельности учения с дея- демонстрации в учебном процессе, полагает автор, необ-
ходимы следующие условия:
1) лингвистическая согласованность;
2) согласованность форм результатов;
3) согласованность форм коммуникаций;
4) синхронизация действий учащегося и преподавателя.
Взяв за основу вышеперечисленные условия принципов демонстрации Ю.В. Карякина (которые актуальны и сегодня) в решении вопросов максимального усвоения предоставленного индивиду инновационного материала, необходимо использовать обучающие компоненты, ориентированные на формирование повышенного осознания технико-технологических знаний с указанием специального углубления их теоретического и практического значения. Мы приводим расширенный список, используя свои наработки и наложив их на принципы Карякина.
На ознакомительном этапе особенно важна лингвистическая согласованность исследований с комплексом компьютерных технологий, так как она определяет «набор языков» не только универсальных разговорных, но и специальных, профессиональных, с помощью которых результаты действий одной стороны становятся доступными восприятию другой стороны. В этом случае можно говорить о лингвистическом обеспечении автоматизированной системы, которое трактуется как совокупность языковых средств, используемых в автоматизированных системах, а также набор правил формализации естественного языка в целях повышения эффективности машинной обработки информации [2].
Согласно исследованиям «компьютерный язык» должен занимать доминирующее положение в обучении студентов различным инновациям, в том числе и в освоении мультимедиа-технологий. Особенности профессиональных знаний «компьютерного языка» заключаются:
• в искусном владении преподавателем технической терминологией;
• в профессиональной оценке изучаемого «компьютерного языка», содержащей мультимедийное наполнение;
• в искоренении любой безграмотной языковой информации с профессиональным озвучиванием недостатков;
• в постоянном профессиональном «компьютерно-языковом аннотировании различных аппаратных и программных средств» (С.Н.) мультимедийных приложений, поступающих в образовательную сферу, и т.д.
Можно привести в пример язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) - язык разметки исходного текста веб-документа, включающий специальные символы (теги), которые позволяют веб-браузеру сконструировать из текста дизайн. HTML предоставляет возможности форматирования и обработки форм, управления шрифтами, отображения информации в табличном виде, гипертекстовые связи и поддержку Java-апплетов [3].
Нельзя ограничивать значение «компьютерного языка», так как во взаимодействии с психологией, педагогикой и другими дисциплинами его учебно-методическая направленность приобретает новые языковые возможности овладения знаниями, умениями, навыками инновационного материала. Вместе с тем экспериментальные исследования выявили ряд недостатков, на которые следует указать. Прежде всего, это недостаточная компетентная работа пользователя со специальной информационно-технической литературой, вследствие которой учебно-методическая профессионализация образовательного процесса значительно снижается. Небрежный, невнимательный и не всегда профессиональный подход к расшифровке инновационно-технологического языка нередко приводит к искажённому восприятию не только мультимедиа-технологий, мультимедийного инструментария, но и всей учебно-познавательной работы студента. Поэтому при рассмотрении различных инновационных сторон овладения «компьютерным, терминологическим, информационно-коммуникационным языком» психолого-педагогические, общеобразовательные грани должны находиться под постоянным контролем преподавателя. Особо важен запас знаний
иностранных языков, который является важным компонентом в работе с компьютером, компьютерными инновациями. Следует уделять внимание работе с глоссарием, ориентированным на различные специальности и специализации. Так, музыкальная студия "La Bella Classic" композитора Алексея Паркова предлагает краткий словарь английских терминов, широко применяемых в музыкальной деятельности [4], и ориентирует пользователя на профессиональное освоение «музыкально-компьютерного языка». Систематизированный глоссарий, специально составленный для студентов различных гуманитарных специальностей, должен постоянно использоваться на занятиях и охватывать большой объём работы с компьютером, программами, документацией к программам и компьютерному оборудованию. Однако вышеизложенного недостаточно для базовых технических знаний, так как это не весь «набор языков», который необходим для профессиональной деятельности пользователя, имеющего различный компьютерный уровень подготовки. Чтобы исправить существующее положение в современном гуманитарном образовании, предлагается дополнить рассматриваемую ситуацию другими психолого-педагогическими подходами к лингвистическому согласованию. Для решения поставленных задач в начале учебно-методической работы необходимо соблюсти следующие правила:
• например, в работе с аудиовизуальными средствами необходимо распределить их изучение по степени сложности. Так, постоянно обращаясь к лингвистической согласованности, выявить «алфавитную поступенность» освоения «аудиовизуального компьютерного языка», сориентированного на специальность и специализацию студентов, целенаправленное их развитие, продолжающееся в реальном времени;
• необходимо классифицировать (вычленить) профессиональный информационно-компьютерный язык, направленный на освоение мультимедиа-технологий, мультимедийный инструментарий для различных гуманитарных дисциплин: музыкальных, культурологических, художественно-эстетических и т.п., с акцентом на постоянно пополняющуюся информационно-коммуникационную терминологию;
• современная информационно-коммуникационная терминология должна обязать студентов совершенствовать не только навыки и умения мультимедиа-технологий, но и накапливать знания терминов, иностранных слов, языков (в частности широко используемого английского языка);
• непрерывный принцип наглядности изучения новых компьютерных технологий, нового глоссария, программных продуктов и т.д. существенно экономит образовательное время учебно-методического процесса, внося существенные коррективы в профессиональное обучение студентов.
При достаточно широком рассмотрении принципа наглядности Ю.О. Овакимян полагает, что принцип наглядности -это представление учебной информации в таком виде, что она становится доступной, приемлемой, легко перерабатываемой, воспринимаемой. В нашем случае принципы и технологии -разные вещи. Технология - инструмент, принцип - определяющее положение. Прогрессивной, инновационной наглядностью учебного процесса обладают мультимедийные обучающие инновационные средства в познавательной деятельности студентов-гуманитариев [5]. К примеру, музыканты, тактильно соприкасаясь с клавиатурой музыкального инструмента, «ощущают и осязают её» на уровне музыкально-художественных образов и музыкальных представлений. Клавиатура музыкального инструмента является так называемым «принципом наглядности». От грамотного тактильно-профессионального ощущения (удар, нажим, толчок и т. п.) музыканта зависит правильное воспроизведение авторского музыкального сочинения. Совсем по другим принципам строится работа педагога со студентами на виртуальных музыкальных инструментах. В этом случае работа педагога строится другими методами, другими способами, оценивается по другим критериям и т. д.
Продолжая мысль о принципах научности, важно, - продолжает Ю.О.Овакимян, - что этот принцип выступает в мультимедиа-технологиях прежде всего как средство (инструмент) раскрытия закономерностей общего и частного характера со свойственными для этого целями, критериями (критерии - ограниченная принуждающими связями цель -Ю.О. Овакимян) формирования определённых знаний и умений, где стабилизируется вопрос о допустимых нормах знаний, вследствие чего появляются уже сформированные умения. Следовательно, принцип научности на учебных занятиях со студентами гуманитарных направлений (в частности, для профессионального музыкально-педагогического образования) может быть реализован при соблюдении следующих условий:
- объективности при рассмотрении психофизиологических познавательных процессов личности студента: в период начального освоения им мультимедиа-технологий (поведенческие характеристики, мотивационные процессы и т.д.), а также в периоды практического применения им вышеуказанных инноваций: педагогические практикумы, выступления на конференциях, форумах и т.д.;
- активизирующих форм поэтапной организации создания опытно-экспериментальных проектов с участием студентов без вмешательства со стороны преподавателей;
- широкого обсуждения и использования инновационных проектов с применением мультимедиа-технологий, мультимедийного инструментария;
- создания авторских программных продуктов с применением мультимедийного инструментария целенаправленного действия, затрагивающих, помимо основных задач обучения, также и проблемы формирования творческой индивидуальности студента-музыканта;
- создания учебно-методического комплекса дисциплин (УМКД), сориентированных на научно-исследовательскую базу с использованием мультимедиа-технологий;
- структурирования (моделирования) информационно-технологического материала с целью одновременного освоения различного мультимедийного инструментария (например, нотных редакторов) на занятиях со студентами-музыкантами, имеющими различный уровень компьютерной подготовки.
Инновационные процессы должны оптимизировать профессиональную деятельность студентов, развивая их интерес к использованию в учебном процессе технических новшеств. Они могут быть применены как в виде наглядного пособия, так и в виде информационного сообщения на аудиторных или практических занятиях. Студентам необходимо проявлять интерес и к освоению новых операционных систем, мультимедийного инструментария. Приобретаемые информационно-коммуникационные знания формируют у студентов любовь к своей профессии, заинтересованность в изучении мультимедиа-технологий, закрепляют полученные в обучении профессиональные знания, умения и навыки в работе с мультимедийным инструментарием. На занятиях могут использоваться не только современные программные продукты, затрагивающие узконаправленные специальности и специализации, но и другие (технологические) инновационные стороны мультимедиа-технологий, которые применяются довольно редко. Это, как правило, ведёт к нахождению новых научных исследований, новых организационных форм обучения и т. д. Стандартизированное понятие «учитель-ученик» должно стереться, так как инновационная, учебно-методическая работа преподавателя не предполагает прессинга педагога на личность обучающегося студента, его творческие изыскания в работе с инновациями. Отношение педагога к студенту должно строиться на принципах доверительности, уважения личности студента как будущего специалиста-коллеги, любви к профессии. При формировании особых специфических черт и характерных свойств личности, которые необходимы для работы со сложными мультимедиа-технологиями, на первый план выдвигаются следующие: целеустремлённость, воля,
пунктуальность, усидчивость, интерес к повышению интеллектуального кругозора и накапливанию компьютерных знаний, умений, навыков с целью использования их для своего дальнейшего профессионального роста, стремление к лидерству и т. д.
Предложенная нами инновационная методика (которая была апробирована и экспериментально проверена) раскрывает современные условия освоения мультимедиа-технологий при активном участии студентов. Приведём некоторые фрагменты учебно-методической работы преподавателя со студентами старших выпускных курсов, имеющих достаточно профессиональный уровень компьютерной подготовки.
Для закрепления, а также освоения некоторых фрагментов инновационного учебного материала «преподавательскую должность» занимает студент группы, которому помогает своими консультациями преподаватель, доверяя своё время студенту, у которого знания, умения и навыки изучаемой дисциплины приближены к знаниям, умениям и навыкам преподавателя. В этом случае происходит единогласное согласование не только форм результатов экспериментального освоения нового материала (фрагмента) с группой сокурсников, но и творческое согласование двух обучающих сторон. Студента, который добросовестно исполняет роль преподавателя, и преподавателя, который либо соглашается с введением экспериментальной методики студента, полностью поддерживая его стиль преподавания (также обучаясь, присматриваясь к современной студенческой аудитории), либо не соглашается со свободной (недостаточно обоснованной) трактовкой его «инновационной методики». Предоставленная инновационная методика, применяемая при работе с новым учебным материалом, приучает студента(ов) к ответственности, самостоятельности, внимательности, выявляя его интеллектуальный багаж, технические умения и навыки, целенаправленно направляя его на дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность. Такая доверительная форма освоения нового учебного материала способствует хорошей научно-исследовательской, психолого-педагогической, учебно-методической подготовке студентов. Описанная выше и названная нами универсальность, научно-методическая форма занятий способствует тому, что в дальнейшем индивид, проявляя максимальное внимание к накоплению багажа знаний мультимедиа-технологий, усиливает свой интерес к научно-методической работе, исследовательским психолого-педагогическим направлениям, инновационным знаниям информационно-коммуникационных технологий, самостоятельным учебно-поисковым решениям.
Таким образом, следует выделить основные учебно-методические, психолого-педагогические условия, которые могут ориентировать преподавателя на:
- введение консультационного мультимедийного центра (С.Н.) (с участием специалистов информационно-коммуникационных технологий) для постоянного обновления и профессионального использования мультимедиа-технологий, мультимедийного инструментария в теоретико-практической деятельности;
- необходимость предпочтения доминантной роли «студента-преподавателя» в учебно-инновационной работе с инновациями;
- отступление от стандартизированных форм обучения в сторону корректирующей, инновационной формы;
- формирование объективной точки зрения на необходимость и важность использования различных мультимедиа-технологий и мультимедийного инструментария, поступающих в образовательную сферу.
Для контроля знаний необходим список составленных вопросов, которые бы чётко отслеживали рост, развитие компьютерной грамотности студента, поощряя (либо порицая) его учебно-инновационную деятельность. (Например, какие мультимедийные особенности характеризуют компьютерную программу? Какие известные Вам компьютерные программы используются для работы со звуком, анимацией, ви-
део? Какие компьютерные программы можно (и Вы хотели бы) использовать в вашей деятельности?) Роль преподавателя состоит в целенаправленном поиске интересной тематики в области компьютеров, гаджетов, КП, ММТ, МИ и т.д. Это поможет студентам в их дальнейшей профессиональной работе с техническими журналами, различными энциклопедическими, техническими словарями, психолого-педагогическими, учебно-методическими пособиями, электронными учебниками и т.п. В учебно-инновационном процессе должна быть не только согласованность форм коммуникаций, но и синхронизация действий учащегося и преподавателя, которые работают совместно, обучаясь и приобретая
соответствующие современные знания, умения, навыки в области мультимедиа-технологий и мультимедийного инструментария.
Литература
1. http://oio.tpu.ru/publication/article2003_15.html.
2. http://www.glossary.ru/cgi-
bin/gl_fors.cgi?RAiyusgyonowuigtt:l!xoxyls.
3. http://lib.ru/LABIRINT/html.htm.
4. http://parkov2.narod.ru.
5. Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования учения. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - М., 1989.
УДК 004.9 ББК 74
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
П.В. Степаненков, аспирант кафедры аудиовизуальных технологий обучения Московского педагогического государственного университета, (926)660-27-66, [email protected]
Установлена высокая эффективность цикла профориентационных занятий с выпускниками школы при использовании информационно-компьютерных технологий. Показано повышение показателей адекватности выбора профессии учащимися экспериментальных классов, а также коэффициента реализации выпускниками школы своих профнамерений. Сделан вывод о необходимости дальнейших исследований по определению педагогических условий применения современных информационных и коммуникационных средств в профессиональной ориентации старшеклассников, целью которых должно стать научно-методическое обоснование использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной ориентации школьников для формирования у них социально-трудовой компетентности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, социально-трудовая компетентность школьников, аудиовизуальные средства обучения.
METHODOLOGICAL BASES OF CARRYING OUT OF RESEARCHES ON APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN WORK ON VOCATIONAL COUNSELLING OF SENIOR PUPILS
High efficiency of information and communication means application in in vocational counselling lessons was discovered. It showed the increasing of indicators of professional choice adequacy and its realization by the pupils who studied author cycle. It was concluded about necessity of carrying out of researches by definition of pedagogical conditions of application of modern information and communication means in vocational counselling of the senior pupils the scientifically-methodical substantiation and experimental approbation of use of information-communication technologies in vocational counselling of schoolboys for formation at them sociola-bor competence should become which purpose.
Keywords: information and communication technologies, sociolabor competence of schoolchildren, audiovisual tutorials.
На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, и оценка эффективности использования информационно-
образовательная среда школы, особенно создаваемая при профилизации старших классов, может и должна претендовать на место ядра, которое содержательными линиями распространяется на всю бытийную образовательную среду, вплоть до ее периферии, где происходит образование интегративного ассоциативного персонифицированного знания учащихся, растущей личности [4, 5]. Нередко представления о том или ином виде трудовой деятельности у школьников не соответствует действительности.
В настоящее время одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств новых технологий. Современные информационные технологии открывают доступ, как учителю, так и учащимся, к нетрадиционным источникам информации (Интернет, мультимедийные средства, электронные учебники), использование которых в учебном процессе даёт возможность повышения эффективности образовательных усилий, способствует творческому росту как обучаемых, так и обучающихся [1].
Однако, несмотря на то что в настоящее время широкое распространение получают мультимедийные средства обучения, исследования по возможности использования этих средств в работе по профессиональной ориентации школьников практически отсутствуют.
Целью исследования была экспериментальная апробация
коммуникационных технологий в профессиональной ориентации школьников и оценка их эффективности.
В 2007-2008 учебном году был проведен эксперимент с участием 148 выпускников нескольких школ Восточного административного округа Москвы, посещающих факультативные занятия в ДОЦ «Звездочка-вымпел». Со школьниками экспериментальной группы проводили курс профориентаци-онных занятий, суть которого заключается в реализации лич-ностно-деятельностного подхода, направленного на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, осмысливании версий своего профессионального будущего и возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха. Учащимся демонстрировали серию видеофильмов и презентаций о современном промышленном производстве. Были даны задания типа: создать проект презентации в Microsoft PowerPoint о той специальности, в которой учащиеся видят в свое будущее.
До и после окончания профориентационного курса было проведено изучение степени подготовленности учеников к выбору профессии, через 6 месяцев после окончания школы подсчитывали коэффициент реализации профессиональных намерений. Полученные данные сравнивали с результатами опросов респондентов контрольной группы - учащихся тех же школ, не посещавших профориентационный курс занятий.
Было установлено, что до обучения степень подготовленности к выбору профессии была одинакова в обеих группах учащихся: школьников с высокой степенью подготовленно-