ская характеристика преступлений в местах лишения свободы» и др.
В вузе реализуются следующие формы дополнительной деятельности слушателей, направленные на развитие их правовой культуры (см. таблицу 1).
Приведенные в таблице формы и методы дополнительной деятельности слушателей активизировали процесс становления будущего сотрудника ФСИН и способствовали формированию и развитию правовой культуры слушателей. Слушатели отмечают, что наиболее значительными для их будущей профессиональной деятельности являются «Мозговой штурм» во время экстремальных ситуаций, ролевые игры (имитация правоохранительных
ситуаций), виртуальный практикум по правоохранительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонтарь В.Н. Операционно-деятельност-ный компонент личностно-ориентированного обучения курсантов в вузе: автор. дисс. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2004.
2. Афиногенов ПА. Роль и место правовой культуры в деятельности выпускников вузов ФСИН // «Шуйская сессия студентов, аспирантов и молодых ученых». — М. — Шуя, 2009.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
О.В. Петунин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected]
В статье автор описывает свой опыт организации и проведения учебно-исследовательских экспедиций и полевых практик со студентами естественно-географических факультетов и специальностей. Автор считает эти формы внеучебной деятельности важным средством активизации познавательной самостоятельности студентов.
Ключевые слова: активизация познавательной самостоятельности студентов, учебно-исследовательские экспедиции; учебные полевые практики.
ЕХРEDITIONS OF TRAINING RESEARCH AND FIELD PRACTICAL wORKS AS METHODS OF ACTIVIZATION STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE
Petunin O.V.
The author describes his experience in organizing and conducting training and research expeditions and field practices with students of natural-geographical departments and specialties. The author considers these forms of extracurricular activities important means of enhancing students' cognitive independence.
Key words: expeditions of training research; field practical works; аctivization Students' Cognitive Independence.
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых.
Активизацию познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе мы рассматриваем как систематическое и целенаправленное субъектно-
согласованное взаимодействие педагога и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью стимулирования познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности обучаемых в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.
Активизация познавательной самостоятельности складывается из целенаправленного взаимодействия педагогов и обучающихся, осуществляемого в урочной и
внеурочной работе. Внеучебную деятельность необходимо организовывать так, чтобы она служила продолжением учебной работы и являлась полноправным компонентом образовательного процесса, направленного на систематическое образование обучающихся и активизацию их познавательной самостоятельности.
К формам и методам и внеурочной работы обучающихся, посредством которых осуществлялся процесс целенаправленной активизации познавательной самостоятельности, мы относим: научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, экспедиции, полевые практики, научно-практические конференции, олимпиады, тематические вечера и др. Остановимся на характеристике и возможностях, которыми обладают для активизации познавательной самостоятельности студентов экспедиции и полевые практики.
Учебно-исследовательские экспедиции в системе внеучебной работы, направленной на активизацию познавательной самостоятельности студентов, занимают, по нашему мнению, важное место.
Большинство методик, реализуемых при осуществлении исследовательской деятельности обучающихся, как правило, ориентировано на полевую, экспедиционную работу. Главная цель экспедиции — сбор экспериментального материала в полевых условиях. Тематика экспедиционных исследований может охватывать такие области как геология, экология, ботаника, зоология, биохимия, гидрология, комплексное исследование истории и культуры коренного населения и некоторые др.
В своейработе по организации учебно-исследовательских экспедиций мы преследуем несколько задач: активизировать познавательную самостоятельность и сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности; преодолеть межпредметную обособленность знаний, соединить теоретическую и практическую стороны учебного материала; поддержать и развить интерес к изучаемым дисциплинам; развить умение жить в коллективе; собрать материал для написания работ научно-исследовательского характера и др.
Учебно-исследовательские экспедиции, проводимые нами, состоят из нескольких этапов.
1) Подготовительный этап связан с ознакомлением со специальной литературой, овладением методикой исследования, постановкой проблем. Подготовительный этап представлял собой совместную работу педагогов и обучающихся. Обучаемые, опираясь на имеющиеся у них знания, выбирают предполагаемые районы проведения будущей экспедиции. После выбора района они вместе с руководителем экспедиции производят экономическую и познавательную оценку и предлагали ее на общем собрании.
После определения района экспедиции ее участники приступают к детальному изучению данного района. На этом этапе составляется подробное физико-географическое описание района, определяются интересные природные и краеведческие объекты района. После этого изучается вопрос доступности района с
точки зрения транспорта. После определения основных объектов участники экспедиции приступают к разработке маршрута и научной программы. Мы предъявляем самые жесткие требования к маршрутам. Двумя группами обучающихся, как правило, разрабатываются альтернативные маршруты. После детальной проработки маршрутов и их подробного описания производится их защита.
Согласно особенностям района проведения и продолжительности экспедиции определяется необходимое снаряжение, и составляется продуктовая раскладка с учетом местных условий и возможностей. Особое внимание на подготовительном этапе следует уделить проработке научной программы экспедиции. Учитывая состав участников и их возраст, опираясь на базовые знания тех или иных дисциплин руководитель экспедиции вместе с активом определяет основные виды работ.
Далее следует заняться специальной подготовкой научных групп. В рамках одной из экспедиций, совершенной в Кош-Агачский район республики Алтай (Алтайская экспедиция) весь отряд студентов II—IV курсов (около 20человек) был разделен на следующие группы: геологическую; энтомологическую; гидрохимическую; метеорологическую; ботаническую. Краеведческая работа выполнялась всем отрядом. До начала экспедиции определялись общие задачи групп.
2) На активном этапе, то есть в самой экспедиции обучающиеся выполняют работу в группах, набирая непосредственный полевой материал. Приведем примерное содержание исследовательской работы студентов в ходе Алтайской экспедиции:
— закладка контрольных площадок;
— прокладка на местности линейно-радиальных маршрутов, съемка и составление планов-схем;
— определение объектов природы на местности (тип рельефа, растительного сообщества, его ярусности и др.);
— наблюдение общих изменений компонентов местного ландшафта под влиянием антропогенной деятельности, характер поведения людей в окружающей среде;
— ведение документации.
Экспедиция включала два основных направления деятельности. Первое направление — исследование флоры и фауны. Его реализация заключалась в определении видового состава различных типов животных и отделов растений, их ареалов, популяций, численности различных типов животных, видового состава растений, доминирующих видов, выявлении и учете редких и исчезающих типов, определении условий обитания видов, изучении почв, изучении состава воды и воздуха и др. Второе направление — сбор и составление коллекций, в том числе минералогических, энтомологических, ботанических фото- и видео-коллекций.
3) Камеральный этап заключается в обработке привезенного полевого материала. Обучающиеся на основе предварительной обработки полевого материала совместно с руководителем экспедиции определяют темы своих исследовательских (проектных) работ.
4) Итоговая конференция является важнейшим этапом экспедиции. Она, как правило, проводится в базовом лагере. На конференцию прибывают все направления экспедиции. Авторы и руководители групп отчитываются о проделанной работе и обсуждают полученные результаты. К выступлениям на конференции обучаемые чаще всего относятся с большой ответственностью, доклады своих товарищей выслушивают с интересом, задавая многочисленные вопросы. На итоговой конференции обучающиеся пробуют свои силы, готовясь к научно-практическим конференциям. Приведем названия нескольких исследовательских работ студентов, выполненных во время проведения Алтайской экспедиции:
— «Энтомологическое описание реки Джазатор»;
— «Микроклиматическое описание Кош-Агачского района республики Алтай»;
— «Ботаническое описание Сайлюгемского заказника»;
— «Гидрохимические исследования реки Джу-малы»;
— «Разработка экологической тропы зоны покоя «Плато Укок»;
— «Создание электронной энциклопедии экспедиции» и др.
Мы считаем целесообразным в каждой работе, представленной на конференцию, найти положительные моменты, так как это необходимо для того, чтобы у обучаемого возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжить избранную деятельность.
Таким образом, важнейшим компонентом научно-исследовательской деятельности студентов являются учебно-исследовательские экспедиции. Они направлены на построение содержательного взаимодействия педагога и обучаемого с целью личностного развития обоих сторон, с целью активизации познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся.
Не менее важную роль в активизации познавательной самостоятельности обучающихся, как показывает наш опыт, играют учебные полевые практики. Они являются для студентов серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Учебные практики проводятся со студентами естественно-географических факультетов и специальностей. Обучаемые закрепляют теоретические знания, приобретают навыки стационарных и маршрутных исследований «в поле», овладевая методикой изучения природных объектов в условиях их естественного функционирования.
Наряду с лекционным курсом, лабораторными и практическими занятиями полевая практика дает возможность наиболее полно показать диапазон знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться обучаемым в будущем. В отличие от экспедиций полевые практики непосредственно связаны с изученным в течение учебного года учебным материалом. Они заключаются в выполнении обучаемыми тематических заданий, которые они представляют и защищают в начале следующего учебно-
го года на конференции по итогам полевой практики. Полевые практики проводятся, как правило, в окрестностях того или иного населенного пункта в течение 7—10 дней.
В методике проведения полевых практик мы выделяем три этапа.
1) Подготовка практики — выбор постоянных или сменных рабочих групп; выбор природных объектов для исследования; получение обучающимися тематических заданий; подготовка оборудования (каждый обучающийся должен был иметь тетрадь в клетку, блокнот с пружинным корешком, увеличительную лупу 47-х кратную, цветные карандаши и фломастеры, линейку, липкую ленту, кальку для копирования карт, чертежей и рисунков и др.).
Кроме того, для прохождения практики по предметам естественно-географического цикла обучающиеся берут оборудование для индивидуальной или групповой исследовательской работы: один или два полевых микроскопа, препаровальные иглы, пинцеты, красители, сачки для ловли беспозвоночных, гербарные сетки, морилки для насекомых, спирт или формалин для фиксации биологического материала, термометры, химические реактивы, копалки или железные совочки, измерительную ленту, колбы, компасы, аптечку и др.
2) Выход обучающихся к изучаемым объектам и их исследование согласно полученным тематическим заданиям.
Содержание студенческой полевой практики определяется программой, которая составляется в соответствии с учебным планом и учебными программами по той или иной дисциплине. Например, при проведении полевой практики по зоологии беспозвоночных один из маршрутов связан с изучением донных животных водоема. На водоеме для достоверности результата мы устанавливали условные станции (не менее 2-х) для взятия проб зообентоса (наименее подходили песчаные грунты). В месте отбора пробы с помощью скребка проводилась первичная обработка, включающая разбор, сортировку организмов из грунта. При невозможности этого, пробы фиксировались нами раствором формалина или спирта. При разборке пробы организмы сортировались по систематическим группам, а так же учитывался численный состав каждого вида и т.д.
В ходе практики по анатомии и морфологии растений студенты I курса учились различать около 100 150 видов, приобретали знания диагностических признаков видов, их латинских названий и умение работать с определителями. В ходе этой практики большое внимание уделялось морфологическому анализу растений разных жизненных форм, вопросам экологической морфологии, фенологии, изучению индивидуального развития растений, а также их охране.
Таким образом, полевые практики студентов, как правило, являются узконаправленными (за исключением комплексной полевой практики) и предполагают выполнение студентами достаточно сложных видов работ. Главной целью этих работ является ведение мониторинга за состоянием, как отдельных природных объектов, так и со-
новые информационные технологии
обществ в целом. Студенты, подводя итоги мониторинговых работ, могут осуществить прогнозирование развития изучаемых биоценозов.
Исследовательские работы студентов требуют, как правило, длительного срока выполнения. Приведем несколько тем студенческих работ, выполненных в ходе полевой практики по геологии в Таштагольском районе Кемеровской области:
— «Выявление и картирование интрузивных образований в районе реки Подкатунь»;
— «Изучение всех типов метаморфизма, развитых в районе реки Подкатунь»;
— «Изучение разрезов в районе реки Подкатунь с целью ознакомления со стратиграфией района выделение стратиграфических подразделений и последующим их картированием» и др.
Также в течение ряда лет студенты II курса изучали растительность заповедника Кузнецкий Алатау.
3) Обработка материалов практики и подведение итогов — на основе проверки журналов наблюдений, оценки самостоятельной работы обучающихся им выставляются оценки за полевую практику. За день до окончания практики ее руководители принимают отчет каждого обучающегося из группы.
Самое интересное — это отчет обучающихся по самостоятельным работам. Весь собранный ими материал обрабатывался, привлекалась дополнительная литература. Все материалы практики должны найти свое применение.
Они могут выйти в виде докладов и рефератов, а лучшие рекомендуются к представлению на ту или иную научно-практическую конференцию.
В завершении разговора о полевых практиках отметим, что они являются важным средством активизации познавательной самостоятельности учащейся молодежи. Они способствуют выработке у обучающихся навыков самостоятельных наблюдений за природными объектами, постановки экспериментов в полевых условиях, обработке полученных материалов и их использовании при написании реферативных или исследовательских работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981.
2. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. — Ижевск, 2001.
3. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, 1999. — № 10.
4. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
Н.М. Саукова, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры аудиовизуальных технологий обучения Московского педагогического государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются инновационные концептуальные подходы к использованию мультимедиа-технологий, ориентированные на профессиональную подготовку студентов-гуманитариев (музыкантов).
Ключевые слова: инновационные концептуальные технологии, инновационная методическая система обучения, мультимедийный компонент, образовательно-уровневые ступени, медиатехнологические отношения.
INNOVATIVE CONCEPTUAL APPROACH FOR USING OF THE MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION of STUDENTS'-HUMANISTS' schoolwork
Saukova N.M.
The innovative conceptual approaches of using of the multimedia technologies focused on vocational training of students-humanists (musicians) are considered in article.
Key words: innovative conceptual technologies, innovative methodological training system, multimedia component, educational levels, media technological relations.