обществ в целом. Студенты, подводя итоги мониторинговых работ, могут осуществить прогнозирование развития изучаемых биоценозов.
Исследовательские работы студентов требуют, как правило, длительного срока выполнения. Приведем несколько тем студенческих работ, выполненных в ходе полевой практики по геологии в Таштагольском районе Кемеровской области:
— «Выявление и картирование интрузивных образований в районе реки Подкатунь»;
— «Изучение всех типов метаморфизма, развитых в районе реки Подкатунь»;
— «Изучение разрезов в районе реки Подкатунь с целью ознакомления со стратиграфией района выделение стратиграфических подразделений и последующим их картированием» и др.
Также в течение ряда лет студенты II курса изучали растительность заповедника Кузнецкий Алатау.
3) Обработка материалов практики и подведение итогов — на основе проверки журналов наблюдений, оценки самостоятельной работы обучающихся им выставляются оценки за полевую практику. За день до окончания практики ее руководители принимают отчет каждого обучающегося из группы.
Самое интересное — это отчет обучающихся по самостоятельным работам. Весь собранный ими материал обрабатывался, привлекалась дополнительная литература. Все материалы практики должны найти свое применение.
Они могут выйти в виде докладов и рефератов, а лучшие рекомендуются к представлению на ту или иную научно-практическую конференцию.
В завершении разговора о полевых практиках отметим, что они являются важным средством активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи. Они способствуют выработке у обучающихся навыков самостоятельных наблюдений за природными объектами, постановки экспериментов в полевых условиях, обработке полученных материалов и их использовании при написании реферативных или исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981.
2. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. — Ижевск, 2001.
3. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, 1999. — № 10.
4. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры аудиовизуальных технологий обучения Московского педагогического государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются инновационные концептуальные подходы к использованию мультимедиа-технологий, ориентированные на профессиональную подготовку студентов-гуманитариев (музыкантов).
Ключевые слова: инновационные концептуальные технологии, инновационная методическая система обучения, мультимедийный компонент, образовательно-уровневые ступени, медиатехнологические отношения.
innovative conceptual approach for using of the multimedia technologies in organization of students'-humanists' schoolwork
Saukova N.M.
The innovative conceptual approaches of using of the multimedia technologies focused on vocational training of students-humanists (musicians) are considered in article.
Key words: innovative conceptual technologies, innovative methodological training system, multimedia component, educational levels, media technological relations.
В настоящее время в содержание педагогических специальностей введены дисциплины, которые непосредственно направлены на изучение и применение информационно-коммуникационных технологий (с углубленным освоением современных мультимедиа-технологий) в будущей профессиональной педагогической деятельности выпускника-специалиста.
Стоящие перед образовательной системой современные задачи вузовского образования (где доминирующее положение сегодня занимают современные компьютерные технологии) ориентируют преподавателя на введение в обучение инновационных технологий1, которые должны в максимально короткие сроки решить проблемы профессиональной высококвалифицированной подготовки студентов, имеющих на начальном этапе изучения компьютерных технологий, как правило, неодинаковый уровень компьютерных знаний, умений, навыков. Решить вопросы профессионализации студентов гуманитарных специальностей можно с помощью инновационных концептуальных подходов, содержащих конструктивные материалы, а также включающих в себя различные комплексные задания. Требуемое для этих целей введение необходимых компонентов инноваций (с использованием инновационных методов обучения) достигается за счет эффективного комплексного использования мультимедиа-технологий в рамках современных деятельностных моделей обучения и образования (ком-петентностный подход) при интерактивном взаимоотношении преподавателя и студента в информационно-образовательной среде. В основу разработанной нами инновационной методической системы обучения положена концепция использования современных мультимедиа-технологий, обеспечивающая создание активной, комфортной, индивидуализированной учебной среды, в которой оптимально реализуются личностно ориентированный и проблемно-деятельностный подходы.
Инновационная методическая система обучения является развитием традиционной методической системы, построенной на синтезе концепции ассоциативно-рефлекторной теории обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и понятий и их современного развития, представленного в проблемно-деятельностном обучении. Дальнейшее развитие указанных концепций на основе инновационного подхода и широкого использования современных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в обучении решает задачи более глубокого освоения учебной дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии обучения студентов». [1] (предложенной нами и ориентированной на гуманитарные специальности), позволяет подготовить высококвалифицированного учителя, способного привнести элементы
1 Инновационные технологии трактуются как способы и средства, реализующие нововведения в различных областях: в науке, в строительстве, в медицине, в образовании и т.д. Благодаря появлению общеметодических инноваций происходит введение в информационно-образовательную среду
творчества в свою педагогическую деятельность. Выделим в вышеуказанных концепциях те основные свойства, которые играют существенную роль в методической системе обучения при использовании инновационного подхода.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения, «в основе которой лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека»2 (С.Л. Рубинштейн, М.И. Махму-тов, А.А. Смирнов, П.А. Шиварев, Ю.А. Самарин, А.М. Новиков и др.), демонстрирует связь психических явлений, при которых происходит актуализация одного явления, вызывающая появление другого. То есть обучение студентов на основе ассоциативно-рефлекторной теории (направленной на освоение мультимедиа-технологий) интерпретируется как установление связей между различными категориями и элементами нового знания. Мысленные ассоциации, к примеру, музыканта-исполнителя в профессиональной информационно-образовательной деятельности играют особую, существенную роль. Целенаправленное использование программной музыки в инструментальной подготовке студента-музыканта ассоциируется не только с названиями музыкальной пьесы (А. Вивальди «Времена года» и др.), но и с различными явлениями действительности, связанными с произведениями литературы или визуального искусства, с которыми ассоциативно связывается музыкальное произведение. Поэтому в лабораторной работе студента-музыканта должны использоваться современные музыкальные (нотные) редакторы, которые способны привлечь будущего профессионального музыканта не только сочинением музыкального произведения, прослушиванием, аранжировкой, но и представлением на нотном листе (в виде фонового рисунка) различных художественных произведений — как русских, так и зарубежных художников. Мультимедийный компонент, введенный нами в компьютерные программы, ассоциативно связывает музыкальное искусство с мастерством художника, создавая определенные музыкально-художественные образы, целенаправленно формируя инновационную ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.
Таким образом, для студентов обязательным условием использования ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются знания, позволяющие ему применять не только определенные логические операции(ранее освоенные знания с новыми элементами знания), но и связывать их между собой, руководствуясь актуализацией технико-технологических знаний в своей профессиональной деятельности.
Основным составным компонентом инновационной методической системы обучения в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий является концепция алгоритмизации обучения (А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.), основное содержание которой сконцентрировано на мотивационно-целевых за-
новых педагогических технологий с новыми методами обучения, которые решают современные задачи в образовании, связанные, например, с привлечением Skype (коллективные форумы, конференции и т.д.), on-line проектами и т.д.
2 http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps12.htm/#12-3
дачах, на содержательном этапе, охватывающим общую структуру учебного материала для введения студентов-музыкантов в творческую педагогическую среду с целью реализации их профессиональных планов.
Принципы проблемности и деятельности составляют основу теории проблемно-деятельностного обучения (В.А. Сла-стенин, В.Н. Гуляев, А.М. Князев, Ю.А. Ефимова, В.Н. Гуляев, И.П. Логинов, Н.А. Неволина, М.М. Левина, М.В. Буланова-Топоркова и др.). В нашем случае преломление этих принципов выражается в создании специальной учебной педагогической среды, в которой студент, опираясь на приобретенные инновационные знания, самостоятельно находит оптимальные варианты решения поставленной в обучении задачи. Для реализации основных условий эффективности проблемного подхода в обучении необходимо выделить:
— мотивацию, способную вызвать интерес студента к содержанию учебной дисциплины, к изучению современных мультимедиа-технологий;
— поэтапные образовательно-уровневые ступени обучения (предложенные нами для студентов, имеющих различную компьютерную подготовку), которые ориентированы на «рациональное соотношение известного и неизвестного» с последующим формированием образовательно-уровневых групп для оптимального осуществления принципа дифференциации и индивидуализации обучения на каждом выделенном этапе изучения мультимедиа-технологий;
— необходимость и важность (презентуемой) информации при решении учебно-образовательной проблемы;
— межличностные отношения между преподавателем и студентом, выстраивать которые преподавателю необходимо по принципу доброжелательности, уважения, поощрения творческой (научно-исследовательской) деятельности студента.
Перечислим основные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
— развитие мышления и способностей студента в сочетании с комплексным подходом в формировании его творческих (компьютерных) умений;
— усвоение студентом добытых самостоятельно знаний, приобретенных умений, которые определяются нами как поэтапно накапливаемые, стабильно-устойчивые, творчески реализуемые;
— воспитание современной информационной личности (homo informaticus), умеющей видеть, ставить и решать различные педагогические проблемы;
— развитие «профессионального проблемного мышления» для реализации инновационной деятельности. Это может быть деятельность, например, направленная на освоение современных программных продуктов с использованием новых, нестандартных подходов, новых логических умозаключений при освоении инноваций и т.д. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от "уровня проблемности", который определяется двумя следующими факторами: степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного учащимся в рамках
данной проблемы; долей творческого участия студентов — как коллективного, так и личного — в разрешении проблемы3.
Таким образом, под проблемным обучением мы понимаем такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Одной из эффективных форм проблемного обучения может служить осознанная, преднамеренная незаконченность, незавершенность тематического занятия. Так, психолого-педагогический, методический элемент незавершенности тематического занятия, к примеру (искусственно созданный педагогом), содействует осмысленному восприятию нового материала студентами, способными самостоятельно сконструировать собственное видение преодоления учебной проблемы. В этом случае преподаватель намеренно может наталкивать студентов на поиск и использование введенного в учебный процесс нового, инновационного подхода к работе с информацией. Студентам предлагается завершить тематику учебного материала, применяя вариативную форму (Е.В. Сенина, А.Н. Хашева, Ю.Б. Зотов, Г.Д. Кириллова, М.М. Махмутов, В.А. Онищук, A.M. Сохор, И.М. Передовой, Н.М. Яковлев и др.) подбора необходимой учебной информации, тем самым дополняя незавершенность преподавателем учебного занятия. Данный педагогический прием учит студентов самостоятельности, способствует их участию в учебно-методических разработках, научных психолого-педагогических исследованиях. Проецирование и выводы студентов оцениваются педагогом и сосредоточиваются на индивидуальном творческом принятии решений, самосовершенствовании будущих специалистов педагогической работы. Все это способствует закреплению профессиональных знаний, формированию необходимых умений и навыков.
Среди современных методов проблемного обучения, которые постоянно прогрессируют, доминирующее место в профессиональном образовании прочно занимают и импровизационные методы обучения (Ю.Н. Кулюткин, Н.М. Сау-кова и др.) как наиболее соответствующие инновационному подходу в обучении.
Закрепить усвоенные в обучении технико-технологические знания, практические мультимедийные навыки и умения студенты должны в разработанных преподавателем лабораторных заданиях, с обязательной психолого-педагогической поддержкой преподавателя. Лабораторные задания, предоставленные для проверки индивидуальных знаний студентов и определения уровня их творческого и профессионального развития, выявили особые закономерности инновационного обучения, которые при определенных условиях не только раскрывают профессиональную компетентность, но и выступают в роли доминанты обучения, позволяющей решать любые инновационные задачи.
Субъект-субъектные отношения между педагогом и студентом определяются, как известно, эмоционально-
3 http://www.jur-portal.ru/work.pl?act=law_ read&subact
педагогические исследования
ценностным взаимодействием общения (И.Л. Вахнянская, Ф.Е. Василюк, М.А. Глазева, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.И. Маслов, А.Б. Орлов, М. Хазанова и др.), в котором заинтересованы обе стороны. Эмоционально-ценностные отношения направлены на соблюдение абсолютной функциональности в психолого-педагогической, научно-методической деятельности, то есть в условиях постоянного накопления информационного капитала. Выстраивая определенный «нравственный климат», необходимо учитывать стимулирующие факторы, в которых доминирующее положение занимает преподаватель как субъект педагогической деятельности. Формируя телекоммуникационные субъект-субъектные отношения (в частности, на примере видеоконференций), субъект, являясь одним из участников вербальных, «технологических отношений» (термин автора), может как целенаправленно доминировать над объектом, направляя его на решение образовательных задач, так и быть субъектом целенаправленного (со стороны объекта) научно-методического «инициативного слушательского видеообучения». В данном случае оба участника телекоммуникационного взаимодействия (которое мы условно обозначили термином «медиатехнологические взаимоотношения») могут одновременно являться и объектами и субъектами прогрессивного, инновационного обучения с активно оцениваемой обратной связью, находясь в постоянном профессиональном и личностном информационном взаимодействии и развитии.
Системно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Т.В. Машарова, И.С. Якиманская и др.) для музыкального образования является системообразующим ориентиром в практической учебной деятельности студентов. Его можно считать положительным, если будут организованы про-
фессиональные педагогические технологии, рассчитанные на длительный позитивный результат, представлен системно организованный материал, который при целостном системно-деятельностном анализе обучения с применением мультимедиа-технологий может максимально реализовывать творческие проекты музыкантов. Индивидуально-творческий подход предполагает постоянное развитие личности в системе воспитания и обучения. Анализируя индивидуально-творческие процессы в профессиональной деятельности музыкантов, следует отметить, что реализуются эти процессы (при создании определенных условий) на основании определенного студентами либо педагогом задания, которое может быть выполнено в рамках личностно-ориентированного обучения. По мнению В.А. Сластенина, индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Саукова Н.М., Моркин СА, Соколова Г.Ю. Информационно-коммуникационные технологии обучения студентов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ЕН.Ф.03 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; Аудиовизуальные технологии обучения). — М.: МПГУ, 2008.
2. Сластенин ВА. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИХ УЧЕНЫХ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ
А.Ш. Комили, кандидат исторических и доктор физико-математических наук, академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН) РФ, проректор Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава по международным связям (Республика Таджикистан), [email protected],
Х.М. Гулов, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор КТГУ им. Носира Хусрава по учебным вопросам, (992322) 224520,
Х. Рахмонов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания физики КТГУ им. Носира Хусрава, (992322) 224520,